ЧТО ТАКОЕ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС?
Ю. А. Грызунов1, И. О. Закс
1 ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет 2 ГУ НИИ общей реаниматологии РАМН, Москва
What is a Bologna Process?
Yu. A. Gryzunov1, I. O. Zaks
1 Russian State Medical University ! Research Institute of General Reanimatology, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
2
В работе приведены данные, касающиеся реформы высшего образования и науки. Дана информация об основных документах по этой проблеме. Ключевые слова: реформа образования, Болонский процесс, Великая Хартия европейских университетов.
The paper presents the data on the reform of higher education and science. It also gives information on basic documents on this problem. Key words: education reform, Bologna process, the Greater Charter of European Universities.
В последние время проблема всемирной глобализации, касающаяся различных сторон общественной жизни, приобретает все большую актуальность. Глобальная реформа высшего образования, получившая название Болонский процесс, одна из наиболее широко обсуждаемых в России.
Процесс этот возник не сегодня. Его провозвестником считают Великую Хартию университетов (Приложение 1). Она была принята в 1988 году ректорами европейских университетов, собравшимися в Болонье по случаю 900-летия старейшего университета — за четыре года до окончательного упразднения границ внутри европейского сообщества. Одним из фундаментальных принципов университета является то, что он «для выполнения своих задач отвергает всякие географические и политические границы и утверждает настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия культур». Важным средством выполнения задач и принципов университета служит поддержание «мобильности преподавателей и студентов». «...Общая политика эквивалентности в области статусов, степеней, экзаменов (при уважительном отношении к национальным дипломам) и назначения стипендий составляет основной инструмент, гарантирующий осуществление их (университетов — авт.) задач» (цит. по [3]) . Полный тест можно найти в [2, 3], на сайте: bologna.spbu.ru/documents/mcu.doc, см. также Приложение 1).
Голос ректоров, их призыв к миру, основанному на знаниях без границ, был крайне своевременным. Проблемы кадров, их трудоустройства на
пространстве единой Европы, развития динамичной экономики со свободным передвижением высококвалифицированных кадров, стояли перед новой Европой, становящейся единой не только de jure, но и по сути. За дело взялись правительства. Были приняты международные документы, создавшие правовую базу для формирования общеевропейского образовательного пространства: Лиссабонская конвенция о признании квалификаций (1997, ратифицирована в РФ в 2000 г.), директивы и Заключения Совета Европейского Сообщества по различным вопросам признания квалификаций, образования и мобильности. Россия не стояла полностью в стороне от этих процессов. В июле 1993 года был подписан меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В нем отмечалась заинтересованность нашей страны к интеграции ее вузов в общемировую систему образования, ее готовность делать шаги в этом направлении — активно содействовать изучению иностранных языков и внедрению информационных технологий в высших учебных заведениях [3].
25 мая 1998 г. в Сорбонне четыре министра, представлявших Великобританию, Германию, Францию и Италию, подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» (Сор-боннская декларация).
Логическим завершением этих усилий и одновременно важным этапом для последующего развития стала первая встреча европейских министров, отвечающих за образование, и принятие
ими совместно заявления о «Зоне европейского высшего образования» (см. Приложение 2). Это произошло 19 июня 1999 г. в г. Болонья, Италия. Документ получил название Болонской декларации, а сам процесс создания странами Европы единого образовательного пространства стал называться Болонским процессом.
Таким образом, Болонский процесс имеет глубокие правовые корни, и его реализация возможна только в контексте всей совокупности международных актов и правовых документов по развитию Европейской интеграции в образовании и исследованиях.
Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году, взяв тем самым на себя обязательства по реализации ее задач.
Что это за задачи? По сути, они — конкретные действия по реализации принципов, заложенных в Великой Хартии европейских университетов и в Сорбонской декларации. Изначально выделялось 6 задач (см. Приложение 2). Последующее развитие событий позволяет говорить о еще четырех задачах: 1) введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); 2) придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования; 3) реализация социальной роли высшего образования, его доступность; 4) развитие системы дополнительного образования (так называемое LLL — Longlife Learning — «образование в течение всей жизни»).
