И. В. Лукьянченко ОБУЧАЕМ ЭЛИТАРНОМУ ОБЩЕНИЮ
Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры, предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры. Ключевые слова: светское общение; элитарная речевая культура; светский прием; речевой жанр.
Для успешной адаптации в обществе выпускникам школы необходимо в совершенстве владеть основами коммуникативной культуры. Она является частью имиджа современного делового человека, открывает перспективы для профессиональной и социальной карьеры. Анализ наблюдений за публичным поведением политиков, деятелей культуры, представителей шоу-бизнеса и других лиц, которые в сознании общества относятся к социальной элите, позволяет сделать вывод, что новоявленному светскому человеку не хватает не только знаний из области элитарного этикета, в том числе речевого, но и специальных коммуникативножанровых умений. Это определяет потребность в целенаправленном обучении светскому общению, которое может быть организовано в условиях школьного речевого образования. Наиболее актуальны эти знания и умения для старшеклассников, т.к. главными для них становятся качества личности, создающие возможность добиваться успеха, демонстрировать коллегам профессиональную и коммуникативную компетентность.
Речевая культура, востребованная в элитарном обществе, может быть заложена, на наш взгляд, в процессе изучения элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Обучение школьников позволит сформировать потребность в самообразовании, самовоспитании, приобщит к элитарной культуре, характерной для людей интеллигентных, целеустремленных, и продолжит традиции национальной культуры Х1Х-ХХ вв.
Главная цель электива - научить старшеклассников готовить светский прием (образцовое мероприятие для социальной элиты) и успешно участвовать в нем. Общие задачи курса - сформировать: а) теоретические представления о светском человеке как многогранной личности, светском приеме как церемонии и комплексном речевом жанре, их характерных особенностях; б) умение выявлять, анализировать и использовать жанры, входящие в светский прием. Ключевые методы и приемы: слово учителя (вводное, инструктирующее, обобщающее, репродуктивное, проблемное); дидактическая беседа (репродуктивная, эвристическая), коммуникативные игры, задачи, риторический анализ ситуаций светского приема; заполнение обобщающих таблиц, схем; создание и анализ памяток и т.д. Дидактическая база электива: видеообразцы из художественных фильмов (классических и современных) и реальной речевой практики, ярко и доступно отражающие основной предмет изучения; тексты-образцы, фрагменты из художественных, публицистических и других изданий классического и современного периодов; раздаточный материал с типичными
языковыми конструкциями, характерными для микрожанров светского приема; иллюстративный графический материал (таблицы, схемы, памятки) и др.
Содержание курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения» (20 ч)1.
Раздел 1. «Нет иного хорошего общества, кроме хорошего» (А.С. Пушкин): ключевые понятия элективного курса: свет, светское общество, светское общение, светский человек. Цель: сформировать у школьников представление об особенностях коммуникативной культуры светского человека. Тема 1*2. Свет. Светское общество. Светское общение. Светские люди. Коммуникативная ситуация светского общения и ее компоненты. Имидж светского человека. Элитарная коммуникативная культура как составляющая имиджа светского человека. Вежливость и такт как основы элитарного общения. Мужчины и женщины в светском обществе: особенности речевого поведения. Тема 2. Светский прием как речевое событие (церемония) и комплексный речевой жанр (светский полилог). Традиции классического светского приема XIX в. в современной коммуникации. Жанровые формы современного приема (раут, презентация, церемонии награждения, бракосочетания, бал, банкет) и их специфика. Особенности структуры, композиции и жанровое наполнение приема.
Раздел 2. «Имеем честь покорнейше просить Вас пожаловать...»: содержание подготовки к элитарному общению во время светского приема. Цель: сформировать представление о приглашении на прием и ответе на него, научить создавать эти жанры. Тема 1*. Приглашение как коммуникативно значимый элемент светского приема и речевой жанр. Структурные компоненты, композиция и языковые особенности официального пригласительного текста (ключевые фразы). Риторические «секреты» ответа на приглашение.
