УДК 94(470) "1894-1917": 364.05
Кеня И.А., кандидат юридических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Брянский филиал) (Россия)
Лупоядова Л.Ю., кандидат исторических наук, доцент Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КРЫМУ
«-» _ *
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - н. XX вв.
Одним из приоритетных направлений в реалиях отечественного федерализма является социальная политика государства и благотворительная деятельность как ее составляющая. Географическое положение Крыма, его природные ресурсы и этнополитическая ситуация определили специфику его социокультурного развития и развития благотворительности в этом регионе. В данной статье рассматриваются условия развития благотворительности в Крыму в сопоставлении с общероссийскими тенденциями, выявляются факторы, способствующие развитию благотворительности. В результате исследования будут освещены малоизученные страницы истории участия российских предпринимателей П.Губонина, С.Мальцова, Н.Стахеева и П.Соболева в развитии Южного берега Крыма, в становлении крымских курортов: Гурзуфа, Симеиза, Алушты и Ялты. Ключевые слова: благотворительность, этнические группы, общественная филантропия, благотворительные общества, П.Губонин, С.Мальцов, Н.Стахеев, П.Соболев, Гурзуф, Симеиз, Ялта, Алушта.
* Статья написана при поддержке гранта РГНФ, проект «Вклад предпринимателей Центральной России в развитие Южного берега Крыма: социокультурные и благотворительные аспекты (XIX- н. XXвв.)» № 17-1132002 а(р).
Тема исследования
благотворительности в Крымском регионе является актуальной и значимой, так как благотворительность в дореволюционной России способствовала решению экономических проблем, смягчению социальных конфликтов, обеспечению гражданского согласия. На сегодняшний день она остается малоизученной, почти отсутствуют специальные работы, посвященные развитию
благотворительности в Крымском регионе, вкладу предпринимателей и
благотворителей Центральной России в экономическое и социокультурное развитие Крыма. Из немногих, посвященных данной проблематике хотелось бы отметить работы А.Н. Савочки «Благотворительность в Таврической губернии 1802-1920 гг.», посвященную деятельности
благотворительных обществ в Крыму, местных краеведов, в основном связанных с исследованием истории курортов Крыма (Н. Макарухина «Гурзуф - первая жемчужина Южного берега Крыма», А. Галиченко «Старинные усадьбы Крыма», М. Петрова «Симеиз. Путешествия по старым дачам»), Д.А. Прохорова, занимающегося изучением благотворительности в караимских общинах Крыма. Отсутствуют публикации, посвященные благотворительной
деятельности в Крыму П.Губонина, Мальцовых, Н. Стахеева, П. Соболева. Должного отражения не получили социальные, экономические и правовые аспекты благотворительной деятельности, социологический и культурно-исторический ракурсы этого социокультурного феномена. В этой историографической ситуации исследование условий и особенностей благотворительной деятельности в Крымском регионе имеет особое значение. В результате комплексного исследования благотворительности в Крымском регионе, можно выделить ее особенности и факторы, повлиявшие на ее развитие.
Для развития общественной и частной благотворительности как в целом в России, так и в Крымском регионе существенное значение имели реформы 60 - 70-х гг. XIX в. Реформы привели к росту
предпринимательства, накоплению
капиталов, что создавало материальную основу для развития общественной и частной благотворительности, дали мощный толчок развитию местного самоуправления. Фабрики и заводы получили приток рабочей силы, что дало мощный импульс развитию промышленного производства. Начинаются процессы расслоения деревни и образование нового социально-экономического
пространства. Развитие индустриального общества, рост городского населения привели к потребности в развитии социальной сферы.