Кроме того, закономерной реализацией принципа Великой Хартии университетов о неотделимости педагогической деятельности от исследовательской стало Коммюнике комиссии ЕС о европейском пространстве научных исследований (Брюссель, 2002). Потому в духе Болонского процесса в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.
С самого начала Болонский процесс является также и предметом оживленной дискуссии, как западноевропейской интеллигенции, так и российской. И, пожалуй, наиболее острые споры вызвала проблема взаимодействия Болонского процесса и медицинского образования. В пределах данной работы нет возможности останавливаться на различных вопросах этой интересной дискуссии (некоторые ее вопросы освещены в [3] и на Интернет-сайтах: http://www.russ.ru, http://mma.ru/bologne). Своеобразным «полигоном» для отработки вопросов Болонского процесса применительно к высшему медицинскому образованию в России является Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова.
Важным документом явилось политическое заявление по Болонскому процессу и медицинскому образованию Всемирной федерации медицинского образования, Международной ассоциации медицинского образования, ассоциации медицинского образования в Европе (февраль 2005 года). Поддержав в целом цели Болонской декларации и выразив поддержку включения медицинского образования в Болонский процесс, эти организации отметили необходимость учета специфики учебных планов и программ и сложившуюся ситуацию в медицинских школах Европы. Отмечена опасность внедрения в медицинские вузы двухступенчатой системы образования (бакалавр-магистр). Настоятельно рекомендовано правительствам принимать принципиально важные решения для медицинского образования на основании необходимых доказательств, в диалоге с медицинскими вузами. Иными словами, в вопросах реформирования образования врачи высказались за следование основополагающему принципу «primum non nocere» и за закрепление всего того эффективного и прогрессивного, что выработала российская клиническая школа.
В медицинских вузах прошли обсуждения и круглые столы, посвященные Болонскому процессу. Детальное рассмотрение показало, что многое из того, что заложено в документах процесса — контроль качества, практическая подготовка, образовательные стандарты, сертификация специалистов, додипломная и последипломная непрерывная система образования — в нашей системе образования уже существует, только, в несколько иных формах, традиционно сложившихся в университетах России и СССР. По-видимому, в сложившейся ситуации необходимо (в противном случае — проиграем и потеряем) взять все лучшее, что накоплено отечественной высшей школой, привести это в систему и выразить так, чтобы мы были поняты в Европе и в мире, и тогда преимущества интеграции могут быть полезны и ВУЗам, и их выпускникам.
Приложение 1
ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ (Magna Charta Universitatum)
18 сентября 1988 года, Болонья
Преамбула
Нижеподписавшиеся ректоры европейских университетов, собравшиеся в Болонье по случаю Девятого Столетия старейшего из них, за че-
тыре года до окончательного упразднения границ между странами европейского сообщества, имея в виду перспективу расширения сотрудничества между всеми европейскими народами, убежденные в том, что народы и государства должны сегодня, как никогда ранее осознать роль, которую будут призваны сыграть университеты в обществе, изменяющемся и открывающемся в международном плане, выражают убежденность в том, что:
1) будущее человечества на пороге третьего тысячелетия в широкой степени зависит от культурного и научно-технического развития, которое происходит в тех центрах культуры, знания, исследований, коими являются университеты;
2) задача по распространению знаний среди новых поколений, которую должны взять на себя университеты, означает сегодня, что они обязаны обращаться ко всему обществу в целом, чье культурное, социальное и экономическое будущее требует теперь особого, значительного и постоянного вклада в непрерывное образование;
3) университеты должны обеспечить будущим поколениям такое образование и воспитание, которые позволят им внести свой вклад в сохранение великой гармонии окружающей среды и самой жизни.
Поэтому мы провозглашаем перед государствами и народами основные принципы, которыми отныне и в дальнейшем должны руководствоваться университеты.
Основные принципы
1. Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием географических и исторических условий, и представляет собой автономный институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания.
Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти.
2. Учебный процесс в университетах должен быть неотделим от исследовательской деятельности с тем, чтобы преподавание в то же время было на уровне, отвечающем эволюции как потребностям общества, так и требованиям, предъявляемым к научным знаниям.
