18.2. БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Колотушкин Сергей Михайлович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе
Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Лосева Светлана Николаевна, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства
Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: в статье рассматриваются концептуальные вопросысоздания глобальных систем биометрической регистрации человека. Подобная система как в России, так и за рубежом направлена на решение задач, прежде всего, в правоохранительной деятельности. Кроме того, единая система биометрической регистрации может быть реализована в интересах широкого спектра социальных проблем, касающихся миграционных процессов, паспортно-визовой деятельности и в других сферах. Самостоятельной темой является создание нового поколения документов, удостоверяющих личность человека на основе биометрических технологий. В данной области требуется координация усилий разных стран, в том числе и в разработке стандартов биометрических технологий, и в обосновании общих требований к структуре и качеству регистрируемой информации.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, биометрическая регистрация, технологии, дактилоскопия, габитоскопия, геномная регистрация.
BIOMETRIC TECHNOLOGIES IN LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY: INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE
Kolotushkin Sergey M., doctor of law, Professor, Chief researcher of the center for the study of problems of management and organization of execution of sentences in the penal system
Place of employment: PKU Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia
Loseva Svetlana N., Senior researcher of the Department study of domestic and foreign experience, history of UIS, the comparative analysis of penal law
Place of employment: PKU Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia
Abstract: the article considers conceptual issues of creation of global systems of biometric registration of a person. A similar system both in Russia and abroad is aimed at solving problems, primarily in law enforcement. In addition, a single system of biometric registration can be implemented in the interests of a wide range of social problems related to migration processes, passport and visa activities and in other areas. The independent theme is the creation of a new generation of identity documents based on biometric technologies. In this area, coordination of efforts of different countries, including in the development of standards for biometric technologies, and in justifying general requirements for the structure and quality of the information to be recorded is required.
Keywords: law enforcement activity, biometric registration, technologies, fingerprinting, gabitoscopy, genomic registration.
Исследования, проведенные в последние годы в различных областях знаний, касающихся медицины, биологии, биомеханики, психофизиологии, биохимии и других наук дали толчок в обосновании технологий, методов и средств биометрической регистрации человека. Важно отметить, что современные взгляды на информационное обеспечение оперативно-розыскной и следственной деятельности неразрывно связаны с развитием и внедрением новых как биометрических, так и информационных технологий. В целом, биометрические технологии достигли такого уровня, который отвечает требованиям правоохранительных органов. Это, во-первых, объективность фиксации индивидуализирующей информации о человеке, во-вторых, -оперативность (быстрота) ее получения, фиксации и использования, в-третьих, возможность накопления и проверки биометрической информации в больших
массивах (десятки и сотни миллионов объектов). В качестве основных направлений в биометрической информации рассматриваются такие направления как дактилоскопия, габитоскопия, геномная информация, радужная оболочка глаза и другие.
Биометрия как система знаний, технологий и вида деятельности объединяет широкий круг вопросов - правовых, технических, методических и организационных.
Здесь важно отметить, что правовые проблемы касаются, в первую очередь, полноценной нормативной правовой базы для обеспечения широкого внедрения биометрической регистрации в сферу правоохранительной деятельности. В настоящее время указанные проблемы находят свое решение, и мировое сообщество и отдельные государствакоординируют эту деятельность в разработке стандартов биометрических технологий, в обосновании единых требований к со-
Колотушкин С. М., Лосева С. Н.
БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
держанию и качеству регистрируемой информации. В тоже время, следует признать, что не все проблемы еще решены, а решение целого ряда вопросов требует тесного взаимодействия и координации правоохранительных органов разных стран.
Проблема правового обеспечения использования биометрических технологий идентификации личности в правоохранительной сфере уже была отмечена в решениях международных организаций. События, связанные с международным терроризмом, неконтролируемой миграцией, ростом международной организованной преступности послужили бурному развитию биометрических технологий идентификации личности, что нашло отражение в международных нормативно-правовых документах. Так, государства-члены ООН приняли программу, предусматривающую изготовление новых идентификационных документов, удостоверяющих личность человека. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1373, направленную на усиление мер против фальсификации паспортов[1]. В результате этой резолюции был разработан ряд мер по обеспечению высокого уровня защиты от подделки документов, удостоверяющих личность, а также были выработаны международные стандарты выдачи, обработки и регистрации проездных документов. Эти стандарты направлены на недопущение подделки документов, удостоверяющих личность.
