УДК 303.4:303.686 Е.Г. ПУТИЛОВА
кандидат исторических наук, доцент, кафедра социальной работы, управления и права, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал), Российский государственный профессионально-педагогический университет E-mail: [email protected]
UDC 303.4:303.686 E.G. PUTILOVA
Candidate of History, Associate Professor, Department of social work, management and law, Nizhniy Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch), Russian State professional and pedagogical university E-mail: [email protected]
«ЭВОЛЮЦИЯ» БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ONLINE-ИНТЕРВЬЮ* THE EVOLUTION OF THE BIOGRAPHIC METHOD: THE PECULIARITIES OF THE ONLINE-INTERVIEW METHOD
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу проведения биографического онлайн-интервью.
Автор кратко освещает вопросы по истории развития биографического метода исследования, а также этапы проведения «классического» нарративного биографического интервью.
Главным моментом статьи является методика сбора информации при проведении биографического онлайн-интервью, рассмотренная автором в сравнении с аналогичными этапами сбора информации в «классическом» биографическом интервью. Автор делает вывод, что проведение онлайн-интервью обладает некоторыми специфическим чертами, способными повлиять на качественное содержание собираемого материала: отношения между интервьюером и респондентом, а также расширение временных рамок онлайн-интервью.
Ключевые слова: биографический метод, качественные методы, социология, интервью, онлайн-интервью.
The article devotes to the actual question of the biographic online-interview method. The author throws light upon the history of the biographic method in research, and the stages of the "classic" narrative biographic interview.
The main moment of this article is the methodic of the collection of the information in the biographic online-interview, which was considered by the author with the same stages of the "classic" narrative biographic interview.
In conclusion, the author supposes, that the biographic online-interview has the specifications, which influence to the quality of the collect's materials: the relations between interviewer and respondent, and the extension of the time's levels of the online-interview.
Keywords: biographic method, sociology, interview, online-interview method.
Принято считать, что количественные методы наиболее оптимальны для исследования современного массового общества. Однако следует отметить, что существуют такие социальные проблемы или явления, которые невозможно проанализировать без качественных методов [2], к числу которых (и о чём пойдёт речь в данной статье) относятся биографические методы.
Биографические методы - качественные методы, которые основываются на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что возможно восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохранённых в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы - факт, что человеческий поступок определён проходом через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания [3].
Биографии как истории людей, являющихся свидетелями и участниками реальных исторических собы-
тий, отражают сценарий и драматизм жизненного пути, возможности альтернативного исторического развития. Именно в биографиях раскрывается сложность принятия волевых решений, обоснование целей и мотивов, поиск средств их реализации, комплекс надежд и разочарований. Биография личности создает вокруг себя своеобразное «гравитационное поле» человеческих поступков, эмоциональных переживаний. В фокусе биографических исследований оказывается духовный мир человека, намерения и поиски, трудности и препятствия, конформизм и новаторство, признание и провалы [6].
Зачатки биографического метода обнаруживаются еще в Древнем Египте. Издавна объектами биографии являлись выдающиеся люди. В античном мире созданы известные «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония, «Жизнеописания» Плутарха. В Средневековье была написана «Исповедь» философа-богослова IV века н.э. Августина Блаженного, распро-
* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «НКО как социальный лифт: траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческом секторе» (грант РГНФ № 14-33-01248; руководитель - канд. социол. наук А.А. Яковлева).
© Е.Г. Путилова © E.G. Putilova
странился жанр, который назывался «жития святых». Так, в XIII веке кардинал Бонавентура создал «Житие Франциска Ассизского», а на Руси были написаны подобные произведения о подвижниках православия. Житийная литература имела нравственный посыл и служила просвещению и воспитанию народа. Известны автобиографии эпохи Возрождения (Б. Челлини), эпохи Просвещения («Исповедь» Жан-Жака Руссо). В русской биографической литературе жизнеописание помещика Андрея Тимофеевича Болотова (XVШ в.), мемуары декабристов, опубликованные дневники русской художницы Марии Башкирцевой (XIX в.) и многие другие [7]. Подобные произведения одновременно являют собой жанр литературы, истории и психологии [8].
