БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА ДАРВИНА
Монографии
1. Русский лирический цикл. Проблемы истории и теории. - Красноярск, 1988.
2. Литературное произведение: Проблемы теории и анализа. - Кемерово, 1997 (в соавторстве с В.И. Тюпой, Л.Ю. Фуксоном).
3. Пушкин и современное гуманитарное знание. - Новосибирск, 1999 (в соавторстве с Е.К. Ромодановской).
4. Циклизация в творчестве Пушкина. Опыт изучения поэтики конвер-генного сознания. - Новосибирск, 2001 (в соавторстве с В.И. Тюпой).
5. Теория литературы. - Т. III. Роды и жанры. - М., 2003 (глава: Художественная циклизация лирики).
Учебные пособия
6. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерово, 1983.
7. Поэтика лирического цикла: «Сумерки» Е.А. Баратынского. - Кемерово, 1987.
8. Циклизация в лирике: исторические пути и художественные формы. -Екатеринбург, 1996.
9. Художественная циклизация лирических произведений. - Кемерово, 1997.
10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., 1999 (в соавторстве с Л.В. Чернец, В.Е. Ха-лизевым, С.Н. Бройтманом и др.).
11. Введение в литературоведение. - М., 2004 (в соавторстве с Л.В. Чернец, В.Е. Хализевым, А.Я. Эсалнек и др.).
Статьи и другие работы
12. Пушкин и Тютчев (К вопросу о публикации стихотворений Ф.И. Тютчева в пушкинском «Современнике») // Вопросы русской, советской и зарубежной литературы. - Новосибирск, 1971.
13. «Стихотворения, присланные из Германии» как художественное целое // XXV Герценовские чтения. Литературоведение. - Л., 1972.
14. Стихотворения Ф.И. Тютчева в пушкинском «Современнике» (О становлении русского лирического цикла) // Страницы русской литературы середины XIX века. - Л., 1974.
15. Державин и Тютчев // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. - Л., 1975.
16. Еще раз о статье Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» // XXVII Герценовские чтения. Литературоведение. - Л., 1975.
17. Поэзия Ф.И. Тютчева и журнал «Современник»: автореф. дис. ... кандидата филол. наук. - Л., 1975.
18. Тютчев в «Современнике» (К истории одной публикации) // Русская литература. - 1975. - № 4.
19. Некрасов и Тютчев в литературной жизни «Современника» // Некрасов и русская литература. - Ярославль, 1977.
20. О композиции стихотворения Ф.И. Тютчева «Я помню время золотое...» // Литературное произведение как целое и проблемы его анали-
за. - Кемерово, 1979.
21. Пушкинский герой чеховского рассказа (Опыт сопоставительного анализа «Гробовщика» А.С. Пушкина и «Скрипки Ротшильда» А.П. Чехо-
ва) // Природа художественного целого и литературный процесс. -Кемерово, 1980.
22. О своеобразии авторской позиции в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня» // Художественное целое как предмет типологического анализа. - Кемерово, 1981.
23. К проблеме героя в любовной лирике Тютчева («Я помню время золотое...») // Филологические науки. - 1981. - № 3.
24. К проблеме цикла в типологическом изучении лирики // Типологический анализ литературного произведения. - Кемерово, 1981.
25. Лирический цикл: часть и целое («Северное море» Г. Гейне) // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. - Кемерово, 1983.
26. К вопросу о жанровой природе лирического цикла // Проблемы литературных жанров. - Томск, 1983.
27. Всесоюзный студенческий конкурс на лучшую работу по филологии // Филологические науки. - 1984. - № 2.
28. Цикл // Литературная учеба. - 1985. - № 2.
29. Всесоюзный конкурс на лучшую студенческую работу по филологии // Филологические науки. - 1985. - № 4 (в соавторстве с С. Л. Сухаревым).
30. Инверсия // Литературная учеба. - 1986. - № 2.
31. Стих // Литературная учеба. - 1986. - № 4.
32. Изучение лирического цикла сегодня // Вопросы литературы. - 1986. -№ 10.
33. Художественность лирического цикла как проблема литературоведения // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. - Кемерово, 1986.