Европейская Комиссия обязала все страны-члены Европейского Союза (ЕС) получать, обрабатывать и хранить биометрические данные о лицах, получающих визы или разрешения на жительство. В современной Европе реализованаединая система биометрической регистрации, направленная на унификацию и интеграцию эмиграционных систем стран-членов ЕС. В настоящее время примерно в 100 странах мира (из них 18 стран - членов ЕС) введены идентификационные карточки, удостоверяющийличность человека.
В ряде законодательных актов США урегулированы вопросы использования биометрических данных человека как инструмента идентификации его личности. Так, например, Государственный закон США 107-56 «Антитеррористический закон США»[2] обращает внимание на необходимость применения специальных средств для обеспечения безопасности организаций, занимающихся поддержанием правопорядка для предотвращения террористических актов. Этот закон требует использовать отпечатки пальцев для проверки сведений об уголовных преступлениях лиц, желающих получить визу США. Государственный закон США 10771 «Повышение безопасности полетов при помощи новейших технологий» [3] предписывает использовать новые технологии, такие как биометрия, для повышения безопасности полетов. В частности, он предлагает исследовать возможности применения биометрии для идентификации личности сотрудников служб охраны правопорядка, которые имеют доступ в зону безопасности аэропортов; усиления контроля доступа в авиадиспетчерские пункты; включения биометрических параметров в лицензию пилотов; использования биометрических параметров (например, голоса) для анализа уровня стресса с целью выявления лиц, которые могут представлять опасность и т.д. Государственный закон США 107-173 «Закон об усилении защиты границ и визовой реформе» [4] требует использовать биометрические параметры в паспортно-визовых и проездных документах. В законе предусматривается, что упомя-
нутые документы будут считываться специальными устройствами. Биометрические считывающие устройства должны быть установлены в пограничных пунктах США, для обеспечения условий получения биометрических образцов. Также закон содержит требование для стран, имеющих соглашение с США о безвизовом режиме въезда, внести в паспорта их граждан биометрические данные
В Российской Федерации также предпринимаются шаги по созданию нового поколения паспортно-визовых документов, в которых планируется использовать биометрические технологии для идентификации личности. Здесь важно подчеркнуть, что концепция государственной системы паспортно-визовых документов предусматривает следующие элементы ее реализации:
- совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина при автоматизированном накоплении, хранении и обработке персональных данных;
- применения биометрических технологий для изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения;
- заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам взаимного признания паспортно-визовых документов, основанных на биометрической информации и международного информационного обмена содержащейся в них информацией;
- организация взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, на основе создания и развития единого информационно-аналитического учета.
Вместе с тем, зарубежный и отечественный опыт разработки и внедрения методов биометрической регистрации показал, что у нее есть не только сторонники, но и противники, считающие биометрические информационные системы средством тотального контроля за личностью со стороны государства и нарушением конституционных гражданских свобод. Эта обеспокоенность определенной части правозащитников связана с риском нарушения со стороны государственных и негосударственных структур естественного права человека и гражданина на конфиденциальность.
Подобного рода опасения связаны с массовым распространением дистанционных (бесконтактных) систем регистрации биометрической информации человека. Это касается, в частности, с повсеместным внедрением систем видеонаблюдения. Считается, что каждый лондонец попадает в зону разнообразных систем видеонаблюдения не менее 300 раз за сутки, житель Москвы - не менее 130 раз в сутки. По существу, сеть комплексов видеонаблюдения становится инструментом глобального скрытого наблюдения.
Важным вопросом в полемике «за» и «против» биометрической регистрации является оценка характера сбора, хранения и обработки персональных данных, которое предполагает добровольное, обязательное и принудительное участие человека в необходимых процедурах. Кроме того, обязательная биометрия порождает множество правовых проблем возможность со стороны государства негласного сбора данных о гражданах без их согласия. Как в России, так и за рубежом, решение подобных вопросов требует четкого обоснования в разграничении интересов личности и государства.
По мнению авторов, получение биометрической информации может быть связано с нарушением конституционных прав граждан на личную и семейную тайну. Например, создание баз данных геномной регистрации
могут затрагивать права человека на медицинскую тайну, тайну усыновления и на семейную тайну.
В подобных дискуссиях важно обоснование взвешенных, компромиссных решений, когда противопоставляются современные достижения науки, интересы государства в борьбе с организованной и технически оснащенной преступностью, а также законные права человека и гражданина. Исторические сложилась ситуация постоянного выбора между методами борьбы с преступностью ивзвешенными и урегулированными законом отступлениями в сфере конституционных прав и свобод человека.
