Научная статья на тему 'Библиотерапия как наука проблемного поля акмеологии'

Библиотерапия как наука проблемного поля акмеологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полозова Т. А.

Рассматриваются основы акмеологии библиотерапии как науки, исследующей основы, закономерности, особенности, формы и механизмы саморазвития человека как читателя, зрителя и слушателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOTHERAPY AS A SCIENCE PROBLEM FIELDSAKMEOLOGY

Bases acmeology bibliotherapy as the sciences, an issle-blowing basis, law, feature, the form and mechanisms of self-development of the person as reader, the spectator and the listener are considered.

Текст научной работы на тему «Библиотерапия как наука проблемного поля акмеологии»

6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - С.156-176.

7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотические исследования по теории искусства. Л.: Искусство, 1970.

8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992.

9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.

10. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

11. Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 1 / Пер. Н. Полилова. М.: Мысль, 1990.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

13. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М: Магистериум-Касталь, 1996.

Т.А. Полозова

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК НАУКА ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ

АКМЕОЛОГИИ

Анализ истории возникновения и развития библиотерапии до сегодняшнего дня свидетельствует: ее методология, теория до сих пор находятся в становлении. Библиотерапия как междисциплинарное направление человековедческого знания - это во многом еще описательный уровень изучения явления. В последние годы есть попытки выхода на измерительный, обобщающий уровни изучения ее феноменов. Однако их результативность, как и дальнейшее развитие библиотерапии? тормозится вследствие методологического диссонанса, существующего в исследовательском пространстве тех наук, которые значимы для ее формирования.

До настоящего времени не разработаны методологические принципы проведения библиотерапевтических исследований ни в одной из наук, знания которых в историческом измерении послужили источником зарождения и последующего развития библиотерапии. В начале становления она еще не выделялась в качестве самостоятельного направления научной деятельности и социокультурной практики. Анализ истории становления библиотерапии как самостоятельной области поиска показывает: реально на протяжении практически двух столетий такие исследования проводились в рамках методологии «материнских» наук, где и проходил первый этап разработки теории и методики библиотерапии. К ним, в первую очередь, относятся: библиотековедение, литературоведение и культурология, в меньшей степени - педагогика и психология. Кроме того, специалисты практической ориентации из медицины, психотерапии (в том числе, эстетстерапии), криминологии, дефектологии, педагогики, психологии, конфликтологии, филологии, книговедения, валеологии, литературоведения, библиотековедения активно предлагали результаты личных наблюдений, отдельных эмпирических изучений из опыта работы с человеком-читателем в контексте базовой профессиональной деятельности.

В период зарождения научной библиотерапии несогласованность в теории и практике проведения подобных исследований у представителей разных наук, разногласия в методологии позиций ученых и практиков усиливались доминированием опроса в качестве метода исследования. Эти обстоятельства не могли в той или иной степени не блокировать или не тормозить развитие библиотерапии. Применение в исследованиях опросных методик, нацеленных на выявление мнений, высвечивало в качестве результата лишь поверхностные слои проблем. Они не позволяли фиксировать реальное положение дел, понять состояние стрессовой ситуации изнутри. Не давали истинного представления о содержании внутреннего конфликта и достаточных объективных оснований для его оценки, последующего модельного прогноза.

Самое негативное влияние оказывало неравномерное развитие методологии двух наук -библиотековедения и медицины. Именно в их рамки пытались «загнать» библиотерапию многие специалисты в аспектах формирования методологических принципов таких исследований и применения в них конкретных технологий. Не случайно такие попытки грешили односторонностью и субъективизмом. Несогласованность позиций, мнений лишь усиливали негативные последствия. В это время нечетко определялись и направления

библиотерапевтической работы. Зачастую они сужались до прямой помощи в преодолении неврозов. Подобное положение было обусловлено и чрезмерной узостью трактовки самого термина «библиотерапия» - только как непосредственного лечебного воздействия книги. В этой разноголосице во второй половине XX века появилось первое «чистое окно». В библиотековедении активно началось опережающее развитие методологии библиотековедческих исследований.

В настоящее время специфика развития человекознания в координатах общего кардинального скачка в эволюции науки, системы представлений о Мире, природе, человеке и обществе обязывает исследователей проблемного поля библиотерапии работать в контексте системности, широко используя междисциплинарное знание и трансдисциплинарный подход к планированию, организации и осуществлению собственных исследований. XXI век запрашивает системно-синтезированное знание, научное видение и экспериментальное прогнозирование на всех трех уровнях получения и реализации любого нового знания: методологии, конкретной теории и разнообразия направлений практической деятельности специалистов во всех областях науки и социокультурной практики. Везде, где возможно научно-практическое осуществление идеи общественной пользы, защиты интересов Отечества без узурпации власти над сознанием, волей и свободой духовно-эстетических проявлений конкретного человека.

