M.A. Андриянов
Андриянов Михаил Алексеевич — соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза РФ
E-mail: [email protected]
Борьба с криминальной воинской коррупцией как условие обеспечения экономической безопасности России
В статье обосновывается вывод о том, что эффективная борьба с коррупцией, совершаемой военнослужащими или с участием их, является важным условием обеспечения не только оборонной, но и экономической безопасности страны. Раскрываются общие признаки и дается характеристика конкретных видов воинской коррупции. На этой основе формулируются предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
The author arrives at the conclusion that an effective struggle with the corruption done by the servicemen
or with their participation is an important condition which provides not only defensive but economic security of the country, too. The article discloses general features and gives characteristics of specific kinds of military corruption. All this enables the author to word proposals on improvement of the criminal laws and their practical application.
и
и
с
с
Рос
с
о
і
с
а
с
о
з
е
б
й
кой
с
е
В настоящее время коррупция поражает буквально все сферы жизнедеятельности российского общества, весь государственный и муниципальный аппарат, все слои общества. К сожалению, не миновала этой участи и сфера деятельности силовых структур государства, включая органы внутренних дел, таможенные и другие специальные службы, а также воинские подразделения.
Особую опасность криминальные коррупционные проявления приобретают сегодня в среде военнослужащих. Так как Вооруженные Силы РФ были и остаются основным гарантом мира и безопасности человечества, неотъемлемым условием национальной безопасности страны, ее высокоэффективного экономического и социального развития, важным фактором обеспечения прав и свобод человека и гражданина, то любые нарушения их деятельности, особенно коррупционно-криминального характера, способны роковым образом отразиться на судьбах страны, а при определенных обстоятельствах — и на судьбах всего мирового сообщества.
Коррупция среди военнослужащих, посягая прежде всего на государственную власть, а если говорить точнее, на порядок комплектования и функционирования Вооруженных Сил РФ, на порядок зачисления на военную службу и ее несения, самым непосредственным образом ударяет по нашим национальным интересам, подрывает экономический потенциал страны, ее инновационные и инвестиционные системы, разрушает формирование, развитие и упрочение человеческого капитала, являющегося, как известно, основой не только экономических достижений, но и достижений во всех других сферах жизнедеятель-
ности, включая социальную, культурную и экологическую сферы. Отнюдь не случайно, что утвержденная Указом Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 года № 5371 в числе главных приоритетов устойчивого развития страны, обеспечивающих ее национальную безопасность, в качестве составной части этой безопасности называет и безопасность экономическую.
Следует заметить, что сами термины «военная служба», «военное дело», «военнослужащий», «военачальник», «военное имущество», «военная форма», «воинское звание», «военная безопасность» и так далее имеют в своей основе такие понятия, как «война», «воевать», «завоевывать» и т. п. Между тем условия мирного времени обычно требуют от военнослужащего не непосредственного участия в военных (боевых) действиях, а лишь постоянной готовности к участию в таковых. Конечно, нельзя исключать необходимости непосредственного участия в военных действиях и в мирное время. Это может быть связано, например, с ростом напряженности во взаимоотношениях с другими государствами, попыткой определенных политических кругов, как внутри, так и вне страны, насильственно захватить власть или способствовать незаконному (насильственному) ее удержанию, с попыткой осуществить в стране государственный переворотбез объективныхк тому причин, с состоянием вооруженного мятежа, другими провокационными вооруженными выступлениями внешнего или внутреннего характера.
Конкретно причины военных действий могут быть связаны, например, с наступательными действиями военщины какого-либо государства, с
о
і
S
со
ия
I
ф
ч
е
с
с
е
б
о
е
и
в
о
£
1
й
е
и
ц
р
корр
й
кой
с
I
и
о
в
й
о
I
ь
а
I
и
м
и
кри
а
б
ь
р
о
LO
в
о
I
I
А
£
О
О
О
сц
о
0
1
о
2 о со ф ю
>5
8
О
0
1
8
со
§
I
ф
:т
Ф
С
О
ф
ю
о
0)
со
0 £
1 >5
з-
£.
!
52
0
1
О
со
>5
0
1 -о
сз
1
2
&
сз
Ю
-о
&
10
со
0
1 § о. ?
