образования в губернии принадлежала ремесленно-техническим училищам. Крупнейшим среди них было Владимирское земское ремесленно-техническое училище имени действительного тайного советника И.С. Мальцова. Оно было открыто в 1885 году. Первоначально в нем обучалось 100 человек, впоследствии 150. В течение пяти лет ученики обучались ремеслу, связанному с металло- и деревообработкой, а также получали знания по общеобразовательным дисциплинам, соответствовавшие курсу двухклассных сельских училищ.
На устройство и содержание училища названный промышленник завещал 500 000 рублей. Пожертвованный капитал, согласно завещанию, поступил в распоряжение губернского земства. Все издержки, связанные с покупкой земли и строительством училища, взял на себя наследник состояния И.С. Мальцова - его племянник Ю.С. Нечаев-Мальцов, внесший в связи с этим еще 425 000 рублей. Впоследствии, будучи почетным попечителем этого училища, он делал крупные пожертвования на разные нужды, связанные с ремонтом и улучшением материально-технической базы заведения.
Целая сеть профессионально-технических учебных заведений была сформирована в 1890-е годы в центре текстильной промышленности губернии - городе Иваново-Вознесенске Шуйского уезда. В это время здесь появились низшее механико-техническое училище, школа колористов, торговая школа, женская профессиональная школа общества купеческих приказчиков и ряд других. Все профессиональные учебные заведения получали благотворительную помощь от предпринимателей. Исходя из потребности в кадрах, деловые люди предпочитали не только оказывать помощь уже существующим учебным заведениям, но и открывать новые.
Кроме профессиональных учебных заведений и училищ, устраиваемых при собственных производствах, предприниматели брали на себя заботу о содержании земских школ. Они решали не только хозяйственно-финансовые (наличие помещений для занятий, их коммунальное содержание, жалование учителям), но и учебные вопросы (обеспечение учебно-методическими пособиями).
Активным благотворителем Владимирского уезда был ма-нуфактур-советник А.Л. Лосев. Им было построено около 10 как земских, так и церковно-приходских школ в разных селениях, расположенных недалеко от его фабрики в Собинке. Предприниматель строил школы по типовому плану, снабжал их мебелью, учебными пособиями, заботился об отоплении, а содержание учителей оплачивало земство.
Свою помощь предприниматели реализовывали нередко через институт попечительства, узаконенный в 1890-е годы. Попечительские общества разных учебных заведений в большинстве состояли из представителей делового мира. Формы и размеры пожертвований были разнообразны. Это наличные средства или банковские билеты, а также дрова, продукты питания, материал для пошива форменного платья учащимся.
Для провинциального предпринимательского сословия благотворительность имела духовный смысл. Предприниматели охотно поддерживали церковно-приходские школы, так как
основной акцент в них ставился на духовное просвещение и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На устройство и содержание церковно-приходских школ предприниматели жертвовали значительные средства. Купец М.И. Соколов израсходовал на устройство и содержание подобного учебного заведения на Погосте Троицком Александровского уезда Владимирской губернии 2 430 рублей 43 копейки. В промышленном селе Кохма Шуйского уезда такая школа содержалась купцами Ясюнинскими, тратившими на нее в год 1 850 рублей. В крупнейшем промышленном центре губернии, Иваново-Вознесенске, церковно-приходская школа была выстроена и укомплектована Д.Г. Бурылиным, что обошлось ему в 3 500 рублей [5].
Духовный аспект предпринимательской благотворительности в области народного образования проявился и в помощи детям-инвалидам. Яркий пример подобной деятельности - устроенное мануфактур-советником А.Л. Лосевым во Владимире училище для слепых. При училище существовал приют. Впоследствии предприниматель выстроил при учебном заведении церковь, на что израсходовал 24 000 рублей. В 1905 году купец А.И. Лосев построил новый двухэтажный каменный дом для слепых девочек и женщин на 40 человек, отремонтировал училищное здание, обустроил квартиру заведующего, приобрел необходимые лекарства, а также внес капитал в 5 000 рублей на стипендии. В училище содержались на полном иждивении попечителя 20 мальчиков и 6 девочек. Через шесть лет в 1911 году затраты Лосева на училище и богадельню составляли 137 262 рублей, а еще через шесть лет, в 1917 году, Лосев пожертвовал 310 000 рублей в неприкосновенный капитал учреждения, не считая 14 000 рублей на покрытие текущих расходов [6].
