Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект'

Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2378
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НЕГАТИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МОРАЛЬ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЗАКОН / УРОВЕНЬ / СОЗНАНИЕ / ЗАКОННОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГРАЖДАНИН / НАСЕЛЕНИЕ / МЕРОПРИЯТИЕ / CORRUPTION / NEGATIVE PHENOMENON / COMBATING CORRUPTION / CRIME / COUNTERACTING MEASURES / MORALS / LEGAL AWARENESS RAISING / LEGAL CULTURE / LAW / LEVEL / CONSCIENCE / RULE OF LAW / MORALITY / LEGAL ORDER / JUSTICE / CITIZEN / POPULATION / MEASURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна, Макаренко Григорий Иванович

В статье раскрываются актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России. Анализируются основные направления государственной политики в данной области. Освещены наиболее значимые нормативные правовые акты, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации. Раскрываются основные причины возникновения и процветания коррупции. Отмечается, что не достигают необходимого антикоррупционного эффекта нормы закона, так как они не решают проблему профессиональной и моральной подготовки лиц, работающих в органах власти, структурах государственного управления и муниципальной службы. Делается акцент на то, что важным сдерживающим фактором в борьбе с коррупцией является именно возрождение морально-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна, Макаренко Григорий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING CORRUPTION IN RUSSIA: THE LAW-MAKING ASPECT

Topical problems of combating corruption in today’s Russia are expounded in the paper. The main lines of government policy in this field are analysed. Crucial normative legal acts whose provisions are directed at combating corruption in the Russian Federation are highlighted. The main causes for the emergence and thriving of corruption are elucidated. It is noted that regulations of law do not achieve the needed anti-corruption effect because they do not solve the problem of professional and moral training of persons working in public authorities, public administration and municipal service structures. It is emphasised that an important constraining factor in combating corruption is just the revival of moral values.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект»

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Атагимова Э.И., Макаренко Г.И.*

Аннотация. В статье раскрываются актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России. Анализируются основные направления государственной политики в данной области. Освещены наиболее значимые нормативные правовые акты, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации. Раскрываются основные причины возникновения и процветания коррупции. Отмечается, что не достигают необходимого антикоррупционного эффекта нормы закона, так как они не решают проблему профессиональной и моральной подготовки лиц, работающих в органах власти, структурах государственного управления и муниципальной службы. Делается акцент на то, что важным сдерживающим фактором в борьбе с коррупцией является именно возрождение морально-нравственных ценностей.

Ключевые слова: коррупция, негативное явление, противодействие коррупции, преступность, меры противодействия, мораль, правовое просвещение, правовая культура, закон, уровень, сознание, законность, нравственность, правопорядок, справедливость, гражданин, население, мероприятие.

В последние годы в мире, в том числе и в России, тема коррупции и обсуждение вопросов противодействия ей приобретают особенную актуальность. Коррупция - это одна из наиболее острых проблем, угрожающих национальной безопасности и существованию любого государства. Являясь негативным социально-правовым явлением, она подрывает эффективность государственного управления. Коррупция существует с давних времен, все предшествующие поколения на протяжении многих веков пытались противостоять этой проблеме. Еще в Ветхом Завете упоминается одна из божьих заповедей народу: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».

Во второй половине XX века коррупция всё больше становится международной проблемой. 31 октября 2003 года Генеральной Ассамблей ООН была одобрена Конвенция против коррупции. Она вступила в силу 14 декабря 2005 года, ее ратифицировали 177 государств. Россия подписала документ одной из первых - в декабре 2003 года,

ратифицировала 8 марта 2006 года1. Уникальность конвенции в том, что она является первым глобальным инструментом, имеющим обязательную юридическую силу в данной области. Она предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.

Начиная с 2008 года в России предпринимаются реальные шаги по борьбе с коррупцией. 19 мая 2008 г. Президент Российской Федерации издает Указ № 815 «О мерах по противодействию

1 8 марта 2006 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции».

* Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела ФБУ НЦПИ при Минюсте России, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]

Макаренко Григорий Иванович, шеф-редактор журнала «Мониторинг правоприменения», начальник отделения развития научной периодики ФБУ НЦПИ при Минюсте России, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]

коррупции». Согласно данному указу был создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Председателем Совета становится сам Президент Российской Федерации. Совет разработал Национальный план противодействия коррупции2, в котором были очерчены важные направления по минимизации основных причин коррупции.

В декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации. Важнейшим национальным нормативным правовым актом в данной области стал Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»3, который был принят во исполнение Национального плана противодействия коррупции от 31 июля 2008 г. В 2009 году принимается Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Оценка работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции привели к необходимости разработки Национальной стратегии противодействия коррупции. В апреле 2010 г. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 утверждаются Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

В Национальной стратегии противодействия коррупции представлена система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающих федеративное устройство Российской Федерации, охватывающих федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленных на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемых федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

2 Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г. утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. Пр-1568).

3 Федеральный закон Российской Федерации от 25 дека-

бря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

За последние несколько лет в стране внесены существенные поправки в антикоррупционное законодательство. В 2011 году принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». В апреле 2012 года Россия стала 39-м государством, присоединившимся к конвенции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с коррупцией, что стало серьезным шагом в работе по приведению российского антикоррупционного законодательства в соответствие международным нормам.

В целях активизации участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм цивилизованного ведения бизнеса, президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции было принято решение о разработке антикоррупционной хартии, а 21 сентября 2012 года на XI Международном инвестиционном форуме в г. Сочи документ был подписан организациями-разработчиками -Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийскими общественными организациями «Опора России» и «Деловая Россия».

Антикоррупционная хартия, представляя собой свод правил ведения бизнеса, предполагает внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ, мониторинг и оценку результатов их реализации, эффективный финансовый контроль, обеспечение принципа публичности антикоррупционных мер, отказ от незаконного получения преимуществ, участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции, информационное противодействие коррупции. Для предпринимателей разного уровня, в том числе и серьезных инвесторов, хартия является основополагающим документом в реализации антикоррупционных комплаенс-процедур [1, С. 16].

В декабре 2012 года принимается Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В январе 2013 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающие организации принимать меры по предупреждению коррупции4.

4 Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008: ст. 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции».

Согласно отчету ОЭСР о России, опубликованному в октябре 2013 года5, в стране было реализовано несколько мероприятий, направленных на выполнение требований ОЭСР. К числу этих мероприятий относятся: внесение поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, связанных с повышением эффективности государственного управления в отношении борьбы с коррупцией; для более эффективной борьбы с коррупцией Правительством Российской Федерации был создан Совет по борьбе с коррупцией и рабочая группа по налаживанию взаимодействия между правительством и бизнес-группами, а также разработана Антикоррупционная хартия российского бизнеса. По данным рабочей группы ОЭСР по борьбе с взяточничеством, в России были успешно внесены изменения в правовую и антикоррупционную систему. По результатам анализа рабочая группа ОЭСР предложила 15 групп рекомендаций по дальнейшему развитию антикоррупционного законодательства в России. Вот некоторые из них: реализовать мероприятия, направленные на повышение уровня информированности и образованности в области коррупционных правонарушений; ввести новые нормативно-правовые процедуры в отношении взяточничества на международном уровне. В 2013 году принимается Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и др.

11 апреля 2014 г. Президент В.В. Путин утвердил национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 годы. В мае Председатель Правительства подписал распоряжение об утверждении программы по антикоррупционному просвещению в период с 2014 по 2016 год. В ней предусмотрены мероприятия, направленные на развитие правового образования, повышение правовой культуры граждан, правовое просвещение граждан, формирование антикоррупционного стандарта поведения.

Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 утвержден новый Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, который определил основные приоритетные направления

5 Российский обзор экономических преступлений за 2014 год // http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/crime_ survey_2014.pdf .

противодействия коррупции. В рассматриваемом документе предусмотрено создание, функционирование и развитие специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований о противодействии коррупции. Планируется усовершенствовать правила получения подарков отдельными категориями лиц. Решено продолжать выявлять случаи несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Каждый случай необходимо будет предавать гласности и применять к нарушителям меры юридической ответственности. Не прерывается работа по предупреждению коррупции в организациях, созданных для выполнения задач органов власти.

