Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫПУСКНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Д. И.

В статье представлены результаты эмпирического исследования удовлетворенности выпускников БУ «Сургутский государственный педагогически университет» педагогических направлений качеством полученного образования. Определены результаты обучения (знание задач и проблем профессиональной деятельности, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, соответствие сформированных компетенции и профессиональной деятельности, соответствие полученных теоретических знаний и практических навыков, личностных качеств требованиям рынка труда), влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов. Рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения силы связи между удовлетворенностью выпускника своей профессиональной деятельностью и удовлетворенностью результатами полученного им образования. Определены наиболее значимые элементы в структуре полученного образования, отвечающие за удовлетворенность профессиональной деятельностью выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING WITH THE QUALITY OF EDUCATION RECEIVED AT THE UNIVERSITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article presents the results of an empirical study of the satisfaction of graduates of the Surgut State Pedagogical University of Pedagogical directions with the quality of their education. The results of training are determined (knowledge of tasks and problems of professional activity, readiness for independent professional activity, compliance of the formed competencies and professional activity, compliance of the obtained theoretical knowledge and practical skills, personal qualities with the requirements of the labor market) that affect the satisfaction with the professional activities of teachers. Spearman's rank correlation coefficient is calculated to determine the strength of the relationship between the graduate's satisfaction with his professional activity and satisfaction with the results of his education. The most significant elements in the structure of the received education that are responsible for the satisfaction with the professional activity of the graduate are identified.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.26105/SSPU.2022.92.80.001 УДК 378.14.015.62:316:303.7 ББК 74.489.4р31в682

Д.И. БОГДАН УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

D.I. BOGDAN SATISFACTION OF GRADUATES

OF PEDAGOGICAL DIRECTIONS WITH

THE QUALITY OF THEIR EDUCATION

AT THE UNIVERSITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

В статье представлены результаты эмпирического исследования удовлетворенности выпускников БУ «Сургутский государственный педагогически университет» педагогических направлений качеством полученного образования. Определены результаты обучения (знание задач и проблем профессиональной деятельности, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, соответствие сформированных компетенции и профессиональной деятельности, соответствие полученных теоретических знаний и практических навыков, личностных качеств требованиям рынка труда), влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов. Рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения силы связи между удовлетворенностью выпускника своей профессиональной деятельностью и удовлетворенностью результатами полученного им образования. Определены наиболее значимые элементы в структуре полученного образования, отвечающие за удовлетворенность профессиональной деятельностью выпускника.

The article presents the results of an empirical study of the satisfaction of graduates of the Surgut State Pedagogical University of Pedagogical directions with the quality of their education. The results of training are determined (knowledge of tasks and problems of professional activity readiness for independent professional activity, compliance of the formed competencies and professional activity, compliance of the obtained theoretical knowledge and practical skills, personal qualities with the requirements of the labor market) that affect the satisfaction with the professional activities of teachers. Spearman's rank correlation coefficient is calculated to determine the strength of the relationship between the graduate's satisfaction with his professional activity and satisfaction with the results of his education. The most significant elements in the structure of the received education that are responsible for the satisfaction with the professional activity of the graduate are identified.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее образование, удовлетворенность качеством образования, выпускники.

KEY WORDS: satisfaction with the quality of education, teachers, graduates.

ВВЕДЕНИЕ. Исследование удовлетворенности выпускников качеством полученного образования является для вуза важным показателем эффективности его деятельности, его результаты ложатся в основу управленческих решений университета, разработку стратегии развития. Этот аспект рассматривается как субъективная оценка получателя (выпускника) образовательной услуги.

Для руководства вуза результаты исследования удовлетворенности выпускников являются эффективным инструментом обратной связи, который позволяет увидеть скрытые проблемы в системе управления образовательной программой на всех уровнях (кафедра, факультет, институт и др.). Результаты социологических исследований удовлетворенности качеством образования позволяют своевременно реагировать на запросы рынка труда, координировать деятельность структурных подразделений, предлагать востребованные курсы для обучающихся, что ведет к повышению конкурентоспособности будущего выпускника.

