Научная статья на тему 'Чтение познание и саморазвитие'

Чтение познание и саморазвитие Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
966
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ДИАЛОГ АВТОРА С ЧИТАТЕЛЕМ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / READING / ESTHETIC LITERACY / SELF-DEVELOPMENT / THE DIALOGUE BETWEEN AN AUTHOR AND A READER / FICTION WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Татьяна Анатольевна

В статье выявляются критерии, на основе которых вырабатывается методологический подход к анализу и оценке художественных произведений, к их отбору и рекомендациям в сфере образования, издательской деятельности и репертуарной политики определяется продуктивность реализации духовно-эстетического общения с искусством в психолого-педагогической, психотерапевтической деятельности специалистов разных сфер человековедческого труда в направлении акмеологического развития, саморазвития и самореализации читателя, слушателя, зрителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria which are identified in the article, make methodological approach to the analysis and estimation of fiction works, to their selection and recommendations in educational area, publishing activity and repertoire politics efficiency of realization spiritual-esthetic communication with art in psychology-pedagogical areas, psychotherapy activity of different areas specialists of human work, in direction of acmeological development, self-development, self -realization of a reader, listener, audience is determined.

Текст научной работы на тему «Чтение познание и саморазвитие»

Т.А. Полозова

ЧТЕНИЕ — ПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ

В статье выявляются критерии, на основе которых вырабатывается методологический подход к анализу и оценке художественных произведений, к их отбору и рекомендациям в сфере образования, издательской деятельности и репертуарной политики; определяется продуктивность реализации духовноэстетического общения с искусством в психологопедагогической, психотерапевтической деятельности специалистов разных сфер человековедческого труда в направлении ак-меологического развития, саморазвития и самореализации читателя, слушателя, зрителя.

Ключевые слова: чтение, эстетическая грамотность, саморазвитие, диалог автора с читателем, художественное произведение.

Высокое искусство слова (как и другие виды искусства) -уникальное средство становления, саморазвития, самосовершенствования человека во всех аспектах его социокультурной и духовно-индивидуальной практики. Оно призвано созидать духовно-эстетическое отношение к жизни, природе, другому человеку, активизировать его саморазвитие. Искусство - квинтэссенция человеческого существования, незаменимо в качестве помощника, посредника при организации условий для самосовершенствования, творческой самореализации в разных сферах жизнедеятельности. Цель специалистов человековедческих направлений профессиональной деятельности помочь обществу и государству создать полноценные по качеству и формам условия воздействия разных видов искусства на каждого субъекта социума любого возраста. Условия, в которых назначение высокого искусства будет системномерно реализовываться. Достижение цели невозможно без грамотного активного постоянного психологопедагогического посредничества. Учиться грамотному духовноэстетическому общению с искусством надо не только ученикам,

но и учителям ... [1]

Базовой предпосылкой, необходимым условием в достижении поставленной цели - созидать Человека - является потребность общения с подлинным искусством разных видов и жанров каждого субъекта жизненной практики, самореализующаяся способность восприятия художественных произведений на духовноэстетическом уровне. Определяя восприятие произведения высокого искусства как общение, я исхожу из признания человекомерного продуктивно-созидательного духовно-эстетического взаимодействия субъекта восприятия, произведения искусства и его автора. Рассматриваю процесс Восприятия как особую индивидуальную творческую эстетическую деятельность, которая системна по своей сути и эффекту воздействия на человека -субъекта ее осуществления. Деятельность диалоговую по форме и субъект-субъектную по содержанию и качеству взаимодействия. Деятельность общения с прекрасным, которая обеспечивает мировоззренческие, ценностные, смысловые, эстетико-нравственные проявления всех субъектов взаимодействия в процессе непосредственного взаимодействия с художественным произведением, опосредованно с его автором, и пролонгировано во времени, после облагораживающего, созидательного общения с ним. [1]

Содержание, целенаправленность, мотивация, диапазон, динамика, другие параметры этой сложной системноорганизованной внутренней и внешней по форме, средствам проявления деятельности - Чтение (общение с музыкой, с изобразительным, другими искусствами), конечно, зависят от возраста, пола, условий жизни, общего развития читателя, слушателя, зрителя. От их ценностно-смысловых ориентиров, установок, интересов, пристрастий, от исторического времени его жизни, ибо Человек - в большой мере Чело именно своего века. Эти параметры зависят от своеобразия замысла, содержания, поэтики, особенностей жанра произведения, от особых условий, обстоятельств его создания. Значит и от неповторимого своеобразия организации, осуществления разных сфер жизнедеятельности автора. Все перечисленные факторы влияют на особенности, результаты взаимодействия субъекта восприятия, художественного произведения и его автора.

