Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Н.Н. Глубоковский
Благовестие св. Апостола Павла и греко-римское право
Опубликовано:
Христианское чтение. 1910. № 9. С. 1088-1103.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Благовѣстіе св. Апостола Павла по происхожденію и
существу *).
fHA4HTrb, въ основѣ христіанства должны быть индивидуально-религіозныя начала. Но ихъ не давало ортодоксальное іудейство,—и потому обращаются къ сектант-Т скому. Въ этомъ направленіи думаютъ убѣдить, будто бы
діаспора Переи дала толчекъ къ возникновенію христіан-
ства 30°), предшественниками котораго были іудейско-антиноми-стическіе гностики * 300 301), подготовившіе и развившіе его 302) настолько, что оно по существу совпадало съ ученіемъ еретической синагоги 303 304). Самъ Христосъ поставляется въ связь сектантскими апокалиптическими кружками 30і), а изъ нихъ спеціально отмѣчаются, напр., ессеи 305), съ которыми сбли-
*) Продолженіе. См. іюль—августъ.
300) М. Friedländer, Synagoge und Kirche in ihren Anfängen (Berlin 1908), S. IX.
301) M. Friedländer ibid., S. 72.
30a) M. Friedländer ibid., S. 78. 210.
303) M. Friedländer ibid., S. 130.
304) M. Friedländer ibid., S. 151.
305) John E. H. Thomson, Books which influenced Our Lord and His Apostles (Edinburgh 1891), p. 13. 110 sqq. Rev. Holden E. Sampson даже утверждаетъ (Progressive Redemption, London 1910), что Господь Спаситель былъ „главою ессейскаго ордена креста и змѣи“, а благоразумный разбойникъ былъ ученикомъ и послѣдователемъ Христа: см. „The Expository Times“ XXI, 6 (March 1910), p. 244. C. G. Montefiore говоритъ (The Synoptic Gospels I, p. LXXX), что Іисусъ не былъ ессеемъ, но испыталъ ессейскія вліянія. Противъ подобныхъ попытокъ (въ двухъ анонимныхъ еврейскихъ сочиненіяхъ 1849 г.) см. и S. Krauss, Bemerkungen zu dem Thema „Jesus und der Essfierorden“ въ „Vierteljahrsschrift für Bibelkunde“ III (1909), S. 92—96.
жаются и Креститель 306) и все христіанство 30’7) по своему происхожденію и распространенію 308). Первенствующимъ христіанамъ прямо навязывается апокалиптическая христологія зоэ), при чемъ разные памятники этого рода имѣли прямое вліяніе на новозавѣтныя писанія 31°). Такъ формулируется, яко бы діаспора родила Христа 311), и по этой именно причинѣ Павелъ наиболѣе проповѣдывалъ въ синагогахъ эллинскаго разсѣянія 312). Эта гипотеза просто переноситъ насъ изъ мало извѣстнаго въ область совершенно неизвѣстнаго. Если по отношенію къ раввинистическому іудейству наука оперируетъ съ болѣе или менѣе опредѣленными источниками, то здѣсь все походитъ на проблемматическіе иксы. Вѣрно, что въ іудействѣ были теченія, уклонявшіяся отъ фарисейской ортодоксіи, но у насъ нѣтъ достаточныхъ матеріаловъ, чтобы рѣшительно констатировать ихъ наличность въ Палестинѣ и но смежности съ нею. Тѣмъ менѣе основаній изображать ихъ столь жизненными и могучими движеніями, чтобы изъ нихъ генетически развилась всемірная христіанская религія. Тутъ по историческому христіанству допускается предшествующее ему іудейское, но они мыслятся до такой степени равными, что не могли существовать обособленно. Второе фактически исчезаетъ при безспорной дѣйствительности перваго.
Болѣе реальнымъ является эллинистическій типъ іудейства въ видѣ александрійской теософіи. Это есть іудейское обновленіе, которое всего натуральнѣе считать генетическимъ * 0
М6) Dr. Kaufmann Kohler, Grundriss einer systematischen Theologie des Judentums, S. 121. 317. Cp. и у Prof. D. Joseph Kelten, Neutesta-mentliche Zeitgeschichte, oder Judentum und Heidentum zur Zeit Christi und der Apostel I (Regensburg 1910), S. 399.
3"7J Dr. Kaufmann Kohler, Grundriss einer systematischen Theologie des Judentums, 8. 319.
i0D Dr. Kaufmann Kohler ibid., S. 191.
"'“l .1/. Krledländer. Synagoge und Kirche in ihren Anfängen, 8. 121.
1 u) Гакъ судитъ, папр., Rev. Prof. 11. H. Charles о Завѣтахъ XII na-гріархевъ (The Testaments of the Twelve Patriarchs in Relation to the New estament въ „The Expositor“ 1909, II, p. Ill—118) противъ Rev. Alfred Plummer, который—вопреки ему—доказывалъ (The Relation of the Testaments oi the Twelve Patriarchs to the Books of the New Testament ibid. 190s, XU. p. 4SI—491), что въ греческой редакціи этотъ апокрифъ зависитъ отъ писаній новозавѣтныхъ вообще и въ частности (р. 486) Павловыхъ (VI. П — 1 Ѳессал. 11, 16).
-П1) М. Krledländer. Synagoge und Kirche in ihren Anfängen, 8. 125.
3,2) AI. Krledländer ibid., 8. 120.
