Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)
УДК 027.52 (571.16): 37.013
Е.А. Масяйкина
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ВЕРХНЕКЕТСКОГО, ТЕГУЛЬДЕТСКОГО И ЧАИНСКОГО РАЙОНОВ) 1
В статье анализируется организация деятельности по патриотическому воспитанию читателей современных сельских библиотек Томской области. Показаны значение патриотической деятельности библиотек для развития современного общества, важнейшие направления, формы и методы работы. Охарактеризованы и систематизированы проводимые мероприятия, представлены категории читателей, участвующие в патриотической деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области.
Ключевые слова: сельские библиотеки, Томская область, патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание молодежи является одним из важнейших направлений современной государственной политики, представляя собой систематическую деятельность по формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных и гражданских ценностей, чувства верности и любви к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
В современной справочной литературе существует достаточно большое количество трактовок и определений как непосредственно патриотического воспитания, так и патриотизма в целом. «Педагогический энциклопедический словарь» определяет патриотизм как любовь к Отечеству, родной земле, своей культурной среде, ясное осознание своих обязанностей по отношению к Родине и верное их исполнение [1. С. 185]. «Российская педагогическая энциклопедия» предлагает определение процесса воспитания, служащее базовым для формулировки прикладных аспектов этого процесса: «Воспитание -это целенаправленное социальное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития личности человека» [2. С. 165]. Основываясь на предложенном определении, «Современная энциклопедия педагогики» трактует процесс патриотического воспитания как составную часть единого процесса общественного воспитания, направленную на формирование любви к Родине, гордости за исторические свершения своего народа [3. С. 74]. «Словарь научных терминов по педагогике» дополняет данное определение: «Патриотическое воспитание - это воспитание и формирование любви к Родине как синтез духовно-нравственных, гражданских, мировоззренческих качеств личности и лучших традиций своего народа» [4. С. 120].
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 13-11-70003.
На федеральном уровне патриотическое воспитание личности регламентируется государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [5], основной целью которой является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Программа предусматривает решение на государственном уровне следующих задач: повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания; совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения системы патриотического воспитания; формирование позитивного отношения и положительной мотивации у молодежи к военной службе. Большое значение в реализации данной программы придается внедрению современных форм, методов и средств воспитательной работы, повышению профессионализма специалистов и развитию материальнотехнической базы патриотического воспитания.
Реализацией вышеперечисленных задач занимаются представители основного и дополнительного образования, общественные организации и организации культуры, среди которых значительную роль выполняют библиотеки. Патриотическое воспитание читателей является традиционным в работе библиотек различной видовой принадлежности и осуществляется в соответствии с идеями, представленными в Манифесте ЮНЕСКО о публичной библиотеке: «Свобода, процветание, развитие общества, как и отдельных граждан, относится к числу основополагающих человеческих ценностей. Все это достигается только путем обеспечения возможности для широко информированных граждан осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе». Настоящий Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как важный инструмент укрепления в сознании людей идей мира и духовного благосостояния» [6. С. 93].
Проблемы и особенности деятельности библиотек в области патриотического воспитания регулярно обсуждаются на конференциях и форумах различного уровня. В частности, на таких, как Международная научнопрактическая конференция «Патриотическое воспитание личности» (Воронеж, 2013 г.), Международная научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание студенческой молодежи» (Москва, 2013 г.). Помимо конференций международного уровня, организации патриотической работы в обществе посвящаются мероприятия регионального и областного масштаба: Областная научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание молодежи: системный подход (Магадан, 2012 г.), Межрегиональная конференция «Патриотическое воспитание в детских библиотеках: перспективы развития» (Вологда, 2010 г.), III Региональная конференция по патриотическому воспитанию «Наследники славы» (Москва, 2010 г.), Региональная научно-практическая конференция «Роль библиотек в патриотическом воспитании детей и подростков» (Южно-Сахалинск, 2010 г.). В ходе работы конференций рассматриваются такие вопросы, как современные подходы к организации гражданско-патриотического воспитания, роль социального партнерства и семьи в патриотическом воспитании, направления деятельности библиотек по патриотическому воспитанию.