ЦЕЛЬЮ статьи является анализ удовлетворенности выпускников педагогических направлений качеством полученного образования в БУ «Сургутский государственный педагогический университет».

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Авторы работ, посвященных исследуемой проблематике, отмечают, что актуальность изучения удовлетворенности выпускников качеством полученного образования связана не только с востребованностью молодых специалистов на рынке труда (один из главных показателей эффективности выпускающего вуза). Она является также показателем социальной стабильности как на региональном уровне, так и общероссийском [3]. Немаловажными для анализа остаются вопросы, посвященные управлению кадровым потенциалом региона, ведь подобные исследования позволяют выявлять системные проблемы региона в социальной и экономической сферах, дисбаланс регионального рынка труда [6]. Одним из ключевых факторов, определяющих удовлетворенность выпускников характеристиками трудоустройства, служит их финансовая успешность [5]. Важным аспектом при оценке удовлетворенности качеством образования выпускников вузов являются психологические особенности обучающихся, их социальные установки и благополучие, которые оказывают непосредственное влияние на отношение к полученной профессии [1, 2].

Выявление корреляционных связей между оценкой качества полученного образования и отдельных его параметров позволяет выделить основные факторы, влияющие на успешность выпускника при трудоустройстве и адаптации к работе, результативность при выполнении трудовых функций. Для образовательной организации эти сведения могут быть полезны для принятия управленческих решений и разработки стратегии поведения на рынке образовательных услуг [4].

В рамках исследования удовлетворенности выпускников педагогических направлений мы предположили, что между уровнем удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и результатами полученного образования (теоретическая и практическая подготовка, сформированные компетенции, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и соответствие личностных качеств требованиям работодателей) существует прямая связь.

Исследование было реализовано в период с 27 апреля по 13 мая 2022 года. Объектами исследования выступили выпускники укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, обучающиеся в БУ «Сургутский государственный педагогический университет» по образовательным программам бакалавриата и успешно прошедшие итоговую аттестацию в 2019-2022 годах (таблица 1).

Опрос проводился методом анкетирования по стандартизированному бланку опроса (разработанн Министерством науки и высшего образования Российской Федерации). Была использована стратифицированная выборочная совокупность, учитывающая соотношение численности выпускников в разрезе направленности, формы обучения и года выпуска. В исследовании приняли участие выпускники в количестве 279 человек, предельная ошибка выборки не превышает 5%. Данные обрабатывались в программе 10.

Таблица 1. Структура опрошенных выпускников педагогических направлений 2019-2021 годов

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование) 36 12,9

Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство) 12 4,3

Педагогическое образование (направленность Иностранный язык) 34 12,2

Педагогическое образование (направленность История и Обществознание) 37 13,3

Педагогическое образование (направленность Математика) 9 3,2

Педагогическое образование (направленность Начальное образование) 33 11,8

Педагогическое образование (направленность Основы безопасности жизнедеятельности) 17 6,1

Педагогическое образование (направленность Русский язык и литература) 26 9,3

Педагогическое образование (направленность Физическая культура) 23 8,2

Психолого-педагогическое образование 6 2,2

Специальное (дефектологическое) образование 46 16,5

Итого ответивших: 279 100,0

Гендерный состав респондентов представлен следующим образом: 86,7% девушек и 13,3% юношей, что отражает специфическую особенность педагогических составов образовательных организаций — преобладание женского коллектива.

Подавляющее большинство опрошенных (91,4%) проживают в регионе, в котором находится вуз. Остальные 8,6% респондентов являются жителями других субъектов Российской Федерации.

В опросе участвовали выпускники вуза, которые окончили освоение последней образовательной программы в 2019-2021 годах.