Раздел 3. «Язык гостиных - нечто вроде птичьего щебетанья» (Ф.В. Булгарин): коммуникативная ситуация светского общения. Адресант - коммуникативный лидер (хозяин, гость). Адресат (собеседники, отличившиеся достижениями или талантом: государственные деятели, известные писатели, ученые, представители эстрады и др.). Интенции светского общения (соблюдение ритуала, принятого в обществе, демонстрация принадлежности общающихся к одной группе и др.). Характер отношений (регламентированный, непринужденный, комбинированный). Предмет речи на светском приеме. Основные требования к речевому поведению (изысканность манер, ортологическая культура, использование риторических свойств голоса и др.). Цель: сформировать умения анализировать рече-
вую ситуацию элитарного приема, организовывать и осуществлять элитарное общение в условиях приема -ролевой игры. Тема 1. Приветствие и представление гостей как компоненты начальной фазы светского приема, их коммуникативные функции (контактоустанавливающие и др.). Риторические советы хозяевам приема. Тема 2. Светская беседа - главное речевое событие приема. Традиции классической светской беседы в XXI в.: 1) цель общения - улучшение отношений с собеседником, установление новых контактов и др.; 2) нейтральные темы обсуждения (искусство, культура и др.); 3) соблюдение норм речевого этикета (уместность языковых средств, искусность их выбора и др.); 4) регламентированность времени общения с одним собеседником. Коммуникативный лидер светской беседы: организатор светского приема, ключевой гость, приглашенная знаменитость. Основные функции и жанровые признаки светского разговора. Этикетные основы жанра (максимы вежливости собеседников). Структура, композиция и тематика светской беседы. Языковые, пантомимические и ритмико-интонационные особенности ведения светского диалога (полилога). Тема 3. Поздравительная речь и речь к подарку как эпидейктические жанры светского приема, особенности их создания и произнесения. Регламентированность содержания и языкового оформления речей. Структура (изысканное обращение, формула поздравления, формула пожелания, комплимент), композиция (вступление, основная часть, заключение) и предметы речи светского поздравления (праздник, юбилей, бракосочетание, награждение, удачное начало или завершение дела и др.). Речь к подарку как разновидность светской сопроводительной речи: жанровые признаки (коммуниканты, интенции, фактор прошлого, фактор будущего и др.). Особенности произнесения элитарных речей к подарку (акустико-артикуляционная, темпо-ритми-ческая, интонационная выразительность, паузи-рование, пантомимическая адресация речи собеседнику и др.). Тема 4. Комплимент и застольное слово как элементы светской коммуникации. Типология застольных речей: 1) по тематике (предмету речи); 2) по подготовленности (подготовленные, частично подготовленные, неподготовленные); 3) по объему (развернутые, краткие, сверхкраткие); 4) по официальности (официальные, полуофициальные, неофициальные).
Структура и содержание развернутого тоста: вводная часть: обращение к виновнику торжества, формула благодарности и изъявление чувств; основная часть: развернутое поздравление, риторическое украшение (уместный анекдот, афоризм, комплимент, шутка, байка, рассказ, случай из жизни, притча, легенда, пословица, стихотворение, сказочный эпизод и др.), пожелание; заключение: предложение поднять бокал. Особенности публичного произнесения тостов (вербальные, паралингвистические). Структура, композиция и содержание светского комплимента и ответа на него.
Раздел 4. «Кончен бал, погасли свечи»: правила общения после светского приема. Цель: сформировать умения, необходимые для эффективного речевого общения на заключительном этапе приема. Тема 1. Прощальная и напутственная речи в светском общении: цели, структура и содержание (выражение благодарно-
сти за приятный вечер, комплимент хозяе-
вам/организаторам, приглашение на следующий прием, слова прощания), композиция, языковые средства. Особенности речевого поведения (пантомимического, ритмико-интонационного, языкового) расстающихся собеседников.