Практическое воплощение идей, выдвинутых на конференциях, реализуется в процессе проведения разнообразных тематических акций. В 2010— 2012 гг. в библиотеках России прошла международная акция «Читаем детям о войне», организатором которой была Самарская областная детская библиотека. Целью данной акции было воспитание патриотических чувств у детей и подростков в возрасте от 5 до 14 лет на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне. В 2012 г. в мероприятии приняли участие более 1400 детских учреждений из 28 регионов, в том числе из 4 стран (Россия, Канада, Беларусь, Казахстан), более 110 тысяч детей и подростков. В мае 2013 г. осуществилось ее продолжение - в начале мая одновременно во всех учреждениях - участниках акции детям были прочитаны вслух лучшие художественные произведения о Великой Отечественной войне [7].
Основываясь на материалах конференций, а также современной литературе по библиотечному делу, можно сделать вывод, что деятельность библиотек по патриотическому воспитанию многообразна и включает в себя ряд актуальных направлений. Важнейшими из них являются историкопатриотическое (пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в отечественных войнах и локальных конфликтах, формирование уважительного отношения к живым и павшим участникам минувших войн); духовно-нравственное (осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности); историкокраеведческое (познание своих историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе). Актуальными направлениями являются также военнопатриотическое (формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите); гражданско-патриотическое (формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу); социально-патриотическое (воспитание социально активной личности); героико-патриотическое (популяризация героических профессий, знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости за героические деяния предков) [8].
На территории Томской области деятельность по патриотическому воспитанию регламентируется областной целевой программой «Об организации патриотического воспитания на территории Томской области в связи с принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [9]. Мероприятия патриотической и военно-гражданской направленности реализуются Департаментом по культуре Томской области, Департаментом общего образования Томской области, Управлением начального профессионального образования Томской области, Архивным управлением Томской области, а также другими ведомствами, управлениями и учреждениями. Активную работу по данному на-
правлению проводят общественные организации и объединения Томской области и средства массовой информации.
Библиотеки Томской области активно участвуют в патриотическом воспитании граждан. Деятельность сельских библиотек координируют, оказывая методическую и консультативную помощь, Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина (ТОУНБ) [10] и Томская областная детско-юношеская библиотека (ТОДЮБ) [11]. Эти библиотеки осуществляют практическую, методическую и координационную деятельность по сохранению и популяризации исторического, литературного, документального наследия России, увековечиванию подвига томичей - ветеранов войны и тружеников тыла, их героического вклада в Победу, укреплению связи между ветеранами и молодежью. В рамках деятельности по патриотическому воспитанию библиотеки организуют разнообразные мероприятия, распространяя свой творческий опыт на работу муниципальных сельских библиотек Томской области.
В год 65-летия Победы ТОДЮБ участвовала в мультимедийном межрегиональном проекте Томской государственной телерадиокомпании — «Одна на всех, наша Победа!». В рубрике «Что я знаю о войне» дети в радиоэфире читали сочинения, стихи, присланные в библиотеку школьниками из всех районов Томской области на областной детско-юношеский конкурс историко-поисковых и литературных работ «Дела и подвиги отцов — глазами юных». Участники проекта рассказывали о чувствах и переживаниях, связанных с военным периодом. В читальном зале библиотеки была представлена выставка-архив «В огнях победного салюта», где были собраны книги, посвященные периоду Великой Отечественной войны, газетные публикации, плакаты военных лет, творческие работы школьников, посвященные фронтовым и трудовым подвигам томичей, документы из личных архивов ветеранов войны и тружеников тыла. Также была проведена выставка детско-юношеского художественного творчества «Салют, Победа!». В течение нескольких последних лет в ТОДЮБ реализовывались такие проекты гражданско-патриотической направленности, как «Дела и подвиги отцов — глазами юных»: областная патриотическая культурно-просветительская эстафета ТОДЮБ; «Россия, Родина моя!»: областной ежегодный конкурс историкопоисковых и литературных работ; «Люблю Отчизну я!»: областной этап Всероссийского Лермонтовского конкурса военно-патриотической поэзии.
В апреле 2012 г. прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование духовности и патриотизма в молодежной среде». Тема оказалась актуальной для библиотекарей Алтая, Хакасии, Бурятии, Карелии, Красноярского края, Омска, Кемерова, Пскова, Читы и большинства районов Томской области. Целью конференции являлась оптимизация работы библиотек по историческому просвещению подрастающего поколения, обсуждение проблем воспитания гражданственности и гуманизма, выявление новых путей, форм и методов патриотического и духовно-нравственного воспитания [11].