Среди них большая часть опрошенных (44,4%) завершила обучение в 2021 году (таблица 2).

Таблица 2. Соотношение численности выпускников относительно их года выпуска

Варианты ответов Частота % от ответивших

2019 41 14,7

2020 114 40,9

2021 124 44,4

Итого ответивших: 279 100,0

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При поступлении в БУ «Сургутский государственный педагогический университет» большинством опрошенных (94,3%) была освоена программа среднего общего образования.

Только 5,7% респондентов начинали своё обучение в вузе с имеющимся освоенным средним профессиональным образованием (таблица 3).

Таблица 3. Уровень образования респондентов при поступлении в вуз

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Среднего общего образования 263 94,3

Среднего профессионального образования 16 5,7

Итого ответивших: 279 100,0

Подавляющее большинство (62,7%) участвующих в опросе выпускников не обучается в настоящий период времени. Но следует отметить, что почти треть респондентов (30,5%) всё же обучается на данный момент по программам магистратуры (таблицу 4).

Несмотря на это, преобладающая доля (44,1%) опрошенных пока не определилась в своих намерениях о дальнейшем получении образования (таблицу 5). Четверть выпускников (24%) придерживается позиции не продолжать обучение.

Таблица 4. Получение образования выпускниками настоящее время

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Обучаюсь по программе магистратуры 85 30,5

Обучаюсь по программе бакалавриата / специалитета 19 6,8

Нет 175 62,7

Итого ответивших: 279 100,0

Таблица 5. Планы выпускников по продолжению обучения

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Да, планирую продолжить обучение 89 31,9

Нет, не планирую продолжить обучение 67 24,0

Пока не знаю 123 44,1

Итого ответивших: 279 100,0

Следует учесть, что большая часть респондентов (86,4%) имеет статус трудоустроенных, 64,9,% из которых осуществляют свою профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием. Этот показатель свидетельствует о хорошем качестве подготовки выпускников БУ «Сургутский государственный педагогический университет» и о востребованности направлений подготовки, предлагаемых в университете. Сформированные во время обучения в вузе компетенции позволяют выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и вести активную трудовую деятельность. Среди респондентов присутствует и доля тех, кто до сих пор находится в поиске работы — 10,4% (таблица 6).

Таблица 6. Степень занятности выпускников вуза

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Трудоустроен по направлению подготовки 181 64,9

Трудоустроен, но не по направлению подготовки 60 21,5

Вопрос трудоустройства не решен 29 10,4

Отсутствует необходимость в трудоустройстве 9 3,2

Итого ответивших: 279 100,0

Помимо этого, выпускники вуза положительно оценивают деятельность образовательной организации в вопросе информирования студентов о специфике будущей профессиональной

деятельности (таблица 7). По мнению опрошенных, в процессе обучения их детально проинформировали о проблемах профессиональной деятельности и методике их разрешения (46,6%), они были достаточно ознакомлены с основными задачами будущей профессии (42,7%).

Таблица 7. Выпускники о знакомстве с задачами и (или) проблемами будущей профессиональной деятельности

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Знаком детально с основными задачами (и проблемами) и методами их решения 130 46,6

Достаточно знаком с основными задачами 119 42,7

Знаком, но недостаточно не знаком 30 10,8

Итого ответивших: 279 100,0

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют также об удовлетворенности (75,6%) выпускников качеством образовательной программы, по которой они обучались в университете, так как, по их мнению, она позволяет обучающимся приобрести необходимые компетенции для успешного выполнения трудовых функций (таблица 8).