необходимостью проведения операции по принуждению к миру (наглядный тому пример нападение военщины Грузии на Южную Осетию 8 августа 2008 года и последовавшие затем ответные вооруженные действия России), действиями сепаратистских боевиков, ведущих кое-где еще и сейчас отдельные локальные боевые операции против конституционного строя России в СевероКавказском ее регионе, боевыми действиями разного рода террористов, в том числе таких, которые тоже поднимают руку на единство и территориальную целостность Российской Федерации, посягаютна жизньи здоровье наших соотечественников за рубежом.
Но это, скорее, исключение из правила, чем само правило. По мере экономического, политического и социального сотрудничества государств между народами появляется все больше доверия, активизируются культурные отношения между ними, возрастает роль достигнутыхмежду ними договоренностей, различных мирных инициатив, выдвигаемых, кстати, не только правительственными учреждениями, но и неправительственными организациями. Большое значение в этом смысле имеют, в частности, взаимные визиты глав различных государств, их официальных и неофициальных делегаций, телемосты, обмены студентами, культурными и другими достижениями.
Однако откуда бы ни исходила угроза нашей национальной безопасности, требующая максимальной мобилизации усилий Вооруженных Сил РФ на решение стоящих перед ними задач и, конечно же, решительного противодействия любым посягательствам на порядок их комплектования и функционирования, в том числе воинским коррупционным преступлениям, важно оперативно устранять любые такого рода дестабилизирующие явления. Но это, в свою очередь, требует немалых дополнительных затрат. Получение необходимых для этого средств в условиях распространенности и допустимости нарушений порядка в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, становится весьма затруднительным, так как в экономике страны при подобных обстоятельствахпроисходят сбои и активность экономической деятельности в целом резко снижается. Конкретно это можетбыть связано, например, наряду с другими причинами, с уменьшением инвестиционных поступлений в страну.
Распространенность коррупции среди военно-служащихсоздает, помимо прочихнегативных явлений, необоснованные предпочтения в снабжении воинских подразделений продовольствием и другим имуществом неэффективно работающими субъектами экономической деятельности, подрывает конкурентные позиции других хозяйствующих субъектов, ведет к снижению качества поставляемых Вооруженным Силам РФ товаров и оказываемых им услуг.
Сегодня пресса буквально пестрит сообщениями о коррупционныхсговорах отдельных предста-
вителей командного состава Вооруженных Сил РФ с бизнесом. Дело доходит до того, что некоторые командиры снабжают теневой бизнес рабочей силой из числа военнослужащих срочной службы. То есть фактически отдельные представители командного состава обращаются с подчиненными как с военным имуществом (которое, заметим кстати, тоже нередко становится предметом противоправного обращения), а произвольно используя их труд (образно говоря, за похлебку), обращают их по существу в рабское состояние. В результате создается целый клубок криминальных явлений, распутывать который приходится порой с участием сотрудников органов прокуратуры, ФСБ и иных компетентных органов высшего уровня. Здесь налицо: и использование рабского труда, и торговля людьми, и незаконное лишение свободы, и многие другие преступления против свободы, чести и достоинства личности.
В соответствии с замыслом настоящей статьи дадим обобщенную характеристику норм уголовного законодательства, составляющих правовую основу борьбы с коррупцией в среде военнослужащих — борьбы, являющейся одним из непременных условий обеспечения экономической безопасности страны. Система этих норм включает статьи 285, 290—291 и 160 УК РФ.
В смысле исследуемой темы криминальная воинская коррупция — это совокупность совершаемых военнослужащими или с их участием на систематической основе коррупционных преступлений, состоящих в использовании военной службы вопреки ее интересам и в корыстных или иных личных целях, если это влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Основываясь на приведенном определении общего понятия криминальной воинской коррупции, можно вести речь как минимум о шести ее основных признаках:
— совершение коррупционно-криминальных действий военнослужащими или с их участием;
— систематическое совершение военнослужащими или с их участием таких коррупционно-криминальных действий;
— использование при этом военнослужащими возможностей военной службы;
— совершение коррупционно-криминальных действий вопреки интересам военной службы;
— наличие корыстной или иной личной цели у военнослужащего, совершающего соответствующие криминально-коррупционные действия;
— существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Кратко охарактеризуем перечисленные признаки совершаемых военнослужащими или с их участием коррупционных преступлений, прежде всего под углом зрения таких воинских коррупционных преступлений, как получение и дача взятки.
