2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)
УДК 027.8 (571.16)
Е.А. Масяйкина
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ СЕЛА ПОДГОРНОЕ ЧАИНСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ1
Статья посвящена деятельности библиотеки средней школы села Подгорное Чаин-ского района Томской области. Рассмотрена история возникновения школьной библиотеки. Исследованы содержание, формы и особенности работы библиотеки по формированию и пропаганде документного фонда, развитию информационной, нравственной и экологической грамотности читателей, участию в районных, областных и всероссийских конкурсах. Обозначены цели, результаты и значение деятельности школьной библиотеки.
Ключевые слова: Томская область, школьные библиотеки, комплектование фонда, библиотечное обслуживание.
Школьная библиотека является важнейшим элементом образовательной деятельности, предоставляющим информацию, необходимую для успешного существования в современном обществе, содействующую социальному, экономическому, нравственному и культурному развитию человека.
Предметом исследования данной статьи является деятельность библиотеки средней общеобразовательной школы села Подгорное Чаинского района Томской области.
Чаинский район расположен на северо-западе Томской области в бассейне реки Чая, являющейся притоком реки Оби. Подгорное является административным центром района и находится на удалении 321 км от Томска [1. С. 890].
Первые упоминания об открытии школы в Подгорном относятся к 1914 г. В сентябре 1924 г. был образован Чаинский отдел народного образования -это позволило поставить обеспечение школьников учебниками на регулярную основу. К сентябрю 1926 г. фонд школьной библиотеки насчитывал, помимо учебников, 39 экз. детских и 48 экз. педагогических изданий. В начале учебного года поступило дополнительно еще 120 книг. В этом же году районному клубу юных пионеров библиотекой была передана 41 книга. Со временем фонд школьной библиотеки увеличивался. В 1937 г. в нем числилось 73 издания, а к 1941 г. их количество возросло до 1000. В этот же период появилась ставка штатного библиотекаря, которую поначалу занимал ученик 10-го класса. Библиотеке было выделено собственное помещение, где размещался фонд и осуществлялась выдача литературы. Помимо учебных и художественных изданий, в библиотеке хранились и наглядно-методические пособия для уроков - географические и исторические карты, таблицы, картины. В 1973 г. Подгорнская школа въехала в новое просторное здание, где на-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 11-11-70001а/Т.
шлось достойное место и для библиотеки, фонды которой насчитывали уже около 30 000 экз. [2. С. 307-319].
В настоящее время библиотека Подгорнской школы осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения и Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, реализуя образовательную, информационную и культурно-просветительную функции. В данных документах указаны основные направления деятельности школьной библиотеки: обеспечение участникам образовательного процесса (учащимся, педагогам и сотрудникам школы, родителям) доступа к информации, воспитание культурного и гражданского самосознания, развитие творческого потенциала школьников. Одним из важнейших направлений названо обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Реализация означенных направлений возможна при условии совершенствования предоставляемых библиотекой услуг, внедрения в работу новых компьютерных технологий, формирования комфортной пользовательской среды.
Анализируя деятельность библиотеки Подгорнской средней школы, мы видим, что в ней реализуются все виды традиционной библиотечной работы - комплектование и сохранность библиотечного фонда, создание справочно-поискового аппарата (с использованием автоматизированной библиотечно-информационной системы «MARC-SQL»), выдача литературы всем категориям читателей, информационно-библиографическая работа. Библиотечное обслуживание читателей реализуется в воспитательном, экологическом и профориентационном направлениях. Неотъемлемой частью работы библиотеки также можно считать пропаганду библиотечной профессии и знакомство школьников с особенностями современного библиотечного дела. Одним из видов деятельности школьной библиотеки по взаимодействию с культурным пространством Томской области можно считать участие в районных и областных конкурсах и проектах. Результаты работы библиотеки отражаются и анализируются в текстовых, табличных и статистических отчетных документах. Особенностью отчетной деятельности школьной библиотеки является то, что данные приводятся по итогам учебного, а не календарного года.
В библиотеке средней школы села Подгорное в настоящий период зарегистрированы 687 читателей, число которых не является стабильным и меняется каждый год в зависимости от количества учеников и педагогов в школе. Так, в 2006/07 уч. г. их количество составляло 860 человек [3], а в 2008/09 -уже 671 человек [4]. Для характеристики производственной деятельности библиотеки используются такие показатели, как «посещаемость» и «книго-выдача», которые сегодня составляют соответственно 10 731 человек и 20 011 экземпляров. Библиотечный фонд насчитывает 61 748 экз., в их числе 10 650 экз. учебников [5]. Таким образом, мы видим, что показатель книго-обеспеченности в данной библиотеке достаточно благополучен - на одного ученика приходится около 100 экз., в число которых входят основные и дополнительные учебные издания, а также периодика, художественная, научно-популярная и социально-политическая литература.
