ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2010. № 4
ВЕДЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
Л.М. Григорьева, аспирант кафедры периодической печати факультета
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОВРЕМЕННЫХ
ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛАХ
В центре внимания статьи находятся современные журналы, специализирующиеся на биографиях знаменитых людей. Отмечены как общие тенденции этого сегмента рынка периодической печати, так и особенности отдельных изданий. Также здесь дается характеристика биографического метода: история его развития и применение в науке и журналистике. Анализируются основные биографические источники, рассматриваются способы создания биографий, использованные современными журналистами.
Ключевые слова: биография, журнал, известные люди, жизнь, метод.
The main topic of this article is modern magazines specializing in biographies of famous people. The author notes general tendencies of this segment of the market of the press and characteristics of certain periodicals. Also there is description of the biographical method: its history of development and its application in the science and journalism. In addition the author analyzes main biographical sources and different ways of creation of biographies.
Key words: biography, magazine, famous people, method.
Биографические журналы на рынке периодической печати
Людям издавна интересны тексты о ярких, выдающихся людях, и на современном рынке СМИ нет недостатка в изданиях о знаменитостях. В основном, это глянцевые журналы, такие как "7 дней", "Hello", "ОК" и множество других. Однако за последние несколько лет возросло количество журналов, в которых тема известных людей подана в особом ракурсе — в форме биографии. Такие издания отличаются от обычных celebrities-журналов. Материалы в этих журналах нацелены не столько на описание события, ситуации из жизни звезд, сколько на создание целостного, многогранного образа человека. У них и другая периодичность: они не еженедельные, а ежемесячные. К таким изданиям относятся "Караван историй", "Коллекция Каравана историй", "Имена", "Биография", "Story", "Интервью". Одни из них уже закрепили свои позиции на рынке (например, "Караван историй"), другие появились сравнительно недавно (первый номер "Story" вышел в октябре 2007 г., а "Интервью" — в январе 2008 г.). Подобных журналов стало так
много, что их можно выделить в отдельный тип "популярно-биографических" изданий.
Эти журналы объединены общей биографической тематикой, но у каждого из них свои особенности. Например, "Имена" — это глянцевый ежемесячник со слоганом "Люди, судьбы, времена", выходящий под маркой журнала "Отдохни!". В нем представлены эксклюзивные публикации, которые позволяют читателю прикоснуться к жизни людей, известных всему миру. В каждом номере есть снимки из личных архивов знаменитостей, красочная фотогалерея звездных нарядов. Последние страницы издания посвящены юбилярам месяца: там публикуются их краткие биографические справки с фотографиями.
На сайте журнала "Story" размещено письмо главного редактора Владимира Чернова, которое отражает концепцию этого издания: "Отчасти, наш журнал можно отнести к разряду биографических, поскольку в нем содержатся не только рассказы о жизни известных людей, но и биографии замечательных вещей, и даже уникальных идей. Но это лишь внешняя примета. Нас интересуют не столько выдающиеся люди, сколько выдающиеся жизни. Слом, поворот, переворот, после которого все и началось. Энергетика этого слома, количество потраченных духовных и физических сил, нравственные и моральные потери, драма. Нас интересует наука жить. И искусство жить. И та магия, талант, парадоксальность поведения, неожиданность стиля жизни, которые и делают человека знаковой личностью..."1. Рекламный лозунг "Story" — "Обыкновенные судьбы необыкновенных людей". Этот журнал и по стилю письма, и по дизайну напоминает книгу. Содержание оформлено в виде глав, названия рубрик нестандартны ("Детский лепет", "Кардиограмма", "Отпечатки" и т.д.), кроме фотографий присутствуют оригинальные рисунки и коллажи, язык материалов образный. Во вступлении к первому номеру этого издания главный редактор так объяснил эту особенность: "У нас получился журнал для чтения. Может быть, потому, что мы — книжные дети"2.
0 журнале "Биография" на официальном сайте написано так: «"Каждая жизнь — история". В этих словах — наш принцип работы, наше отношение к тому, о чем мы рассказываем нашим читателям. Журнал Gala Биография выходит с ноября 2004 года. Наш журнал — это коллекция уникальных интервью и захватывающих историй из жизни знаменитых людей: актеров и писателей, королей и авантюристов, политиков, художников и музыкантов. Разные эпохи, страны, добро и зло переплетаются в один удивительный
1 Письмо главного редактора // Официальный сайт журнала "Story". http:// story.ru/content/view/1/12/lang,ru/
2 Чернов В. Итак, мы начинаем... // Story. 2007. № 1. С. 4.
