Научная статья на тему 'Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия'

Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1169
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОЛИТЕРАТУРА / БЛОГИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / ЖАНРЫ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ / BLOG-LITERATURE / BLOGS ON SOCIAL SITES / GENRES OF INTERNET LITERATURE / PRINTING STRATEGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарин Лина

В статье речь идет о блоголитературе как новой форме литературного процесса. Автор анализирует основные тенденции блоголитературы в сравнении с другими формами литературы, ее особенности, развитие и роль в медиапространстве. Автор доказывает, что блоголитература начинает активно публиковаться серьезными издательствами после того, как она добивается большого успеха в электронных СМИ и социальных сетях. Обзор художественных материалов на сайтах, посвященных блоголитературе, а также их печатные версии иллюстрируют ту трансформацию, которую претерпевает сетевой текст при дальнейших публикациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blog Literature as a New Literary Form and Publishing Strategy

The article considers Blog-literature as a new form of literary process. The author analyzes main tendencies of blog-literature in comparison with other forms of literature, its specialties, development and present role in Media spaces. Subsequently the author describes that Blog literature is expanding its role in printing media after its great success in the media space on social sites. The review of literary materials on the sites dedicated to Blog literature as well its printing media which shows the transformation which undergoes internet texts during further publications.

Текст научной работы на тему «Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия»

УДК 82-1/-9

ББК 83.3(2РОС=РУЕ)6

БЛОГОЛИТЕРАТУРА КАК НОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

I Сарин Лина

Аннотация. В статье речь идет о блоголитературе как новой форме литературного процесса. Автор анализирует основные тенденции блоголитературы в сравнении с другими формами литературы, ее особенности, развитие и роль в медиапространстве. Автор доказывает, что блоголитература начинает активно публиковаться серьезными издательствами после того, как она добивается большого успеха в электронных СМИ и социальных сетях. Обзор художественных материалов на сайтах, посвященных блоголитературе, а также их печатные версии иллюстрируют ту трансформацию, которую претерпевает сетевой текст при дальнейших публикациях.

Ключевые слова: блоголитература, блоги в социальных сетях, жанры сетевой литературы, издательские стратегии.

BLOG LITERATURE AS A NEW LITERARY FORM AND PUBLISHING STRATEGY

■ Leena Sareen

369

Abstract. The article considers Blog-literature as a new form of literary process. The author analyzes main tendencies of blog-literature in comparison with other forms of literature, its specialties, development and present role in Media spaces. Subsequently the author describes that Blog literature is expanding its role in printing media after its great success in the media space on social sites. The review of literary materials on the sites dedicated to Blog literature as well its printing media which shows the transformation which undergoes internet texts during further publications.

Keywords: Blog-literature, blogs on social sites, genres of internet literature, printing strategy.

На сегодняшний день понятие «сетевой литературы» перестало быть новшеством. Авторы ищут читателей в Интернете, читатели знакомятся с новыми именами уже не в библиотеке, а за монитором компьютера. Глобальная сеть становится областью самиздата даже для известных писателей. В России сегодня совершенно естественно появление предназначенных для Сети произведений в печати. В книжных магазинах можно встретить изданные на бумаге интернет-дневники вполне обычных людей. Происходит рождение произведений нового формата и стиля — блоголитературы: «Можно смело утверждать, что мы являемся свидетелями рождения произведений нового формата и стиля — так называемой блоголитературы» [1].

В настоящее время процесс смешения блоггерства и традиционных форм литературы активно обсуждается и научной общественностью, и СМИ. Писатели с мировым именем заводят блоги с целью поэкспериментировать, а блоггеры приходят в традиционную литературу, обретая имя: «Некоторые известные мировые литераторы проводят эксперименты с блогами, а люди из числа блоггеров приходят в традиционную литературу» [2].

Тенденции современного литературного процесса

Быстротекущая современная действительность не может не менять и современное искусство, являющееся отражением той самой действительности. Стремительное движение времени предполагает постоянную смену картинок, которые заметны только при отдельном их рассмотрении.

