УДК 372.881.161.1
Лукьянченко Ирина Васильевна
Учитель русского языка и литературы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, [email protected], Новокузнецк
«БИЛЕТ» В СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО
Lukyanchenko Irina Vasilevna
Тeacher of the Russian Language and the literature at the Center of medical pedagogics and Differentiated Training, [email protected], Novokuznetsk
«TICKET» TO HIGH SOCIETY
Одна из задач национального проекта в сфере образования - повышение конкурентности и социальной мобильности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы. Сегодня для успешной социализации в обществе недостаточно академических знаний в отдельных областях науки, необходимо также владение коммуникативной культурой. Коммуникабельный человек способен легко адаптироваться на рынке труда, установить контакт и найти взаимопонимание с незнакомыми людьми, так как наиболее востребованными являются профессии, связанные с экономикой, предпринимательством, торговлей, т. е. с теми специальностями, успех которых зависит от умения установить, развить и поддержать коммуникативные отношения. Умелое деловое общение в сочетании с неофициальным во многом определяет успех деятельности. В ситуации непринужденного полуофициального общения легче завязать полезные знакомства, расширить и углубить уже имеющиеся контакты, обменяться взглядами и мнениями. Социализация с помощью речи на высших уровнях профессиональной иерархии позволяет говорить об эффективном светском общении, соответствующем требованиям, принятым в культурном, образованном обществе.
В настоящее время все еще бытует мнение, что светское общество, а следовательно и светское общение, возможны только в среде аристократов, имеющих благородное происхождение, отличающихся стилем жизни, манерой поведения, внешним обликом. Естественно, в современной России нет собственно «света», титулованных особ, однако в связи с изменившейся социокультурной ситуацией произошла переоценка значимых качеств личности. Главными стали те свойства, которые образуют индивидуальность человека, создают возможность реализовать себя в разных сферах общественной жизни, проявлять профессиональную и коммуникативную компетентность.
Для современного светского человека важен не столько предписанный статус (происхождение) и даже не столько богатство само по себе, сколько
личностные достижения, способности, высокий профессионализм, сочетающиеся с соблюдением т. н. «хорошего тона».
Социальное расслоение общества привело к появлению современной элиты, особого социального класса, людей публичных, образованных, талантливых, обладающих хорошими манерами, занимающих высокое положение в обществе. Общественное мнение склонно относить их к новому «свету». В то же время в этом социальном явлении выделяется группа людей, изначально принадлежащая к более низкой ступени, которая пытается приобщиться к элитарной культуре и закрепиться в ней. Как показывает практика, общение малознакомых людей зачастую вызывает серьезные трудности: человек замыкается, затрудняется говорить искренно, не может сформулировать точку зрения. Времяпрепровождение, организуемое на светских приемах, оставаясь непосредственным инструментом самоутверждения и карьеры, напротив, предполагает одновременно получение удовольствия от общения, дает возможность отдохнуть, снять эмоциональное и интеллектуальное напряжение.
Анализ литературоведческих источников (В. Э. Вацуро,
В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, Е. В. Лаврентьевой, Ю. М. Лот-мана, А. Мартен-Фюжье, О. С. Муравьевой и др.), воспоминаний, биографических очерков, дневниковых записей (А. Бенуа, В. П. Вяземского,
А. С. Пушкина, А. Ф. Тютчевой и др.), художественных произведений (А. Белякова, О. Пономаревой, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и др.), а также сборников правил и советов XIX в. («Светский человек или руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом (1855) и др.) показал, что традиции проведения светских приемов (следовательно, и социально престижное общение) уходят своими корнями в глубокую древность. В XVI—XVII вв. правила поведения и общения во время пира, большого званого обеда определялись «Домостроем». Введение в начале XVIII в. Петром I ассамблей кардинально изменили представления дворян о культуре совместного времяпрепровождения: чтобы иметь успех в свете, им пришлось осваивать умение непринужденно поддерживать разговор, быть интересным собеседником и изобретательным хозяином большого приема гостей. Помогало им в этом руководство по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Начало XIX в. характеризуется появлением «света», «светского общества», развитием культуры общения, проведением различных приемов: балов, маскарадов, раутов и др. Светский прием понимается как форма проведения каких - либо официальных мероприятий, как регламентированная церемония, в которой главным является соблюдение особого порядка организации и проведения: состав и особенно изысканный внешний вид участников, порядок проведения приема. Наиболее распространенной формой интеллектуальной жизни этого периода были гостиные и салоны, для которых характерны дружеское общение, игра в домашних спектаклях, музици-
рование. Они проходили по определенному сценарию с присутствием приглашенной знаменитости, обсуждением вопросов литературы и искусства, в них культивировалась «наука салонной болтовни», которая заключалась в умении «переходить от предмета к предмету» «с легкостию, с приятнос-тию» [3, с. 202].
