Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА 90-х – 2000-х ГОДОВ'

КОНФЛИКТ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА 90-х – 2000-х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпанк / жанр / конфликт / образ / герой / виртуальность / киберпространство / человек / общество / фантастика / cyberpunk / genre / conflict / image / hero / virtuality / cyberspace / man / society / fantasy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А Т. Камалова

Статья посвящена художественным средствам выражения конфликта «человек-общество» в произведениях русского киберпанка 90-х – 2000-х годов. Отмечается, что художественный конфликт «человек-общество» является одним из конфликтов, представляющих интерес для анализа проблематики рассматриваемых произведений. В статье делается вывод о том, что в качестве художественного средства выражения конфликта «человек-общество», обостряющего его, авторы используют прием контраста транснациональных корпораций и образа главного героя. Ими применяется и прием контраста образа главного героя и гротескно-фантастически изображаемых кибернетических систем. Гиперболизируя опасности от кибернетических систем, авторы гиперболизируют и опасности, исходящие от гротескно-фантастически изображаемой виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT “MAN-SOCIETY” IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK OF THE 1990s-2000s

The article studies artistic means of expressing the “man-society” conflict in the works of Russian cyberpunk of the 1990s – 2000s. It is noted that the artistic conflict “man-society” is one of the conflicts of interest for analyzing. The article concludes that the authors use the contrast technique of transnational corporations and the image of the protagonist as an artistic means of expressing the “man-society” conflict to aggravate it. They apply the method of contrast the image of the main character and the grotesque fantastically portrayed cybernetic systems. By exaggerating the dangers from cybernetic systems, the authors exaggerate the dangers posed by the grotesque fantastically portrayed virtual reality. The artistic conflict of the “man-society” around which most of the plots of cyberpunk are built, expresses the author’s concern about any manifestations of violence, totalitarianism and unfair distribution of resources in society. The image of the main character and the images of opposing elements of the artistic world are an important component of the poetics of the genre

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА 90-х – 2000-х ГОДОВ»

УДК 82 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10197

Kamalova A.T., Cand. of Scienoes (Economics), doctoral postgraduate, Department of Theory and History of Literature, Yelets State University n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia), E-mail: Kamalova82@inbox.ru

CONFLICT "MAN-SOCIETY" IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK OF THE 1990s-2000s. The article studies artistic means of expressing the "man-society" conflict in the works of Russian cyberpunk of the 1990s - 2000s. It is noted that the artistic conflict "man-society" is one of the conflicts of interest for analyzing. The article concludes that the authors use the contrast technique of transnational corporations and the image of the protagonist as an artistic means of expressing the "man-society" conflict to aggravate it. They apply the method of contrast the image of the main character and the grotesque fantastically portrayed cybernetic systems. By exaggerating the dangers from cybernetic systems, the authors exaggerate the dangers posed by the grotesque fantastically portrayed virtual reality. The artistic conflict of the "man-society" around which most of the plots of cyberpunk are built, expresses the author's concern about any manifestations of violence, totalitarianism and unfair distribution of resources in society. The image of the main character and the images of opposing elements of the artistic world are an important component of the poetics of the genre.

Key words: cyberpunk, genre, conflict, image, hero, virtuality, cyberspace, man, society, fantasy.

А.Т. Камалова, канд. экон. наук, докторант кафедры теории и истории литературы ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Kamalova82@inbox.ru

КОНФЛИКТ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА 90-х - 2000-х ГОДОВ

Статья посвящена художественным средствам выражения конфликта «человек-общество» в произведениях русского киберпанка 90-х - 2000-х годов. Отмечается, что художественный конфликт «человек-общество» является одним из конфликтов, представляющих интерес для анализа проблематики рассматриваемых произведений. В статье делается вывод о том, что в качестве художественного средства выражения конфликта «человек-общество», обостряющего его, авторы используют прием контраста транснациональных корпораций и образа главного героя. Ими применяется и прием контраста образа главного героя и гротескно-фантастически изображаемых кибернетических систем. Гиперболизируя опасности от кибернетических систем, авторы гиперболизируют и опасности, исходящие от гротескно-фантастически изображаемой виртуальной реальности.