Евгений Ермолин, профессор, журналист, литературный критик, указывает на кризис большой литературной формы, уход от романной культуры, вымысла, лирического «Я», ослабление чувства реальности в целом. Самым адекватным жанром современной литературы становится пост в блоге, комментарий в социальных сетях. Критик называет имена современных писателей, активно работающих в этом жанре: Александр Иличевский (посты в facebook), Диляра Тасбулатова, Денис Драгунский, Валерий Зеленогорский, Сергей Чупринин («Вот жизнь моя» («Фейсбучный роман, или Подблюдные истории») — книга, изданная на основе постов), тем самым характеризуя творчество блогеров в социальной сети как прогрессивную творческую форму: «...я бы призвал к другому: придумайте и творчески реализуйте себя в качестве блогера в социальной сети. Это интересный опыт творчества и интерактива» [3].

Сетевая литература: к определению понятия

Поэт и журналист А. Андреев так определяет термин «сетевая литература»: «форма взаимодействия, с помощью которой люди делятся мыслями, впечатлениями, улыбками, фантазиями — то есть форма ненавязчивого общения». Блоггеров нередко называют существовавшим когда-то словом «графоман», которое достаточно точно передает суть описываемого явления. Их творчество безвозмездно, а значит, и независимо от рекламодателей и инвесторов [4].

Анонимность публикаций блоге-ра позволяет ему раскрыть все стороны своего таланта, а также получить

немедленную честную оценку читателя, причем не одну, много и разных (от людей разных возрастов и профессий): «Сеть — это возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией, и пр. Более того — автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира. Это возможность — читателям — оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса)» [5]. Сетевой дневник (блог) можно наполнять любым содержимым, это подобие «книги о жизни» — новый литературный жанр, вызывающий множество споров [1].

В зависимости от потребностей, возможностей и целей самого владельца существуют разные формы ведения блогов:

• автономная (stand-alone-blog), где используются специализированные блог-платформы ("Blogservice. ru", "WordPress" и мн. др.),

• на массовом блог-сервисе («Живой Журнал», «Ли.ру», «Blogger», «Я.ру» и др.),

• блог-раздел информационного сайта (например, специализированные блоги в онлайновых представительствах СМИ: «Московский комсомолец», «Эхо Москвы», «Радио Алла», «Труд», «Русский Newsweek», «Рус-

ское радио», «Спорт-экспресс», «Известия» и др.).

В Рунете распространены в основном автономные блоги. Преимущество такой формы — контроль над своим контентом, возможность безграничного технологического развития, использование в необходимых для владельца целях (например, блог журналиста Е.Л. Ющука «Блог о Блогах», блоги «Сплетник», «Болезненные зависимости» ("NarcoNet. ru"), "ScienceBlog", «КнигоБлог», «Ак-вамагия», блог О. Сатова «Психология» и др.) [6].

Кроме того, существуют сайты, представляющие собой своеобразную «блоголовку», например, Bloglenta. ru — большой портал, где рецензируются лучшие посты силами редакции и читателей, к тому же сами читатели могут прислать обзор на интересные посты [7].

«Блук» как новая литературная форма

Публикацию сетевой литературы в «бумажном» виде спровоцировало „ц новое явление — «блук». Блук (от 3'' англ. book — книга и blog — блог) — имитация книги, онлайн-книга или книга, основанная на записях из блога; производное от фразы "looks like a book" (англ. выглядеть как книга) [8]. Термин введен в употребление в 1990 г., библиотекарем Минделем Дубански (Mindell Duban-sky). Первоначально он означал уникальное произведение, представляющее собрание книг.

Термин «блук» в его современной интерпретации — это литературные произведения, появляющиеся частями на страницах онлайн-дневников, публикующиеся пост за постом. Так,

372

в 2002 г. Тони Пирс (Tony Pierce), популярный американский актер, решил опубликовать избранные посты своего блога и объявил конкурс на название книги — победил «Blook», предложенный журналистом Дже-фом Джарвисом (Jeff Jarvis) из BuzzMachine.