Тем не менее одной из основных проблем библиотеки является обновление и актуализация фонда, который должен формироваться в соответствии с активно изменяющимися образовательными программами школы. Эта про-
блема в течение трех последних лет решалась за счет привлечения субвен-циональных средств («субвенция» - целевая денежная помощь местному бюджету со стороны государства [6]) для обновления фонда учебников. На их приобретение было затрачено в 2008 г. 450 тыс. руб., в 2009 г. - 920 тыс. руб., в 2010 г. - 500 тыс. руб. Начиная с 2008 г. приобретено более 8000 экз. и заключен контракт на поставку около 3000 экз. В современных условиях источники финансирования не являются стабильными, что вынуждает руководство школ и библиотек постоянно вести активную работу по поиску финансовых партнеров. Так, в 2001/02 уч. г. школьная библиотека села Подгорное приобрела на средства местного бюджета 467 экз. изданий на сумму 14 690 руб., на средства спонсоров (которыми выступили родители учеников) - 2802 экз. на сумму 11 7548 руб. [7]. Также была приобретена художественная и справочная литература в количестве более 200 экз. на средства пилотного проекта Министерства культуры РФ «Сельская библиотека». В 2006/07 уч. г. фонд пополнился собранием методической литературы для педагогов, полученным в дар от районного отдела образования на сумму более 3000 руб. Таким образом, в результате активной финансовой политики школы учебный фонд полностью соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному Минобрнауки России в 2010 г.
Положительный эффект в привлечении детей к чтению дало увеличение ассигнований на подписку периодических изданий. К детским журналам, имеющимся в наличии («Детская академия», «Читайка») добавились познавательные издания для подростков: «Тайны природы», «Эрудит», «Чудеса и приключения». Используя публикации из этих журналов, библиотека организует множество мероприятий для учеников различного возраста, например: цикл бесед по нравственному воспитанию для малышей «Как быть хорошим», обзоры новинок в науке и технике, сообщения о современных тайнах и загадках для подростков. Кроме того, большим спросом у администрации школы и учителей пользуются современные педагогические издания, содержащие много актуального методического и практического материала. Это «Лучшие классные часы для выпускников», «Профессиональный журнал работы классного руководителя», серия изданий «Библиотека администрации школы».
Учитывая значительность усилий, направленных на комплектование актуального и качественного фонда, библиотека Подгорнской средней школы проводит активную работу по его сохранности. Сохранность фонда обеспечивается различными методами, доступными библиотеке в существующих условиях. К ним относятся обеспечение физической сохранности и безопасности документов (строгий учет поступающей и выбывающей литературы, контроль повреждений и своевременного возврата), экологические и климатические методы (соблюдение светового, температурного, влажностного и гигиенического режимов). Также это реставрационные методы, включающие различные виды ремонта поврежденных документов. Общепризнано, что максимальной эффективностью обладает социальный метод - проведение просветительной работы с учениками, привлечение их к пропаганде и деятельности по сохранению библиотечного фонда. Формы такой работы многообразны - назначение ответственных в каждом классе за своевременный воз-
врат литературы, составление памяток, проведение инструктажей, проведение воспитательных мероприятий по бережному отношению к книге. Большим успехом пользуется регулярная «Выставка испорченных учебников», где школьники могут наглядно убедиться, какой физической нагрузке подвергаются некоторые книги.
Одним из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки является участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и проектах. В частности, интересен опыт взаимодействия с общероссийским общественным движением в защиту прав родителей и детей Всероссийское родительское собрание, одним из направлений деятельности которого является духовное развитие ребенка. В рамках поддержки и пропаганды данной идеи библиотекой в сотрудничестве с классными руководителями в 2008/09 уч. г. было организовано родительское собрание по теме «Развитие семейного чтения». Собранию предшествовала активная подготовительная работа - выявление и анализ читательских предпочтений учеников и их родителей. Для всех участников собрания (а среди них присутствовали не только родители, но и бабушки учеников) были подготовлены памятки, включающие рекомендации по развитию детского и семейного чтения. Также можно отметить участие библиотеки в культурно-просветительной акции Томской областной детско-юношеской библиотеки (ТОДЮБ) «Читающее общество - духовная Россия», которая проводится по инициативе департамента по культуре Томской области. В рамках этой акции состоялся областной смотр-конкурс библиотек «Читаем вместе». Библиотека Подгорнской школы подготовила театрализованное представление по сказке П. Ершова «Конек-горбунок», проиллюстрированное художественными аппликационными работами и кроссвордами, выполненными учениками 4-го класса. Результатом явилось награждение участников почетной грамотой Администрации Томской области и книжным призом. В октябре 2007 г. библиотека участвовала в районном конкурсе рисунка «Дизайн костюма» по теме «Сказочный костюм. Новая сказка на старый лад». В конкурсе принимали участие дети с 5-х по 8-е классы. По итогам 1-го тура библиотека заняла 1-е место, представив проект костюма божьей коровки «Пятнистое чудо». По итогам конкурса данная работа в паре с проектом маски «Паучок» была представлена на областной конкурс «Грим. Маска», где жюри присудило им звание лауреатов и наградило почетными грамотами и памятными подарками. Также библиотека регулярно принимает участие в ежегодном областном конкурсе «Лучший читатель года». На конкурс представляются работы учеников с 1-го по 9-е классы, пропагандирующие чтение. Ученики школы села Подгорное регулярно становятся призерами и победителями конкурса в различных номинациях (например, «Самый читающий класс», «Лучший читательский отзыв» и «Лучшая творческая работа»), где им присуждаются призовые дипломы, сертификаты и памятные подарки.