Благотворительность предпринимателей Владимирской губернии второй половины XIX - начала XX века охватывала различные учебные заведения: от земских и церковноприходских школ до школ для детей-инвалидов и сыграла важную роль в решении проблемы сокращения неграмотности. Наибольшее же значение эта деятельность оказала на развитие начального профессионального образования.
Литература
1. Энциклопедический словарь. - Л., 1991.
2. Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. - Владимир, 1890.
3. Песков П.А. Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 г. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих. - СПб., 1884.
4. Попова М.П. Вклад предпринимателей в развитие народного образования во Владимирской губернии конца XIX - начала XX века // Рождественский сборник. Материалы конференции «Российская провинция: история, традиции, современность». Вып. XIV. - Ковров, 2007.
5. Государственный архив Владимирской области. - Ф. 556.
- Оп. 1. - Д. 4633.
6. Государственный архив Владимирской области. - Ф. 390.
- Оп. 1. - Д. 1901.
УДК 27-9
ББК 86.2 (2Рос.-4Я)
ЕПИСКОП ИОСИФ И ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОГО ДИМИТРИЕВА МОНАСТЫРЯ А.Е. Виденеева, кандидат исторических наук, докторант кафедры отечественной истории ЯГПУ, [email protected]
Статья посвящена основанию военного госпиталя при Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в 1914 г. Его появление связано с деятельностью настоятеля обители епископа Иосифа - викария Ярославской епархии. Местом размещения лазарета стало только что построенное здание монастырской гостиницы. Монастырь принял на себя все расходы на оборудование и содержание госпиталя, который по праву считался лучшим лечебным заведением Ярославской епархии. В 1917 г. в госпитале был основан больничный храм - последняя по времени основания монастырская церковь.
Ключевые слова: монастырь, настоятель, монастырское управление, социальное служение, благотворительность, мировая война, военный госпиталь, лечение раненых, больничный храм.
BISHOP IOSIF AND MILITARY HOSPITAL IN SPASO-IAKOVLEVSKY DIMITRIEV MONASTERY
A.E. Videneeva
This paper gives attention to opening of the military hospital under Spaso-Iakovlevsky Dimitriev Monastery in the town of Rostov in 1914. This happened due to the effort and endeavor of bishop Iosif abbot of the monastery and vicar of Yaroslavky bishopric. The newly
built hospice was transformed into hospital and the monastery took all the pains connected to equipping and maintenance of the hospital. The hospital was rightly considered the best medical institution in Yaroslavsky bishopric. In 1917 the hospital housed a church, which turned out to be the last church opened in the monastery.
Keywords: Monastery, abbot, monasterial administration, community ministry, charity, World War I, military hospital, treatment of the wounded, hospital church.
Вступление России в первую мировую войну в 1914 г. существенно изменило жизнь страны. Массовая мобилизация, участие в военных действиях огромного числа людей, использование техники и вооружения, имеюшдх высокую поражающую способность, - все это приводило к значительным людским потерям и умножало число раненых воинов, нуждавшихся в лечении и уходе. Следствием этого явилось развертывание в центральной России широкой сети тыловых военных госпиталей. Их устраивали и финансировали государственные структуры, различные учреждения и частные лица. Активное участие в этом патриотическом движении принимало духовенство. Одним из лучших военных госпиталей Ярославской губернии стал лазарет Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Для настоятеля и братии его основание явилось способом «проявления своих патриотических чувств, возбужденных переживаемыми тяжелыми обстоятельствами разразившейся неожиданно страшной войны»1.
Госпиталь появился по инициативе настоятеля Спасо-Яковлевского монастыря, первого викария Ярославской епархии епископа Иосифа. Епископ Иосиф, в миру - Иван Семенович Петровых, родился в 1872 г. в г. Устюжна Новгородской губ. В 1899 г. по окончании Московской духовной академии стал преподавателем кафедры Библейской истории, а в 1903 г. защитил магистерскую диссертацию. 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры принял монашество с наречением имени Иосиф. Осенью того же года был рукоположен сначала в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1906 г. на протяжении трех лет управлял Яблочинским и Юрьевым монастырями.