Совершение коррупционно-криминальных действий военнослужащими или с их участием означает, что субъектом данных действий можетбыть именно военнослужащий. Вместе с тем, субъектами соучастия в коррупционных действиях могут быть, наряду с военнослужащими, также и иные лица. Поэтому, например, лицо, не являющееся военнослужащим, но передающее взятку военнослужащему, или лицо, являющееся посредником во взяточничестве, совершаемом с участием военнослужащего, тоже должно признаваться коррупционером, разумеется, при наличии систематичности совершаемых таким лицом соответствующих коррупционных действий. Причем, так должен решаться рассматриваемый вопрос независимо от того, об активном или пассивном соучастии взяткодателя в коррупционных действияхглав-ного коррупционера (взяткополучателя) идетречь.
Для полной ясности в данном вопросе укажем, что активным соучастием в данном случае следует признавать действия взяткодателя, инициировавшего совершение коррупционной сделки. В этом случае действия взяткодателя, наряду с дачей взятки, должны квалифицироваться еще и как подстрекательство к получению взятки. Соучастием пассивным признается при этом такое соучастие, при котором инициатива в совершении коррупционной сделки исходит от взяткополучателя. В данном случае действия взяткополучателя, наряду с получением взятки, квалифицируются еще и как подстрекательство к даче взятки, а действия взяткодателя, наряду с дачей взятки, квалифицируются соответственно еще и как пособничество получению взятки.
Факт же вымогательства взятки требует, как мы полагаем, тоже самостоятельной квалификации по ст. 163 УК РФ, в дополнение к квалификации получения взятки с учетом соответствующего квалифицирующего признака (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Если при совершении дачи взятки взяткодатель добивается от взяткополучателя совершения тех или иных незаконных действий, которые сами по себе образуют состав того или иного преступления, то его действия, помимо прочего, следует квалифицировать еще и как подстрекательство к соответствующему преступлению (например, к хищению, злоупотреблению должностными полномочиями и т. д.).
Если дача взятки совершается тоже военнослужащим, то сам собою «выплывает» вариант квалификации содеянного еще и по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) — точно так же, как и действия взяткополуча-теля-военнослужащего, совершившего за взятку те или иные незаконные действия, должны квалифицироваться как минимум еще и как злоупотребление должностными полномочиями, разумеется, при наличии других необходимых признаков данного преступления. Если же названные незаконные действия взяткодателя образуют состав еще и какого-либо другого преступления, то они
тоже должны подлежать соответствующей самостоятельной уголовно-правовой оценке.
Систематическое совершении военнослужащими или с их участием коррупционно-криминальных действий означает совершение их как минимум троекратно, причем при том непременном условии, что каждое отдельно совершенное действие содержит самостоятельный состав какого-либо коррупционного преступления. Если, например, заранее оговоренная сумма взятки передается «по частям» (даже если она передается за два или более заранее оговоренных акта действия или бездействия взяткодателя), то признаксистематичности отсутствует.
Однако наличие рассматриваемого признака может быть констатировано в случае, если ситуация приобретает такой характер, который в обыденном сознании получает наименование «прикорм должностного лица». «Прикормить должностное лицо» — это, значит, посредством систематически совершаемых в отношении его «знаков внимания» (деньги, иные ценности, имущественные услуги, создание выгод и преимуществ имущественного характера и т. п.) добиваться от него выгодных для так называемых «прикормщиков» должностных действий, совершаемых с использованием служебных полномочий, как правило, на постоянной основе, то есть в течение неопределенно продолжительного времени.
Располагая, как правило, по существу неограниченными финансовыми возможностями, «при-кормщики» обычно сами расставляют «своих людей» на различных ступенях служебной иерархии, а иногда и сами внедряются в различные государственные и муниципальные структуры, разумеется, не прекращая связей с основными своими занятиями, в том числе связанными с теневым бизнесом, легализацией (отмыванием) денежных средств или (и) иного имущества, приобретенного преступным путем, преступным промыслом, в том числе связанным с заказными убийствами, похищением людей, хищением государственных и (или) муниципальныхсредств, монополистическими экономическими и политическими действиями, криминальным рейдерством и т. п. Сегодня мы пока еще не знаем, как все это преодолеть, но уже завтра мы должны сделать все возможное и, может быть, почти невозможное для того, чтобы всего этого не было. Иначе в стране неизбежны очередные «великие потрясения».
Что касается рассматриваемого здесь вопроса на уровне уголовного законодательства, то одной из составляющихчастей его решения могло стать, например, дополнение диспозиции ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) таким альтернативным квалифицирующим признаком, как систематическое совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи злоупотребления — в части совершения злоупотребления полномочиями лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность
и
и
с
с
Рос
с
о
I
с
а
п
о
з
е
б
8
с
е
о
I
8
СО
ия
I
ф
ч
е
п
с
е
б
о
е
и
СО
о
£
I
>5
е
и
з-
£.
