французской революции // От старого порядка к революции. -Л., 1988.
22. Ленин В.И. Социализм и война (Отношение РСДРП к войне) // Полн. собр. соч. - Т. 26.
23. Комиссаров Б.Н. Выдающийся российский историк (К 85-летию профессора В.Г. Ревуненкова) // Вестник Санкт-
Петербургского университета. Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. - 1997. - Вып. 3.
24. Периодизация всемирной истории / ред.: А.С. Шофман. -Казань, 1984.
25. Альперович М.С. О «белых пятнах» в истории Америки // Новая и новейшая история. - 1989. - № 2.
УДК 330.8 ББК 63.3(2)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Т.А. Добычина, аспирант Шуйского государственного педагогического университета (49351) 3-11-22
Статья посвящена изучению благотворительности как одного из важнейших аспектов деятельности российских провинциальных предпринимателей второй половины XIX- начала XX века.
Картина предпринимательской благотворительности в области народного образования и просвещения рассмотрена автором на примере Владимирской губернии - одной из активных и наиболее развитых в промышленном отношении среди всех губерний Центральной России.
Статистические данные, которые приводит автор в данной работе, доказывают, что благотворительная деятельность провинциальных предпринимателей охватывала различные учебные заведения: от земских и церковно-приходских школ до школ для детей-инвалидов и сыграла важную роль в решении проблемы сокращения неграмотности. Эта деятельность оказала значительное влияние на развитие начального профессионального образования.
Ключевые слова: провинциальные предприниматели, благотворительная деятельность, образовательные учреждения, профессиональное образование.
EDUCATIONAL CHARITIES BY PROVINCIAL BUSINESSMEN OF THE 2nd HALF OF THE 19th CENTURY AND THE BEGINNING
OF THE 20th CENTURY
Dobychina Т.А.
The article is focused on studying one of the most meaningful aspects of Russian provincial businessmen's activities in the 2nd half of the 19th century and the beginning of the 20th century - their charities for educational establishments.
This subject has been studied by the author within the framework of Vladimirskaya Gubernia, the area which used to be one of the most industrially developed among other gubernias of central Russia.
The statistic data given by the researcher in this paper prove that those charities by provincial businessmen embraced various educational establishments including local elementary schools, parochial schools and schools for children with special needs. Such charities played an important role both in reducing illiteracy and developing general and professional education system.
Keywords: provincial businessmen, charity philanthropy, educational institutions, professional education.
Освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зави- фабричных школ, в которых обучалось 4294 ученика. То есть на
:
симости повлекло за собой изменение характера народной жизни. Немалое количество бывших крепостных устремилось в поисках заработка на фабрики. Однако большая часть рабочего населения страны была неграмотна. Вопрос народного образования и просвещения стал одним из важных.
В решение проблем, связанных с неграмотностью, активно включились предприниматели. Во-первых, они сами устраивали и содержали образовательные учреждения. Школы и училища создавались предпринимателями при собственных производствах и давали бесплатное начальное образование детям фабричных работников. Во-вторых, предприниматели оказывали регулярную благотворительную помощь уже существующим учебным заведениям.
Что касается учебных заведений, организованных предпринимателями при производствах, то о масштабах этой деятельности позволяют судить следующие цифры: в 1894/95 учебном году в России насчитывалась 471 фабричная школа; средства, израсходованные на их содержание предпринимателями, составляли 678 880 рублей, что составляло 0,15% оборотов производств. Училища устраивались, в основном, при наиболее крупных предприятиях, потому их число было незначительно - 0,4% количества фабрик [1].
Для объективности заметим, что в 1870-х - начале 1880-х годов правительство имело намерение сделать устройство и содержание училищ и школ при производствах, использующих труд малолетних, обязательным. Однако соответствующих законов на этот счет издано не было. Устройство учреждений образования при собственных производствах было личным делом предпринимателя и вовсе не вменялось ему в обязанности.
Картина предпринимательской благотворительности в области народного образования и просвещения может быть рассмотрена на примере Владимирской губернии - одной из активных и наиболее развитых в промышленном отношении среди всех губерний Центральной России.
В 1890 году во Владимирской губернии насчитывалось 36
248 рабочих приходилась 1 школа, а на каждых 22 рабочих - 1 ученик [2].
