Научная статья на тему 'Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке'

Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Борьба константинопольского патриарха Григория VI с инославной пропагандой на Востоке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1908. № 10. С. 1313-1341.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Борьба константинопольскаго патріарха Григорія УІ съ инославною пропагандою на Востокѣ *).

гЪ іюнѣ (16) того же 1833 года патріархъ Григорій YI отправилъ патріархамъ Іерооею александрійскому и Меѳодію антіохійскому второе посланіе касательно латин-% ской пропаганды на православномъ Востокѣ. И въ этомъ I посланіи святѣйшій Григорій сначала ведетъ рѣчь объ одеждѣ инославныхъ клириковъ и опять говоритъ о томъ, какихъ большихъ трудовъ ому стоило получить султанскій указъ въ защиту привилегіи православнаго духовенства; онъ и устно, и письменно многократно ходатайствовалъ предъ высокой Портой объ интересахъ православной церкви и ромей-скаго народа, такъ какъ отовсюду во вселенскую патріархію поступали печальныя свѣдѣнія о злоупотребленіяхъ латинянъ и протестантовъ, которые, съ цѣлью миссіонерскаго совращенія православной паствы, одѣвались такъ же, какъ и православные священники, и посредствомъ этого обмана пріобрѣтали новыхъ прозелитовъ; въ частности, патріархи александрійскій и антіохійскій, въ церквахъ коихъ преимущественно и наблюдались такія злоупотребленія, также и лично, и письменно аргументировали предъ вселенскимъ патріархомъ необходимость изданія соотвѣтствующаго султанскаго указа. Теперь осуществилось желаніе представителей восточныхъ церквей: съ великой радостью святѣйшій Григорій сообщаетъ, что необходимый правительственный документъ уже изданъ. Спустя нѣкоторое время, патріархи александрійскій и антіохійскій получатъ изъ Кон-

*) Продолженіе. См. сентябрь.

стантинополя султанскій указъ съ переводомъ на греческій языкъ. Но эту вѣсть восточные патріархи должны хранить въ тайнѣ, пока не получатъ подписаннаго указа. Однако, святѣйшій Григорій въ своей борьбѣ съ латинствомъ не желаетъ ограничиваться тѣмъ, что уже совершено. Съ цѣлью принести возможно бблыиую душевную пользу, патріархъ Григорій, — какъ сообщается въ посланіи,—рѣшилъ издать церковное окружное посланіе ко всѣмъ православнымъ, преимущественно же къ жителямъ Сиріи, Египта и Палестины, гдѣ главнымъ образомъ и дѣйствуютъ сторонники папизма и враги православія. Въ этомъ посланіи патріархъ намѣренъ раскрыть хитрости, коварные замыслы, пріемы и дѣйствія католиковъ, при помощи коихъ они стараются обмануть православныхъ и увлечь ихъ въ лоно латинской церкви. Затѣмъ, въ посланіи будетъ обстоятельно выяснено, какое существуетъ различіе между православіемъ и латинствомъ въ отношеніи догматовъ, обычаевъ и ученій,—дабы такимъ путемъ предохранить православныхъ отъ обмана и хитростей латинянъ. Но, слѣдуя древнимъ церковнымъ канонамъ отцовъ и желая всегда дѣйствовать наиболѣе правильнымъ образомъ, патріахъ Григорій считаетъ необходимымъ предварительно сообщить объ этомъ своимъ собратьямъ во Христѣ и просить у нихъ письменнаго согласія на изданіе посланія противъ латинянъ, какъ это было и при опубликованіи посланія противъ лютеранъ и кальвинистовъ,—дабы вся Церковь Христова согласно дѣйствовала въ подвигахъ за благочестіе. Патріархъ выражаетъ надежду, что. при помощи Божіей, и второе окружное посланіе принесетъ немалую пользу вѣрующимъ, особенно въ Сиріи, Египтѣ и Палестинѣ, гдѣ грамота должна быть переведена на арабскій языкъ и прочитана въ мѣстныхъ храмахъ. Въ заключеніе посланія патріархъ Григорій сообщаетъ, что онъ пишетъ предстоятелямъ александрійской и антіохійской церквей по братскому душевному расположенію и по мотивамъ ревности и благочестія, надѣясь въ скоромъ времени получить и собственныя ихъ мнѣнія по предмету настоящей грамоты *).

Дѣйствительно, 16 августа 1838 года патріархи Іероѳей и Меоодій прислали святѣйшему Григорію VI свой общій отвѣтъ по возбужденному имъ вопросу. Въ этой грамотѣ восхваляется ревность патріарха Григорія въ защитѣ православной

*) ’А. К а А L t ѵ і у. о с А t а с х а ѵ г, с, 11, 70—71.

вѣры отъ замысловъ нечестивыхъ латинянъ и протестантовъ, которые, будучи волками, принимаютъ видъ агнцевъ, являются, по апостолу, ангелами сатаны и распространяютъ гибельную заразу среди христіанскаго общества. Но святѣйшій Григорій, побуждаемый божественной ревностью, противостоитъ этимъ врагамъ православія, какъ пастырь добрый, готовый и душу свою принести въ жертву за своихъ овецъ: вѣдь божественная любовь, когда овладѣетъ душею, побуждаетъ ее пренебрегать всѣмъ остальнымъ, за исключеніемъ одного только предмета стремленій. И святѣйшій Григорій теперь стремится избавить свою паству отъ гибельной заразы посредствомъ окружнаго посланія, составленнаго на научныхъ основаніяхъ. Мы оба, пишутъ патріархи александрійскій и антіохійскій, вполнѣ присоединяемся къ этому намѣренію и просимъ, чтобы окружное посланіе было составлено вполнѣ понятно для простого народа, дабы его легко можно было перевести и на арабскій языкъ. И пусть христіанскій народъ, жаждущій, какъ олень, и вполнѣ удовлетворенный, пусть прославляетъ и возвеличиваетъ святѣйшаго патріарха Григорія, благословляя вмѣстѣ съ нами Бога, Который въ настоящее время явилъ его, какъ другого апостола. Посланіе заканчивается молитвеннымъ пожеланіемъ, чтобы Господь на много лѣтъ сохранилъ святѣйшаго Григорія на вселенскомъ патріаршемъ престолѣ. Посланіе было написано въ г. Александріи ‘).

Представленное посланіе патріарховъ Іероѳея александрійскаго и Меѳодія антіохійскаго послужило для святѣйшаго Григорія YI новымъ побужденіемъ поспѣшить съ изданіемъ окружнаго посланія противъ латинянъ. Въ сентябрѣ того же 1838 года это посланіе было уже составлено, и тогда же патріархъ Григорій обратился къ патріархамъ Антіохіи и Александріи съ другою грамотою но поводу антипаыской энкиклики. Въ этой грамотѣ святѣйшій Григорій пишетъ, что названные восточные патріархи всегда наилучшимъ образомъ доказывали божественныя стремленія своихъ благоговѣйнѣйшихъ душъ, свою пламенную ревность и священную готовность во всемъ томъ, что касается душевной пользы христіанскаго общества, утвержденія и славы святой нашей церкви. Вполнѣ ясно это видно и изъ ихъ отношенія къ предстоящей борьбѣ, которую патріархъ Григорій по необходимости долженъ предпринять

\> Ibid., 72—73.

противъ злокозненныхъ и коварныхъ дѣйствій еретиковъ, возставшихъ на святую Христову Церковь. Блаженнѣйшіе Іероѳей и Меѳодій вполнѣ одобрительно отнеслись къ намѣренію патріарха Григорія издать, особенно для восточныхъ областей грековосточной церкви, синодальное окружное посланіе, въ которомъ должны бытъ обличены ложныя ученія еретиковъ и осуждены ихъ мнѣнія на основаніи доказательствъ, заимствованныхъ изъ Священнаго Писанія, православные же должны быть утверждены въ отцепреданныхъ ученіяхъ непорочной нашей вѣры, а тѣ изъ нихъ, кои увлечены были въ заблужденія путемъ обмана, должны вновь возвратиться въ лоно восточной церкви. Патріархи Іероѳей и Меѳодій не только согласились съ мнѣніемъ патріарха Григорія относительно посланія и не только со всею готовностью и сочувствіемъ встрѣтили его починъ и намѣреніе, но и въ то же время, будучи исполнены божественной ревности, выразили желаніе, чтобы посланіе было издано возможно скорѣе, такъ какъ отъ него ожидается большая польза. Такое отношеніе блаженнѣйшихъ патріарховъ является для святѣйшаго патріарха Григорія очень важнымъ,—онъ дивится ихъ ревности и хвалитъ ихъ угодное Богу усердіе. Поощряемый ихъ расположеніемъ, святѣйшій Григорій занялся составленіемъ противолатинскаго окружного посланія. И теперь, при помощи Божіей, оно уже написано. Святѣйшій Григорій нынѣ посылаетъ восточнымъ патріархамъ отмѣченное посланіе, написанное простымъ языкомъ, понятное для всѣхъ вѣрующихъ, удобное для перевода и на арабскій языкъ, приблизительно къ нуждамъ православнаго населенія Сиріи, Палестины и Египта. И мы, говоритъ о себѣ патріархъ Григорій, въ мѣру силъ своихъ трудились и ничего не оставили безъ вниманія, заботясь о духовныхъ чадахъ общей нашей матери—православной церкви, въ частности о тѣхъ отдаленныхъ ея членахъ, которые, по неисповѣдимому суду Божію, подвергаются преслѣдованію со стороны разумныхъ волковъ. И да подастъ Господь Богъ просвѣщеніе и разумъ православнымъ народамъ, которые подвергаются разнообразнымъ кознямъ, и тѣхъ изъ нихъ, которые неизмѣнно держатся отеческихъ догматовъ, да укрѣпитъ и утвердитъ, а другихъ, которые по какимъ либо причинамъ соблазнились и уклонились отъ православія, да приведетъ въ познаніе истины, посылая свою Божественную благодать и духовное и спасительное просвѣщеніе посредствомъ Божественныхъ словесъ, дабы они, подобно сѣмени,

упавшему на добрую почву, принесли плодъ, одни—тридцать, другіе шестьдесятъ и третьи—сто; да укрѣпитъ Господь благочестивѣйшихъ патріарховъ восточныхъ, носящихъ мечъ духа и явившихся во всеоружіи противъ враговъ по первому материнскому призыву церкви, дабы торжествовать имъ побѣду православія, во славу, величіе и хвалу Господа, Который да подастъ имъ многіе и спасительные годы жизни и дѣятельности. Бъ концѣ грамоты патріархъ Григорій сдѣлалъ собственноручную приписку о томъ, чтобы патріархи александрійскій и антіохійскій заполнили своими подписями осталенпые пробѣлы подъ окружнымъ посланіемъ и потомъ оповѣстили его своимъ духовнымъ чадамъ ').