Ряд представленных в Плане мероприятий направлен на борьбу с незаконной передачей должностному лицу заказчика средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением контракта, за предоставление права его заключения (т. н. откат) и хищениями в сфере закупок.

Несомненным достоинством рассматриваемого документа являются представленные в нем рекомендации общественным организациям о проведении работ, направленных на просвещение граждан по вопросам антикоррупционного законодательства, в том числе с проведением ежегодных конкурсов в сфере социальной рекламы, журналистики и кинематографа.

Стоит отметить, что и российское законодательство о государственной службе в последнее время пополнилось рядом дополнений антикоррупционной направленности, а именно, в статьи Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в той части, где сформулированы порядок и условия прохождения государственной службы, включены обязанности по предотвращению коррупционных ситуаций [2]. К ним относятся в первую очередь ст. 17, 20, 20.1, 33. Например, ст. 20 и 20.1 Закона о государственной службе в новой редакции регулируют обязанность государственного гражданского служащего представлять в установленном федеральным законом порядке сведения о полученных им и членами его семьи доходах, произведенных расходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе. В соответствии с названными статьями, п. 13 ч. 1 ст. 33 указанного закона и ст. 8, 8.1 Закона о противодействии коррупции, а также ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов

лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», предусмотрено в качестве основания для увольнения (освобождения) лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представление заведомо ложных сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по привлечению государственных (муниципальных) служащих к ответ-ственности6. Данные рекомендации подготовлены для обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. В них представлен примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия; примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки; примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные проступки.

Как мы видим, законодательство Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией регламентирует доходы и расходы чиновников, ввело институт отрешения от занимаемой должности в связи с утратой доверия, административную ответственность юридических лиц, запрет чиновников иметь активы за рубежом.

На профилактику в нашей стране ежегодно тратится свыше 2 млрд рублей. В руках у государства сосредоточены все необходимые ресурсы для противодействия коррупции, однако на пути

6 Министерство труда и социальной защиты Российской

Федерации письмо от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения».

их реализации имеется достаточно много проблем самого различного характера [3, с. 27].

Для достижения эффективности в противодействии коррупционным проявлениям необходимо выявить причины ее процветания, обозначить проблемы и с помощью политических механизмов добиться их решения и если не искоренения, то хотя бы значительного сокращения коррупционной практики.

Причины возникновения и процветания коррупции весьма различны, в их числе:

• несовершенство законодательства, в том числе юридико-технические недостатки нормативных правовых актов, наличие большого количества подзаконных актов, их запутанность и бессистемность;

• нарушение принципа неотвратимости юридической ответственности;

• отсутствие должной правовой культуры и надлежащего правового воспитания, как у населения страны, так и ее чиновничьего аппарата;

• отсутствие мотивации к следованию закона.

На сегодняшний день наиболее активно коррупционные процессы проявляются в сферах осуществления контрольно-надзорных функций, распределения бюджетных средств, использования государственного имущества, налогового администрирования, предоставления бесплатных медицинских услуг и в сфере образования. Любые административные барьеры, как правило, преодолеваются взятками. Коррупция порой является единственным средством стимулирования чиновников служить обществу, точнее конкретному его представителю, нуждающегося в его услуге.

Что обычно является стимулом к совершению коррупционных действий? Это, конечно:

• возможность получения экономической прибыли;

• удобства, которые она предоставляет всем, кто прибегает к ее услугам, создавая возможность ускорения процесса разрешения проблемы;

• эффективное средство защиты от произвола и неповоротливости государственной машины;

• возможность избежать привлечения к юридической ответственности.

Сегодня в Российской Федерации, как мы видим из вышеизложенного, в целом уже сформирована законодательная база в сфере противодействия коррупции, реализован комплекс практических правовых, экономических, организационных, политических, информационных и иных мер

по противодействию коррупции. Введены и применяются соответствующие антикоррупционные стандарты, включающие систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. Как показывает практика, противодействие коррупции осуществляется преимущественно мерами уголовно-правового характера. О чем свидетельствует статистика представленная Главным информационно-аналитическим центром МВД России? Согласно основным статистическим показателям ГИАЦ МВД России в январе-декабре 2015 года зарегистрировано 32 455 преступлений коррупционной направленности (за аналогичный период 2014 года было зарегистрировано 32 204 преступлений коррупционной направленности)7.