В современной библиотерапии ответ на такой запрос становится возможным на пути целеполагающей ориентации исследователей на акмеологию, акмеологический подход к пониманию, изучению человека и общества, к применению полученных знаний во благо созидательного акмецентрированного развития, саморазвития индивидуальных и групповых субъектов. Появление в науке новых парадигм, синтезирующих разнонаучное знание, возводящих крепкие мосты между науками, позволяет надеяться на новый подъем исследовательской деятельности и социокультурной практики и в области библиотерапии. Считаю: в ближайшее время такой скачок в уровне, качестве развития теории и практики библиотерапии будет обеспечен достойным рождением и активным созидательным, человекостроительным развитием нового научного направления на стыке акмеологии и библиотерапии - акмеология библиотерапии6.

Нынешний день развития науки, ее человековедческих направлений уже нашел достойное отражение в зарождении и последующем бурном развитии акмеологии - новой науки о человеке развивающемся, зрелой личности и субъекте профессиональной деятельности, нацеленном на ценности и смыслы саморазвития, самосовершенствования и самореализационной созидательной деятельности во всех сферах собственной жизнедеятельности. Неслучайно ее основоположники и нынешние разработчики утверждают: научно-интегративный, комплексный характер ее исследовательских задач и проектов; субъектное качество самореализационных возможностей человека как профессионала и активного участника разнообразных форм личностно значимой социокультурной активности; опережающий личностный и общедеятельностный эффект в саморазвитии человека при внедрении акмеологических моделей; долгосрочные цивилизационные перспективы в эволюции знаний и практик о человеке и социуме при использовании достижений акмеологии в разных областях социокультурной деятельности и конкретных формах организации не только непрерывной системы образования, воспитания, обучения детей и взрослых, государственной организации и управлении, работе государственных служб, но и в развитии всех наук и социокультурных практик человека любого возраста7.

Анализ современного акмеологического знания позволяет утверждать: сегодня акмеология - наука человековедческого типа, с трансдисциплинарными возможностями изучения человека, природы и общества. Она центрирована на идее саморазвития, самосовершенствования и создании психотехнологий акменаправленной самоактуализации и самореализации человека во всех доступных для воздействия сферах его жизненной практики. Акмеология призвана человекомерно

6 Представленная в статье интерпретация и операционализация нового направления изучения человека, искусства слова, книги и чтения - акмеология библиотерапии - впервые предложена Т.А. Полозовой и отражена в ее научных исследованиях. См., например: [5; 6; 7;8; 9; 12] и другие работы, в том числе 80-90-х годов 20 века.

7 См. многочисленные и наукоемкие работы основоположника и руководителя акмеологической школы, президента МААН А.А. Деркача, его соратников и учеников.

объективировать и акмецентрически технологически опредмечивать потенции, способности и деятельностные возможности человека во благо его личного, профессионального, общежизненного благополучия и успешности во всех социально-значимых, общественно-ценных формах жизненной активности. Формах, векторно-направленных на духовно-эстетическое по уровню, содержанию и качеству взрастание человека над самим собой. Такое понимание акмеологии, перспектив ее развития, применения позволяет мне в исследовательском и практическом поиске обратиться к малоизученным в акмеологическом ключе аспектам осмысления человека, природы, общества8.

Ныне существует несколько кардинально разных теоретических подходов к пониманию сути, возможностей библиотерапии, к изучению феноменов, раскрывающих качество, специфику ее процессов и форм. Специалистов можно условно разделить на несколько групп по семи базовым, методологически весомым критериям:

1) различия в «расшифровке», интерпретации термина библиотерапии;

2) общенаучный статус библиотерапии, ее принадлежность к конкретной базовой науке;

3) статус библиотерапии среди других направлений работы библиотеки;

4) отношение к «легкому-серьезному» чтению;

5) наличие или доминирование одной из четырех ориентаций: «от книги», «от целей библиотерапии», «от специалиста», «от читателя»;

6) установка в работе на субъект-объектный или субъект-субъектный подходы;

7) утверждение или непринятие в качестве стержневого, системообразующего фактора в организации и осуществлении библиотерапевтической работы с человеком личностно, субъектно неповторимого, духовно- эстетически специфического индивидуального опыта читателя.

В соответствии с выделенными критериями позиции исследователей и практиков библиотерапии могут быть представлены в русле четырех подходов. Первый можно обозначить как формально-директивный подход в библиотерапии. Его представители понимают термин «библиотерапия» как «лечение книгой». Используют субъект-объектный подход в изучении читателя, чтения и в процессе библиотерапевтической работы. Считают библиотерапию одним из методов психотерапии. Для них характерно отношение к книге как к директивному средству, инструменту воздействия на человека, «своду правил» навязываемого поведения. Эти специалисты ориентированы в работе с читателем на «легкое чтение» и формализованное руководство чтением. Они не только склонны, более того, считают правильным применение стратегий достаточно жесткого управления читательской деятельностью человека любого возраста.

Второй можно назвать комплексно-практическим. По сути, его представители стоят на тех же методологических позициях, что и приверженцы формально-директивного подхода в библиотерапии. В его русле библиотерапия - метод выявления и выравнивания эмоционального состояния человека-читателя через чтение. Это оздоровление людей посредством специально подобранных списков книг. Они выбираются согласно предварительно поставленной цели. По другим критериям он близок к первому.