34. Жанрово-стилевой синтез как фактор художественного единства книги стихов Е.А. Баратынского «Сумерки» // Проблемы литературных жанров. - Томск, 1986.
35. Просодия // Литературная учеба. - 1987. - № 5.
36. «Profession de foi» «последнего поэта» Е.А. Баратынского // Поэтика литературных жанров. - Новосибирск, 1987.
37. «Единичное» и «множественное» в лирике А.С. Пушкина. 1830-х годов // Slovo. - Paris, 1990. - № 6.
38. Первая национальная конференция русистов в Тунисе // Русский язык за рубежом. - 1990. - № 2.
39. «Песни западных славян» А.С. Пушкина как художественное целое // Материалы международного семинара «Славянская культура в современном мире». - Киев, 1990.
40. Литература русского зарубежья и актуальные проблемы изучения и преподавания советской литературы сегодня // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания: материалы конгресса МАПРЯЛ. - Т. 2. - М., 1990.
41. Концепция лирического цикла в эссеистике А. Белого // Писатели как критики: материалы Вторых Варзобских чтений. - Душанбе, 1990.
42. Жанровая роль автора в контексте лирической циклизации XVIII века // Проблема автора в художественной литературе. - Ижевск, 1990.
43. Исторические пути формирования лирического цикла как художественного целого // Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературы. - Кемерово, 1991 (в соавторстве с И.К. Меркурьевым).
44. К вопросу о художественной функции примечаний в цикле «Песен западных славян» А.С. Пушкина // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. - Кемерово, 1992.
45. В мире художественного текста // Литературное обозрение. - 1992. -№ 7/9.
46. Стихотворный сборник В.К. Тредиаковского как художественное единство // Циклизация литературных произведений: системность и целостность. - Кемерово, 1994.
47. «Единичное» и «множественное» в лирике А.С. Пушкина. // Корманов-ские чтения. - Вып. 1. - Ижевск, 1994.
48. Циклизация в лирике: Исторические пути и художественные формы: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - Екатеринбург, 1995.
49. Новое истолкование «Миргорода» Н.В. Гоголя // Русская литература. -1996. - № 2.
50. Об одном неизданном цикле А.С. Пушкина //Ars interpretandi: сборник статей к 75-летию Ю.Н. Чумакова. - Новосибирск, 1997.
51. Онтологический статус лирического произведения в аспекте его художественной циклизации // Zyklusdichtung in den slavischen Literaturen. - Magdeburg, 1997.
52. Произведение лирики в контексте его художественной циклизации // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. - Томск, 1997.
53. От лирической циклизации к лирическому циклу // Образцы изучения лирики. - Ижевск, 1997.
54. Поэт и книга в системе художественного творчества (К вопросу об эволюции понятий: от романтизма к авангарду) // Постсимволизм как явление культуры. - М, 1998.
55. Мужское и женское в «Повестях Белкина» (О некоторых особенностях построения цикла) // Сюжет и мотив в контексте традиции. - Новосибирск, 1998.
56. «Стихи на разные случаи» В.К. Тредиаковского как форма выражения авторского сознания // Кормановские чтения. - Вып. 3. - Ижевск, 1998.
57. О prirodi umjetnicke ciklizacije u Lind // Knjizevna smotra. - Brej 107 (1). - Zagreb, 1998.
58. Автор и книга: сознание и форма // Литературный текст: проблемы и методы исследования. - Тверь, 1998.
59. Информационная культура личности в канун XXI века // Вестник Кемеровского государственного университета. - Вып. 2. - Кемерово,
1999.
60. Поэт и книга в «Разговоре книгопродавца с поэтом» // А.С. Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения. - Донецк,
1999.
61. «Северное море» Г. Гейне: аспекты цикла // Немецкий этнос в Сибири: альманах гуманитарных исследований. - Вып. 1. - Новосибирск, 1999.
62. А.С. Пушкин и современное гуманитарное знание // Наука в Сибири. -
1999. - № 23 (в соавторстве с Е.К. Ромодановской).
63. «Песни западных славян» в контексте сборника стихотворений 1835 года (К проблеме анализа мотивов) // Литературное произведение: сюжет и мотив. - Новосибирск, 1999.