К биографическому методу исследования пришла впервые в 1920-х гг. социология в США, а затем также социология в Польше, психология в Австрии. В США начало было положено большим исследованием о польских крестьянах в Европе и Америке, вышедшим в 1918-1920 гг. и разработанным чикагским социологом В.И. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки. Тезис о развале сельской общины и индивидуализации ведения хозяйства базируется на письмах поляков (между родиной и США) и комментируемых историях жизни польских эмигрантов. Несмотря на отдельные возражения, которые, исходя из сегодняшнего дня, могут быть сформулированы против метода интерпретации, заслуга Томаса и Знанецки состоит в том, что они подняли биографические данные до значительного социологического и социально-психологического материала, более того, сформулировали соответствующую методологическую позицию: «Мы уверены, что личностные сообщения о жизни - полные, насколько возможно -представляют лучший тип социологического материала...». Они развили свои исторические предположения в теорию, согласно которой в социологии должны учитываться объективные и субъективные факторы воздействия: если не принимать во внимание анализа «мира представлений» отдельных людей, нельзя объяснить, почему различные люди по-разному реагируют на один данный феномен.
Из Чикагской школы в социологии вышло целое направление биографических исследований - изучение культурной проблематики групп иммигрантов, образа жизни преступников и девиантных групп, возникновения преступлений в истории жизни, проблем урбанизированного общества, особенностей языковой и культурной дивергенции. Автобиографии и соответствующие интервью, письма, акты о попечении и документы других контрольных инстанций, включенное наблюдение и самонаблюдение меньшинств и отклоняющихся групп были использованы во множестве исследований [1].
В отечественном научном знании биографический метод до недавнего времени использовался лишь в этнографических исследованиях или в качестве иллюстрации. Однако проблема изучения развития современного общества приводит к необходимости более широкого
применения биографического метода в антропологических и социологических исследованиях.
Специфика применяемого биографического метода определяется тем или иным источником сведений, к которым могут относиться: сам изучаемый человек; знающие его люди; продукты его деятельности; исторические и литературные источники; материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека; переписка; современные этой личности публикации; жилая и рабочая обстановка; личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги) и т.д.
Интервью является тем источником информации об объекте исследования, который исходит от непосредственного носителя этой самой информации - изучаемого человека, респондента.
Одной из важных теоретических предпосылок нарративного интервью является обладание каждым человеком в повседневной жизни интуитивной компетентностью относительно правил построения рассказа (неважно, касается он какого-то конкретного случая или целой жизни). Такого рода компетентность служит рассказчику гарантом, что его повествования будут приемлемы в соответствующем социальном контексте и понятны потенциальному слушателю. Одна из главных задач нарративной методологии - прояснение элементов этой компетентности.
Другая важная предпосылка заключается в том, что рассказчик воспроизводит историю о событиях своей жизни так, как эти события были им пережиты, т.е. жизненный опыт репродуцируется исходя из той релевантности, какую он имеет для самого повествующего. Следовательно, можно говорить о гомологии формы рассказа структуре жизненного опыта.
Поскольку постулируется соответствие структуры жизненного опыта и структуры рассказа, принципиальное значение придается тому, как он строится и каковы имплицитные принципы и правила, позволяющие рассказчику делать его связным и понятным для слушателя.
В правилах, выделенных В. Кальмейером и Ф. Шюце, делается акцент на трех из них: целостность и законченность (когда рассказчик чувствует необходимость заканчивать начатое повествование отдельных сюжетов и эпизодов своей жизни и делать понятной их взаимосвязь для слушателя), сгущение (рассказчик понимает, что в его распоряжении ограниченное количество времени, поэтому вынужден останавливаться только на тех обстоятельствах и событиях своей жизни, которые он считает наиболее значимыми), детализация (когда рассказчик чувствует необходимость уточнить и прояснить конкретные обстоятельства) [5].
Для этапа сбора данных в нарративном интервью главной задачей является «превращение» интервьюируемого в рассказчика. Для этого разработана специальная стратегия. Так, согласно В.Ф. Журавлёву, биографическое нарративное интервью состоит из трех этапов.
