Библиографический список
1. Толстой Л.Н. и Чечено-Ингушетия. Грозный, 1989.
2. Ахмадова Т.Х. Отражение реальности в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы истории и религии: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ЧГУ Грозный, 2018: 430 - 437.
3. Шифман А.И. Лев Толстой о колониальном разбое. Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. 1952; Выпуск 6.
4. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат (1896- 1904 гг.). Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1950.
5. Толстой Л.Н. Повести и рассказы. Москва: Эксмо, 2007.
6. Ломунов К.Н. Лев Толстой об искусстве и литературе. Лев Толстой об искусстве и литературе. Москва: Советский писатель, 1958; Т. 1.
7. Ломунов К.Н. Толстой в борьбе против декадентского искусства. Лев Николаевич Толстой»: сборник статей и материалов, изданных АН СССР Москва, 1951.
8. Ахмадова Т.Х. Принцип контрастного сопоставления Николая и Шамиля в повести Л.Н. Толстого «Хаджи- Мурат». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 417 - 419.
9. Ахмадова Т.Х. Песни северокавказских горцев и повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Кавказ - Россия: литературные переклички эпох: межрегиональный ежегодный сборник научных трудов. Москва, 2019: 54 - 62.
References
1. Tolstoj L.N. i Checheno-Ingushetiya. Groznyj, 1989.
2. Ahmadova T.H. Otrazhenie real'nosti v romane M.A. Sholohova «Tihij Don». Kavkazskijmir: problemy obrazovaniya, yazyka, literatury istoriiireligii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 80-letiyu ChGU. Groznyj, 2018: 430 - 437.
3. Shifman A.I. Lev Tolstoj o kolonial'nom razboe. Izvestiya Akademii nauk SSSR. Otdelenie literatury i yazyka. 1952; Vypusk 6.
4. Tolstoj L.N. Hadzhi-Murat (1896- 1904 gg.). Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo hudozhestvennoj literatury, 1950.
5. Tolstoj L.N. Povestiirasskazy. Moskva: 'Éksmo, 2007.
6. Lomunov K.N. Lev Tolstoj ob iskusstve i literature. Lev Tolstoj ob iskusstve i literature. Moskva: Sovetskij pisatel', 1958; T. 1.
7. Lomunov K.N. Tolstoj v bor'be protiv dekadentskogo iskusstva. LevNikolaevich Tolstoj»: sbornik statej i materialov, izdannyh AN SSSR. Moskva, 1951.
8. Ahmadova T.H. Princip kontrastnogo sopostavleniya Nikolaya i Shamilya v povesti L.N. Tolstogo «Hadzhi- Murat». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 417 - 419.
9. Ahmadova T.H. Pesni severokavkazskih gorcev i povest' L.N. Tolstogo «Hadzhi-Murat». Kavkaz - Rossiya: literaturnye pereklichki 'epoh: mezhregional'nyj ezhegodnyj sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2019: 54 - 62.
Статья поступила в редакцию 25.02.20
УДК 82
Kamalova A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate, Department of Theory and History of Literature, Elets State University n.a. I.A. Bunin
(Yelets, Russia), E-mail: Kamalova82@inbox.ru
BINARY OPPOSITION INDIVIDUAL-COLLECTIVE IN WORKS OF RUSSIAN CYBERPUNK. The article is dedicated to the disclosure of the artistic aspects of the opposition individual-collective in the works of Russian cyberpunk. It is noted that the means of the artistic expression is the reception of the contrast of the image of the main character and the images of other characters of the Russian cyberpunk, who personifies the collective. Of great importance is the method of contrasting the image of the protagonist with the grotesquely fantastically depicted cyberspace. For the artistic expression of the opposition, the individual - collective authors also use the technique of hyperbolizing the loneliness of the protagonist, which largely determines his personality. The article concludes that the images of cities are also important for the hyperbolization of loneliness in the art world of Russian cyberpunk.
Key words: cyberpunk, binary opposition, individual, collective, hero, image, contrast.
А.Т. Камалова, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец,
E-mail: Kamalova82@inbox.ru
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ -КОЛЛЕКТИВНОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА
Статья посвящена раскрытию художественных аспектов оппозиции индивидуальное-коллективное в произведениях русского киберпанка. Отмечается, что средством ее художественной экспрессии является прием контраста образа главного героя и образов других персонажей русского киберпанка, которые олицетворяют собой коллективное. Важное значение имеет и прием противопоставления образа главного героя и гротескно-фантастически изображаемого киберпространства. С целью художественного выражения оппозиции индивидуальное - коллективное авторы также используют прием гиперболизации одиночества главного героя, которое во многом определяет его индивидуальность. В статье делается вывод о том, что для гиперболизации одиночества в художественном мире русского киберпанка имеют значение и образы городов.
Ключевые слова: киберпанк, бинарная оппозиция, индивидуальное, коллективное, герой, образ, контраст.
