Научная статья на тему 'Некоторые аспекты использования биллинговых систем на предприятиях связи'

Некоторые аспекты использования биллинговых систем на предприятиях связи Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
263
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Карякин А. М.

Особенность современного этапа развития автоматизации производственных процессов на предприятиях связи состоит в применении биллинговых систем, различных по масштабируемости и производительности, а также использующих разные архитектурные решения. На рынке представлено множество систем целого ряда производителей, и выбор той или иной системы становится непростой задачей. В статье рассматриваются архитектурные решения на базе АСР «Малахит» производства СКБ «ПРОМИНФОРМ», их основные функциональные свойства, необходимые для реализации отказоустойчивых, резервируемых биллинговых систем, а также один из реализованных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты использования биллинговых систем на предприятиях связи»

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Биллинг

Некоторые аспекты использования биллинговых систем на предприятиях связи

А.М. КАРЯКИН,

ведущий инженер-программист

скб «проминформ»

Особенность современного этапа развития автоматизации производственных процессов на предприятиях связи состоит в применении биллинговых систем, различных по масштабируемости и производительности, а также использующих разные архитектурные решения. На рынке представлено множество систем целого ряда производителей, и выбор той или иной системы становится непростой задачей.

В статье рассматриваются архитектурные решения на базе АСР «Малахит» производства СКБ «ПРОМИНФОРМ», их основные функциональные свойства, необходимые для реализации отказоустойчивых, резервируемых биллинговых систем, а также один из реализованных проектов

последнее время наблюдается объективный процесс укрупнения предприятий связи на иерархической основе (цех связи, территориальный узел электросвязи, филиал межрегиональной компании, межрегиональная компания электросвязи). Становится очевидным, что при принятии решения о закупке биллинговой системы во главу угла ставится вопрос об уровне применимости системы, ее надежности, производительности и возможности поддержки иерархии управления. Например, территориальный узел электросвязи должен получать данные от цехов и в свою очередь передавать их в филиал межрегиональной компании электросвязи и т.д. На такие требования рынок биллинговых систем отреагировал появлением распределенных иерархических решений. В процессе развития этих систем сформировались три основных подхода к технической реализации распределенности:

1) ШеЪ-интерфейс клиента с центральным ШеЪ-сервером;

2) терминальные системы с центральным терминальным сервером;

3) локально концентрированные иерархически связанные системы на основе встроенных решений.

Рассмотрим техническую реализацию этих трех подходов, их достоинства и недостатки, влияющие на надежность систем.

Первый подход основан на применении популярных в наше время Интернет-протоколов. На клиент-

Век Качества N° 4

ских рабочих местах используются стандартные ШеЪ-браузеры, которые отображают динамические странички, генерируемые установленным на головном предприятии ШеЪ-сервером. Функциональное содержимое экрана клиента (справочники, заполняемые формы, отчетность) определяется логикой ШеЪ-сервера.

Второй подход опирается на терминальные системы с использованием программных продуктов типа СГТЫХ. Основная идея такого построения состоит в том, что экранные формы (их графические изображения) строятся на центральном сервере. Для каждого внешнего клиента на сервере как бы запускается его личный экземпляр приложения, и он видит его «изображение» так, как если бы оно было запущено на его компьютере.

Прежде чем приступать к рассмотрению третьего подхода, коротко остановимся на основных достоинствах и недостатках первых двух. К достоинствам можно отнести тот факт, что на рабочих местах не требуется (или почти не требуется, как во втором варианте) установка какого-либо специализированного ПО, отражающего специфику решения производственных задач. Вся логика, программные модули и хранилища баз данных сконцентрированы на центральном сервере. Однако эти два подхода проповедуют «оптимистический» взгляд на надежность и пропускную способность линий

связи, по которым происходит обращение клиентских рабочих мест к центральному серверу приложений. К сожалению, реальность более жестока, и клиент, придя на узел связи, чтобы заплатить за телефонные разговоры, нередко слышит в ответ: «Извините, все компьютеры висят, нет связи...». Причина может быть в отсутствии сетевого соединения с центральным сервером приложений, например, из-за перезагрузки маршрутизатора или линии связи. Часто можно наблюдать, как системы подобного рода «тормозят» при выполнении таких простых запросов, как «справка о задолженности».