Такой подход значительно упрощает творческий процесс: и физически, и психологически сложнее писать большой роман, нежели небольшие очерки на своем блоге: «Основной особенностью блуков является коллективный характер их написания, автор блога не делает всю работу сам, отдельными главами блогок-ниги могут стать очерки читателей блога» [2].

Д. Глуховский бесплатно опубликовал роман «Будущее» в социальной сети «ВКонтакте» с предложением читателям поучаствовать в создании книги: «"В Контакте" сегодня сидит вся онлайн-Россия. В то время как книгоиздатели посыпают голову пеплом, а Донцова, Устинова и Евтушенко пишут письмо Путину, чтобы тот защитил их от пиратов, я просто даю людям возможность читать мою книгу там и так, как им удобнее. «В Контакте» дает отличную возможность публиковать роман: присоединять PDF-файлы, сопровождать книгу оригинальным саундтреком, иллюстрациями, видео, распространять вирусно» [9].

Блог имеет существенное отличие от книги. В блоге «единицей литературы» является единичная запись, а «единица литературы» на бумаге — это «книга» (сборник и т.д.). Удачные единичные записи, пересылаемые читателями друг другу, становятся популярными. Блог — это

динамика, много интересного происходит в комментариях, где многое зависит от контекста, личных отношений участников и т.д. Перенести на бумагу не получится — выпадет из контекста [10].

Блук как формирующийся литературный жанр стал очень популярен не только среди читателей, но и среди издателей, он перспективен и для интернет-бизнеса.

Так, в октябре 2005 г. появилась идея о создании премии для англоговорящих авторов «Блукер» (по аналогии с известной литературной Буке-ровской премией), предложенная Бобом Янгом, основателем сайта Lulu, где авторы могут печатать свои произведения без всяких издательств за счет будущих читателей. "The Blooker Prize" — это первая международная литературная награда, которой удостаиваются самые лучшие блуки в нескольких номинациях [2].

Есть мнение, что блуки в будущем существенно потеснят книжную отрасль. Другие рассматривают подобные записи как отличный инструмент для продвижения традиционной литературы: «...людям нужны книги. Издание блогов будет развиваться и однажды станет мощной ветвью книгоиздания. Главная же проблема заключается в том, какую часть публикации уместно выкладывать в блоге без ущерба для будущих тиражей» (Антон Носик) [2].

Функционируют сетевые журналы и издательства, не хуже бумажных. Это перспективное направление интернет-бизнеса, еще лучше — совмещение Сети и бумаги, как это делают зарубежные издательства: "A Small Garlic Press" — издают бумажную версию своего электронного журнала, а

также книжки стихов «сетевых» поэтов; "National Library of Poetry" — проводит конкурсы поэзии и тут же издает антологии со стихами лауреатов; "Woodnotes" и "Frogpond" [5].

Издательские перспективы «сетевой литературы»

Несложные заметки «живых журналов» выросли в литературные произведения малого жанра, а их авторы — в популярных сетевых писателей. Однако Д. Горчев (один из первых тысячников в ЖЖ) отмечает разницу между текстом блога и текстом «бумажной» книги: сам текст обычно сочиняется в голове, потом при записи в компьютер он очень сильно трансформируется, а если после этого возникает необходимость напечатать его на бумаге, он еще раз трансформируется и от первого варианта сильно отличается: «Некоторые тексты вообще нельзя читать на бумаге, только с экрана» [11].

А. Подшибякин в своей книге о ЖЖ пишет, что «есть поэты сугубо сетевые, предпочитающие публикации и обсуждения в интернете, а есть поэты оффлайновые, «бумажные», для которых ЖЖ является важным средством коммуникации...», и исключения, которые выросли в поэтов (Вера Полозкова), став тысячником в ЖЖ и лидером продаж книжного магазина [12].

В России первой удачной печатной книгой, выросшей из блога, стал сборник Максима Кононенко «Владимир Владимирович» (М.: КоЛибри, 2005). До этого издательство Emergency Exit выпустило в серии «Внутренний голос» четыре книги по три тысячи экземпляров. Затем дневники-записи жж-юзеров публи-

ковались в издательствах Memories, «Геликон Плюс», «Снежный ком» — тоже обработанные редакторами отрывки, литературные эксперименты, однако заметного успеха кампания не имела [13].