3. Поскольку свобода преподавания, исследований и обучения является основным принципом жизни университетов, то, как общественная власть, так и университеты должны в рамках своей компетенции гарантировать это и способствовать соблюдению столь приоритетного требования.
Отвергая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диалога, университет становится, следовательно, наиболее предпочтительным местом встречи между преподавателями, обладающими способностью передавать знания и владеющими средствами их углубления через исследования и поиски нового, и студентами, имеющими право, желание и способность обогащать себя этими знаниями.
4. Являясь хранителем традиций европейского гуманизма, но в постоянном стремлении к достижению универсальных знаний, университет, выполняя свою функцию, отвергает всякие географические и политические границы и утверждает настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия культур.
Способы
Реализация этих целей в свете вышеизложенных принципов требует наличия эффективных средств, соответственно отвечающих нынешней ситуации.
1. Для обеспечения свободы исследований и преподавания всем членам университетского сообщества должны быть представлены необходимые средства для достижения этой цели.
2. Подбор профессорского состава и определение его статуса должно происходить в соответствии с принципом неотделимости исследовательской деятельности от преподавательской.
3. Каждый университет, с учетом специфики обстоятельств, должен гарантировать своим студентам сохранение свобод и необходимых условий для достижения их культурных и образовательных целей.
4. Университеты — в особенности европейские — рассматривают взаимный обмен информацией и документацией, а также увеличение совместных научных проектов как основные средства постоянного прогресса знаний. В этих целях, как это происходило при их зарождении, они стимулируют мобильность преподавателей и студентов и считают, что общая политика эквивалентности в области статусов, степеней, экзаменов (при уважительном отношении к национальным дипломам) и в представлении стипендий составляет основной инструмент, гарантирующий осуществление их современных задач.
Нижеподписавшиеся ректоры, от имени своих университетов, берут на себя обязательство предпринять все от них зависящее для того, чтобы каждое государство и заинтересованные наднациональные организации могли бы еще более опираться на положения этой Хартии, являющейся единодушным выражением автономной воли каждого университета.
Приложение 2
ЗОНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ («Болонская декларация»)
Совместное заявление европейских министров образования
г. Болонья, 19 июня 1999 года
Благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет процессы, происходящие в Европе, приобрели более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран Европейского союза и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, по общему мнению, мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.
«Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.
Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-Восточной Европе.
Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.
Многие европейские страны согласились с целями, изложенными в декларации, подписали или одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образования, начатых в настоящее время в Европе, показала, что многие
правительства имеют намерения действовать именно в этом направлении.
Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum», принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов, в части их касающейся, и стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.
Курс был принят в правильном направлении и со значимой целью. Однако достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Чтобы достичь первых материальных результатов, мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер. Встреча 18-го июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые, обеспечила очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.
Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям.
Подтверждая поддержку общим принципам, указанным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе (и, в любом случае, — в пределах первого десятилетия третьего тысячелетия) следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:
• Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
• Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах — достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла,
должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
• Внедрение системы кредитов по типу ЕСТБ — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
• Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
• Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
Литература
1. Байденко А. Ф. Болонский процесс: Курс лекций. М.: Издательство Логос; 2004.
2. Лукичев Г. А. (ред.) Международные правовые акты и документы по развитию Европейской интеграции в образовании и исследованиях. Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. М.: Готика; 2004.
3. Пальцев М. А, Перфильева Г. М, Денисов И. Н, Чекнев Б. М. Высшая медицинская школа и болонский процесс. Вып. 4. М.: Издательский дом Русский врач; 2005.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
• Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
• Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования. И, наконец, мы, вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании, будем использовать путь межправительственного сотрудничества. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, и будут активно способствовать успеху нашей попытки.
• Убежденные в том, что создание Зоны европейского высшего образования требует постоянной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и выработать новые мероприятия, которые необходимо будет принять.
4. http://bp.spbu.ru
5. http://bp.rudn.ru
6. http://www.russ.ru
7. http://mma.ru/bologne
8. http://www.spbu.ru/News/edusem/bol-dec.htm
Поступила 27.01.06