Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ХМАО-ЮГРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ХМАО-ЮГРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / САМОЧУВСТВИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Засыпкин В. П., Мастюгина (лаврик) Е. В.

Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2021-2023 гг. по теме «Динамика социального благополучия молодежи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций». В статье представлены результаты исследования социальной общности студенческой молодежи северного региона в разрезе таких социологических категорий, как социальное благополучие, социальное самочувствие, ценностные ориентации. Показано, что студенческая молодежь своими ответами демонстрирует стабильность социального самочувствия, удовлетворенность собой, своими достижениями и успехами. Тем не менее, фиксируются неустойчивость позиций, «подростковые» метания по ряду мнений и продолжающиеся внутренние конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Засыпкин В. П., Мастюгина (лаврик) Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING AND SOCIAL HEALTH OF STUDENTS OF KHMAO-YUGRA THROUGH VALUE ORIENTATIONS

The article presents the results of a study of the social community of the student youth of the northern region in the context of such sociological categories as social well-being, social health and value orientations. The author shows that the student youth demonstrates in their answers the stability of social well-being, self-satisfaction, their achievements and successes. Nevertheless, the instability of positions, «teenage» angst in some cases and ongoing internal conflicts are fixed too.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ХМАО-ЮГРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ SECTION 2. SOCIOLOGY OF YOUTH

DOI 10.26105/SSPU.2021.63.59.007 УДК 316.346.32-053.6(571.122) ББК 60.543.172(2Рос-6Хан)

В.П. ЗАСЫПКИН, СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Е.В. МАСТЮГИНА (ЛАВРИК) И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ХМАО-ЮГРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

V.P. ZASYPKIN,SOCIAL WELL-BEING AND SOCIAL HEALTH

E.V. MASTYUGINA (LAVRIK) OF STUDENTS OF KHMAO-YUGRA

THROUGH VALUE ORIENTATIONS

Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2021-2023 гг. по теме «Динамика социального благополучия молодежи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций».

В статье представлены результаты исследования социальной общности студенческой молодежи северного региона в разрезе таких социологических категорий, как социальное благополучие, социальное самочувствие, ценностные ориентации. Показано, что студенческая молодежь своими ответами демонстрирует стабильность социального самочувствия, удовлетворенность собой, своими достижениями и успехами. Тем не менее, фиксируются неустойчивость позиций, «подростковые» метания по ряду мнений и продолжающиеся внутренние конфликты.

The article presents the results of a study of the social community of the student youth of the northern region in the context of such sociological categories as social well-being, social health and value orientations. The author shows that the student youth demonstrates in their answers the stability of social well-being, self-satisfaction, their achievements and successes. Nevertheless, the instability of positions, «teenage» angst in some cases and ongoing internal conflicts are fixed too.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное благополучие, самочувствие, ценностные ориентации, студенческая молодежь, северный регион

KEY WORDS: social well-being, social health, value orientations, student youth, northern region

ВВЕДЕНИЕ. Учитывая известные исторические и демографические тенденции последних десятилетий, можно однозначно утверждать, что Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — территория молодежи, задачи и функции которой с учетом общих задач заключаются сегодня уже не только в производственном освоении этой земли, а в сохранении социальной памяти и социальной истории уже нескольких поколений, сохранении и закреплении на ней человеческого капитала, благодаря которому в этом регионе уже созданы комплексы культурных и материальных ценностей, составляющие

основу социально-экономического потенциала не только самого региона, но и Российской Федерации в целом.

Закрепление молодежи и передача ей культурного капитала во многом определяют успешность сохранения социальной памяти поколений, которая и обеспечивает преемственность и воспроизводство. В этой связи социальное благополучие и самочувствие молодежи во многом зависят и в значительной степени определяются не только ее вовлеченностью в систематическую организованную деятельность, но и пользой такой деятельности для общества. Данные современной статистики показывают, что молодежь Югры включена практически во все жизненно важные сферы деятельности округа. Региональные исследователи отмечают, что в деятельность молодежных организаций, общественных объединений на базе учреждений дополнительного, среднего, высшего образования, молодежных центров в Югре «... вовлечено более 26% молодежи школьного и студенческого возраста...» [11].