Проведение прогрессивных реформ во второй половине XIX в. сказалось и на развитие Крымского региона. Большое влияние на развитие края оказали следующие факторы:
- во-первых, крымская деревня почти не знала крепостного права;
- во-вторых, в крымской деревне еще задолго до реформы получили широкое развитие товарно-денежные отношения;
- в третьих, промышленный переворот здесь происходил довольно успешно, в Крыму преобладали перерабатывающие отрасли - пищевая и легкая промышленность, табачные фабрики и мукомольные предприятия. Число предприятий, в своем большинстве мелких, росло довольно быстро: в 1868 году было 63 предприятия со 184 рабочими, в 1886 году -99 с 743 рабочими, в 1900 году - 264 предприятия и 14,8 тыс. рабочих, из них 77 предприятий в соледобывающей промышленности. Экономический бум и технический прогресс в Симферополе в конце прошлого века описывает А. И. Маркевич «... в 80-х годах открылся в Симферополе кишечно-струнный завод купца Лериха, на котором в 1889 году было изготовлено 45 000 штук струн на сумму 11 500 рублей при 5 рабочих. Четыре мыловаренных и свечных завода производили в этом году изделий на 130 800 р. при 66 рабочих, два пивоваренных завода на 19 500 р. при 6 рабочих, чугунолитейный при 20-23 рабочих на 17 400 р., три парово-мукомольные мельницы вырабатывали на 23 000 р. при 16 рабочих... В 1882 году -конфетная фабрика братьев Абрикосовых; в 1885 году - фабрика Гейсса под именем
Эйнем. В 1891 году производство дошло до 368 500 р.». Промышленный переворот привел к значительному росту населения в городах Крыма: В 1897 г. население Симферополя достигло 49 тысяч, Севастополя - 7 тыс. жителей. В Феодосии проживало 30 тыс. жителей, в Ялте - 22 тыс. жителей;
- в-четвертых, в Крым устремилось большое количество переселенцев, с 60-х годов начинается бурный рост населения полуострова за их счет. Это еще более резко обозначает многонациональный состав Крыма. В 1897 году доля русского населения (33,1%) края была почти равной общему количеству татар, украинцы составляли 11,8%, немцы - 5,8%, евреи - 4,7%, греки -3,1%, армяне - 1,5%. За 32 года, с 1865 по 1897 год, население увеличилось почти в три раза: с 194 000 до 547 000 человек;
- в-пятых, в развитии экономики Крыма огромную роль сыграла Лозово-Севастопольская ветвь российской железной дороги, строительство которой было закончено в 1875 году. Эта дорога связала полуостров с губерниями России, что способствовала развитию торговли. В 1892 году была закончена работа по сооружению железнодорожной ветки от Джанкоя до Феодосии, а в 1900 г. введена была в эксплуатацию железнодорожная ветка Владиславовка - Керчь. Таким образом, основные города Крыма к началу XX столетия были связаны железнодорожным сообщением. С прокладкой железных дорог в Крым появилась возможность вывозить виноград в свежем виде на внутренние рынки страны, что, естественно, также способствовало развитию отрасли. Ежегодный вывоз винограда из Крыма по железной дороге в 80-х годах составлял 24 тысячи пудов в год. На базе виноградарства развивалось промышленное виноделие. Возникают крупные винодельческие промышленные предприятия и торговые фирмы: Губонина - в Гурзуфе, Токмакова -Молоткова - в Алуште, Таюрского - в Кастеле, Христофорова - около Аю-Дага, крупные промышленные предприятия удельного ведомства. В 90-х годах общая выработка виноградного вина исчислялась в 2 000 000 ведер. Открытие
железнодорожных узлов привело к бурному развитию городов.
В процессе адаптации Крыма к реалиям российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых, в том числе и в развитии благотворительности, поскольку именно члены Дома Романовых постоянно поддерживали пожертвованиями, как благотворительные организации Южного берега Крыма, так и непосредственно местное население этого региона.
Присутствие императорской семьи на крымской земле нередко сопровождалось новыми веяниями в микроэкономической политике полуострова. Особенно это касается Южного берега Крыма. Романовы приобретают вблизи Ялты имение Ливадия, а вслед за царской семьей сюда устремляется большая «свита». Отдыхать в непосредственной близости от царской семьи было престижно. Город к концу века превращается в известный курорт, в «русскую Ниццу», «русскую Ривьеру». В XIX в. строятся первые императорские резиденции: «начались постройки зданий на всех почти участках земли, приобретенных в прошлых годах и оставленных без внимания впредь до убеждения, будет ли этот край и в будущем посещаться царскою фамилией. Число этих построек дошло до того, что Ялта уже почти соединилась с двумя греческими селениями Фарфора и Аутка, до которых прежде считалось от города около двух верст пустого пространства. Такое ... приращение, бесспорно, свидетельствовало, что происходило оно только потому, что на край этот обращены были взоры Высочайших особ. Царские приезды настолько оживили предприимчивость и деятельность в окрестностях Ялты, Кореиза и Мисхора, что не верилось глазам.» [16, с.74]
Именно императорской четой были заложены традиции меценатства в Крыму. Благотворительное дело в Крыму по сути было призвано компенсировать отсутствие программ помощи малоимущим слоям населения. [13, с. 76] В течение периода второй половины Х1Х - начала ХХ столетия в Крыму была сформирована сеть
благотворительных Ведомств, под покровительством семьи Романовых.