предвареніемъ христіанскаго новшества. Въ этомъ смыслѣ предлагается множество теоретическихъ реконструкцій, — и онѣ потому являются особенно притягательными, что раскрываютъ намъ въ христіанствѣ его оригинальные элементы. И намъ удостовѣряютъ, что христіанская церковь была наслѣдіемъ іудейско-александрійской миссіи 313), приготовившей для нея почву и пути распространенія 314), а также снабдившей идеями павлинистическаго универсализма 315) въ вышемірномъ царствѣ Божіемъ 316 317) и въ выспренней христо-логіи 311). Для Павла въ частности выдвигается такая премір-ная христологія, гдѣ доктрина идеальнаго небеснаго человѣка отсылаетъ къ Филону 318 39 *). Но послѣдній, будучи «классикомъ іудейскаго эллинизма» 31э), въ данномъ пунктѣ опредѣлялся догматическими нуждами въ дуалистической противоположности Бога и міра. При этомъ прямое соприкосновеніе ихъ не допускалось принципіально, хотя нельзя было и признать космосъ самосущимъ въ силу библейско-іудейскихъ вѣрованій. Для устраненія коллизій оставался единственный выходъ въ томъ, чтобы принять особаго посредника творенія, который реаленъ лишь въ реальности міра, но по божественной премірности есть только идеальный первообразъ. Такихъ дуалистическихъ потребностей у Апостола не было,—и христологія развивается у него совсѣмъ иначе. Здѣсь божество обосновываетъ бытіе феноменальности, какъ свободнаго созданія, а не наоборотъ, и потому бываетъ вышемірнымъ эссенціально или абсолютнымъ. Это предсуществованіе—явно не іудейскаго типа 32°). И если даже іудейскіе писатели говорятъ, что и первохристіане исповѣдывали божественность Христа321), то тѣмъ безспорнѣе это для эллинскаго благовѣстника, когда уже
313) Dr. Kaufmann Kohler, Grundriss einer systematischen Theologie des Judentums, S. 40.
314) Dr. Kaufmann Kohler ibid., S. 191.
315) Dr. Kaufmann Kohler ibid., S. 252. 254.
316) Dr. Kaufmann Kohler ibid., S. 255.
317) См. и John Cowper Granbery, Outline of New Testament Christo-logy, p. 9.
3iS) | prof, Dr. Ad. Hausrath, Jesus und die neutestamentlichen Schriftsteller I, S. 310—311.
3l9) Такъ Prof. €. F. Georg Heinrici въ „Theologische Literaturzeitung“ 1910, 7, Sp. 195.
32°) Rev. Principal Alfred E. Garviewb „The Expositor“ 1909, VII, p. 40.
321) J. Halevi въ „Revue semitique“, Janvier 1908, p. 51—53.
до него среди вѣрующихъ царили теолатрія и христолатрія 322) съ культомъ Іисуса 323) религіознаго характера подъ впечатлѣніемъ самой Его личности 324), а первохристіанскій катихизисъ утверждалъ богосыповетво Господа 325). Не менѣе очевидно, что, не имѣя дуалистическихъ препятствій, Апостолъ могъ принимать соединеніе божества съ человѣчествомъ и предполагать чудесное рожденіе Христа320 *). Тутъ всякое сближеніе мыслимо развѣ на почвѣ умѣреннаго іудаизма, представителемъ котораго былъ александрійскій теософъ 32Т). Но съ этой стороны послѣдній не сообщалъ безусловно новаго по сравненію съ палестинскимъ раввинизмомъ и просто навязываетъ ему эллинистическія концепціи. Всѣ филоническія особенности будутъ въ эллинскихъ наслоеніяхъ, а эти несродны павлинизму. Такъ, Филону было далеко чувство человѣческаго безсилія противъ грѣха, и вмѣстѣ съ раввинскимъ іудействомъ философъ питалъ убѣжденіе въ доступности автономнаго оправданія, откуда неотразимо, что въ немъ нельзя искать источниковъ религіи спасенія по благодати 328 329 *).
Павелъ и Филонъ расходились принципіально 32э), и христіанство оказывается противнымъ по природѣ эллинистическому іудейству 33°), для котораго будетъ ложнымъ, яко бы оно было матерью христіанскаго возрожденія въ Евангеліи Искупителя 331). Тогда дозволительна только одна формула,
320 Prof. D. Adolf IJeissmann, Die Urgeschichte des Christentums im Lichte der Sprachforschung (Tübingen 1910), S. 12.
323) Prof. Ad. Dcissmann ibid., S. 23. 27. 28. 29. Cp. и John Cowper Granbery, Outline of New Testament Christology, p. 35. 48.
324J Cm. Prof. Johannes Weiss, Jesus im Glauben des Urchristentums (Tübingen 1910), S. 28—29. 12.
3-5) Cm. Prof. D. Alfred Seeberg, Christi Person und Werk nach der Lehre seiner Jünger (Lpzg 1910), S. 3—4. 23 if. 63 if. 73 if.
32e) Prof. D. A. Schlatter, Die Theologie des Neuen Testaments IP S. 306—307.
p, . ^ Этой стороны см. характеристику Филона у J. И. А. Hart,
Thpnirf11^. ^tbolic Judaism of the First Century въ „The Journal of
Abrahams -eS* X1, 41 (°ct(>ber, 1909), p. 25—42, а также cp. Israel
of the Day ed.^Грго/«Ex®gCsis ВЪ EsSayS °П S°me ВІЫІСа1 QuestionS
328) Lie th Paul it •• ^wete’ P- 184,
liehen Zeitalter (Lpzg fjosf\^I'enismus «ud Judentnm im neutestament-
329) Lie. Paul Krüger ibid., s. 47
33°) Lie. Paul Krüger ibid., S. 46.'
331) Lie. Paul Krüger ibid., S. 47
что іудейскій эллииизмъ послужитъ переходною ступенью къ собственно эллиниству. Такую роль и усвояютъ обыкновенно книгѣ Премудрости Соломоновой. Опять въ этомъ предметѣ не имѣется потребной ясности, чтобы строить прочно 332). Литературная композиція даннаго писанія не отличается типическою выдержанностію, почему оспаривается даже единство автора 333), энергически защищаемое другими 334). И относительно идейнаго содержанія нѣтъ ученаго согласія 335). Больше слышится о вліяніи платонизма и стоицизма ззс) съ отрицаніемъ воскресенія 331) при эллинскомъ дуализмѣ и предсуществованіи душъ 338). но послѣднее иногда отвергается до того, что не находятъ врожденнаго безсмертія, которое представляется лишь наградою за праведность 339]. Порою отрицаютъ вообще воздѣйствіе платонизма 34°) и греческой философіи на данную неканоническую книгу, разъ въ ней не усматривается эллинизма въ психологіи и по вопросу о безсмертности души 341). И если Апостолъ Павелъ зналъ и пользовался этимъ памят-никомъ ), то все-же не могъ почерпнуть изъ него система-
332) См. о семъ и у И. Roberts, St. Paul and the Book of Wisdom въ „The International Journal of Apokrypha“: July, 1909.