Третий подход, по сути, является творчески-развивающим. В его основе - признание человека хозяином своей судьбы, активным субъектом многообразных форм творческой жизнедеятельности и общественно направленного личностно активного социокультурного действия. Исследователи, разделяющие подобные методологические позиции, выступают за право человека на свободный творческий поиск в любых жизненных, в том числе и стрессовых ситуациях. За приоритет субъектной активности в выборе собственных, личностно специфических путей выхода из любых стрессовых ситуаций. Данный подход не просто ориентирован, априорно целенаправлен на системно-целостную реализацию субъект-субъектного подхода в изучении человека и практической помощи ему во всех аспектах его разносторонней жизнедеятельности.

Автор и другие его сторонники отстаиваем право человека на свободу собственной воли, субъектно осознанного и активно воплощаемого выбора путей, способов и форм выхода из любых жизненно сложных и стрессовых ситуаций. Наша профессиональная деятельность нацелена на максимально доступное и всестороннее использование возможностей библиотек для индивидуально ориентированного и неповторимого читательского развития каждого человека как

См.: [4; 13; 14; 15; 18] и другие, в том числе более ранние работы.

субъекта системно полноценного общения с искусством слова, другими видами искусства, природой, миром социума. В пространстве предмета, созидательных возможностей библиотерапии для меня это означает - право свободы выхода через чтение, общение с искусством из трудностей жизни. Выхода, - посредством искусства слова, с помощью иных искусств. Выхода, - через особый уровень духовно-проникновенного чтения, духовно-эстетического восприятия всех искусств, мира природы, человека, социума. На основе личного уникального читательского опыта и опыта общения с Миром в пространстве возможностей, которые предоставляют библиотеки страны каждому человеку.

Творчески-развивающий подход позволяет поставить реальный заслон последствиям деятельности тех специалистов в теории и практике библиотерапии, которые на протяжении длительного времени, да и сегодня, центрируют внимание только на книге, «изобретая» то списки полезных книг при наличии тех или иных болезней или серьезных жизненных проблем, то запрещая те или иные литературные произведения. Они не учитывают ни настоящий уровень читательского развития, ни зону ближайшего развития человека-читателя. Тем более, они не ориентируются на зону ближайшего развития человека как социокультурного субъекта, на возможные будущие этапы саморазвития человека в целом, не только как читателя.

В моем понимании творчески-развивающий подход устремлен к любому личному жизненному опыту человека: по знаку, способу получения, качеству фиксации в памяти, уровню востребованности в каждодневной практике жизни. Необходимо ненавязчиво созидательно и субъектно-индивидуально учитывать специфику, особые характерные особенности личностных способов и форм осуществления человеком читательской деятельности, общения с искусством и процессов его собственного общего саморазвития, как в теории, так и в практике библиотерапии. Данный контекст подразумевает непременное рассмотрение всех форм и методов работы с читателями, в особенности по воспитанию культуры чтения, по обучению читателей методикам работы с текстами и собственно технологиям читательского развития в единстве со всей системой библиотерапевтической деятельностью и деятельностью библиотеки в целом.

В его рамках направления библиотерапевтической работы никогда не сужаются до помощи в преодолении неврозов или иных проблем со здоровьем. Они определяются системно, исходя из:

1) актуальности, злободневности, значимости для Человека, его духовного роста и субъектно-личностного становления;

2) возможностей, особенностей, специфики общебиблиотечной и собственно библиотерапевтической практики в конкретном городе, районе, библиотеке.

Исследования автора практически доказывают, что качество библиотерапевтических мероприятий в целом в немалой степени зависит от:

1) методолого-теоретической парадигмы понимания библиотерапии, ее возможностей;

2) качества профессионально-деятельностной реализации истинного смысла данного термина;

3) целенаправленного содержательного по форме соответствия библиотечных мероприятий читательскому развитию и духовно-эстетическому запросу аудитории;

4) грамотного гармоничного соотношения «звучащих» и визуальных, активных и более пассивных, с включенным посредником и без него, форм и методов библиотечной работы;

5) интегративно-комплексного задействования других видов искусства;

6) оптимально возможного и специфического для каждого конкретного случая использования всех возможностей конкретной библиотеки и ее средового социокультурного, природного окружения, в том числе и других учреждений досугового воспитания и развития, семьи, школы;

7) обязательного учета и неформального содержательного использования, гармоничного соотношения индивидуальных и групповых, в том числе одновозрастных и разновозрастных, форм, технологий работы с читателями; и других факторов их организации и проведения, таких, например, как техническое и информационно-технологическое обеспечение конкретной библиотеки.

Внутри данного творчески-развивающего подхода, как последующая ступень его саморазвития, может быть выделен акмеологический подход к интерпретации, пониманию и

реализации возможностей библиотерапии9. Его основа - человек, который потребностно не только желает, но и постоянно целенаправленно и деятельностно стремится акмеологически самосовершенствоваться и самореализовываться во всех доступных ему направлениях жизненной практики, не только в аспекте читательского развития10.

Считаю, акмеологический подход в библиотерапии призван изучать человека развивающегося как субъекта общения с прекрасным, как читателя, слушателя, зрителя на основе всех последних достижений системы научных знаний о человеке как субъекте саморазвития и авторе личных разнообразных самореализационных форм социокультурной созидательной деятельности11. Акмеология библиотерапии - содержательно емкое, многоаспектное направление акмеологического знания. В нем возможности акмеологии могут быть представлены и реализованы системно, интегративно, деятельностно, в комплексе с достижениями других человековедческих наук. Это потенциированное в завтра трансдисциплинарное знание о человеке развивающемся.