Ключевые слова: киберпанк, жанр, конфликт, образ, герой, виртуальность, киберпространство, человек, общество, фантастика.

На фоне происходящих культурных изменений меняется и художественное пространство литературных произведений. Одним из таких жанров является киберпанк.

Одним из художественных конфликтов в произведениях русского киберпанка 90-х - 2000-х годов, представляющих интерес для анализа их проблематики, является конфликт «человек-общество». Множество сюжетов киберпанка строятся вокруг данного конфликта [1 - 10].

В качестве художественного средства выражения конфликта «человек-общество», обостряющего его, авторы русского киберпанка 90-х - 2000-х годов используют прием контраста транснациональных корпораций и образа главного героя. Прием гротескно-фантастического изображения транснациональных корпораций важен для художественного выражения конфликта «человек-общество» потому, что они представляют собой один из элементов художественного мира авторов, который отражает их беспокойства в отношении современной социально-экономической и политической ситуации.

Говоря о таком жанре, как киберпанк, возникшем в результате развития информационных технологий, необходимо иметь в виду следующее: «В некоторых киберпанковских произведениях большая часть действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью. В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Такой киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей. Гигантские транснациональные корпорации подменяют собой правительства, обладая политической, экономической и даже военной силой. Тема борьбы аутсайдеров против тоталитарных или квази-тоталитарных систем типична для научной фантастики и киберпанка в частности, хотя в традиционной фантастике тоталитарные системы являются упорядоченными и государственными» [5].

В статье «Киберпанк» также отмечается: «Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступни-ком, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них» [5].

В художественном мире русского киберпанка 90-х - 2000-х годов общество под управлением транснациональных корпораций, пытающихся подменить собой государственную власть, является тоталитарным. Так, в романе А. Зорича «Сезон оружия» сетевому полицейскому случайным образом становятся известны секреты крупной компьютерной корпорации, которая создает психотропное оружие.

Противопоставленный гротескно-фантастически изображённым транснациональным корпорациям главный герой, осознав исходящую от них опасность, вступает с ними в борьбу. Тем самым он борется с несправедливым общественным укладом, который ему навязывается.

Заключенная в приеме контраста гротескно-фантастически представленных транснациональных корпораций и образа главного героя коммуникативная установка направлена на то, чтобы деятельность транснациональных корпораций рассматривать как негативную и опасную. Это связано с обеспокоенностью

авторов о том, что в руках транснациональных корпораций сосредоточены огромные ресурсы, которые используются ими как рычаги управления обществом для продвижения своих интересов.

Гиперболизируя те угрозы, которые исходят от транснациональных корпораций, авторы, тем не менее, уверены в недопустимости несправедливого распределения ресурсов, сосредоточения их в руках немногочисленной группы людей. Любые ресурсы, по их мнению, должны использоваться на благо общества, а не во вред ему.

Кибернетические системы, контролирующие все стороны общественной жизни, как и транснациональные корпорации, также являются частью художественного мира русского киберпанка 90-х - 2000-х годов. Прием их гротескно-фантастического изображения направлен на отражение беспокойства авторов о возможности превалирования искусственного интеллекта над человеческим разумом в перспективе.

Общество под управлением таких гротескно-фантастически изображенных кибернетических систем - это, без сомнения, общество тоталитарное, поскольку ими контролируются все сферы человеческой жизни. Именно такому обществу, в котором любая попытка выстроить отношения на принципах равенства, жестко противостоит главный герой.

Применяя прием контраста гротескно-фантастически изображаемых кибернетических систем и образа главного героя, авторы художественно выражают, что основной целью кибернетических систем становится борьба за абсолютную власть. И к этой цели они приходят незаметно для человечества, становясь полновластными членами виртуального общества будущего и даже управляя им. Ради мирового господства они готовы на все, проявляя негативные черты характера, свойственные людям.

Являясь в художественном мире русского киберпанка 90-х - 2000-х годов образами отрицательным, кибернетические системы отражают не только беспокойство писателей по поводу возможности превалирования искусственного интеллекта над человеческим. Они также выражают их негативное отношение к любым проявлениям насилия и тоталитарности в обществе, которым необходимо противостоять.