мир, в котором каждая жизнь — неповторима, а каждая личность оставляет след в истории. Все статьи основаны на фактическом материале, содержат уникальные фотографии из личных архивов знаменитостей»3.
В этом журнале тоже есть биографии не только людей, но и вещей и даже отелей. Отличительная черта журнала — истории жизни в фотографиях, которые размещаются в рубриках "Семейный фотоальбом" и "Фотобиография".
Героями современных жизнеописаний чаще всего становятся деятели шоу-бизнеса, спорта, искусства, культуры, науки. На страницах таких журналов, как "Имена", "Караван историй", "Биография", "Story", "Интервью" рассказывается о жизни не только наших современников, но и о выдающихся личностях прошлых лет. Однако биографии знаменитостей прошлого занимают обычно не более 25% от всех публикаций. Им может быть посвящена отдельная рубрика, например, в журнале "Биография" — "Легенды 20 века", в "Именах" — "Времена", а в "Интервью" — "Кумиры прошлого".
Нередко известные люди сами повествуют о событиях своей жизни и собственных чувствах, публикуют воспоминания, автобиографии. Например, в журнале "Коллекция Каравана историй" есть специальная рубрика "Проза звезд", где можно прочитать биографические рассказы знаменитостей.
Особенности биографического метода
Отметим, что понятие "биографический метод" употребляется в двух смыслах. Во-первых, это путь познания жизни социума на определенном этапе его развития через биографии людей соответствующей эпохи. Во-вторых, это документальное отображение жизненного пути человека с целью изучения его личности. Во втором случае для создания биографий используются такие известные методы журналистики, как интервью, анализ документов, наблюдение и т.д. Исходя из этого биографический метод не может быть поставлен в один ряд с этими методами: он шире и включает их в себя.
Когда речь идет о человеке, его личности и судьбе, то неминуемо приходится сталкиваться именно с ним. Биографическим методом пользуется большинство гуманитарных наук, особенно социология, психология и литературоведение. Социологи определяют его в рамках качественной исследовательской стратегии как метод, направленный на выявление уникальности индивида, особенностей и закономерностей его развития в контексте его биографии.
3 Журнал "Биография" // Официальный сайт издательства Gruner + Jahr AG & Co KG. http://www.guj.ru/ru/products/galabiography/
Наряду с наблюдением и экспериментом этот метод относится к эмпирическим методам, основной целью которых является сбор информации. В 1918—1920-х гг. чикагским социологом В. Томасом и его коллегой из Польши Ф. Знанецки биографический метод активно использовался в масштабном исследовании жизни польских крестьян в Европе и Америке. Потом этот метод был почти забыт наукой. Его низкий статус в социологии прежних лет был обусловлен субъективностью, описательностью и неточностью, а также невозможностью статистической обработки полученного биографического материала. Но с другой стороны — адресованность большому количеству людей, внимание к отдельным деталям дают возможность более близкого контакта исследователя и читателя. Сейчас в социологии по-прежнему существует стереотип по поводу "недостаточной научности" биографического метода. Однако все больше исследователей делают акцент на его огромном потенциале: он как никакой другой позволяет соприкоснуться с глубинами и тайнами внутреннего мира человека, дает возможность увидеть человеческую жизнь в динамике.
В 1910 г. вышла в свет работа З. Фрейда "Леонардо да Винчи", которая является первой психоаналитической биографией. Современные психологи также активно применяют биографический метод в своих исследованиях. Н.А. Логинова — автор диссертации "Биографический метод в психологии и в смежных науках" — выявляет характерные черты биографического метода. Среди них: "жизненность — факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать; синтетичность — стремление к многостороннему и целостному охвату жизни человека во множестве факторов, определяющих ее течение и направленность; интимность — освещаются не только объективные аспекты жизни, но и внутренние переживания и мысли, которые обычно скрыты от окружающих" [цит. по: Соловьев, 2002, с. 19]. Также Логинова утверждает, что объект биографического метода — жизненный путь личности — историчен по своей природе и что с помощью этого метода можно установить генетические связи между фазами жизни.