В данной статье мы не будем рассуждать о поэтике произведений искусства разных эпох, видов, жанров, авторских сти-листик. Хотя эти и аналогичные им вопросы, безусловно, заслуживают специального внимания. Но здесь целесообразен акцент на главном: сама природа произведений истинного искусства любого вида, их функциональность предусматривает наличие системного диалога с Человеком, необходимость постоянной триединой обратной связи субъекта восприятия с жизненным пространством, реалиями художественного произведения и его автором. Диалог подразумевает со-настроенность, дуальность ориентации, заинтересованности автора и субъекта восприятия. Предусматривает его отзывчивую, соучастливую, грамотную реакцию. Она основана на эффектах со-бытия, духовно-эстетического присутствия в пространственно-временном континууме жизни художественного произведения и ее автора: сопереживании, событийной сопричастности и чувственной включенности, единении чувств, мыслей, душевных устремлений, совместности действия и сотворчества, эмпатийно-катарсических и когнитивносмысловых прозрениях. [1]

Особое место в системе подобных эффектов занимают феномены саморазвития, самоактуализации, самореализации духовно-эстетических, ценностно-смысловых, когнитивночувственных и иного рода потенций, возможностей, способностей человека в процессе восприятия, под воздействием произведений искусства. Их действие интенсифицируется, гармонизируется в многомерном и многогранном по форме процессе общения с искусством. Перечисленные феномены оптимизируются во внутреннем и внешнем диалоге с героями произведений и их создателями. Акмеологически взращиваются в процессе совместного (с конкретным художественном произведением, его героями, автором) духовно-практического освоения и присвоения эстетических, нравственных, интеллектуальных, эмоциональных открытий и прозрений, почерпнутых не только из этого-данного конкретного произведения, но и тех, что уже были ранее освоены и «присвоены», из произведений других видов искусства, науки, иных качественных источников культуры.

Вопрос о назначении, роли искусства в социокультурном

строительстве, воспитании, образовании человека, об основных функциях художественного творчества, его предмете и цели -генеральный в истории эстетики, в истории многих других чело-вековедческих наук: психологии, акмеологии, педагогики, культурологии, литературоведения, искусствоведения, лингвистики, ... В 1998 году читателям и исследователям России был подарен уникальный трактат Л.Н. Толстого «Об искусстве и литературе». [2] Гений русской и мировой культуры, уникальный мыслитель-человековед представил труд, который вобрал в себя его многолетние размышления о назначении искусства, как силы, способной влиять на людей, на их отношения друг к другу, на духовный, нравственный мир человека, на выбор его жизненной позиции. Назовем основные вечные вопросы (позиции) рассуждений этого направления: 1). В чем состоит главный смысл жизни человека - субъекта своей судьбы, воплощающего идеалы Добра, Чести, Совести - в собственной жизнедеятельности и при включении в жизнь других людей как носителей названных ценностей?; 2). Как жить человеку в обществе «нужным», духовно-значимым для других субъектов своей судьбы?; 3). В чем и как человек может реализовать свое истинное назначение? ...

Рассматривая искусство разных веков и народов в смысловом контексте названных и других вечно актуальных проблем жизни, Л.Н. Толстой убедительно аргументирует уникальную способность и возможность произведений прекрасного «заражать» читателя, зрителя, слушателя эстетическим отношением, свойственным автору творения и выраженным в конкретном художественном произведении. Эту способность искусства исследователь Л.Н. Толстой утверждает как природный «дар», своеобразие и назначение прекрасного. Он считает: вечно значимо и бесценно искусство всех видов и жанров, если оно содержит эмоциональную энергию - созидательный жизненный смысл. Если заразительно проявляет и утверждает эстетическое сознание создателя, активизируя высокие созидающие человека качества субъекта, общающегося с прекрасным. Искусство истинное -всегда не только «зеркало», живая картина реальности, но и отношение к ней. Анализ реальности в искусстве - оценка, обращенная к воображаемому другому: слушателю, зрителю, читате-

лю. Поэтому искусство может соединять, сближать, людей; возвышать человека, создавать в нем Добро, Честь, Совесть.