Гиперболизируя опасности от кибернетических систем, авторы гиперболизируют и опасности, исходящие от гротескно-фантастически изображаемой виртуальной реальности как неотъемлемой части пространственно-временных отношений. В художественном мире русского киберпанка, пытаясь приподняться над виртуальностью, в которой он проводит большую часть времени, главный герой противостоит то компьютерным корпорациям («Сезон оружия» А. Зорича), то таинственным и зловещим падшим ангелам Мультиверсума («Падшие ангелы Мультиверсума» Л. Алехина). Стремление к независимости и свободе в конечном итого побеждает в нем стремление к кажущимся такими реальными спокойствию и умиротворению, которое дают неисчерпаемые возможности киберпростран-ства.

Таким образом, конфликт «человек-общество» художественно выражается авторами и посредством приема контраста гротескно-фантастически представленной виртуальной реальности и образа главного героя. Критически оценивая виртуальную реальность, главный герой в то же время критически оценивает

и самого себя, осознавая, что является неотъемлемой ее частью: «Человек с десятком фальшивых ЛИК'ов и астрономической задолженностью перед своим главным кредитором. И навязчивой тягой к самоубийству, выраженной в первую очередь отсутствием постоянной крыши в лице нафаршированных боевым железом теков - киборгов из какого-нибудь рыцарского ордена. Или их ближайших коллег-конкурентов, «новых людей» Симбиотического Синклита» [1, с. 27].

Осознав, что его жизнь в условиях виртуальной реальности фальшива и бесполезна, он постепенно приходит к осознанию потери собственного «Я». Бунтарство, на которое подталкивает его сложившаяся ситуация - это не что иное, как попытка выразить себя, выделиться из толпы, возвыситься над устанавливающим несправедливые законы обществом.

Таким образом, рисуя образ главного героя, авторы русского киберпанка 90-х- - 2000-х годов противопоставляют ему элементы художественного мира, в котором главная роль принадлежит киберпространству. Однако при этом они не стремятся сделать своего персонажа «идеальным». Для них он обычный человек будущего с присущими ему проблемами и недостатками.

На приеме контраста, служащим средством художественной экспрессии конфликта «человек-общество», построен и сам образ главного героя. Его противоречивость заключается в том, что, будучи способным нарушить закон, он в то же время борется против несправедливости.

Противоречивость образа выражается и в том, что на первый взгляд «маленький», «аморальный», «негероический» человек неожиданным образом оказывается тем, кто в самый важный момент готов взять на себя ответственность.

Прием контраста заключается и в том, что такой персонаж, живя и действуя в условиях киберпространства, может трансформироваться, представать то в одном образе, то в другом: «Человек, который был еще совсем недавно капитаном космокавалерии, теперь являлся патриотом деревни Пустомержа, что затерялась где-то на просторах ленобласти» [8]. При этом большую роль играют фантастические средства изображения (например, главный герой может быть и киборгом).

Он оказывается способен на смелые, порой даже безрассудные поступки. Являясь неотъемлемой частью общества будущего, он тем не менее чувствует себя неуютно в нем. Понимая, что ему нужно нечто большее, чем слепое подчинение законам виртуальности, он всеми силами пытается вырваться из навязываемых ему рамок.

Прием контраста, служащий средством художественной экспрессии конфликта «человек-общество», прослеживается и на уровне связанных с сюжетом событий, в которые попадает главный герой. Сначала происходящее с ним заставляет его ощутить свою бесправность в обществе будущего. Однако затем главный герой все же оказывается в условиях, когда именно он получает шанс

изменить сложившуюся вокруг него ситуацию. Воспользовавшись предоставленной ему возможностью, он преодолевает на пути к цели немало препятствий, демонстрируя волевой характер.

Ценности, которые отстаивает главный герой русского киберпанка 90-х -2000-х годов - это возможность самому определять свою судьбу, самостоятельно принимать решения, иметь свою точку зрения. Желание свободы выражения и самостоятельности отличает его от рядовых членов общества будущего.