В 1909 г. по настоянию ярославского архиепископа Тихона синодальным указом Иосиф был переведен в Ярославскую епархию, возведен в сан епископа, утвержден вторым викарием и определен настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря. С 1926 г. в сане митрополита стал во главе Ленинградской епархии и вскоре возглавил церковную группировку, оппозиционную к патриарху Сергию, официально поддержавшего советскую власть. Деятельность епископа Иосифа впоследствии получила название «иосиф-лянского раскола». По определению М.В. Шкаровского, «владыка Иосиф был одним из самых выдающихся архиереев 1920-1930-х годов, горячим молитвенником, опытным иноком, аскетом, крупным богословом. Он принадлежит к ключевым фигурам в истории Русской Православной Церкви ХХ века, с его именем связано возникновение самого сильного церковного движения сопротивления богоборческой политике советских властей». В середине 1830-х гг. епископ Иосиф был арестован, сослан в Казахстан, а в ноябре 1937 г. - расстрелян2.
Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем епископ Иосиф управлял четырнадцать лет - с 1909 по 1923 гг. Это было непростое время, оно вместило в себя и великие торжества, такие как 200-летие кончины свт. Димитрия и прибытие императора Николая Александровича, и страшные трагедии, пережитые монастырем после революции. Всеми силами владыка стремился к возвышению своей обители, однако именно ему же было суждено оказаться свидетелем ее разорения. Настоятельство епископа Иосифа явилось важной вехой в истории монастыря, о чем свидетельствуют основанные храмы, построенная гостиница, устроенный госпиталь, заботы о благоустройстве монастыря, попечение о братии, прихожанах и паломниках.
Одним из наиболее значительных памятников деятельности владыки стало основание военного лазарета при Спасо-Яковлевском монастыре. Начальная попытка его устроения была предпринята сразу после вступления России в войну. Вот как об этом рассказывал сам настоятель: «Почти одновременно с возникновением нынешней тяжелой войны ... Яковлевский монастырь, движимый патриотическими и христианскими чувствами сострадания к нашим раненым воинам пришел к мысли открыть и действительно открыл в своих стенах один из первых лазаретов нашего города на изысканныя им собственныя средства»3. Определить точное место расположения тех первых больничных палат в настоящее время не представляется возможным; по всей видимости, под них приспособили несколько жилых монастырских помещений.
Настоящий большой военный госпиталь, принесший славу Спасо-Яковлевскому монастырю, был основан несколько позднее и разместился в здании новой, только что отстроенной монастырской гостиницы.
За год до начала войны, в октябре 1913 г., Яковлевский монастырь приступил к сооружению нового гостиничного корпуса -каменного, двухэтажного, удобного и благоустроенного. Предполагалось, что на первом этаже будут размещены церковноприходская школа, странноприимная и две богадельни - мужская и женская, а второй этаж займут гостиничные номера. К осени 1914 г. строительство здания было завершено. Гостиница удалась на славу - возведенная в неорусском стиле, с изысканно декорированными фасадами, прочными стенами и просторными помещениями. В целом она обошлась монастырю более чем в 80 000 руб.4.
И вот, когда почти все уже было готово, и в корпусе завершались отделочные работы, епископ Иосиф вместе с братией обители объявили о своем намерении разместить в здании гостиницы военный госпиталь. Тем самым монастырь, по словам настоятеля, «решил самостоятельно и непринужденно проявить самое горячее и возможное по его средствам участие к жертвам возникшей жестокой войны»5. Следует особо отметить, что монастырь согласился не просто отдать новый дом под лазарет, но взял на себя труд по приспособлению его под госпиталь и оборудованию всем необходимым, а также обязался в последующем содержать его за собственный счет.
Торжественное открытие военного лазарета, приуроченное ко дню памяти святителя Димитрия Ростовского, произошло 28 октября 1914 г. Примечательно, что накануне открытия, 27 октября, настоятель со старшей братиею произвели осмотр здания и пришли к его удовлетворительной оценке. По их мнению, оно было сооружено «прочно и основательно», и оказалось «вполне пригодно, удобно и безопасно для жилья». С особой гордостью подчеркивалось, что новая гостиница весьма благоустроена: имеет электрическое освещение, водопровод, канализацию, водяное отопление и систему вентиляции воздуха6.