333) Въ пользу двойственности высказывается по этому предмету и Maldwyn Hughes, The Ethics of Jewish Apocryphal Literature (London 1910), p. 7 sqq.
334) Prof. Franz Feldmann, Zur Einheit des Buches der Weisheit въ „Biblische Zeitschrift“ VII (1909), 2, 8. 140—150.
335) George Holley Gilbert, The Hellenisation of the Jews between 334 В. C. and 70 А. D. въ „The American Journal of Theology“ XIII, 4 (October 1909), p. 538.
336) Maldwyn Hughes, The Ethies of Jewish Apocryphal Literature, p. 92 sqq. 96.
337) Л. Меликова, Безсмертіе души въ іудео-эллинской литературѣ: см. въ „Еврейской Энциклопедіи“ подъ ред. Д-ра Л. Кацснель сона и барона Д. Г. Г и н ц б у р г а, т. IV (Спб. 1909), стлб. 33.
338) Lie. theol. А. Causse, Der Ursprung der jüdischen Lehre von der Auferstehung: eine religionsgeschichtliche Untersuchung (Cahors 1908), S. 57—58. Dr. Kaufmann Kohler, Grundriss einer systematischen Theologie des Judentums, S. 217.
339) Maldwyn Hughes, The Ethics of Jewish Apocryphal Literature, p. 177—187. 282 sqq. 288.
34°) Rev. J. A. F. Gregg, The Wisdom of Solomon in the Revised Version with Intoduction and Notes (Cambridge 1909), p. XII. XX. ХХХѴГ sqq.
341) Pastor Dr. Wm. Weber, Die Seelenlehre der Weisheit Salomos въ „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ LI (N. F. XVI: 1909), 4, S. 314 ff. 331—332.
342) Prof. Paul Feine, Theologie des Neuen Testaments, S. 254.
тическихъ доктринъ, коль скоро все тамъ туманно и доселѣ вызываетъ въ наукѣ нескончаемыя разнорѣчія. Напр., павли-нистическая идея божественнаго посредника не раскрывается изъ разсматриваемаго памятника, поелику въ немъ Премудрость, не будучи чистою отвлеченностію, не выступаетъ прямо
и совершенною личностію ).
Въ такомъ случаѣ для эллинистическаго іудейства остается лишь второстепенная роль переходной ступени къ эллинизму, который и будетъ животворящею стихіей христіанскаго преобразованія въ такой степени, что тогда выходитъ, какъ будто христіанство было вполнѣ побѣждено имъ 344). На долю этого агента относится и универсалистическое расширеніе первохристіанскихъ началъ, отъ чего освободительное достоинство Павла крайне понижается 345), ибо процессъ завершился бы и безъ него по исторической эволюціи сложившихся отношеній той эпохи 346). Разумѣется, эллинство не одно производитъ эту метаморфозу, а въ согласіи съ другими факторами. Все христіанство мыслится синкретическою религіей34,5), какимъ его находятъ въ павлинизмѣ и у св. Іоанна Богослова 348). Это— особая компактная масса, объединившая элементы нечистаго іудейства и смѣшаннаго эллинизма 349), когда примиреніе и вліяніе ихъ увѣнчались появленіемъ всемірной религіозной силы христіанской 35°). Въ ней эллинская стихія была самымъ оплодотворяющимъ ферментомъ. Если и не было заимствованія, то уже своимъ широкимъ распространеніемъ кинизмъ и стоицизмъ подготовляли почву для христіанскихъ сѣмянъ351), и
J4J) Lyzeanprofessor Dr. А. Johannes, Der Begriff Weisheit im Buche der Weisheit въ „Theologisch-praktische Monats-Schriff“ XVIII, 8 (Passau, Mai 1908), 8. 455. Prof. Jules Lebreton, Les origines du dogme de la Tri-nite, p. 118.
зн) См. у Dr. Konrad Lübeck, Romanismus und Christentum въ „Wissenschaftliche Beilage zur Germania“ 1908, 20. August, Nr. 34, S. 265a.
• ) t Prof. Dr. Ad. JJausrath, Jesus und die neutestamentlichen Schriftsteller I, S. 222—223
347! p* *ai/6y' Pflüyer, Die Entstehung des Christentums, S. 25.
3484 v prnf' p"r, !!r,KS’ 1)ie Christusmythe, S. 119.
...J. ' y ' -^auL bane, Theologie des Neuen Testaments, S. 12.
ro\ 1 flüger, Die Entstehung des Christentums, S. 4.
VII VIII ^ ^rl€^^ünc^€r, nnd Kirche in ihren Anfängen, S. VI.
) laut Klüger., Hellenismus und Christentum im neutestamentlichen Zeitalter, S. 12.
ученіе популярной философіи императорской эпохи столь глубоко вошло въ христіанскій конгломератъ 352), что послѣдній развѣ градально отличается отъ тогдашней стоической религіозности 353). Съ теоретической стороны константируется, яко бы эллины—во взаимнодѣйствіи съ іудеями—выработали всѣ метафизическія и этическія концепціи христіанства 354). Участіе Павла заключается въ томъ, что онъ принялъ отъ дохристіанской эпохи великое іудейско-эллинское наслѣдство 355) и былъ эклектикомъ, у котораго корни доктринъ держались и почерпали питаніе въ различныхъ почвахъ 356 357); сюда принадлежитъ и стоицизмъ, которымъ былъ наполненъ въ Тарсѣ самый воздухъ 351). По самому происхожденію нося два имени 358 359 *) и будучи какъ бы двухстороннимъ 35Э), Апостолъ многое усвоилъ изъ современной ему образованности 36°), не чуждой христіанскихъ предчувствій 360а). Естественно, что съ Павломъ вступилъ въ христіанство новый міръ идей, придавшихъ ему уни-версалистнческій обликъ 361 * *), который потомъ окончательно закрѣпился.