В этой связи, актуальность предпринятого исследования обусловлена тем, что изучение социальной общности студенческой молодежи в разрезе таких социологических категорий как социальное благополучие и социальное самочувствие позволят наметить новые тактические и стратегические управленческие решения для дальнейшего развития.

ЦЕЛЬ — раскрыть специфику и роль социального благополучия и социального самочувствия студенческой молодежи в условиях ХМАО-Югры как факторов закрепления молодежи в условиях.

Научные подходы и методы исследования. В ходе проведения исследования применялись институциональный, общностный, системный подходы к оценке социального благополучия и социального самочувствия студенческой молодежи как общности в северном регионе; количественные и качественные социологические методы, среди которых опросные (анкетирование, фокус-группа) и неопросные (наблюдение, анализ документов (контент-анализ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Социальное благополучие — это показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы. Как показывает современная история Югры, именно молодежь является основным ресурсом реализации государственной и региональной политики. В значительной степени именно вклад и достижения молодежи сделали этот регион той территорией благополучия, которой он является сегодня. В этой связи в контексте предпринимаемых региональных мер, ориентированных на закрепление молодежи в округе, важным является выявление уровня социального благополучия тех, кто родился или приехал в регион, получил здесь образование, начал и продолжает свою профессиональную карьеру, создал свою семью, закрепился здесь или строит планы на благоустройство в другом регионе. С социологической точки зрения, важным является выявить ключевые факторы, регулирующие стратегии поведения, базовые поведенческие паттерны различных категорий молодежи, способствующие их социальному поведению и выстраиванию поведенческих стратегий в перспективе.

С другой стороны, критерий социального благополучия связан с другим — показателем социального самочувствия. Социальное самочувствие и его составляющие — это определяющие функции в повседневном поведении индивида, которые отражаются в его жизнедеятельности.

Составляющие понятия «социальное самочувствие» нашли свое отражение еще в работах классиков социологии. О. Конт, изучая законы общества, рассматривает понятия, схожие с понятием «социальное самочувствие» — моральные условия жизни, безопасность и удовлетворенность человеческого организма [8]. Г. Спенсер также рассматривал социальное самочувствие через объяснение общественных отношений, нравственности и морали, относительности страдания и удовольствия [15]. Изучением социального благополучия

человека на рабочем месте, его образа жизни и свободного времени занимался К. Маркс. Его анкета «Для рабочих», включающая вопросы о месте и местности работы на предприятии, о санитарных нормах, о продолжительности рабочего дня, о правовых отношениях работника и работодателя, а также о физическом, материальном и интеллектуальном состоянии мужчин и женщин на производстве, явилась актуальным исследовательским документом для изучения проблем и общей удовлетворенности жизненными условиями рабочего класса [10].

У М. Вебера социальная направленность и рациональность действий индивида, так или иначе, связана с субъективными смыслами и «... соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [2, с. 603]. В трудах Э. Дюркгейма эту проблематику можно увидеть в антонимических контекстах через понятия: аномия, самоубийство [5]. Формат статьи не позволяет очертить в целом общий теоретический контекст проблемы, но это и не было ключевой задачей этого материала. Важно, с нашей точки зрения, заметить, что в современной зарубежной и отечественной социологии вопросы социального благополучия проработаны детально. В отечественной социологии социальное благополучие и самочувствие подразделяется на исследование таких социальных групп и общностей, как молодежь, студенчество, учительство, население страны и т.д. Исследованиям социального самочувствия и социального настроения молодежи посвящены работы И.В. Бабаян И.В., А.А. Власовой, Е.Д. Вознесенская, М.К. Горшкова, В.П. Засыпкина, Г.Е. Зборовского, В.Т. Лисовского, Л.Я. Рубиной, Р.В. Сергеева, Ж.Т. Тощенко, Г.А. Чередниченко, С.В. Хар-ченко, Е.А. Шуклиной, В.А. Ядова и др. [1; 3; 6; 7; 9; 12; 14; 16].