1-й этап: начало интервью и основной рассказ. Исследователь кратко формулирует просьбу или об-
щий вопрос («нарративный импульс»), цель которого - стимулировать респондента к биографическому повествованию. Нет никаких универсальных рецептов относительно того, каким должен быть этот «импульс». Единственное ограничивающее условие - просьба или вопрос - не должны затрагивать приватных или неприятных для респондента тем.
После того как респондент «ввязался» в рассказ, функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами: «Хм-хм», «Что было дальше?» и т.д. Пассивная роль интервьюера позволяет рассказчику в наибольшей степени сконцентрироваться на своем жизненном опыте. В случае, если респондент заканчивает повествование, говоря: «Вот это, пожалуй, все...», или другим подобным способом дает понять, что он закончил, интервьюер должен попытаться задать новый вопрос или сформулировать новую просьбу. Последние не должны ставить респондента перед необходимостью аргументации и оценки описанных событий. Их цель -стимулировать рассказ о периодах жизни, которые либо были недостаточно освещены, либо вообще остались незатронутыми.
Кроме этого, на первом этапе интервьюеру следует внимательно следить за ходом повествования и запоминать: последовательность событий, имена вводимых персонажей, временные, фактические и логические несоответствия, пропуски и обрывы в повествовании - с тем, чтобы использовать эти моменты во второй фазе интервью.
2-й этап: «фаза нарративных расспросов». Респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Опять речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него мест и предлагает интервьюируемому дополнить или прояснить их.
3-й этап: заключительная часть. Респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. Таким «теоретическим» резюме интервью завершается, после чего исследователь приступает к обработке и интерпретации полученного материала [5].
Онлайн-интервью
Следует отметить, что само понятие «онлайн-интервью» - достаточно новое для отечественного социально-гуманитарного знания: первопроходцем в этом деле стал Б.З. Докторов [4], российский социолог, вот уже 20 лет живущий в США и создавший уникальную коллекцию биографических интервью с коллегами-социологами, причем взятых именно методом интервью -online. К рубежу 2004-2005 гг., когда настоящий проект начинался, исследователь уже несколько лет наблюдал за развитием в США технологии онлайновых опросов при изучении общественного мнения, в том числе опроса с помощью электронной почты. В то время эксперты указывали на множество достоинств онлайновых
опросов, но в качестве главных недостатков отмечались трудности в достижении репрезентативности опроса и незначительное число откликов потенциальных респондентов на предложение об участии в опросе [4].
Центральное место в работе Б.З. Докторова занимает биографический архив, созданный им в 2005-2011 гг. Его основу составляют обстоятельные интервью, которые исследователь проводил по электронной почте. Еще одним источником информации является значительный по объему - в несколько тысяч единиц хранения - архив многолетней электронной переписки г-на Докторова с большим числом российских социологов разных поколений.
Сегодня, опираясь на практические исследования г-на Докторова, проводимые им с использованием метода онлайн-интервью, на теоретические разработки в области «классического» биографического интервью (описанные выше), а также на собственный опыт проведения онлайн-интервью, попытаемся выделить особенности в методике сбора данных биографических онлайн-интервью. По нашему мнению, эти особенности во многом определяются спецификой общения между респондентом и интервьюером. Причём, данный фактор имеет существенное значение как на самом первом этапе сбора интервью (когда идёт знакомство и завязывание разговора), так и при последующем общении двух сторон.
«Классическое» биографическое интервью проводится в режиме «лицо к лицу», так, что обе стороны могут наблюдать реакцию друг друга на задаваемые вопросы, видеть жесты, мимику своего собеседника, - всё это существенно облегчает течение беседы. В данном случае, интервьюер может почувствовать, какие вопросы респондент «обходит стороной»; определить, какой подход нужен к конкретному респонденту (в силу разностей характеров, поведения, рабочей атмосферы, настроения на момент беседы).
Онлайн-интервью в этом смысле заметно проигрывает: экран монитора скрывает от тебя собеседника, его истинные чувства, настроение и, в целом, настрой на беседу. Всё это может привести к тому, что при попытке интервьюера детализировать наиболее интересные для него моменты биографии респондента (по мнению интервьюера, недосказанные респондентом), возникнет реакция последнего в виде недовольства, обиды или раздражения.