В XIX в. крупный французский критик Ш.-О. Сент-Бёв ввел термин "биографический метод" в литературоведение. Этого представителя романтизма интересовала прежде всего творческая индивидуальность писателя. Ее раскрытию послужили его многочисленные критические материалы, среди которых преобладают психобиографические портреты — принципиально новый жанр критики. Сент-Бёв полагал, что определяющую роль в литературной науке играет изучение личности и ее выражения в творчестве, поэтому делал акцент именно на биографические моменты. Лите-
ратурная деятельность Сент-Бёва имела огромное значение для истории литературной критики, стимулируя широкий интерес общественности к жизни творческих людей.
Природа жизнеописания как научно-творческого процесса и как его результата еще изучена не до конца. Немало теоретических вопросов создания биографий до сих пор остаются дискуссионными, хотя их обсуждение, начатое в XIX в., продолжалось на всем протяжении XX в. Многие исследователи склоняются к мнению, что биографический текст принадлежит одновременно миру науки и миру искусства, сочетая в себе элементы научного анализа с художественными средствами. При этом биографический метод является комплексным: он обращается к отдельным приемам разных наук о человеке. "Научное творчество биографа имеет междисциплинарный характер, но в зависимости от того, кто становится его героем, методологическое значение одной или нескольких дисциплин может возрастать" [Лосиевский, 1998, с. 373].
На современном этапе в изучении человеческой жизни можно выделить два подхода: описание и объяснение. Биографическое описание направлено на подробное и тщательное воссоздание картины человеческой жизни, событий и фактов в жизни человека, иногда в ущерб логике. В описании содержится многообразие форм представления человека, его темперамента и характера, интересов и увлечений, отношений с окружающими людьми и т.д. Описание может иметь и "лоскутный" характер, отражая различные грани человеческой индивидуальности. Каждый эпизод имеет значимость, так как жизнь человека состоит из эпизодов. Поэтому задача того, кто занимается описанием, — максимально полная и точная фиксация всего, что происходит в жизни, не упуская никакой детали.
Биографическое объяснение организовано уже по другим принципам. В объяснении главное — выявить логику, взаимосвязь событий, выстроить из них цепочку. А.Л. Валевский предлагает при биографическом объяснении учитывать следующие моменты.
1. Исследователь имеет дело с уже свершившимися событиями, где действия объективных причин и субъективных мотивов для самого персонажа в момент совершения действия были слиты.
2. Поведение индивидуального человека менее детерминировано, нежели поведение социальной группы, класса, поколения.
3. Оно принципиально не завершено, и завершить эту деятельность мы никогда не сможем.
4. Биографическое объяснение неповторимо, так как его невозможно выполнить на основе списка методических рекомендаций и обязательных условий, каким обязан следовать всякий биограф.
Поскольку журналистика напрямую связана с людьми, она не могла не обратиться к биографическому методу. Однако в отличие
от научной деятельности, где он обычно применяется для изучения определенной группы людей, журналистику интересует прежде всего история жизни отдельного человека. А.А. Тертычный отмечает ряд целей, которые могут быть достигнуты с помощью биографического метода4:
1. Изучить через призму индивидуального опыта отдельных людей или семей динамику общественных явлений, норм, ценностей. Такая информация особо значима в переломные моменты жизни общества, поскольку именно биография отдельного человека может служить типичным проявлением определенных социальных процессов.
2. Выявить через степень участия героя публикации в тех или иных событиях масштаб его личности, сделать выводы о его характере, самосознании, ценностных ориентациях, таланте, профессиональном опыте, найти "принцип" данной индивидуальности, открыть "закон", определяющий образ его жизни.
3. Помочь объяснению (через показ тенденции развития личности) сегодняшней социальной позиции, действий героя и достигнутых им результатов.
Результативность применения биографического метода во многом зависит от того, насколько полно использованы потенциальные источники, из которых нужно извлечь наиболее ценную информацию.
Основные биографические источники
Исследователь Ш. Бюлер считает, что в практической деятельности биограф использует три разновидности источников:
— сам герой будущей публикации: полученные от него данные самонаблюдения;
— окружающие: родственники, друзья, сотрудники, знакомые и т.д.;
— источники в узком смысле слова, т.е. вещественные и письменные свидетельства о жизненном пути, о среде развития, о внутреннем мире, а также продукты творчества.