Характерной особенностью фабричных учебных заведений было то, что учащимся, наряду с обычным, давалось специальное образование. Здесь проводились практические занятия, связанные с особенностями местного сельского крестьянского быта, прививались элементарные агрономические и ремесленные навыки. На пришкольных земельных участках разбивались сады, огороды, устраивались пасеки, где учащиеся практиковались в применении полученных знаний.
Одним из лучших фабричных училищ Владимирской губернии было открытое в 1864 году на средства предпринимателя Т.С. Морозова училище в местечке Никольском Покровского уезда. В отчетах фабричного инспектора Владимирского округа за 1882-1883 гг. отмечается, что училище располагалось в большом трехэтажном каменном здании, оборудованном необходимыми коммунальными удобствами (системой водяного отопления, вентиляцией, газовым освещением), имело обширные учебные комнаты и было в достатке снабжено необходимыми учебными пособиями [3].
Безусловно, училище в Никольском - это образцово-показательный пример. Благоустройство и качество обучения в фабричных школах и училищах зависело от личного желания и материальной состоятельности владельцев фабрик. Тем не менее по многим показателям фабричные школы отличались в лучшую сторону от земских [4].
Значительную часть всех благотворительных средств, посвященных образовательным учреждениям, предприниматели жертвовали на профессиональные учебные заведения. В 1888 году на основе «Общего нормального плана промышленного образования в России», разработанного И. А. Вышнеградским, были утверждены «Основные положения о промышленных училищах», которые стали базой всего профессионально-технического образования в стране.
Важная роль в совершенствовании профессионального
образования в губернии принадлежала ремесленно-техническим училищам. Крупнейшим среди них было Владимирское земское ремесленно-техническое училище имени действительного тайного советника И.С. Мальцова. Оно было открыто в 1885 году. Первоначально в нем обучалось 100 человек, впоследствии 150. В течение пяти лет ученики обучались ремеслу, связанному с металло- и деревообработкой, а также получали знания по общеобразовательным дисциплинам, соответствовавшие курсу двухклассных сельских училищ.
На устройство и содержание училища названный промышленник завещал 500 000 рублей. Пожертвованный капитал, согласно завещанию, поступил в распоряжение губернского земства. Все издержки, связанные с покупкой земли и строительством училища, взял на себя наследник состояния И.С. Мальцова - его племянник Ю.С. Нечаев-Мальцов, внесший в связи с этим еще 425 000 рублей. Впоследствии, будучи почетным попечителем этого училища, он делал крупные пожертвования на разные нужды, связанные с ремонтом и улучшением материально-технической базы заведения.
Целая сеть профессионально-технических учебных заведений была сформирована в 1890-е годы в центре текстильной промышленности губернии - городе Иваново-Вознесенске Шуйского уезда. В это время здесь появились низшее механико-техническое училище, школа колористов, торговая школа, женская профессиональная школа общества купеческих приказчиков и ряд других. Все профессиональные учебные заведения получали благотворительную помощь от предпринимателей. Исходя из потребности в кадрах, деловые люди предпочитали не только оказывать помощь уже существующим учебным заведениям, но и открывать новые.
Кроме профессиональных учебных заведений и училищ, устраиваемых при собственных производствах, предприниматели брали на себя заботу о содержании земских школ. Они решали не только хозяйственно-финансовые (наличие помещений для занятий, их коммунальное содержание, жалование учителям), но и учебные вопросы (обеспечение учебно-методическими пособиями).
Активным благотворителем Владимирского уезда был ма-нуфактур-советник А.Л. Лосев. Им было построено около 10 как земских, так и церковно-приходских школ в разных селениях, расположенных недалеко от его фабрики в Собинке. Предприниматель строил школы по типовому плану, снабжал их мебелью, учебными пособиями, заботился об отоплении, а содержание учителей оплачивало земство.
Свою помощь предприниматели реализовывали нередко через институт попечительства, узаконенный в 1890-е годы. Попечительские общества разных учебных заведений в большинстве состояли из представителей делового мира. Формы и размеры пожертвований были разнообразны. Это наличные средства или банковские билеты, а также дрова, продукты питания, материал для пошива форменного платья учащимся.