Через год после «Владимира Владимировича» мистер Паркер (псевдоним автора) объявил премию для лучших блогов, в том числе и литературных. Победила девушка, пишущая в ЖЖ под псевдонимом Марта Кетро, которая стала первым сетевым автором, принятым в Союз писателей. После получения Паркеров-ской премии записи из ее живого журнала дважды издавали («Хоп-хоп, улитка» и «Улыбайся всегда, любовь моя)».

Творчество блоггеров сподвигло московское издательство «Центрпо-лиграф» на выпуск целой серии книг под названием «Письм@ моих друзей». Затем на прилавках книжных магазинов стали появляться произведения молодых авторов, популярных в Живом Журнале. Наивный и естественный дневниковый стиль повествования читателей привлекает читателей. Как правило, это женская проза (Мария Скатова, Анна Ривелотэ, Мура Мур).

Один из самых раскрученных на сей день ЖЖ-писателей — «человек без национальности» Алмат Малатов (Immoralist), у которого 7000 подписчиков (Сборник рассказов «Двоичный код», «Кризис полудня»). Малатов считает, что блоготворчество вполне вписано в современный литературный контекст, что подтверждает проекта Живого Журнала «ЖЖOuT»: по итогам конкурса на лучшую дневниковую запись издают печатный сборник с текстами-победителями [1].

373

Другой известный автор Д. Глу-ховский так оценивает труд сетевого писателя: «Для любого писателя, когда он берется за перо, за клавиатуру, изначальный стимул — это не желание заработать, а прежде всего желание быть прочтенным. Я хочу, чтобы люди читали то, что я пишу, и оценивали это. мне было совершенно все равно, будут ли люди покупать мою книгу, но мне важен факт издания на бумаге как признание, определенное подтверждение тому, что теперь я выступаю в роли писателя» [14].

Отечественные издатели в бло-гах ищут новых серьезных авторов, которые расширяют пространство литературы за счет новых форм.

Известный писатель, автор одного из самых популярных блогов, Сергей Лукьяненко отмечает: «Я не исключаю возникновения в интернет-пространстве новой литературы, хотя, вероятнее всего, это будут новые писательские имена, а не новая литературная форма. Но интерес-пл ный электронный дневник не обязательно будет интересной книгой. Ведь главное в блогах — сиюминутность, то, что они живут живой жизнью, откликаются на конкретные события и ситуации. Именно поэтому многие дневники потеряют свое очарование на бумаге.

Хотя как форма они имеют право на существование, ведь публиковать можно даже квитанции из прачечной, но если это будет сиюминутно, то сиюминутно же и отомрет».

Блог позволяет молодым авторам оттачивать свое литературное мастерство, однако, по мнению Марии Скатовой (тапшЬЬка), книжка которой «Повесть о ненастоящей журна-

листке» стала одной из первых в бло-говской серии издательства «Центр-полиграф», дневниковые записи — «это не книги, и, если автор хочет большего, ему, скорее всего, придется перерасти интернет-писательство мозаичными кусочками».

Еще одна удачная публикация «КоЛибри» — пятитысячный тираж выросшей из блога кулинарной книги Сталика Ханкишиева (stalic) «Казан, мангал и другие мужские удовольствия» [13].

Есть сегодня еще один вариант публикации — электронный самиздат. Есть мнение, что минимум три миллиона россиян хотят издавать свои книги сами.

Издавать собственные сочинения за свой счет хотят многие. Одни делают электронные и бумажные книги только для себя и близких, другие же нацелены на продажи. В России появились сервисы электронного самиздата — например, сервис Ridero. ru (2014 г., Александр Касьяненко). Услугами компании воспользовалось уже около 29 000 независимых авторов.