Самые лучшие биографии получаются тогда, когда журналист лично знаком с тем, чью жизнь описывает, может наблюдать за поведением этого человека, быть свидетелем каких-либо его поступков. Это позволяет обогатить материал авторскими впечатлениями, указать на какие-то тонкие детали во внешности или характере героя, которые могли ускользнуть от других людей.
В этом плане написать качественную биографию героя прошлого поколения труднее, чем создать портрет современника, ведь в первом случае у журналиста нет возможности лично изучать ге-
4 См.: Тертычный А.А. Через призму биографии // Журналист. 2006. № 8. С. 57.
роя и наблюдать за ним в каких-либо ситуациях. Из-за этого может возникнуть путаница с фактами, так как некоторые из них уже никак нельзя проверить на достоверность. Например, в одной из публикаций журнала "Биография" можно прочитать такие строки: "В истории взаимоотношений Антуана де Сент-Экзюпери и Кон-суэло Сандоваль так много противоречивых фактов, что порой совершенно невозможно понять, что из этого правда, а что — вымысел"5. Автор материала приводит разные мнения с указанием на источники и делает вывод, что, скорее всего, истина находится где-то посередине. В.С. Барахов в книге "Искусство литературного портрета" также поднимает эту проблему. «Образы выдающихся деятелей прошлого, прежде чем дойти до современников, претерпевают иногда серьезные изменения. Каждое поколение вносит свои штрихи в портрет известного человека, которые часто не приближают нас к правильному представлению о его личности, а отдаляют от него. В результате многолетних наслоений реальный человек превращается в "условность", теряет свои жизненные контуры или нередко канонизируется, становится чересчур плакатным, бестелесным, похожим на икону» [Барахов, 1976, с. 20].
Теперь охарактеризуем основные вещественные, документные источники биографической информации. К ним относятся автобиографии, дневники, письма.
Автобиографии
В них автор сам описывает свою жизнь, т.е. является своим собственным историком. Для автобиографии характерно стремление к осмыслению жизни как целого, определение ее связности и направленности. В основе лежит положение, что субъективные факты жизни человека открыты только самонаблюдению.
Автобиографии различают по содержанию: в одних предпочтение отдается внешним, объективным событиям и фактам, анализируется их роль в жизни человека, обращается особое внимание на поворотные моменты в истории личности. В других описываются переживания автора, его оценки и мотивы поступков. Для выполнения этой задачи необходима высокая степень самопознания и чистосердечия.
Выявляют следующие виды автобиографического повествования: хроника, самооправдание, исповедь, самоанализ. Автобиографии можно также разделить на устные и письменные, написанные по заказу или по внутреннему побуждению.
Устные истории являются разновидностью интервью, когда на основе установления эмоциональных отношений осуществляется
5 Викторов А. Я хочу вас навечно // Биография. 2009. № 3. С. 33.
сообщение истории жизни. Устная история понимается как процесс сбора (чаще всего с помощью диктофона) воспоминаний, описания или интерпретации событий из прошлого, которое представляет историческую значимость.
Письменные автобиографии — попытка автора воспроизвести в письменной форме свои воспоминания о прожитой жизни. Автор имеет возможность воспроизводить большие промежутки времени и возможность переместиться назад.
Автобиографии, написанные не по заказу, гораздо труднее получить и они требуют более сложных процедур для обработки.
К автобиографическим источникам по заказу можно отнести официальные документы, которые содержат информацию об этапах жизненного пути человека. Они требуются при устройстве на работу и не содержат богатого фактического материала.
Дневники
Дневники относят к документам личного характера, которые ведутся в форме ежедневных или периодических записей. Для дневника характерны искренность повествования, обращенность к событиям личной жизни и фиксации того, что пережито. Личные дневники используют как источник сведений, позволяющий проникнуть в глубины души человека, понять его интимные переживания. Ценность дневников как биографических источников очень высока. В них преимущественно затронута эмоциональная сторона отношений и состояний, дневниковые записи обычно бывают достаточно подробными. Так как дневники чаще всего пишутся добровольно, то им присуща достоверность. Но исследователь, изучающий дневники, может столкнуться с рядом трудностей. Дневник как материал имеется в единственном экземпляре, поэтому его трудно получить. Люди отражают в нем самые сокровенные чувства, поэтому не всегда готовы поделиться этой информацией. Бывает так, что в дневниках раскрывается не реальный, а желаемый образ "Я" (особенно в юности), описаны мечты и представления о себе в будущем, поэтому некоторые аспекты развития человека приобретают гипертрофированный характер. Кроме того, дневник не является источником изучения целостного развития личности, так как содержит информацию только об отдельных этапах и аспектах этого развития.
