Научная статья на тему 'Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников'

Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1543
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЬ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ / TECHNOLOGIES / ROLE / BIBLIOTHERAPY / EDUCATIONAL CULTURE / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / OUTSIDE REGULAR HOURS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Анна Владимировна

В статье идет речь о роли технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников. На основе развернутого анализа рассмотрен процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования технологий библиотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLE OF BIBLIOTHERAPY TECHNOLOGIES IN FORMING OF EDUCATIONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

This article talks about the role of bibliotherapy technologies in the forming of educational culture of primary schoolchildren. Forming of educational culture of primary schoolchildren on basis of deployed analysis and application of bibliotherapy technologies is considered.

Текст научной работы на тему «Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников»

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А. В. ПЛЕХАНОВА

В статье идет речь о роли технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников.

На основе развернутого анализа рассмотрен процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования технологий библиотерапии.

Ключевые слова: технологии, роль, библиотерапия, познавательная культура, младшие школьники, внеурочное время.

Главной задачей при изучении проблемы формирования познавательной активности младших школьников является раскрытие сущности культуры познания, определение ее духовного ядра, ее личностной компоненты, закономерностей мировой художественной культуры и художественной литературы. И здесь важная роль отводится библиотерапии как рекреационной технологии социально-культурной деятельности.

Библиотерапия берет свое начало с «седой» старины. Древние египтяне определяли назначение библиотеки как «аптеки для души» [12]. Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги.

В церковных библиотеках издавна хранились издания религиозного содержания, прочитав которые, люди успокаивались и находили выход из сложных житейских ситуаций. В эпоху Возрождения книги стали более доступными широкому читателю, и врачи стали использовать их с лечебной целью.

Научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале ХХ столетия, когда возник основательный интерес к проблематике воздействия информации на состояние и психику людей. В это время интенсивно разрабатываются идеи библиотерапии как самостоятельной теории информационного влияния, формируются теоретический и эмпирический уровни библиотерапии, а библиотерапия как способ дополнительного врачевания стал использоваться во многих странах мира. Официально термин «библиотерапия» как науч-

ное понятие был признан в 1916 г. Ассоциацией больничных библиотек США. Съезд обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой [17].

Большинство ученых стали придерживаться мысли о том, что задачами библиотерапии является изучение особенностей читательского восприятия во время болезни и разработка способов психологической коррекции с помощью специально подобранной литературы. Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы [13].

В отечественной и зарубежной литературе существует несколько определений понятия «библиотерапия»:

- библиотерапия (от лат. ЫЫю - книга и гр. Шегар1а - лечение, уход за больным) - метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом [9];

- библиотерапия - лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг [8];

- библиотерапия - использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии [5];

- библиотерапия - перспективная область деятельности, которая объединяет достижения в медицине, психологии, педагогике и библиотечном деле [4].

В настоящее время библиотерапию исследователи, понимают не только, как процесс узкомедицинский, но и как педагогический вид деятельности. В библиотековедческом плане она рассматривается в качестве одного из направлений педагогики чтения [19]. Так, исследуя детский фольклор, М. Н. Мельников выделяет многие жанры, в которых литературное творчество детей нашло яркое выражение. Примерами могут служить считалки, загадки, скороговорки, страшилки и антистрашилки.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что библиотерапия может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности объективирования своих проблем, переживаний, мировидения через литературно-художественный текст, что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

Педагогический подход выдвигает, пожалуй, наиболее серьезные библиотерапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей личности; формирование оптимистического видения мира, заинтересованности и потребности в познании культуротворческих ценностей, потребности в самостоятельном поиске решений своих проблем с помощью художественно-творческой деятельности и т. д. [8].

Отсюда вытекают педагогические задачи библиотерапии, направленные на:

1) проявление индивидуального самосознания личности;

2) улучшение понимания человеком своего поведения или мотиваций;

3) формирование адекватной самооценки;

4) помощь определить индивиду свои интересы и склонности;

5) облегчение последствий стресса;

6) оказание помощи человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

7) путь самопознания, самореализации и, в конечном итоге, самоактуализации, достичь психологической зрелости.

Таким образом, не только открывает новые возможности для духовного роста личности младшего школьника, способствует развитию творческих способностей, повышению их образовательного уровня, вызывает улучшение физического и психического состояния младшего школьника путем благотворного влияния на его эмоциональную

сферу, но и позволяет личности проявить индивидуальное самосознание, улучшить понимание своего поведения или мотиваций, способствовать формированию адекватной самооценке, выйти на путь самопознания и самореализации.