Краткий теоретический обзор источников показывает, что в исследовательской литературе встречается значительное количество функциональных синонимов: социальное настроение, социальное ожидание, настроение, счастье. Аналогичное восприятие просматривается в интерпретации студентов1. «Социальное самочувствие», «социальное ожидание», «настроение» и «счастье» осознается студентами как: «отношение общества к человеку»; «ощущения человека в обществе»; «отношения с окружающими людьми»; «принятие личного социального статуса»; «совпадение ожиданий с действительностью» [7]; «более широкое и продолжительное понятие, чем настроение».

Согласно их мнениям и оценкам, на «социальное самочувствие» влияют внешние факторы: «ситуация, погода, настроение окружающих», «незнакомые люди и их косые взгляды», «люди к которым испытываешь негатив»; а также внутренние: «эмоциональная устойчивость», «душевное расстройство» [7].

Термин «социальное ожидание» понимается студентами как «ожидание человека чего-либо от общества»; «предъявление требований к себе и обществу»; «ожидание модели отношения общества к человеку»; «реакция общества на человека, ожидание общества чего-либо от человека».

Термин «настроение» понят студентами как «восприятие дня» и «собственное самочувствие»; «реакция человека, на раздражители исходя из внутреннего самочувствия»; «эмоциональный фон, эмоциональное состояние»; «состояние, которое зависит от условий повседневной жизни». На «настроение» влияют внешние факторы: «окружающая действительность, которая связана с собственными ожиданиями»; «влияет отношение в семье, дома, с любимыми людьми, родителями»; «мелочи, связанные с бытом»; «положение человека в обществе, его социальный статус, его окружение»; «материальные блага». На «настроение», согласно мнению студентов, влияют также внутренние факторы: «восприимчивость

1 Здесь и далее представлены некоторые результаты, полученные в рамках реализованных фокус-групп со студентами-бакалаврами Сургутского государственного педагогического университета, проведенных в 2018-2019 учебном году.

человека»; «внутреннее расстройство»; «оптимизм/пессимизм, характер человека, интроверт он или экстраверт».

Термин «счастье» в студенческой интерпретации не воспринимается исключительно как нечто большое, а, наоборот, как что-то такое минимизированное, но очень личное и важное: «эмоциональное состояние, не продолжительное, маленькое или большое чувство радости, спокойствия и стабильности»; «удовлетворение тем, чем ты занимаешься».

По мнению студентов, наиболее понятным для всех термином выступает «социальное настроение».

Рассуждая об образе «счастливого человека», студенты подчеркивают его гендерный характер. Гендерные характеристики такого образа имеют сходную доминанту — «заботливость» и дифференцирующие признаки для женщин — «верность, хозяйственность», а для мужчин — «целеустремленность». Что касается материальных благ, то они все-таки являются главенствующими и не имеют гендерной дифференциации, среди них: «квартира, машина, хорошая работа» [7]. Такая ориентация студенчества подтверждается вполне рациональным настроем достижения желаемого. Для улучшения своего уровня жизни, как отмечают студенты, важно иметь «хороший настрой и стремиться к поставленным целям», «осуществлять свои планы».

Требуется также заметить, что большинство обучающихся высказывают, что чувствуют «страх», «тревогу», «неопределенность», «неуверенность» в своем будущем. Познавательно то, что в качестве референта «уверенности» упоминается СССР: «.нет уверенности как в Советском Союзе, что после учебы меня сразу возьмут на работу, что, переходя через дорогу, не собьет машина.» [7].

Аналитический обзор источников социологов, посвященных проблеме социального благополучия и социального самочувствия студенческой молодежи, а также поисковые фокус-группы показали, что социальное самочувствие и социальное благополучие рассматриваются, в основном, как два относительно близких и связанных понятия, тем не менее имеют онтологические различия, которые, в свою очередь, проявляются и операционально. Представим их.