о.
л
>5
8
с
I
и
о
со
>5
о
I
ь
а
I
и
м
и
&
а
б
ь
О.
о
10
со
о
I
!
£
О
О
О
сц
о
0
1
о
2 о со ф ю
>5
8
О
0
1
8
СО
§
I
Ф
:т
Ф
С
О
ф
ю
о
0)
со
0 £
1 >5
з-
£.
!
52
0
1
О
со
>5
0
1 -о
сз
1
2
&
сз
Ю
-о
&
10
со
0
1 § о. ?
субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Было бы, на наш взгляд, целесообразным дополнить таким признаком и соответствующие диспозиции ст. 290—291 и 160 УК РФ. При этом диспозиции ч. 2, 3 и 4 ст. 290, диспозицию ч. 2 ст. 291 и диспозиции ч. 3 и 4 ст. 160 УКРФ предлагается дополнить альтернативным квалифицирующим признаком систематического совершения соответствующих преступлений.
Использование военнослужащими при совершении коррупционно-криминальных действий возможностей военной службы в смысле рассматриваемых вопросов означает извлечение военнослужащим посредством совершения коррупционных действий той ли иной пользы (выгоды) для себя или для других лиц.
Извлечение личной пользы для лица, состоящего на военной службе, из факта занятия им своей служебной деятельностью — вполне естественное дело: лицо занимает ту или иную должность, пользуется обычно достаточно просторным (в крайнем случае, собственным) служебным кабинетом, имеет более ли менее преданного — в служебном и (или) ином отношении — секретаря, персональную машину, водителя (он же, как правило, личный телохранитель), хорошую и в достаточно престижном месте квартиру, почти у подъезда — гараж, отличную дачу. Ко всему прочему, человек управляет людьми, имуществом, так или иначе влияет на происходящие в стране, в регионе или на уровне муниципальных образований процессы, выступает в прессе, является в той или иной мере известным в соответствующих кругах человеком, получает довольно высокую зарплату, более или менее солидные надбавки к ней, премии, другие выплаты, в том числе связанные с теми или иными «подработками», пользуется различными служебными льготами и преимуществами, оказывает весомое участие в судьбе родственников, друзей, приятелей, знакомых, соседей и т. п. Но все это еще не имеет отношения к коррупции — во всяком случае, прямого. Настоящая (криминальная) коррупция начинается там, где должностное лицо, используя служебные полномочия, совершает незаконные действия (или внешне хотя и законные, но на самом деле все же противоправные) за не предусмотренные законом «знаки внимания» от каких бы то ни было лиц.
Таким образом, коррупция в форме систематически совершаемого взяточничества — это взаимосвязанные, а именно взаимозаинтересован-ные и поэтому взаимообусловленные действия, совершаемые военнослужащим или с его участием, а именно лицом, торгующим, как говорится, «направо» и «налево» своими военно-служебными полномочиями, то есть действия должностного лица, использующего свои должностные полномочия для оказания различных незаконных «услуг» на выгодных для себя условиях.
Совершение военнослужащими коррупционнокриминальных действий вопреки интересам военной службы означает, во-первых, что эти действия совершаются в нарушение правовых норм, регламентирующих соответствующую служебную деятельность, а во-вторых, что они влекут существенный ущерб тем или иным правоохраняемым интересам.
Наличие корыстной или иной личной цели у военнослужащего, совершающего соответствующие кор-рупционно-криминапьные действия, как признак рассматриваемых военно-коррупционных преступлений тесно связано с рассмотренным выше признаком использования военнослужащим возможностей военной службы. Он означает, во-первых, что в основе коррупционных действий военнослужащего — его стремление получить ту или иную материальную выгоду, а во-вторых, что такие действия всегда характеризуются умышленной, точнее, прямоумышленной виной.
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства означает, что граждане, организации, общественные или государственные структуры не могут, образно говоря, закрывать глаза на соответствующие действия коррупционеров, поскольку такие действия причиняют существенный вред соответствующим правоохраняемым интересам.
Опаснейшими проявлениями воинской криминальной коррупции являются факты систематического совершения присвоения военного имущества, вверенного военнослужащему (ст. 160 УК РФ).