Таблица 8. Удовлетворенность выпускников компетенциями, сформированными при освоении образовательной программы по направлению подготовки

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Полностью соответствуют 76 27,2

В основном соответствуют 135 48,4

Соответствуют частично 49 17,6

Полностью не соответствуют 9 3,2

Затрудняюсь ответить 10 3,6

Итого ответивших: 279 100,0

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что большинство выпускников вуза (58,4%) всех педагогических направлений вполне подготовлено к самостоятельной профессиональной деятельности, что говорит об удовлетворительном уровне качества полученного ими образования (таблица 9). Готовность выпускников университета к самостоятельной трудовой деятельности свидетельствует о правильно сформированных профессиональных компетенциях и достаточной теоретико-практической подготовке студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Но остаётся и доля респондентов, сомневающихся в своём профессионализме (33%).

Таблица 9. Выпускники о готовности к самостоятельной профессиональной деятельности

Варианты ответов Частота Процент

от ответивших

Да, вполне подготовлен к самостоятельной профессиональной 163 58,4

деятельности

Частично подготовлен самостоятельной профессиональной дея- 92 33,0

тельности

Не чувствую готовности к самостоятельной профессиональной 24 8,6

деятельности

Итого ответивших: 279 100,0

Вследствие готовности респондентов к самостоятельной трудовой деятельности большая часть выпускников не сталкивалась со сложностями при поиске работы, так как полученные ими в образовательной организации практические (75,5%) и теоретические (78,8%) навыки соответствуют требованиям работодателей на рынке труда (таблицы 10 и 11).

Однако часть выпускников выражает свою неудовлетворенность практическими (21,9%) и теоретическими (16,9%) умениями, приобретенными в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 10. Удовлетворенность выпускников качеством приобретенных в вузе практических навыков

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Полностью соответствуют 108 38,7

В основном соответствуют 102 36,6

Соответствуют частично 51 18,3

Полностью не соответствуют 10 3,6

Затрудняюсь ответить 8 2,9

Итого ответивших: 279 100,0

Таблица 11. Удовлетворенность выпускников качеством приобретенных в вузе теоретических навыков

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Полностью соответствует 110 39,4

В основном соответствует 111 39,8

Соответствует частично 42 15,1

Полностью не соответствует 5 1,8

Затрудняюсь ответить 11 3,9

Итого ответивших: 279 100,0

Также опрошенные выпускники отмечают высокий уровень (92,8%) качества личностно-ориентированного образования в вузе (формирование ответственного отношения к будущей профессии, активности, трудолюбия и другие).

Успешная реализация личностного подхода в процессе обучения в университете позволяет выпускникам самореализоваться в профессиональной деятельности, придерживаясь правильным мотивационным и целевым направлениям (таблица 12).

Таблица 12. Выпускники о соответствии своих личностных качеств требованиям, предъявляемым при трудоустройстве

Варианты ответов Частота Процент от от-

ветивших

Полностью соответствует 134 48,0

В основном соответствует 125 44,8

Соответствует частично 15 5,4

Полностью не соответствует 1 0,4

Затрудняюсь ответить 4 1,4

Итого ответивших: 279 100,0

Говоря об удовлетворенности выпускников качеством полученного образования, необходимо учитывать и их удовлетворенность своим профессиональным выбором после выхода на рынок труда. Так, 77,4% выпускников-педагогов считают выбранную ими профессию престижной и перспективной, поэтому выражают высокий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью по профильному направлению подготовки, полученному ими в вузе (таблица 13).

Таблица 13. Удовлетворенность выпускников профессиональной деятельностью по направлению подготовки, полученному ими в вузе

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Полностью удовлетворён 106 38,0

В основном удовлетворён 110 39,4

Частично удовлетворён 34 12,2

Полностью не удовлетворён 14 5,0

Затрудняюсь ответить 15 5,4

Итого ответивших: 279 100,0

Несмотря на удовлетворенность респондентов их трудовой деятельностью, только половина опрошенных (50,9%) довольна уровнем получаемой ими заработной платы (таблица 14). Это может быть связано с небольшим стажем работы, отсутствуем образования более высокого уровня (магистратура и аспирантура), малым количеством часов и отсутствием категории.