Конечно, вышесказанное не говорит о том, что первые два подхода нельзя применять для распределенных сетей. Однако при принятии решений о закупке биллинговой системы необходимо оценить надежность линий связи, их пропускную способность и соотношение цены простоя отделений связи города или района к стоимости обладания первыми двумя технологиями.

Попробуем определить теперь, как избежать «врожденных» недостатков описанных подходов и обеспечить необходимую степень распределенности и иерархии системы.

Особенности третьего подхода к технической реализации распределенности

Одним из вариантов решения указанных выше проблем является

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Биллинг

третий подход. Что он из себя представляет?

На предприятии связи развертывается иерархическая сеть недорогих серверов, служащих промежуточными хранилищами поступающей с рабочих мест информации. Иными словами, рабочие места отделений связи города N работают на локальный сервер города N. Локальный сервер города N связывается с локальным областным сервером города NN периодически передавая ему накопленные данные с рабочих мест и принимая от него изменения в справочной информации. При этом загрузка магистральных линий связи или центрального сервера и отсутствие связи с вышестоящей иерархией в любой момент времени никак не отражаются на работоспособности отделений связи.

Такой подход также гарантирует безостановочную работу отделений связи города, области или края при выходе из строя основного сервера, позволяет избежать раздражающих задержек при выполнении запросов с рабочих мест отделений связи в момент загрузки центрального сервера выполнением общих задача, таких как построение обобщающей статистики. В случае сбоя и последующего восстановления основного сервера накопленные на местах изменения будут успешно переданы на основной сервер с промежуточных серверов.

В этом варианте уже осуществляется автоматическое резервирование данных на локальных серверах, поэтому в качестве центрального сервера можно не применять дорогостоящий кластер, что практически уравнивает стоимость данного варианта построения системы с первыми двумя.

Построение системы на базе АСР «Малахит»

Рассмотрим рабочий вариант построения локально концентрированной иерархически связанной системы на базе автоматизированной системы расчетов (АСР) «Малахит» производства СКБ «ПРОМИН-ФОРМ».

Немного истории. В 1992 г. в Челябинской области появилась потребность в разработке автоматизированной системы расчета за услуги связи. Для ее реализации был выбран популярный в то время язык программирования С1агюп. Так появилась первая версия системы расчетов за услуги связи с рабочим названием КРУС-1.

В 1996 г. было принято решение о переходе на реляционную систему управления базами данных (СУБД), которая обеспечивала бы максимальную защищенность и стабиль-

Рис. 1

Связи и серверы действующей системы в одном из ЭТУС филиала электросвязи

ность работы. Для реализации нового проекта была выбрана СУБД ORACLE. К отличительным чертам данной СУБД можно отнести масштабируемость, отказоустойчивость, высокую производительность и возможность работы на различных типах сетей, на разном оборудовании и в разных операционных системах. В качестве среды работы клиентских рабочих мест было использовано интегрированное средство построения пользовательского интерфейса - ORACLE FORMS.

Так был запущен в жизнь проект КРУС-2, во время реализации которого на основе полученного ранее опыта была полностью пересмотрена концепция построения базы данных АСР. Упор был сделан на гибкость, надежность, автоматическое резервирование и удобство конечных пользователей.

АСР «Малахит» поддерживает работу в локально концентрированной иерархии и может эксплуатироваться как в режиме «единый сервер базы данных» с оп-1іпе-подключением операторов, так и в режиме «ведущий-ведомый». Этот режим позволяет использовать распределенную систему баз данных, в которой база данных расположена на нескольких серверах, причем один из них явля-

ется ведущим, а остальные - ведомыми. Такой режим является наиболее отказоустойчивым, и отказ любой части распределенной базы данных не влияет на общую работоспособность и производительность всех остальных частей. При использовании режима «ведущий-ведомый» каналы передачи данных между серверами могут иметь минимальные скорости передачи (начиная с 9600 бод). Ведущий сервер занимается централизацией данных и обычно располагается в головном цехе системы ЭТУС-ТУЭС.

Рассмотрим пример такого построения на базе действующей системы в одном из ЭТУС филиала электросвязи (рис. 1).

Обмен данными между серверами выполняется на двухсторонней основе (рис. 2). С центрального сервера ЭТУС на цеховые серверы передаются данные об изменениях в прейскуранте, о междугородных кодах городов и т.п., обратно поступает информация о текущем сводном биллинге цеха. Состояние биллинга по цехам непосредственно контролируется заместителем директора по коммерции и самим директором ЭТУС. За правильность работы с абонентами следит оператор по контролю за цехами.