К вырождению салонной жизни (II п. XIX в.) привела, прежде всего, революция 1917 г., уничтожившая дворянство как класс, а вместе с ним быт и светский этикет. В 90-е годы XX в. экономические преобразования (расслоение общества, появление богатых и состоятельных людей, изменение приоритетов в бизнесе) приводят к появлению элиты общества, возрождению форм светского общения: возникает «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитарной культуры, имеющая четко очерченные границы знаний, норм, ценностей. Представители высшего общества устраивают церемонии и приемы, проводят презентации, общению способствуют маскарады, салоны, балы, премьеры и вернисажи. Участие в светских приемах является продолжением служебной деятельности бизнесменов, государственных деятелей, издателей и редакторов ведущих журналов и газет, художников, артистов, музыкантов и др., т. е. доступ в «свет» открыт любому, кто отличился в какой - либо сфере.
Историко-литературный обзор позволил сформулировать ключевые определения: под светом подразумевается круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам, характеризующийся известностью и роскошью; светское общество - это избранное общество, отличающееся едиными свойствами личности (утонченностью, обходительностью, любезностью манер, искусством такта и образом жизни); это особое социокультурное пространство, в котором предполагается строгое соблюдение установленных правил поведения, моделей общения.
В современном обществе светскость ассоциируется не с происхождением человека, а уровнем его успешности в обществе, способностью проявить себя, поэтому наименование «светский человек», безусловно, следует отличать от наименований, подразумевающих сословную принадлежность или привилегированность высшего сословия, таких, как «дворянин», «аристократ». Это понятие гораздо шире и является, прежде всего, нравственной категорией.
Светские люди - самая культурная и образованная часть русского общества, люди, обладающие талантом, владеющие нормами этикетного поведения, выполняющие функцию ориентира, образца высоких нравственных качеств. При этом понятие «светский человек» является общественной категорией - подразумевает его принадлежность к определенному привилегированному кругу лиц, соответствие требованиям света: общепринятым нормам поведения, в том числе речевого. Связано это, прежде всего, с созданием элитарного имиджа, образа, который человек для себя специально выбирает и сознательно поддерживает, исполь-
зуя для достижения тех или иных целей в жизни. С этой точки зрения, имидж - это «долговременная инициативная коммуникативная роль» [8, с. 100]
Многие ученые (О. А. Баева, И. Н. Кузнецов, А. П. Панфилова, И. А. Стернин, Г М. Шеламова и др.) выделяют три основные составляющие имиджа, в том числе элитарного: 1) внешний: имидж должен обеспечивать такое восприятие личности, которое в наибольшей степени способствовало бы достижению поставленных целей. Он связан с понятием стиля одежды, внешнего вида: на светском приеме человек обязан выглядеть в соответствии с установленным dress-code; 2) поведенческий: проявляется в действиях и характере человека. Так, благоприятный поведенческий имидж светского человека формируется вследствие регулярного посещения светских мероприятий и включает такие качества, как целеустремленность, профессиональная компетентность, эмпатия, инициативность, успешность и т. д.; 3) коммуникативный: общительность, внимание к словам собеседника, умение слушать, соблюдение норм речевого этикета и т. д. Наличие трех составляющих элитарного имиджа, высокая степень освоенности позволяет вести себя естественно в ситуации светского общения, соответственно принятым нормам. Понятие элитарного имиджа является ключевым в характеристике светского общения, ритуальной беседы, которую этикет предписывает вести людям в роли только что представленных друг другу либо в ситуациях, когда они выступают в роли официальных участников светского мероприятия.