Стоит отметить, что меры уголовно-правового противодействия не решают проблему профессиональной и моральной подготовки лиц, работающих в органах власти, структурах государственного управления и муниципальной службы. К сожалению, нравственная атмосфера как в государственном аппарате, в других властных структурах, так и в самом обществе, пока еще не способствует тому, чтобы личность с коррупционными мотивами стала исключением из правил. Сегодня коррупция, по сути дела, стала альтернативой праву и морали. Она активно воздействует на общественное сознание и личные взгляды, формирует выгодные для себя морально-нравственные установки, определяет правовую культуру и нравственный климат в обществе [4, с.25-33]. С одной стороны, общество понимает пагубность коррупции и, негативно оценивая ее, мечтает вырваться из ее сетей, с другой - многие граждане смирились и не воспринимают коррупцию как какое-то серьезное зло: оно стало чем-то обыденным, привычным, само собой разумеющимся; бытует мнение, что даже если поменять всех чиновников на других, ситуация практически не изменится. К сожалению, сегодня у нас распространено мнение, что легче обойти закон, чем действовать в соответствии с ним.

Все вышеизложенное подтверждает, что наравне с государственно-принудительными мерами важным сдерживающим фактором в борьбе с коррупцией является возрождение моральных, нравственных ценностей общества и применение мо-

7 Статистические данные представлены Главным информационно-аналитическим центром МВД России // Электронный ресурс // https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/ ^т/2994866/.

рально-этических антикоррупционных стандартов поведения должностных лиц. Важно осознать, что нормы права, в том числе антикоррупционной направленности, способны действовать эффективно лишь в условиях сложившейся и устоявшейся системы морально-нравственных принципов действовать без коррупции, решать возникающие проблемы легитимными способами. Если идейно-волевая позиция человека надежная, крепкая, то, как бы ни были сложны объективные фактические обстоятельства, как бы ни воздействовали на человека сложности и трудности социальной обстановки, конкретные конфликтные ситуации - это не отразится на его отношении к общественным ценностям, нормам и интересам общества, не приведет к антиобщественному поведению [5, с. 68], и он не будет участвовать в коррупционных отношениях. То есть, как отметил министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов, «Такой человек, вне зависимости от того, накажут его или не накажут, безальтернативно будет выполнять то, что должен»8.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что важную роль в противодействии коррупции играют правовая культура и сознательность граждан, на базе которых должна развертываться система целенаправленных мер, призванных ликвидировать коррупцию в стране. Только система мер, взятая в единстве и включающая социально-обусловленную правовую политику, способна решить обозначенную проблему и победить такое зло, как коррупция.

Таким образом, задача государства состоит в том, чтобы создавать условия для проявления гражданской активности, обеспечить доступ граждан к информации об их правах и обязанностях. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек знал закон, механизмы реализации своих прав, умел отстаивать свои права в конкретных жизненных ситуациях [6, с. 21; 8, с.5].

Решение данной задачи обеспечивается прежде всего путем планомерного повышения нравственно-правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

8 III Петербургский Международный юридический форум, круглый стол «Идеи права и справедливости в европейской традиции». URL: http://www.advgazeta.ru/

Литература

1. Астанин В.В. Антикоррупционная защита инвестиций: первичные основы региональной модели // Мониторинг правоприменения. 2015. № 3.

2. Андриянов В.Н. Актуальные вопросы предупреждения преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 4.

3. Костенников М.В., Куракин А.В. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных служащих // Мониторинг правоприменения. 2014. № 4.

4. Охотский Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия. // Социологические исследования. 2009. № 9.

5. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1.

6. Атагимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4.

7. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 6-11.

8. Макаренко Д.Г. Механизм формирования доверия общества к институтам государственной власти // Черные дыры в российском законодательстве. 2015. № 5. С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.