ТОУНБ им. А.С. Пушкина также значительное внимание уделяет патриотическому воспитанию и просвещению читателей, используя самые различные формы работы: музыкальные вечера («Когда гармонь в землянке пе-
ла...», «Тот поющий и цветущий яркий май...», «Этот день Победы...»), книжные выставки («День победы», «Поклонимся великим тем годам.», «Техника Великой Отечественной», «Они сражались за Родину: фронтовые иллюстрации»), заседания тематических клубов с приглашением ветеранов-фронтовиков и т.д. [10].
Координация деятельности сельских библиотек Томской области по патриотическому воспитанию реализуется в процессе проведения областных творческих конкурсов. Библиотеки-участницы представляют на конкурс творческие проекты своих читателей, выполненные в разнообразных жанрах: сочинение, эссе, художественное творчество, мультимедийные проекты.
В 2012 г. среди муниципальных библиотек Томской области проводился областной конкурс по патриотическому и краеведческому воспитанию молодежи «Храним любовь к родной земле», посвященный 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 г. Учредителем конкурса выступал Департамент по культуре и туризму Томской области, организатором — Томская областная детско-юношеская библиотека [12]. Целями конкурса являлись: развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма через распространение знаний о родном крае; выявление и распространение лучшего опыта работы библиотек по формированию патриотических чувств и сознания молодого человека на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; организация совместной деятельности библиотек с законодательными и исполнительными органами государственной власти, учреждениями образования, общественными организациями для решения проблем воспитания молодого человека — патриота и гражданина. В рамках конкурса были предусмотрены следующие номинации: «Гражданин, личность, человек» (патриотическое воспитание молодого поколения); «1812 год. Слава и Память» (история России, ее роль в мировом историческом процессе); «Здесь Родины моей начало» (организация работы библиотеки по пропаганде краеведческих знаний, привлечение к работе волонтеров, СМИ и других партнеров); «Я расскажу вам о селе...» (поисковая работа библиотеки — сбор материалов о селе, районе, его истории, заслуженных односельчанах, умельцах, творческих личностях, формирование летописи, оформление фото- и видеоматериалов, создание качественного справочно-библиографического аппарата по краеведению).
Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района, деятельность которой является одним из предметов нашего исследования, заняла II место в номинации «1812 год. Слава и Память». В библиотеках Чаин-ского района активно развивается творческое сотрудничество по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи со школами, Домами культуры и детского творчества, районными и местными советами ветеранов [13]. Так, в рамках областного конкурса историко-поисковых, исследовательских, литературных работ «Россия, Родина моя» в 2012 г. были отмечены творческие проекты читателей «Герой своего времени», «Горжусь своими земляками», «В огнях победного салюта», «Фронтовики, наденьте ордена», «Афган навсегда в них останется болью». В областном конкурсе творческих работ «Я и мои права» было представлено успешное сочинение «Дети и война».
Библиотеки Тегульдетского района в 2011—2012 гг. участвовали в таких областных конкурсах, как смотр-конкурс для муниципальных общедоступных библиотек «Георгий Мокеевич Марков — наш земляк» (представив урок-презентацию «Сибирский летописец, жизнь и судьба: Г.М. Марков»), областной Лермонтовский конкурс военно-патриотической поэзии «Люблю Отчизну я!», областной конкурс сочинений «Виват героям русских битв!», посвященный 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 г. Центральная библиотека Тегульдетского района в 2011 г. успешно участвовала в конкурсе «Выставочный проект» в рамках III Музейного форума Томской области «Бренды земли Томской», представив проект «Переселенцы вольные и невольные» [14, 15].
Помимо конкурсов областного значения, сельские библиотеки Томской области активно участвуют в местных, районных конкурсах, предоставляющих возможность продемонстрировать творческий потенциал и любовь к родному краю всем, даже самым маленьким библиотекам.
Библиотеки Чаинского района проводили конкурс «Нашей истории строки», включающий следующие номинации: «Незабываемый 1812 год» (победила библиотека-филиал села Гришкино); «Во славу русских воинов» (диплом и приз получила Обская сельская библиотека-филиал); «Имена и времена» (победительницей стала библиотека-филиал села Новоколомино) [13].