Одним из приоритетных направлений в работе школьной библиотеки является экологическая деятельность, в рамках которой формируется ответственная гражданская позиция в отношении к окружающему миру и потребность в здоровом образе жизни. Активный интерес читателей вызвало представление Детского театра моды, прошедшее в 2008 г. Ученики 6-го класса
под руководством библиотекарей и классного руководителя подготовили театральную постановку и показ-дефиле костюмов на тему «Из жизни продвинутых насекомых». Высокое воспитательное воздействие имели такие мероприятия, как театрализованная игра-путешествие («Полна загадок чудесница-природа»), экологический журнал, представленный агитбригадой «Друзья леса», интеллектуальные турниры и викторины («Здравствуйте, пернатые!», «Ботанический поезд» и др.). В подготовке мероприятий участвуют школьники с 4-х по 9-е классы под руководством не только педагогов и библиотекарей, но и своих сверстников - участников библиотечного актива.
В Подгорнской школе многоплановую работу проводит библиотечный актив «Улыбка», который объединяет школьников, интересующихся не только чтением художественной и познавательной литературы, но и организацией работы библиотеки. Активисты помогают библиотекарям в проведении разнообразных мероприятий - формировании выставок, подготовке и проведении театрализованных представлений, викторин, библиотечных конкурсов, также пропагандируют бережное отношение к книге и контролируют своевременный возврат учебников в своем классе. Наиболее увлеченные и ответственные ученики помогают проводить библиотечные уроки, во время которых проходят экскурсии по библиотеке для первоклассников, оказывается помощь малышам в оформлении собственного читательского формуляра, осуществляется знакомство с правилами пользования библиотекой. Помимо этого, на библиотечных уроках школьники самостоятельно создают средства наглядной агитации и рекламы библиотеки - книжные закладки, плакаты с изображением «книжных героев» - Читайки, Совенка и Книговенка. Тематические уроки по темам «Умеешь ли ты читать художественную литературу?», «Гардероб для книги», «Читать - значит искать и находить» оказывают слушателям неоценимую помощь в поиске и оценке информации. Участники библиотечного актива плодотворно реализуют свой творческий потенциал -сочиняют и исполняют стихи, песни и частушки о книгах, участвуя в школьном конкурсе «Минута славы». Для учеников младших классов они подготовили и многократно с большим успехом представили мини-спектакль «Суд книжки над неряхой-мальчишкой». Некоторые школьники настолько увлекаются помощью библиотеке, что работают в активе по нескольку лет. Данное направление работы с уверенностью можно считать также профориентационной деятельностью по подготовке кадрового резерва современных библиотек, поскольку нередко библиотечная карьера многих специалистов начинается с малого - создания педагогической «ситуации успеха» в школьной библиотеке.
Профессиональные и творческие достижения в работе школьной библиотеки стали возможны благодаря ее сотрудникам - Л. И. Васильевой и Э.Ф. Отто, которая заведует библиотекой с 1993 г. Высшее профессиональное образование, полученное ею в Кемеровском государственном институте культуры, а также творческий беспокойный характер заставляют ее непрерывно искать новые формы и возможности в работе, повышать профессиональную квалификацию. Библиотекари регулярно знакомятся с новыми публикациями журнала «Школьный библиотекарь», участвуют в заседаниях методического объединения библиотекарей Чаинского района, а в 2008 г. при-
нимали участие в районном семинаре «Формы и методы школьной библиотеки по привлечению детей к чтению».
Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что библиотека средней школы села Подгорное Чаинского района вносит значительный вклад в приобщение детей к чтению, тем самым способствуя повышению культурно-просветительного потенциала Томской области.
Литература
1. Непомнящих С.Е. Чаинский район // Энциклопедия Томской области. Томск, 2009. Т. 2. С. 890-891.
2. Холин А.А. «Школьные годы чудесные...»: (Подгорненская средняя школа) / лит. обр. Я.А. Яковлева // Земля Чаинская : сб. науч.-попул. очерков к 100-летию с. Подгорного / отв. ред. Я.А. Яковлев. Томск, 2001. С. 305-321.
3. Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2006/7 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2007. 9 с.
4. Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2008/09 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2009. 10 с.
5. Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2009/10 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2010. 10 с.
6. БорисовА.Б. Большой экономический словарь. М. : Книжный мир, 2009. 860 с.
7. Отчет о деятельности библиотеки СОШ с. Подгорное Чаинского района Томской области за 2001/02 учебный год / сост. Э.Ф. Отто. Подгорное, 2002. 4 с.