Социальное самочувствие рассматривается в основном как важный механизм рефлексивного социального знания. Социальное самочувствие выступает как темпоральное измерение, позволяющее составлять и корректировать жизненные и образовательные траектории студенческой молодежи, с помощью сравнения прошлого и настоящего (социальная ностальгия), надежды на благоприятные изменения и опасения неблагоприятных изменений.

Социальное благополучие молодежи — сложное понятие, включающее ценностные установки, профессионально-личностные характеристики, факторы внешней среды.

В дальнейшем, основываясь на проведенном теоретическом и интерпретационном анализе результатов фокус-групп, операциональных интерпретациях ключевых понятий, нами было проведено эмпирическое изучение социального благополучия и социального самочувствия молодежи ХМАО-Югры сквозь призму ценностных ориентаций.

Общая численность населения в округе, по данным статистики на 1 января 2021 года, составила почти 1 700 тыс. человек2. От общего количества населения в округе почти 80% составляют молодые люди в возрасте до 35 лет.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, начиная со времени его промышленного освоения, всегда демонстрировал в структуре своего населения значительную численность молодежи, доля которой всегда была доминирующей среди других возрастных когорт [4].

Согласно региональным социологическим опросам, «... большинство опрошенных (73%) заявляют, что их семьи имеют собственную квартиру или дом. Еще 14% имеют удовлет-

2 см. сайт Росстата URL: https://rosstat.govтu/folderД2781?print=1 (дата обращения: 01.10.2021)

ворительные жилищные условия, снимая квартиру или имея служебную ...». Лишь «8% высказывают неудовлетворительные оценки этой ситуацией.» [4].

Студенческая молодежь — относительно молодая социальная общность в регионе. Она сформировалась в конце 90-х XX века благодаря развитию в округе системы высшего образования, представленной сегодня пятью университетами с общим количеством студентов почти 20 тыс. человек [4].

Проведенное исследование и его результаты, представленные в этой статье, охватывают двухлетний период наблюдений с 2018 по 2019 гг. Основной метод исследования — анкетирование и фокус-группы студентов-бакалавров очной формы обучения. Объем выборки составил 333 человека. Выборка — стратифицированная с пропорциональным размещением.

В основу программы исследования положена методика и классификация ценностей Мильтона Рокича [13], который выделяет два класса ценностей терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Рассмотрим результаты проведенного нами исследования и рейтинг терминальных и инструментальных ценностей сургутской молодежи (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1. Типология терминальных ценностей

Блок ценностей Место Среднее значение

Ценности личной жизни 1 6,2

Конкретные жизненные ценности 2 6,25

Активные ценности 3 8,75

Индивидуальные ценности 4 8,86

Ценности межличностных отношений 5 9,6

Пассивные ценности 6 9,75

Ценности профессиональной самореализации 7 11,25

Абстрактные ценности 8 11,75

Таблица 2. Типология инструментальных ценностей

Блок ценностей Место Среднее значение

Ценности межличностного общения 1 7

Интеллектуальные ценности 2-3 8,3

Ценности непосредственно-эмоционального мироощущения 2-3 8,3

Индивидуалистические ценности 4-5 9

Конформистские ценности 4-5 9

Ценности профессиональной самореализации 6 10,75

Этические ценности 7-8 12

Ценности самоутверждения 7-8 12

Альтруистические ценности 9-10 13,3

Ценности принятия других 9-10 13,3

1. Этические ценности (среднее значение 12): честность (6 место), непримиримость к недостаткам (18 место). Ценности профессиональной самореализации (среднее значение 10,75): ответственность (5 место), эффективность в делах (17 место), твердая воля (9 место), исполнительность (12 место). Ценности межличностного общения (среднее значение 7): воспитанность (2 место), жизнерадостность (3 место), чуткость (16 место).

2. Индивидуалистические ценности (среднее значение 9): высокие запросы (14 место), независимость (4 место), твердая воля (9 место). Конформистские ценности (среднее

значение 9): исполнительность (12 место), самоконтроль (10 место), ответственность (5 место). Альтруистические ценности (среднее значение 13,3): терпимость (11 место), чуткость (16 место), широта взглядов (13 место).