Значеніе опять оцѣнивается не одинаково, и есть даже такіе голоса, что своимъ извращеннымъ платонизмомъ благовѣстникъ помрачилъ подлинную чистоту Христова Еванге-
353) Pfarrer Paul Pflüger, Die Entstehung des Christentums, S. 6.
353) См. о семъ и у Privatdoz. Dr. Paul Heinisch, Griechentum und Judentum im letzten Jahrhundert vor Christus въ Biblische Zeitfragen gemeinverständlich erörtert, herausg. von Proff. Dr. Johannes Nikel und Ignaz Rohr 1, 12 (Münster in Westfalen 1908), S. 32 ff. 36.
354) Carl Jentsch. Hellenentum und Christentum (Lpzg 1903), S. 143.
355) Prof. Rudolf Knopf, Paulus, S. 91.
356) Rev. H. Bulcock, The Influence on St. Paul of the Religions of Asia Minor въ „The Interpreter“ VI, 2 (January 1910), p. 166.
357) Prof. Arthur Brews, Die Christusmythe, S. 98.
358) И Lie. Prof. Dr. H. Gressmann отвергаетъ (Palästinas Erdgeruch in der israelitischen Religion, Berlin 1909, S. 13) ту мысль, будто лишь по обращеніи Савлъ сталъ называться Павломъ.
359) Prof. D. Adolf Deismann, Die Urgeschichte des Christentums im Lichte der Sprachforschung (Tübingen 1910), S. 17 Anm.
36°) Prof. Ad. Deissmann ibid., S. 38.
звоа) Qp у Пр0ф jf 1/. Луньяка, Идея мира въ древнемъ Римѣ въ
эпоху Августа въ „Запискахъ Императорскаго Новороссійскаго Университета“, оффиціальный отдѣлъ, вып. II (Одесса 1909), стрн. 8 о мессіанскихъ отголоскахъ у Вергилія.
3<і1) Prof. D. Arnold Meyer, Was uns Jesus heute ist? въ Religionsgeschichtliche Volksbücher herausg. von Dr. Fr. Michael Schiele V, 4 (Tübingen 1907), S. 6. 7.
лія 362). Впрочемъ, вся важность въ основномъ взглядѣ. Имъ утверждается «сборный» характеръ христіанства, но ото качество не выясняетъ ни его типической природы, ни историческаго положенія, почему подобная эклектическая интерпретація справедливо отвергается 363). При многообразіи частей конгломерата должна быть высшая цементирующая и претворяющая энергія внѣ и помимо ихъ, потому что она не создается ими, а сама формируетъ изъ нихъ цѣлостный организмъ. Въ ней именно и заключается вся жизненная сила, для которой все побочное будетъ больше матеріаломъ, хотя бы конститутивнымъ. Этимъ принципіально удостовѣряются независимость христіанской сущности,—и въ ней всякія сближенія не могутъ затрагивать натуральный самобытности. Въ виду сего намъ достаточно нѣсколькихъ дополнительныхъ иллюстрацій этого рода по отношенію къ павлипизму. Здѣсь характерно, что въ немъ не отмѣчено разительнаго сходства съ эллинизмомъ въ доктринахъ Бога, міра и человѣка. По первому пункту иногда подчеркивается божественная транцендентальность Христа, но она раскрывается совсѣмъ не поэллински, ибо нѣтъ опредѣленія по категоріи природы, и все сводится къ понятію «образа Божія» 364). Что до самой идеи, то принципіально и исторически христіанство покоится на личности Христа, какъ божественной 365), — и если Господь не выдвигалъ напередъ своего божественнаго мессіанства, то для устраненія политическихъ ассоціацій 366). Съ этой стороны Павлова христологія будетъ объективно данною въ самомъ фактѣ и въ первоапостольской традиціи36'7), такъ что ея нельзя считать логическимъ продуктомъ 368 *) съ отраженіемъ въ ней тогдашнихъ концепцій премірнаго небеснаго человѣка36Э). Тутъ важно, что
Rev. J. Llewelyn Davies, St. Paul’s Beliefs: some Reconciliations въ „The Expositor“ 1910, 111, p. 261.
3644 p .‘ ^>au'l Feine, Theologie des Neuen Testaments, S. 10.
3651 /°u^D A Scfllatter' Theologie des Neuen Testaments II, S. 305.
’ msehauer, „Jesus or Christ“ (bondon 1909), p. 15 sqq. Cm. выше на стрн. 1096. ѵ ’
<7 чг ^ Priv^doz. Ft itz Tillmann, Jesus, der Menschensohn въ Biblische Zeufragen gerne,»verständlich erörtert, herausg. von Proff. Joh. Nikel
ІГД гД°\Г '■ U Otonehen n. Westfalen 1909), S. 24.
ae8 r0 ‘ au eme’ Rheologie Oes Neuen Testaments, S. 376 ff. de8) Prof. Paul Feme ibid., S. 367 ff Зв®) prof i>ail\ реіпе ibid., S. 370 ff
у Павла теологія неотдѣлима отъ религіи и благочестія 3™) и всегда покоится на опытѣ жизни во Христѣ, при чемъ для нея неестественно тенденціозное извращеніе 311) или подавленіе церковническою формальностію 3™), разъ самыя теоріи Павловы проникнуты собственною реальною живительностію 313), неотразимо увлекающею человѣка именно своею несравнимою индивидуальностію 3'74). Отсюда мы и видимъ, что для і^постола Христосъ есть предметъ не только вѣры, но и религіознаго поклоненіяЗГ75), гдѣ интимность и горячность чисто личнаго отношенія безусловно не позволяютъ думать, что Павелъ усматривалъ въ Господѣ іудейскій отвлеченный типъ небеснаго идеальнаго человѣка 3™). Во вѣки невозможно успокоиться на мысли, что такая вѣра Павлова не стоитъ въ живой связи съ соотвѣтствующею личностію Искупителя 3'7'7), а тогда хри-стологія и сотеріологія эллинскаго благовѣстника будутъ совсѣмъ не простымъ развитіемъ идей Христовыхъ3’8). Это, можно сказать, свѣтъ отъ свѣта, гдѣ не исключаются развѣ лишь разныя преломленія тожественныхъ лучей. На это опять нѣтъ ясныхъ указаній. Мы читаемъ, что новозавѣтное понятіе гнѣва Божія носитъ эсхатологическій колоритъ и потому есть продолженіе библейско-іудейскихъ воззрѣній, будучи неэллин-скимъ по происхожденію 3,:9); только у Павла (Рим. III, 5) подмѣчаются эллинскіе отголоски въ томъ, что въ гнѣвѣ обнаруживается правда Божія 38°). Однако у Апостола господствуетъ понятіе не реалистически-натуралистическое, предполагающее божественную гнѣвливость возмущенія, а нѣчто * 371 372 373 374 375 * 377 378 379
37°) prof# Jiudölf Knopf, Paulus, S. 89.