Что касается окружнаго посланія, то оно озаглавливается — «Противъ латинскихъ нововведеній», было издано въ сентябрѣ 1M3S года, а въ слѣдующемъ (1839) году напечатано по-гречески въ константинопольской патріаршей типографіи въ громадномъ числѣ экземпляровъ и распространено но всему православному Востоку. Въ Сиріи, Палестинѣ п Египтѣ посланіе было распространено и въ переводѣ на арабскій языкъ, который былъ здѣсь сдѣланъ но почину мѣстныхъ патріарховъ. Окружное посланіе «Противъ латинскихъ нововведеній» было опубликовано въ слѣдующемъ видѣ.

Пастырское наблюденіе и попеченіе о всѣхъ православныхъ принадлежитъ неизмѣнно Единой Христовой, Святой Каѳолической и Апостольской Церкви, которая и должна неусыпно бодрствовать и заботливо водить своихъ разумныхъ Христовыхъ овецъ на пажити спасенія, на мѣсто злачное и къ водѣ упокоенія, которыя н составляютъ—правое и здравое, непоколебимое и неизмѣнное, унаслѣдованное отъ святыхъ апостоловъ, отъ нхъ послѣдователей и отъ семи вселенскихъ соборовъ ученіе благочестивой нашей вѣры, а также неповреждеіпюсть и чистота божественныхъ догматовъ, обычаевъ и ученій восточной православной Церкви, точность и правильность въ ихъ исполненіи. За все это добрый пастырь, по евангельскому и изреченному Богомъ слову, долженъ въ надлежащее время и душу свою положить, а равно всюду долженъ наблюдать, чтобы на его паству никогда откуда-либо совнѣ не нападали хищные волки въ образѣ овецъ, причиняющіе гибель и уничтоженіе. безпощадно разсѣивающіе и духовно губящіе тѣхъ,

9 Ibid., 73 -75.

за коихъ умеръ Христосъ и кровь коихъ Господь въ страшный и неумолимый оный день взыщетъ отъ руки пастыря, если только онъ будетъ небрежно относиться къ своимъ духовнымъ обязанностямъ и не станетъ всѣми силами бороться, дабы какъ можно дальше отогнать отъ разумнаго Христова стада душевредныхъ волковъ, привести стадо на прямой путь и дѣлами, равно и словами утвердить православныхъ въ отце-иреданномъ и богодарованномъ ученіи святой нашей вѣры. Признавая эти священныя и необходимыя требованія, и мы,— говоритъ о себѣ святѣйшій патріархъ Григорій,—не переставали, укрѣпляемые Божественною силою, заботиться, по мѣрѣ возможности, о спасительномъ руководительствѣ разумныхъ Христовыхъ овецъ на пажитяхъ спасенія; такъ, въ недавнее время мы издали въ печати окружное посланіе съ цѣлью предохранить православныхъ, этихъ истинныхъ и законныхъ чадъ православной восточной Церкви, отъ устремившейся, подобно потоку, душегибельной заразы люторанъ и кальвинистовъ, безумствующихъ противъ всякаго благочестія, замышляющихъ различными средствами совершенно ниспровергнуть православіе; и мы всѣми. способами боролись, чтобы, при помощи Божіей, утвердить тѣхъ, кои имѣютъ нелицемѣрное благочестіе и искренно и справедливо покоряются Христу Спасителю, поднять тѣхъ, кои были обмануты или подкуплены и какимъ бы то ни было образомъ поколебались относительно православной вѣры, а безумныхъ и неистовыхъ волковъ низвергнуть въ бездны ада, установивъ вмѣстѣ съ тѣмъ миръ о Христѣ для всѣхъ православныхъ и христіанскихъ народовъ.

Но вотъ опять душу нашу,—продолжаетъ патріархъ Григорій,—охватила весьма сильная печаль при извѣстіяхъ о позорныхъ дѣяніяхъ въ Сиріи, Египтѣ и Палестинѣ и о замыслахъ противъ православія со стороны приверженцевъ заблужденій папизма. И мы оказались не въ силахъ созерцать распространяемую здѣсь и убійственную для православныхъ душегибельную заразу и желаемъ остановить потокъ этого обмана и сатанинскаго заблужденія, дабы съ теченіемъ времени не заразилось все мѣстное православное общество. Объ этомъ своемъ намѣреніи мы поспѣшили особыми посланіями извѣстить благочестивѣйшихъ патріарховъ Іероѳея аллександрій-скаго и Меѳодія антіохійскаго, нашихъ возлюбленныхъ братьевъ и сослужителей, которые съ присущею имъ пламенною ревностію и съ полнымъ расположеніемъ отнеслись къ нашему пред-

ложенію и даже сообщили письменно о своемъ согласіи съ нами и о готовности намъ во всемъ содѣйствовать. Въ полномъ единомысліи и согласіи съ нами оказался и находящійся въ Константинополѣ блаженнѣйшій патріархъ іерусалимскій Аѳанасій, во Христѣ Богѣ возлюбленнѣйшій нашъ братъ и сослужитель. И общимъ нашимъ мнѣніемъ и единымъ о Богѣ рѣшеніемъ,' совмѣстно съ блаженнѣйшими патріархами и священнымъ нашимъ соборомъ преосвященныхъ архіереевъ, во Святомъ Духѣ возлюбленныхъ нашихъ братьевъ и сослужителей, мы постановили возвысить голосъ Церкви и посредствомъ настоящаго патріаршаго и синодальнаго нашего посланіи, какъ бы иной евангельской трубы, возвѣстить православнымъ всей земли, особенно же въ Сиріи, Египтѣ и Палестинѣ, и всенародно засвидѣтельствовать, какіе волки, въ видѣ овецъ, явились въ недавніе время, какіе это хитрецы и обманщики, какъ они появились на Ливанской горѣ на подобіе какой-то мрачной денницы и, какъ черная, тяжелая и нависшая туча, покрыли страны Сиріи, Египта и Палестины, причемъ изрекаютъ хулу противъ евангельской истины и софистически учатъ противъ православной пашей вѣры,—и мы рѣшили охранить истинно благочестивыхъ отъ этого западнаго заблужденія и спасти законныхъ чадъ восточной Церкви отъ хулы папизма. Вѣдь зараза папизма неистощима и примѣняетъ всѣ средства для обмана и совращенія, причемъ предоставляетъ свободу относительно порока и даетъ во всемъ независимость тѣмъ, кто изъ другой церкви принимаетъ папизмъ; вѣдь панство даже соглашается съ тѣмъ, чтобы его прозелиты во всемъ неизмѣнно исполняли обряды и таинства своей прежней церкви, и довольствуется лишь двумя условіями, а именно—поминовеніемъ имени папы н признаніемъ его непогрѣшимости и непорочности, причемъ то и другое безусловно и неизбѣжно требуется папою отъ всѣхъ его прозелитовъ. Но нужно имѣть въ виду, что эти требованія на первый взглядъ представляются простыми и незначительными, но существу же полны обмана и безчисленныхъ нелѣпостей. Такимъ именно способомъ папа привлекъ къ себѣ прозелитовъ изъ среды туземнаго населенія Сиріи и очень многихъ изъ нихъ воспиталъ въ существующей въ Римѣ спеціальной коллегіи, учрежденной въ интересахъ пропаганды,—и такимъ образомъ изъ дурного корня произрасли дурныя и вмѣстѣ гнилыя растенія; что же касается остального, то почти все оставлено напою безъ измѣненій,

т. е. облаченіе, церковная утварь, священнодѣйствія, праздники, таинства и обряды прежней ихъ матери—восточной Церкви, являясь какою-то насмѣшкой, наружнымъ подобіемъ, обманомъ и лицемѣріемъ. Тѣмъ не менѣе они (уніаты) безстыдно говорятъ, что подобны намъ, православнымъ, и что будто бы нѣтъ никакого различія между ними и православными. Подъ этимъ только условіемъ католикамъ позволено не вѣровать, но лишь читать священный символъ вѣры или безъ прибавки—вполнѣ правильно, или съ прибавкою—нечестиво,— смотря по тому, какъ кому разрѣшено,—для совращенія другихъ и для возвеличенія папства. ГІо той же причинѣ, отъ признаваемой католиками полноты папской власти для всѣхъ, принимающихъ папизмъ, обильно въ замѣнъ допускается не только незаконное разрѣшеніе отъ постовъ и отпущеніе содѣянныхъ грѣховъ безъ предварительнаго покаянія, но и небывалое и Богу неугодное отпущеніе грѣховъ будущихъ, кои будутъ совершспы,—дѣло, достойное осмѣянія, потому что противорѣчитъ древнимъ церковнымъ опредѣленіямъ и канонамъ,—пріятное для людей, живущихъ плотскою жизнью и служащихъ постыднымъ страстямъ,—удобное для того широкаго и пространнаго пути, который ведетъ къ гибели. Въ самомъ дѣлѣ, кто другой окажется наиболѣе легкимъ виновникомъ всякаго беззаконія, какъ не тотъ, кто не считаетъ себя грѣшникомъ и нисколько не думаетъ объ оправданіи въ совершенномъ, потому что ему заранѣе все разрѣшено?—Вообще, сторонники папизма увлекаютъ простодушныхъ и наивныхъ людей способомъ темнымъ и средствами низменными.