3. Ценности самоутверждения (среднее значение 12): высокие запросы (14 место), независимость (4 место), непримиримость (18 место), смелость (15 место), твердая воля (9 место). Ценности принятия других (среднее значение 13,3): терпимость (11 место), чуткость (16 место), широта взглядов (13 место).

4. Интеллектуальные ценности (среднее значение 8,3): образованность (8 место), рационализм (7 место), самоконтроль (10 место). Ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (среднее значение 8,3): жизнерадостность (3 место), честность (6 место), чуткость (16 место).

Наличие в приоритете студенческой молодежи именно такого набора ценностей может являться фактором закрепления молодежи на территории Югры. Результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что 80% респондентов удовлетворены и скорее удовлетворены жизнью в городе Сургуте. 25% рады, что живут здесь и 38,3% в целом довольны жизнью в городе Сургуте. Не испытывают чувств по этому поводу 15% респондентов. 18,3% хотели бы уехать в другой регион России и лишь 3,3% хотели бы вообще покинуть Россию (табл. 3).

Таблица 3. Эмоциональное отношение студентов к городу Сургуту

Варианты ответа %

Я рад, что живу здесь 25

В целом я доволен, но многое не устраивает 38,3

Не испытываю особых чувств по этому поводу 15

Хотел бы уехать в другой регион России 18,3

Хотел бы вообще уехать из России 3,4

Итог 100

Ответы на вопросы, заданные респондентам об учебе, позволяют говорить о том, что большинство студентов приходят в университет с нейтральным настроением — 56,7%. С хорошим настроением приходят — 28,3%.

Среди респондентов рады, что учатся в регионе — 33,3%, из них в целом довольны, но, тем не менее, многое не устраивает — 30% респондентов. Эти ответы в целом отражают удовлетворительный показатель настроения студентов во время пребывания в региональном университете.

Отношения со студентами всего университета у них складываются «очень легко» у 38,3%, «в общем легко» у 41,7%. Отношения с преподавателями оцениваются следующим образом: «очень легко» — 18,3%, «в общем легко» — 70%. Такие оценки демонстрируют позитивную обстановку и социально-психологический климат во время обучения студентов. Обучающиеся своими ответами также демонстрируют удовлетворенность своим направлением подготовки. 63,3% респондентов считаю свой уровень профессиональной подготовки «средним», 18,3% считают уровень «высоким» и 6,7% — «очень высоким», статус оценки «низкий» уровень подготовки присваивают себе — 8,3% респондентов.

Определенно чувствуют и скорее чувствуют востребованность своей профессии на рынке труда — 68,4% респондентов, но связывать жизнь с педагогической деятельностью не хотят 40%, скорее не хотят — 15%, а 21,7% — определенно хотят связать свою жизнь с педагогической деятельностью, 20% — скорее хочет и 3,3% — затрудняется ответить на данный вопрос [7]. При этом большая часть студентов чувствует уверенность в завтрашнем дне — 65%,

группа студентов неуверенных в завтрашнем дне значительно меньше — 23,3% и 11,7% респондентов — затрудняются ответить на этот вопрос [7]. В таблице 4 представлены результаты эмоционального отношения к своему будущему среди студенческой молодежи. В этой связи «оптимизм» испытывают 28,3% студенчества бакалавриата, «спокойствие» — 21,7%, «надежду» — 23,3%, «неопределенность» — 20% и только 6,7% студентов испытывают «тревогу».

Таблица 4. Эмоциональное отношение студентов к своему будущему

Варианты ответа %

Оптимизм 28,3

Спокойствие 21,7

Надежда 23,3

Неопределенность 20

Тревога 6,7

Итог 100

На основе ответов на вопросы, направленные на измерение удовлетворенности собой, своими успехами и достижениями, материальным положением и жизнью в целом, можно сделать вывод о спокойном, стабильном социально-психологическом положении и социальном настроении студентов. Среди выбираемых вариантов ответов наиболее распространенными являются следующие:

Удовлетворенность жизнью в целом — «Удовлетворен/скорее удовлетворен» — 90%.