Это достигается решением нескольких задач: оздоровительных, воспитательных, психологических, эстетических.

Оздоровительные задачи сконцентрированы на физическом развитии ребенка, его оздоровлении и формировании ценности здорового образа жизни, осознании значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Воспитательные задачи направлены на выявление и развитие у учащихся природных способностей и творческого потенциала, оказание помощи в определении учащимися смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических преобразований, новых форм хозяйственной деятельности; формирование у детей чувства собственного достоинства, постоянного стремления к духовному совершенству.

В основе психологической задачи лежит раскрытие предпосылок, условий и движущих сил психического развития младшего школьника, описание динамики развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Эстетические задачи обращены на создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, на формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социальнопсихологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Социально-педагогическая деятельность как неотъемлемая, органичная составляющая социального воспитания призвана помочь родителям, воспитателям, педагогам квалифицированно работать с детскими проблемами, которые обусловлены особенностями ребенка, связанными с функциональным состоянием его здоровья, познавательной и личностной сферы, с условиями воспитания. Приоритетными качествами человека становятся развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. В научной сфере признана эффективность тера-

певтического воздействия культуры и искусства, где социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место.

Данный подход позволяет рассматривать библиотерапию как социокультурную реабилитацию, как самостоятельное направление в учебновоспитательной работе.

Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [16].

Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Отсюда сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее личность, под эмоционально-психологическим воздействием, формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Таким образом, в контексте нашего исследования библиотерапию мы будем рассматривать как основной ведущий вид социально-культурной деятельности и способ эмоционально-психологического воздействия, имеющий педагогическое влияние на художественно-творческое воспитание личности, нацеленный на формирование у младших школьников навыков и способностей к культурному познанию.

Основные этапы библиотерапии включают в себя мотивационный, познавательный этап и этап рефлексии. Так, мотивационный этап охватывает вводную мотивировку к занятиям, целеполагание и целеприятие. Основной познавательный этап содержит в себе обеспечение времени для познавательной деятельности, обеспечение времени для обдумывания, руководство дискуссией или организация диалога, интерпретацию, практическое приложение, анализ, синтез, оценку полученной информации. Этап рефлексии направлен на оценку эффективности библиотерапевтического процесса посредством анализа психологического состояния личности; самооценку личности [1].

Для определения содержания понятия «библиотерапия» в социально-культурной сфере мы используем контент-анализ, включающий в себя анализ концептуальных, организационных и методических процессов.

Рассмотрим концептуальные подходы к определению понятия «библиотерапия».

Так, в концепции, предложенной Ю. С. Моз-доковой, библиотерапия представляет собой, во-первых, - процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи личности в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном и культурном взаимодействии, направленных на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграции его в общество, в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде [10].

Концепция Р. А. Трофимовой сводится к тому, что библиотерапия представляет собой междисциплинарную отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения литературы различных жанров, типов и разновидностей [18].

В концепции А. Е. Алексейчик литература и искусство представлены как мощные и перспективные средства библиотерапии, направленные на собственное развитие личности, накопление культурных ценностей, опыта, подготовленности индивида к восприятию этих ценностей для получения обширного образования [1].

В. Е. Рожнов, в концепции эмоциональнострессовой психотерапии подчеркивает, что библиотерапия позволяет произвести в душе человека на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотр, а в ряде случаев и радикальное изменение отношения к себе, к окружающей микро- и макросоциальной среде [13].

Очень важное значение для определения понятия «библиотерапия» играет акмеологическая концепция, предложенная В. А. Бородиной и С. Бородиным и закрепленная в 1998 г. на V международном семинаре «Культура на пороге III тысячелетия». Главная цель акмеологической концепции читательской социализации - гармонизация личностного мира чтения человека на уровне акме как одной из базовых ценностей развития человечества, что отражает систему представлений, взглядов на библиотерапию как многогранное, но целостное явление в интеграции биопси-хического, психолого-педагогического, социокультурного и философского содержания в ноо-сферном понимании [6].