1. Но тѣ, кои съ большою ревностью занимаются распространеніемъ папскихъ догматовъ въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ и другихъ мѣстахъ, пусть узнаютъ, вождю какой именно церкви они слѣпо подчинились, увлеченные обманомъ, отверг-гаіеся православной восточной Церкви, которая, по апостолу, не имѣетъ скверны или порока (Ефес. V, 27) уклоненій отъ древнихъ установленій, такъ какъ никоимъ образомъ не приняла ни прибавленія, ни убавленія, ни вообще какого-либо догматическаго нововведенія. Между тѣмъ папа, почитаемый латинянами за Бога, ирежде всего, допускаетъ ужасную хулу противъ Божественной Троицы, такъ какъ онъ учитъ, что Духъ Святый исходитъ отъ Отца и отъ Сына; такимъ образомъ, онъ вводитъ два начала въ безначальное Божество, а это совершенно противорѣчитъ тому, что Господь нашъ Іисусъ Хри-

стосъ ясно и опредѣленно изрекъ своими небесными устами въ Евангеліи, сказавши; иже отъ Отца исходитъ (Іоан. XY, 26). Къ тому же. до девятаго вѣка исхожденіе Святаго Духа отъ одного только Отца исповѣдывали по-евангельски на святыхъ вселенскихъ соборахъ всѣ православные папы, какъ, напримѣръ, Левъ III, который отвергъ и осудилъ явившуюся въ то время эту богохульную прибавку «и отъ Сына (Fiiioque)». Между тѣмъ въ послѣдующее время римская церковь и ея папы до* нашихъ дней совершенно неосновательно принимаютъ эту прибавку и, вполнѣ усвоивъ ее, распространяютъ и среди своихъ прозелитовъ.

2. Папство допустило нововведеніе и въ божественномъ таинствѣ крещенія. Дерзкое измѣненіе основныхъ догматовъ вѣры посредствомъ незаконно и несправедливо усвояемой папамъ непогрѣшимости, въ силу которой для нихъ все признается дозволеннымъ, а весь міръ льстиво преклоняется предъ ихъ волей въ дѣлахъ священныхъ и даже божественныхъ, склонило папъ къ новшествамъ и въ святом'ь таинствѣ крещенія, гдѣ латинская церковь практикуетъ обливанія, вмѣсто троекратнаго погруженія и возношенія, знаменующихъ трех-дневное пребываніе Христа во гробѣ, причемъ латиняне не понимаютъ и самаго слова «крещеніе—ßenmat;», которое они погречески произносятъ (baptisma). Плицы во Христа крести-хомся, говоритъ апостолъ Павелъ, въ смерть его крестихомся, спогребохомся убо Ему крещеніемъ въ смерть (Римл. VI, 3—4).

3. Папы, съ цѣлью показать, что они ни въ чемъ несогласны съ древнимъ исповѣданіемъ вѣры и нисколько не объединены общеніемъ въ таинствахъ ея, а съ другой стороны, стремясь, въ силу приписываемой имъ непогрѣшимости воли и рѣшенія, уничтожить священное и древнее и замѣнить его временными и новыми законами, ввели въ практику римской церкви (съ IX вѣка) обычай совершать евхаристію по іудейски на опрѣснокахъ, вмѣсто кваснаго хлѣба, какъ это было установлено Спасителемъ.

4. Латиняне ѣдятъ удавленину и кровь и такимъ образомъ являются безсовѣстными нарушителями апостольскихъ каноновъ.

5. Они противозаконно постятся въ субботу.

6. Они запрещаютъ законный бракъ священниковъ, издревле дозволенной Церковью и сначала допускавшійся и въ римской церкви. Виновникомъ введенія въ римской церкви безбрачія

духовенства былъ папа Григорій VII, который, желая лишить священниковъ, состоявшихъ въ бракѣ, защиты со сторонѣ! царей и подчинить ихъ и вообще клиръ западной церкви только своей волѣ и власти, издалъ въ 1076 году законъ о безбрачіи священниковъ и тотчасъ распорядился, чтобы священники отказались или отъ своихъ женъ, или отъ священства. котораго были удостоены. Такимъ образомъ, бракъ священниковъ былъ упраздненъ въ римской церкви лишь въ XI вѣкѣ, вопреки древнимъ повелѣніямъ и рѣшеніямъ вселенскихъ соборовъ, по одному лишь властолюбію папъ.

7. Они ввели неосновательное ученіе о такъ называемомъ чистилищѣ, которое будто бы и является нѣкоторымъ удовлетвореніемъ для грѣшниковѣ.

8. Латиняне несправедливо учатъ о первенствѣ и непогрѣшимости папы. Приписывая это смертному человѣку, католики ѵсвояютъ ему неумѣстную и неразумную честь и допускаютъ грубую ложь, какъ это изобличается и доказывается различными папскими беззаконіями относительно догматовъ, каноновъ и уставовъ Единой Святой Каѳолической и Апостольской Церкви. Эти беззаконія разорвали то, что прежде было соединено союзомъ мира и единомыслія, причемъ надменность и тщеславіе папъ вызвали извѣстную историческую схизму. Поэтому отъ востока до запада, какъ возглашаетъ вся вселенная, раздается хула на Духа Святаго.

9. Латиняне безбожно и беззаконно учатъ о безусловномъ прощеніи, безъ предварительнаго и достаточнаго удовлетворенія, разнообразныхъ грѣховъ, какъ прежде совершенныхъ, такъ и тѣхъ, которые будутъ совершены и которые плотской и любящій удовольствія человѣкъ совершаетъ по своему произволу и по страсти. Впервые рѣшился ввести это въ практику западной церкви римскій папа Вопифатій VIII, задумавшій совершить въ 1300 году іудейскій юбилей, которымъ онъ весьма широко открылъ двери для погибели, такъ какъ устроилъ его подъ предлогомъ полнѣйшаго отпущенія всякаго рода грѣховъ для совершающихъ путешествіе въ Римъ съ цѣлью поклониться святынямъ (среди нихъ папа былъ на первомъ планѣ), въ дѣйствительности же для полученія громадной суммы денегъ. Но папы, бывшіе послѣ Вонифатія, усвоивъ себѣ фантастическое преимущество въ томъ, будто бы они одни имѣютъ, въ качествѣ особой прерогативы, ключи царства небеснаго и будто они одни могутъ вязать и рѣшить, открывать и закры-

вать небо, когда бы, какимъ бы то ни было образомъ и относительно кого бы они ни захотѣли, и побуждаемые будто бы расположеніемъ къ населенію запада, тотъ доходный и выгодный вонифатіевскій юбилей, который долженъ былъ совершаться одинъ разъ въ сто лѣтъ, сократили на двадцать пять лѣтъ, какъ это соблюдается и до настоящаго времени. Но такое страшное и неслыханное злоупотребленіе, происходящее, къ величайшему изумленію, отъ дерзости и смѣлости, съ которыми епископы Рима относятся къ самому святому, священному и важному въ Христовой вѣрѣ, дѣлая это доходнымъ средствомъ въ полученіи денегъ, причемъ въ праздники этого іудейскаго юбилея они открывали и открываютъ мѣняльныя лавки, разсылаютъ повсюду буллы или грамоты относительно покупки и продажи индульгенцій, соотвѣтственно тяжести и важности каждаго грѣха, — такое злоупотребленіе, наконецъ, вызвало извѣстный протестъ Лютера противъ римской церкви и папства, имѣвшій своимъ послѣдствіемъ вѣроисповѣдную схизму, которая очень много повредила и нанесла весьма сильный ударъ Риму.

Вотъ, началовождю какой церкви подчиняются въ религіозномъ отношеніи тѣ католики 2), которые теперь разсѣялись по Сиріи, Палестинѣ и Египту, оставивъ отцепреданныя и древнія начала. Они подчиняются такому началовождю, отъ кото-тораго съ нѣкотораго времени произошли и теперь преемственно исходятъ, кромѣ многихъ другихъ, и указанныя безбожныя отредѣленія, противорѣчащія и уничтожающія многіе изъ священыхъ догматовъ, каноновъ и установленій и утверждающія съ совершеннымъ злоупотребленіемъ и нововведеніемъ узаконенія, полныя безбожнаго обмана и заблужденія. И вотъ, папа возсѣдаетъ на нѣкогда священной и уважаемой каѳедрѣ, а почитатели его—католики поклоняются ему, какъ равному Богу (увы!), какъ непогрѣшимому и въ то же время довольствующемуся—изъ свойственной ему порочности—только поминовеніемъ его имени и признаніемъ его кажущейся непогрѣшимости; кромѣ того, папа привлекаетъ другихъ къ себѣ и тѣмъ, что позволяетъ читать священный символъ или съ прибавкой (Tilioque) или безъ прибавки, уничтожаетъ, какъ сказано, посты, установленные и признанные необходимыми

‘) Составитель настоящаго окружнаго посланія пишетъ хатоАохоі (=хі-сш -j-Auxot, т. е. долой волковъ), вмѣсто хсітсіАіхоі, и хатоАихіарбс, вмѣсто хатоАіхіар.оі.