Содержание военного госпиталя, как уже говорилось, обеспечивал монастырь. Из монастырских денег и собранных обителью пожертвований закупалось дорогостоящее медицинское оборудование и лекарства, продовольствие, одежда и обувь для раненых, выплачивалось жалование медперсоналу. Разумеется, финансировать госпиталь исключительно за счет монастырской казны для обители было затруднительно. Однако епископ Иосиф сумел организовать целевой сбор средств, а начал он с того, что объединил ростовское духовенство «в общепартиотическом деле призрения больных и раненых воинов». 11 августа 1914 г. под его предсе-
1 Российский Государственный архив древних актов. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 8
2 Шкаровский М.В. Митрополит Иосиф Петровых и иосифлянское движение. - http://www.rocor.de
3 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 39
4 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 463. - Л. 73; Д. 617. - Л. 69
5 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 463. - Л. 69
6 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 615. - Л. 12-12 об., 13
дательством в Ростове прошло собрание настоятелей городских храмов, которое единодушно постановило «принять возможно живое и деятельное участие в посильном облегчении тяжелой участи жертв войны». Был избран постоянно действующий комитет под председательством епископа Иосифа и начался сбор средств1.
Помощь Спасо-Яковлевскому монастырю в содержании первого, еще небольшого лазарета оказывали и настоятели ростовских монастырей, и церковные старосты, и прихожане. Собирались не только деньги, но и вещи: белье, одежда, посуда, медикаменты и прочее. Так, из Троице-Варницкого монастыря поступило 20 полотенец и 100 аршин холста. Настоятельница Московского Рождественского монастыря игумения Ювеналия прислала большой запас постельного белья, а также направила двух сестер, имеющих опыт ухода за ранеными. И подобных примеров множество2.
Позднее, когда Яковлевский монастырь открыл большой госпиталь, от епископа Иосифа потребовались еще большие усилия для изыскания необходимых средств: 8 тысяч рублей было затрачено осенью 1914 г. на начальное оборудование госпиталя и около 60 тысяч израсходовано в течение первого года его деятельности3. Пожертвования предоставляли жители Ростова - как светские лица, так и представители духовенства. Денежные переводы приходили в монастырь и из других городов, порой весьма отдаленных. Между тем нельзя забывать, что главные труды по устроению лазарета и всю ответственность за его содержание нес именно Спасо-Яковлевский монастырь.
Госпиталь был большим, его палаты были рассчитаны на 150 койкомест, и оборудован он был по последнему слову техники: в нем имелась операционная, рентгеновский кабинет, кабинет для популярного тогда «лечения электричеством», несколько перевязочных. Епископ Иосиф высоко оценивал качество этого лечебного учреждения, утверждая, что госпиталь «прекрасно оборудован в отношении всего, что требуется от госпиталя, даже с большим избытком, и я могу даже смело сказать - с роскошью, по сравнению с другими учреждениями этого рода: у нас есть даже свой рентгеновский кабинет, великолепно оборудованная операционная,
4
перевязочные» .
Медперсонал был достаточно опытным. Управлял госпиталем ростовский врач Василий Яковлевич Дударев. Старшей фельдшерицей являлась Мария Михайловна Кайдалова, которая в соответствии с установленным распорядком безотлучно находилась в здании лазарета. В штате состояли фельдшера, медсестры, санитарки, служанки, повар и истопник. Должностные обязанности были строго распределены, каждый работник точно знал, что он должен делать и за что отвечать5.
Согласно внутреннему расписанию, подъем в госпитале был ранним - в 6 часов. Утро отводилось на осмотр больных. Операции и другие сложные медицинские процедуры проводились в первой половине дня, а после обеда, с 2-х часов, начинались перевязки. В 10 часов закрывались внешние двери, в 11 часов гасился свет. Всем раненым предоставлялось трехразовое питание, в госпитале имелась собственная столовая. Выздоравливающим разрешались прогулки. Во всех помещениях, особенно в операционной и перевязочных, с особой тщательностью поддерживалась чистота6.
Судя по отчетным документам, в период с открытия госпиталя в октябре 1914 г. по 1 января 1916 г., т.е. за первые 14 месяцев его деятельности, на излечении в нем находилось 835 человек, «с числом проведенных дней около 33 тысяч». За это время на содержание своего лазарета монастырь израсходовал 60 000 руб.7.
Усилия обители не остались незамеченными. 4 июня 1916 г. яковлевский госпиталь посетил великий князь Николай Михайлович и нашел его устройство превосходным. Благодарность монастырским властям за «блестящее состояние лазарета при Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре» в том же году выразил верховный начальник санитарной и эвакуационной части российских вооруженных сил принц Александр Ольденбургский8.