Благотворительная помощь носила разноплановый характер и в отрасли образования осуществлялась членами императорской семьи по таким направлениям как материальная помощь учебным заведениям, ученикам, учителям, преподавателям и студентам вузов; поддержка внешкольного обучения. Под покровительством учреждений
императрицы Марии состояли Сиротский Дом Фабра в Симферополе [9, л. 1], детский приют имени графини Адлер Берг в Крыму. [20, с.32]
Благодаря реформам Александра II начинает формироваться законодательная база благотворительных организаций на территории всей Российской империи под надзором государства. [10] Специальным законодательным актом, общим для всех благотворительных организаций в России, был «Устав об общественном призрении» 1862 года, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру
внутренних дел». [18, с. 61] Этот документ регулировал деятельность
благотворительных учреждений,
создаваемых частными лицами. В Уставе предусматривалось, что создание благотворительных обществ и частных благотворительных заведений должно производиться в разрешительном порядке (ст. 175 Устава). Право утверждения уставов благотворительных обществ и частных благотворительных заведений
предоставлялось Министерству внутренних дел с тем, однако, чтобы уставы были представлены в Кабинет Министров в случаях включения в них каких-либо правил, льгот и преимуществ, не предусмотренных названным
законодательством и требующих
Высочайшего разрешения (ст. 443 Устава). Частные благотворительные организации, в отличие от государственных, «не дозволялись к открытию, пока они не будут иметь своих средств, необходимых для их
содержания» (ст. 442 Устава).
С этого времени отмечается значительный рост числа
благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых. [2, с. 9]. С 1861 по 1899 года осуществился стремительный прорыв в развитии частной благотворительности в Российской империи, возникает 95% благотворительных обществ и 82% всех филантропических заведений российского государства. Средства созданной структуры оценивались в 3 миллиона 276 тысяч 96 рублей. [21] Помощь нуждающимся большей частью оказывалась специальными благотворительными
организациями. В некоторых же случаях этой деятельностью занимались
организации, для которых оказание благотворительной помощи составляло лишь одну из второстепенных задач. [3]
Особенно остро вопрос о формировании сети благотворительных обществ и постройки частных филантропических заведений стоял в Таврической губернии, разоренной войной.
Первой общественной
филантропической организацией основанной во второй половине Х1Х в., как в Ялте, так и во всей Таврической губернии, стало Ялтинское благотворительное общество, устав которого был утвержден МВД 16 июня 1869 года. В первый же год существования в его состав вошло пятьдесят три человека. На пожертвования членов императорской семьи был открыт в уезде детский приют. [19, с.159] Благодаря пожертвованиям членов императорской фамилии, проведению благотворительных мероприятий, кружечному и членским взносам, объединению удалось начать выплату первых денежных пособий, а также приступить к сбору средств для открытия первого в уезде детского приюта. [12, с.7] Всего на территории Ялтинского уезда действовало более 15 благотворительных обществ различных видов.
В 1871 г. Ялтинское благотворительное общество было принято под покровительство императрицы Марии Александровны, что позитивно сказалось на финансовых возможностях организации, поскольку члены императорской фамилии
оказывали щедрую финансовую поддержку различным филантропическим акциям и мероприятиям, проводимым членами объединения. [8, л.5 ]
Еще одной особенностью развития благотворительности в Крымском регионе становятся города-курорты. Ярким примером является Ялта - один из уездных центров Таврической губернии, где
благотворительность достигла выдающихся успехов в деле поддержки обездоленного и нуждающегося населения. Высокий уровень филантропической активности граждан города связан с комплексом социально-экономических, культурных,
этнодемографических факторов,
позволивших занять Ялте ведущие место в общегубернской системе призрения, а также получить признание на всероссийском уровне в конце Х1Х - начале ХХ вв. История города неразрывно связана с царской семьей, которая активно содействовала развитию Ялты как благоустроенного курортного населенного пункта с развитой инфраструктурой.[19, с. 156] Подъем Ялты начался после перехода Ливадии во владение Министерства Императорского двора, что проявилось прежде всего в стремительном росте населения Ялты. В 1884 г. здесь проживало 5 тыс. жителей, а в 1897 г. - 13269 человек. [26, с. 645]
Активное социально-экономическое развитие города привело не только к повышению уровня благосостояния местного населения, но и увеличению количества лиц, нуждавшихся в материальной помощи. Такое положение дел было обусловлено тем, что с одной стороны в уездный центр в поисках работы отправлялись крестьяне, потерявшие землю в результате реформы 1861 г., с другой стороны сюда приезжало значительное число больных, пытавшихся поправить свое здоровье на Южном берегу Крыма. Кроме того, в результате эпидемий, Крымской войны в городе возросло количество вдов, инвалидов, сирот и беспомощных стариков. К концу 60-х гг. Х1Х в. на территории Ялты проживало несколько сотен человек, которым требовалась поддержка и опека. Перед общественностью города встал вопрос о необходимости помочь его
беднейшим жителям, дабы препятствовать распространению нищенства,
обездоленности и преступности.
Весомый вклад в развитие общественной благотворительности Крыма сыграла благотворительная деятельность графини С. Паниной и княгини О. Долгоруковой, которые были меценатами при строительстве Ялтинского санатория для лечения больных туберкулезом.