еще святыми апостолами и ихъ преемниками, отпускаетъ и разрѣшаетъ всякій грѣхъ и всякаго рода преступленіе,—»и такимъ образомъ, онъ увлекаетъ всѣхъ въ самую бездну, въ которую низвергается и самъ, какъ низверглись съ нѣкотораго времени и его предшественники. '

Тѣ же лица, которыя выдаютъ себя за священниковъ католическихъ и по подражанію учатъ тому же самому, чему учитъ и главный виновникъ ихъ догматовъ, коему они подчиняются слѣпо, какъ рабы, не стыдятся говорить, будто они, дѣйствительно, священники, подобные и во всемъ единомыслящіе съ священниками православными, причемъ прельщаютъ и обманываютъ наиболѣе простыхъ изъ православныхъ сходствомъ своего внѣшняго вида съ іереями греческой церкви, и такимъ образомъ увлекаютъ несчастныхъ въ бездны своихъ ересей и въ душегибельныя пропасти своихъ папскихъ заблужденій. Мы же, будучи православными, православно и вѣруемъ и неизмѣнно содержимъ то, что открылъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, предали апостоли и утвердили семь святыхъ вселенскихъ соборовъ.

Мы вѣруемъ въ тріѵпостасное Божество—Отца нерожденнаго, безначальнаго, вѣчнаго, единый источникъ и корень Божества,—Сына, рожденнаго отъ Отца, собезначальнаго, совѣчнаго и единосущнаго Отцу,—Духа Святаго, отъ одного только Отца происходящаго, не по рожденію, но по исхожденію, собезначальнаго, совѣчнаго, единосущнаго Отцу и Сыну.

Мы исповѣдуемъ и совершаемъ едино крещеніе, но не обливаніе,—состоящее изъ трехъ погруженій и возношеній, произнося при каждомъ изъ нихъ призываніе одного изъ трехъ Божественныхъ Лицъ Святой Троицы и помазывая крещаемаго тотчасъ послѣ совершенія таинства святымъ мѵромъ, въ знаменіе воспріятія даровъ Святаго Духа.

Мы приносимъ для божественной евхаристіи хлѣбъ квасный, примѣнительно къ неизмѣнному образу Господней тайной вечери, но не опрѣсноки, въ подражаніе іудеямъ.

Мы не вкушаемъ удавленины и крови, въ точности слѣдуя апостольскому законоположенію, которое предписываетъ: «воздерживайтесь отъ удавленины и крови».

Мы постимся въ среду и пятницу, а не въ субботу, въ точности и неизмѣнно исполняя 64 правило святыхъ апостоловъ, которое говоритъ: «аще кто изъ клира усмотрѣнъ будетъ постящимся въ день Господень, или въ субботу, кромѣ

единыя токмо (великія субботы), да будетъ изверженъ; аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ».

У насъ не воспрещается законный бракъ іереевъ и діаконовъ, совершаемый прежде ихъ хиротоніи, согласно 0 правилу шестого вселенскаго собора, вслѣдстіе того, что они еще не взошли на высокую степень свящества.

У насъ никакимъ образомъ не принимается беззаконно и вновь измышленное латинянами чистилище, совершенно нро-тивоевалгсльское и безбожное, какъ полагающее конецъ наказанію и какъ наказывающее душу отдѣльно отъ согрѣшившаго тѣла,—между тѣмъ какъ евангеліе ясно учитъ о наказаніи и о томъ, что вмѣстѣ съ симъ будетъ воздаяніе и за добрыя дѣла, равно какъ о пребываніи душу вмѣстѣ съ тѣломъ, причемъ награда или наказаніе зависятъ отъ того, добрыя ли дѣла душа совершала, или злыя.

Равнымъ образомъ мы считаемъ беззаконнымъ и новымъ измышленіемъ и такъ называемыя у латинянъ индульгенціи, которыя сдѣлались виною безчисленныхъ грѣховъ для несчастныхъ христіанъ и открыли широкій путь для погибели.

Мы, православные, въ точности хранимъ узаконенные святыми апостолами посты въ среду и пятницу и постъ четы-редесятницы, согласно 69 апостольскому правилу, которое говоритъ: «аще кто епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ не постится въ святую Четыредесятницѵ предъ Пасхою, или въ среду, или пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ; аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ». Равнымъ образомъ мы храпимъ и остальные посты въ теченіе года, покорно повинуясь семи вселенскимъ соборамъ п не предпочитая тлѣннаго и снѣдаемаго червями тѣла безсмертной и невещественной душѣ, но шествуя тѣснымъ и сокрушеннымъ путемъ, какъ истинные ученики Спасителя нашего Іисуса Христа и законныя чада Единой Святой Каоо.тической и Апостольской Церкви, которая имѣетъ единаго главу и началовождя Господа нашего Іисуса Христа, а не человѣка, подобострастнаго намъ и грѣшнаго наравнѣ еъ нами, какъ худо мыслятъ эти заблуждающіеся люди и какъ безбожно они говорятъ о папѣ, нротиворѣча апостолу Павлу, который ясно говоритъ: основанія ннаго ннктоже можетъ положтпи паче лежа-щаю. еже есть Іисусъ Христосъ (Кор. Ill, I і), и той есть глава церкве (Ефес. V, • 23). Такъ какъ православная Церковь

имѣегі. главою Христа, а не пану, то мы являемся точными Его послѣдователями, истинными и вѣрными чадами Церкви, и*всякій, кто желаетъ достигнуть спасенія во Христѣ, быть и называться дѣйствительно православнымъ, долженъ пребывать въ этомъ непоколебимо и хранить самымъ точнымъ образомъ.

Мы,—продолжаетъ патріархъ Григорій,—изложили это духовнымъ нашимъ чадамъ въ краткомъ и существенномъ содержаніи. языкомъ яснымъ для пониманія и различенія, а равно и для преданности началамъ православія, дабы всѣ знали, въ чемъ состоитъ различіе между православными и католиками, и дабы православные впредь не обольщались лживыми доводами и новыми измышленіями душегубительныхъ еретиковъ. Послѣдніе, пользуясь софистическими доказательствами и неразумными ученіями, впали въ грубыя заблужденія относительно вѣры и не только сами оказываются въ положеніи погибающихъ, но и другихъ всѣми силами стараются увлечь въ свою пропасть, сдѣлать ихъ прозелитами своей пустой и сатанинской ереси, причемъ пользуются, какъ цѣлесообразнымъ средствомъ и приманкою ко всему этому, неразумнымъ уничтоженіемъ святыхъ и душеполезныхъ постовъ, полнымъ разрѣшеніемъ тѣлесныхъ страстей и удовольствій, противозаконнымъ и безбожнымъ разрѣшеніемъ грѣховъ совершенныхъ и будущихъ л вообще всѣмъ тѣмъ, чего плотской человѣкъ желаетъ, къ чему стремится и что легко воспринимаетъ.

И вотъ мы.—говоритъ патріархъ,—исполняя пастырскія свои обязанности, возвышаемъ голосъ восточной православной Церкви, общей нашей матери и кормилицы, ко всѣмъ духовнымъ ея чадамъ, и посредствомъ настоящаго нашего патріаршаго и синодальнаго окружного посланія побуждаемъ и совѣтуемъ всѣмъ православнымъ, чтобы они внимали себѣ и не пріобщались дѣламъ неплоднымъ тьмы вѣка сего, но стояли твердо на непоколебимой скалѣ православной вѣры, въ исповѣданіи, которое сами дали во время возрожденія своего посредствомъ бани божественнаго крещенія, предъ линемъ Бога и незримо тамъ присутствовавшихъ безплотныхъ Его служителей и божественныхъ ангеловъ и предъ лицемъ людей, и которое имѣетъ потребовать отъ христіанъ Господь во второе Свое страшное пришествіе. Патріархъ также увѣщеваетъ православныхъ чадъ своихъ, чтобы они безъ измѣненія хранили догматы и таинства Единой Святой Апостольской и Каѳолической Церкви, въ которой они родились, крестились, возрасли и достигли въ

мѣру возраста исполненія Христова.—чтобы они. вмѣсто истинной главы Церкви, Господа нашего Іисуса Христа, Спасителя и Искусителя нашихъ душъ, не исиовѣдывали главою Церкви смертнаго человѣка—папу и, такимъ образомъ, незамѣтно не сдѣлались отрицателями Христа,—чтобы они не думали, будто нашли вѣру свободную и самостоятельную и не впали въ бездну погибели, потому что тотъ, кто уклоняется отъ вѣры Христовой, впадаетъ въ пучину невѣрія и ересей. Посему и апостолъ Павелъ пишетъ Тимоѳею: сіе завѣщаніе предаю ти, да воинству еит въ нихъ доброе воинство, имѣя виру и благую совѣсть, юже шьцыи отринувше, отъ вѣры огнпадоша (1 Тим. I, 18—-19). А «кораблекрушеніе» правой и здравой вѣры есть опустошеніе и лишеніе всего прекраснаго и всякой добродѣтели, причемъ не остается никакой надежды, если не будетъ обращенія. Ибо какая польза во всемъ остальномъ тѣлѣ, когда голова бываетъ повреждена? Посему всѣ чада православной Церкви должны хранить вѣру нашу въ пеповрежденности, въ правильности мысли, въ искренномъ сердцѣ, въ чистой совѣсти души и обязаны соблюдать ее неповрежденной, правильной, неизмѣнной, ненарушимой, непорочной, нелицемѣрной, какъ открылъ ее намъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, передали божественные апостолы, утвердили семь боговдохновенныхъ вселенскихъ соборовъ,—безъ прибавленія и убавленія, безъ какого-либо измѣненія или уклоненія.—дабы всѣ получили спасеніе во Христѣ Богѣ нашемъ.