Светский прием - это не только форма проведения каких-либо официальных мероприятий, но и одна из жанровых форм элитарного общения, интенцией которого является организация коммуникативного взаимодействия между участниками в полуофициальной обстановке, «фиксация успеха и выражение сопричастности общей идее» [2, с. 12].
Анализ работ, рассматривающих проблему речевых жанров и их признаков (М. М. Бахтин, В. В. Дементьев, К. А. Долинин, К. Ф. Седов, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева и др.), а также образцы показывают, что это развернутый, крупноформатный жанр (гипержанр), понимаемый как «речевая форма, которая сопровождает социально-коммуникативные ситуации, объединяющие в своем составе несколько жанров» [1, с. 162]. Он состоит из жанров-миниатюр (приглашение, приветствие, представление, светская беседа, комплимент, речь к подарку, прощальные и напутственные речи и др.), выстроенных по особому ритуалу. В соответствии с научной позицией Т. В. Шмелевой, светский прием является этикетным/перформативным речевым жанром, цель которого - осуществление социального поступка, предусмотренного этикетом данного общества [9, с. 92].
На основе лингвистических исследований В. В. Дементьева, Т. А. Милехиной, К. Ф. Седова, О. Б. Сиротининой, И. А. Стернина и др., а также образцов, взятых из художественных произведений, фильмов и реальной речевой практики, мы выявили, что речь, используемая на светс-
ком приеме, сохраняет все особенности устной разговорной: избыточность, экономию, перебивы (самоперебивы), использование несловесных средств общения (громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д.). Однако представители светского общества должны обладать элитарной речевой культурой: не только знанием и владением ортологическими и функционально-стилевыми нормами, но и навыками «самоконтроля речи, отсутствием самоуверенности, уважением к собеседнику, партнеру и вообще к людям, тягой ко всем знаниям, к искусству, литературе в их лучших проявлениях». [7, с. 224]. Следует отметить, что светское общение характеризуется строгой регламентированностью тематики беседы (разговор на общие темы, избегание тем - табу), выбора языковых (соблюдение норм речевого этикета, некате-горичность высказывания), пантомимических (отсутствие ярко выраженных реакций) и ритмико-интонационных средств (спокойный темп, негромкий голос); времени (непродолжительность общения с одним гостем).
Анализ наблюдений за публичным поведением политиков, деятелей культуры, представителей шоу-бизнеса и др. позволяет сделать вывод, что новоявленному светскому человеку не хватает не только знаний из области этикета, в том числе речевого, но и специальных коммуникативно-социальных умений. Это определяет потребность в специальном обучении светскому общению как в условиях школьного речевого образования, так и в вузовской системе подготовки будущей социальной элиты.
Для формирования основ элитарной речевой культуры необходимо определить, какими сведениями о светском приеме и особенностях светского общения располагают современные школьники и студенты. Для получения более объективных данных исследования нами была сформирована группа респондентов (297 человек) на базе разных учебных заведений. Его участниками стали учащиеся старших классов общеобразовательных школ, I курса профессионального училища и торгово-экономического техникума, студенты II, III курсов Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка. В анкету были включены две группы заданий: первая позволяла выявить уровень знаний учащихся и студентов об особенностях организации и проведения светского приема, вторая - определить уровень коммуникативной культуры. Включение практических заданий было обусловлено следующим фактором. Анализ школьной программы по русскому языку показал, что учащиеся на уроках знакомятся с формулами речевого этикета (обращение, повелительное наклонение, просьба, извинение и др.), которые являются неотъемлемой частью светского этикета, учатся вести себя в официальной ситуации в соответствии с правилами, регламентированными этикой. В связи с этим мы предположили, что, заканчивая курс обучения, школьники имеют определенный круг знаний, нам важно было узнать уровень сформированности коммуникативных умений.