С моей точки зрения, акмеология библиотерапии - исследование возможностей индивидуально-субъектного читательского развития с целью его акмеолого-центрической активизации в направлении человекомерной оптимизации, системной общеорганизмической «инструментализации» помощи человека самому себе в пространстве поиска путей, стратегий и тактик преодоления различных по сложности жизненных ситуаций. Это и акмеологически целенаправленная, модельно организованная и посреднически управляемая поддержка, психолого-педагогическая акмеолого-центрированная помощь человеку - читателю, слушателю, зрителю. Акмеолого-психологическое консультирование, предупреждение, коррекция и опережающее воздействие на субъекта общения с прекрасным в процессе его духовной самосозидательной деятельности. Такой вектор понимания акмеологии библиотерапии позволяет мне сформулировать ее главную цель так: системно-синергетическое изучение и акмеологическая коррекция поиска и применения стратегий и тактик выхода из стрессовых ситуаций жизни через активное читательское саморазвитие и самоактуализацию, через индивидуально, субъектно неповторимое самореализационное духовно- эстетичекое общение с прекрасным во всех его проявлениях.

Это изучение и психолого-эстетически корректное использование возможностей самостроительства через посредство общения с прекрасным, в первую очередь, через созидательные возможности искусства слова разных видов и жанров. Данное направление выводит нас на новый аспект системности акмеологического знания - применение возможностей искусства, путей и форм творческого самовыражения в процессе общения с прекрасным во всех его проявлениях для человекостроительной, самосозидательной коррекции и предвосхищающего акмецентрированного моделирования собственного жизненного пути, саморазвития и самореализации12.

В области акмеологии библиотерапии сегодня особо значим аспект исследования читательской самодеятельности, человека как субъекта общения с прекрасным через призму его жизненных проблем, тех многообразных и разноплановых проблемных ситуаций, которыми насыщена наша непростая жизнь. Это изучение читательского поведения в стрессовых ситуациях разного типа, уровня напряженности, жизненного содержания. Изучение с целью продуманной посреднической заботы и взаимопомощи людям в сложных для них ситуациях жизни посредством психолого- педагогически ненавязчивой, индивидуально модельной, субъект-субъектной работы с читателями. Посредством создания условий для их постоянного желанного общения с высоким искусством разных видов и жанров на эстетическом уровне восприятия и последующего применения в многообразных жизненных практиках.

Первая попытка использования термина «акмеология библиотерапии» в проблемном поле библиотековедения была предпринята И.Н. Казариновой. См., например: [1; 2; 3]. Однако, по идейной сути, методологическим основаниям первенство применения акмеологического подхода в филолого -педагогических и библиотековедческих исследованиях принадлежит Т.Д. Полозовой, ее научной школе и многочисленным ученикам.

10 См., : [21; 22] и другие работы.

11 См. книги Т.Д. Полозовой: [23-37] и другие.

12

12 См. : [10; 11; 16; 17; 19 ] и другие.

Особое место в системе подобных эффектов занимают феномены саморазвития, самоактуализации, самореализации духовно-эстетических, ценностно-смысловых, когнитивно-чувственных и иного рода потенций, возможностей, способностей человека в процессе чтения, под воздействием книг. Их действие интенсифицируется, гармонизируется в многомерном и многогранном по форме процессе общения с книгой. Они оптимизируются во внутреннем и внешнем диалоге с героями книг и их создателями. Акмеологически взращиваются в процессе совместного с книгой, ее героями, автором духовно-практического освоения и присвоения эстетических, нравственных, интеллектуальных, эмоциональных открытий и прозрений, почерпнутых из произведений других видов искусства, качественных источников культуры, науки благодаря способности их духовно-эстетического восприятия.

Важен акцент: сама природа произведений искусства слова, их функциональность предусматривает наличие системного диалога с Читателем, необходимость постоянной триединой обратной связи читателя с автором и жизненным пространством, реалиями художественного произведения. Диалог подразумевает со-настроенность, дуальность ориентации, заинтересованности автора и читателя. Предусматривает отзывчивую, соучастливую, грамотную реакцию читателя. Эта реакция основана на эффектах со-бытия, духовно-эстетического присутствия читателя в пространственно-временном континууме жизни книги и ее автора: сопереживании, событийной сопричастности и чувственной включенности, единении чувств, мыслей, душевных устремлений, совместности действия и сотворчества, эмпатийно-катарсических и когнитивно-смысловых прозрениях.

Определяя чтение как общение и самосозидательное развитие, я исхожу из признания человекомерного продуктивно-созидательного духовно-эстетического взаимодействия субъекта чтения, произведения искусства слова и его автора. Рассматриваю процесс Чтения как особую индивидуальную творческую эстетическую деятельность, которая системна по своей сути и эффекту воздействия на человека - субъекта ее осуществления. Содержание, целенаправленность, мотивация, диапазон, динамика, другие параметры этой сложной системно-организованной внутренней и внешней по форме, средствам проявления деятельности - Чтение зависят от возраста, пола, условий жизни, общего развития субъекта деятельности. От его ценностно-смысловых ориентиров, установок, интересов, пристрастий, от исторического времени его жизни, ибо Человек - в большой мере Чело именно своего века.