64. Стихотворный сборник как форма творчества А.С. Пушкина // Гуманитарные науки в Сибири. - 1999. - № 4.
65. Сборник А.С. Пушкина 1826 года как художественное целое // Вестник Удмуртского университета. - Ижевск, 1999.
66. О статусе автора в цикле «Песен западных славян» А.С. Пушкина // Пушкин и русская художественная культура. - Новосибирск, 1999.
67. Литературное произведение: проблемы теории и анализа // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1999 (совместно с В.И. Тюпой).
68. Формула подражания («Фракийские элегии» В.Г. Теплякова в оценке
А.С. Пушкина) // Сибирская пушкинистика сегодня: К 200-летию А.С. Пушкина. - Новосибирск, 2000.
69. Онтологический статус произведения лирики в аспекте его художественной циклизации // Zyklusdichtung in den slavischen Literaturen. -Frankfurt/M., 2000.
70. Информационное поведение личности в канун XXI века // Россия в контексте современных образовательных моделей. - М., 2000.
71. Предание в системе исторической поэтики (От А.Н. Веселовского к М.М. Бахтину) // Аспекты теоретической поэтики: сб. науч. трудов к 60-летию Н.Д. Тамарченко. - М.; Тверь, 2000.
72. Пушкин-циклизатор «Современника» // Актуальные проблемы изучения творчества А.С. Пушкина. - Новосибирск, 2000.
73. Художественный мир «Сумерек» Е.А. Баратынского // Гуманитарные науки в Сибири. - 2000. - № 4.
74. Рец. на кн.: О. Меерсон. Свободная вещь. Поэтика неостранения у Андрея Платонова. - Беркли, 1997 // Гуманитарные науки в Сибири. -
2000. - № 4. (в соавторстве с В.И. Тюпой).
75. Стихотворный сборник как форма творчества Пушкина // Дискурс. -
2000. - № 8-9.
76. M'et alíela и d'i alíela последовательности текстов в системе нарратива // Критика и семиотика. - Вып. 3. - Новосибирск. 2000.
77. К проблеме исторической поэтики // Интерпретация текста: сюжет и мотив. - Новосибирск. 2001.
78. Семиотика текста в системе художественного творчества // Критика и семиотика. - Вып. 4. - Новосибирск, 2001.
79. Стихи о стихах: цикл А. Ахматовой «Тайны ремесла» // Русская словесность. - 2001. - № 3.
80. Цикл // Введение в литературоведение. - М., 2001.
81. Фрагмент // Введение в литературоведение. - М., 2001.
82. Странное как должное // Меерсон О. «Свободная вещь». Поэтика не-остранения у Андрея Платонова. - Изд. 2, исправл. - Новосибирск, 2001 (в соавторстве с В.И. Тюпой).
83. Европейские традиции в становлении понятия лирического цикла // Европейский лирический цикл. - М., 2003
84. Повышение квалификации преподавателей в контексте нового опыта // Дополнительное профессиональное образование. - 2003. - № 3.
85. Рукопись и книга в творческом сознании автора // Сибирский филологический журнал. - 2003. - № 3.
86. Дополнительное профессиональное образование в контексте нового опыта. // Дополнительное профессиональное образование. - 2003. -№ 4 (в соавторстве с З.П. Горьковской, О.Н. Сидорчук).
87. «Стихи на разные случаи» В.К. Тредиаковского в канун литературных реформ // Дискурсивность и художественность: сб. науч. трудов к 60-летию В.И. Тюпы. - М., 2005.
88. «Современник» А.С. Пушкина как журнал писателя: смысл и форма // Контрапункт: книга статей памяти Галины Андреевны Белой. - М., 2005.
89. Продается ли вдохновение? Еще раз о «Разговоре книготорговца с поэтом» // Пушкинский сборник. - М., 2005.
90. Государственный образовательный стандарт ДПО: проблемы концептуального проектирования // Дополнительное профессиональное образование. - 2005. - № 3 (в соавторстве с П.П. Шкаренковым).
91. Понятие лирического цикла в научном творчестве М.М. Бахтина // Филологический журнал. - 2005. - № 1.