371) Rev. Principal Alfred E. Garvie въ „The Expositor“ 1908, III, p. 193.
372) Prof. D. A. Schlatter, Die Theologie des Neuen Testaments II, S. 359.
373) T. It. Glover, The Conflict of Religions in the Early Roman Empire (London 31909), p. 155..
374) Для сего см. и Hon. Lady V. Welby, The Message of Paul to the • Present Age въ „The Hibbert Journal“ VIII, 3 (April 1910), p. 603—611.
375) Prof. Dr. Johannes Weiss, Paulus und Jesus, S. 3. 72.
376) prof, Weiss ibid., S. 14.
377) Prof. Jolt. Weiss ibid., S. 72.
378) Prof. Joh. Weiss ibid., S. 8.
379) Dr. Max Potenz, Vom Zorne Gottes: eine Studie über den Einfluss der griechischen Philosophie auf das alte Christentum (Göttingen 1909).
S. 13. 15.
38°) Dr. Max Potenz ibid., S. I5,3.
этическое, при которомъ этотъ гнѣвъ Божій фактически выражается въ человѣческомъ извращеніи, когда грѣхъ самъ себя наказываетъ. Не находится и достаточнаго посредства въ этой области со стороны эллинизма. Говорятъ, что Сенека былъ переходнымъ звеномъ отъ возвышеннѣйшихъ началъ древней философіи къ христіанскимъ идеямъ ). Конечно, Сенека оольше другихъ стоиковъ склонялся къ признанію нерсональности божества которое въ стоицизмѣ обыкновенно не рисовалось личностію5382). При всемъ томъ у него преобладаетъ отожествленіе Бога съ универсомъ 383) и духъ мыслится матеріальнымъ 384), а римскій стоицизмъ представляетъ Юпитера болѣе легальнымъ, чѣмъ моральнымъ существомъ38в). Во взглядѣ Павла на природу нѣтъ ничего спеціально эллинскаго 38G). Въ другихъ пунктахъ усматриваютъ эллинскія прираженія по вопросу о совѣсти и о непосредственной посмертной участи, какъ она раскрывается въ 2 Кор. У, 1—6 381). Но въ первомъ случаѣ у Апостола встрѣчаются самыя общія упоминанія, которыя вовсе не предполагаютъ строго опредѣленной системы настолько, чтобы обязательно постулировали къ ней и безъ этого соотношенія оказывались невразумительными. Напротивъ, рѣчь ведется въ такомъ тонѣ, что эти указанія считаются понятными сами по себѣ для всякаго читателя. Тутъ мы имѣемъ общепринятыя формулы тогдашняго языка для извѣстныхъ всѣмъ моральныхъ явленій внутренней жизни человѣка, въ чемъ не видится эллинско-философской типичности. О посмертныхъ состояніяхъ, освѣщаемыхъ во 2 Кор. У, 1—6, допускается, что здѣсь мы имѣемъ у св. Павла новый фазисъ развитія, когда онъ, отказавшись отъ «парусійныхъ» ожиданій, отвергъ нрежиюю догму тѣлеснаго воскресенія. Причиною сему могла быть только дуалистическая антропологія, между тѣмъ * •
381^
bücher“
382j
звз-j
Journal
384)
385)
1909), р.
386)
387)
morale Juin), p
Prof. Wilhelm Soltau, Seneca und Paulus въ „Preussische Jahr-CXXXVI, 2 (Mai 1909), S. 319.
Prof. Jules Lebreton, Les origines du dogme de la Trinite, p. 34—35. ioi Hem-y p. Burton, Seneca’s Idea of God въ „The American of rheology; ХШ, ., (July, 1909), p. 364 sqq.
W w 1 T ^e°7eton-' Ѣея origines du dogme de la Trinite, p. 85—86. ' оП 6 ^Qu^er> Social Life at Rome in Age of Cicero (London
• 04U“~Oi:l.
Prof. A. Schratte), Dio Theologie des Neuen Testaments II, S. 255,i. m. и f ro . Paul Chapuis, Le Psychologie et les priucipes de la
paulmienne въ „Revue de theologie et de philosophic“ 1909. 3 (Mai—
• 238—240. ° ei
плоть у Апостола не рисуется грѣховною натурально 388) по философско-эллинскому масштабу 38э) и не комментируется въ этомъ смыслѣ, ибо у него допускается и плотское воскресеніе 39°). Идея «духовнаго тѣла» не стоитъ ни въ малѣйшей связи съ подобными концепціями и покоится на ученіи и примѣрѣ Христа391), разъ оно прямо квалифицируется сообразнымъ прославленной тѣлесности Господа (Филипп. Ill, 21). Въ частности, 2 Кор. V, 1—6 даетъ совсѣмъ неэллинскую конструкцію, поелику тамъ провозглашалась собственно посмертная безплотность 392). И благовѣстнику не было надобности уклоняться отъ исконныхъ упованій воскресенія, которыя имѣли библейски-откровенныя основанія 393), равно принятыя іудействомъ, и освящены безпорнымъ для него фактомъ побѣдноспасительнаго возстанія Христова. Но библейское воззрѣніе,
• оалл
развившееся по существу съ независимою автономностію ), принимало неразрывность безсмертія души отъ (оживленной) тѣлесности 395), а потому не было даже поводовъ изобрѣтать какое-то промежуточное посмертное тѣло 39С) при полной обезпеченности для Апостола истины всеобщаго возстанія 396а) въ воскресеніи Христовомъ 3sn).