Таблица 14. Удовлетворенность выпускников уровнем получаемой заработной платы

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Полностью удовлетворён 46 16,5

В основном удовлетворён 96 34,4

Частично удовлетворён 85 30,5

Полностью не удовлетворён 29 10,4

Затрудняюсь ответить 23 8,2

Итого ответивших: 279 100,0

Одним из факторов, влияющих на заработную плату специалиста, является регион его проживания и уровень жизни в нём. По мнению опрошенных выпускников БУ «Сургутский государственный педагогический университет» специалисты ХМАО-Югры, в целом, они получают достойную оплату труда. Материальное благосостояние выпускников мотивирует их на успешную трудовую деятельность и самореализацию. В среднем, опрошенные респонденты удовлетворены на 55,2% уровнем оплаты труда специалистов в их регионе проживания. Процент неудовлетворенных выпускников равен 39,5% (таблицу 15).

Таблица 15. Удовлетворенность выпускников уровнем заработной платы, которую в среднем получают специалисты в их регионе проживания

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Полностью удовлетворён 56 20,1

В основном удовлетворён 98 35,1

Частично удовлетворён 78 28,0

Полностью не удовлетворён 32 11,5

Затрудняюсь ответить 15 5,4

Итого ответивших: 279 100,0

Таким образом, большинство респондентов (69,2%) считают, что полученное образование в БУ «Сургутский государственный педагогический университет» позволяет реализовать свой профессиональный потенциал в ХМАО — Югре. Эти данные свидетельствуют о востребованности направлений подготовки, предоставляемых в вузе. Всего 6,5% респондентов считает, что на рынке труда в регионе переизбыток специалистов их направленности, для 17,2% полученная профессия малооплачиваемая в регионе их проживания, а 7,2% выпускников не готовы работать в сфере своей профессиональной квалификации (таблица 16).

Таблица 16. Выпускники о востребованности полученного образования

и практических навыков в регионе

Варианты ответов Частота Процент от ответивших

Да, полученное образование позволяют реализовать свой потенциал в регионе постоянного проживания 193 69,2

Профессия востребованная, но малооплачиваемая, для трудоустройства нужен переезд 48 17,2

В нашем регионе переизбыток таких специалистов 18 6,5

Не буду работать по профессии 20 7,2

Итого ответивших: 279 100,0

Определяя удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейший показатель удовлетворенности полученным образованием в целом, нами был проведен корреляционный анализ данных. Полученные в ходе исследования данные были обработаны с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена; расчеты выполнены с помощью программы обработки и анализа социологической и маркетинговой информации Voгtex10. На основе выявленных корреляционных связей можно сделать вывод о том, что существует прямая корреляция средней силы между удовлетворенностью выпускника своей профессиональной деятельностью и удовлетворенностью результатами полученного им образования (таблица 17).

В структуре полученного образования наиболее значимым элементом являются полученные практические навыки (г = 0,662) и теоретические знания (г = 0,656). Также немаловажную роль играют сформированные в ходе обучения компетенции (г = 0,598) и готовность к самостоятельной профессионально деятельности (г = 0,507).

Таблица 17. Матрица корреляций

Результат полученного образования Удовлетворенность выпускника профессиональной деятельностью

Знание задач и проблем профессиональной деятельности 0,369

Соответствие сформированных компетенции и профессиональной деятельности 0,598

Готовность к самостоятельной профессиональной деятельности 0,507

Соответствие полученных практических навыков требованиям рынка труда 0,662

Соответствие полученных теоретических знаний требованиям рынка труда 0,656

Соответствие личностных качеств требованиям рынка труда 0,447

ВЫВОДЫ. Полученные результаты исследования удовлетворенности выпускников педагогических направлений качеством полученного образования позволяют сделать следующие выводы:

1. Выпускники педагогических направлений выражают удовлетворенность содержанием образовательной программы и качеством обучения в университете, которое ориентировано на развитие компетенций и личностных качеств студентов, что отражается в достаточном уровне удовлетворенности полученным образованием (средний показатель удовлетворённости по шести ключевым показателям 75,2%).