Святая Христова Церковь, обращаясь ко всѣмъ православнымъ, единодушно и единогласно совѣтуетъ ото отечески и призываетъ духовно, исполняя пастырскія обязанности предъ Богомъ и людями, для успѣшнаго оправданія во время страшнаго Его пришествія. И если вы,—говоритъ патріархъ чадамъ православной Церкви,—сохраните наслѣдіе вѣры, которое получили. цѣлымъ и неповрежденнымъ, велика будетъ ваша награда на небесахъ, а если не сохраните, то мы въ этомъ неповинны предъ Богомъ. Обращая же свою рѣчь къ тѣмъ, которые какимъ бы то ни было образомъ поскользнулись, уклонились въ богоненавистный католицизмъ и были обмануты лживыми и хитрыми людями, мы,—говоримъ патріархъ, — совѣтуемъ имъ, чтобы они возвратились въ отцепреданное благочестіе и православіе, раскаялись въ той душевной опасности, которой они подвергли себя, удалившись отъ Бога и отъ чи-

8«*

стой и непорочной вѣры въ Іисуса Христа, оплакали свое отреченіе отъ православія и опять соединились съ восточною Церковію неизмѣнною мыслію и непоколебимымъ сердцемъ, чтобъ найти-милость въ день суда у страшнаго Судіи, Господа нашего, Котораго благодать и безпредѣльныя милость да будетъ со всѣми вами.—Въ мѣсяцѣ сентябрѣ 1838 года.

Посланіе подписали—патріархи: константинопольскій Григорій, «имѣющій мнѣнія» и блаженнѣйшихъ патріарховъ Іерооея александрійскаго и Меоодія антіохійскаго, и іерусалимскій Аѳанасій и слѣдующіе митрополиты, члены священнаго константинопольскаго синода: Діонисій ираклійскій, Іерооей халки-донскій, Германъ дерконскій, Мелетій ѳессалоникскій, Аѳанасій серрскій, Іоанникій янинскій, Никифоръ анкирскій, Даніилъ филадельфійскій, Артемій кенстентилійскій, Іеронимъ лимносскій н Гавріилъ скопійскій ').

Итакъ, окружное посланіе вселенскаго патріарха Григорія VI «Противъ латинскихъ нововведеній» состоитъ изъ частей догматической, исторической и назидательной. Въ частности, догматическій отдѣлъ имѣетъ двѣ стороны — отрицательную и положительную. Отрицательный элементъ заключается въ краткомъ и существенномъ обзорѣ догматическихъ и иныхъ разностей, отличающихъ латинскую церковь отъ православной, и въ критической ихъ оцѣнкѣ по суду Евангелія и исторіи. Здѣсь идетъ рѣчь о латинскомъ догматѣ Filioipie, о крещеніи обливателыюмъ, опрѣснокахъ, постѣ въ субботу, чистилищѣ, главенствѣ и непогрѣшимости папы и т. д. Въ противоположность латинскимъ новшествамъ, въ посланіи, затѣмъ, излагается ученіе православной церкви но тѣмъ же пунктамъ, причемъ устанавливается согласіе этой церкви съ ученіемъ Господа Іисуса Христа и опредѣленіями соборовъ. И положительная сторона вѣры Христовой въ посланіи раскрывается очень кратко, дабы православные получили ясное и опредѣленное о ней представленіе и могли различить ложь латинской пропаганды отъ правды ортодоксіи.

Далѣе, посланіе важно въ историческомъ отношеніи. Оно. прежде всего, свидѣтельствуетъ, что латинская пропаганда, широко распространилась по всему православному Востоку, особенно же въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Латиняне являлись здѣсь по истинѣ волками въ видѣ агнцевъ, не пренебрегавшими

J) Г г о е ш ѵ, II, 235—248,

никакими хитростями для совращенія православныхъ въ лоно римской церкви. Движеніе пропаганды на Востокѣ было подобно стремительному потоку, который быстро распространялъ повсюду свою гибельную заразу и' въ большомъ числѣ увлекалъ православныхъ въ бездну латинскихъ догматическихъ и иныхъ измышленій. Въ ряду миссіонерскихъ средствъ, примѣнявшихся латинянами для пропаганды папства на Востокѣ,наиболѣе благопріятными для нихъ результатами сопровождалась унія. Прозелитамъ латинства изъ православныхъ вмѣнялось въ обязанность исполнять только два требованія — возносить имя папы за богослуженіемъ и признать его непогрѣшимость. Что же касается церковныхъ обрядовъ и таинствъ, богослужебнаго чина и языка, облаченія, одежды и внѣшняго вида духовенства и т. д., то въ этомъ отношеніи прозелитамъ предоставлялась полная свобода держаться практики и обычаевъ православной церкви. Даже символъ вѣры они могли читать — по желанію—то съ прибавкой Filioque, то безъ прибавки. Съ другой стороны, для уніатовъ допускались и многія льготы чисто латинскаго происхожденія и характера—въ видѣ разрѣшенія постовъ, отпущенія грѣховъ не только настоящихъ, но и будущихъ и т. п. Не подлежитъ сомнѣнію, что унія были (и остается) весьма хитрымъ и удачнымъ пріемомъ латинской пропаганды на Востокѣ. Въ самомъ дѣлѣ, отъ новыхъ прозелитовъ латинской церкви требовалось, по ихъ обычному представленію, очень немного: поминать за богослуженіемъ папу, да признавать его непогрѣшимымъ. Но папа находился гдѣ-то далеко, съ нимъ новые члены церкви лишены были возможности входить въ какія-либо отношенія, а поминовеніе ни къ чему ихъ не обязывало, ограничиваясь формальнымъ возношеніемъ имени папы за богослуженіемъ. Непогрѣшимость же папы обыкновенно представлялась неразвитымъ и малообразованнымъ прозелитамъ на Востокѣ какимъ-то туманнымъ абстрактнымъ достоинствомъ папы, которое въ реальномъ своемъ осуществленіи также являлось съ формальнымъ только значеніемъ. Иное дѣло— сохраненіе обрядовъ и богослужебнаго чина православной церкви, разрѣшеніе отъ всякихъ грѣховъ, а также отъ соблюденія постовъ: все это и подобное, съ одной стороны, являлось роднымъ, унаслѣдованнымъ отъ предковъ, неразрывно связаннымъ съ исторіей своего народа, а съ другой—льстило самосознанію прозелитовъ, утверждало ихъ въ правотѣ своихъ дѣйствій, такъ какъ исходило отъ высшей церковной власти и

было санкціонировано даже самимъ непогрѣшимымъ папою. Невѣжественные прозелиты не могли понять, что поминовеніе за богослуженіемъ римскаго папы совершенно отрывало ихъ отъ православной церкви и народа, ставило въ церковную зависимость отъ Рима и подчиняло власти папѣ. А признаніе непогрѣшимости папы, въ ученіи о которой сконцетрированы всѣ существенные элементы лживой папской системы, свидѣтельствовало объ ихъ солидарности съ этой системой и примиряло со всѣми латинскими нововведеніями, которыя въ изложенномъ посланіи патріарха Григорія подвергнуты критикѣ и признаны несогласными съ подлиннымъ ученіемъ возглавляемой Господомъ Іисусомъ Христомъ церкви. Отсюда, вся обрядность православной церкви и ея богослужебный чинъ, коихъ держались уніаты, теряли свое истинное значеніе и оставались безъ подлиннаго основанія и содержанія, коль скоро возглавлялись непогрѣшимымъ папою и въ немъ одномъ находили источникъ и силу своего примѣненія. Уніаты, соблюдая чинъ и обряды православной церкви внѣ общенія съ главою ея Господомъ Іисусомъ Христомъ и внѣ подчиненія предстоятельству этой церкви, сохраняли только форму церковности безъ ея идейнаго содержанія. Являясь несостоятельной по существу, латинская унія на Востокѣ была, однако, очень вредной по своимъ практическимъ слѣдствіямъ. Дѣло въ томъ, что латинская церковь не допускаетъ никакой иной организаціи своей внутренней жизни, кромѣ чисто латинской, и не терпитъ компромиссовъ. Унія допускается лишь въ качествѣ временной и необходимой мѣры но исключительно съ той цѣлью, чтобы вѣрнѣе и успѣшнѣе привлечь прозелитовъ въ лоно римской церкви и сдѣлать ихъ вполнѣ преданными папству. Унія есть медленный, но непрерывный переходъ изъ православія въ католичество, это— мостъ, по которому прозелиты постепенно переходятъ къ чистому латинству. Уніатамъ сдѣланы нѣкоторыя уступки, напримѣръ, греческая обрядностъ, бракъ священниковъ и т. п., но всѣ эти льготы постепенно будутъ отняты, нынѣ — однѣ, черезъ пятьдесятъ лѣтъ—другія, а чрезъ сто лѣтъ тамъ, гдѣ процвѣтала унія, будетъ торжествовать чистое латинство. И уступки со стороны уніатовъ происходятъ обыкновенно безъ большого протеста, иногда даже незамѣтно для общественнаго сознанія, потому что въ Римѣ выработана цѣлая система миссіонерскихъ дѣйствій и среди уніатовъ, отличающихся удивительною стройностью цѣлаго и весьма тонкимъ взаимоотношо-