На сайте Ridero.ru любой человек, подписав соглашение о том, что в тексте нет оскорблений президента, пропаганды детских самоубийств и других запретных тем, может бесплатно и «в три шага», минут за 20, сделать свою книгу из текстового документа: автор выбирает макет, шаблон обложки (можно остановиться на стандартном или загрузить свою иллюстрацию), если хочет — добавляет аннотацию и эпиграф.

Возможен даже вариант выставления книги на продажу в интернет-магазинах «Литрес» и Amazon (электронный вариант), на Ozon (печатный).

Одни авторы создают книги для развлечения, вторые пробуют их продавать, есть «профессионалы», у которых книг несколько, и сервис помогает управлять продажами, кому-то собственная книга добавляет статуса.

Блоголитература в России становится одной из продуктивных литературных форм, которая пока не составляет конкуренции «печатной литературе», но отражает общемировые литературные и издательские тенденции. Краткость, мобильность, анонимность, простота контакта с аудиторией — все эти качества «бло-голитературы» делают ее популярной как для массового читателя, так и для потенциальных писателей. Но, с другой стороны, при бумажной публикации «сетевая литература» теряет эти свои принципиальные свойства. Для исследователя сетевая литература представляет собой интерес в качестве одной из принципиальных площадок для творческой реализации, для появления новых авторов, но литературный статус «сетевых текстов» и их дальнейшие эстетические перспективы пока являются предметом для дискуссий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Решетко, Д. Слава блогу. Виртуальная литература грозит затмить по популярности традиционные «бумажные» жанры [Текст] / Д. Решетко // Новые Известия [Электронный ресурс]. - URL: http://www. newizv.ru/culture/2007-08-17/74584-slava-blogu.html (основана 17.08.2007).

2. Макарова, А. Формула появления Блуков [Текст] / А. Макарова // SEOnews. Перевод [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.seonews.ru/analytics/formula-poyav leniya-blukov/) (основана 03.07.2007).

3. Подосокорский, Н. Евгений Ермолин: «Один из самых адекватных жанров современной литературы - это пост в блоге» [Текст] / Н. Подосокорский // LiveJoumal [Электронный ресурс]. - URL: http:// philologist.livejournal.com/8346140.html (основана 28.03.2016).

4. Васильев, А. Графоманы становятся блоге-рами [Текст] / А. Васильев // Русская служба BBC [Электронный ресурс]. - URL: http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_ 1644000/1644071.stm (основана 08.11.2001).

5. Андреев, А. Манифест Сетевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости. 1997 г. [Текст] / А. Андреев [Электронный ресурс]. - URL:http://www. zhurnal.ru/slova/esse/manif.htm (дата обращения 15.10.2016).

6. Лазуткина, Е.В. Особнности коммуникационной модели блогов: научная статья [Текст] / Е.В. Лазуткина // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 66. - C. 201-202.

7. Bloglenta.ru: «Мы сделаем самое интересное медиа Рунета» [Текст] // Веб-планета [Электронный ресурс]. - URL: http:// webplanet.ru/interview/service/2006/08/30/ bloglenta.htm (основана 30.08.2006).

8. Блог в виде книги [Текст] // Энциклопедия Knowledgr [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.knowledgr.com/01444409/ Blook (дата обращения: 20.10.2016).

9. Глуховский, Д. Литература - это вирус, и моя задача им заразить [Текст] / Д. Глу-ховский [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.ru/news/552427 (дата обращения: 23.10.2016).

10. Губайловский, Б. Учреждена Блукеров-ская премия - за лучшую книгу, написанную на основе интернет-журнала [Текст] / Б. Губайловский // Радио «Свобода» [Электронный ресурс]. - URL: http:// archive.svoboda.org/ll/cult/1005/ll.101305-5.asp (основана 13.10.05).

11. Майзель, Е. Живой Журнал словами писателей. Дмитрий Горчев. Всенародно любимый мизантроп [Текст] / Е. Майзель // Русский журнал. -2003. - 11 июля. -№ 5. Интервью [Электронный ресурс]. -URL: http://old.russ.ru:8083/krug/20030711_ dg.html (основана 11.06.03).

