DOI 10.26105/SSPU.2023.82.1.006 УДК 378.113:001.8 ББК 60.543.172в682
В.П. ЗАСЫПКИН БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ СРЕЗ)
V.P. ZASYPKIN WELL-BEING AND SAFETY IN STUDENTS'
ASSESSMENTS (REGIONAL DATA)
Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2021-2023 гг. по теме «Динамика социального благополучия молодежи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций».
The research was carried out within the framework of the state task for science of the Surgut State Pedagogical University for 2021-2023 on the topic «Dynamics of social well-being of young people in the conditions of the North: the Ugra cross-section in the context of all-Russian trends».
В статье на основе материалов проведенного социологического исследования в студенческой среде рассмотрена взаимосвязь между оценкой социального благополучия и безопасности. На основе субъективных оценок студентов установлены место и роль безопасности в структуре ценностных ориентаций обучающихся. Анализ результатов проведенного исследования доказал плотную связь параметров социального благополучия и безопасности в субъективных оценках вузовской молодежи.
The correlation between social well-being's evaluation and safety is observed in the article. The article is based upon the findings of sociological research held among the students. The place and role of safety in the structure of youth's value orientations on the basis of subjective assessments are determined. The analysis of the results proved strong links between the characteristics of social well-being and safety in subjective assessments of the students.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: благополучие, безопасность, дискриминация, ценностные ориентации
KEY WORDS: well-being, safety, discrimination, value orientations
ВВЕДЕНИЕ. В современных исследованиях социологов понятие «безопасность» рассматривается как сложное комплексное понятие в контексте достаточно широкого спектра общественных мероприятий. Безопасность, по мнению ученых, приобрела форму внутренней ценности, но реализовываться она может только в процессе жизнедеятельности. Подчеркивается, что безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз. При этом важным моментом безопасности является наличие совокупности прав и свобод, которые обеспечивают интересы граждан [4].
В этой связи ЦЕЛЬ статьи — рассмотрение в единой связке таких двух сложных социальных категорий, как социальное благополучие и безопасность. Связь между ними теоретически обосновывается многими исследователями [4] и поэтому представляется очевидной. В наших публикациях о социальном благополучии мы подчеркивали, что эта социологическая категория получила в теоретической и эмпирической социологии самые разнообразные трактовки и, вне зависимости от масштабов и объемов проводимых исследований, так
или иначе будет оставаться для её исследователей не до конца изученным феноменом [3]. Справедливости ради надо сказать, что тема безопасности не менее сложная как в понятийном понимании, так и в связи с понятием социального благополучия. В социологическом плане, если мы посмотрим данные общероссийских опросов, одним из индикаторов ощущения социальной безопасности населения являются уровень и характер тревожности и страхов («индекс страхов»). Так, если попытаться систематизировать ответы россиян, здесь мы ссылаемся на работу исследователя С.С. Богдана, специалиста по вопросам девиации в поведении, можно выделить следующие пять групп страхов [1]. Россияне боятся:
1) за жизнь и здоровье свои, а также близких и родных;
2) возникновения войн и активизации внешней угрозы (что, безусловно, перекликается с первым пунктом);
3) стать объектом ужесточения политического режима, произвола власти и репрессий;
4) бедности и нищеты (потеря работы, сбережений);
5) стать жертвой преступлений. К тому же, особенно после громких терактов, россияне опасаются, что могут стать жертвами экстремистов.
Наши исследования показывают несколько другие, но не менее значимые аспекты социальной безопасности в оценке обучающихся вузов Югры.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема социального благополучия и безопасности нами изучается в рамках научного проекта среди вузовской молодежи Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, задача которого проанализировать ряд проблем социального благополучия студентов, исходя из его понимания как единства объективной и субъективной сторон их жизни. Такой подход является достаточно распространенным в социологической литературе [5; 6]. Выборочная совокупность опрошенных формировалась на основе критериев «принадлежности к вузу», «пола», «направления подготовки». В выборку попали только студенты очных отделений вузов квотно. Исследование проводилось посредством анкетного он-лайн опроса с использованием сервиса «anketolog. ru». Данные были обработаны в программе Vortex. Всего было порошено 2358 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Вначале рассмотрим данные, связанные с оценкой студентами состояния благополучия. Социальное благополучие операционализируется нами как интегральное понятие, в основе которого лежит система взаимосвязанных элементов, отражающих разные аспекты окружающей человека действительности. «... Субъективная картина, субъективная оценка социального благополучия значит для индивида не меньше, если не больше, чем объективная» [2, с. 21-22].