Чтение - общение с произведениями искусства слова, его особенности, качества, деятельностные характеристики протекания процесса чтения, его отсроченные последствия во многом определяются и многогранностью, многомерностью феноменологии искусства слова. Зависят от специфики участия других видов искусства в создании и восприятии конкретных литературных произведений. Они зависят от своеобразия замысла, содержания, поэтики, особенностей жанра произведения. От особых условий, обстоятельств его создания и уникальности ситуации встречи с ним читателя: от неповторимого своеобразия организации, течения разных сторон жизни автора до окончания работы над созданием конкретного произведения искусства слова и, соответственно, - читателя его произведений до момента встречи с данным литературным произведением. Все эти факторы влияют на особенности, результаты взаимодействия читателя, книги, ее автора.

Необходимо подчеркнуть: сказанное имеет прямое отношение и к чтению - восприятию -общению с произведениями других видов, жанров искусства. К специфике, особенностям их созидательного, психотерапевтического воздействия на человека, на его потребность в саморазвитии, способность к самосовершенствованию и самореализации. На духовное субъектно-личностное стремление человека к самосозиданию внутренних и внешних предпосылок и условий для активизации и обеспечения процессов самоактуализации его внутренних системных общеорганизмических потенций, ресурсов и резервов на всех уровнях жизнедеятельности человека. В том числе, и в аспекте обеспечения всех составляющих его здоровья: физических (на всех уровнях организации телесности человека), социокультурных (во всех наличных и возможных сферах, видах жизненной деятельности, в том числе, досуговой и профессиональной), духовно-эстетических (включая, нравственные и гражданские аспекты активности чувств, мыслей и действий человека).

Представленные выше аргументы жизненной необходимости, научной актуальности и практической значимости выделения акмеологии библиотерапии - нового направления в рамках

акмеологического знания и авторская позиция понимания методологии, теории и практики акмеологии библиотерапии принципиально расширяют возможности традиционной, классически понимаемой библиотерапии. Напомним, ее главная цель - «лечение» книгой и профилактика состояния здоровья человека с помощью книги. Использование книги для коррекции здоровья, решения различных проблем со здоровьем у человека, страдающего, преимущественно, невротическими расстройствами. Даже информационно-психологическая поддержка читательского развития, коррекция его уровня не входили в проблемную область традиционной библиотерапии. Так узко и однобоко, в большинстве случаев, с одной стороны, всецело игнорируя специфику искусства, как особого пространства реальности и жизнедеятельности человека, с другой - индивидуальность, жизненный опыт читателя, понимались до недавнего времени предметные и, главное, человекосозидательные возможности библиотерапии.

Акмеология библиотерапии позволяет исправить, творчески и человекомерно изменить ситуацию в теории и практике библиотерапии. Позволяет учесть и созидательно устранить все отмеченные выше недостатки иных подходов к пониманию библиотерапии Акмеологический подход в проблемном поле библиотерапии нацелен на личный человекосозидательный, стремящийся к высотам человеческого духа опыт восприятия разных искусств, потребностного общения с ними, природой, другими людьми человека -читателя в проблемных жизненных ситуациях, в контексте индивидуального жизненного пути. Он устремлен к творческой активизации и последующему вершинному саморазвитию и разнообразной по форме, видам самореализации данного опыта по акмеологическому типу. Он позволяет в процессе совместной деятельности со специалистами и референтными субъектами общения с прекрасным во всех формах его творения и самовыражения ставить, стремиться, добиваться и достигать человекомерных эстетико-нравственных высот личностной и субъектной духовности, саморазвития и самореализации во всех видах и формах жизнедеятельности человека и социальных групп.

Эффект акмеологического изменения, взрастания над собой человека как читателя, слушателя, зрителя и субъекта саморазвития в области мировоззре нческого, человековедческого, профессионального знания в стрессовых ситуациях определяется системно-синергетической сбалансированностью триады: что читать; как читать; как прогнозировать, планировать и осуществлять акмеологическое общение с искусством слова, соответствующую читательскую деятельность. Иначе говоря, что и как читать для успешного выбора стратегии и нужных тактик акменаправленного выхода из сложных жизненных ситуаций, во благо духовно-эстетического субъектно-личностного саморазвития и общественно-ценной граждански-значимой самореализации. Такие духовно-эстетические изменения в человеке системно обеспечивают предпосылки и условия для мобилизации, актуализации и оптимизации, во-первых, общеорганизмических сил, энергий, потенций, резервов и ресурсов человека. Во -вторых, для активного продуктивного субъектно-личностного воплощения в разнообразных формах жизненной активности реальных способностей, деятельностных возможностей человека. В первом и во втором случаях, - с целевой причиной движения по восходящему созидательному энергосберегающему типу по пути к вершинам не только читательского саморазвития, вершинам восприятия разных искусств, но и к вершинам общего саморазвития и самосовершенствования человека во всех доступных для него видах социокультурной практики.