92. Программы дополнительного профессионального образования в РГГУ: опыт создания и перспективы развития // Современное состояние, проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования в регионах. - М., 2006 .
93. Основные направления развития дополнительного профессионального образования в регионах // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 7.
94. Формирование инновационной модели дополнительного профессионального образования в области журналистики // Дополнительное профессиональное образование. - 2007. - № 3 (в соавторстве с П.Э. Щульцманом, Н.А. Копыловым).
95. Цикл как форма подражания // Искусство поэтики - искусство поэзии // Сборник научных трудов к 70-летию И.В. Фоменко. - Тверь, 2007.
Программы учебных курсов
96. Русский язык (тесты): Программы и методологические указания для поступающих в РГГУ. - М., 2002 (совместно с К.А. Переверзевым, Д.М. Фельдманом).
97. Русский язык и литература: Программы и методологические указания для поступающих в Институт филологии и истории, Институт массме-дия и Институт лингвистики РГГУ. - М., 2003 (совместно с И.П. Земсковой, О.И. Киянской, М.П. Одесским, К.А. Переверзевым, Д.М. Фельдманом).
98. Русский язык и литература: Программы и методологические указания для поступающих в Институт филологии и истории, Институт мас-смедия и Институт лингвистики РГГУ. - М., 2004 (совместно с С.П. Лавлинским, Д.М. Магомедовой, Е.В. Муравенко, К.А. Переверзевым, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпой).
99. Русский язык (тесты): Программы и методологические указания для поступающих в РГГУ. - М., 2004 (совместно с Т.Н. Власовой, Е.В. Муравенко, К.А. Переверзевым, Ю.Д. Тильманом).
100. Русский язык и литература: Программы и методологические указания для поступающих в Институт филологии и истории, Институт восточных культур и античности и на специальность «Перевод и перево-доведение» Института лингвистики РГГУ. - М., 2005 (совместно с С.П. Лавлинским, Д.М. Магомедовой, Е.В. Муравенко, К.А. Переверзевым, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпой).
101. Русский язык (тесты): Программы и методологические указания для поступающих в РГГУ. М., 2005 - (совместно с Т.Н. Власовой, Е.В. Муравенко, К.А. Переверзевым, Ю.Д. Тильманом).
102. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования: проблемы, подходы, пути создания. -М., 2005 (в соавторстве с П.П. Шкаренковым).
103. Литература: Программы и методологические указания для поступающих в Институт филологии и истории, Институт восточных культур и античности РГГУ. - М., 2006 (совместно с С.П. Лавлинским, Д.М. Магомедовой, Е.В. Муравенко, К.А. Переверзевым, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпой).
104. Русский язык (тесты): Программы и методологические указания для поступающих в РГГУ. - М., 2006 (совместно с Т.Н. Власовой, Е.В. Муравенко, К.А. Переверзевым, Ю.Д. Тильманом).
105. Литература: Программы и методологические указания для поступающих в Институт филологии и истории, Институт восточных культур и античности и факультет истории искусств РГГУ. - М., 2007 (совместно с С.П. Лавлинским, Д.М. Магомедовой, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпой, П.П. Шкаренковым).
106. Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. - Кемерово, 1992. (совместно с Я.О. Глембодской).
107. Циклизация литературных произведений: системность и целостность. - Кемерово, 1994.
108. Актуальные проблемы изучения творчества А.С. Пушкина. - Новосибирск, 2000.
109. Мароши В.В. Имя автора. Историко-типологические аспекты экспрессивности. - Новосибирск, 2000.
110. Постнов О.Г. Пушкин и смерть. - Новосибирск, 2000.
111. Федор Эдуардович Шперк. Литературная критика. - Новосибирск,
2000.
112. Меерсон О. «Свободная вещь». Поэтика неостранения у Андрея Платонова. - Изд. 2, исправл. - Новосибирск, 2001.
113. Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. - М., 2003.
114. Дискурсивность и художественность: сб. науч. трудов к 60-летию
В.И. Тюпы. - М., 2005 (совместно с Н.Д. Тамарченко и О.В. Феду-ниной).