Ведущие художники русского национального искусства ХХ века талантливо теоретически и практически развивают теорию, живой опыт эстетической мысли прошлого. При получении Нобелевской премии в речи, произнесенной 10 декабря 1965 года в Ратуше Стокгольма, М.А. Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, помогали пробуждать любовь к человеку, стремление бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». [3, С. 5] Ю.В. Бондарев, выступая и как теоретик художественного творчества, в размышлениях о назначении искусства «Подвиг духа» (датировано 1975-2002 г.г.) утверждает: «. От чувства к разуму, а не от разума к чувству - не это ли воздействует на нас с неотвратимой силой! Не в этом ли колдовство подлинного искусства!» [3, С. 10]

«Колдовская» сила влияния прекрасного не есть одна из «его сторон». Но именно сущностное, природное свойство: чем талантливее автор, чем человекомернее [1] его эстетическое сознание, тем сильнее власть произведения. Писатель, Поэт (Художник, Композитор, Театральный или Кинорежиссер, .) сориентированы на то, чтобы Человек воспринимающий прошел с ними весь путь переживаний, раздумий. Видел и замечал все то, что взволновало их ранее, побудило к созданию конкретного произведения. Тогда общающийся с искусством Человек ощутит и эстетически осознает восхищение от самоприобретения, со-творческого создания новых духовно-эстетических прозрений. Тогда восприятие высокого искусства принесет радость самоот-крытия истины. Усилит влияние новых пониманий на внутренний мир субъекта, общающегося с искусством, на систему его отношений с окружающим миром. На его гражданскую социокультурную активность. Тогда искусство проявит силу своей истинной природы - будет создавать и человекомерно выстраивать ценности, цели, смыслы жизнедеятельности субъектов социокультурной и духовно-индивидуальной практики в направлении их акмеологической самореализации, по пути их акмецентриче-ского становления и саморазвития, начиная с самого раннего воз-

раста.

Субъектно проявленное духовно-эстетическое восприятие искусства слова разных жанров (как и других видов искусства) -всегда не только большой труд общения, труд ума и сердца, но и увлекательное насыщенное по содержанию творчество. Это и праздник души, и урок жизни! Марина Цветаева настаивала, говоря о читателе: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки - ноты. В воле читателя - осуществить их, или исказить». Закономерна взаимозависимость труда Художников разных видов искусства от роли, позиции, уровня субъектной активности того, кто воспринимает их труд. Взаимозависимость их труда от уровня развития читателя, зрителя, слушателя, от отношений субъектов таких форм деятельности к труду создателей художественных произведений, к ним как конкретным субъектам социокультурного действия и системы специфических межличностных взаимодействий через посредство произведений искусства.

Процессы создания художественного произведения и его грамотного эстетического восприятия во многом природно родственны. Каждое истинное произведение искусства, как и его духовно-эстетическое освоение человеком, неповторимы. Каждое такое произведение несет прометеев огонь своего создателя. Оно подобно факелу, способному разгонять все то, что мешает приближению человека к принятию жизненной позиции художника, к пониманию его представлений о жизни, к толкованию ее смысла, к постижению духовно-эстетической сути художественного произведения. Помогает человеку осознать и освоить новые реалии и перспективы собственной жизни, ориентиры, ценности, смыслы. Искусство - мост времени, соединяющий три неизмеримых вечности: прошлое, настоящее и будущее. Каждое истинное произведение искусства ждет своего особого одаренного читателя, слушателя, зрителя, того, кто способен слышать сердцем, чувствовать разумом и принимать действием обращенный к нему голос. Оно - «духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место; ... документ, по которому мы

вводимся во владение настоящего, во владение всей суммой истин и условий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом», [11, С. 11] - писал А.И. Герцен сыну.