Акмеологически организованная и управляемая библиотерапевтическая деятельность позволяет осуществлять особую адекватную историческому времени, культуре Отечества психологическому возрасту, здоровью, уровню личностного, духовного развития и другим индивидуальным особенностям конкретного человека информационно-психологическую поддержку его активности на пути самопродвижения к вершинам не только читательской деятельности, но и всех иных форм его жизнедеятельности. Акмеологически участвовать в процессе его собственного целостного и цельного человекомерного самостроительства. Позволяет оптимально использовать в достижении данной цели, системно задействованные совместные возможности всех библиотек и других социокультурных учреждений. Главное, самого человека -субъекта аутопсихологического и духовно-эстетического самостроительства.

Современная социокультурная ситуация жизни человека и общества, системный кризис во многих областях, сферах и направления жизни мирового и собственно российского социального мироустройства, организации и управления жизнедеятельностью социума и отдельного человека

значительно расширил возможности, перспективные цели и направления библиотерапевтической деятельности. Пройдя немалый путь развития, библиотерапия к началу XXI-го века превратилась в научную дисциплину о закономерностях развития человека-читателя в стрессовых ситуациях и проблемно насыщенных условиях жизнедеятельности. Методологический базис библиотерапии XXI века, в моем понимании, - это системно-синергетическая парадигма в науке и философские, естественнонаучные обоснования фундаментальных предпосылок и следствий антропного принципа в космологии. Теоретической основой выступает акмеологический подход к человеку и групповым социальным субъектам, к их изучению. К пониманию феноменологии оснований, закономерностей, форм и механизмов их развития.

В контексте разделяемой и профессионально утверждаемой методологии объект акмеологии библиотерапии - человек и социальные группы как читатели, слушатели, зрители, находящиеся в сложных, жизненно неустойчивых, стрессогенных условиях жизненного бытия, общеорганизмических, личных и профессиональных форм деятельности. Иначе говоря - человек и группы людей в любых стрессовых ситуациях, которые угрожают благополучию их жизни, созидательному характеру становления их мировоззренческой позиции, физическому, психолого-социальному, духовно-эстетическому здоровью, профессионализму и аутопсихологической компетентности осуществления профессиональной деятельности, другим проявлениям их жизни и социальной практики. Предмет акмеологии библиотерапии - основы, закономерности, особенности, формы и механизмы стрессоустойчивого акменаправленного развития, саморазвития и творчески созидательной самореализации человека или группы людей как читателей, слушателей, зрителей, находящихся в любой стрессогенной ситуации жизни, осуществления конкретных форм деятельности.

Несмотря на все сложности становления, библиотерапия к настоящему времени получила признание у многих специалистов не только гуманитарных областей научного знания и практической деятельности. Сегодня библиотерапия это научное направление, учебная и научная дисциплина, традиционное в историческом измерении, но фундаментально новое по многим основаниям направление библиотечной практики. Она во временной перспективе все более и более востребована человеком и обществом. Перспективы продуктивного развития новой ступени становления библиотерапии - акмеологии библиотерапии, как научного направления, учебной дисциплины и практической акмеологической деятельности, в частности, в рамках организации и осуществления работы акмеологических служб зависят, в первую очередь, от качества всех уровней и этапов моделирования, планирования, организации и проведения библиотерапевтических исследований акмецентрической направленности.

XXI век обрушил на нас лавину новых острых проблем, требующих быстрого решения. Все жестче временные и скоростные ограничения в жизни социума и отдельного человека во всех без исключения областях, аспектах, формах их жизнедеятельности. Все более многочисленные и емкие требования ставит перед человеком и социумом История, Культура Отечества, Менталитет России. Все это не может не вызывать соответствующих времени тревог, волнений, разного рода конфликтов, переориентаций во всех сферах жизни социума от методологии науки до бытийной психологии конкретных людей и социальных групп. Информационная революция, совпавшая по времени в нашей стране с социально-экономическим кризисом и активными изменениями в экологии природы и общества, упадком духовного здоровья, резким ухудшением душевного благополучия людей, на фоне все возрастающего вала проблем повседневной жизни у каждого из нас, значительно обострили проблему обеспечения информационно- психологической безопасности человека, социума и государства.

В таких, по сути дела экстремальных условиях жизни, возможность и способность акмеологии библиотерапии участвовать в создании и сохранении информационно-психологической безопасности человека, общества, государства приобретает, наряду с другими средствами, первостепенное значение. В этом отношении библиотеки и многие другие учреждения культуры имеют большой нереализованный потенциал: возможно применение богатого арсенала традиционных и новых форм, методов работы с читателями. Работы духовно содержательной, насыщенной развивающими событиями, технологиями, новаторскими методиками. Среди них много таких, которые до сих пор еще не осмыслены ни в теории, ни в практике применительно к созданию условий для обеспечения информационно-психологической безопасности человека и общества.