Среди бумаг монастырского архива сохранился редкий документ - черновой схематичный проект пристройки к зданию гостиницы еще одного крыла, авторство которого, по всей вероятности, принадлежит епископу Иосифу. Новый корпус планировали пристроить со стороны двора, разместив его под углом в 45° по отношению к двум сторонам существующего здания. Пристройка должна была быть двухэтажной; в нижнем предполагалось оборудовать рентгеновский кабинет, хирургическую комнату, аптеку и амбулаторию для приходящих больных; в верхнем - комнату фельдшера, палату на 10 коек и небольшую церковь «человек на двадцать, кроме больных, которые могут слышать службу из палаты». Данный проект остался нереализованным9.
Между тем храм в здании монастырской гостиницы все-таки появился. В 1917 г. епископ Иосиф основал здесь церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости, разместив ее в центральной части здания, на втором этаже. 30 тысяч рублей на ее устроение и украшение собрали благотворители Спасо-Яковлевского монастыря. Освящение храма, производящего «чрезвычайно отрадное впечатление чистотою, уютностью, умилительностию священных изображений на стенах и всем своим устройством и убранством», произошло 25 ноября 1917 г. Описание его убранства сохранила опись 1919 г. (см. Приложение). В храме был установлен дубовый иконостас с резьбой «в старинном стиле». В местном ряду, слева от царских врат, находилась икона Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей. Престол имел дубовый оклад, а клиросы были выкрашены под дуб. В северо-западном углу стоял застекленный шкаф с мемориальными вещами, принадлежащими св. Иоанну Кронштадскому10.
Итак, немногим более ста лет назад, в связи со вступлением России в первую мировую войну, настоятель Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря епископ Иосиф устроил при своей обители военный госпиталь. Местом его размещения стало здание только что выстроенной монастырской гостиницы - двухэтажного каменного здания - просторного, удобного и благоустроенного. Существование госпиталя при обители стало новой, особой формой монастырского социального служения. Расход на оборудование и содержание лазарета монастырь принял на себя, не жалея на это ни сил, ни средств. Закономерно, что госпиталь, действовавший при Спасо-Яковлевском монастыре, был признан одним из лучших медицинских учреждений Ярославской епархии. В 1917 г. по благословению епископа Иосифа в нем появилась больничная церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость - последний по времени основания монастырский храм и четвертый храмовый престол, основанный и освященный епископом Иосифом в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
Приложение
Описание церкви Богоматери Всех Скорбящих Радости, устроенной в помещении монастырской гостиницы, занятой военным госпиталем. Фрагмент описи Спасо-Яковлевского монастыря 1919 г.
1 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 8-10
2 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 8-9, 41-41 об
3 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 36
4 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 463. - Л. 73; Д. 617. Л. 36, 53
5 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 52 об.-54
6 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 52 об.-54
7 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 463. - Л. 73
8 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 31, 27
9 РГАДА. Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 50
10 Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». А-1035. - Л. 107 об.-108
Л. 116
VI. Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости
В новом особом здании, выстроенном для странноприимной, богадельни и школы, и занятом ныне больницею Краснаго Креста.
Л. 116 об.
Производит чрезвычайно отрадное впечатление чистотою, уютностью, умилительностию священных изображений на стенах и всем своим устройством и убранством. Пол паркетный.
Алтарь
Св. престол - кипарисный, с дубовым одеянием поверх него. На нем, на особой подставке - Св. Крест и по сторонам две иконки Спасителя и Божией Матери выносные (с рукоятками) в медных вызолоченных окладах, дарохранительница, под стеклянным футляром, 2 евангелия - большое и малое, 2 креста, св. антиминс с илитоном и 2 трехсвечника. За престолом в дубовых тумбах - запрестольные крест и икона Б[ожией] Матери. Сбоку - жертвенник, обычнаго устройства, в парчовом одеянии, на нем - подсвечник и священные сосуды (полный прибор) для Евхаристии. Тут же - переносный прибор для пономаря с 2-мя кадилами и 2-мя диакон-скими свечами и ладоница.
Самый храм
Иконостас - массивный из цельнаго дуба, с резьбою в старинном стиле. Местныя небольшия иконы Спасителя и Б[ожией] Матери - в серебряных ризах. Пред ними стильные готические бронзовые стоячие подсвечники и по лампаде, вырезанной из дуба же. На дверях изображения: ангела Новаго завета и ангела молитвы. Далее их - направо: храмовая икона Всех Скорбящих Радости, старинная, в медном высеребренном окладе, с бронзовою лампадою пред ней и подсвечником. Налево - икона Великомученика Пантелеймона, в эмалевом венчике и с эмалевым ящичком в руке, где помещена частица св. мощей Великомученика. Пред этою иконою - такая же лампада и подсвечник, как и направо, у Скорбящей иконы Б[ожией] М[атери].