По мнению студентов, основу благополучной жизни составляют такие ее компоненты, как достаток, материальное благополучие, отсутствие нужды (1 место), здоровье свое и близких (2 место), мир, отсутствие войны (3 место), спокойствие, душевное равновесие (4 место), уверенность в завтрашнем дне (5 место). Диапазон ответов оказался в интервале от 82% (первое место) до 34% (пятое место).
Результаты исследования показали, что общая удовлетворённость жизнью и уровень оптимизма у югорского студенчества очень высока (см. табл. № 1 и № 2).
Таблица 1. Насколько Вы удовлетворены своей жизнью?
Валидные Значения Частота % от опрошенных % от ответивших
1 Вполне удовлетворен 1068 45,3 45,3
2 Скорее удовлетворен 911 38,6 38,6
3 Скорее не удовлетворен 267 11,3 11,3
4 Совершенно не удовлетворен 56 2,4 2,4
5 Затрудняюсь ответить 56 2,4 2,4
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Таблица 2. Каким Вы видите свое личное будущее через 10 лет?
Валидные Значения Частота % от опрошенных % от ответивших
1 Хуже, чем сейчас 98 4,2 4,2
2 Таким же, как сейчас 159 6,7 6,7
3 Лучше, чем сейчас 1740 73,8 73,8
4 Затрудняюсь ответить 361 15,3 15,3
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Общий уровень оптимизма, согласно ответам студентов высшей школы Югры, коррелирует с оценкой собственной личной свободы (см. табл. № 3).
Таблица 3. Считаете ли Вы себя свободным человеком?
Валидные Значения Частота % от опрошенных % от ответивших
1 Да 788 33,4 33,4
2 Скорее да, чем нет 975 41,3 41,3
3 Скорее нет, чем да 377 16,0 16,0
4 Нет 121 5,1 5,1
5 Затрудняюсь ответить 97 —4,1 4,1
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Естественно, что при таком общем оптимизме позиция «безопасности» также оказывается очень значимой (см. табл. № 4), что отмечается почти 83% опрошенных.
Таблица 4. Насколько для Вас важна собственная безопасность?
Валидные Значения Частота % от опрошенных % от ответивших
1 Важна 1955 82,9 82,9
2 Скорее важна 323 13,7 13,7
3 Скорее не важна 38 1,6 1,6
4 Совершенно не важна 16 0,7 0,7
5 Затрудняюсь ответить 26 —1,1 1,1
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
При этом, учитывая очень высокую оценку важности личной безопасности студентами, несколько нелогичным представляется их выбор этого показателя в контексте жизненных ценностей. Здесь критерий «личная безопасность» занимает 10 место. И эту позицию выбирают только 24,3% студентов (см. табл. № 5).