Удовлетворенность самим собой — «Удовлетворен/скорее удовлетворен» — 70%.

Удовлетворенность достигнутыми в жизни успехами — «Удовлетворен/скорее удовлетворен» — 53,4%.

Удовлетворенность материальным положением — «Удовлетворен/скорее удовлетворен» — 50% [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респондентам были заданы вопросы, направленные на выявление удовлетворенности различными факторами сфер жизнедеятельности, которые влияют на социальное самочувствие. Это были вопросы множественного выбора.

Отвечая на вопрос множественного выбора «Оцените, что из перечисленного Вам сегодня хватает или не хватает?», студенты делают следующие выборы по признаку «Хватает»:

1. Самостоятельности в решении жизненных проблем — 65%.

2. Решительности в достижении своих целей — 56,7%.

3. Умения жить в новых общественных условиях — 55%.

4. Трудиться с полной отдачей — 51,7%.

5. Уверенности в своих силах — 50%.

Признаки «не хватает» и «хватает» представлены почти в одинаковом соотношении:

1. Возможности подрабатывать — 36,7% (не хватает) и 35% (хватает).

2. Полноценного отдыха — 33,3% (не хватает) и 50% (хватает).

«Не хватает» респондентам только:

1. Подходящей работы

Респонденты «удовлетворены полностью» и «скорее удовлетворены» следующими составляющими жизни:

1. Учеба — 30% (удовлетворены полностью) и 45% (скорее удовлетворены).

2. Отношения в семье — 63,3% (удовлетворены полностью) и 21,7% (скорее удовлетворены).

3. Дружеские отношения — 61,7% (удовлетворены полностью) и 31,7% (скорее удовлетворены).

4. Доступность и качество образования — 53,3% (удовлетворены полностью) и 33,3% (скорее удовлетворены).

5. Возможность для самореализации — 31,7% (удовлетворены полностью) и 36,7% (скорее удовлетворены).

В ходе исследования было установлено, что 40,0% респондентов на вопрос «Вы счастливы или нет?» ответили «Определенно да», 38,3% ответили на этот же вопрос «Скорее да», 18,3% ответили «Скорее нет» и только 1,7% — «Определенно нет», («Затрудняюсь ответить» — 1,7%) (таблица 5).

Таблица 5. Мнение студентов о собственном счастье

Варианты ответа %

Определенно да 40

Скорее да 38,3

Скорее нет 18,3

Определенно нет 1,7

Затрудняюсь ответить 1,7

Итог 100

Ответы студентов свидетельствует о том, что большее число из них чувствуют себя счастливыми.

Таблица 6. Мнение студентов о том, удалось ли им найти место в сегодняшней жизни

Варианты ответа %

Безусловно удалось 10

Скорее удалось 50

Скорее не удалось 20

Безусловно не удалось 3,3

Затрудняюсь ответить 16,7

Итог 100

Подводя итог, необходимо заметить, лидирующими ценностями, определяющими социальное благополучие и позитивное самочувствие, являются — материальные, точнее, социобиологические — потребность в пище, сне и одежде (для себя и своих будущих детей). Вместе с тем имеются и иные установки: «В данный момент на меня сильнее влияет духовное. Я себя чувствую очень сильно не соответствующим тому образу человека, который я себе представляю, очень сильно не соответствую. А то в принципе, что я ем, есть, где поспать — я доволен в этом плане, пока что»; «Я же говорила, что деньги — это не все! Эмоции — это намного важнее! Для меня — всегда». Разброс мнений, повторение, противоречия в высказываниях говорят о неустойчивости позиций, «подростковых» метаниях и продолжающихся внутренних конфликтах, что очень хорошо иллюстрирует одно из высказываний респондентов, поддержанное группой: «Сегодня я хочу одно, завтра другое».