Для провинциального предпринимательского сословия благотворительность имела духовный смысл. Предприниматели охотно поддерживали церковно-приходские школы, так как
основной акцент в них ставился на духовное просвещение и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На устройство и содержание церковно-приходских школ предприниматели жертвовали значительные средства. Купец М.И. Соколов израсходовал на устройство и содержание подобного учебного заведения на Погосте Троицком Александровского уезда Владимирской губернии 2 430 рублей 43 копейки. В промышленном селе Кохма Шуйского уезда такая школа содержалась купцами Ясюнинскими, тратившими на нее в год 1 850 рублей. В крупнейшем промышленном центре губернии, Иваново-Вознесенске, церковно-приходская школа была выстроена и укомплектована Д.Г. Бурылиным, что обошлось ему в 3 500 рублей [5].
Духовный аспект предпринимательской благотворительности в области народного образования проявился и в помощи детям-инвалидам. Яркий пример подобной деятельности - устроенное мануфактур-советником А.Л. Лосевым во Владимире училище для слепых. При училище существовал приют. Впоследствии предприниматель выстроил при учебном заведении церковь, на что израсходовал 24 000 рублей. В 1905 году купец А.И. Лосев построил новый двухэтажный каменный дом для слепых девочек и женщин на 40 человек, отремонтировал училищное здание, обустроил квартиру заведующего, приобрел необходимые лекарства, а также внес капитал в 5 000 рублей на стипендии. В училище содержались на полном иждивении попечителя 20 мальчиков и 6 девочек. Через шесть лет в 1911 году затраты Лосева на училище и богадельню составляли 137 262 рублей, а еще через шесть лет, в 1917 году, Лосев пожертвовал 310 000 рублей в неприкосновенный капитал учреждения, не считая 14 000 рублей на покрытие текущих расходов [6].
Благотворительность предпринимателей Владимирской губернии второй половины XIX - начала XX века охватывала различные учебные заведения: от земских и церковноприходских школ до школ для детей-инвалидов и сыграла важную роль в решении проблемы сокращения неграмотности. Наибольшее же значение эта деятельность оказала на развитие начального профессионального образования.
Литература
1. Энциклопедический словарь. - Л., 1991.
2. Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. - Владимир, 1890.
3. Песков П.А. Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 г. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих. - СПб., 1884.
4. Попова М.П. Вклад предпринимателей в развитие народного образования во Владимирской губернии конца XIX - начала XX века // Рождественский сборник. Материалы конференции «Российская провинция: история, традиции, современность». Вып. XIV. - Ковров, 2007.
5. Государственный архив Владимирской области. - Ф. 556.
- Оп. 1. - Д. 4633.
6. Государственный архив Владимирской области. - Ф. 390.
- Оп. 1. - Д. 1901.
УДК 27-9
ББК 86.2 (2Рос.-4Я)
ЕПИСКОП ИОСИФ И ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОГО ДИМИТРИЕВА МОНАСТЫРЯ А.Е. Виденеева, кандидат исторических наук, докторант кафедры отечественной истории ЯГПУ, al_vid@mail.ru
Статья посвящена основанию военного госпиталя при Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в 1914 г. Его появление связано с деятельностью настоятеля обители епископа Иосифа - викария Ярославской епархии. Местом размещения лазарета стало только что построенное здание монастырской гостиницы. Монастырь принял на себя все расходы на оборудование и содержание госпиталя, который по праву считался лучшим лечебным заведением Ярославской епархии. В 1917 г. в госпитале был основан больничный храм - последняя по времени основания монастырская церковь.
Ключевые слова: монастырь, настоятель, монастырское управление, социальное служение, благотворительность, мировая война, военный госпиталь, лечение раненых, больничный храм.
BISHOP IOSIF AND MILITARY HOSPITAL IN SPASO-IAKOVLEVSKY DIMITRIEV MONASTERY
A.E. Videneeva
This paper gives attention to opening of the military hospital under Spaso-Iakovlevsky Dimitriev Monastery in the town of Rostov in 1914. This happened due to the effort and endeavor of bishop Iosif abbot of the monastery and vicar of Yaroslavky bishopric. The newly