Книга всегда программа будущего. Этот взгляд на читательскую деятельность развивает А.Н. Толстой в статье «Читатель - составная часть искусства». Нынешнее историческое время, отмеченное кризисом Чтения, диктует: необходимо проникнуться мыслью - книги живут и действуют только если их читают. Обратим внимание: он говорил об особой государственной значимости Читателя в развитии гражданина и художественного процесса в стране в двадцатые годы XX века. [12] Тогда кипел массовый интерес к всеобщей грамотности. Чтение становилось личной потребностью, фактором, критерием саморазвития, характерной чертой роста познавательной и гражданской активности. Весьма ценен и сегодня практический, научный опыт тех лет. Вспомним деятельность народного учителя A.M. Топорова в отдаленном селении Алтайского края, где была коммуна «Майское утро». Он организовал чтение вслух классики и пробудил у неграмотных людей интерес к слушанию, а затем и живую потребность личного чтения произведений классической литературы. Художественная образованность крестьян в то время воспринималась многими как романтическая утопия ... Желая убедиться в истине, А. Аграновский отправился на санях-розвальнях из Барнаула к A.M. Топорову. В первой же избе, куда забрел на огонек иззябший, заиндевевший журналист, его встретила подросток-девочка с книгой в руках. Помогая исследователю снять заснеженный тулуп, Глафира (так звали девочку) не выпускала книгу из своих рук. На вопрос, что она читает, А. Аграновский услышал: «Генриха Гейне ... виновата - Генриха Ибсена ...» Журналист убедился, что все жители глухого села знали не только обоих великих Генрихов. Они охотно и свободно говорили о творчестве Льва Толстого и Ивана Тургенева, Стендаля, Гюго и многих-многих других писателей. [13, С. 17]

Непосредственное участие поэтов, писателей, ученых в популяризации литературы характерно для атмосферы того времени. В.Г. Лидин вспоминает всеобщий и очень разнообразный по проявлениям энтузиазм «борьбы» за читателя деятелей куль-

туры, образования в сборнике очерков «Друзья мои - книга». Писатели, ученые встали за книжный прилавок. В книжной лавке в Леонтьевском переулке - литературовед Ю.И. Айхенвальд, философ Г.Г. Шпет, а с ними и В.Г. Лидин. В лавке - холод. Но, вопреки всем неудобствам и непривычности дела, они горды причастностью к живой истории: «... мы познавали прелесть общения с книгой, с этим знаменосцем культуры, возвещавшим уже в те времена, когда только начали ликвидировать неграмотность, рождение нового читателя». [14, С. 11] В «Книжной лавке» поэтов на Арбате популяризировал классиков Сергей Есенин: «... беспомощный и неприспособленный к этому делу. Но - увлеченный, как и его сотоварищи по работе, расторопные поэты-имажинисты»; как и величественный Валерий Брюсов, торговавший в соседнем магазине; как и Н.Д. Телешов - в магазине на Моховой.

Мы учились ценить книгу, мы учились любить ее, и этих первых уроков в голодные, трудные дни революции я никогда не забуду ...» - утверждает Вл. Лидин. [14, С. 13] Он убеждает, что к литературе тогда потянулись люди новые, впервые и уже упорно обретающие привычку чтения. Это были очень заинтересованные читатели. Концепция Вл. Лидина, отраженная в статье «Читатель

- составная часть искусства» была органична культуре времени написания, передает его атмосферу. Она и сегодня методологически и практически значима.

По данной позиции особо ценны и мысли А.Н. Толстого. Он побуждает задуматься над внутренними стимулами творчества: «Вас - писателя, выбросило на необитаемый остров. ... Ваши переживания, Ваши волнения, мысли претворялись бы в напряженное молчание. Если бы у Вас был темперамент Пушкина, он взорвал бы Вас. Вы тосковали бы по собеседнику, сопереживате-лю - второму полюсу, необходимому для возникновения магнитного поля, тех, еще таинственных токов, которые появляются между оратором и толпой, между сценой и зрительным залом, между поэтом и его слушателями. ... Художник заряжен лишь однополюсной силой. Для потока творчества нужен второй полюс - вниматель, сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество. Из своего писательского опыта я знаю, что напря-

жение и качество той вещи, которую я пишу, зависят от моего первоначального заданного представления о читателе. Читатель как некое общее существо, постигаемое моим воображением, опытом и знанием, возникает одновременно с темой моего произведения». [11, С. 27]

Это утверждение распространяет свое действие на творчество создателей художественных произведений во всех видах и жанрах искусства, как, собственно, и на все те идеи, о которых говорилось выше. Возгордимся, уважаемый читатель, слушатель, зритель в осознании своей потрясающей воображение роли в творении величайших произведений искусства! Однако задумаемся о своей личной ответственности: об уровне нашей духовноэстетической культуры, о культуре грамотности современного чтения - культуре восприятия произведений разных видов искусства. От этого зависит и качество, жизненный смысл возникающих сегодня произведений литературы, живописных полотен, музыкальных и иных художественных произведений в разных видах искусства ...

