О. В. ДРОНИНА
аспирант В. Ю. РОГОВ
кандидат экономических наук, доцент
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ
Планирование и реализация долгосрочных инвестиционных проектов являются составляющей стратегического планирования, суть которого состоит в том, что предприятие вместо следования внешним условиям своей деятельности само формирует эти условия, воздействуя на них и тем самым — на свое будущее. Приоритетным направлением инвестиционной политики крупных нефтяных компаний в последние годы стало развитие розничной сети как наиболее перспективного канала сбыта нефтепродуктов. Розничные сети нефтя-ных компаний представляют собой слож-ные бизнес-комплексы, структура кото-рых включает множество обособленных центров прибыли (автозаправочных комплексов).
Одним из инструментов стратегического планирования является бизнес-план, позволяющий решать целый ряд задач, в том числе планирование развития сложных бизнес-комплексов1. Бизнес-планирование как метод оценки эффективности проектов широко применяется в современной практике. Наиболее известной методикой оценки эффективности проектов считается методика Организации по промышленному развитию при ООН (ЮНИДО). Методика ЮНИДО, как и большинство западных методик, основана на моделировании денежных потоков, где в качестве выходных форм рассматриваются стандартные формы финансовой отчетности (баланс, кэш-фло, отчет о прибылях и убытках).
Методика ЮНИДО ориентирована на отбор проектов из большого числа предложений и отличается высокой степенью формализации входных данных. В частности, программа СОМРДР, поддерживающая методику ЮНИДО, основана на единообразии расчетов и отчетности.
Еще один пример широко применяемой методики оценки эффективности долгосрочных инвестиционных проектов — это методика Минэкономики России, изложенная в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования от 31 марта 1994 г. В отличие от методики ЮНИДО она носит менее формализованный и действительно рекомендательный характер. Данная методика в основном используется для разработки бизнес-планов, финансируемых за счет бюджетных средств.
Примером эффективного использования бизнес-планов является система планирования развития розничной сети в подразделении НК «ЮКОС» — ЗАО «Иркутскнефте-продукт». В структуру НК «ЮКОС» входят 17 предприятий нефтепродуктообеспечения, которые управляют крупнейшей в стране розничной сетью из более 1 тыс. автозаправочных станций. Только в состав ЗАО «Ир-кутскнефтепродукт» входят более 140 автозаправочных станций и комплексов.
Приоритетным направлением инвестиционной политики крупных нефтяных компаний в последние годы стало развитие розничной сети, признаваемой, как уже указывалось, наиболее привлекательным каналом сбыта нефтепродуктов. Основу розничной сети НК «ЮКОС» составляли морально и технически устаревшие автозаправочные станции. Повышая конкурентоспособность своей розничной сети, в 2000 г. НК «ЮКОС» начала крупномасштабную программу по реконструкции и модернизации старых автозаправочных станций. При этом основной установкой в программе реконструкции стала динамичность разработки, защиты и выполнения бизнес-планов. Кроме того, одним из основных
О. В. ДРОНИНА, В. Ю. РОГОВ
требований к системе планирования явилась поддержка сложной структуры объекта планирования и возможность одновременного управления множеством элементов этой структуры, которыми в данном случае являлись отдельные автозаправочные комплексы.
Следуя данной установке, НК «ЮКОС» ввела общий стандарт разработки и защиты бизнес-планов для своих подразделений по всей стране, основанный на использовании тестовых таблиц, текст-шаблонов бизнес-плана и специализированной программы Project Expert (разработчик — фирма Pro-Invest).
Корпоративная модель, реализованная в Project Expert, дает обобщенное представление о предприятии, где для решения стратегических задач принимаются во внимание объемы производства и сбыта, величины издержек и другие агрегированные показатели деятельности предприятия. Такая модель называется имитационной, поскольку дает представление о деятельности предприятия, развернутое во времени. Программа Project Expert2, как и методология ЮНИДО, имитирует материальные и денежные потоки на протяжении всего горизонта моделирования.