Всё это требует отдельного подхода к респонденту по ту сторону монитора. Хорошо, если Вы лично знакомы с объектом своего интереса: это поможет сориентироваться и визуализировать его мысли, отношение к задаваемым вопросам. В противном случае, придётся полагаться на свою собственную интуицию.
Однако, кроме этого, существует и такой способ наладить дружелюбные, максимально откровенные отношения с респондентом - правильно смотивировать его на разговор с вами. И действительно, ведь чтобы поддерживать достаточно длительный период онлайн-интервью (а, по мнению автора данной статьи, онлайн-
интервью гораздо более затратное по времени, об этом мы поговорим ниже), респондент тоже должен иметь «свой интерес». В моём случае респондент сам сформулировал свой мотив: «...можно будет потом сравнить интервью, взятые у одного и того же человека в разное время и разными интервьюерами. Таков мой «навар» от Вашей затеи», чему я, конечно, была безмерно рада, поскольку понимала, что мой собеседник будет максимально открыт для разговора.
Следующий принципиальный момент: если при проведении «классического» биографического нарративного интервью функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы (мы говорили об этом выше), то подобная тактика поведения интервьюера при онлайн-интервью может привести, скорее, к обратным результатам, нежели к развёрнутому, подробному рассказу респондента. Здесь замешан уже отмеченный нами фактор отсутствия общения «глаза в глаза». Как действовать в данном случае? Как «разговорить» респондента?
Безусловно, остаётся необходимость постоянно проявлять интерес к тому, о чём рассказывает респондент. Только в нашем случае, это будут не «кивки головой», а реальные, заранее приобретённые знания интервьюера об объекте своего исследования: о его профессиональной деятельности; биографические сведения из других источников (книги, журнальные статьи, Интернет-ресурсы). Ну и, конечно, потребуется по-настоящему вникать в то, о чём рассказывает (пишет) респондент, поскольку он сам может задать Вам вопрос и вступить в диалог.
Так было в моём случае: мой респондент после каждого своего ответа спрашивал у меня мнение по тому или иному вопросу. Например: «...Пожалуй, на этом месте я сейчас остановлюсь, чтобы узнать Вашу реакцию на рассказанное выше», или «... Ну как, принимаете ли Вы мое предложение:
A. Об ограничении исследуемого временного периода (жизни и истории);
Б. Об освоении материалов, которые я прилагаю к этому нашему с Вами интервью;
B. О переходе от хронографического к тематическому принципу построения беседы?»
Таким образом, онлайн-интервью - это, скорее полноценный диалог, нежели поддерживаемый интервьюером монолог респондента. Безусловно, разница принципиальная.
Специфические отношения между интервьюером и респондентом имеют место и на 3-м, заключительном этапе интервью. Согласно его характеристике в «классическом» биографическом интервью, респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. При онлайн-интервью респондент может выступать теоретиком и высказывать своё мнение на протяжении всего периода интервью. Зачастую ему даже не требуется задавать соответствующие вопросы. Отвечая на «основные» вопросы, респондент, так или иначе,
затрагивает сторону личностных оценок, поскольку у него есть достаточно времени «на подумать».
Остаётся открытым вопрос о временных границах онлайн-интервью. В «классическом» интервью всё происходит «здесь и сейчас», и интервью с одним респондентом может занимать от нескольких минут/часов до нескольких дней. Онлайн-интервью может длиться вплоть до нескольких лет. Тому есть объективные причины: у Вашего собеседника по ту сторону монитора могут возникнуть дела, заботы, хлопоты, командировки. И здесь чувствуется «минус» онлайн-интервью: Вы не «вырываете» респондента из его привычного уклада, поэтому Вам приходится приспосабливаться под его ритм жизни. С другой стороны, именно этот момент позволяет респонденту чувствовать себя свободнее и со временем «привыкать» к вам, раскрываться.
Кроме этого, плюс во временном растягивании онлайн-интервью помогает респонденту хорошо вспомнить описываемые им события, не торопиться. Данное обстоятельство может исключить 2-й этап, используемый в «классическом» биографическом интервью - «фазу нарративных расспросов», поскольку первоначальные ответы респондентов могут быть достаточно развёрнутыми, так что у Вас не возникнет потребности в уточняющих вопросах.