2. Положительную оценку качества полученного образования в вузе респонденты подтверждают своей готовностью к самостоятельной профессиональной деятельности, к взаимодействию с университетом не только в качестве обучающихся, но и в качестве работников. Помимо этого, респонденты считают востребованными направления подготовки, предлагаемые вузом, вследствие чего большая часть выпускников трудоустроена в настоящий период времени. Наименьший процент удовлетворенности у выпускников наблюдается по критерию «Уровень получаемой заработной платы».

3. Между удовлетворенностью выпускника своей профессиональной деятельностью и удовлетворенностью результатами обучения по образовательной программе существует прямая средняя связь; наиболее значимым элементом являются полученные практические навыки (г = 0,662) и теоретические знания (г = 0,656).

Литература

1. Ануфриева Н.И., Григорьева Е.И., Каменец А.В. Роль личностных факторов в удовлетворенности образованием выпускников вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 42-46.

2. Брук Ж.Ю., Кухтерина Г.В., Патрушева И.В., Федина Л.В. Благополучие педагогов в условиях инклюзивной трансформации школы // ЦИТИСЭ. 2021. № 2(28). С. 533-542. DOI 10.15350/24097616.2021.2.49.

3. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В., Сульдина О.В. Анализ проблем трудоустройства выпускников педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 2(34). С. 82-87.

4. Переверзева М.В. Профиль удовлетворенности выпускника вуза образовательными программами // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 3(136). С. 112-119.

5. Сущенко А.Д., Кузнецов П.Д., Печенкина Т.Е. Измерение удовлетворенности высшим образованием финансово успешных и неуспешных выпускников // Теория и практика общественного развития. 2019. № 10(140). С. 30-36.

6. Широкова Л.В. Килимова Л.В. Оценка качества высшего образования в управлении кадровым потенциалом региона // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 5(80). С. 136-144.

References

1. Anufrieva N.I., Grigor'eva E.I., Kamenec A.V. Rol' lichnostnyh faktorov v udovletvorennosti obrazovani-em vypusknikov vuzov [Role of personal factors in education satisfaction of university graduates] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 69-1. S. 42-46. (In Russian).

2. Bruk Zh.Ju., Kuhterina G.V., Patrusheva I.V., Fedina L.V. Blagopoluchie pedagogov v uslovijah inkljuz-ivnoj transformacii shkoly [Well-being of teachers in inclusive school transformation] // CITISJe. 2021. № 2(28). S. 533-542. DOI 10.15350/2409-7616.2021.2.49. (In Russian).

3. Kurkina N.R. Starodubceva L.V., Sul'dina O.V. Analiz problem trudoustrojstva vypusknikov pedagog-icheskogo vuza [Problem analysis of pedagogical university graduates employment] // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018. T. 9. № 2(34). S. 82-87. (In Russian).

4. Pereverzeva M.V. Profil' udovletvorennosti vypusknika vuza obrazovatel'nymiprogrammami [Profile of university graduate's satisfaction for educational programs] // Social'naja politika i sociologija. 2020. T. 19. № 3(136). S. 112-119. (In Russian).

5. Sushhenko A.D., Kuznecov P.D., Pechenkina T.E. Izmerenie udovletvorennosti vysshim obrazovani-em finansovo uspeshnyh i neuspeshnyh vypusknikov [Measuring satisfaction with higher education among financially successful and unsuccessful university graduates] // Teorija i praktika obshhestven-nogo razvitija. 2019. № 10(140). S. 30-36. (In Russian).

6. Shirokova L.V. Kilimova L.V. Ocenka kachestva vysshego obrazovanija v upravlenii kadrovym poten-cialom regiona [Assessment of the quality of higher education in the management of personnel potential in the region] // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020. № 5(80). S. 136-144. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.