Таким образом, анализ концептуальных подходов к определению понятия «библиотерапия» с позиций социально-культурной реабилитации позволил сделать вывод о том, что библиотерапия представляет собой психолого-педагогический процесс, благодаря чему происходит лечебное воздействие на личность с помощью художест-

венно-творческой и коммуникативной деятельности в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Воздействие библиотерапии проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют негативные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Однако, сегодня, к сожалению, нельзя признать ни теорию, ни практику библиотерапии достаточно разработанными.

Главной целью библиотерапии является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на решение следующих задач:

- организация внеурочного времени на основе технологий библиотерапии;

- проведение массовых мероприятий с целью сплотить детей, раскрепостить их, поднять настроение;

- реализация тематических мероприятий с целью расширения кругозора, накопления знаний о духовных, коммуникативных и культуротворческих ценностях;

- осуществление индивидуальных и групповых занятий, направленных на знакомство с мировой культурой и художественной литературой, на формирование знаний, умений, навыков через призму художественно-творческой деятельности;

- проведение экскурсии по городу, в картинные галереи, театры и т. д.

Все это способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации младших школьников к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.

Образовательный процесс в начальной школе призван способствовать духовному становлению учащегося, его культурному самоопределению в ясном осознании возможных альтернатив, с чувством ответственности за сохранение культуротворческих ценностей традиции. И здесь большая роль отводится внеурочному времени как одной из форм организации свободного времени младших школьников и составной части учебно-воспитательного процесса в начальной школе [11].

Внеурочная деятельность в начальной школе реализуется через специальную, разрабатываемую образовательным учреждением, программу развития учащихся, с учетом возрастных, гендерных, социокультурных и индивидуальных различий. Эта программа призвана обеспечить:

- создание воспитывающей среды в образовательном учреждении;

- определение направленности и содержания тех ориентаций и установок, которые формируются у обучающихся при освоении требований современной культуры;

- квалифицированную диагностику уровня освоения учащимися норм и правил основных видов социокультурной деятельности современного человека [7].

Основными задачами организации внеурочной деятельности младших школьников являются:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках «себя»;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом [15].

Внеурочная работа сегодня - это широкий

спектр самых различных мероприятий. Внеурочная образовательная деятельность младших школьников, построенная на основе технологий библиотерапии, может происходить в разнообразных формах: занятия в факультативах, в кружках, мастерская слова, экскурсии, учебное проектирование, игровое сюжетно-ролевое взаимодействие и другие практики по обогащению познавательного и социального опыта учащихся начальных классов. Большое место в данном процессе занимают и локальные воспитательные мероприятия, такие как интеллектуальные игры, праздники, спектакли, выставки, конкурсы, олимпиады, соревнования, турниры и др.

Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой одну из форм организации свободного времени младших школьников, которая затрачивается личностью на удовлетворение познавательных потребностей, в процессе кото-

рой происходит трансляция знаний, умений, навыков духовно-нравственной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности, направленной на приобретение культуротворческих ценностей и развитие творческих способностей детей.

Использование библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников оказывает позитивное влияние на психологический, эмоциональный фон ребенка.

Процессуальное рассмотрение библиотерапии является прежде всего рассмотрением структуры данного процесса и функциональной взаимосвязи его элементов (диагностика, постановка и принятие целей библиотерапевтического взаимодействия, побуждение к активному осознанному поиску путей решения возникших проблем, преодолению негативных состояний, укреплению веры в собственные силы, способности).

В библиотерапевтической деятельности в зависимости от форм и видов библиотерапии применяются различные методы:

- при индивидуальной библиотерапии - беседа, метод самоконтроля (бесконтактный), метод самопомощи (с минимальным контактом), метод творческого самовыражения, метод чтения вслух;

- при групповой библиотерапии - консультация, познавательно-поведенческий метод, психодинамический метод, метод отождествления себя с персонажем, метод расслабления, метод отвлечения, интерактивный метод;

- при развивающей (учебно-гуманистической) библиотерапии - беседа, метод самоконтроля (бесконтактный), метод творческого самовыражения, метод чтения вслух, познавательноповеденческий метод, метод отождествления себя с персонажем, метод отвлечения, интерактивный метод.

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социально-культурной деятельности уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении библиотерапевтическими и социально-культурными технологиями.

Общее содержание библиосоциокультрных методов работы сводится к оказанию поддержки с целью снижения социальной напряженности, мобилизации внутренних жизненных сил на преодоление каких-либо препятствий, исключения нера-

циональных форм поведения, снижения групповой и индивидуальной конфликтности.