Современное научное движение характеризуется постоянно возникающими интеллектуальными «вызовами» - социальным, антропологическим, культурологическим, лингвистическим, эстетическим, материальным и т.п. Каждый из них - своеобразный поиск нового ориентира в оптимизации познавательного процесса; то, на что периодически направляется фокус исследовательского интереса. Одним из подобных «поворотов» является биографический метод: древнейший, сложно структурированный жанр, приобретший множество моделей своего воплощения, он вновь занимает умы историков, социологов, психологов, философов [8].
Биографический метод представляет большую ценность для современной социологической науки, поскольку позволяет изучать сложные социокультурные явления и процессы, которые трудно доступны для изучения чисто количественными методами.
Сегодня, кроме того, что постепенно расширяется сфера применения биографического метода, активно развивается и его содержательная сторона: научно-технический прогресс, бурное развитие информационных технологий привели к эволюции источников биографического метода, в частности, к появлению биографического онлайн-интервью.
Недавнее появление данного метода исследования уже показало его жизнеспособность. Однако, говорить о том, что метод онлайн-интервью обладает наивысшей долей конкурентоспособности по сравнению с «классическим» биографическим, думаю, не приходится. По нашему мнению, новый метод стал неким логическим продолжением в эволюции биографического нарративного интервью, навеянным развитием новых информационно-коммуникационных каналов
связи. Этот метод во многом берёт за основу методику «классического» интервью, с поправками лишь по формальному разбиению на определённые этапы сбора материала. В общем и целом же содержание метода остаётся практически неизменным.
Специфика использования нового метода выражается, скорее, в организационных моментах его применения: когда в силу объективных причин происходят
изменения в отношениях интервьюер-респондент, выводя их общение из рамок монолога в активный диалог. Кроме того, более расширенные временные рамки онлайн-интервью помогают вывести его на качественно новый уровень. Ну и, наконец, онлайн-интервью является именно тем методом, который позволяет использовать по максимуму Интернет-ресурсы, экономя наше время на поездках и длительных командировках.
Библиографический список
1. Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В. В. Семеновой. М.: Ин-т социологии РАН, 1994. 148 с. С. 13-14.
2. Гай-Воронская А.Л. Биографический метод и его эвристические возможности в социологических исследованиях // Методология и практика социологических исследования. С. 47.
3. Грищенко Н.А. Исследование личности биографическим методом / Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990. С.61-65.
4. Докторов Б.З. Современная российская социология: Историко-биографические поиски. В 3-х тт. Том 1: Биографии и история. М.: ЦСПиМ. 2012. 418 с.
5. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-94. №3-4. С. 37.
6. Иконникова С.Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. 2011. № 4 (6). С. 2.
7. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: КазГУ, 2001. 172 с. С. 16.
8. Путилова Е.Г. Особенности использования биографического метода в исторической науке // URL: [Электронный ресурс] http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/biografiya-glazami-istorika (дата обращения: 17.11.2014 г.)
References
1. The biographic method: history, methodology and practice / E.U. Mescherkina, V.V. Semyonova. Moscow, 1994. 148 p. Pp. 13-14.
2. Gay-Voronskaya A. L. The biographic method and it's evristic possibilities in sociologist investigations // The methodology and practice of the sociologist investigations.. .P. 47.
3. Grischenko N.A. The researchers of the human by the biographic method / The practicum of the experience and practice psychology. L., 1990. Pp. 61-65.
4. Doctorov B.Z. The modern Russian sociology: The Historical-biographic search. V. 1: The biography and History. Moscow, 2012. 418 p.
5. Zhuravlyov V. F. The narrative interview in the biographic investigations // The sociology: 4 M.1993-94. № 3-4. P. 37.
6. Ikonnikova S.N. The biography as the social and cultural measuring of History // The cultural magazine. 2011. № 4 (6). P. 2.
7. Loginova N.A. The psychic-biographical method of the investigations. Almaaty, 2001. 172 p. P. 16.
8. Putilova E.G. The specifics of using of the biographic method in History // URL: [Electronic resource] http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/biografiya-glazami-istorika (the date of using: 17.11.2014)