В Тегульдетском районе также проводились в 2012 г. разнообразные конкурсы районного масштаба. В частности, конкурс творческих работ «Тегуль-дет близкий и далекий», посвященный 100-летию с. Тегульдет; районный этап Лермонтовского конкурса литературного творчества «Люблю Отчизну я»; конкурс авторской песни и авторского стихотворения, посвященный 100-летию с. Тегульдет; конкурс «Я, моя жизнь, мое будущее». Активное участие читатели библиотек принимали в конкурсе чтецов ко Дню Победы «Я забыть никогда не смогу.» и конкурсе плакатов «Война для меня — это.». Регулярно в Центральной районной библиотеке с. Тегульдет проходят встречи солдат различных поколений с призывниками «Говорят старшие — слушают младшие», а в 2008 г. прошел конкурс исследовательских работ «Моя семья и победа». Читатели библиотек активно участвовали в сборе материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих на территории Тегульдетского района, для Книги Памяти Томской области «Отвага в бою, доблесть в труде. 1941—1945». В конкурсных поисковых мероприятиях участвовали представители различных читательских категорий — школьники младшего, среднего и старшего возраста, их родители, бабушки и дедушки. Лучшие работы были награждены дипломами, сертификатами, ценными призами и рекомендовались к дальнейшему участию в рамках конкурсов Томской области.
Сельские библиотеки Томской области осуществляют деятельность по патриотическому воспитанию молодежи в рамках целевых программ, представляющих собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных социально-экономических, экологических, культурно-просветительских задач, в том числе и на достижение конкретного конечного результата в заданные сроки. Так, в целях совершенствования системы патриотического воспитания граждан на территории Тегульдетского района органами
местной власти была утверждена районная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на территории Тегульдетского района на 2011-2013 годы» (постановление № 383 от 21.12.2010 г.) [16]. Программа рассчитана на работу как с молодежью, так и с ветеранами труда и Великой Отечественной войны.
В библиотеках Чаинского района начиная с 2010 г. реализуется целевая программа для юношества «Школа Активного Гражданина» (ШАГ), направленная на формирование у читателей чувства социальной ответственности, причастности к современным гражданским процессам страны.
Одной из важнейших функций современной библиотеки является информационная, поэтому значительное внимание в работе уделяется мероприятиям, несущим существенную информационную нагрузку и представленным в форме тематических «информационных часов». В библиотеке-филиале с. Ле-ботер Чаинского района прошло тематическое мероприятие «Отчизны славные сыны», посвященное героям Отечественной войны 1812 г. Библиотеки Тегульдетского района организовали ряд мероприятий, посвященных юным героям Великой Отечественной войны, например «Зина Портнова» (к 85-летию юной героини партизанского движения), а также «День воинской славы», посвященный разгрому немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. В Верхнекетском районе был проведен комплексный «час истории» для школьников на тему «Символы нашей Родины», который сопровождался книжной выставкой «Россию строить молодым» и тематической викториной. Особенностью деятельности детской библиотеки Верхнекетского района является тесное сотрудничество с дошкольными учреждениями - детскими садами. Для воспитанников средней группы сада «Теремок» был проведен урок памяти «Овеянные славой». Дети с интересом прослушали беседу о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, было показано много красочного иллюстративного материала о войне, потом ребята читали стихи на военную тему и пели песню «Катюша» [17].
Заслуженной любовью читателей библиотек пользуются различные формы театрализованных мероприятий, позволяющие не только оптимизировать процесс усвоения знаний за счет комплексного восприятия информации, но и сформировать неравнодушное, творческое отношение к изучаемой теме, пробудить к ней интерес. Деятельность по патриотическому воспитанию молодежи удачно вписывается в зрелищный формат. Центральная библиотека Чаинского района в 2012 г. совместно с Подгорнской музыкальной школой подготовила и провела литературно-музыкальный вечер «Во славу Отечества». Тегульдетская центральная библиотека пригласила школьников на серию «устных журналов» «Дорогами войны», «День Победы», а также подготовила познавательную викторину для школьников «Умники и умницы», посвященную 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. (2012 г.). Детская библиотека Верхнекетского района организовала совместно с Белояр-ской средней школой № 1 конкурс чтецов «Строки, опаленные войной», подготовила цикл «уроков мужества» с учениками первых классов (с использованием слайд-презентации «Памятники Верхнекетья», которую разработал один из авторов мероприятия - ученик третьего класса Д. Смагин), а также
провела ряд «встреч-воспоминаний» школьников с ветеранами Великой Отечественной войны на тему «Овеянные славой».