375

12. Подшибякин, А. По живому. 1999-2009: LiveJoumal в России [Текст] / А. Подшибякин. - М.: Колибри, 2010. - 139 с.

13. Биргер, Л. «Кликни книжку» [Текст] / Л. Биргер // Ведомости [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vedomosti.ru/ne wspaper/articles/2006/08/18/klikni-knizhku (основана 18.08.2006).

14. Морозова, С. Дмитрий Глуховский [Текст] / С. Морозова // Chief Time Воронеж [Электронный ресурс]. - URL:http://chief-time. su/blog/post/660 (основана 23.05.2015).

REFERENCES

1. Andreev A., Manifest Setevoy literatury, ili Lichnogo opyta poeticheskoy nezavisimosti. 1997 g., available at: http://www.zhurnal.ru/ slova/esse/manif.htm (accessed: 15.10.2016). (in Russian)

2. Birger L., Klikni knizhku, available at: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2006/ 08/18/klikni-knizhku (osnovana 18.08.2006). (in Russian)

3. Blog v vide knigi, available at: http://ru. knowledgr.com/01444409/Blook (accessed: 20.10.2016) (in Russian)

4. Bloglenta.ru: "My sdelaem samoe interesnoe mediaRuneta", available at: http://webplanet. ru/interview/service/2006/08/30/bloglenta. htm (osnovana 30.08.2006). (in Russian)

5. Glukhovskiy D., Literatura - eto virus, i moya 37Ц zadacha im zarazit, available at: http://izvestia.ru/

news/552427 (accessed: 23.10.2016) (in Russian)

6. Gubaylovskiy B., Uchrezhdena Blukerovskaya premiya - za luchshuyu kni-gu, napisannuyu na osnove internet-zhurnala, available at: http://ar-chive.svoboda.org/ll/cult/1005/ll.101305-5.asp (osnovana 13.10.05). (in Russian)

7. Lazutkina E.V., Osobnnosti kommunikatsion-noy modeli blogov: nauchnaya statya, Vestnik Stavropolskogo gosudarstvennogo universite-ta, 2010, No. 66, pp. 201-202. (in Russian)

8. Makarova A., Formula poyavleniya Blukov [Electronic resource], SEOnews. Perevod, available at: http://www.seonews.ru/analyt-ics/formula-poyavleniya-blukov (osnovana 3.07.2007). (in Russian)

9. Mayzel E., Zhivoy Zhurnal slovami pisate-ley. Dmitriy Gorchev. Vse-narodno lyubimyy mizantrop, Russkiy zhurnal vypusk, No. 5, Inter-vyu. 11 iyulya 2003 goda, available at: http://old.russ.ru:8083/krug/20030711_ dg.html (osnovana 11.06.03). (in Russian)

10. Morozova S., Dmitriy Glukhovskiy, Chief Time Voronezh, available at: http://chief-time. su/blog/post/660 (osnovana 23.05.2015). (in Russian)

11. Podosokorskiy N., Evgeniy Ermolin: "Odin iz samykh adekvatnykh zhanrov sovremennoy literatury - eto post v bloge", available at: URL:http://philologist.livejournal.com/8 346140.html (osnovana 28.03.2016). (in Russian)

12. Podshibyakin A., Po zhivomu. 1999-2009: LiveJournal v Rossii, Moscow, Kolibri, 2010, 139 p. (in Russian)

13. Reshetko D., Slava blogu. Virtualnaya literatura grozit zatmitpo populyarnosti traditsi-onnye "bumazhnye" zhanry, available at: http://www.newizv.ru/culture/2007-08-17/7 4584-slava-blogu.html (osnovana 17.08.2007). (in Russian)

14. Vasilev A., Grafomany stanovyatsya blogera-mi, available at: http://news.bbc.co.uk/hi/rus-sian/sci/tech/newsid_1644000/ 1644071.stm (osnovana 8.11.2001). (in Russian)

Сарин Лина, аспирантка, Московский педагогический государственный университет, leenasareen1@ gmail.com

Sareen Leena, Post-graduate Student, Moscow State University of Education, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.