Таким образом, попав в безвыходное положение, главный герой киберпан-ка в то же время получает уникальную возможность изменить мир. Целью его борьбы является не только торжество справедливости, но и поиск собственного «Я».

Конфликт «человек-общество» художественно выражается авторами и при помощи приема контраста образа главного героя и образов других персонажей. Главный герой коренным образом отличается от бездействующих и безразличных ко всему персонажей, которые окружают его, сталкиваясь при этом с непониманием общества. Такие черты характера, как бездействие и безразличие противоречат его активной и целеустремлённой от природы натуре.

Используемый авторами прием контраста гротескно-фантастически изображаемого искусственного интеллекта и человеческого разума следует рассматривать в контексте художественного конфликта «человек-общество» по причине того, что описываемые авторами кибернетические системы, обретя общественную значимость, приобрели и свойства обычных людей. Выйдя из-под контроля человека, они, как и люди, способны обманывать, причинять вред, совершать злодеяния. Так, в «Падших ангелах Мультиверсума» Л. Алехина зло несут загадочные убийца, появляющиеся из киберпространства.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что главной причиной конфликта «человек-общество» в будущем авторы видят все ту же попытку бегства от реальности, считая при этом, что предпосылки для него были заложены в недавнем прошлом и настоящем: «Уже в первой трети XX века обнаружилось повальное стремление к бегству от повседневной реальности. Кинобоевики и мелодрамы, комиксы, выпивка и наркотики, рок-н-ролл, перманентная сексуальная революция - более манифестируемая, нежели происходящая на самом деле, - несколько позже компьютерные игры и видеопутешествия пытались удовлетворить всеобщую тягу к острым ощущениям. Но это были всего лишь грубые суррогаты. Да, люди бежали от действительности. Куда? В никуда, в ничто» [3, с. 23].

Художественный конфликт «человек-общество», вокруг которого строится большинство сюжетов киберпанка, выражает беспокойство авторов по поводу любых проявлений насилия, тоталитарности и несправедливого распределения ресурсов в обществе. Образ главного героя и образы противостоящих ему элементов художественного мира являются важной составляющей поэтики жанра.

Библиографический список

1. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума. фантастический роман. Москва: Изд-во Эксмо, 2003.

2. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

3. Зорич А. Сезон оружия: Роман. Москва: ЗАО Изд-во Центр-Полиграф, 2001.

4. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2013.

5. Киберпанк. Available at: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Киберпанк

6. Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен Available at: https://geeksempire.org/posts/view/kiberpank

7. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие. Рязань, 2013.

8. Тюрин А.В. Каменный век. Available at www.fan.lib.ru/tytjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

9. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2001.

10. Hassler D. M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 - 76.

References

1. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: fantasticheskij roman. Moskva: Izd-vo 'Eksmo, 2003.

2. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

3. Zorich A. Sezon oruzhiya: Roman. Moskva: ZAO Izd-vo Centr-Poligraf, 2001.

4. Zyuzel'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.

5. Kiberpank. Available at: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Kiberpank

6. Kiberpank (cyberpunk) kak zhanr, stil' i kulturnyj fenomen Available at: https://geeksempire.org/posts/view/kiberpank

7. Solov'ev A.V. Kul'tura informacionnogo obschestva: uchebnoe posobie. Ryazan', 2013.

11. 8. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

9. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat», 2001.

10. Hassler D. M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 - 76.

Статья поступила в редакцию 01.08.19

УДК 81 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10198

Luludova E.M., Cand. of scirnces (РЫЬlogy), licensed literature professor, Almaty Branch of Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, chair of social-cultural technologies (Almaty, the Republic of Kazakhstan), Е-mail: eluludova@mail.ru

ON THE ITEM OF THE SACREDNESS OF SEMANTIC IMAGES OF RUSSIAN LETTERS. The article notes that the Russian alphabet appeared thanks to the monks Cyril and Methodius, but attention is drawn to the reasons for doing this in a fairly short time. The characteristic features of the reforms in terms of content and context are analyzed. It is noted that there were several stages of extracting meaning from each letter, each of them had its own sense, image, meaning, and the alphabet was a kind of system code of the World similar to the periodic system by D. Mendeleev. The author shows the semantic content in the sequential connection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.