Таблица 5. Выберите наиболее значимые, на Ваш взгляд, жизненные ценности (выберите не более 5-ти вариантов ответа)
Валидные Значения Частота % от ответов % от опрошенных % от ответивших
1 Здоровье 1954 17,6 82,9 82,9
2 Семья, дети 1539 13,9 65,3 65,3
3 Деньги, материальные блага 1405 12,7 59,6 59,6
4 Работа по душе 1003 9,0 42,5 42,5
5 Общение с друзьями 795 7,2 33,7 33,7
6 Любовь, интимные отношения 756 6,8 32,1 32,1
7 Независимость, свобода 716 6,5 30,4 30,4
8 Образованность, профессионализм 694 6,3 29,4 29,4
9 Творчество, реализация способностей 651 5,9 27,6 27,6
10 Личная безопасность 573 5,2 24,3 24,3
11 Получение удовольствий 319 2,9 13,5 13,5
12 Религия, вера в бога 239 2,2 10,1 10,1
13 Красота, прекрасное 184 1,7 7,8 7,8
14 Общение с природой 169 1,5 7,2 7,2
15 Престиж, слава, власть 92 0,8 3,9 3,9
16 Нравственные ценности 2 0,0 0,1 0,1
17 Душевный покой 1 0,0 0,0 0,0
18 Справедливость 1 0,0 0,0 0,0
19 Все вышеперечисленное 1 0,0 0,0 0,0
20 Прогресс 0 0,0 0,0 0,0
21 Образование 0 0,0 0,0 0,0
Сумма: 11094 100,0 470,5 470,5
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Ответы респондентов позволяют операционализировать содержание понятия «безопасность». Учитывая, что обозначенная важность собственной безопасности отмечена большинством студентов в контексте других ценностей. Вместе с тем, сама безопасность как ценность фигурирует только на девятой позиции. При этом удовлетворенность этим фактором оценивается далеко не однозначно. Не удовлетворены уровнем безопасности своей жизни 11,5% опрошенных студентов, полностью удовлетворены своей безопасностью только 30,1% студентов, 58,4% студентов склонны оценивать уровень своей безопасности в средних значениях (см. табл. № 6).
Таблица 6. Оцените в баллах, насколько Вы удовлетворены следующими сторонами своей жизни (по 5-ти балльной шкале, где 1 — неудовлетворен, 5 — полностью удовлетворен, ответ необходимо дать в каждой строке)
N Подвопросы: 1 2 3 4 5 ИТОГО:
1 Получаемым образованием 2,5% (59) 5,1% (120) 21,6% (510) 38,0% (895) 32,8% (774) 100,0% (2358)
2 Своим здоровьем 2,9% (69) 7,7% (181) 28,9% (682) 39,7% (935) 20,8% (491) 100,0% (2358)
3 Своим уровнем культуры 1,4% (32) 4,8% (113) 24,0% (567) 40,7% (687) 29,1% (687) 100,0% (2358)
4 Отношениями с друзьями, соседями 1,8% (42) 3,0% (70) 13,8% (325) 35,8% (844) 45,7% (1077) 100,0% (2358)
5 Отношениями с родственниками, семьей 1,5% (35) 3,2% (75) 11,6% (274) 29,3% (691) 54,4% (1283) 100,0% (2358)
6 Экономическим положением своей семьи 3,6% (85) 8,6% (203) 26,9% (634) 37,3% (880) 23,6% (556) 100,0% (2358)
7 Условиями проживания 1,5% (35) 4,5% (107) 17,9% (423) 37,0% (873) 39,0% (920) 100,0% (2358)
8 Перспективами трудоустройства 5,4% (127) 9,7% (229) 28,2% (664) 33,9% (799) 22,9% (539) 100,0% (2358)
9 Уровнем безопасности своей жизни 3,8% (90) 7,7% (182) 22,6% (533) 35,8% (843) 30,1% (710) 100,0% (2358)
10 Уровнем медицинского обслуживания 5,0% (118) 11,3% (267) 28,7% (677) 34,4% (812) 20,5% (484) 100,0% (2358)
11 Условиями культурного потребления (театры, музеи, библиотеки и пр.) 4,9% (116) 10,5% (248) 26,1% (616) 30,7% (724) 27,7% (654) 100,0% (2358)
12 Условиями для досуга (спорт, поддержание здорового образа жизни, развлечения и пр.) 3,1% (74) 6,9% (162) 19,9% (469) 34,6% (816) 35,5% (837) 100,0% (2358)
13 Уровнем развития гражданских свобод в обществе 12,1% (286) 14,5% (341) 28,0% (660) 27,2% (641) 18,2% (430) 100,0% (2358)
14 Имеющимися легальными возможностями влиять на изменения в обществе 17,3% (407) 15,5% (365) 28,6% (675) 21,5% (508) 17,1% (403) 100,0% (2358)
15 Состоянием окружающей среды (экологическими условиями жизни) 9,5% (223) 18,9% (445) 33,8% (796) 23,4% (552) 14,5% (342) 100,0% (2358)
Дальнейшие данные исследования показывают связь изучаемых нами понятий «благополучие» и «безопасность». Студентам было предложено выбрать ассоциации, которые у них возникают в связи с понятием «благополучная жизнь».