Обобщенные итоги констатирующего эксперимента1 (см. таблицу) позволили сделать следующие выводы2. Во-первых, исследуемая категория современных молодых людей показала востребованность знаний и умений,
Сопоставительный анализ результатов анкетирования школьников и студентов
Варианты ответов Учащиеся Студенты Итого
Шко- ла Гимна- зия Лицей ПУ Техни- кум Вуз (дн.) Вуз (заоч.) Учащиеся/ Студенты
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вопрос 1. Какой человек, по вашему мнению, является светск Кого из известных людей можно отнести к этой группе лиц їм?
Публичный («посещают светские мероприятия», «постоянно мелькает на экране») 57,6 76,4 47 27,2 19,3 36,1 27 52,1/27,5
Воспитанный («с безупречными манерами», «знающий правила поведения в обществе») 7,7 17,6 17,6 27,2 58 46,8 51,3 17,5/52
Светские люди:
К. Собчак 81,3 81,3 56 50 41,6 25 23
Вопрос 2. Какие мероприятия называют светскими? Подберите синонимы к понятию «светский прием»
Торжественный прием, где собираются представители высшего общества для отдыха и решения деловых вопросов 16,7 75 72,5 25 47 71 52,2 47,3/56,7
Синонимами понятия «светский прием» являются:
Вечеринка 46,2 61,9 14,3 50 20 4,3 4,5 43,1/9,6
1 В таблице «Сопоставительный анализ результатов анкетирования школьников и студентов» приводятся наиболее типичные ответы респондентов на вопросы анкеты, которые, по нашему мнению, в большей степени демонстрируют уровень их готовности к практическому обучению (жирным шрифтом выделены ответы, набравшие максимальное количество процентов). В творческом задании (тринадцатый пункт) необходимо составить позитивный диалог, используя фрагмент начала беседы на открытии выставки между незнакомыми людьми.
2 При подсчете результатов учитывался выбор респондентами нескольких вариантов ответов.
Вопрос 3. Участвовал ли ты в светских мероприятиях? Где? По какому поводу? Чем запомнилось?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Участвовали 17,9 19,2 33,3 30 5,6 18,9 13 25,1 / 12,5
Светское мероприятие запомнилось:
Гости («культурные», «образованные, «связаны общими интересами») 33,3 50 75 20,8/25
Организация («торжественность», «масштабность», «продуманность») 50 50 45 75 25/40
Вопрос 4. Продолжите определение: «Светский прием - это...», «Светская беседа - это...»
Корпоративная вечеринка, тусовка, званый вечер, вечеринка 22,2 66,7 15 88,9 5,9 2,6 12,6 48,2/6,9
Светская беседа - это...
Беседа на конкретные темы («политика, «экономика» и др.) 70,7 47,6 5,6 66,6 16,7 14,3 4,3 47,6/11,8
Вопрос 5. Представители каких профессий, на ваш взгляд, наиболее часто посещают светские мероприятия?
Представители шоу - бизнеса (певцы, музыканты, продюсеры, композиторы и др.) 61,2 92,3 92,8 90,9 50 62,7 61,1 84,3/57,9
Вопрос 8. Хотите ли вы приобрести качества светского человека? Что для этого необходимо?
Да 40 50 54,3 43,8 72,2 80 53,6 47/68,6
Чтобы стать светским человеком, необходимо
Повысить культуру поведения («приобрести хорошие манеры», «освоить нормы этикета и хорошо владеть ими») 21,7 46,2 23,1 32,5 26,7 17/27,4
Вопрос 10. Какие трудности возникают или могут возникнуть у участников светского приема?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Отсутствие навыков культуры поведения («незнание правил хорошего тона», «неумение преподнести себя в выгодном свете») 31,3 77 37,8 42,9 25 67,8 42,8 47,2/45,2
Вопрос 11. От чего зависит успех приема?