Проблема теории литературных жанров относится к одному из наиболее спорных литературоведческих вопросов. Это объясняется в первую очередь не столько неизученностью проблемы или же изменчивостью самого объекта изучения (жанра), сколько наличием большого количества мнений и аргументов, нередко противоречащих друг другу Исследование литературных жанров сопровождается многократными попытками проанализировать различные жанровые теории.
Теоретически осмысляя киберпанк как жанр новейшей русской литературы, следует отметить, что среди его смысловых оппозиций нет ведущей, которая определяла бы собой художественное функционирование других. Эстетически реализуя систему философских взглядов авторов, они иерархически не связаны между собой и являются равнозначными элементами в структуре рассматриваемого жанра.
Жанровые характеристики киберпанка в условиях информационного общества [1, 2, 3], а также анализ текстов [4 - 10] позволяет рассмотреть смысловую оппозицию индивидуальное - коллективное. Ее художественным аспектом следует считать образ главного героя, который противопоставлен коллективному мышлению большинства.
Главный герой - это герой-индивидуалист. Подсознательно ощущая, что внутренне отличается от других персонажей, он в большинстве случаев предпочитает действовать самостоятельно. Оказавшись в критической ситуации, он осознает свою индивидуальность.
Иногда он действует вместе с помощником или группой помощников, по характеру такими же индивидуалистами, с которыми его объединяет общая цель. Так, ключевыми персонажами в борьбе с «ангелами» Мультиверсума являются киборг Глеб, член ордена Новых Тамплиеров, и главный герой хакер Антон Зверев.
Средством художественной экспрессии смысловой оппозиции индивидуальное - коллективное является прием контраста образа главного героя и образов других персонажей русского киберпанка, которые олицетворяют собой коллективное. Следовательно, отличие главного героя от других людей и его конфликт с обществом - основная причина его одиночества. Социальное неравенство, сложившееся в художественном мире, подчиненном законам виртуальности, ещё больше усугубляет проблему.
Художественному выражению оппозиции индивидуальное - коллективное способствуют и связанные с сюжетом события. Главный герой, олицетворяющий индивидуальное, сталкивается с непониманием окружающих его людей, которые олицетворяют коллективное, и предпочитает действовать самостоятельно. Осознав, что происходит вокруг него в действительности, он больше не может бездумно следовать за большинством, разделяющим те коллективные принципы и установки, в которые он больше не верит.
Важное значение имеет и прием противопоставления образа главного героя и гротескно-фантастически изображаемого киберпространства. Противопоставляя себя законам киберпространства, он тем самым обрекает себя на оди-
ночество. Однако, по мнению авторов, это очевидная и неизбежная цена за то, чтобы в условиях тоталитарного общества начать действовать самостоятельно, в надежде обрести себя.
С целью художественного выражения оппозиции индивидуальное - коллективное авторы также используют прием гиперболизации одиночества главного героя, которое во многом определяет его индивидуальность. Вместе с тем они подводят читателя к мысли, что в создаваемом ими художественном мире и не могло быть иначе.
Коммуникативная установка, заложенная в приеме гиперболизации одиночества главного героя, направлена на осознание того, что одиночество человека в современном обществе - это не только его проблема. Это и проблема общества, не способного увидеть и оценить его достоинства.
Прием гиперболизации виртуального общения как коллективного и прием контраста реальных и виртуальных коммуникаций также направлены на художественное выражение индивидуальности главного героя. Несмотря на неограниченную возможность виртуального общения, которое даёт киберпро-странство в художественном мире анализируемых произведений, главный герой понимает, что оно никогда не заменит ему настоящего общения с людьми. Таким образом, недостаток реального общения - ещё одна из причин его одиночества.
Гиперболизация виртуального общения в художественном мире русского киберпанка достигается фантастическими средствами изображения. Вот как с помощью приемов фантастики описывает Л. Алехин знакомство своих героев, общающихся в киберпространстве: «Их знакомство состоялось типичнейшим для второй трети XXI века образом. Аналоги Марты и Антона встретились в локальной Виртуальной Реальности «М-банка» по разные стороны стойки для приема посетителей. Марта, двадцатидвухлетняя практикантка, вышедшая на работу только позавчера и занимающаяся рутинным оформлением кредитных договоров. И Антон, двадцативосьмилетний хакер, железная крыса с силиконовыми нервами, грызущая текстолит и бетон корпоративного основания мегало-полиса» [4, с. 27].
Другая причина того, что главный герой чувствует себя одиноким - это невозможность до конца выразить себя. Сталкиваясь с непониманием, он часто скрывает свои мысли и чувства, что, без сомнения, заставляет его воспринимать себя как человека одинокого.
Таким образом, гиперболизируя одиночество главного героя в художественном мире киберпанка, авторы изображают как внешние, так и внутренние его проявления. Внешние проявления одиночества - это конфликт с обществом и недостаток реального общения с людьми. Внутренние - это внутриличностный конфликт из-за невозможности полного самовыражения.
Для гиперболизации одиночества в художественном мире русского кибер-панка большое значение имеют и образы городов. Отмечая повышение темпов их роста в настоящее время, авторы отнюдь не радуются этому.