Историко-патриотическое краеведение занимает особое место в деятельности сельских библиотек, поскольку позволяет проследить историю своего села и односельчан в героических (а зачастую и трагических) событиях прошлого. В Ново-Коломинской библиотеке-филиале (Чаинский район) для детей была организована книжно-иллюстративная выставка «Томичи в боях за Родину», а одноименный медиаурок дополнил информацию о фронтовом и трудовом подвиге земляков в годы войны. В Бундюрском филиале в День Победы библиотекари подготовили литературно-музыкальную композицию «Мы должны их помнить» о своих односельчанах - участниках Великой Отечественной войны. В Обском филиале был проведен театрализованный вечер памяти «Письма, опаленные войной», посвященный женщинам-односельчанкам, ждавшим своих родных с фронта. Тегульдетская центральная районная библиотека, участвуя в митинге, посвященном памяти репрессированных жителей района, провела экскурсию по краеведческому отделу (возникшему на базе районного краеведческого музея). Гостям была представлена экспозиция «Боль людская», включающая личные вещи ссыльных переселенцев, а также заключенных сибирских исправительно-трудовых лагерей (СИБЛАГ) НКВД СССР периода 1930-1940-х гг. Этой же библиотекой в 2012 г. был проведен урок мужества для младших школьников «Военная история музейного экспоната», где были не просто представлены вещи, принадлежавшие тегульдетцам - ветеранам Великой Отечественной войны, но и подготовлен рассказ о военной судьбе каждого экспоната.
Как правило, многие библиотечные мероприятия сопровождаются книжными выставками, предоставляющими читателям возможность получить дополнительные знания, сформировать и развить интерес к представленной теме. Информационное и педагогическое воздействие выставки на читателя может быть многократно усилено за счет комбинирования книг, иллюстраций, репродукций, предметов быта и интерьера, музыкального сопровождения. В библиотеках Верхнекетского района были оформлены историкопатриотические выставки «Они сражались за Родину», «Недаром помнит вся Россия», «Твои ровесники сражались», «Из глубины веков», «Мы - Россияне!», «Россию строить молодым!». К 20-летию вывода советских войск из Афганистана была организована выставка и оформлен фотоальбом «Афганистан - боль моей души!». Для помощи младшим школьникам в выборе литературы используется такая форма выставочной работы по приобщению к чтению, как «ящик выбора книг» по теме «Где-то гремит война». К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 г. была развернута выставка «Недаром помнит вся Россия», где собран обширный материал об этой войне, ее героях. Об эффективности выставок свидетельствует то, что читатели активно изучают предложенные книги - это исторические романы, мемуары, стихи, статьи из журналов о Д. Давыдове, М.И. Кутузове и др. В 2009 г. в дополнение к серии книжных выставок, посвященных Дню Победы, была оформлена выставка картин «Великая Отечественная война в произведениях живописи», организован конкурс рисунков читателей «День Победы в моей семье» [18].
Одним из важнейших направлений патриотической деятельности муниципальных библиотек является работа с ветеранами войны и труда. Учитывая то, что пожилые люди обладают сформировавшейся устойчивой жизненной позицией (в том числе и патриотической), библиотеки совместно с районными общественными организациями по делам ветеранов предоставляет им возможности проявления социальной активности, творческой реализации, получения новых знаний, а также неформального общения. Немаловажным является и то, что уважительное, неравнодушное отношение к пожилым людям служит примером для юных читателей библиотеки, оказывает на них серьезное педагогическое воздействие в сфере патриотического воспитания.
При центральной библиотеке Чаинского района уже более 20 лет работает клуб «Ветеран», на базе которого действует целевая программа «И на старости не без радости». Данная программа предусматривает и организацию культурного досуга для пожилых людей, и возможность для их творческого самовыражения, и помощь в решении проблем социально-бытового характера, и возможность освоить новые информационно-компьютерные технологии. Проект направлен на такие формы работы с людьми старшего поколения, которые содействовали бы их социальной реабилитации и адаптации, поднимали настроение и улучшали самочувствие. Так, ко Дню Победы проводился ряд тематических мероприятий «Войне забвенья нет», была организована «встреча-воспоминание» «Отгремело. Отболело?...» [13]. Совместно с учащимися и преподавателями Детской музыкальной школы с. Подгорное был подготовлен цикл литературно-музыкальных вечеров с элементами театрализации «Ретро-песня». В библиотеках-филиалах Чаинского района проходят праздничные встречи, приуроченные к празднованию «Дня старшего поколения». В Обском филиале был подготовлен праздник под названием «Голова седая — душа молодая», в Бундюрском филиале людей старшего поколения пригласили на встречу «Ваша молодость вечно с вами», в Ермилов-ском филиале подготовили развлекательную программу «Золотой возраст». В Белоярской библиотеке Тегульдетского района активно работает песенный клуб ветеранов «Ягодка». Центральная библиотека с. Тегульдет совместно с районным советом ветеранов пригласила ветеранов на вечера отдыха «А песня ваша еще не допета.» и «Душой всегда мы молоды», а в честь Дня старшего поколения организовала спортивную эстафету «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу!» (2012 г.).