Царския врата - в виде креста, с изображением Благовещения внизу и 4-х евангелистов около центра креста. Завеса золотистаго цвета шелковая, с нарисованным изображением голубя на ней в сиянии, вышитом блестками. Над вратами - Тайная Вечеря, и выше под сенью - икона Б[ожией] М[атери] с омофором в руках (Покров Б[ожией] М[атери]).
У иконостаса, по обе стороны около стен - аналой с иконами, праздничной и месячными святцами, с подсвечниками пред ними, и небольшой панихидный столик для поминовения усопших. Еще далее - клироса деревянные, окрашенныя под дуб, с хоругвями при них.
Пред изображениями - иконами на южной стене - висячие подсвечники, на потолке - 4 электрических люстры. В северозападном углу - кипарисовый шкаф со стеклами - для одежд и др. памятных принадлежностей о. Иоанна Сергиева-Кронштадскаго.
При храме - паперть, расписанная священными изображениями: небольшая стильная люстра посреди. С улицы у окна - особая небольшая звонница с 3-мя колоколами.
Крест над храмом, на гребне крыши усеян электрическими лампочками, дающими в темноте чудный вид.
УДК 94 ББК 63.3(2)
РОЛЬ СОВЕТОВ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И.В. Семёнов, Шуйский государственный педагогический университет, (49351) 3-11-22
Советы Иваново-Вознесенской губернии еще до введения нэпа акцентировали своё внимание на восстановлении народного хозяйства, в частности на текстильной промышленности.
Ключевые слова: советы, Иваново-Вознесенск, экономическая политика. THE ROLE OF SOVIETS OF IVANOVO-VOZNESENSK'S PROVINCE IN THE RECONSTRUCTION OF LOCAL INDUSTRY IN
THE EARLY NEW ECONOMIC POLICY
Semenov I.V.
Even before the beginning of NEP Soviets of Ivanovo-Voznesensk's province focused their attention on national economy restoration in particular on the textile industry.
Keywords: Soviets, Ivanovo-Voznesensk, economic policy.
После Октябрьской революции и в ходе Гражданской войны хозяйственная разруха неуклонно нарастала. Прежде всего шло постоянное сокращение числа действующих предприятий и падение производительности труда рабочих, материально не заинтересованных в количестве и качестве выпускаемых изделий.
Все это заставило большевиков окончательно отказаться от основ военного коммунизма и сделать шаг к свободе товарно-денежных отношений, к использованию традиционных рыночных методов хозяйствования. Этим важным шагом было введение нэпа.
Десятый съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Иваново-Вознесенской губернии в июле 1921 года принял резолюцию, которая имела в виду создание законченного текстильного района, в котором «должно быть пущено в ход максимальное по состоянию топлива, сырья и продовольствия количество ткацких станков, веретен и печатных машин», причем должны были соблюдаться следующие условия: а) полная нагрузка фабрик; б) возможность дальнейшего расширения программы; в) законченность производства1.
Остальным же отраслям промышленности (химической, металлической, деревообрабатывающей, кожевенной и др.) данная резолюция предлагала направить производство таким образом, чтобы оно обслуживало в первую очередь текстильную промышленность губернии. Поэтому план работ этих предприятий должен был согласовываться с текстильными фабриками. В целях комби-нированности производства резолюция признавала необходимым передать крупным предприятиям те мелкие предприятия, которые могут обслуживать нужды крупного производства.
В целях снижения расходов топлива и сырья и для повышения производительности труда съезд Советов счёл необходимым провести концентрацию предприятий в металлической, кожевенной, полиграфической, мукомольной промышленности таким образом, чтобы в немногих предприятиях сосредоточить оборудование и рабочую силу. Кустарная промышленность, обслуживавшая в довоенное время своими изделиями фабрики губернии, должна была войти в это объединение2.
Таким образом, по замыслу Советов, вся промышленность губернии должна была составить один сложный организм, охватывающий все отрасли производства. Вне его оставались только предприятия, обслуживающие местные нужды, такие как: строитель-
1 ГАИО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 530. - Л. 183
2 Там же