Июль 2008 г.

с с с

ІІ

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Биллинг

62

Элементы АСР «Малахит»

Система построена по блочномодульному принципу (рис. 3), где в качестве центрального программного модуля используется модуль «Абонентско-расчетный отдел».

Важнейшим элементом системы является первичный атрибут любого абонента - лицевой счет. Ведутся разные списки лицевых счетов для юридических и физических лиц, что позволяет иметь пересекающуюся нумерацию лицевых счетов для юридических и физических лиц. Каждый лицевой счет обладает перечнем атрибутов, которые дополнительно идентифицируют абонента.

Атрибуты для физических лиц: ФИО; адресные данные; отделение связи доставки счетов; дата постановки на очередь; дата заключения договора; паспортные данные; движение льготной информации; дополнительно оказываемые услуги; список номерной емкости, закрепленной за абонентом. Поддерживается смена информации о льготе в любой день месяца, АСР автоматически отслеживает начисление абонентской платы по движению льгот.

Для юридических лиц доступны следующие атрибуты: название (полное и краткое); юридический адрес; почтовый адрес; ИНН; банковские реквизиты; дата и номер заключенного договора; список дополнительно оказываемых услуг; список номерной емкости.

В список номерной емкости попадает информация о движении устройств, имеющих номерную емкость. Автоматически отслеживается начисление абонентской платы относительно дат установки и снятия устройства. В список дополнительно оказываемых услуг попадают услуги и устройства, не имеющие номерной емкости, например, радиоточки, услуги ДВО, покилометровые и т.д. Любая из дополнительных услуг может быть связана с номером телефона, при этом движения по приостановке и снятию телефона автоматически распространяются на

Век Качества N° 4

связанные дополнительные услуги.

Реализована классическая схема обработки входящих заявлений от абонентов. Заявление регистрируется, проходит проверку в техническом отделе на предмет возможности технической реализации, по удовлетворенному заявлению формируется наряд. Проверка технической возможности осуществляется на основе вводимой информации о шкафных распределениях, движении занятости пар и об адресном листе коробок. Далее включается в действие механизм резервирования технической информации за обработанным заявлением.

На основании сведений лицевого счета с использованием данных из справочника тарифов (прейскуранта) производится расчет и начисление всех видов абонентской платы. Прейскурант поддерживает смену тарифной информации не только с начала, но и с любого дня расчетного периода. За расчетный период принимается календарный месяц. Все движения денежных средств автоматически или с помощью операторов заносятся в расчетный период; в любой момент делается расчет движения денежных

средств (как по всем лицевым счетам, так и по отдельным); выводится дебет-кредит на конец расчетного периода. Осуществляется расчет текущего биллинга.

В АСР автоматически ведется книга выписанных счетов и продаж по НДС для юридических лиц, которая подчинена главной книге продаж оператора связи.

При работе со списками на отключении выполняется автоматизированная приостановка действия устройств, ведутся различные списки на отключение. Интерфейс взаимодействия со станциями (автоматическое включение или отключение номера телефона) основывается на внешних программных стыках и не затрагивает структуру АСР, что дает возможность гибко настраивать АСР практически под все виды электронных станций без изменения программного обеспечения самой АСР.

АСР позволяет автоматически рассчитывать стоимость междугородных и международных разговоров по автоматической и ручной связи, а также стоимость телеграмм. Интерфейс взаимодействия с внешними устройствами сбора и регистрации данных организован таким образом, что вид входящих данных не оказывает влияния на работу АСР, перекодировка осуществляется с помощью внешних программ-конвертеров, что увеличивает гибкость системы в целом.

Гибкая система настройки тарифов позволяет вводить тарифы по любому тарифному плану. Возможно

ЦП

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Биллинг

изменение тарифного плана в зависимости от местоположения абонента, а также от типа входящего трафика (например, 1Р-телефония).

АСР может эксплуатироваться в системе ЭТУС-ТУЭС как единый сервер базы данных с оп-Ипе-под-ключением операторов, так и в режиме «ведущий-ведомый». Централизованное ведение справочной информации с автоматической передачей изменений по каналам корпоративной сети - одна (и не самая важная) из функций ведущего сервера.