Учитывая, что диспозиция ч. 3 ст. 160 УК РФ содержит указание на такой альтернативный квалифицирующий признак(наряду с признаком совершения присвоения и растраты в крупном размере), как совершение рассматриваемого преступления лицом с использованием своего служебного положения, обоснованно, на наш взгляд, считать, что присвоение и растрата — это такие преступления, которые могут совершаться и вне отношений службы (ч. 1 и отчасти ч. 4 ст. 160 УК РФ). Это могутбыть, например, случаи, когда, скажем, лицо вверяет на время своего отпуска соседу по лестничной площадке квартиру со всем ее содержимым (в целях обеспечения сохранности квартирного имущества), а потом оказывается, что тот присваивает или растрачивает вверенные ему ценности. Ккоррупции такие случаи отношения не имеют, но они позволяют лучше понять, в чем же состоит суть действительно коррупционных присвоений и растрат. Таковые имеют место при совершении присвоения или растраты лицом, занимающим то или иное служебное положение в системе государственной или муниципальной службы, с использованием этого своего служебного положения. Воинское же коррупционное хищение в указанных формах совершается военнослужащими, использующими с этой целью свое воинско-служебное положение.
Имущество может быть вверено военнослужащему, занимающему соответствующую должность, для целей, например, хранения, транспортировки, дальнейшего распределения (перераспределения), для непосредственного использования в интересах военной службы. Оно может быть вверено ему под материальную или дисциплинарную ответственность, которая, однако, при соответствующих условиях (например, при достаточно большой стоимости похищенного) может дополняться (заменяться) ответственностью уголовной. Систематически совершаемые действия такого рода образуют явление, которое и есть криминальная воинская коррупция. В рассматриваемом виде она наносит наибольший вред экономической безо-
пасности страны, а поэтому противодействие ей должно осуществляться с использованием всех имеющихся в распоряжении государства и общества средств и методов.
Важно иметь в виду, что криминальная воинская коррупция, как и любая иная коррупция, есть не только уголовно-правовое, но и криминологическое явление, а поэтому разработка средств и методов борьбы с ней должна осуществляться на комплексной основе, то есть с участием знаний в области как уголовного права, таки криминологии.
Примечания
1. Российская газета. — 2009. — 19 мая. — С. 15.
А.В. Кожемяков
Кожемяков Александр Владимирович — соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского
кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза РФ
§
t
с
о
□L
8
О
3
ъ
£•
is
§
S
Q.
Ф
E-mail: [email protected]
Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности (на материалах Чувашской Республики)
В статье анализируются детерминанты совершения экономических преступлений, обусловленные региональными особенностями преступности. Приводятся сведения о доле преступлений экономической направленности в общем объеме совершаемых в Чувашской Республике преступлений. Раскрывается содержание места и роли органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности.
The author analyses the determinants of committing economic crimes conditioned by the specific regional factors of criminality. He gives data about the share of the crimes of economic nature
in the total volume of crimes committed in the Chuvash Republic. The article reveals the place and role of the MVD agencies in providing economic security.
о
0
1
о
то
с
о
<0
»о
>s
8
о
0
1
8
то
S
S
I
ш
:т
Ш
С
О
ш
»о
о
В настоящее время в социальной, политической, экономической и другихсферах жизни российского общества получили устойчивый характер некоторые негативные тенденции. Они выражаются в коррупции, безработице, зависимости экономической системы от теневого бизнеса, кризисных явлений в мировой финансовой системе и являются непосредственными причинами обострения криминогенной ситуации. Значительно расширился круг косвенных детерминантов, с которыми также связывается состояние преступности. Среди них выделяются те, которые обусловлены региональными особенностями преступности, в том числе отдельными социально-экономическими факторами.
Значительное место (от 10 до 14%) в структуре преступности занимают угрозы, связанные с кри-
минализацией экономики (рис.1). Они характеризуются тенденцией киспользованию в преступных целях профессиональных познаний специалистов (экономистов, юристов, финансистов и пр.), применению вычислительной и иной техники, что позволяет извлекать сверхкрупные и трудновыяв-ляемые криминальные доходы, скрывать прибыль от налогообложения, формирует новый слой собственников из дельцов теневой экономики, но главное — придает экономической преступности организованные формы1.
Экономические интересы лежат в основе подавляющего числа преступлений. «Они пронизывают все сферы бытия, волнуют всех членов общества, так как в них заключен огромный спектр проблем — от элементарного выживания до мирового господства»2.
ч
£
I
I
Ф
&
I
со
CQ
0
1
г
&
-о
§
о.
со
1
1