388) рго£ paul Feine, Theologie des Neuen Testaments, S. 271. 277. 483 ff.
389) prof. a Schlatter, Die Theologie des Neuen Testaments II, S. 227— 232. См. „Христ. Чтеніе“ 1910 г., № 7—8, стрн. 885.
390) Lie. Richard Kraemer, Die Bedeutung der Gottesgemeinschaft für das sittliche Leben nach der Lehre des Paulus, S. 86.
391) Calvin Klopp Staudt, The Idea of the Resurrection in the Ante— Nicene Period (Chicago 1909), p. 23.
393) prof. Paul Feine, Theologie des Neuen Testaments, S. 500 ff.
заз) Д-ръ Л. Каценельсонъ, Безсмертіе души въ Библіи въ „Еврейской Энциклопедіи“ IV, стлб. 32: „воскресеніе стало догмой іудаизма, догмой, закрѣпленной и въ Мишнѣ (Санг. XI, 1), и въ богослуженіи“. Однако дѣло это нынѣ не такъ просто и ясно. Тутъ былъ длинный и сложный процессъ съ немалымъ разнообразіемъ мнѣній (см. и у Dr. Kaufmann Kohler, Grundriss einer systematischen Theologie des Judentums, S. 207 ff. 225 ff. 227 ff. 363), а въ результатѣ тѣлесное воскресеніе больше отвергается іудействомъ (см. Morris Joseph, Judaism as Creed and Life, p. 2108).
394) Pfarrer Lie. Dr. Paul Torge, Seelenglaube und Unsterblichkeitshoff-nung im Alten Testament (Lpzg 1909), S. 233.
335) Dr. Paul lorge ibid., S. 246.
336) Privatdoz. Dr. Frits Tillmann, Die Wiederkunft Christi nach den Paulinischen Briefen въ Biblische Studien herausg. von Prof. Dr. О. В а r-denhewer XIV, 1 und 2 (Freiburg im Breisgau 1909), S. 192 ff. (94 ff.).
з««а) pr pritz Tillmann ibid. XIV (1909), 1—2, S. 182 ff.
397) Cp. у Prof. D. Eduard Riggenbach, Das Zeugnis des Apostels Paulus von der Auferstehung въ его сборникѣ: Bibelglaube und Bibelforschung Neukirchen, Kreis Mors, 1909), S. 102—116.
Въ итогѣ всего мы получаемъ, что въ своей теологіи На-велъ, не отражавшій греко-римскихъ юридическихъ нормъ ), не раввинистъ и не эллинистъ совмѣстно или въ обособленности 398 * *). У него свое благовѣстіе, хотя послѣднее было лишь приспособленіемъ первоапостольскаго Евангелія къ задачамъ универсальной проповѣди3"). Всякое иное заключеніе логически недопустимо, коль скоро естественно-психическое обращеніе не давало новыхъ, чисто христіанскихъ элементовъ, которыхъ не было фактически ни въ іудейскихъ, ни въ эллинскихъ религіозныхъ созерцаніяхъ. Остается одинъ источникъ — въ откровеніи Господнемъ 40°), которое и служило довлѣющею причиной христіанскаго просвѣтленія и апостольскаго преображенія Савла. Будучи принудительнымъ научно,— этотъ результатъ обнаруживаетъ намъ самое существо апостольскаго благовѣстія. Оно, очевидно, не могло быть ни субъективнымъ, ни индивидуальнымъ., а предполагаетъ объективную опору, каковая въ подвигѣ и ученіи Христа будетъ истинно божественною. Нельзя уклониться отъ этого обязательнаго вывода, ибо тогда все христіанство потеряетъ реально - историческую почву и превратится въ миѳологическій миражъ, изъ котораго абсолютно необъяснимо его типическое бытіе по происхожденію и по природѣ. Справедливо всячески, что нѣтъ христіанства безъ историческаго Христа401 402), и оно фактически выросло изъ словъ и дѣлъ Христовыхъ 40а), какъ теперь держится на удостовѣренномъ преданіи о событіи, которое въ каждомъ исповѣдникѣ свидѣтельствуется собственнымъ-опытомъ богосыновства 403). Всегда основателемъ будетъ
Jö,a) ІІо поводу сближеній Prof. W. М. Натяау’я Павловыхъ словъ
0 завѣщаніи, какъ неотметаемомъ, съ собственно греческими нормами (см. выше на стрн. 1217) замѣтимъ еще, что „особымъ преимуществомъ аѳинскаго) суда въ комедіи (Аристофана „Осы“) указывается право отмѣнять завѣщанія“, о чемъ см. у Л. М. Ловягина, Очерки древнеаѳинскаго сУдаз)®ъ журналѣ „Гермесъ“ III (Спб. 1910), Л» 9 (55), стрн. 255.
(Bernard Lucas) The Fifth Gospel, being the Pauline Interpretation
01 the Christ, p. VIII
19081 4 ao* ^ ^ J ' -^^sycn, Paulus, der Apostel der Heiden (Gütersloh
••■) cliri8tologie de saint Paul '■p-38 8uiv-
402) См и f Prof l^'angelium und Urchristentum, S. 126.
Schriftsteller I, S. Ш. ^ Jesns ІШ<1 di<: noutestameDtliel.en
4034 РѵлГ* D f1 Л1 О j
- * ’ • • co> у Heiurici, Hellenismus und Christentum въ
zur Aufklärung der Gebildeten herausg.