Подбора гостей (взаимопонимания между ними, культуры, настроения) 71,4 58,8 68,6 75 75 100 75,8 68,5/83,6
Вопрос 13. Продолжите диалог, позволяющий установить доброжелательные отношения.
Диалог состоит из 1-2 реплик 39,3 30,8 8,3 15 2,8 28,3 30,8 23,4/20,6
связанных с поведением и общением в неофициальной обстановке светских мероприятий. По их мнению, такой вид общения позволяет не только достичь успехов в профессиональной деятельности, добиться продвижения по карьерной лестнице, но и способствует личностным достижениям. Во-вторых, коммуникативная культура их невысока, большинство опрошенных слабо ориентируются в данной области знаний, что доказывает предположение об отсутствии реальной практики. В-третьих, используя для анкетирования группы, различающиеся возрастом, образованием, видом образовательного учреждения, социальным положением, мы выявили, что все группы респондентов характеризует недостаточно четкое представление об основных понятиях светского приема, отсутствие знаний об особенностях светских мероприятий, а также готовность приобрести необходимые знания и умения.
Одной из причин несформированности у них коммуникативной культуры, на наш взгляд, является отсутствие в системе школьного и вузовского образования специального обучения данному жанру, анкетируемые при выполнении практических заданий использовали чужой коммуникативный опыт из сериалов, популярных в подростковой и студенческо-молодежной среде произведений таких авторов, как О. Робски, К. Собчак, С. Минаев и др.
Речевая культура, востребованная в элитарном обществе, может быть сформирована в рамках элективного курса для старшеклассников «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Его содержание, последовательность изучения, опорные понятия, формируемые теорети-
ческие знания и практические умения составили результаты исследований в области психологии, педагогики, лингвистики языка, риторики, теории и методики обучения русскому языку и др., а также данные, полученные при анкетировании и во время наблюдений за реальной речевой практикой учащихся.
Традиционно теория и методика обучения русскому языку литературы (В. В. Бабайцева, М. Т. Баранов, Г. А. Богданова, Н. Е. Богуславская, Л. А. Лазарева, Т. А. Ладыженская и др.) рекомендует формировать коммуникативную культуру, востребованную в светском обществе, через рассмотрение на уроках вопросов, связанных с характеристикой специфики понятий: официальное - неофициальное общение и этикетно - церемониальных жанров приветствия, благодарности, прощания, приглашения и пр. Очевидно, чтобы научить школьников манерам, принятым в светском общении, недостаточно использовать известные в методике развития речи приемы и средства обучения (беседу, анализ образца и др.). Эти, безусловно, уместные на уроке «помощники» учителя, не позволяют дать цельное представление об особенностях светского времяпрепровождения и приобрести коммуникативные умения, необходимые для общения в неофициальной обстановке светского приема. Поэтому в ходе обучения мы обращаем внимание на общезначимые коммуникативные умения (соблюдение речевого этикета, максимы вежливости и т. п.) и формируем специальные коммуникативно-жанровые умения (речевое поведение во время светской беседы, пантомимические и ритмико - интонационные особенности произнесения поздравительных и застольных речей и т. п.), помогающие подготовить и осуществить светский прием.
В связи с тем, что при обучении эффективному общению большая часть времени уделяется практике, особое место занимают специфические методы и приемы работы: 1) риторический анализ устных и письменных текстов (предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации, а также выявление, в какой мере говорящему удалось решить свою коммуникативную задачу); 2)риторические задачи (проблемная задача, которая требует от ученика некоторого речевого действия, направленного на создание высказывания, основанного на описании значимых компонентов речевой ситуации в условиях, когда коммуникант не обладает способом решения этой задачи);
3) риторические игры (педагогически организованная в заданной учебной ситуации совместная интеллектуально-речевая деятельность учителя и учащихся, в процессе которой выявляются особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные умения) [4; 5].