Однако методы библиотерапии несколько отличаются от других методов социально-культурной деятельности характером своих педагогических процессов. Они характеризуются более узкой, специальной направленностью преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они более просты, более конкретны, легче регулируются. К специфическим методам библиотерапии относятся контроль над психическими процессами, эмоциональная переработка, тренировка, разрешение конфликта, методики направления внимания, обсуждения, интерпретации [2].

Так, контроль над психическими процессами путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями может изменять воздействие на личность как обычных, так и невротических переживаний. Контроль можно разделить на несколько степеней: понимание своей невротической симптоматики, ее субъективности, воздействия на нее гетеро- и аутопсихогенных факторов; понимание роли собственной личности в развитии познавательной культуры; осознание своих истинных отношений к важнейшим культуротворческим проблемам.

Эмоциональная переработка. Суть ее - способность личности проявляя свои эмоции сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны педагога, что позволяет индивиду научиться наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или извращенных эмоциональных реакций. Художественное творчество в этом случае дает возможность сделать это с таким же эффектом, как и проведение функциональных тренировок, групповой терапии, организовать которые более сложно.

Тренировка. Личность должна стараться как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что ей дается с трудом. Таким образом, тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и вытесняются патологические. Это осуществляется «проигрыванием» в воображении диалогов, поведения альтернативного по сравнению с действующими лицами произведения, учитывая свои особенности: меньший опыт, храбрость и др.

Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной переработки и умения, полученного в результате тренировки, в применении к конкретной ситуации.

Методики направления внимания, обсуждения, интерпретации. Обычно руководство художественно-творческой деятельностью осуществляется посредством тех впечатлений, выводов, решений, поведения, которые, по мнению педагога, должны вызывать в первую, вторую очередь и т. д. Например, «Хочу, чтобы особое внимание Вы обратили на структуру Ваших потребностей, трудности и напряжения, возникающие при их удовлетворении, особенно на потребность в эмоциональном контакте...»

Таким образом, библиотерапевтическое взаимодействие имеет процессуальный характер со всеми свойствами диалектического развития. Этот взгляд на диалектический характер библиотерапев-тического взаимодействия - решающая методологическая позиция для его анализа, планирования и построения. Использование методов библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников имеет исключительное значение и позволяет эффективно организовать познавательную, художественно-творческую и коммуникативную деятельность младших школьников, в процессе которой они получают достаточные для культуротворческой ориентации знания.

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход.

Технологический подход к обучению представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных образовательных целей [3].

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается в мировой педагогике. Ему посвящены работы Л. Андерсон, М. Е. Бершадского, В. П. Беспалько, Дж. Блок, Б. Блум, В. И. Боголюбова, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, В. В. Гузеева, Т. А. Ильиной, М. В. Кларина, А. И. Космодемьянской, М. М. Левиной, З. А. Мальковой, Р. Мейджер, Н. Д. Никандрова, Ю. О. Овакимяна, В. Я. Пилиповского, А. Ромишовски, А. Я. Савельева, А. И. Умана и др.

Проникновение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного

средства в различные сектора социально-культурной сферы вполне обоснованно можно рассматривать как одну из закономерностей развития современного социума, а в социально-педагогической деятельности - как устойчивую тенденцию их развития. При этом каждая технология обладает вполне определенным теоретико-методологическим потенциалом познания и преобразования социальной практики.

Так как библиотерапия представляет собой технологию социально-педагогической реабилитации, т. е. метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи коммуникативной, познавательной и художественно-творческой деятельности, то в контексте нашего исследования мы будем рассматривать библиотерапию как педагогическую социокультурную технологию, означающую системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения цели -формирование познавательной культуры младших школьников.

В контексте нашего исследования технологии библиотерапии мы рассматриваем в научном понимании применительно к социально-культурной практике на трех иерархически соподчиненных уровнях: общепедагогическом (общедидактическом) - общепедагогическая технология, частнометодическом (предметном) - частнопредметная педагогическая технология, локальном (модульном) - локальная технология [14]. Эти технологии весьма специфичны, так как в одних случаях они пересекаются, дублируя друг друга, в других случаях - дополняют друг друга своим потенциалом.

Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса [14]. Под общепедагогическими технологиями мы понимаем характерные процессы внедрения хозрасчетных механизмов в практику образовательных процессов, которые рассматриваются как следствие управленческих решений административного аппарата образовательных и социокультурных учреждений. Конкретным результатом реализации данных технологий выступает создание разнообразных предпринимательских, коммерческих

образовательных структур на общефедеральном и межрегиональном уровнях, осуществляющих образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика» и представляет собой совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя [14]. Локальная технология представляют собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [14]. По сущностным и инструментально значимым свойствам педагогические технологии классифицируются по общим признакам, к которым относят: уровень применения, философская основа, ведущий фактор развития, концепция усвоения, ориентация на личностные структуры, характер содержания, тип управления, организационные формы, подход к ребенку, преобладающий метод, категория обучаемых, целевые ориентации, концепции, особенности содержания [14].

В контексте нашего исследования, на основе разработанной классификации Г. К. Селевко, мы выделяем следующие технологии библиотерапии, применение которых будет способствовать эффективности процесса формирования познавательной культуры младших школьников, а именно: технологию сотрудничества, культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей, технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, технология «Диалог культур», технология саморазвития [14].

Так, технологию сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, реализующую демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях, направленную на самореализацию творческих возможностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Реализация данной технологии способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке познавательных способностей путем раскрытия его личностных качеств через художественно-творческую деятельность, развитию его познавательных возможностей, культурных и коммуникативных навыков, мотивации к самореализации, культурному самоопределению, обеспечению условий для расши-

ренного и углубленного объема знаний о культуротворческих ценностях.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей предоставляет младшим школьникам довольно широкие возможности в выборе дисциплин, имеющих общекультурное значение и обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие, а также поиска и проявления своей индивидуальности. Данная технология предлагает младшим школьникам необходимые условия для оптимального воспитания активной социокультурной позиции и реализации ее с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, профили, уклоны, факультативы, клубная деятельность и пр.) Реализация культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей обеспечивает мотивационный аспект обучения, профессиональное самоопределение, проявление активной позиции в ясном осознании возможных альтернатив, ответственности за судьбу культуры нации. Данная технология олицетворяет конкретный интерес младших школьников, обеспечивающий культурную составляющую образования.

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности обращена на умение младших школьников комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление и воображение), самостоятельно видеть проблему, аналитически и альтернативно мыслить, видеть новые стороны в знакомых объектах, переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию. Реализация данной технологии позволяет выявить и целенаправленно развивать задатки и способности младших школьников, вырабатывать способность проявлять творчество в любой деятельности, приобщать их к самостоятельной художественно-творческой деятельности широко используя все формы внеклассной работы, с целью создания конкретного продукта, который можно было бы фиксировать; обучаться правилам написания литературных произведений, коллективно генерировать идеи решения задач, освобождаться от инерции мышления и воображения, привычного хода мысли в решении творческой задачи.

В основу технологии «диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера. Важнейшей составляющей процесса обучения выступает диалог как двусторонняя

информационная смысловая связь, включающий в себя внутриличностный диалог (противоречия сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов. Реализация данной технологии позволит проецировать на весь процесс обучения особенности мировой культуры и мышления эпох (эйдетическое, причащающее, рационалистическое, релятивизм); построить процесс познания на сквозном диалоге двух основных сфер обучения - речевой стихии (и форм организации) русской речи и исторической последовательности основных форм различных культур, что позволит младшим школьникам перерабатывать материал через систему проблемно-конфликтных вопросов, продумывать различные варианты развития сюжетных линий диалога при помощи «точек удивления».

Одной из важных технологий библиотерапии, направленной на формирование познавательной культуры младших школьников выступает технология саморазвития. Данная технология направлена на реализацию свободного воспитания и раннего развития личности в начальной школе, на получение знаний для естественного процесса саморазвития, на создание окружающей среды, способствующей данному процессу. Реализация данной технологии позволяет: мышлению младших школьников проходить все необходимые стадии -от предметно-действенного к наглядно-образному, после чего достигается абстрактный уровень мышления и воображения; осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса; сделать самостоятельный выбор направлений художественно-творческой деятельности.

Таким образом, все вышеперечисленные технологии библиотерапии удовлетворяют требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат и позволяют сформировать познавательную культуру младших школьников.