Радел 5. «Свет решил, что он умен и очень мил» (А. С. Пушкин): подготовка и проведение ролевой игры. Цель: сформировать у школьников: 1) представление о комплексном характере речевого поведения в ситуации элитарного (светского) общения; 2) умения объединять микрожанры светского приема в единую жанровую форму светского мероприятия с учетом его цели, повода, участников, экстралингвистических особенностей организации и проведения; 3) умение контролировать и корректировать все уровни общения: пантомимический, ритмико-интонационный, языковой. Тема 1. Речевая модель поведения светского человека (обобщение изученного). Критерии для оценки качества речевого поведения светского человека: 1) умелое и уместное использование экстралингвистических особенностей (отсутствие ярко выраженных мимических реакций; открытый, заинтересованный взгляд; отказ от эмоциональных жестов; прямая спина; негромкий голос, четкость артикуляции); 2) владение элитарными речевыми жанрами светского общения (приветствие, представление, светская беседа, застольное слово, поздравление, речь к подарку, комплимент, прощание); 3) учет речевых особенностей (правильность, искусность речи, высокая комплиментарность, избегание споров, некате-горичность высказывания); 4) речевой этикет (сдержанность, вежливость, тактичность). Тема 2. Коммуникативная программа действий человека в светском обществе: хозяин светского приема: 1) подготовка и рассылка приглашений гостям; 2) встреча гостей, приветствие, комплимент, представление гостей; 3) организация светской беседы; 4) приглашение в зал для проведения официальной церемонии; 5) приветственное слово; 6) предоставление слова почетным гостям;
7) благодарность приглашенным за посещение мероприятия (возможно поздравление и вручение подарков);
8) объявление о закрытии официальной части приема и
приглашение гостей к торжественной трапезе; 9) рассаживание гостей за столами; 10) организация и поддержание светской застольной беседы; 11) произнесение застольных слов; 12) прощание с гостями (благодарность за участие в приеме). Гость: 1) ответ на приглашение; 2) приветствие хозяина и гостей, комплименты, представление себя незнакомым людям; 3) участие в светской беседе; 4) выступление в качестве почетного гостя (возможно поздравление и вручение подарков); 5) участие в светской застольной беседе; 6) произнесение застольного слова; 7) прощание с гостями и хозяевами (благодарность за организацию приема). Тема 3. Ролевая игра «Мой первый выход в свет»: выбор темы, цели и вида приема, создание оргкомитета, определение места и времени проведения, составление списка приглашенных лиц, подготовка сценария приема, распределение обязанностей «хозяев» и «гостей». Ролевая игра. Тема 4. Анализ ролевой игры по критериям «светскости»: 1) эмоционально-эстети-
ческий (Что понравилось и почему? Что не удалось и
почему?); 2) формальный/структурно-композиционный (Насколько структура мероприятия соответствовала особенностям светского приема? Как проявились логичность, уместность включения микрожанров в текст?); 3) семантический/содержательный (О чем и как говорили коммуниканты? Какие ошибки и промахи они допустили? Удалось ли собеседникам реализовать коммуникативные задачи?). Определение победителя по речевым параметрам: качественное выполнение роли, использование необходимых жанров, соблюдение риторических норм и этикетных правил.
Краткая программа изучения ключевых тем.
Тема 1. «Всегда ли человек властен войти в хорошее общество? Человек способный, достойный и хорошо воспитанный всюду проложит себе дорогу» (Честерфилд).
1. Вводное слово учителя об актуальности темы. Вопросы для общения: Были ли вы участниками светского приема? Кого из героев художественных произведений и почему вы могли бы отнести к светским людям? Кого из наших современников считаете светскими людьми? Какие качества их отличают? Формулирование определений понятий «свет», «светское общество», «светский человек».
2. Просмотр и анализ фрагментов романа «Евгений Онегин» [1. С. 320-322] и х/ф (сцена встречи Онегина и Татьяны на балу, реж. Л. Тайлер)3. Вопросы для беседы: Являются ли герои, представленные на экране, светскими людьми? Что отличает их с точки зрения общей и речевой культуры? Какие требования предъявлялись к светскому общению в эпоху Пушкина? Заполнение таблицы «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы учащихся об элитарной коммуникативной культуре.
3. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Титаник» (сцена званого ужина на корабле, реж. Д. Камерон). Вопросы для анализа: Можно ли Джека считать светским человеком? Почему? Приняли ли его в светское общество? Удалось ли ему стать «своим» в кругу высшего общества? Можете ли вы назвать людей, достигших положения в обществе, не имея благородного происхождения? Дополнения к таблице «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы школьников о переоценке качеств светского человека в современном обществе.
4. Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю» (сцена знакомства главной героини Веры с родителями жениха, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Можно ли представленное общение отнести к элитарному? Каковы речь, жесты, выражение лица, осанка, манеры Веры? Какие коммуникативные ошибки она допустила? Как ей следовало поступить? Заполнение таблицы «Элитарная и массовая речевая культура». Вывод учащихся о потребности в самосовершенствовании для вхождения в светское общество.
5. Просмотр фрагмента х/ф «Москва слезам не верит» (сцена знакомства главной героини Кати с родителями Рудольфа, реж. В. Меньшов), самостоятельный анализ. Ролевая игра «Первое знакомство с родителями юноши/девушки». Риторический анализ представленных образцов. Обобщающее слово учителя о качествах современного светского человека.
Тема 2. «В обществе жить не есть не делать ничего...» (Ответ Екатерины II Д.И. Фонвизину).
1. Беседа об основных этапах светского приема и
его речевых жанрах. Просмотр фрагмента х/ф «Война и мир» (сцена светского раута в салоне А.П. Шерер, реж. С. Бондарчук), анализ текста-первоисточника [2. С. 5-30]: Что предшествовало началу раута у
А.П. Шерер? Как описывает Л. Толстой проведение вечера? Как он заканчивается? Обобщающее слово и заполнение таблицы 1 «Структура и речевые жанры светского раута». Вопросы для следующего этапа беседы: Где происходит светский раут? Кто присутствует на нем? Каково социальное и материальное положение собеседников? Какова цель посещения мероприятия? Как и о чем беседуют гости? Каковы особенности мимики, жестов участников светского общения? В чем заключается роль хозяйки? Обобщение наблюдений в таблице 2 «Жанровые формы светского приема»4 (графа «Раут»).
2. Анализ фрагмента романа Т. Устиновой «Одна тень на двоих» (сцена презентации книги Данилова) [3. С. 200-208] по вопросам предыдущего задания. Внесение сведений в таблицу 2 (графа «Презентация»). Выводы учащихся об особенностях организации классического и современного светских приемов.
3. Просмотр фрагмента видеозаписи «Церемония вручения Государственной премии РФ» и определение формы светского приема. Заполнение недостающих сведений в таблице 2. Вывод школьников о регламентированности светского приема.
4. Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю...» (сцена церемонии бракосочетания Веры и Вадима, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Любая ли свадьба является светским мероприятием? Что делает свадьбу светским приемом? Каковы цели посещения подобных мероприятий? На основе наблюдений сформулируйте вывод: Церемония бракосочетания - это....
5. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена банкета по случаю презентации клуба, реж. А. Павловский). Анализ фрагмента по вопросам: Может ли данная форма приема использоваться самостоятельно? В каких случаях? Что может быть поводом такого мероприятия? Заполнение недостающих сведений в таблице 2 (графа «Банкет»). Обобщающее слово учителя о структуре, участниках мероприятия, целях посещения, степени торжественности разных форм светского приема.
6. Самостоятельная работа учащихся: заполнение недостающих сведений в таблице 2. Сравнительный анализ таблицы для выявления общих и отличительных черт форм светского приема.
Тема 3. «Бывало, он еще в постели: к нему записочки несут...» (А.С. Пушкин)
1. Вводное слово об особенностях подготовительного этапа для проведения светского приема.
2. Анализ образцов приглашений на прием по вопросам: В чем сходство и отличие приглашений? Какие отношения связывают хозяев и будущих гостей? Какова цель приглашения? В чем проявляются языковые особенности официального приглашения? Заполнение таблицы «Жанровые особенности приглашения».
Формулировка определения понятия «приглашение» как речевого жанра.
3. Анализ образцов приглашений и ответы на вопросы: Из каких частей состоит приглашение? Каковы основные структурные элементы официального приглашения? Заполнение недостающих сведений в таблице «Структура приглашения и основные речевые средства».
4. Беседа по вопросам: Какие жанры характерны для вводной части приглашения? Какая дополнительная информация может быть помещена? Какие речевые средства могут использоваться в заключительной части? Назовите графические формы приглашения. Заполнение таблицы «Графические формы приглашения». Выводы учащихся о соблюдении структурных компонентов и риторических норм в приглашении.