Местное благотворительное общество играло ключевую роль в поддержке местного и приезжего населения Ялты. Благодаря его деятельности в пределах уезда функционировала сеть филантропических заведений, в рамках которой оказывалась помощь социальным группам: бедные больные, вдовы, пострадавшие от войн и эпидемий, несовершеннолетние из несостоятельных семей, чернорабочие. Именно благодаря активности этого объединения Ялте удалось подняться на одно из первых в России мест по относительному количественному развитию благотворительности. [17, с. 1]
Особенностью развития
благотворительности в Крыму является географическое положение, экономическая, геополитическая и этнополитическая ситуация в регионе. Многонациональный состав Крыма не мог не отразиться на развитии здесь благотворительности. Отмечая как одну из главных отличительных черт полуострова его полиэтничность, следует сделать акцент на том, что как сам император, так и представители царской семьи стремились использовать свое присутствие в Крыму для благоприятного развития здесь межнациональных отношений. [25, с.28]
Особая роль в деле развития общественной филантропии в Крыму принадлежала представителям различных этнических групп края: армянам, грекам, евреям, караимам, крымским татарам, которые к началу ХХ в. сформировали целый ряд благотворительных объединений, с помощью которых их несостоятельные соплеменники получали необходимую помощь и призрение. Так, в 1853 году в Бахчисарае крымские татары основали первое в губернии мусульманское
благотворительное заведение для опеки 30 мужчин и 40 женщин. В 1898 году было создано Крымское благотворительное общество в Симферополе для помощи нуждающимся крымским татарам. Подобные благотворительные общества были популярными среди всего мусульманского населения Российской империи. Во второй половине 19 в. в Евпатории каждая этноконфессиональная община стала образовывать
благотворительные организации, в задачи которых входило решение проблем детей из бедных семей, сирот и беспризорных. Так в городе возникли следующие
филантропические объединения:
Караимское (1871), Еврейское (1898), Греческое (1908), Русское (1909), Мусульманское благотворительное
общество (1906), Армяно-григорианское братство (1907). [6,л.1]
Этнические и религиозные группы, проживавшие на территории Ялтинского уезда, отличались высоким уровнем филантропической активности. Так, к началу Первой мировой войны на Южном берегу Крыма функционировал ряд благотворительных организаций,
предоставлявших материальную поддержку по этноконфессиональной принадлежности: Алуштинское еврейское благотворительное общество; Алуштинское мусульманское благотворительное общество; Армянское благотворительное общество (г. Ялта); Аутское церковно-приходское
попечительство; Греческое
благотворительное братство (г. Ялта); Караимское благотворительное общество (г. Ялта); Общество для пособия бедным татарам деревни Корбеклы Ялтинского уезда, Общество пособия бедным евреям г. Ялты, Общество пособия бедным татарам Южного берега Крыма (г. Ялта); Римско-католическое благотворительное общество (г. Ялта). [8, л. 5]
Греческое благотворительное
общество занималось ремонтом
православных храмов просветительской деятельностью, строительством школы и училища. Общество пособия бедным татарам Южного берега Крыма, созданное в Ялте в 1900 г. поставило своей основной
задачей борьбу с бедностью и неграмотностью среди крымских татар, открывали школы русско-татарской грамотности, оплачивало обучение бедных крымских татарских мальчиков в населенных пунктах Ялтинского уезда.
Крупнейшим в Крыму
филантропического объединением со временем становится и Симферопольское благотворительное общество.
Катастрофическую ситуацию, сложившуюся в условиях увеличения нищеты, детской беспризорности после окончания Крымской войны пытались исправить инициативой частных лиц. На тот момент в Крыму существовали благотворительные заведения такие как странноприимный дом А. С. Таранова-Белозерова, приют графини А. М. Адлерберг, открытый в 1864 году Сиротский дом тайного советника А. Я. Фабра, земские богоугодные заведения, но они не могли справиться с большим количеством нуждающихся в помощи.
Общественность города Симферополя решает задачу создания благотворительного общества, которое бы смогло организовать предоставление помощи всем нуждающимся без религиозных и национальных различий. Эта миссионерская организация, возникшая в 1868 году при Владимиро-Александро-Невском братстве, занималась борьбой с сектантством, народным просвещением и благотворительностью, о чем было прописано в первом номере Таврического губернского вестника от 1872 года. «Симферопольское благотворительное
общество» 2 декабря 1870 года утверждает свой устав. Первоначально общество состояло 99 членов-учредителей во главе с председательницей Елизаветой Павловной Рейтерн. Целью общества являлось доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных обоего пола без различий возрастов, вероисповедания и сословия.
Основными задачами общества были: предоставление одежды, пищи, крова нуждающимся; содействия в поисках работы и материалов для неё, а также к выгодному сбыту изделий бедных трудящихся; призрение и воспитание сирот и детей неимущих родителей; продажа книг для
народных чтений; помещение престарелых и неизлечимо больных в богадельни и больницы; устройство приютов, школ, богаделен, работных домов для бедных; принятие мер к искоренению нищенства; предоставление средств неимущим для возвращения на родину; оказание помощи бедным в виде денежных пособий.