Данные технологические инновации обладают огромным педагогическим и культуротворческим потенциалом. Диверсификация образовательных библиотерапевтических технологий не только способствует развитию познавательной культуры младших школьников, но и противостоит девальвации культуры.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что библиотерапия представляет собой продукт длительного исторического познания, содержание которого меняется и обогащается по

мере углубления познания человеком объективной действительности.

Анализ дефиниций понятия «библиотерапия» выявил, что практически все научно-исследовательские источники формализируют объект анализа, который не содержит дефиниций в строгом значении этого термина и оперируют не определением понятия, а его описанием, перечислением признаков, рассмотрением примеров.

Проведенный контент-анализ, включающий в себя анализ концептуальных, организационных и методических процессов, позволил не только достичь четкости в определении самого понятия «библиотерапия», выявить как его признаки, так и области применения, но и рассмотреть данное понятия с позиций социально-культурной реабилитации. Это позволило сделать вывод о том, что библиотерапия представляет собой психологопедагогический процесс, благодаря чему происходит эмоциональное воздействие на личность с помощью познавательной, художественнотворческой и коммуникативной деятельности в целях нормализации или оптимизации ее психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Данный подход позволяет рассматривать библиотерапию как самостоятельное направление в учебно-воспитательной работе для решения задач, направленных на формирование познавательной культуры младших школьников.

Исследование показало, что внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой одну из форм организации свободного времени младших школьников, которая затрачивается личностью на удовлетворение познавательных потребностей, в процессе которой происходит трансляция знаний, умений, навыков духовнонравственной, коммуникативной и художественно-творческой деятельности, направленной на приобретение культуротворческих ценностей и развитие творческих способностей детей.

Процессуальное рассмотрение библиотерапии является прежде всего рассмотрением структуры данного процесса и функциональной взаимосвязи его элементов. В исследовании показано, что использование методов библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников имеет исключительное значение и позволяет эффективно организовать познавательную, художественно-творческую и коммуникативную деятельность младших школьников, в процессе которой они получают достаточные для культуротворческой ориентации знания.

Применение технологического подхода к процессу формирования познавательной культуры младших школьников позволил рассматривать библиотерапию как технологию социально-культурной реабилитации, означающую системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения поставленной цели.

В качестве инструментов формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования библиотерапии нами использован комплекс педагогических технологий, включающий в себя общепедагогические, частнопредметные и локальные (модульные) технологии.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что социально-культурная деятельность, в процессе формирования познавательной культуры младших школьников, представляет собой органическую составную часть единого педагогически значимого процесса использования технологий библиотерапии и выступает в роли посредника между культурной средой и микромиром личности.

Литература

1. Алексейчик А. Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1995.

2. Балашова Е. В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. М., 2001.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4. Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. М., 2005.

5. Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний через поэзию. Издательство «Ось-89», 2002.

6. Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования: монограф. М., 1998.

7. Дерклеева Н. И. Научно-иследовательская деятельность классного руководителя в школе. М., 2000.

8. Кабачек О. Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики // Психолог в детской библиотеке. М., 1994.

9. Казаринова Н. И. Информацией можно отравиться: (Библиотерапия) // Библиотека. 1997.

10. Моздакова Ю. С. Содержание социально-культурной интеграции // Человеческий капитал. М., 2008. № 4(10).

11. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.

12. Рубакин Н. А. Библиологическая психология. М., 2006.

13. Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. Изд. 3-е, доп. и перераб. Ташкент, 1985.

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 2001.

15. Скегина Н. Г., Авраменко Н. Н., Барковец Н. К. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе (начальные классы). М., 2001.

16. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации / под общ. ред. В. И. Ломакина. М., 2002.

17. Тихомирова И. И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? // Домашняя школьная библиотека. 2003. № 1.

18. Трофимова Р. А. Библиотерапевтическая информация и проблема оптимизации ее использования М., 2005.

19. Чтение детей и подростков: мотивы и потребности: сб. ст. учеб.-метод. мат-лов / редкол.: Т. Г. Бра-же [и др.]. СПб., 2005.

* * *

ROLE OF BIBLIOTHERAPY TECHNOLOGIES IN FORMING OF EDUCATIONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

A. V. Plekhanova

This article talks about the role of bibliotherapy technologies in the forming of educational culture of primary schoolchildren.

Forming of educational culture of primary schoolchildren on basis of deployed analysis and application of bibliotherapy technologies is considered.

Key words: technologies, role, bibliotherapy, educational culture, primary schoolchildren, outside regular hours.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.