Логика занятий строится с учетом их тематики: от формирования представлений о светском обществе, светском человеке к формированию основ элитарной коммуникативной культуры (9 практических занятий и ролевая игра «Мой первый выход в свет» с последующим риторическим анализом). Старшеклассникам во время занятий необходимо показать особенности организации и проведения светских мероприятий, раскрыть качества, кото-
рыми должен обладать светский человек, выявить особенности светской беседы, показать многообразие формул речевого этикета и обучить созданию и использованию в речи этикетных формул общения через выполнение различных групп коммуникативных заданий.
Задания аналитического характера (например, анализ текста - образца светского общения, сопоставление позитивных и негативных образцов) сформируют особую группу умений. Они позволят ученикам оценивать свое и чужое речевое поведение, заблаговременно корректировать его, предупреждая тем самым коммуникативные промахи, а впоследствии - неудачи. Так, на одном из занятий («Всегда ли человек властен войти в хорошее общество? Человек способный, достойный и хорошо воспитанный всюду проложит себе дорогу» (Честерфилд) учащимся после просмотра и анализа фрагментов романа «Евгений Онегин» и х/ф (сцена «Встреча Онегина и Татьяны на балу», реж. Л. Тайлер) предлагаются вопросы для беседы: Являются ли представленные герои светскими людьми? Что отличает их с точки зрения общей и речевой культуры? Какие требования предъявлялись к светскому общению в эпоху Пушкина? Аналитико-конструктивные задания направлены не только на критическую оценку предложенного варианта поведения, но и на поиск и использование более уместных средств общения (вербальных, паралингвистических). Например, на занятии «Без принуж-денья в разговоре коснуться до всего слегка...» (А. С. Пушкин) школьникам предлагается задание: после просмотра фрагментов х/ф «Служебный роман» (сцена «Новосельцев и Калугина на вечере у Самохвалова», реж. Э. Рязанов) и «Москва слезам не верит» (сцена «Вечеринка в доме профессора», реж.
В. Меньшов) провести сопоставительный анализ: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Какие коммуникативные ошибки допущены героями? Кто является коммуникативным лидером? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение. Конструктивные (творческие) задания предполагают создание собственных текстов и креативного использования их в речевой коммуникации в типичных для светского общения ситуациях. Так, на занятии «Бывало, он еще в постели: к нему записочки несут...» (А. С. Пушкин) учащиеся создают приглашение на светский прием и ответ на него; в результате изучения темы «Примите наши поздравленья ...» ими создаются и произносятся поздравительные речи и т. п.
При отборе и использовании дидактических средств обучения мы учитывали следующие критерии: а) психологический: отобранные для анализа и других заданий тексты и видеообразцы должны ясно выражать предмет речи (легко узнаваемые типы героев и ситуации, использование прямых тактик передачи информации и т. д.), иметь четкие переходы от одной смысловой части к другой, смысловую завершенность частей, выражать зависимость лексико-грамматических показателей. Учитывается также временной регламент, в течение которого поддерживается высокая активность внимания учащихся; б) методический: использование средств должно быть методически целесообразным и уместным (соответствовать содержанию про-
граммы обучения в тематическом отношении, способствовать формированию необходимых умений); в) эстетический: образцы должны вызывать ментально-эмоциональные реакции (пользоваться широкой популярностью, обладать высокими художественными достоинствами). Отобранные средства обучения должны помочь школьникам определить жанровые особенности светского приема, особенности подготовки и последовательность его проведения, а также сформировать специфические коммуникативножанровые умения.
В дидактическую базу электива включаются видеообразцы из классических и современных художественных фильмов («Война и мир», «Титаник», «Горе от ума» и др.) и реальной речевой практики, ярко и доступно отражающие основной предмет изучения; тексты-образцы (из произведений Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. Малахова, Т. Устиновой и др.), фрагменты из публицистических и других изданий; раздаточный материал с типичными языковыми конструкциями, характерными для микрожанров светского приема; иллюстративный графический материал (таблицы, схемы, памятки) и др. При всем многообразии средств обучения первостепенное значение приобретают фильмы и видеофрагменты, поскольку они «демонстрируют ситуацию общения в целом и могут быть проанализированы с разных точек зрения» [6, с. 231]. Такая дидактическая база вводится в урок с помощью проблемного или репродуктивного слова преподавателя, дидактической беседы (репродуктивной, эвристической), заполнения обобщающих таблиц, схем; создания и анализа памяток и т. д.