5. Коллективная работа с таблицей «Виды ответа на приглашение, структура и основные речевые средства»: Что общего в структуре согласия и отказа от приглашения? Какие речевые жанры они включают? Комментирующее слово учителя к памятке «Как составить официальное приглашение». Самостоятельная работа с образцами приглашений (включение отсутствующих элементов) и их анализ. Беседа обобщающего характера о приглашении как жанре светского приема.
Тема 4. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка...» (А.С. Пушкин).
1. Вводное слово о светской беседе как главном речевом событии приема.
2. Просмотр и сопоставительный анализ фрагментов х/ф «Война и мир» (сцена приезда Болконских на раут к Ростовым, реж. Дорнхельм) и романа Т. Устиновой «Саквояж со светлым будущим» (сцена вечеринки на даче олигарха Т. Кольцова) [4. С. 173] по вопросам: Что служит началом светского приема? В чем заключается коммуникативное поведение собеседников во время встречи? Охарактеризуйте особенности мимики, жестов, интонации хозяев приема. Вывод старшеклассников об особенностях речевого поведения знакомых людей во время встречи.
3. Просмотр и сопоставительный анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена знакомства главной героини Натальи и певца Максима на банкете, реж. А. Павловский) и фрагмента романа А. Ананьева «Годы без войны» (сцена знакомства Коростелева и Казанцева в гостиной Дорогомилиных) [5. С. 140]. Вопросы для обсуждения: Состоялась ли светская беседа между людьми, только что представленными друг другу? Почему? Какие ошибки совершили собеседники? Какие темы могли бы стать предметом обсуждения? Заполнение таблицы 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры»5 (графа «Светская беседа при встрече»). Вывод учащихся о речевом поведении незнакомых людей во время встречи.
4. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Служебный роман» (сцена беседы Новосельцева и Калугиной на вечере у Самохвалова) по вопросам: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Можно ли назвать их поведение элитарным? Какие коммуникативные ошибки допущены героями? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение. Заполнение соответствующей графы таблицы 1. Выводы школьников о ритуализированном характере светской беседы.
5. Просмотр фрагментов х/ф «Евгений Онегин» (сцена ужина Онегина в доме Лариных, реж. Л. Тайлер), «Служебный роман» (сцены беседы Самохвалова с бывшей однокурсницей Ольгой Петровной во время танца, прощания директора Калугиной с хозяевами и гостями, реж. Э. Рязанов). Самостоятельный анализ и заполнение таблицы 1. Коллективное выявление особенностей светской беседы за столом, во время танца, при прощании.
6. Беседа по вопросам: Каковы основные структурные элементы светской беседы? Характерны ли они для всех разновидностей светской беседы? Какие речевые жанры используются на каждом этапе? Обобщение наблюдений и заполнение таблицы «Структура и речевые жанры светской беседы».
7. Комментарий памятки «Как вести светскую беседу». Ролевая игра «Мой юбилей» и ее риторический анализ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Предлагаемый курс (9 практических занятий и ролевая игра) допускает вариативность в зависимости от особенностей учащихся: наличия
мотивационной базы, уровня знаний, сформированности коммуникативных умений и т.п. Педагог может сокращать или увеличивать количество учебных занятий.
2 Знаком * отмечены темы, являющиеся ключевыми в формировании элитарной коммуникативной культуры, которые требуют обязательного
изучения.
3 Для риторического анализа на занятиях используются авторские варианты стенограмм фильмов.
4 Таблица 2 «Жанровые формы светского приема» заполняется на протяжении урока.
5 Таблица 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры» заполняется на протяжении урока.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 2. 527 с.
2. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 1. 753 с.
3. Устинова Т.В. Одна тень на двоих. М.: Эксмо, 2006. 352 с.
4. Устинова Т.В. Саквояж со светлым будущим. М.: Эксмо, 2005. 352 с.
5. АнаньевА.А. Годы без войны. М.: Советский писатель, 1982. Кн. 1. 656 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 октября 2009 г.