Письма
В качестве источника информации для создания биографии можно также использовать письма героя. Они являются важнейшим документом, свидетельствующим о жизни индивида. Как личный
документ письма отличаются следующими характерными чертами: относительной краткостью; ограниченностью и фрагментарностью затрагиваемых тем; разнообразием жанров и стилей. Эпистолярные источники можно разделить на частные письма, которые адресованы близким людям, и публичные — направленные в различные организации, административные инстанции, официальным лицам. В процессе анализа писем возможны искажения и недостаточная ясность, поэтому необходимо сочетать его с использованием других источников информации.
Методы исследования биографических источников
Наиболее распространенным методом получения сведений для биографии является интервью. Рассмотрим несколько его видов [Мещеркина и др., 1994, с. 24—27].
Лейтмотивное интервью осуществляется на основе опроса исследуемых по определенным темам, позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности на протяжении разных периодов биографии. Достоинством лейтмотивного интервью является возможность углубленного изучения отдельных жизненных тем, более структурированного подхода в получении информации. К недостаткам этого вида интервью следует отнести возможное блокирование информации, вследствие акцентирования внимания на определенных темах, недостаток внимания к другим аспектам или их игнорирование. Необходимо предварительно собрать информацию, позволяющую иметь общие представления о человеке, его типе жизненного пути. Целесообразно начинать разговор с наиболее приятных для человека тем, например, воспоминаний детства. После установления контакта можно переходить к наиболее интересным моментам биографии и этапам жизненного пути. Следует уделить внимание уяснению предыстории, процесса становления какого-то явления.
Нарративное интервью: как только достигнут доверительный и расслабленный климат в разговоре, информанта просят подробно рассказать свою историю жизни по собственным критериям, но придерживаясь хронологии событий. На первом этапе рассказа интервьюер прислушивается с частично участвующим, но несколько отстраненным интересом и пытается поддержать рассказчика с помощью кивков и междометий. Одобрения или комментарии для этой фазы считаются даже вредными, поскольку они отвлекают опрашиваемого от рассказа о собственной истории. Как только герой прекращает рассказывать о своей жизни и только сообщает информацию или предается аргументированию или оценке, интервьюер должен попытаться снова подтолкнуть его к рассказу.
Средствами для этого служат вопросы типа: как это развивалось дальше? и т.д. Как только информант заканчивает повествование, интервьюер расспрашивает об отдельных, оставшихся неясными, моментах, но так, чтобы по возможности побудить героя к новым рассказам.
Главный смысл этих правил в том, чтобы получить от человека именно рассказ, а не сообщение, аргументы или резоны. Это позволяет сохранить документальное содержание истории жизни и достичь соответствия рассказа тому, что и как было в то время. Таким образом, нарративное интервью — это свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий, удивлений, которые стимулируют или поддерживают нить разговора.
Фокусированное интервью ориентировано на получение информации об одной жизненной ситуации. Вопросы лишь углубляют или расширяют выделение этой ситуации, наполняют ее дополнительным содержанием.
Особенность открытого интервью в том, что при нем интервьюер выглядит как любопытный знакомый, который — по типу повседневного разговора — задает наводящие вопросы, периодически вставляя небольшие истории из собственного жизненного опыта.
Текстовые особенности биографий в глянцевых журналах
Термин "биография" в переводе с греческого означает жизнеописание. Он образован от двух греческих слов: bios — жизнь и grapho — пишу. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова биография определяется как описание чьей-нибудь жизни. Первые биографические тексты начинают появляться в V—IV вв. до н.э. в Древней Греции. С тех пор жизнеописания не теряют своей популярности: их всегда интересно читать, поскольку при этом перед глазами встают целостные, выразительные образы разных людей. Что же характерно для биографических текстов современных глянцевых журналов?