Важно отметить, биометрические базы данных могут широко использоваться не только в правоохранительной деятельности, но и сфере персональных данных различных ведомств (пенсионного фонда и фонда медицинского страхования, налоговых и паспортно-визовых органов). Следует отметить, что в настоящее время базы данных различных ведомств, фондови органов достаточно разобщены и имеют серьезные отличия в принципах, технологиях и организациисбора, накопления и использования баз данных информационных массивов. С целью унификации подобной информации и ее совместимости в интересах разных ведомствпредлагается создание единого государственного регистра населения, мигрантов, лиц без гражданства, а также граждан других стран, перемещающихся по территорииРоссийской Федерации. Данный регистр может содержать единый комплексный биометрический идентификатор персональных данных человека.
Важно отметить, что многоес технологических позиций и правовой регламентации использования биометрической регистрации в деятельность правоохранительных органовуже сделано. Процессы, проходящие в современной России, дают основания надеяться, что комплекс задач по внедрению технологий биометрической регистрации будет успешно решен уже в ближайшие годы.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,15%.
Список литературы:
1. Резолюция № 1373 (2001), принятая 28 сентября 2001 года на заседании Совета Безопасности ООН. -http://www.un.org. - 11.01.2008.
2. Антитеррористический закон США; Государственный закон США 107-56 - http://www.frwebgate.access.gpo.gov. -21.03. 2018.
3. Повышение безопасности полетов при помощи новейших технологий; Государственный закон США 107-71 -http://www.frwebgate.access.gpo.gov. - 21.10. 2004.
4. Закон об усилении защиты границ и визовой реформе; Государственный закон США 107-173 -http://www.frwebgate.access.gpo.gov. - 21.10. 2004.
5. Сыромля Л.Б. О материальных следах как основном источнике криминалистичеки значимой информации на месте дорожно-транспортного происшествия //Проблемы экономики и юридической практики - 2017 - № 5: С. 162-165.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью, подготовленную Колотушкиным С.М. и Лосевой С.Н. на тему: «Биометрические технологии в правоохранительной деятельности: международный и отечественный опыт»
Представленная на рецензирование рукопись научной статьи, выполненная главным научным сотрудником ФКУ НИИ ФСИН России, доктором юридических наук, профессором С.М. Колотушкиным и старшим научным сотрудником ФКУ НИИ ФСИН России С.Н. Лосевой, посвящена одной из актуальных проблем в деятельности правоохранительных органов - созданию единой и обязательной системы биометрической регистрации. В связи с этим актуальность и научная новизна статьи, выполненной авторами на тему: «Биометрические технологии в правоохранительной деятельности: международный и отечественный опыт» не вызывают сомнений.
Авторы статьи, на основе проведенного анализа научной и юридической литературы, подробно освещают такие важные аспекты как обоснование технологий, методов и средств биометрической регистрации человека. В статье отмечается, что современные взгляды на информационное обеспечение оперативно-розыскной и следственной деятельности неразрывно связаны с развитием и внедрением новых как биометрических, так и информационных технологий.
Следует согласиться с мнением авторов, что в целом, биометрические технологии достигли такого уровня, который отвечает требованиям правоохранительных органов. Это, во-первых, объективность фиксации индивидуализирующей информации о человеке, во-вторых, оперативность (быстрота) ее получения, фиксации и использования, в-третьих, возможность накопления и проверки биометрической информации в больших массивах (десятки и сотни миллионов объектов). В качестве основных направлений в биометрической информации рассматриваются: дактилоскопия, габитоскопия, геномная информация, радужная оболочка глаза и другие.
Биометрия как система знаний, технологий и вида деятельности объединяет широкий круг вопросов - правовых, технических, методических и организационных.
Особый научный и практический интерес представляют выводы и рекомендации авторов статьи о структуре и правовой регламентации системы биометрической регистрации в России. В качестве практической значимости научной статьи следует отметить то, что рекомендации данные авторами могут быть использованы в ведомственной образовательной системе при подготовке и повышении квалификации кадров в сфере криминалистической регистрации.
В рамках рецензирования научной статьи проведен анализ содержимого статьи информационно-аналитической системой «Антиплагиат», оригинальность текста составила 91,15 процентов, что является высоким показателем оригинальности статьи.
Таким образом, статья соответствует тематике и требованиям, определенным редакционной коллегией научного журнала «Проблемы экономики и юридической практики», является актуальной и обладающей новизной, имеет теоретическое значение для науки уголовно-исполнительного права и ее выводы могут быть использованы практическими работниками.
Вывод: статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
главный научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России
доктор юридических наук, доцент
И.В. Дворянсков