Выбор осуществлен и построен из двадцати одной ассоциации. Среди них пять ассоциаций со значением «безопасность», это «мир, отсутствие войны» (3 позиция из 21-45,7% опрошенных); «безопасность своя и близких» (9 позиция из 21-20,8%), «законность, справедливость» (14 позиция из 21-9,6%), «забота государства о людях, социальная защищенность» (15 позиция из 21-7,8%), «отсутствие коррупции» (17 позиция из 21-3,1%) (см. табл. № 7).
Таблица 7. Как Вы понимаете выражение «благополучная жизнь»? Что оно означает лично для Вас? (выберите не более 5-ти вариантов ответа)
Валидные Значения Частота % от ответов % от опрошенных % от ответивших
1 Достаток, материальное благополучие, отсутствие нужды 1933 17,7 82,0 82,0
2 Здоровье свое и близких 1822 16,7 77,3 77,3
3 Мир, отсутствие войны 1077 9,8 45,7 45,7
4 Спокойствие, душевное равновесие 974 8,9 41,3 41,3
5 Уверенность в завтрашнем дне 794 7,3 33,7 33,7
6 Стабильная работа 622 5,7 26,4 26,4
7 Семья, дети 620 5,7 26,3 26,3
8 Самореализация 524 4,8 22,2 22,2
9 Безопасность своя и близких 490 4,5 20,8 20,8
10 Наличие хорошего жилья 411 3,8 17,4 17,4
11 Свобода, независимость 360 3,3 15,3 15,3
12 Доступное здравоохранение, образование 353 3,2 15,0 15,0
13 Возможность отдыхать, проводить досуг 283 2,6 12,0 12,0
14 Законность, справедливость 226 2,1 9,6 9,6
15 Забота государства о людях, социальная защищенность 183 1,7 7,8 7,8
16 Низкие цены, тарифы 167 1,5 7,1 7,1
17 Отсутствие коррупции 74 0,7 31 3,1
18 Все вышеперечисленное 13 0,1 0,6 0,6
19 Затрудняюсь ответить 8 0Д 0,3 0,3
20 Понимание со стороны близких 2 0,0 0,1 0,1
21 Творчество 1 0,0 0,0 0,0
22 Счастье близких 0 0,0 0,0 0,0
Сумма: 10937 100,0 463,8 463,8
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Современные риски быть подвергнутыми различным противоправным действиям также не обходят наших студентов. 46% из них отмечают, что они хотя бы один раз подвергались попытке мошенничества в Интернете или по телефону. Студенчество в большинстве своем осведомлено о таких рисках и предпринимают со своей стороны различные способы противодействия. В качестве основного элемента противодействия обучающиеся предпочитают блокировку нежелательных звонков (82,5%). Другими распространенными способами являются установление сложных паролей (33%), проверка ссылок и установка антивирусных программ (24%). Хотя таких способов студенты выбирают гораздо больше (см. табл. № 8).