Во-первых, применение разных типов композиции. Нередко встречается хроникальное построение материала, когда события излагаются во временной последовательности. Текст также может быть разделен на логические рубрики. Еще один вариант — эссе-истская композиция, которая основана на ассоциативных связях и образных обобщениях. Такая форма построения материала считается наиболее выразительной, так как она эффективно воздействует
на читателя не только на сознательном, но и на эмоциональном уровне. Чаще всего в журналах публикуются жизнеописания со смешанным типом композиции.
Во-вторых, в биографиях почти всегда присутствует какая-либо нравственная идея. Иногда она становится ясна уже из заголовка, например, "Анна — кузнец своего несчастья"6. В тексте делается акцент на тех поступках героини, которые привели ее к серьезным проблемам. В журнале "Биография" в каждом номере есть стержневая идея, в соответствии с которой подобрана большая часть материалов. Эта основная мысль "открывает" номер (обозначается на первых страницах издания, в письме редактора) и "закрывает" его с помощью соответствующей подборки цитат на последней странице. Примеры основных идей этого журнала: "Человек — хозяин своей судьбы", "Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней", "В каждом возрасте своя прелесть", "Суть материнства нельзя понять, ее можно только почувствовать" и т.д. В других изданиях мораль больше привязана к отдельному материалу, часто в конце статьи делается психологический вывод. Особенно подчеркивается такая мысль: "Звезды тоже люди, они ошибаются так же как мы, могут быть жестоки, как мы, поступать заведомо неправильно. И так же как мы, они расплачиваются за ошибки жизнью, прежде всего своей..."7.
Стоит добавить, что вряд ли когда-то потеряют актуальность мысли о том, как добиться успеха и счастья. Зная потребности аудитории, журналисты-биографы могут создавать соответствующие материалы, в которых читатели смогут найти ответы на некоторые волнующие их вопросы о жизни. В этом случае важно, чтобы авторы биографий имели если не специальные психологические знания, то хотя бы психологическое чутье и богатый жизненный опыт. Это поможет им более грамотно подать информацию о судьбах успешных людей, благодаря чему читатели будут иметь возможность чему-то научиться у знаменитостей.
В-третьих, в изученных нами журналах есть парные биографии. Это может быть история любви, семейной жизни (Веры Васильевой и Владимира Ушакова в "Биографии", Джона Леннона и Йоко Оно в "Интервью" и т.д.), родственных отношений (семья Симоновых—Эшпай в "Биографии"), дружбы (Мэтт Деймон и Бен Аффлек в "Именах")... Такие жизнеописания часто публикуются под отдельной рубрикой, например, "История любви", "Двое", "Династия" и др. Главные цели — выявить сходства и различия характе-
6 Филатов С. Анна — кузнец своего несчастья // Story. 2007. № 1. С. 73.
7 Нечаева Н. // Коллекция Каравана историй. 2009. № 1. С. 8.
16 ВМУ, журналистика, № 4
241
ров героев и их жизненных путей, показать их отношение друг к другу, связь их судеб, дополнить изображение характера одного героя за счет другого.
В-четвертых, авторы современных биографий стараются сделать свой текст необычным и запоминающимся. Для этого может использоваться, например, нестандартная завязка, небольшая сюжетная картинка или емкий образ-символ, который становится организующим центром материала. Распространенными приемами являются развернутый диалог, эпизод, различные вставки, отступления (воспоминания, лирические раздумья и т.д.).
В заключение нужно подчеркнуть, что портретный образ героя всегда субъективен. Ведь журналист, описывая характер и жизнь какого-либо человека, основывается не только на документальных источниках и результатах непосредственного общении с героем, но и на своих внутренних ощущениях, представлениях о нем. Автор выбирает, какие аспекты личности следует подчеркнуть в биографии, на какие моменты жизненного пути стоит обратить особое внимание. Один и тот же выдающийся человек может вызвать к жизни разные художественные образы-портреты, созданные разными авторами, — даже при использовании одних и тех же источников информации. Таким образом, восприятие читателем героя во многом зависит от позиции журналиста-биографа.
Список литературы
Барахов В.С. Искусство литературного портрета. М.: Наука, 1976.
Лосиевский И.Я. Научная биография писателя: проблемы интерпретации и типологии. Харьков: Крок, 1998.
Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. и др. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
Соловьев Г.Е. Личность, биография, судьба (методики биографического исследования личности). Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2002.
Поступила в редакцию 03.02.2010