Biblische Zeit—und Streitfragen
Христосъ404), Павелъ же является только посредникомъ 405). Нужно лишь выяснить характеръ и качества взаимоотношеній между ними. По этому предмету имѣются устойчивыя теоріи, что Апостолъ сразу уклонился отъ путей Христовыхъ и пошелъ своею дорогой настолько, что не хотѣлъ знать подлинную исторію Господа и воспользовался однимъ христіанскимъ именемъ для своей независимой системы. Трудно понять такое настроеніе и отыскать для него правдоподобные разумные резоны. Во всякомъ случаѣ обращеніе для Павла значило, что онъ склоняется теперь на сторону гонимаго ученія, которое ранѣе тѣснилъ единственно потому, что совершенно не понималъ. Психологически и морально создавалась обратная обязанность точнѣйшаго освѣдомленія, дабы достигнуть правильнаго разумѣнія. Но если прежнее было ложнымъ, являясь субъективнымъ предубѣжденіемъ, то истинное должно быть не собственнымъ построеніемъ, а фактически-объективнымъ отраженіемъ самыхъ событій. Водворялось неустранимое душевное тяготѣніе отказа отъ всякаго самобытнаго творчества со всецѣлымъ подчиненіемъ повелительному голосу фактической очевидности, которая и требовала къ себѣ самаго покорнаго и детальнаго вниманія. Все заставляло Павла съ пунктуальностію разузнавать объ историческомъ Христѣ406 *),—и догадки, будто онъ принципіально не хотѣлъ этого, фактически ошибочны 4(П) и теоретически невѣроятны 408). Напротивъ, вполнѣ естественно и даже неизбѣжно, что благовѣстникъ собралъ необходимыя фактическія данныя и утверждался на нихъ. Конечно, все это воспроизводится частично и случайно въ его посланіяхъ, но послѣднія суть памятники учительные и предполагаютъ устную
von Prof. Friedrich К г о р а t s с h е с k V, 8 (Gr. Lichterfelde—Berlin 1909), S. 45.
404) prof х)ф A dolf Jülicher. Paulus und Jesus въ Religionsgeschichtliche V olksbücher herausg. von F r. Michael Schiele I, 14 (Tübingen 1907), S. 72. Prof. D. Arnold Meyer, Wer hat das Christentum begründet Jesus oder Paulus? S. 95.
405) prof Arnold Meyer ibid., S. 102.
406) Rev. George Milligan, Paulinism and the Religion въ „The Expositor“ 1909, VI, p. 535. 543.
4Ü7) Prof. Ad. Jülicher, Paulus und Jesus, S. 55 ft'.
408) pr0f. Joh. Weiss, Paulus und Jesus, S. 10. Prof. D. Willi. Walther, Pauli Christentum-"J°SU Evangelium, S. 25 ff. Lie. Richard Kraetner, Die Bedeutung der Gottes§em<hnschaft für das sittliche Leben nach der Lehre des Paulus, S. 51. 6^-
проповѣдь объективно-повѣствовательнаго назиданія. Съ этой стороны для нихъ безспорно, что они постулируютъ къ евангельской исторіи, если просто напоминаютъ о ней читателямъ. У Апостола чувствуются знаніе предапій о земной жизнн Христа 40Э * * * * * *) съ доктринально-фактическимъ содержаніемъ 410) по авторитетнымъ источникамъ411 *). ІІосему иногда открывается совпаденіе его съ отдѣльными изреченіями нашихъ Евангеліи ). Тоже и въ болѣе общихъ вопросахъ, гдѣ, напр., христологія и идея Церкви базируются на откровеніи Христовомъ Павлу413), а его характеристика смиренія, какъ добродѣтели, отсылаетъ къ извѣстности ему уничтоженной земной жизни Искупителя 414). Богочестіе Христа всюду просвѣчиваетъ у Апостола 415) и сказывается въ многочисленныхъ фактическихъ намекахъ 416). Вся совокупность матеріала убѣждаетъ, что бла-говѣстникъ созидался на объективной основѣ и, почитая ее абсолютно обязательною, держался въ рамкахъ исторической традиціи.
Намѣренныя уклоненія недопустимы у него принципіально, а невольныя отступленія исключаются фактическимъ знакомствомъ, для котораго были всѣ средства и удобства въ общеніи съ самовидцами Господа и съ первенствующими христіанами. Тогда неизбѣжно принять, что апостольское ученіе было тожественно Христову въ цѣломъ и въ частно-
4оа) Prof. Ad. Deissmann, Evangelium und Urchristentum, 8. 117. Friedrich Nonnemann, Jesus der Christus, S. 15. John Cowper Granbery,
Outline of New Testament Christology, p. 41. 45.
4i°) prot‘ [> уг> j j{_nowiing% The Testimony of St. Paul to Christ viewed in some of its Aspects (London 1905), p. 200 sqq.
) Prof. Dr. C. F. Georg Heinrici предполагаетъ (Der literarische
Charakter der neutestamentlichen Schriften, Lpzg 1908, S. 39—40), что на
пергаменахъ (2 Тим. IV, 13) Апостолъ Павелъ имѣлъ записи евангель-
скихъ извѣстій.
) Prof. ПС М. Ramsay находитъ (The Cities of St. Paul, p. 38 sqq.),
4?3; p Зпа,лъ изреченіе Мѳ. XI, 28-30.
4і4ч рГСУ тл1*' ^'егп/'°М Seebery, Aus Religion und Geschichte 1, S. 89. 'die Demut°bei Jes^GieZ/ Sif's 0тЛ * Wurt"“SChichte
!!2 td'jJünche!,\Paulus mid jesus>s- 53.
, vvui /іплА ™ S’ dosus 11,1 d Paulus въ „Neue Kirohliehe Zeit-
q qö ff /о ’ /’/л ,507‘ Prol‘ Het'mann von Soden. Hat Jesus gelebt?
S 30 ff. Pfarrer Curt Delbrück, Hat Jesus Christus gelebt? S. 13 ff Prof. Johames Weiss, Jesus im Glauben des Urchristentums, S. 31.