Приведем краткое содержание основных разделов элективного курса «Выходим в свет »: коммуникативные основы светского общения» (20 час.)3 Раздел 1. «Нет иного хорошего общества, кроме хорошего» (А. С. Пушкин): ключевые понятия элективного курса: свет, светское общество, светское общение, светский человек. Цель: сформировать у школьников представление об особенностях коммуникативной культуры светского человека. Раздел 2. «Имеем честь покорнейше просить Вас пожаловать ...»: содержание подготовки к элитарному общению во время светского приема. Цель: сформировать представление о приглашении на прием и ответе на него, научить создавать эти жанры. Раздел 3. «Язык гостиных - нечто вроде птичьего щебетанья» (Ф. В. Булгарин): коммуникативная ситуация светского общения. Цель: сформировать умения анализировать речевую ситуацию элитарного приема, организовывать и осуществлять элитарное общение в условиях приема - ролевой игры. Раздел 4. «Кончен бал, погасли свечи»: правила общения после светского приема. Цель: сформировать умения, необходимые для эффективного речевого общения на заключительном этапе приема. Радел 5. «Свет решил, что он умен и очень мил» (А. С. Пушкин): подготовка и проведение ролевой игры. Цель: сформировать у школьников
3 Предлагаемый курс (9 практических занятий и ролевая игра) допускает вариативность в зависимости от особенностей учащихся: наличия мотивационной базы, уровня знаний, сформированности коммуникативных умений и т. п. Педагог может сокращать или увеличивать количество учебных занятий.
1) представление о комплексном характере речевого поведения в ситуации элитарного (светского) общения; 2) умения объединять микрожанры светского приема в единую жанровую форму светского мероприятия с учетом его цели, повода, участников, экстралингвистических особенностей организации и проведения; 3) умение контролировать и корректировать все уровни общения: пантомимический, ритмико-интонационный, языковой.
Предложенная программа была апробирована на занятиях по вузовскому курсу «Частная риторика» в группах студентов II курса очного обучения факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии (94 человека). При выборе этих групп студентов мы руководствовались тем, что, во-первых, они уже овладели знаниями об основных риторических понятиях (текст, речевой жанр и др.), базовыми коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для анализа, редактирования и создания текстов в определенном речевом жанре; во-вторых, именно учитель несет знания школьникам, формирует культуру общения, культуру поведения; в-третьих, более 80% студентов, согласно данным анкетирования, выразили желание овладеть основами элитарного общения.
Методическая модель была реализована в ходе формирующего (обучающего) эксперимента и включала в себя аудиторные занятия (8 часов), ролевую игру и риторический анализ (2 часа)4: Общая цель занятий состояла в том, чтобы сформировать опорные умения готовить и проводить светский прием в реальной речевой практике. Итоговое занятие было организовано в виде риторической игры «Мой первый выход в свет». Выбор данного метода связан с тем, что коммуникативная игра используется для формирования риторических умений, позволяет проявить активность, инициативность, лидерские способности, располагает к продуктивному усвоению материала, повышает интерес к предмету изучения.
Для проведения итогового занятия мы выбрали такой вид приема, как юбилей школы с последующим банкетом. При выборе повода мероприятия мы руководствовались тем, что он предусматривает соблюдение всех этапов светского приема и использование ключевых жанров-миниатюр; позволяет сочетать светский и деловой характер мероприятия; является актуальным для студентов педакадемии, будущих работников системы образования.