Важной составляющей программы является возможность моделирования сбыта продукции на основе изменения тенденций рынка и плановых задач по выручке, реализуемая, в частности, с помощью «таблицы пользователя». «Таблица пользователя» — это функ-ция в программе Project Expert, обеспечивающая пользователя инструментами для самостоятельного формирования необходимых ему финансовых отчетов.
Новые автозаправочные комплексы НК «ЮКОС» оборудованы торговыми залами для реализации сопутствующих товаров. Одна из задач проекта бы-ла сформулирована следующим образом: спланировать объем продаж сопутствующими товарами, который бы обеспечивал в начале действия проекта не менее 5% общей выручки автозаправочного комплекса, в конце периода окупаемости проекта — не менее 15%.
Программа позволила решить данную задачу планирования с заданными параметрами с помощью диалогового окна «Таблицы пользователя», где были заданы составляющие расчетного объема продаж (начальный объем продаж и темп роста), которые были рассчитаны с помощью формул. Формулы легко моделируются с помощью мастера формул, в котором предусмотрена связь с другими разделами программы, что позволяет имитировать поведение всего проекта при изменении каких-либо входных параметров. Имитационные возможности программы проверяют жизнеспособность проекта, что позволяет определить его оптимальную модель, способную работать в реальных условиях3.
Техника использования тестовых таблиц, упомянутая ранее, состоит в следующем: имеется универсальный текст-шаблон бизнес-плана, выполненный в текстовом редакторе. В процессе работы в определенные поля вносится информация из тестовых таблиц, которые состоят из вопросов и ответов, полученных разработчиками плана на этапе формирования концепции плана и разработки его оптимальной модели. Поля в текст-шаблоне, вопросы в тестовых таблицах и ответы на них имеют соответствующие друг другу номера. Таким образом достигается максимальное упрощение работы над текстовой частью бизнес-плана.
Приведем пример использования методики тестовых таблиц.
Раздел бизнес-плана
Маркетинговый план по реконструкции автозаправочных станций
5.1. Прогнозируемая рыночная цена. / 5.1,
5.2. 5.3
5.2. Опыт работы на выбранном сегменте рынка.
_________________________________/ 5.4
Вопросы тестовой таблицы к разделу «Маркетинговый план»:
5.1. Какую ценовую стратегию вы выбираете: ориентированную на увеличение объема продаж, завоевание репутации и привлечение наибольшего числа покупателей или на быстрое получение наибольшей прибыли?
5.2. Каким методом при установлении цены вы пользуетесь: затратным, «следованием за конкурентом», затратно-маркетинговым?
5.3. Каковы прогнозы цен на ваш товар (услугу)?_
5.4. Какой опыт работы вы имеете на выбранном сегменте рынка?
Применяя принципы и методы бизнес-планирования, ЗАО «Иркутскнефте-продукт» только в течение 2002 г. ввело в эксплуатацию восемь модернизиро-
ванных автозаправочных комплексов. Положительный опыт этого предприятия подтверждает эффективность системного использования инструментов бизнес-планирования в управлении развитием сложных бизнес-комплексов и, в частности, розничных сетей, структура которых включает сразу несколько центров прибыли (в данном случае автозаправочных комплексов).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Любанова Т. П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии. М., 2001.
2 Project Expert: обоснование стратегических решений // Финансовая газета. 2000.№ 38.
3 Курс для экспертов по системе Project Expert. М., 2002.
Н. В. ЕВСЮНИНА
аспирант
ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Одно из важных условий повышения конкурентоспособности фирм — это нахождение наиболее приемлемых для потребителя способов приобретения и поставки продукции. Чтобы достичь таких результатов, требуется знать содержание процесса поставки и их место в осуществлении оптимальной закупки.
Задачи в этой сфере подразделяются на задачи, носящие информационный характер (определение соответствующих потребностей и исследование рынков сырья, материалов, полуфабрикатов в целях выявления наилучших источников удовлетворения потребительского спроса), и задачи, решение которых направлено на принятие действия и оценку их результативности (подготовка и заключение договоров о поставке продукции и управление процессом заготовки).
Содержание функции закупок заключается в идентификации продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне: поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продукции и услуг, приобретаемых на стороне1.
Перечислим задачи закупочной логис-тики2:
— выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, становятся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятия, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению);
— обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-