Таврическая губерния по уровню образованности занимала одно из первых мест в Российской империи. По мнению И.В. Шевчук культурно-образовательные потребности населения были достаточно высокими, что способствовало появлению в Крыму в это время большого количества благотворительных и педагогических обществ. [24 с. 99]
Такие особенности Крыма второй половины Х1Х - начале ХХ века как высокий уровень образованности и грамотности различных слоев его многонационального населения и высокая социальная активность его жителей в проявлению частной и общественной инициативы в создании благотворительных обществ также способствовали развитию благотворительности.
Совокупность общественных
филантропических организаций Ялтинского уезда Таврической губернии в конце Х1Х -начале ХХ вв. выступала в качестве одного из главных регуляторов социальных отношений в регионе, эффективно предупреждала и боролась с наиболее острыми проблемами Южного берега Крыма: бедностью, профессиональным нищенством, преступностью.
Развитие предпринимательства в России во II половине XIX века способствовало формированию
заинтересованности у предпринимателей в расширении сферы своего влияния, увеличению их возможности участвовать в развитии территорий. Это развитие также создало материальную основу для развития частной и общественной
благотворительности. Государство, будучи не в состоянии решить ряд социальных проблем, призывало к их решению благотворителей, в основном это были представители предпринимательского
сообщества.
Полуостров постоянно посещали ведущие государственные и общественные деятели. Не случайно, что именно в Крыму благотворительность русских
предпринимателей приобрела такие широкие масштабы. С начала шестидесятых годов в Крыму стала отдыхать царская семья. Постепенно следом за коронованными особами сюда потянулись и другие представители высших кругов государства. Приобретение императором Александром II в 1860г. Ливадии для больной императрицы Марии
Александровны вдохнуло новую жизнь в развитие экономики Южного берега Крыма - он стал развиваться как курорт. Но курортное дело в Крыму еще только ждало своих деятелей.
Уроженец коломенского уезда, известный российский предприниматель второй половины XIX века, известный своей благотворительной деятельностью в С-Петербурге, Брянске и других российских городах, П.И. Губонин очень полюбил Крым и в восьмидесятые годы XIX в. деятельно взялся за его благоустройство. Он стал первооснователем крымского
курортостроения. Именно с Губонина, с его Гурзуфа, стало возводиться то, что мы теперь именуем обобщенно - Южный берег Крыма. В 1874 году Губонин построил железную дорогу в Крыму - от станции Лозовая до Севастополя. Заработанные на этом строительстве деньги он решил вложить в покупку большого участка крымской земли. В 1881 году покупка состоялась, Петр Ионович купил в Гурзуфе землю у наследников сенатора Фундуклея и князя Барятинского.
Стараниями Губонина захудалая татарская деревенька, затерянная у подножия Медведь-горы, превратилась в роскошный курорт. В кратчайшие сроки были построены церковь Успения Пресвятой Богородицы, курзал и семь удобных гостиниц, отличающихся великолепной архитектурой и внутренним
благоустройством. Губонину по душе пришёлся Гурзуф, ведь для человека, проложившего пять тысяч верст железных дорог и построившего несколько металлургических заводов, обеспечить
поселок электричеством, водопроводом и канализацией не составляло особого труда.
Вот так писали о нем в те времена: «Не ждет он благодарности, так как люди редко благодарны, но хочет он прославить русский южный берег Крыма, приучить русских людей отдыхать на собственном берегу моря и не искать такого берега за тридевять земель от Родины...». [6, л. 1]
Инфраструктуру поселка составили: рыбный завод, пекарни, сад, огород и виноградники. Губонин благоустроил не только свое имение, но и весь поселок, открыл общедоступную аптеку
фельдшерский пункт, почту, телеграф, сберегательную кассу, библиотеку, магазины. Стараниями Губонина в Гурзуфе были построены мечеть и православный храм. Он оплачивает организацию конкурса на проект церкви и ее строительство над могилой известного инженера, строителя железных дорого и мостов В.И. Березина в имении Соук-Су в близи Гурзуфа. [11] ГИА СПб Существенно меняются формы и структура внутренней торговли. Быстро стала развиваться стационарная торговля -магазинная и лавочная. Важное звено во внутренней торговле представляли базары и торги. Губонин открывает несколько винных магазинов в Москве и С-Петербурге. [12] За 2 года Губонин преобразил Гурзуф, сделав его курортом мирового уровня.