Анализ и оценка работы всех участников риторической игры осуществлялись по критериям, позволяющим оценить созданные студентами высказывания и определить, насколько сформированы их общекоммуникативные и специальные умения:
1) соответствие жанрообразующим факторам светского приема:
а) интенции (характер доминирующей цели и дополнительных задач);
б) коммуникантов (образ адресата и адресанта);
в) места и характера отношений (сфера употребления жанра);
4 Нами были отобраны темы, являющиеся ключевыми в формировании элитарной коммуникативной культуры, и требующие обязательного изучения.
г) структурно-смысловой оформленности (соблюдение этапов организации светского приема и порядок включения микрожанров);
2) качество используемых жанров - позволил оценить жанрообразующие признаки микрожанров светского приема, логичность, уместность включения их в текст, их развернутость и оригинальность в ситуации светского и делового общения;
3) взаимодействие организаторов светского приема и его участников - позволил оценить качество определяющего подготовительного этапа светского приема, учет всех его составляющих каждым организатором, соблюдение единства его структуры для комфортного и продуктивного воплощения;
4) креативность и оригинальность текстов - позволяет судить о степени заинтересованности, проявлении творческих способностей студентов, которые выходят за рамки стандартных признаков жанра и выделяют дополнительные параметры для оценки письменных и устных работ.
Результаты риторической игры показали, что студенты успешно овладели умениями выбирать жанр светского приема в соответствии с полиин-тенциональностью конкретного светского мероприятия; отражать в процессе организации и проведения основные его этапы (подготовительный, коммуникативный, посткоммуникативный); создавать сценарий светского мероприятия, составлять список приглашенных, при этом учитывать состав и количество гостей; создавать и логично выстраивать жанры - миниатюры, входящие в светский прием; учитывать в процессе проведения речевые и экстралингвистические факторы коммуникации, в том числе регламентированные светским и деловым этикетом.
Обучение современных молодых людей основам элитарной речевой культуры в рамках элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения» сформирует, на наш взгляд, потребность в самообразовании, самовоспитании, вызовет желание совершенствоваться в искусстве социально престижного общения, и благодаря уверенности, которая приходит во время такой работы, добиваться профессионального успеха.
Библиографический список
1. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - М.: «Лабиринт», 2001. - 304 с.
2. Деловое общение. Деловой этикет [Текст] / Автор-составитель И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 431 с.
3. Лаврентьева, Е. В. Светский этикет пушкинской поры [Текст] / Е. В. Лаврентьева. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999. - 640 с.
4. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
5. Ладыженская, Т. А. Уроки риторики в школе [Текст]: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская. - М.: «Баласс», «С - инфо». 2002. - 80 с.
6. Педагогическое речеведение. Словарь - справочник [Текст] / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
7. Сиротинина, О. Б. Элитарная речевая культура и хорошая речь [Текст] / О. Б. Сиротинина // Хорошая речь. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. -С. 222-228/
8. Стернин, И. А. Ведение в речевое воздействие [Текст] / И. А. Стернин. -М. - ОЛМА, 2001. - 253 с.
9. Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра [Текст] / Т. В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов, 1999. - С. 89-96.
10. Кыштымова, И. М. Исследование уровня смыслового развития личности старшеклассника посредством анализа школьных сочинений [Текст] / И. М. Кыштымова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. -
С. 141-152.
11. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению [Текст] / Н. А. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 208-212.
12. Скрябина, О. А. О научном поиске в области развивающего потенциала письменной речи [Текст] / О. А. Скрябина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 190-195.
13. Салахутдинова, Е. С. Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности [Текст] / Е. С. Салахутдинова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 208-214.
14. Сунько, Т. Ю. Основные направления методики работы над техникой речи на уроках риторики [Текст] / Т. Ю. Сунько // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 214-220.
15. Врублевская, Е. Г. Учитиель на пути к смыслам человекообразования [Текст] / Е. Г. Врублевская // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. -
С. 174-188.
УДК 371.01
Дрень Олеся Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования Нижневартовского государственного гуманитарного университета, [email protected], Нижневартовск
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Dren ’ Olesya Evgenyevna
A candidate of pedagogical science, a docent of the preschool and primary education department in Nizhnevartovsk State University for Humanities, [email protected], Nizhnevartovsk