піемъ частей. Вообще, латинская унія на Востокѣ—ото сложная и сильная религіозно-нравственная организація, которая неудержимо влечетъ кт. гибели бывшихъ членовъ православной церкви, вытравливаетъ въ нихъ здоровое религіозное чувство, развращаетъ нравственно, отрываетъ отъ своего парода и создаетъ изъ бывшихъ преданныхъ членовъ греческой церкви какихъ-то космополитовъ безъ вѣры, родины и семьи. Поэтому патріархъ Григорій вполнѣ справедливо ополчился въ своемъ посланіи, противъ уніи и предупреждалъ православныхъ грековъ и арабовъ относительно ея крайней опасности. Сначала унія представляется, но авторитетному заявленію патріарха, простой п неважной, а потомъ открывается, что она полна обмана и безчисленныхъ нелѣпостей. Это доказала исторія уніи въ Сиріи, гдѣ она сдѣлала большія завоеванія среди православныхъ, особенно на Ливанѣ; для сирійскихъ уніатовъ (ма-ронитовъ) въ Римѣ учреждена духовная коллегія, занимающаяся подготовкой клириковъ для ихъ нуждъ и оказавшая большое содѣйствіе въ скрѣпленіи узъ между Римомъ и Востокомъ. И нынѣ унія весьма сильна въ Сиріи и является передовой боевой позиціей для Рима въ его миссіонерскихъ притязаніяхъ на Востокѣ.

Унія, какъ форма прозелитизма, подготовлялась латинянами постепенно, цѣлымъ рядомъ предварительныхъ миссіонерскихъ средствъ. Въ посланіи патріарха Григорія отдѣляется прямое миссіонерство латинскихъ дѣятелей на Востокѣ, которые своей проповѣдью старались внушить православнымъ слушателямъ латинское ученіе. Чему именно латиняне учили православныхъ,—видно изъ тѣхъ пунктовъ ихъ вѣроисповѣданой системы, которые указаны въ окружномъ посланіи патріарха Григорія. Вообще ate, латиняне считали дозволенными всѣ средства миссіонерскаго воздѣйствія на православныхъ. Они дѣлали послабленія относительно постовъ, разрѣшали грѣхи не только настоящіе, но и будущіе и открывали широкій просторъ для нравственной разнузданности прозелитовъ латинства. Всѣ неустойчивые въ нравственныхъ принципахъ люди, склонные къ страстямъ и порокамъ, искавшіе оправданія для своихъ безнравственныхъ поступковъ, недовольные строгимъ укладомъ бытовой жизни въ православной средѣ и т. п.,—всѣ они безъ груда уклонялись въ унію и увеличивали контингентъ новыхъ членовъ латинской церкви. Злую роль исполняли въ этомъ отношеніи латинскіе клирики, которые, какъ видно и изъ пред-

ставленнаго окружного посланія патріарха Григорія, носили одинаковыя съ православнымъ духовенствомъ одежды и своимъ внѣшнимъ съ нимъ сходствомъ вводили въ заблужденіе православную паству. Мало этого,—латинскіе патеры прямо выдавали себя за греческихъ священниковъ, или же увѣряли православныхъ грековъ п арабовъ въ томъ, что между латинскимъ и греческимъ духовенствомъ нѣтъ но существу никакихъ различій, поэтому православные могли - де одинаково обращаться для исполненія своихъ религіозныхъ нуждъ какъ къ православнымъ, такъ и къ латинскимъ клирикамъ. Нѣтъ нужды повторять, что такой религіозный обманъ, обставленный «переодѣваніемъ», личиной внѣшняго сходства или лицемѣрнымъ тождествомъ, соблазнялъ очень многихъ православныхъ и являлся однимъ изъ удачныхъ способовъ миссіонерскаго воздѣйствія латинянъ на православную среду. И патріархъ Григорій, хотя исхлопоталъ у турецкаго правительства указъ, запрещавшій латинскимъ клирикамъ одѣваться одинаково съ греческимъ духовенствомъ, — о чемъ въ іюнѣ 1838 г. извѣстилъ восточныхъ патріарховъ особою грамотою,—призналъ, однако, необходимымъ въ своемъ окружномъ посланіи противъ латинянъ еще разъ коснуться отмѣченнаго пріема латинской пропаганды н предупредить православныхъ относительно опасности его для вѣры.

Далѣе, хотя въ посланіи патріарха Григорія и нѣтъ упоминанія, но латииянс, подобно протестантамъ, прибѣгали и къ другимъ обычнымъ средствамъ пропаганды. Такъ, они открывали школы и благотворительныя заведенія, печатали и распространяли въ народѣ книги, враждебныя православію и благопріятныя для латинства, унижали и дискредитировали православное духовенство въ представленіи его паствы, являлись въ православной средѣ въ роли купцовъ, безплатныхъ врачей, путешественниковъ и любителей археологіи и. подъ предлогомъ той или другой дѣятельности, сѣяли религіозный соблазнъ и совращали православныхъ въ унію или въ чистое латинство, а нерѣдко прибѣгали и къ прямому подкупу, дабы привлечь къ себѣ полезныхъ сотрудниковъ изъ грековъ или арабовъ. Словомъ, дѣятельность латинскихъ миссіонеровъ на Востокѣ были такъ же обширна и разнообразна, какъ и труды миссіонеровъ протестантскихъ, и грозила большимъ ущербомъ для мѣстной православной Церкви.

Что касается увѣщанія въ посланіи, то и оно отличается

простотою и несложностью. Патріархъ увѣщеваетъ чадъ православной Церкви, чтобы они твердо держались вѣры отцовъ, въ чистотѣ хранили догматы церкви и не уклонялись въ сторону иныхъ упованій, во избѣжаніе вѣчнаго наказанія. А тѣ изъ православныхъ, кои приняли унію и вообще измѣнили вѣрѣ отцовъ подъ вліяніемъ хитрыхъ и коварныхъ происковъ латинскихъ миссіонеровъ, должны раскаяться въ своемъ грѣхѣ, оплакать свое преступленіе и опять возвратиться въ лоно греко-восточной» церкви.

Особенностью окружнаго посланія «Противъ латинскихъ нововведеній» нужно считать и то. что оно было обращено отъ имени всѣхъ греческихъ патріарховъ и ко всѣмъ членамъ православной греко-восточной церкви, особенно въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Починъ въ изданіи посланія принадлежитъ, какъ извѣстно, вселенскому патріарху Григорію, который былъ одушевленъ заботою о сохраненіи православія во всей церкви и сталъ во главѣ объявленной имъ повсюду борьбы противъ пнославной пропаганды. Въ составъ церковной коалиціи имъ были приглашены и патріархи александрійскій, антіохійскій и іерусалимскій, которые горячо отозвались на голосъ предстоятеля восточной церкви и охотно пошли па встрѣчу намѣченнымъ имъ мѣрамъ борьбы съ латинянами и протестантами. Достойно примѣчанія то, что центромъ этой борьбы были Сирія. Палестина п Египетъ, т. е. области другихъ греческихъ патріарховъ, и однако патріарху Григорію принадлежитъ иниціатива ві) защитѣ здѣсь православія отъ инославнаго воздѣйствія. Въ этомъ починѣ выразилась привилегія «вселенскаго» значенія константинопольскаго патріарха, которому еще отъ временъ византійскихъ принадлежало право разслѣдовать и обсуждать возникавшія въ другихъ престолахъ недоразумѣ-нія 1). А затѣмъ, вселенскій патріархъ, простирая свое вліяніе на области иныхъ патріаршихъ престоловъ, нимало не помышлялъ о господствѣ надъ ними пли о подчиненіи своей власти. Его дѣйствія мотивировались вовсе не гіанистической тенденціей, а исходили изъ соображеній совсѣмъ иного характера. Константинопольскій патріархъ выступалъ въ этомъ случаѣ какъ старшій или первый братъ, какъ -ршто-’вѵ Ъыс (primus inter pares), преимуществовавшій лишь по чести въ отношеніи къ прочимъ восточнымъ патріархамъ. Онъ спѣшилъ

') Е ^ з ѵ а у w *( У; то 0 ѵ о jj. о •->, IV, 9.