Курорт пользовался популярностью у людей с большим и средним достатком. Здесь отдыхали, помимо писателей, поэтов, государственные чиновники, военные высокого ранга, коммерсанты. [15, с. 161] Гурзуф становится летней резиденцией богатой Москвы - очень удобным, комфортабельным и модным южным курортом. Так же, как и в московской своей жизни, и здесь продолжает Петр Ионович щедро помогать всем, кому может. За свою деятельность в 1875 г. он получает диплом почетного гражданина Симферополя. [19, с. 254]
Другой пример огромного вклада предпринимателей Центральной России в развитие Южного берега Крыма деятельность известного предпринимателя С.И.Мальцова и его сыновей в Симеизе, сыгравших огромную роль в его развитии. В
1828 году его отец Иван Акимович Мальцов, приобретает в поселке Симеиз 30 десятин земли у Ф.Д. Ревелиоти командира греческого Балаклавского батальона в урочище Ай-Панда и Кокос. Самый большой вклад в развитие Симеиза внес наследник его основателя Сергей Иванович Мальцов. Его самым ярким и неординарным поступком, по отзывам современников, было строительство в 1849 году так называемого «Хрустального дворца», который считали в то время «причудой» нового владельца Симеиза, призванной удивлять его гостей. В его калужских лесах из отборной древесины был срублен дом, который на лошадях привезли в Крым и установили в Симеизе.
«Модный» хрустальный дворец сдавался в наем, став одним из первых частным пансионатом Симеиза,
принимающим на отдых туристов. История Симеиза как доступного курорта для всех начинается с того, что Мальцев применил один эффективный и нестандартный подход. Вместо того что бы строить новые дачи и пансионаты для отдыха в Симеизе, он решил использовать непригодные для
использования совершенно новые железнодорожные вагоны.
Около десяти таких
импровизированных дач было расставлено в парке восточной части на мысе Ай-Панда. Немного приукрасив их и придав вид отдельных построек получился
импровизированный целый курортный комплекс в Симеизе для простого непритязательного туриста который не может себе позволить фешенебельный отдых.
Последние годы жизни Сергей Иванович Мальцов жил в Крыму, в Симеизе, где развивал производство русского шампанского. [5, с. 51] Умер он в Симеизе в 1893 году. Из шести наследников только двое получили право на владение курортным поселком «Новый Симеиз». Это были его сыновья генерал-майор Иван Сергеевич и шталмейстер Николай Сергеевич.
Иван Сергеевич был погружен в заботы о развитии Симеиза как курорта, а Николай Сергеевич занимался виноделием, а позже настолько увлекся астрономией, что
создал и оборудовал свою личную Симеизскую обсерваторию. [15, с.11] Симеиз превратился в новый шикарный и модный курорт, превосходящий в разы более именитые курорты Южного берега Крыма.
Благотворительная деятельность
братьев Мальцовых проявилась во вкладе в благоустройство Симеиза: на свои средства они строят в курортном поселке водопровод, образцовые купальни, приморский сад с площадками для игры в теннис, учреждают почтово-телеграфное учреждение.
История развития Алушты и ее становление как курорта в конце XIX - начала ХХ века неотъемлемо связаны с именем Н.Д. Стахеева - представителя богатейшей купеческой династии Стахеевых, известной в XIX веке всей России наряду с меценатами Мамонтовыми, Морозовыми, Щукиными. Из свидетельств современников и из многочисленных архивных документов известно, что Н.Д.Стахеев заботился не только о своем благополучии, но и о благосостоянии тех мест, с которыми связала его судьба. [24, с. 17] Одним из таких мест на Южном берегу Крыма стала Алушта, в которой он приобрел земли в 90-х годах XIX века.
Н.Д. Стахеев построил на свои деньги в Алуште Земское училище. Примечательно, что на своих землях он строит несколько домов для сдачи их в аренду, с тем, чтобы большая часть доходов от аренды шла на содержание школы и жалование учителям. В 1901 году Николай Дмитриевич построил первый в Алуште театр на своих землях, в 1904 году - городские купальни с холодными и теплыми ваннами, с морской и пресной водой, украсившие набережную и вызвавшие дополнительный интерес курортников к Алуште. Н.Д. Стахеев, продолжая традиции своей семьи, оказывал большую благотворительную помощь Алуште, которая в мае 1902 года получила статус безуездного города: принимал самое активное участие в строительстве пристани, выделил 1000 рублей на строительство земского приемного покоя, первого в Крыму ночлежного дома на 200 мест для сезонных рабочих, городского театра. Им были пожертвованы крупные суммы для восстановления и укрепления древних башен Алустона, на украшение храма
Феодора Стратилата. На средства Н.Д. Стахеева в 1894 году построена церковноприходская школа со службами и уездом в 600 кв. саженей. Н.Д. Стахеев пожертвовал крупную сумму для строительства по ул. Кутузовой 2-х этажного здания аптеки с усадьбой в 450 кв. саженей, арендуемой Ялтинским земством для содержания священнослужителей.