Так, сравнивая города с «бетонными опухолями», Л. Алехин явно обеспокоен последствиями, к которым может привести урбанизация: «В XXI столетии темпы урбанизации превысили все возможные пределы. Рост городов уподобился метастазам на заключительной стадии рака, бетонные опухоли расползались по континентам, зарывались в глубину, тянули свои отростки на океанское дно» [4, с. 13].
Библиографический список
Гиперболизируя опасности современного мегаполиса с помощью фантастических приемов, авторы рассматривают его как символ одиночества современного человека, в котором, несмотря на большое количество проживающих в нем людей, остро чувствуется их разобщенность и социальное неравенство. Кроме того, авторов беспокоит, что жизнь в ритме большого города мешает реальному общению, которое все чаще заменяется виртуальным.
Таким образом, одиночество в миллионном городе, являющемся важной составляющей художественного мира русского киберпанка, следует рассматривать как своеобразный парадокс. Он заключается в том, что, пытаясь убежать от одиночества мегаполиса в виртуальность, человек в итоге становится ещё более одиноким, чем был в мире реальном.
Рассматривая мегаполис как коллективное и гиперболизируя его трудности, авторы показывают, что в большом городе легко спрятаться и затеряться в толпе, но трудно обрести друзей, встретить любовь. Поэтому, нуждаясь в поддержке и понимании, но сталкиваясь с безразличием окружающих, простые жители мегаполисов часто страдают от одиночества.
Пессимистически описывая города будущего с помощью фантастических средств изображения, авторы часто рисуют почти постапокалиптические картины: «Города - их осталось не больше полутора сотен на этой планете. Тянущиеся к небесам зиккураты, уходящие под землю термитники стали последней обителью человечества. Если не считать одиночных поселений безумцев, подвергшихся добровольному остракизму. И разрозненных племен мотокочевников, бесконечно странствующих от одного человеческого анклава к другому» [4, с. 13].
Описываемым в темных красках фантастическим мегаполисам как коллективному авторы противопоставляют образы природы, которых осталось так немного. В отличие от «каменных джунглей» они могли бы способствовать живому общению между людьми, а значит, и искоренению одиночества.
В не менее мрачном свете представлены и образы деревень, также рассматриваемые как практически несохранившееся индивидуальное: «Деревни и поселки. Когда-то здесь жили люди. Небольшие деревушки, теснящиеся друг к другу так, что невозможно точно сказать, где граница меж двумя поселениями -сейчас пустые и мертвые. Заросшие улицы, обожженные пальцы балок, торчащие в грязное небо. Преданные забвению огороды, где мутировавшие овощи захватили власть и правят по сей день, разрастаясь бурным цветом. Выбитые стекла, сорванные с петель двери» [8, с. 37].
Таким образом, можно отметить, что сожаление писателей о вымирании деревень постепенно подводит читателя к мысли о противопоставлении городского и сельского укладов жизни современного человека. Отдаленность сельчан от проблем и ритма большого города позволяет им чувствовать себя менее одинокими, чем жителям мегаполисов.
Урбанизация рассматривается авторами как закономерное следствие научно-технического прогресса. В то же время проблема одиночества современного жителя мегаполиса для них - это неизбежное следствие того образа жизни, который он ведет.
Сожалея об одиночестве современного человека, авторы с помощью фантастических средств изображения предупреждают об усугублении проблемы в будущем. Выдуманный ими художественный мир киберпространства, где реальное общение заменяется виртуальным, сам по себе подразумевает разобщенность членов общества.
1. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1
2. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2013.
3. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие Рязань, 2013.
4. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: фантастический роман. Москва: Издательство Эксмо, 2003.
5. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
6. Зорич А. Сезон оружия: роман. Москва: ЗАО «Издательство Центр-Полиграф», 2001.
7. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
8. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2001.
9. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва: Издательство АСТ, 2015.
10. Эмдин А. Отпуск. Москва, 2018.
11. Киберпанк. Available at: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Киберпанк
12. Киберпанк (cyberpunk) какжанр, стиль и культурный феномен. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_fenomen-232730/
13. Hassler D.M. New Boundaries in Political Science Fiction. Univer sity of South Carolina Press. 2008: 75 - 76.
References
1. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1
2. Zyuzel'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
3. Solov'ev A.V. Kul'tura informacionnogo obschestva: uchebnoe posobie Ryazan', 2013.
4. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: fantasticheskij roman. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2003.
5. Vasil'ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
6. Zorich A. Sezon oruzhiya: roman. Moskva: ZAO «Izdatel'stvo Centr-Poligraf», 2001.
7. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
8. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat», 2001.
9. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2015.
10. 'Emdin A. Otpusk. Moskva, 2018.
11. Kiberpank. Available at: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Kiberpank
12. Kiberpank (cyberpunk) kakzhanr, stil'i kul'turnyj fenomen. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_fenomen-232730/
13. Hassler D.M. New Boundaries in Political Science Fiction. Univer sity of South Carolina Press. 2008: 75 - 76.
Статья поступила в редакцию 25.12.19