Писатель верит Читателю: «Он должен быть любим и близок». [11, С. 27] «Утверждение, будто искусство возможно только для самого себя, - противоестественная ложь» [11, С. 28], -открыто, честно, убежденно заключает А.Н. Толстой. Заканчивается цитируемая статья провозглашением, казалось, романтической мечты о многомиллионном читателе, который сказал бы писателю: «Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства - узнай, полюби меня. Пиши честно, ясно, просто, величаво. Искусство - это моя радость». [11, С. 33] Искусство — радость. Это верно и возможно, если читающий человек, человек воспринимающий художественные произведения любых видов искусства, хочет переживать эту радость. Если он испытывает настоятельную потребность чувствовать, видеть, слышать и слушать прекрасное, внимать чувствам-мыслям создателя - его эстетическому сознанию. При таком духовно-эстетическом желании и намерении общения, прекрасное - бесценно, ибо несет жизненный заряд счастья. Заряд духовно-эстетической энергии, созидающий человека, направляющий его к познанию себя и мира, к саморазвитию, к поиску вершин самореализации человекомер-

ных потенций, возможностей и способностей.

... В таком акмеологически развивающем человека общении произведение искусства и является человекомерным средством становления и саморазвития читателя, зрителя, слушателя. Средством его структурно целостной и функционально цельной самореализации. Духовно-эстетическое по уровню, качеству, насыщенности общение человека с искусством разных видов и жанров, его героями, авторами - предпосылка, условие, деятельностная основа духовного здоровья, достойного Человека жизненного самостроительства, творчества, социокультурной, в том числе досуговой, активности и профессиональной деятельности.

Названные позиции определяют критерии, объективируют методологический подход к анализу, оценкам художественных произведений разных видов искусства, к их отбору и рекомендациям в сфере образования, издания, репертуарной политики, . Определяют и продуктивность реализации духовноэстетического общения с искусством в психолого-педаго-гической, психотерапевтической деятельности специалистов разных сфер человековедческого труда в направлении акмеологиче-ского по смыслу и направленности развития, саморазвития и самореализации каждого читателя, слушателя, зрителя. Сказанное относится и к использованию искусства во всех аспектах саморазвития самих специалистов, в их самостийной деятельности для поддержания и повышения уровня собственного профессионализма, личной аутопсихологической компетентности и мастерства.

Подчеркнем еще раз, жизненная сила через искусство, в постоянном общении с ним дается большой творческой работой духа и ума, чувства и мысли. Работой трудной, но доступной каждому. Осознанное, субъектно направляемое движение и самодвижение к радости познания - общения в мире прекрасного постепенно перерастает в самовозникающий праздник души при каждой встрече с Искусством. Благодаря такому общению с искусством «.поступок личности А становится обстоятельством жизни В, С, Д и т. д., а их поступки, экспрессивные действия, в свою очередь, оказываются обстоятельством жизни для А. Этот осуществляемый различными видами коммуникаций переход по-

ступка одного человека в обстоятельства жизни других людей является характерной особенностью совместной жизни и деятельности людей». [15, С. 7] Важно не бояться, если этот праздник пока еще не возникал: «Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги». [11, С. 111] Это - вывод нашего талантливого современника Ю.В. Бондарева. Он - мыслитель и художник утверждает: «Искусство - это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед». [11, С. 111] Важнейшим условием развития человека как субъекта познания, доказывает выдающийся ученый, академик РАО А.А. Бодалев, является: «Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства ...». [15, С. 5]

Книга, картина, скульптура, музыка становятся источником великой силы духа, действенного знания лишь тогда, когда человек умеет с искусством эстетически общаться. Знание становится действенным, если оно освоено как личностно для меня ценное, необходимое. Как субъектно для меня значимое. Знание, воспринятое и освоенное на духовно-эстетическом уровне, по своей природе, обязательно приобретает субъектно-личностную индивидуально-неповторимую ценность. Оно таит в себе силу энергии, которая пробуждает саморазвитие. Создает, эстетически активизирует стремление человека к вершинам самореализации в разных видах жизненной активности, профессиональной деятельности. Самореализации - человекомерной по ценностносмысловым основаниям, форме, содержанию. [1]

Из выше сказанного закономерны следующие выводы: духовно-эстетическое общение с книгой, как и с любым иным произведением Искусства разных видов и жанров, - высшая незаменимая смысловая форма развития человека: когнитивного, чувственного, нравственного, гражданско-патриотического, ... Духовно-эстетическое развитие через искусство реализуется, субъектно, личностно-неповторимо самовоплощается в жизнь конкретного человека если выполняются два условия:

1) он - читатель (слушатель, зритель) не только субъект,

собирающий индивидуальный «багаж» информации, но человек -обретатель, самотворец личностно уникальной способности творческого мышления, духовно-эстетического по уровню и качеству восприятия, осмысления и освоения нового знания;

2) он вступает в живое заинтересованное общение с автором, читая (слушая, зрительно воспринимая) художественное произведение: радуется, негодует, торжествует, огорчается, плачет, смеется и восхищается вместе с ним.