Алушта в лице Николая Дмитриевича Стахеева имела попечителя образования, культуры, здравоохранения, что
способствовало развитию курорта. Богатый московский купец Петр Соболев стал одним из наиболее известных благотворителей Ялты. Свои щедрые дары он направлял в адрес образования и здравоохранения. Первый дар Ялте составил два каменных двухэтажных дома с условием открытия начального училища своего имени. В 1908 г. училище было открыто, а П.Ф. Соболев стал его почетным попечителем. За свое пожертвование был награжден орденом св. Анны II степени. Через год он жертвует 10 тыс. рублей на устройство при начальном училище женской профессиональной школы. П.Ф. Соболев состоял пожизненным почетным попечителем этого учебного заведения. В 1909 году благотворитель пожертвовал средства на устройство электрического освещения Александро-Невского собора. И в этом же году на его средства было сооружено здание церковноприходской школы. В сентябре 1909 г. местная газета «Русская Ривьера» писала о Соболеве «Только что закончивший за свой счет постройку прекрасного здания церковно-приходской школы известный своими благотворительными делами в Ялте потомственный почетный гражданин П.Ф. Соболев спешит уже в другом месте проявить свою благотворительность».[14,с. 2]
П.Ф. Соболев жертвует на благолепие Аутской Успенской церкви, которую исправно посещал. По случаю окончания живописных работ в храме состоялась божественная литургия. [15, с. 4] Ялтинский благотворитель в течении ряда лет пожертвовал свыше 100 тыс.рублей на обустройство в городе трех школ. В 1911 году Ялта получила в дар от п.Ф. Соболева новый большой дар на постройку городской
больницы и родильного приюта, который получил его имя. Великодушные дары Соболева были важны тем, что отвечали назревшим нуждам города в области народного образования и врачебной помощи населению. В апреле 1912 г. Указом Николая II П.Ф. Соболеву присвоено звание Почетного гражданина Ялты в знак искренней признательности городского общества за сделанные им щедрые пожертвования.
Тенденция проникновения традиций благотворительности из Центральной России в Крым способствовало формированию экономического и культурного ландшафта полуострова. Они не просто покупали себе здесь имения, но и обустраивали населенные пункты, вкладывая средства в инфраструктуру, образование, здравоохранение и культуру. Главная задача, которую они ставили перед собой - прославлять русский берег Крыма, приучить русских людей отдыхать не за границей, а на родном берегу моря очень актуальна и сегодня. Забота о жизни окружающих их людей является наглядным примером социально ответственного бизнеса.
Таким образом, к основным общероссийским факторам развития благотворительности в Крымском регионе добавились факторы, связанные с экономическими, геополитическими и этнополитическими особенностями
развития Крымского региона.
Список литературы
1. Арсентьев Н.М., Макушев А.А. Российские предприниматели Мальцовы. Саранск,
2006.
2. Благотворительные учреждения Российской Империи. СПб.,1900.Т.1. С. 9.
3. Благотворительность в России. СПб.,1907. Т. 1. XXV1.
4. Газета «Новости дня», 1893 № 37.
5. ГАРК Ф.2. Оп. 1. Д. 564.
6. ГАРК Ф.26. Оп. 1. Д. 26889.
7. ГАРК Ф.120 Оп. 1. Д. 30.
8. Газета «Русская Ривьера». Сентябрь, 1909.
9. Газета «Русская Ривьера». Март, 1910.
10. ГИА СПб Ф. 528. Оп. 1. Д. 201.
11. ГИА СПб Ф 569, Оп. 11. Д. 818.
12. Годовой отчет о деятельности Ялтинского благотворительного общества за 1869/1870 год //Таврические губернские ведомости. 1871. 4 февраля.
13. Головань Т.М. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина 19 - начало 20 в.). Керчь, 2009.
14. Кеня И.А. Традиции купеческой и предпринимательской благотворительности в 19 - н. 20 в на примере Брянского региона//Журнал Исторические исследования. 2014. № 3 С. 1-15.
15. Макарухина Н.М. Гурзуф - первая жемчужина Южного берега Крыма. Симферополь, 2012.
16. Мелега В. Императорская фамилия в Крыму// Русская старина. 1916. Сентябрь. Т.
167.
17. О благотворительности в Ялте. Ялта, 1894.
18. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 61.
19. РГИА Ф. 1287. Оп. 38. Д. 319.
20. Савочка А.Н. Становление и развитие общественных благотворительных организаций в Ялтинском уезде (вторая половина 19 - начало 20 в.) //Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия Исторические науки. Т. 23. № 1.
21. Сборник сведений о благотворительности в России. СПб., 1899. С.8.
22. Симакова Э.С. История детского приюта имени графини Адлерберг в Крыму. Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 5 (54). С. 127-138.
23. Симакова Э.С. Роль этноконфессиональных благотворительных обществ в развитии социальных заведений для детей в Крыму в к. 19 - н. 20 вв. //Журнал Январские педагогические чтения. Симферополь, 2016. С. 34-38.
24. Стахеева И.О. Благотворительность династии Стахеевых.//Сборник материалов круглого стола «От меценатов прошлого к меценатам настоящего». Брянск, 2017.