В контексте сказанного хотелось бы подчеркнуть три момента, доказывающие перспективно уникальные возможности акмеологии библиотерапии. Первый: не менее богатые разработки в области анализа текстов, как на традиционных, так и на новых носителях информации, которые пока тоже не до конца осмыслены специалистами в плане библиотечной и библиотерапевтической работы с отдельным человеком, с социумом и в социуме. Второй: применение традиционного направления работы библиотек по библиотечно-библиографической ориентации читателей в качестве дополнительного средства в процессе создания условий для информационно-психологической безопасности человека и общества. Третий: в контексте современных реалий и разрушительных возможностей информационного оружия к возможным контрприемам против последствий их воздействия нужно отнести вооруженность современным знанием, пониманием происходящего каждого человека. Знаешь - значит, если захочешь, можешь быть защищен.

Этот закон работает в том числе и в отношении тех технологий, которые успешно используются для реализации целей именно информационных войн, для манипуляции личностью, стирания индивидуально неповторимых различий, обеспечивающих нашу уникальность. Пример тому - приемы и техники НЛП. Здесь у библиотек и других учреждений культуры, в частности, у учебных заведений, психологических, социальных, акмеологических служб и центров, в аспекте библиотерапевтической работы тоже есть все необходимые условия. В них могут быть созданы полноценные условия для осуществления информационно-психологического и акмеолого-библиотерапевтического всеобуча. Сегодня в нем остро нуждаются, часто не осознавая этой потребности, многие и многие люди из самых разных социальных групп населения нашей страны.

Подчеркнем: для успешного проведения библиотерапевтической работы, тем более в акмеологическом ключе, требуется совершенно иной, нежели ранее, уровень подготовки специалистов. Это связано, в том числе и с двумя из значимых реалий сегодняшнего дня, которые достаточно ярко характеризует особенности нынешнего эволюционного времени развития человеческой цивилизации. Речь идет о феномене взаимосвязанного системно зависимого развития всех видов профессиональной деятельности, который мы наблюдаем сегодня как минимум в следующих двух проявлениях. Первое. Есть все основания констатировать следующее: любая профессия, в том числе и библиотечная, становится все более стрессогенной, в том числе и в аспекте все возрастающих требований к необходимости постоянной переподготовки и повышения квалификации. Второе. Ныне многие профессии, в отличие от их более ранних характеристик и содержательных описаний, ориентированы одновременно на все пять базовых систем, по разному структурирующих в пространствах профессиональной деятельности человека внутрисистемное взаимодействие сил: «человек - человек», «человек - природа», «человек -знаковые системы», «человек - техника», «человек - искусство». Это естественно требует от каждого человека особой каждодневной общеорганизмической системной выносливости на всех уровнях организации и управления его жизнедеятельностью.

Именно на человека, на структуру его системных взаимосвязей и взаимозависимостей в различных пространствах каждодневной насыщенной жизнедеятельности и направлено информационное оружие в первую очередь. Есть основания предполагать, что новые технологии информационного разрушения целостности нашей страны будут с еще большей силой нацелены на человековедческие профессии. Это значит и на библиотекарей, библиотеки в любом их организационном качестве. Снижение общей культуры народа, кризис духовности, насильственное внедрение инородных ценностей, поведенческих установок, общежитейских ориентаций через все средства массовой информации сверхблагоприятная почва для дальнейшей духовной агрессии и психологической войны против России, ее ментальных, историко-культурных основ.

Одним из доказательств сказанного является проникновение в профессиональную библиотечную, психологическую, педагогическую, культурологическую печать «мертвых» слов, «прозрачных», неадаптированных, искусственно привнесенных иностранных терминов и других подобных «экзерсисов». Манипулятивные технологии как никогда ранее активны сегодня во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Это не следует забывать ни на минуту любому специалисту, ответственному за духовное, психосоциальное, индивидное здоровье и благополучие граждан России, их государственную безопасность.

Литература

1. Казаринова И.Н. «Душ человеческих добрые лекари». Библиотерапия: акмеологический подход // Библиотечное дело, № 12, 2003. - С. 11-12.

2. Казаринова И.Н. Библиотерапия. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. и доп. -СПб.: Академпринт,, 2007.

3. Казаринова И.Н. Библиотерапия. Учебно-практическое пособие. - СПб.: Академпринт, 2003.

4. Полозова Т.А. Акмеологическая направленность образования - предпосылка и условие становления нового российского общества / Мир психологии, № 1, 2006.

5. Полозова Т.А. Акмеологическая ориентация образования / Мир образования, образование в мире № 4, 2007.

6. Полозова Т.А. Акмеологические основы духовно-эстетического развития. Монография. -М.: РАГС, 2007.

7. Полозова Т.А. Акмеология - основа эффективности библиотерапии // Иллюзии целостности человека в психологии: от частного подхода к истинной системности: Материалы научно- практической конференции (Санкт-Петербург 26 ноября 2009 г.). - СПб.: ИПиА, 2009.

8. Полозова Т.А. Акмеология библиотерапии - новое направление изучения книги и чтения // Библиотека и чтение в структуре современного образования: Материалы Межрегиональной научной конференции. (Москва, 29 октября 2009 г.). - М.: Наука, 2009.

9. Полозова Т.А. Искусство - акмеологическая среда общения и развития // Акмеологическая парадигма исследования кадров госслужбы / Сборник научных публикаций преподавателей и аспирантов / Отв. ред. Е.А. Суслова. Под общ. ред. доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАО А.А Деркача - М.: Изд-во РАГС, 2007.