В целом связь материальных и духовных ценностей, социального самочувствия и их оценки социального благополучия не удается зафиксировать, так как оно остается переменчивым, нестабильным. Это подтверждается определением другой доминанты — «место в жизни». Оно при наличии самых противоречивых оценок охарактеризовано студентами так: — «.траектория своего пути, то есть мы понимаем, что это отрезок определенного времени, ставим себе какую-то цель и вот на этом этапе достигаем ее»;

— «Место в жизни — это когда человек в конкретный момент времени чувствует себя комфортно, уютно, в том месте, где он сейчас находится, в том состоянии с тем социальным статусом, с тем набором окружения и так далее»;

— «... у человека есть занятие и род деятельности, он не бездельничает, ставит цели и добивается их ...»;

— «... нет, я не на своем месте, потому что нет, нам по 19 лет, какое место в жизни, алё...»;

— «... ну я думаю, что для нашего возраста мы на своем месте, если говорить об университете, если говорить о личном, о семье и так далее, то я на своем месте».

Исходя из количественных оценок ответов на вопрос «Удалось ли Вам найти место в сегодняшней жизни?», заключаем, что «Точно удалось найти место в сегодняшней жизни и скорее удалось найти место в сегодняшней жизни» 60% респондентов. «Скорее не удалось найти место в сегодняшней жизни и безусловно не удалось» 23,3% респондентов. 16,7% — затруднились каким-либо образом ответить на этот вопрос.

Выводы. Студенческая молодежь своими ответами демонстрирует стабильность социального самочувствия. Замечено фактически одинаковое деление молодежной группы на тех, кто чувствует себя уверено и защищенно, и тех, кто обеспокоен своей безопасностью и ощущает некоторую тревогу (по 50% соответственно).

В целом молодежь своими ответами демонстрирует удовлетворенность собой и результатами своей работы и учебы. Более половины ответивших с удовлетворением и позитивно отзываются о городе своего проживания, месте учебы. В их ответах просматривается здоровый оптимизм, уверенность в своих силах и будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаян И.В., Пашинина Е.И. Социальное благополучие молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 15-22.

2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

3. Власова А.А. Современные теории социального благополучия: учебно-методическое пособие / А. А. Власова, Е. В. Дворникова, А. В. Кошелева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2017. 48 с.

4. Грамотин Д.В. Региональная молодежная политика в условиях инновации онного развития страны: опыт Тюменской области // Молодежь и общество. 2009. № 3. С. 8.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. М.: Изд-во Аст, 2018. 520 с.

б.Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство ХМАО-Югры как социально-профессиональная общность: монография. Тюмень: Аксиома, 2013. 352 с.

7. Засыпкин В.П., Лаврик Е.В. Социальное самочувствие как фактор мотивации к обучению у студентов СурГПУ // Молодежь в мире науки. Сургут: СурГПУ, 2018. С. 162-164.

8. Конт О. Общий обзор позитивизма: Пер. с фр. [Текст] / Под ред. Э.Л. Радлова. Изд-е. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 296 с.

9. Молодежь и современность / Сборник статей / Под ред. В.Т. Лисовского, В.А. Ядова. М., 1978. 200 с.

10. Маркс К. Анкета для рабочих // Сочинения. Издание второе. М.: Гос. изд-во полит. лит — ры, 1961. С. 233-240.

11. Молодежь в социокультурном пространстве ХМАО — Югры: Учебное пособие / С.Г. Гутова, Е.В. Гутов, О.В. Ибрагимова и др.; Под общ. ред. Е.В. Гутова. Нижневартовск: Изд-во Нижж неварт. гос. ун-та, 2014. 189 с.

12. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналит. докл. / под ред. М. К. Горшкова.— М.: Ин-т социологии РАН, 2007. 143 с.

13. Рокич М. Методика «ценностные ориентации». URL: https://mosmetod.ru/files/Методика_Рокича. pdf (дата обращения: 03.09.21)

14. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981. 207 с.

15. Спенсер Г. Научные основания нравственности: Данные науки о нравственности. Пер. с англ. / Вступ. ст. и примеч. А. Федорова. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2013. 336 с.

16. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Академия, 1996. 196 с.