Учитывая, что основные цели и задачи современных муниципальных библиотек связаны с приобщением читателя к истории и современной жизни России, к чтению и любви к родному слову, деятельность по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию позволяет реализовать данные задачи, применяя разнообразные формы и методы, и содействовать духовному возрождению современного общества.
Литература
1. Патриотизм // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. 3-е изд. М, 2009. С. 185.
2. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1: А—М. С. 165.
3. Патриотическое воспитание // Педагогика: современная энциклопедия / ред. Е.С. Рапа-цевич. Минск, 2010. С. 74.
4. Патриотическое воспитание // Педагогика: словарь научных терминов / ред. В.В. Князева. М., 2009. С. 120.
5. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы: государственная программа: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/ programs/ patriot_2015. shtml (дата обращения: 10.05.2013).
6. Манифест о публичной библиотеке ЮНЕСКО-ИФЛА // Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. СПб., 2002. 112 с.
7. Самарская областная детская библиотека: официальный сайт: итоги Международной
акции «Читаем детям о войне» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sodb.ru/actions-and-
events/about-war (дата обращения: 10.05.2013).
8. Башкова Н.Г. Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках : действенные методы и подходы: методические рекомендации [Электронный ресурс]. URL: http://nowbibl.ru/? page_id=1201 (дата обращения: 10.05.2013).
9. Об организации патриотического воспитания на территории Томской области в связи с принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: областная целевая программа [Электронный ресурс]. URL: http://duma.tomsk.ru/page/19446 (дата обращения: 10.05.2013).
10. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.tomsk.ru (дата обращения: 10.05.2013).
11. Томская областная детско-юношеская библиотека: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://odub.tomsk.ru (дата обращения: 10.05.2013).
12. Департамент по культуре и туризму Томской области: официальный сайт : итоги областного конкурса по краеведению и патриотическому воспитанию детей и юношества «Храним любовь к родной земле» [Электронный ресурс]. URL: http://depculture.tomsk.gov.ru/ ru/news/2013/01/2013-01-16-01.html (дата обращения: 10.05.2013).
13. Аналитический отчет о деятельности Межпоселенческой централизованной библиотечной системы Чаинского района за 2012 год / сост. Н.А. Стукалова [Электронный ресурс]. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2791_CHaincii_r-on.pdf (дата обращения: 10.05.2013).
14. Аналитический отчет о деятельности МКУ «Тегульдетская центральная библиотека с филиалами» за 2011 год / сост. Г.А. Соломатина [Электронный ресурс]. URL: http:// prof.lib.tomsk.ru/ files2/2803_Teguldet.pdf (дата обращения: 10.05.2013).
15. Аналитический отчет о деятельности МКУ «Тегульдетская центральная библиотека с филиалами» за 2012 год / сост. Г. А. Соломатина [Электронный ресурс]. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2803_Teguldet.pdf (дата обращения: 10.05.2013).
16. Патриотическое воспитание граждан на территории Тегульдетского района на 20112013 годы: постановление № 383 от 21.12.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// teguldet. tomsk.ru/culture_teguldet.html (дата обращения: 10.05.2013).
17. Аналитический отчет муниципальных библиотек МАУ «Культура» Верхнекетского района Томской области за 2012 год / сост. А.Ф. Плегуца [Электронный ресурс]. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2792_V-Ketskii.pdf (дата обращения: 10.05.2013).
18. Аналитический отчет муниципальных библиотек МАУ «Культура» Верхнекетского района Томской области за 2009 год / сост. А.Ф. Плегуца. Белый Яр, 2010. 28 с.