Таблица 8. Что Вы чаще всего предпринимаете, чтобы не стать жертвой мошенников в интернете и по телефону? (выберите не более 3-х вариантов ответа)
Валидные Значения Частота % от ответов % от опрошенных % от ответивших
1 Блокирую нежелательные звонки / не беру трубку при звонке с незнакомого номера 1945 38,1 82,5 82,5
2 Устанавливаю длинные сложные пароли /использую индивидуальные пароли для каждого сервиса в интернете 776 15,2 32,9 32,9
3 Проверяю ссылки, по которым перехожу 765 15,0 32,4 32,4
4 Устанавливаю на гаджеты антивирусные программы 569 11,2 24,1 24,1
5 Смогу самостоятельно распознать злоумышленников, дополнительная защита не требуется 527 10,3 22,3 22,3
6 Стараюсь реже пользоваться открытым Wi-Fi 211 4,1 8,9 8,9
7 Регулярно обновляю операционную систему мобильных устройств 168 3,3 7,1 7,1
8 Открываю отдельные карты, в том числе цифровые, для покупок в интернете 128 2,5 5,4 5,4
9 Троллинг мошенников 4 0,1 0,2 0,2
10 Пишу жалобы на сайтах с номерами 2 0,0 0,1 0,1
11 Пополняю знания о схемах мошенничества 2 0,0 0,1 0,1
12 Все вышеперечисленное 2 0,0 0,1 0,1
Сумма: 5099 100,0 216,2 216,2
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Интересные, заслуживающие внимания данные получены от студентов на предмет соблюдения законов, т.е. «правовой безопасности». 76,5% студентов декларируют постоянное соблюдение законов и правил, почти 19% сообщают, что это делается ими «иногда». Важно то, что такой же высокий процент (более 80%) демонстрируют убежденность в том, что соблюдение законности — это гарантия безопасности человеку (см. табл. 9).
Таблица 9. Согласны ли Вы с утверждением «Соблюдение правил может гарантировать безопасность человеку»?
Валидные Значения Частота % от опрошенных % от ответивших
1 Вполне согласен 983 41,7 41,7
2 Скорее согласен 907 38,5 38,5
3 Скорее не согласен 235 10,0 10,0
4 Совершенно не согласен 97 4,1 4,1
5 Затрудняюсь ответить 136 5,8 5,8
Итого ответивших: 2358 100,0 100,0
* Пропуски: 0 из 2358 (0,0%)
Динамика ощущения личной безопасности хорошо демонстрируется в ответах на следующий вопрос о том, где обучающиеся чувствуют себя наиболее безопасно (см. табл. № 9).
Таблица 9. Чувствуете ли Вы себя безопасно в...
(ответ необходимо дать в каждой строке)
N Подвопросы: Безопасно Скорее безопасно Скорее не безопасно Небезопасно Затрудняюсь ответить ИТОГО:
1 В вашем доме, квартире 77,9% (1838) 19,0% (449) 1,5% (35) 0,6% (13) 1,0% (23) 100,0% (2358)
2 В образовательной организации 52,1% (1229) 40,5% (955) 5,2% (122) 0,9% (22) 1,3% (30) 100,0% (2358)
3 В муниципальном образовании 48,7% (1149) 42,5% (1003) 5,6% (132) 1,3% (31) 1,8% (43) 100,0% (2358)
4 В ХМАО-Югре 45,1% (1063) 42,7% (1006) 7,3% (172) 2,2% (53) 2,7% (64) 100,0% (2358)
5 В РФ 30,7% (724) 40,3% (951) 14,4% (339) 9,4% (222) 5,2% (122) 100,0% (2358)
На регулярной основе в ХМАО-Югре проводится мониторинговый опрос обучающихся на предмет дискриминации, преследования, буллинга и прочего. Вот каков итог прошлого года. Обучающиеся вузов (до 30% ответивших) говорят о том, что в своей жизни подвергались дискриминации по половому признаку, более 20% — по возрастному, политическим убеждениям, материальному положению. В меньшей степени этническое происхождение, вероисповедание становились причинами дискриминационных действий извне (см. табл. № 10).