REFERENCES

1. Babayan I.V., Pashinina E.I. Sotsial'noe blagopoluchie molodezhi [Social welfare of youth] // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2016. T.16, vyp. 1. S.15-22. (In Russian).

2. Veber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]: Per. s nem. / Sost., obshh. red. i poslesl. YU. N. Davydova; Predisl. P. P. Gajdenko. M.: Progress, 1990. 808 s. (In Russian).

3. Vlasova А.А. Sovremennye teorii sotsial'nogo blagopoluchiya: uchebno-metodicheskoe posobie [Modern theories of social well-being: an educational and methodological manual] / А. А. Vlasova, E. V. Dvornikova, А. V. Kosheleva; YArosl. gos. un-t im. P. G. Demidova. YAroslavl': YArGU, 2017. 48 s. (In Russian).

4. Gramotin D.V. Regional'naya molodezhnaya politika v usloviyakh innovatsii onnogo razvitiya strany: opyt Tyumenskoj oblasti [Regional youth policy in the conditions of innovative development of the country: the experience of the Tyumen region] // Molodezh' i obshhestvo. 2009. № 3. S. 8. (In Russian).

5. Dyurkgejm EH. Samoubijstvo [Suicide]. M.: Izd-vo Аst, 2018. 520 s. (In Russian).

6. Zasypkin V. P., Zborovskij G.E., SHuklinaE.A. Uchite'stvo KHMAO-YUgry kaksotsial'no-professional'naya obshhnost': monografiya [Teaching of KhMAO-Yugra as a socio-professional community]. Tyumen': Аksioma, 2013. 352 s. (In Russian).

7. Zasypkin V. P., Lavrik E.V. Sotsial'noe samochuvstvie kak faktor motivatsii k obucheniyu u studentov SurGPU [Social well-being as a motivation factor for learning among students of SurGPU] // Molodezh' v mire nauki. Surgut: SurGPU, 2018. S.162-164. (In Russian).

8. Kont O. Obshhij obzor pozitivizma [General overview of positivism]: Per. s fr. / Pod red. EH.L. Radlova. Izd-e. 3-e. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2012. 296 s. (In Russian).

9. Molodezh' i sovremennost' [Youth and modernity] / Sbornik statej / Pod red. V.T. Lisovskogo, VA YAdova. M., 1978. 200 s. (In Russian).

10. Marks K. Anketa dlya rabochikh [Questionnaire for workers] // Sochineniya. Izdanie vtoroe. M.: Gos. izd-vo polit. lit-ry, 1961. S. 233-240. (In Russian).

11. Molodezh' v sotsiokul'turnom prostranstve KHMAO — Yugry [Youth in the socio-cultural space of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug]: Uchebnoe posobie / S.G. Gutova, E.V. Gutov, O.V. Ibragimova i dr.; Pod obshh. red. E.V. Gutova. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhzh nevart. gos. un-ta, 2014. 189 s. (In Russian).

12. Molodezh' novoj Rossii: obraz zhizni i tsennostnye prioritety [The youth of the new Russia: lifestyle and value priorities]: analit. dokl. / pod red. M. K. Gorshkova.— M.: In t sotsiologii RАN, 2007. 143 s. (In Russian).

13. Rokich M. Metodika «tsennostnye orientatsii» [Methodology «value orientations»]. URL: https://mos-metod.ru/files/Metodika_Rokicha.pdf (data obrashheniya: 03.09.21). (In Russian).

14. Rubina L.YA. Sovetskoe studenchestvo: sotsiologicheskij ocherk [Soviet students: a sociological essay]. M.: Mysl', 1981. 207 s. (In Russian).

15. Spenser G. Nauchnye osnovaniya nravstvennosti: Dannye nauki o nravstvennosti [The scientific foundations of morality: The data of the science of morality]. Per. s angl. / Vstup. st. i primech. А. Fedorova. Izd. 3-e. M.: Izdatel'stvo LKI, 2013. 336 s. (In Russian).

16. Toshhenko ZH.T., KHarchenko S.V. Sotsial'noe nastroenie [Social mood]. M.: Аkademiya, 1996. 196 s. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.