В этой истинно совместной деятельности человек обретает индивидуально-неповторимые, личностно-проявляемые предпосылки системного анализа и синтеза фактов, явлений, переживаний, оценок, представленных искусством. Становится носителем духовно-эстетической потребности, способности и привычки позиционировать, аргументировать, отстаивать собственные чувства, мысли, суждения, умозаключения, действия в разных видах общения, в том числе и профессиональных.

Эстетическая грамотность - не праздное понятие, как и потребность, способность проявлять развитый художественный вкус. Особенно в условиях глобального нашествия массовой культуры. Это необходимые предпосылки и условия целостного и цельного, акмеологически направленного развития, самосовершенствования человека, общества и социокультурной среды. Основа сугубо индивидуальной терапевтической ценности, значимости особых природных сил Искусства, специфических по видам и жанрам.

Постоянная потребность общества в духовноэстетическом общении с высоким искусством и в его созидании -непременное условие психологического, духовного-нравственного здоровья социума, эволюции социокультурной практики и неотъемлемая составная природы искусства. Поэтому и сами творцы прекрасного, его теоретики и учителя, воспитатели, библиотекари, музееведы всегда напряженно эмоционально отстаивали жизненную созидательную, человекостроительную роль эстетического воспитания, развития потребности, чувства прекрасного, эстетического вкуса народа. Доказывали непремен-ность государственного заказа по созданию организованной, научно обоснованной системы всеобщего духовно-эстетического

воспитания, развития и саморазвития всех субъектов социума на всех уровнях управления системой их жизнеобеспечения. Эти задачи в наше время крайне актуальны. Напомним: подобные идеи объединяли многие исследовательские и учебные институты, центры практической художественно-творческой деятельности нашей и других стран в 60 - 70-е годы ХХ века, когда состоялась попытка создания научной платформы всеобщего эстетического воспитания и ее реализации в Государственной программе. [1; 4; 8 — 11; 17 — 21; 25).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 2007.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.

4. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.

5. Выготский Л.С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошев-ского. М.: Педагогика, 1987.

6. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. /Председатель редколлегии Овсянников М.Ф. М., 1987.

7. Лидин Вл. Друзья мои - книги. М.: Искусство, 1962.

8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПБ, 2008.

9. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПБ, 2003.

10. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПБ, 2005.

11. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2001.

12. Полозова Т.А. Акмеологическая направленность образования

- предпосылка и условие становления нового российского общества //Мир психологии, №1 (45), 2006.

13. Полозова Т.А. Акмеологическая ориентация образования //Мир образования, образование в мире № 4, 2007.

14. Полозова Т.А. Акмеологические основы духовноэстетического развития человека /Монография. М. 2007.

15. Полозова Т.А. Единство культуры и образования - путь гармонии человека и общества //Мир психологии, № 4, 2006.

16. Полозова Т.А. О первичных принципах образования человека //Мир образования - образование в мире, №4, 2006.

17. Полозова Т.Д. Литература человеку растущему. М., 2006.

18. Полозова Т.Д. Открытие мира. М., 1979.

19. Полозова Т.Д. Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.: Просвещение, 1990.

20. Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. Материалы Всесоюзного симпозиума. В 2 т. Тбилиси, 1980.

21. Разумный В.А. Драматизм бытия или обретение смысла. М.: Пихта, 2003.

22. Репин И. Далекое - Близкое /Под ред. и со вступ. ст. Корнея Чуковского. М., 1960.

23. Стасов В.В. Избранное. В 2 т. М.;Л., 1950.

24. Розанов В.В. Сумерки просвещения /Сост. В.Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990.

25. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1980.

26. Толстой А.Н. Черная пятница. Рассказы. 1923 - 1924. Л., 1924.

27. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. В 2-х т.т. М., 1958.

28. Топоров А.М. Крестьяне о писателях. Новосибирск, 1963.

29. Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. М., 2000.

30. Человек читающий. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества. М., 1983.

31. Шолохов М.А. Соч. в 10-ти т. Т. I. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.