10. Полозова Т.А. Искусство слова - источник духовности человека и общества. // Психология искусства: Сб. материалов международной научной конференции (декабрь 2002 г.). - Нижний Новгород: Новгородский ГУ, 2002.

11. Полозова Т.А. Искусство слова и духовное развитие человека // Сб. Труды ГАСК. Вып. 2: Мир культуры / Ред. д. ф. н. Кучмаева И.К. - М.: ГАСК, 2000.

12. Полозова Т.А. Историко-культурная обусловленность акмеологии библиотерапии // Современные методы психотерапии и психологического консультирования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва 13 ноября 2009 г.). - М.: ИГОиИТ, 2009.

13. Полозова Т.А. Наукоемкое, проблемно-ориентированное образование - запрос XXI века /Мир образования, образование в мире, № 1, 2006.

14. Полозова Т.А. О первичных принципах образования человека / Мир образования, образование в мире, № 4, 2006.

15. Полозова Т.А. Общение с прекрасным - основа духовного самостроительства // Сборник резюме статей Международной конференции «Психология общения XXI век: 10 лет развития» 8 -10 октября 2009 года: в 2-х томах. Том 1. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009.

16. Полозова Т.А. Поэзия - возможность запредельного видения // Материалы XII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (18 - 19 апреля 2007 г.). - М.: ПИ РАО, 2007.

17. Полозова Т.А. Поэзия как акме человеческого в человеке // Материалы XII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (18 - 19 апреля 2007 г.). - М.: РАО, ИПП, 2007.

18. Полозова Т.А. Человекомерное и философско-психологическое осмысление развития образования в России // Акмеология и психология кадров управления / Сборник научных статей. Под общ. ред. А А. Деркача. - М.: РАГС, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Полозова Т.А. Эстетически грамотное освоение произведений искусства слова как предпосылка самодвижения человека к акме развитию // Материалы VI Международной конференции Русское литературоведение на современном этапе 20 - 22 марта 2007 г. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007.

20. Полозова Т.А. Эстетическое восприятие искусства - основа его влияния на духовность человека // Духовное становление личности в современных условиях. Материалы Международной научной конференции 18 - 20 сентября 2002 г. - Астрахань: АГПУ, 2002.

21. Полозова Т.А., Казаринова И.Н. Акмеология библиотерапии - новое направление психологического консультирования // Индивидуальное психологическое консультирование: теория, методология и опыт: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Астрахань, 16 - 17 октября 2009 г.). - Астрахань, 2009.

22. Полозова Т.А., Казаринова И.Н. От истоков возникновения библиотерапии к рождению акмеологии библиотерапии // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы 4 Международной ежегодной научно-практической конференции (Казань, 12 - 14 ноября 2009 г.). - Казань: КГУ, 2009.

23. Полозова Т.Д. А что за словом? - М.: Знание, 1972.

24. Полозова Т.Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова 2001.

25. Полозова Т.Д. Воспитание творческого читателя. - М.: Просвещение, 1981.

26. Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам. - М.: Просвещение, 1990.

27. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства, действия. - М: Знание, 1978.

28. Полозова Т.Д. Жизненные приоритеты и чтение новых россиян. (Идеи Н.А Рубакина сегодня). - М., 1997.

29. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. - М.: Просвещение, 2008.

30. Полозова Т.Д. Критерий - духовная зрелость. - Киев: Знание, 1976.

31. Полозова Т.Д. Литература человеку растущему. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова. Изд. дом Таганка, 2006.

32. Полозова Т.Д. Международный год ребенка и проблемы детской литературы. - М.: МГИК, 1979.

33. Полозова Т.Д. Открытие мира. М.: Просвещение, 1979.

34. Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Учебник. - М.: Книга, 1992.

35. Полозова Т.Д. Русская литература для детей. - М.: Academia, 1997.

36. Полозова Т.Д. Формы участия творческих союзов в воспитании школьников. - М.: Педагогика, 1978.

37. Полозова Т.Д. Юный читатель 90-х годов / По материалам межрегионального исследования. - М., 1995.

Е.Г.Сайганова, В.НМарков

АКМЕОЛОГИЧНОСТЬ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть мотивацию студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в контексте их индивидного, личностного и акмеологического развития.

In the present article attempt to consider motivation of students to independent employment by physical exercises in their wider context индивидного, personal and акмеологического developments is undertaken.

Причины, по которым люди занимаются определенным физическими упражнениями, точно так же, как и причины, заставляющие любого из нас делать что-либо, могут быть самыми различными. Их трудно свести к каким -то очевидным постулатам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых человек становится спортсменом, но и мотивы, побуждающие человека систематически «изнурять» себя физическими упражнениями, которые в идеале должны являться неотъемлемой частью его здорового образа жизни

Благодаря усилиям многих талантливых психологов, физиологов и психиатров, которые направляли свою энергию на изучение проблемы мотивации, можно выделить три группы мотивов: физиологические, психологические и социальные. Раньше утверждалось, что все человеческие мотивы берут начало от основных биологических потребностей. В настоящее время мотивационный ряд расширен и включает в себя как социальные, так и психологические потребности. Так, например, Г. Мюррей выделяет ряд «психогенных потребностей»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.