къ остальнымъ патріархамъ съ братскою помощью, желалъ оказать имъ свое братское содѣйствіе въ затруднительномъ положеніи и вообще имѣлъ въ виду благо вселенской Церкви, а никакъ не интересы только вселенскаго престола или одного константинопольскаго патріарха. Въ такомъ именно значеніи представлялась дѣятельность Григорія VI и для остальныхъ восточныхъ патріарховъ. Когда патріархъ Григорій сообщилъ патріархомъ Іероѳею александрійскому и Меѳодію антіохійскому о своемъ намѣреніи издать особое окружное посланіе ко всѣмъ христіанамъ Востока относительно латинскихъ нововведеній и вообще противъ латинской пропаганды, то встрѣтилъ съ ихъ стороны полное сочувствіе своему намѣренію и совершенную готовность оказать посильное содѣйствіе въ защитѣ православія, при чемъ не высказывалось никакого подозрительнаго предположенія о характерѣ почина вселенскаго патріарха и его отношеній къ восточнымъ патріаршимъ престоламъ. А іерусалимскій патріархъ Аѳанасій и подписался подъ окружнымъ посланіемъ константинопольскаго патріарха и его синода. Ясно, что въ отношеніяхъ вселенскаго патріарха къ первоіерархамъ восточнымъ пе было и тѣни папизма, главенства или властолюбія. Напротивъ, здѣсь наблюдалось полное равенство и братство, которые особенно и цѣнны были въ изданіи окружнаго посланія противъ латинянъ, осудившаго папизмъ съ его неизбѣжными атрибутами властолюбія и гордости. Затѣмъ, коалиціонный характеръ посланія свидѣтельствовалъ о тожествѣ въ оцѣнкѣ латинскихъ новшествъ со стороны всей грековосточной церкви въ лицѣ ея предстоятелей—патріарховъ, которые in corpore признавали нововведенія латинской церкви предосудительными, а дѣйствія латинскихъ миссіонеровъ на Востокѣ—противохристіанскими, несогласными съ началами гуманизма и культуры. Посланіе отъ имени всѣхъ восточныхъ патріарховъ должно было произвести паиболѣе сильное впечатлѣніе на православныхъ членовъ церкви, а также должно было показать латинянамъ, что ихъ пропаганда встрѣтила осужденіе на всемъ Востокѣ, гдѣ имъ готовится коалиціонное противодѣйствіе со стороны всѣхъ предстоятелей автокефальныхъ церквей. При такомъ происхожденіи и характерѣ, окружное посланіе «Противъ латинскихъ нововведеній» должно было оказаться наиболѣе цѣлесообразнымъ въ осуществленіи своего назначенія.

Наконецъ, разсматривая посланіе «Противъ латинскихъ

нововведеній» въ сопоставленіи съ энцикликой Григорія YI о протестантской пропагандѣ, нужно сказать, что первое уступаетъ второй въ стройности и широтѣ плана и въ обстоятельности обзора частностей вопроса. Это обусловливается, главнымъ образомъ, тѣмъ, что посланіе противъ латинянъ имѣло въ виду преимущественно простое п необразованное туземное населеніе Палестины, Сиріи и Египта и было приспособлено къ его пониманію. Соотвѣтственно такой задачѣ, въ посланіи данъ лищь самый краткій и существенный обзоръ латинскихъ нововведеній, въ сопоставленіи съ ученіемъ православной Церкви, и предложено небольшое увѣщаніе. А затѣмъ, другія стороны миссіонерскаго вопроса были уже разсмотрѣны патріархомъ Григоріемъ въ его посланіи 1836 года по поводу лютеранской и кальвинистнческой пропаганды на Востокѣ,, и повтореніе въ посланіи 1838 года, въ виду сходства способовъ и пріемовъ той и другой пропаганды и мѣръ противодѣйствія ей, представлялось нецѣлесообразнымъ. Такимъ образомъ, посланіе 1838 года, представляя надлежащее выполненіе своей прямой задачи, получаетъ • большую цѣнность въ связи съ посланіемъ 1836 года, которое въ нѣкоторомъ отношеніи его дополняетъ и проясняетъ.

Въ связи съ окружнымъ посланіемъ «Противъ латинскихъ нововведеній» находятся и другія грамоты вселенскаго патріарха Григорія VI, которыя то косвенно, то прямо касаются вопроса о католической пропагандѣ на православномъ Востокѣ. Такъ, 27 января 1837 года патріархъ Григорій и синодъ отправили грамоту на островъ Хіосъ митрополиту Григорію, іереямъ, проостосамъ. димогерантамъ и всему народу съ запрещеніемъ учреждать адельфаты (та «оеХоаіта) или братства. Не подлежитъ сомнѣнію, что братства, являясь по существу учрежденіями полезными, сдѣлались па Хіосѣ предметомъ іезуитскихъ происковъ и однимъ изъ пунктовъ латинской пропаганды. Учрежденіямъ благотворительнымъ, поставленнымъ на стражѣ интересовъ православной вѣры и общества, латиняне придали миссіонерскій характеръ и сообщили несвойственныя имъ на Востокѣ задачи прозелитизма, такъ что патріархъ Григорій вынужденъ былъ примѣнить къ братствамъ на Хіосѣ очень строгія мѣры. Обращаясь къ митрополиту, духовенству и народу острова Хіоса, патріархъ Григорій пишетъ, что святая

Христова Церковь, какъ общая мать всѣхъ благочестивыхъ христіанъ, всегда заботится о душевномъ спасеніи духрвныхъ своихъ чадъ, непрестанно бодрствуетъ въ дѣлахъ, касающихся ихъ духовнаго состоянія, слѣдитъ за христіанскою ихъ жизнію, тщательно наблюдаетъ за священными обычаями и обязанностями, связанными съ непорочной нашей вѣрой, и радуется, когда видитъ, что они исполняются и хранятся неизмѣнно, какъ установленные божественными отцами и священными преданіями,—что они но поколеблены душевредной привычкой и во всемъ согласіи съ духомъ всеобщаго преданія; съ другой стороны, церковь не допускаетъ измѣненій и злоупотребленій, которыя совершаются въ области церковныхъ обычаевъ и установленій подъ предлогомъ ревности и благочестія, въ дѣйствительности же служатъ къ душевному вреду тѣхъ, кои являются виновниками измѣненій, и спѣшитъ уничтожить ихъ и упразднить, признавая это дѣломъ весьма необходимымъ и стремясь избавить духовныхъ своихъ чадъ отъ болѣе опасныхъ заблужденій. И патріархи узнали, что на островѣ Хіосѣ допускается такого именно рода душевредное злоупотребленіе, противное священному и достойному чину церкви. Рѣчь идетъ о такъ называемыхъ адельфатахъ, совершенно не свойственныхъ христіанскому обществу. Вѣдь святая наша Церковь всѣхъ благочестивыхъ христіанъ признаетъ братьями («бгХзой;), или, лучше сказать, однимъ тѣломъ о Христѣ, однимъ организмомъ, такъ что частное и спеціальное образованіе адельфатовъ явно иротиворѣчитъ единству христіанскаго общества и, слѣдовательно, является совершенно предосудительнымъ и вреднымъ. Но не только указанное соображеніе, но и другія злоупотребленія, обычно происходящія въ адельфатахъ, показываютъ, какъ далеко этотъ обычай стоитъ отъ того, чтобы признавать его дѣломъ христіанскимъ. Вѣдь именемъ адельфатовъ собираются деньги вовсе не для того, чтобы раздавать ихъ бѣднымъ, но для расходовъ на пустыя дѣла, напримѣръ, на устройство обѣдовъ и пировъ и на другія неумѣстныя и безпорядочныя прихоти, которыя совершенно не соотвѣтствуютъ христіанскому поведенію; однимъ словомъ, адельфаты являются виной душевной гибели, дурныхъ обычаевъ и примѣровъ. Посему святѣйшій Григорій своей патріаршей и синодальной грамотой отвергъ, осудилъ и упразднилъ установившійся на Хіосѣ обычай учреждать адельфаты и синодально, со всѣми членами священнаго константинопольскаго синода, повелѣлъ и объявилъ, чтобы отнынѣ и впредь адель-

фаты исчезли на Хіосѣ и никто изъ мѣстныхъ христіанъ, кои прежде принимали участіе въ этомъ неприличномъ обычаѣ, не осмѣливались не только дѣлать что-либо подобное, но даже и произносить имя адельфатовъ, при чемъ они должны хорошо знать и правильно понимать, что всѣ христіане суть братія о Христѣ, неразрывно связанные союзомъ единой святой Христовой Церкви, и что много грѣшатъ тѣ, которые рѣшаются организовать подобныя частныя учрежденія, не признаваемыя святой нашей Церковію, не соотвѣтствующія священнымъ законамъ и установленіямъ и являющіеся предосудительными изобрѣтеніями частныхъ и безпорядочныхъ людей, какъ это ясно видно изъ ихъ странныхъ и неумѣстныхъ дѣйствій, которыя совершались подъ знаменемъ адельфатовъ и совершенно не соотвѣтствовали христіанскому благоприличію и порядочности. За этимъ церковнымъ распоряженіемъ, неизмѣнно и безусловно отвергающимъ открытіе адельфатовъ, долженъ неусыпно слѣдить хіосскій митрополитъ Григорій, которому должны въ этомъ помогать димогеронты и прокриты острова, дабы впредь совершенно здѣсь не было подобнаго злоупотребленія. Если же на островѣ и послѣ патріаршаго повелѣнія окажутся люди непослушные, которые, вопреки предписанному повиновенію, опять будутъ настаивать на осуществленіи задачъ и дѣйствій запрещенныхъ адельфатовъ, то хіосскій митрополитъ и представители народа должны подвергнуть ихъ соотвѣтствующему наказанію, а таклсо сообщить о нихъ вселенскому патріарху, который употребитъ противъ нихъ болѣе суровое церковное взысканіе, такъ какъ они являются общимъ соблазномъ и камнемъ преткновенія. Изложенную грамоту, кромѣ патріарха Григорія, подписали слѣдующіе митрополиты, члены священнаго константинопольскаго синода: Герасимъ

сфесскій, ГІанаретъ пикомидійскій, Діонисій ираклійскій, Аноимъ кизикскій и Косьма визійскій ‘).