25. Шевчук И.В. Становление и развитие благотворительности в Крыму //Статья в сборнике: Перекоп ворота в Крым. Материалы III Международной научно-практической конференции. Армянск, 2016.
26. Шендрикова С., Шаутин П. Император Александр 2 и его семья в Крыму// Эхо веков, 2016. № % С. 28.
27. Ялта//Энциклопедический словарь// Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Спб., 1904. Т. 41. CONDITIONS AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF CHARITY IN THE
CRIMEA IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES
One of the priorities in this field is social policy and charitable activity as its component. The geographical location of Crimea, its natural resources and ethno-political situation determined the specifics of its socio-cultural development and the development of philanthropy in the region. The research problem the study of the peculiarities of the charitable activities in Crimea, including entrepreneurs in Central Russia taking into account the specifics of
economic, social and cultural development of the Crimean region, as a small model of the entire Russian Empire. The purpose of the study to consider the terms of the development of charity in the Crimea in comparison with national trends, to identify the factors contributing to the development of charity. The study will be illuminated little -known pages of history of the participation of Russian entrepreneurs P. gubonina, S. Maltsov, N. Staheev and P. Soboleva in the development of southern coast of Crimea in the development of health resorts in the Crimea: Gurzuf, Simeiz, Alushta and Yalta.
Keywords: charity, ethnic groups, community philanthropy, charities, P.Gubonin, S.Maltsev, N.Stakheev, G.Sobolev, Gurzuf, Simeiz, Yalta, Alushta.
References
1. Arsent'ev N. M. Makushev A. A. Russian entrepreneurs Maltsovy. Saransk, 2006.
2. Charitable institution of Russia Imperial SPb., 1900. T. 1. C.9.
3. Charitabl in Russia. SPb., 1907. T. 1. XXVI.
4. Newspaper "News of the day", 1893, No. 37.
5. GARC F. 2. Op. 1. D. 564.
6. GARC F. 26. Op. 1. D. 26889.
7. GARK F.120. Op. 1. D. 30.
8 The Newspaper "Russian Riviera". September, 1909.
9. The Newspaper "Russian Riviera". March, 1910.
10. GIA SPb F. 528. Op. 1. D. 201.
11. GIA SPb F. 569. Op. 11. D. 818.
12. Annual report on the activities of the Yalta charitable society for the year 1869/1870 //Tauride provincial Bulletin. 1871. 4 Feb.
13. Golovan T. M. Public pre-school education in Crimea (second half of 19th - early 20th century). Kerch, 2009.
14. Kenya I. A. the Tradition of the merchant business and charity at 19 - 20 in the case of the Bryansk region/Journal of Historical research. 2014. No. 3, Pp. 1-15.
15. Makarkina N. M. Gurzuf - the first pearl of the southern coast of the Crimea. Simferopol,
2012.
16. Melega V. Imperial family in the Crimea// Russian olden time. 1916. The September.
167.
17. About charity in Yalta. Yalta, 1894.
18. Pablik andprivate assistance in Russia. Sb6., 1907. C.61.
19. RGIA F. 1287. Op. 38. D. 319.
20. Sawa-Chan A. N. The establishment and development of public charities in the Yalta district (second half of 19th - early 20th C) // Scientific notes of Taurida national University. V. I. Vernadsky. Series Istoricheskie Sciences. Vol. 23 No. 1.
21. Collection information about charity SPb., 1899. С.8.
22. Simakova E. S. History of the orphanage name of the Countess, Adlerberg in the Crimea. Pedagogical journal of Bashkortostan. 2014. No. 5 (54). P. 127-138.
23. Simakova E. S. the Role of ethno-religious charitable societies in the development of social institutions for children in the Crimea in K. 19. 20 centuries // Journal of January teaching reading. Simferopol, 2016. S. 34-38.
24. Staheev acting Charity dynasty Staheevy.//The collection of materials of the round table "From patrons patrons of the past to the present." Bryansk, 2017.
25. Shevchuk, I. V. Formation and development of charity in the Crimea //Article in the book: the gates of Perekop in the Crimea Proceedings of the III International scientific-practical conference. Armyansk, 2016.
26. Shendrikova S., P. Shoutin Emperor Alexander 2 with his family in the Crimea// Echo centuries, 2016. N %/ P. 28/
27. Yalta//encyclopedia// F. A. Brokgauz, I. A. Efron. SPb., 1904. Vol. 41.
Об авторах
Кеня Ирина Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Брянский филиал), E-mail:
avanta5@rambler. ru
Лупоядова Лариса Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Kenya Irina Alekseevna - associate Professor Constitutional and municipal right Bryansk branch Ranhigs (Russia), E-mail: [email protected]
Lupoyadova Larisa Ur'evna - candidate of history, associate Professor, Bryansk Academician I.G. Petrovsky State University (Russia), E-mail: [email protected]