Таблица 10. Подвергались ли вы когда-нибудь дискриминации по следующим признакам? (ответ необходимо дать в каждой строке)
N Подвопросы: Часто Иногда Никогда ИТОГО:
1 Возраста 4,9% (115) 20,0% (471) 75,1% (1772) 100,0% (2358)
2 Пола 7,7% (182) 22,2% (523) 70,1% (1653) 100,0% (2358)
3 Образования 2,0% (46) 10,8% (254) 87,3% (2058) 100,0% (2358)
4 Места, где вы родились 3,2% (76) 11,5% (271) 85,3% (2011) 100,0% (2358)
5 Этнического происхождения 3,6% (84) 11,3% (267) 85,1% (2007) 100,0% (2358)
6 Языка, на котором вы говорите 2,4% (56) 6,9% (163) 90,7% (2139) 100,0% (2358)
7 Вероисповедания 3,1% (73) 8,7% (206) 88,2% (2079) 100,0% (2358)
8 Материального положения 3,0% (70) 15,2% (358) 81,8% (1930) 100,0% (2358)
9 Политических убеждений 5,8% (136) 17,5% (412) 76,8% (1810) 100,0% (2358)
ВЫВОДЫ. Анализ результатов проведенного исследования доказывает действительно плотную связь параметров социального благополучия и безопасности в субъективных оценках вузовской молодежи. Данные табличного материала убеждают нас в наличии ряда целого ряда проблем социальной безопасности, требующих специального обсуждения и поиска дополнительных возможностей их решения, в первую очередь в части проблем оценки личностной дискриминации. С указанной проблемой связано и беспокойство студентов по поводу экологической безопасности из-за состояния окружающей среды и экологических условий жизни. Уровень удовлетворенности этим показателем социального благополучия — один из самых низких, всего лишь 38% студентов позитивно оценили экологическую обстановку в округе. Это едва ли не самая низкая оценка конкретной сферы социального благополучия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богдан С.С. Социальная безопасность как показатель социального благополучия молодежи // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 23-29.
2. Гоффе Н.В., Монусова Г.А. Социальное благополучие: восприятие реалий // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 3. С. 21-36. URL: https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-21-36 (дата обращения: 2.02. 2023).
3. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Благополучна ли жизнь студентов северного региона, или О чём говорят данные социологического исследования? // Высшее образование в России. 2022. Том 31. № 8-9. С. 9-26.
4. Знание как фактор безопасности общества / коллектив авторов. Под редакцией Н.Н. Карнаухова (главный редактор), К.Г. Барбакова, Ю.М. Конева, В.К. Левашова. Тюмень: Вектор Бук, 2008. 320 с.
5. Субъективное и объективное благополучие в современном российском обществе: результаты эмпирического исследования: информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2020. № 1. 95 с.
6. Сушко П.Е. Счастье и социальное благополучие в оценках россиян: проблема разграничения понятий // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 48-62.
REFERENCES
1. Bogdan S.S. Social'naya bezopasnost' kak pokazatel' social'nogo blagopoluchiya molodezhi [Social security as an indicator of social well-being of youth] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2021. № 12. S. 23-29. (In Russian).
2. Goffe N.V., Monusova G.A. Social'noe blagopoluchie: vospriyatie realij [Social well-being: perception of realities] // YUzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. 2018. T. 19. № 3. S. 21-36. URL: https://doi. org/10.31429/26190567-19-3-21-36 (data obrashcheniya: 2.02. 2023). (In Russian).
3. Zasypkin V. P., Zborovskij G.E. Blagopoluchna li zhizn' studentov severnogo regiona, ili O chyom go-voryat dannye sociologicheskogo issledovaniya? [Is the life of students of the northern region safe, or what do the data of the sociological study say?] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022. Tom 31. № 8-9. S.9-26. (In Russian).
4. Znanie kak faktor bezopasnosti obshchestva [Knowledge as a factor of public safety] / kollektiv avto-rov. Pod redakciej N.N. Karnauhova (glavnyj redaktor), K.G. Barbakova, YU.M. Koneva, V.K. Levashova. Tyumen': Vektor Buk, 2008. 320 s. (In Russian).
5. Cub"ektivnoe i ob"ektivnoe blagopoluchie v sovremennom rossijskom obshchestve: rezul'taty em-piricheskogo issledovaniya: informacionno-analiticheskij byulleten' (INAB) [Subjective and objective well-being in modern Russian society: results of empirical research: information and Analytical bulletin (INAB)]. 2020. № 1. 95 s. (In Russian).
6. Sushko P. E. Schast'e i social'noe blagopoluchie v ocenkah rossiyan: problema razgranicheniya ponya-tij [Happiness and social well-being in the assessments of Russians: the problem of differentiation of concepts] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2020. T. 8. № 1. S. 48-62. (In Russian).