Такимъ образомъ, изложенная грамота патріарха Григорія VI была направлена противъ злоупотребленій въ дѣятельности адельфатовъ на островѣ Хіосѣ, гдѣ члены братствъ, открываемыхъ обыкновенно съ благотворительною и просвѣтительною задачами, расходовали братскія суммы вовсе не для осуществленія этихъ задачъ, а устраивали обѣды и пиры и вообще творили, подъ знаменемъ адельфатовъ, нредосуди-

’) Г е 3 г м ѵ, II, 207—209.

тельныя дѣла. Затѣмъ, на учрежденія православной церкви наложили руку латиняне, которые стали пользоваться ими въ интересахъ вѣроисповѣдной пропаганды. Съ такймъ характеромъ братства оказались невѣдомыми для православной церкви и несогласными съ ея правилами и узаконеніями. Они получили частный и спеціальный характеръ, враждебный православной церкви, и оказались изобрѣтеніемъ злонамѣренныхъ людей, стремившихся подъ покровомъ православной церкви и подъ знаменемъ ея просвѣтительно благотворительныхъ задачъ сѣять религіозную смуту и нравственную распущенность. Разумѣется. патріархъ Григорій не могъ терпѣть въ православной церкви братствъ такого рода и сдѣлалъ распоряженіе объ ихъ закрытіи на Хіосѣ. Таковъ истинный смыслъ изложенной грамоты патріарха. Что же касается братствъ въ другихъ епархіяхъ константинопольскаго патріархата, то они, несомнѣнно, существовали на законномъ основаніи, осуществляя свои прямыя просвѣтительно-благотворительныя задачи, и нс вызывали со стороны центральной власти мѣръ запрещенія и пресѣченія. Братства (ач$/л6;:г|тг-) и другихъ общественныхъ организацій существовали въ данное время и въ Константинополѣ и своей дѣятельностію шли на встрѣчу нуждамъ греческаго народа, пользуясь поддержкой іі покровительствомъ святѣйшаго Григорія. Словомъ, представленная грамота патріарха Григорія противъ хіосскихъ адельфатовъ была вызвана мотивами особыми и должна быть поставлена въ связь съ мѣропріятіями патріарха Григорія но поводу шюславной пропаганды на Востокѣ, которая воспользовалась существующими братствами въ интересахъ своей миссіонерской дѣятельности.

Въ томъ же 1837 году патріархъ Григорій издалъ грамоту о необходимости обученія священниковъ въ ставропигіалыіыхъ монастыряхъ. Грамота обращена къ игуменамъ и отиамъ этихъ монастырей.• Если образованіе,—говорится въ этой грамотѣ,— является весьма необходимымъ для каждаго простого человѣка, вслѣдствіе его очевидныхъ преимуществъ, то тѣмъ болѣе оно полезно для лицъ, принадлежащихъ кь священному клиру; клирики, какъ назначенные къ особой дѣятельности и вмѣстѣ съ тѣмъ къ учительству, должны проводить н жизнь въ добродѣтели и благочестіи, отличаться познаніями, необходимыми для душеполезнаго учительства, и какъ на дѣлѣ, такъ и въ теоріи истинно и достойно исполнять обязанности, которыя оии приняли предъ Богомъ и ангелами. Однако, мы со скорбію и

недоумѣніемъ видимъ большую беззаботность и безразличіе со стороны священниковъ къ этому существенному и важному дѣлу, и нерѣдко это служеніе ввѣряется людямъ невѣжественнымъ и необразованнымъ, неспособнымъ даже прочитать послѣдованіе богослуженій; такіе священники и на себя, и на другихъ навлекаютъ судъ и душевную гибель. Вѣдь отъ недостоинства и невѣжества священниковъ происходитъ холодность христіанъ къ дѣламъ божественнымъ, различныя жалобы и обвиненія духовныхъ лицъ, распространеніе инославныхъ ученій: кромѣ того, въ христіанскомъ обществѣ въ послѣднее время возникли и другіе подобные религіозные недостатки. Въ виду этого мы,—говоритъ о себѣ патріархъ Григорій,—взявши, по милости Божіей, кормило церковнаго духовнаго корабля, въ силу лежащаго на насъ неустранимаго долга, предприняли рядъ мѣръ, направленныхъ къ утвержденію православной нашей вѣры. Насколько позволяютъ обстоятельства, мы,—продолжаетъ патріархъ,—озабочены и дѣломъ образованія лицъ, принадлежащихъ къ священному клиру, не только въ Константинополѣ и въ епархіяхъ вселенскаго патріархата, но и въ монастыряхъ, изъ которыхъ въ города является много таксидіотовъ (сборщиковъ). По этой причинѣ монастырямъ богатымъ и состоятельнымъ предписано особыми посланіями, чтобы они пригласили учителей для преподаванія наукъ въ предѣлахъ обителей. Заботясь о монахахъ и монастырей малыхъ и небогатыхъ, дабы п они не были лишены даннаго Богомъ дара просвѣщенія, мы признали необходимымъ предписать, чтобы эти монастыри всѣхъ молодыхъ кандидатовъ священства посылали или въ другія обители, гдѣ совершается преподаваніе, или въ общественныя школы сосѣднихъ городовъ, дабы они изучали тамъ общеобразовательныя науки и пріобрѣтали познанія, необходимыя для всякаго клирика. Сообщая объ этомъ игуменамъ н монахамъ патріаршихъ и ставропигіальныхъ монастырей, патріархъ Григорій предписалъ имъ, чтобы они избрали изъ своей среды иноковъ молодыхъ, способныхъ и предназначенныхъ къ священству, послали ихъ въ сосѣднія общественныя школы для изученія необходимыхъ наукъ, а когда наступитъ время, искали рукоположенія ихъ въ священныя степени. Вмѣстѣ съ тѣмъ патріархъ указываетъ, что исполненіе настоящаго синодальнаго посланіе принесетъ монастырю разнообразную пользу: братство монастырей будетъ состоять изъ иноковъ и таксидіотовъ образованныхъ, которые будутъ учить христіанъ и наставлять въ

правилахъ вѣры и нравственности, а христіане, въ свою очередь, будутъ оказывать монастырямъ болѣе существенную помощь, когда лучше оцѣнятъ ихъ значеніе; наконецъ, іереи образованные избавятся отъ тѣхъ божественныхъ наказаній, которыя предстоятъ клирикамъ недостойнымъ и злоупотребляющимъ своимъ священнымъ саномъ. Въ заключеніе грамоты патріархъ повелѣваетъ игуменамъ и монахамъ ставропигій, чтобы они возможно скорѣе и съ усердіемъ исполнили настоящее патріаршее и синодальное распоряженіе, которое, кромѣ святѣйшаго Григорія, подписали слѣдующіе митрополиты, члены священнаго константинопольскаго синода: Діонисій ираклійскій, Анѳимъ никомидійскій, Іероѳей халкидонскій. Германъ дерконскій, Панаретъ филадельфійскій, Діонисіи меленикскій и Германъ раскопрезренскій *).

Изложенная грамота, какъ видно изъ ея содержанія, отправлена была въ тѣ ставропигіальные монастыри константинопольской церкви, которые владѣли небольшими матеріальными средствами и были не въ состояніи содержать особыхъ учителей для обученія иноковъ наукамъ богословскимъ и инымъ, необходимымъ для лицъ священныхъ. Другая же аналогичная грамота была послана въ ставропигіальные монастыри богатые и большіе и предписывала монастырскимъ властямъ открыть въ стѣнахъ обителей свои школы для обученія молодыхъ и сп§|і|Ьныхъ кандидатовъ священства богословскимъ и инымъ наукамъ, пригласить особыхъ учителей и вообще позаботиться о ^фосвѣіценіи братства. Обѣ эти грамоты были вызваны заботами, патріарха Григорія объ утвержденіи православія, поколебленнаго, между прочимъ, инославной пропагандой на Востокѣ, причемъ патріархъ Григорій имѣлъ въ виду противопоставить просвѣщенное греческое иночество и его религіознонравственную дѣятельность миссіонерскимъ проискамъ латинянъ и протестантовъ. По идеѣ патріарха Григорія, ставропигіальные монастыри вселенскаго патріархата должны были сдѣлаться очагами просвѣщенія и высокой нравственной жизни и своимъ благотворнымъ вліяніемъ на окружающую мірскую среду должны были устранить многіе ея недостатки и пороки; главнымъ же образомъ, монастыри могли задержать усилившееся на Востокѣ теченіе инославскихъ ученій {ji тохргізвртіоіс т*ѵ s-epoSiSaoxaXuBv) путемъ распространенія въ народѣ истинъ

>) Г s 5 s о> ѵ, 11, 209—211.

православной вѣры, критики латинства и протестантства, разоблаченія пріемовъ и средствъ инославной пропаганды на Востокѣ и т. п. Конечно, разсчетъ святѣйшаго Григорія былъ вполнѣ правиленъ; онъ отчасти оправдался и на дѣлѣ, такъ какъ монастыри, по предписанію Григорія VI, стали открывать школы, приглашать учителей и вообще приняли нѣкоторыя мѣры къ повышенію образованія иноковъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и принесли нѣкоторую пользу православному населенію Востока въ сохраненіи истинъ ортодоксіи. Во всякомъ случаѣ, привлеченіе православныхъ монастырей къ борьбѣ съ инослав-ной пропагандой путемъ просвѣтительныхъ мѣръ было одною изъ частностей въ общемъ планѣ защиты православія, выработанномъ и систематически осуществлявшемся патріархомъ Григоріемъ VI во время перваго его управленія вселенскою церковію *).

И. Соколовъ. * 7

*) Продолженіе слѣдуетъ.

S7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.