Дополнительными компонентами АСР «Малахит» являются подсистема централизованного бюро ремонта, подсистема тарификации местных соединений; подсистема приема платежей и подсистема справочной 09.

Подсистема централизованного бюро ремонта позволяет регистрировать заявления на повреждение; передавать информацию монтерам; отслеживать повторность повреждения; передавать информацию о смене технической информации в технический отдел; рассчитывать просрочку устранения повреждения с автоматическим перерасчетом абонентской платы за период повреждения; формировать сводный журнал учета повреждений.

Подсистема тарификации местных соединений также реализована по гибкой схеме взаимодействия с внешними системами регистрации

местных соединении и с помощью программ-конвертеров ведет обработку поступающих соединении без изменения исходного кода самоИ АСР.

Подсистема приема платежеИ рассчитана на работу в режиме online и позволяет не только принимать платежи (автоматически фиксируя платеж на подключенноИ к рабочему месту контрольно-кассовоИ машине), но и выдавать повторные счета абонентам, просматривать историю движения денежных средств по лицевому счету, принимать авансовые платежи.

Подсистема справочной 09 работает на основании текущих данных базы абонентов, в связи с чем оперативно предоставляет справки об изменениях в номерной емкости оператора связи.

Документация к АСР полностью описывает структуру базы данных, что дает возможность инженерам-программистам реализовывать дополнительную отчетность, необходимую для данного оператора связи. Также легко осуществляется взаимодействие с внешними системами биллинга, например, с системами биллинга CDMA, IP-услуг и др. Система поддерживает гибкие тарифные планы, что делает ее привлекательной и для операторов сотовых сетей.

В систему встроены свыше 60 стандартных отчетов, включающих

в себя счета-фактуры и книгу продаж, оборотные ведомости, справки по задолженностям, счета абонентам, статистические данные, 65-ю форму и т.д.

В целом АСР «Малахит» способна реализовать весь цикл обработки данных по лицевым счетам абонентов, автоматизировать не только отделы, непосредственно связанные с движением денег по лицевым счетам абонентов, но и отделы, которые могут оказывать косвенное или непосредственное влияние на движение денег и лицевые счета абонентов.

В заключение еще раз подчеркнем, что для выбора действительно надежной, производительной и иерархически распределенной биллинговой системы следует учитывать все факторы ее эксплуатации в реально существующей инфраструктуре. Необходимо делать основной упор на надежность системы в целом, избегать излишней централизации, обращать особое внимание на минимизацию критически важных для всего комплекса элементов, на скорость и надежность функционирования системы в условиях экстремальной загрузки и при сбоях на магистральных каналах передачи данных. Многолетняя безотказная эксплуатация представленной системы доказывает обоснованность такого подхода.

СКБ ПРОМИНФОРМ

В рамках направлений системной интеграции мы предлагаем:

- разработку концепции информационной, телекоммуникационной инфраструктуры;

- комплексные информационные, телекоммуникационные, инженерные решения;

- проектирование и строительство сооружений, систем связи, передачи данных корпоративных сетей, систем безопасности;

- техническое обслуживание, а так же собственное оборудование:

Аппаратура циркулярного вызова

Экстренное оповещение - циркулярный вызов, трансляция речевой информации, регистрация факта

и времени запуска оповещения и ответа абонента, управление сиренами.

Аппаратно-программный комплекс автоматизированных рабочих мест телефонистов

Создание диспетчерских, справочно-информационных и служб ручного обслуживания Создание систем аудиоконферениий, конверторов сигнализации

Шлюз IP -телефонии VoiceLink

Подключение аналоговых телефонов и АТС к IP-сетям и организация телефонной связи по сетям передачи данных TCP/IP.

Создание собственных корпоративных сетей IP-телефонии для организации междугородной и международной телефонной связи с выходом в действующие сети различных операторов 1Р-телефонии.

Автоматизированная система расчетов "МАЛАХИТ"

Автоматизация работы абонентских (расчетных ] подразделений узлов связи.

АСР “МАЛАХИТ" - это Масштабируемость Универсальность

Модульность Г ибкость

ООО ”СКБ ПромИнформ' 45БЭ20, Россия, г. Миасс. ул. Молодёжная S-A тел.: (3513) 53-11-55,53-11-ВВ, факс: (3513) 53-2В-20 l@)promlnform.ru www.promlnform.ru

Июль 2008 г. 63

с. с с

ф

ПромИнформ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.