стяхъ 417), хотя примѣнялось къ спеціальнымъ миссіонерскимъ задачамъ418). Разница дозволительна не свыше этихъ требованій аккомодиціи, что новыя опредѣленія раскрываютъ подлинный образъ историческаго Избавителя419). Такъ, касательно ветхозавѣтнаго закона есть у св. Павла свои оттѣнки въ разной точкѣ зрѣнія, но безъ измѣненія существа дѣла и по той достаточной причинѣ, что послѣ фактическаго упраздненія смертію Христовой номизмъ для всѣхъ обрисовывался яснѣе въ своей соподчиненной исторической роли, при чемъ возвратъ къ нему былъ не охраненіемъ живого священнаго института, а пагубнымъ отпаденіемъ отъ христіанской благодати въ архаическій легализмъ 42°). И внимательное наблюденіе удостовѣряетъ, что у эллинскаго благовѣстника типъ Христа очерчивается съ традиціонною объективностію 421) общаго первохристіанскаго исповѣданія 422), откуда неудивительно, что его ученія, сужденія, установленія и настроенія оказываются общехристіанскими 423). И если проповѣдь первоапостольская была Христовою, то равною будетъ и Павлова 424), которая самымъ своимъ совпаденіемъ съ тою возводится къ общему и единому источнику въ Господѣ Спасителѣ 425). Всѣ развитія вытекаютъ изъ объективнаго содержанія подлиннаго Еван-
4П) Такъ, Prof. 1). С. F. G. Неіпггсі отмѣчаетъ (Paulus als Seelsorger, S. 16) сходство Апостола Павла со Христомъ относительно пастырства.
4і8) prof_ Willi, Walter, Pauli Christentum—Jesu Evangelium, S. 51.
41ü) Prof. D. Paul Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel in ihrer Abgrenzung gegen die Keligionsgeschichte (Stuttgart 1904), S. 59—60.
42°) Friedrich Nonnemann, Jesus der Christus, S. 19 ff.
421) Prof. A. Schlatter, Die Theologie des Neuen Testaments II, S. 205— 206. Prof. L. Jhmels въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ XVII (1906), 7, S. 486 ff.
422) Lie. Willi. Olschewski, Die Wurzeln der paulinischen Christologie, S. 114.
423) prof [)r> fteinhold Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte I, S. 80.
424) Cp. и у прот. M. Щеглова, Тождество ученія I. Христа въ Его собственныхъ устахъ и въ устахъ Его Апостоловъ: противъ отрицательной критики Баура и его поборниковъ въ „Костромскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1903 г. № 20, стрн. 590—603; № 21, стрн. 628—634; № 22, стрн. 660—669; Л« 23, стрн. 697—701; № 24, стрн. 729 — 736; 1904 г. № 1, стрн. 15—20; № 2, стрн. 68—78.
425) Prof. D. Alfred Seeberg, Christi Person und Werk nach der Lehre seiner Jünger, S. 100.
гелія Христова и служатъ лишь разъясненіями къ нему 426}. Вездѣ замѣтна связь съ историческимъ преданіемъ Ч1) при зависимости отъ него 428), почему безспорны для Павла принципіальное сродство 429), матеріальное единство 430) и внутреннее согласіе со Христомъ 431) въ догматикѣ 432) и морали 433),— согласіе пунктуальное 434) при всѣхъ внѣшнихъ различіяхъ 435). Конечно, жизнь и ученіе Господа достигали эллинскаго благовѣстника чрезъ посредство живой традиціи, но послѣдняя всецѣло сосредоточивалась на этихъ предметахъ и настолько неразрывна была отъ нихъ, что самое понятіе Евангелія скоро отожествилось съ повѣствовательными сказаніями объ историческомъ Христѣ 436). Этимъ обезпечивалось объективное соотвѣтствіе, которое даже свободныхъ истолкователей вынуждаетъ говорить, что разности не такъ велики, чтобы можно было признавать отступленія ученика отъ учителя *).
Профессоръ Н. Глубоковскій.
42,і) J. TUveront, Histoire des dogmes I (Paris 41906), p. 96.
427) Prof. Shirley J. Case, Paul’s Historical Relation to the First Disciples въ „The American Journal of Theology“ XI, 2 (April, 1907), p. 269—286.
42A D. Paul Robbing, Die geistige Einwirkung der Person Jesu auf Paulus: eine Untersuchung (Göttingen 1906), S. 99 If. 108 ff.
42i'j Prof. Adolf Jiilicher, Die Religion Jesu und die Anfänge des Christentums bis zum Xicaenum (325) въ Die Kultur der Gegenwart herausg. von Paul Hinneberg (Lpzg 4906), S. 89. J. Breilenstein, Jesus et Paul (Bäh1 1908), p. 18 suiv. J7 suiv.
43°) Pastor Lie. theol. Georg Wustmann, Jesus und Paulus: die Abhängigkeit des Apostels von seinem Herrn, Gütersloh 1907. Prof. L. Ihm eis въ Xeue Kirchliche Zeitichrift“ XVIII (1906), 7, S. 505 ff. Prof. Arnold Meyer, Wer hat das Christentum begründet Jesus oder Paulus? S. 72 ff.
431) Prof. Ad. Deissmann, Evangelium und Christentum, S. 125. Prof. Ad. Jülicher, Paulus und Jesus, S. 35—52.
ii2) Rev. J. Llewelyn Davies, St. Paul’s Beliefs въ „The Expositor“ 1910, III, p. 261—262.
«3) prof perCy (;ariiner въ сборникѣ: Jesus or Christ? P. 55.
) Prof. Dr. P. Dausch, Jesus und Paulus въ Biblische Zeitfragen gemeinverständlich erörtert, herausg. von Proff. J о h. Nike! und Ign.
»**s-21 *
yj•... , " es A>chibaUl Anderson Scott, Jesus and Paul въ Essays on borne Biblical Questions „f the llav , p„>(, „.Surete, p. 344 sqq. 359 sqq. J F
) P\of. Ad. Hai nach, Entstehung und Entwickelung der Kirclien-lassung und des Kirchenrechts i„ den Zlvei ersten Jahrhunderten. S. 223.
) K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 17. 16.
) Окончаніе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки