СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С.Н. Бройтман
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Программа курса для специальности № 021700 - Филология1
Пояснительная записка
Историческая поэтика - наука, до сих пор находящаяся в процессе становления и не получившая окончательного статуса, хотя основы ее были заложены более ста лет назад великим ученым А. Н. Веселовским (1838-1906). Несмотря на исследования отечественных и зарубежных ученых, специально посвященные проблемам исторической поэтики, ее общие очертания еще только вырисовываются.
Между тем эта наука уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе, - сначала в виде специальных курсов, а затем - впервые в Российском государственном гуманитарном университете - в виде основного курса. Это обострило и без того назревшую потребность в систематическом изложении основ исторической поэтики в учебных целях. Ответом на такую потребность является предлагаемая программа и созданный на ее основе учебник.
Данная программа возникла как обобщение опыта четырехлетнего преподавания «Исторической поэтики» в качестве основного курса (специальность «Теория литературы», 10.01.08) на историко-филологическом факультете РГГУ и чтения спецкурса по этому предмету, который автор программы вел в течение ряда лет в Дагестанском университете. «Историче-
ская поэтика» изучается на третьем курсе в форме лекционных и семинарских занятий.
Предмет курса - история поэтики. Цель его состоит в том, чтобы на материале всемирной литературы дать студентам знания об исторических стадиях развития поэтики и ее основных категорий, а также сформировать навыки исторического подхода к фактам литературы и теоретическим понятиям, обобщающим ее опыт.
Исходя из назревших потребностей филологического образования, в РГГУ впервые в истории вузовского преподавания общий курс «Теория литературы» дифференцирован на курсы «Теоретическая поэтика» и «Историческая поэтика», изучаемые соответственно на втором и третьем году обучения. Овладевая предметом «Теоретической поэтики», студенты знакомятся с системой литературоведческих категорий. Следующим этапом в развитии теоретических познаний студентов становится изучение происхождения и исторического развитие этой системы, что и является прерогативой «Исторической поэтики». Предложенный подход способствует дифференцированному и углубленному овладению предметом, и в то же время он опирается на авторитетную традицию отечественной науки, в недрах которой родилась новая филологическая дисциплина «Историческая поэтика», явившаяся вкладом России в мировую филологию.
Программа является пока первым опытом в этом направлении: до сегодняшнего дня ни основного курса, именуемого «Историческая поэтика», ни программ по этому курсу не существовало. С этим связаны естественные трудности, которые встали перед автором, и неизбежное несовершенство его труда. Материал в программе излагается в историческом аспекте, хронологические рамки - от возникновения литературы до наших дней.
В соответствии с целями и задачами программа включает в себя введение и три больших раздела, каждый из которых посвящен одной из
больших стадий в истории поэтики. Каждая из этих стадий представлена как целостная эпоха художественного развития, имеющая свои исходные эстетические принципы, которые реализуются в основных теоретических понятиях: автор и герой, слово и образ, сюжет, род и жанр. В дальнейшем возможно расширение круга изучаемых категорий. В результате знакомства со сменяющими друг друга стадиями художественного развития, студенты должны получить целостную картину эволюции поэтики мировой литературы и обогатить историко-литературным содержанием уже усвоенную ими систему понятий теоретической поэтики. Они должен овладеть теоретически и практически основными понятиями исторической поэтики и уметь применять их в работе над текстом.
Курс изучается два семестра и предусматривает 44 часа лекционных и 20 часов семинарских занятий. Первый семестр завершается зачетом, второй - экзаменом.
Поскольку учебных пособий по данной дисциплине нет , как нет и научных работ, систематически излагающих намеченный в программе круг вопросов, первостепенное значение приобретает самостоятельное изучение студентами научной литературы, список которой с разбивкой по разделам и темам предлагается в конце программы.
Содержание курса Введение
Предмет исторической поэтики. Соотношение исторической поэтики с теорией и историей литературы.
Предпосылки возникновения данной научной дисциплины. А.Н. Веселовский - основатель исторической поэтики. Сравнительноисторический метод А.Н. Веселовского.
Развитие метода в исследованиях по исторической поэтике. Соотношение теоретического и исторического подходов в трудах А.А. Потебни. Генетический метод О.М. Фрейденберг. Историко-типологический метод М.М. Бахтина. Методологические поиски в современных работах по исторической поэтике (труды Вяч.Вс. Иванова, В.Н. Топорова, С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, П.А. Гринцера и
др.).
Проблемы периодизации. «Большое время» исторической поэтики и выделяемые ею три стадии развития мировой литературы: эпоха синкретизма (дорефлексивного традиционализма), эйдетическая поэтика (эпоха риторики или рефлексивного традиционализма) и поэтика художественной модальности (эпоха индивидуально-творческой (неканонической) поэтики).
Поэтика эпохи синкретизма
1. Временная локализация стадии синкретизма в мировой литературе
Принцип синкретизма и его действие в мировосприятии, мышлении, культуре и искусстве. Синкретизм жизни и искусства, видов искусств, литературных родов и жанров. Первобытное действо как синкретическое лоно искусств и родов литературы. Обряд, миф и слово в эпоху синкретизма.
2. Субъектная сфера в поэтике эпохи синкретизма
Субъектный синкретизм и формы его отражения в фольклоре. Синкретизм автора и героя. Архаические и сакральные формы речеведения. Пение как архаическая форма «высказывания» и его историческая семантика.
Донарративные формы высказывания и рождение наррации. Прямая речь и нерасчлененность в ней функций автора и героя. Постепенное развитие шаблона косвенной речи и появление «рассказа», разделение субъекта и объекта, автора и героя.
«Неосознанное авторство» эпохи синкретизма. Эволюция авторства: от певца к поэту.
Архаические формы героя. Совпадение героя и его поступков. Появление образа-характеристики.
3. Словесно-образная сфера в поэтике эпохи синкретизма
Субстациональная модальность синкретического (мифологического) слова. Неразличение слова и обозначаемого им предмета. Многозначность слова и его мифологически буквальный смысл. Образный синкретизм и его исторические формы. Кумуляция как наиболее архаический тип образного синкретизма. Историческая семантика кумулятивного образа.
Параллелизм как вторая стадия образного синкретизма. Типы параллелизма и их историческая семантика.
Начало разложения образного синкретизма и рождение тропа. Архаические формы тропа как «иное сказывание» (О.М. Фрейденберг). Гомеровские сравнения, библейские и индийские эпические сравнения и их связь с образным языком параллелизма. Соотношение тропа с кумуляцией и параллелизмом. Историческая семантика тропа и роль этого образного языка в последующие эпохи поэтики.
4. Сюжет в эпоху синкретизма
Кумулятивный сюжет как наиболее архаический тип сюжета. Принципы его организации. Семантическая тождественность его составляющих при внешнем различии форм. Более поздние формы кумулятивного сюжета (восходящая и нисходящая кумулятивные цепочки в кумулятивной сказке). Рудименты кумулятивного сюжета в классическом эпосе (сюжетная семантика «Одиссеи» в трактовке О.М. Фрейденберг).
Переход от кумулятивного сюжета к циклическому. Закон мифологического и фольклорного сюжетосложения: развертывание значимости, выраженной в имени персонажа, в действие, составляющее мотив. Перво-
начальная кумулятивная связь мотивов и более поздняя циклическая организация их.
Рождение циклического сюжета. Принципы его организации. Связь циклического сюжета и мифа. Вегетативный и солярный варианты циклического сюжета. Циклический сюжет в эпической драме и волшебной сказке. Образцовая полнота циклического сюжета и его историческая семантика.
Соотношение циклического и кумулятивного сюжетов в эпоху синкретизма. Позднейшая историческая судьба двух архетипических сюжетных форм.
5. Роды и жанры в эпоху синкретизма
Синкретизм литературных родов. Роль ритма, слова и мимезиса в обрядовом синкретизме. Разложение синкретизма и начало дифференциации поэтических родов. Лиро-эпические песни, соотношение в них повествовательного и лирического начал.
Ранние формы эпоса. Эпическая поэма. Эпическое событие. Симметрия в эпической поэме и ее семантика. Сюжет эпической поэмы. Жанровое своеобразие волшебной сказки.
Выделение лирики из обрядового синкретизма. Обрядовая лирика. Процесс автономизации слова и текста в лирике от обрядовой ситуации -ритмические, звуковые, словесно-образные и композиционные формы перенесения обрядовой ситуации внутрь лирического произведения. Необрядовая лирика. Дифференциация лирических жанров.
Драма и ее выделение из родового синкретизма. Хор и экзарх в дифирамбе. Корифей, хор и актер в драме. Эписодии и стасимы, развитие драматического сюжета. Дифференциация драматических жанров.
Эйдетическая поэтика
1. Временная локализация стадии эйдетической (традиционалистской, риторической) поэтики в мировой литературе
Принцип различения в эйдетической поэтике и границы его действия. Своеобразие рефлексивной процедуры в европейской и восточной (индийской и китайско-японской традиции). Неполная дифференциация «идеи» и «образа» при акцентировании «идеи» и редукции «образа». Развитие чувства личности в эпоху риторики и его границы.
Самосознание литературы, рождение науки о литературе, первые поэтики и риторики. Роль канона в эйдетической поэтике. Классицизм как возрождение и завершение канона этой эпохи.
2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике
Принцип различения и следы синкретизма в субъектной сфере. Эволюция авторства. Автор и авторитет. Автор и произведение.
Автор и герой в эйдетической поэтике. Эволюция героя. От образа-характеристики к образу-характеру. Целостность и индивидуальность характера. Характер - образ человека, увиденный со стороны в качестве «другого». Саморазвитие характера.
3. Слово и образ в эйдетической поэтике
Своеобразие риторического слова: «украшенность», редукция внутренней формы, иносказательность, замкнутость и непроницаемость риторического языка по отношению к бытовому слову. Риторическое и мифологическое слово.
Самосознание риторического слова в поэтиках и риториках. Теория тропов и фигур в античной традиции. Индийское учение об аланкарах, дхвани и раса. Идея «естественности», «безыскусности» и «пресности» слова в китайской поэтике. Параллелизм и традиционные формы японской классической поэзии (макуро-котоба, дзе и др.). Учение о «бади» в араб-
ской поэтике. Своеобразие образных принципов в разных поэтических традициях мировой литературы.
4. Сюжет в эйдетической поэтике
«Готовый сюжет» эйдетической эпохи. Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в сборниках сказок и новелл. Сюжетная рамка в «Тысяче и одной ночи», «Океане сказаний» Сомадевы и «Декамероне» Дж. Боккаччо.
От сюжета-мотива к сюжету-ситуации.
Зарождение аллегорического сюжета. Символический сюжет. Принцип сюжетной неопределенности. Зарождение метасюжета и метаповествования.
5. Роды и жанры в эйдетической поэтике
Жанровое мышление. Функциональный и формальный принципы жанрообразования. Формирование жанровых канонов и процесс «затвердения» жанра. Устойчивое и изменчивое в канонических жанрах.
Роман как маргинальный жанр в эйдетической поэтике. Эволюция романа.
Эпос и роман. Незавершенное настоящее в романе. Новая зона построения образа. Рождение метароманной структуры. «Дон Кихот» М. Сервантеса как «роман романа».
6. Начало кризиса эйдетической поэтики
Два этапа в истории эйдетической поэтики. Эпоха Возрождения и начало утверждения самоценности жизни и человека. Воздействие народ-но-смеховой культуры на литературу. Идея становления и ее формы в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле. Рождение сюжета-ситуации в «Декамероне» Дж. Боккаччо. Изменение традиционного соотношения «идеи» и «жизни» в «Дон Кихоте» М. Сервантеса. Идея и «тайна» у Шекспира в свете исторической поэтики.
Поэтика художественной модальности
1. Становление поэтики художественной модальности
Идея самоценной и автономной личности. Реакция на рационализм в поэтике сентиментализма. Начало размыкания монологических моделей в литературе и культуре. Эстетическая установка на оригинальность и борьба против «правил» канонического искусства. Принципы становления, «неопределенности» и «возможности» в поэтике романтизма.
Реализм как неканоническое литературное направление. Кратчайшая формула реализма: «Никакого предрассудка любимой мысли. Свобода» (А.С. Пушкин) и ее эстетический смысл. Реализм как искусство, правила которого не даны до начала «игры», а создаются в процессе самой «игры» (Ю.М. Лотман).
2. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности
Автор в поэтике художественной модальности. Изменение ситуации общения автор-герой-читатель по сравнению с эйдетической поэтикой. Обращенность автора к герою и возникновение диалогической речи.
Автор и герой в прозе. Кризис монологического авторства. Превращение героя из объекта в субъекта художественного события. Возрастание автономности и повышение статуса героя. Образ-личность и его отличие от образа-характера. Новые формы отношения автора и героя. Объективное и многосубъектное повествование. Несобственная прямая речь, внутренний монолог и поток сознания.
Автор и герой в поэзии. Автор и герой в ролевой лирике. Природа лирического «я». Лирический герой. Субъектный неосинкретизм в неканонической лирике и его художественные функции. Субъектная структура неканонической поэзии.
3. Словесный образ в поэтике художественной модальности
Диалогичность прозаического слова. Двуголосое слово в прозе. Стилистическая трехмерность слова. Эстетическая самоценность слова.
Рождение «простого» (нестилевого) слова в поэзии. «Простое» и «прозаическое» слово как третий исторический тип слова (наряду с мифологическим и риторическим). Самоценность слова в поэзии.
Эволюция тропеического образного языка в поэтике художественной модальности. Соотношение компаративного и бытийного планов в образе. Идея «соответствий» и образный неосинкретизм. Новая жизнь архаических образных языков кумуляции и параллелизма. Взаимоосвещение исторических образных языков (кумуляции, параллелизма, тропа) и «простого» слова в неканонической поэтике. Поэтическая модальность как отношение образных языков.
Метаобразные структуры. Самоценность и «субъектность» образа. Образ как порождающее новые образы устройство (В.Н. Топоров).
4. Сюжет в поэтике художественной модальности
«Готовый сюжет» эйдетической эпохи и «новый» сюжет. Сюжет-ситуация и его неканонический характер. Индивидуальность в сюжете. Внешнее и внутреннее действие в сюжете. Принцип сюжетной неопределенности. Реальный и возможный сюжеты. Рождение неокумулятивного сюжета. Исторические типы сюжета и их взаимоосвещение в неканонической поэтике. Метасюжетные структуры.
5. Роды и жанры в поэтике художественной модальности
Деканонизация жанров и роль романа в этом процессе. Своеобразие
неканонических жанров по сравнению с каноническими. «Внутренняя мера» в неканонических жанрах. Роман как неканонический жанр. Неканоническая поэма. Неканоническая баллада. Деканонизация драмы. Неканонические жанры в лирике и диалог жанровых «идей» в неканонических жанрах. Метажанровые образования.
Список источников и литературы Введение
Обязательная
Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981. - С. 3-14.
Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер,
А.В. Михайлов // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 3-38.
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - С. 361-373.
Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - С. 41-52.
Фрейденберг О.М. Вступление к греческому роману // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1995. - № 4/13. - С. 78-85.
Дополнительная
Бройтман С.Н. О предмете исторической поэтики // Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики. - Махачкала, 1988. - С. 6-17.
Гиршман М.М. От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции поэтического произведения (о двух аспектах исторической поэтики) // Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. - М., 1986. -С.306-334.
Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. - М., 1986.
Хализев В.Е. Историческая поэтика : перспективы разработки // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 1990. - С. 3-10.
Раздел 1. Поэтика эпохи синкретизма Тема 1, 2
Обязательная
Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 105125.
Бройтман С.Н. К проблеме субъектного синкретизма в устной народной лирике // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. - Кемерово, 1988. - С. 23-32.
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - С. 200-380.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978 [разд. «О древней комедии»].
Дополнительная
Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. - Кн. 1. Образ, метод, характер. - М., 1962. - С. 312-451.
Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика / М.И. Стеблин-Каменский. - Л., 1978.
Тема 3 Обязательная
Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -Л., 1940. - С. 125-199.
Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной по-
эзии // Слово и миф / А.А. Потебня. - М., 1979. - С. 285-378.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978. - С. 180-205; 454-466.
Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. - М., 1972. - С. 77-103. Дополнительная
Елизаренкова Т.Я. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки / Т.Я. Елизаренкова, В.Н. Топоров // Литература и культура древней и средневековой Индии. - М., 1979. - С. 36-88.
Тема 4 Обязательная
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика /
A.Н. Веселовский. - Л., 1940. - С. 493-596.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978. - С. 206-229; 369-388.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М., 1997. - С. 221-229.
Дополнительная
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 224-242.
Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Фольклор и действительность /
B.Я. Пропп. - М., 1976. - С. 241-257.
Тамарченко Н.Д. Принцип кумуляции в истории сюжета // Целостность произведения как проблема исторической поэтики. - Кемерово, 1986. - С. 47-54.
Фрейденберг О.М. Сюжетная семантика «Одиссеи» // Язык и литература. - Т. IV. - Л., 1929. - С. 59-74.
Тема S Обязательная
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики. 1. Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифференциации поэтических родов // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - С. 200-317.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. -М.,
1986.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М., 1997.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978. [разд. «О древней комедии», «Трагедия»].
Дополнительная
Веселовский А.Н. Из лекций по истории лирики и драмы. Из лекций по истории эпоса // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. -С. 398-492.
Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. - Т. 1. - М., 1971. - С. 134-205.
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. - М., 1986.
Мелетинский Е.М. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. -С. 39-104.
Раздел 2. Эйдетическая поэтика Тема 1
Обязательная
Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 3-38.
Куделин А.Б. Автор и традиционалистский канон // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 222-265.
Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М., 1973. - С. 6-15.
Лучников М.Ю. Литературное произведение как высказывание / М.Ю. Лучников. - Кемерово, 1989.
Тема 2 Обязательная
Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 105125.
Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира : сб. статей. -М., 1972. - С. 206-266.
Михайлов А.В. Из истории характера // Человек и культура : Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990. - С. 43-72.
Дополнительная
Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. - Кн. 1. Образ, метод, характер. - М., 1962. - С. 312-451.
Тема 3 Обязательная
Анандавардхана. Дхваньялока. - М., 1974.
Античные теории языка и стиля. - М. ; Л., 1936. - С. 174-175; 185187; 215-226; 259-273.
Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка // Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. - М., 1982. - С. 408-452.
Дополнительная
Боронина И.А. Поэтика японского классического стиха (VIII-XIII вв.). - М., 1978.
Гринцер П.А. Древнеиндийская литература // История всемирной литературы. - Т. 1. - М., 1983. - С. 204-251.
Гринцер П.А. Основные категории индийской поэтики / П.А. Гринцер. - М., 1987.
Ибн ал-Муттаз. Китаб ал-бади // Избранные сочинения / Ю.И. Крач-ковский. - Т. 6. - М. ; Л., 1960. - С. 97-179.
Конрад Н.И. Древнекитайская литература // История всемирной литературы. - Т. 1. - М., 1983. - С. 143-204.
Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.) / Б.Я. Шидфар. - М., 1974.
Тема 4 Обязательная
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М., 1985. - С. 234-407.
Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация // Магистральный сюжет / Л.Е. Пинский. - М., 1989. - С. 322-338.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М., 1997. [раздел «Литературный период сюжета и жанра»].
Дополнительная
Герхардт М. Искусство повествования / М. Герхардт. - М., 1984.
Обязательная
Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра : Опыт периодизации // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 104-116.
Аристотель. Поэтика / пер. М.Л. Гаспарова // Сочинения. В 4 т. Т.4 / Аристотель. - М., 1984. - С. 645-680.
Буало Н. Искусство поэзии / Н. Буало. - М., 1957.
Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб., 2000. - С. 194-232.
Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. - М., 1990.
Дополнительная
Бочаров С.Г. О композиции «Дон Кихота» // Сервантес и всемирная литература. - М., 1969. - С. 86-111.
Гуковский Г.А. Элегия в XVIII веке // Русская поэзия XVIII века / Г.А. Гуковский. - Л., 1927. - С. 48-102.
Тюпа В.И. Новелла и аполог // Русская новелла : Проблемы теории и истории. - СПб., 1993. - С. 13-25.
Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия / Н.А. Чистякова. - Л.,
1988.
Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра : русская элегия от Сумарокова до Некрасова / Л.Г. Фризман. - М., 1973.
Тема б Обязательная
Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер,
А.В. Михайлов // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 3-38.
Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 326-391.
Дополнительная
Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения / Л.Е. Пинский. - М., 1966.
Раздел 3. Поэтика художественной модальности
Тема 1 Обязательная
Михайлов А.В. Судьба классического наследия на рубеже ХУТТТ-ХТХ веков // Классика и современность. - М., 1991. - С. 149-164.
Дополнительная
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - Л., 1973. - С. 31-36; 83-93.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. -М., 1970. - С. 350-359.
Тема 2 Обязательная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - С. 7-180.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.,
1965.
Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л., 1974.
Тамарченко Н.Д. Статус героя и «язык» сюжета в «Евгении Онегине» // Болдинские чтения. - Горький, 1983. - С. 4-16.
Дополнительная
Бройтман С.Н. Субъектная структура русской лирики XIX - начала XX вв. в историческом освещении // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1988. - Т. 47, № 6. - С. 527-538.
Корман Б.О. Лирика Некрасова / Б.О. Корман. - Ижевск, 1978.
Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 431-480.
Тема 3 Обязательная
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1965 [глава «Слово у Достоевского»].
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. - М., 1974.
Бройтман С.Н. Субъектно-образная структура русской лирики XIX в. в историческом освещении // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1991. - Т. 50, № 3. - С. 226-235.
Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л., 1974 [глава «Поэзия действительности»].
Панов М.В. Стилистика // Русский язык и советское общество : проспект. - Алма-Ата, 1962. - С. 95-108.
Дополнительная
Бакина М.Л. Эволюция поэтической речи ХТХ-ХХ веков. Перифраза. Сравнение / М.Л. Бакина, Е.А. Некрасова. - М., 1986.
Григорьева А.Д. Язык поэзии ХТХ-ХХ веков. Фет. Современная лирика / А.Д. Григорьева, Н.Н. Иванова. - М., 1985.
Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока / Д.Е. Максимов. - Л., 1981. - С. 167-169.
Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем / И.П. Смирнов. - Л., 1971.
Обязательная
Ауэрбах Э. Мимезис / Э. Ауэрбах. - М., 1978 [глава ХХ].
Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - С. 188-236.
Бочаров С.Г. Пруст и поток сознания // Критический реализм XТX в. и модернизм. - М., 1967. - С. 194-234.
Дополнительная
Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика : От замысла к воплощению. - М., 1990. - С. 14-38.
Чумаков Ю.Н. Ремарка и сюжет (к истолкованию «Моцарта и Сальери») // Болдинские чтения. - Горький, 1979. - С. 48-69.
Тема 5 Обязательная
Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб., 2000. - С. 194-232.
Жирмунский В.М. Пушкин и Байрон. - Л., 1972.
Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа /
Н.Д. Тамарченко. - Красноярск, 1988.
Дополнительная
Грехнев В.А. Болдинская лирика Пушкина / В.А. Грехнев. - Горький,
1980.
Грехнев В.А. Этюды о лирике Пушкина / В.А. Грехнев. - Горький,
1980.
Мелихова Л.С. Поэмы Лермонтова / Л.С. Мелихова, В.Н. Турбин. -М., 1969.
Планы семинарских занятий Пояснительная записка
Цели и задачи семинарских занятий - закрепление и углубление теоретических сведений, полученных студентами в лекционном курсе, и выработка практических навыков работы с основными понятиями исторической поэтики на материале конкретных художественных текстов.
В соответствии с этим на семинарские занятия вынесены наиболее важные темы курса. Исходя из программы, принятой в ней логики изложения предмета и исторического принципа подхода, материал семинарских занятий охватывает все три большие стадии развития поэтики.
Поэтика эпохи синкретизма представлена темами «Словесный образ», «Сюжет», «Роды и жанры в эпоху синкретизма». Выбор именно этих тем связан как с их ключевой ролью в системе категорий поэтики, так и с соображениями практически-методического характера: словесный образ, сюжет и жанр - наиболее ощутимые и непосредственно выраженные в тексте аспекты литературного произведения, поддающиеся конкретному литературоведческому анализу. Последний момент подчеркнем особо: предложенная система семинарских занятий предусматривает не только закрепление знаний, полученных студентами на лекциях; она призвана развить у них навыки самостоятельного анализа художественных произведений в аспекте исторической поэтики. Поэтому вопросы и задания к каждому занятию строятся на материале классических произведений разных эпох и предполагают их специальный анализ.
Те же категории (словесный образ, сюжет, жанр) вынесены в качестве тем семинарских занятий, посвященных второй стадии в развитии поэтики - эйдетической (риторической, или рефлексивного традиционализма). При изучении третьей стадии - поэтики художественной модальности (неканонической, или индивидуально-творческой) - к этим категориям
присоединяются понятия «автор и герой». Выбор этой темы связан с возросшей ролью авторского начала и усложнением отношений автора и героя в современную эпоху поэтики: без умения анализировать эти отношения на материале конкретных произведений немыслима научная подготовка современного филолога.
Планы к каждому семинарскому занятию состоят из: 1) вопросов по теме, сформулированных так, что ответы на них потребуют знания основных категорий исторической поэтики, их генезиса и эволюции; 2) указания конкретных произведений, на материале которых будет проводиться самостоятельный анализ текста в свете этих категорий; 3) вопросов к этим произведениям, сформулированных так, что ответы на них должны вскрыть существенные для исторической поэтики аспекты их смысла; 4) списка научной литературы по данной теме с указанием страниц для обязательного конспектирования и углубленной проработки.
Выбор текстов-источников обусловлен необходимостью изучения классических образцов литературных произведений, которые были бы в то же время репрезентативны для данной эпохи развития поэтики. Отбор научной литературы осуществлялся исходя из ее значимости для разработки изучаемой темы; студентам предложены для самостоятельного изучения прежде всего классические труды по исторической поэтике - работы
А.Н. Веселовского, А.А. Потебни, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева, А.В. Михайлова, В.Н. Топорова и др.
Поскольку темы семинаров охватывают основные проблемы курса, то успешные ответы на каждом занятии, продемонстрированное знакомство с рекомендованной научной литературой и обнаружение навыков конкретного анализа текста обеспечивают студенту автоматический зачет. Напротив, каждое пропущенное занятие требует специальной отработки, без чего зачет не может быть получен. Студенты, обнаружившие в ходе семи-
нарских занятий поверхностные знания, сдают зачет по вопросам, предусмотренным программой.
Студенты, не пропускавшие семинарских занятий и отлично успевавшие на них, получают возможность вместо устного экзамена написать внеаудиторную экзаменационную работу. Тема ее должна быть выбрана и сформулирована самим студентом, исходя из программы, а затем обсуждена с преподавателем; она должна носить не реферативный, а творческий характер.
Планы семинарских занятий Тема 1. Образ в эпоху синкретизма
Вопросы по теме:
1. Понятие синкретизма.
2. Кумуляция как наиболее архаическая форма образа.
3. Параллелизм и его историческая семантика.
4. От параллелизма к тропу.
Анализ - на материале народных песен «Да во батюшкином во садику не с кем погулять» и «Ничего ты, полюшко, не спородило».
Вопросы к текстам:
1. Найдите параллелизм в первой песне и объясните его художественный смысл.
2. Есть ли в первой песне явление субъектного синкретизма, а если есть, то в чем его смысл?
3. Как трансформировался двучленный параллелизм во второй песне?
4. Попробуйте восстановить первоначальную форму двучленного параллелизма в этой песне.
5. Найдите тропы во второй песне.
6. Как эти тропы соотнесены с параллелизмом?
Литература:
Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -Л., 1940. - С. 125-199.
Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Слово и миф / А.А. Потебня. - М., 1979. - С. 285-378.
Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. - М., 1972. - С. 77-103.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978. - С. 180-205; 454-466.
Тема 2. Сюжет в эпоху синкретизма
Вопросы по теме:
1. Рождение наррации.
2. Кумулятивный сюжет.
3. Циклический сюжет.
4. Соотношение кумулятивного и циклического сюжета в эпической поэме.
Анализ - на материале сказки из сборника В. Афанасьева «Жадная старуха» и «Одиссеи» Гомера.
Вопросы к текстам:
1. Проанализируйте особенности кумулятивного сюжета на материале сказки «Жадная старуха».
2. Есть ли в сюжете этой сказки элементы циклического сюжета и в чем они проявляются?
3. Укажите, какие эпизоды в «Одиссее» связаны по принципу кумуляции.
4. Какова схема циклического сюжета в «Одиссее»?
5. Как соотносятся кумулятивный и циклический сюжеты у Гомера?
Литература:
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика /
A.Н. Веселовский. - Л., 1940. - С. 493-596.
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. - Таллинн, 1992.- С. 224-242.
Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Фольклор и действительность /
B.Я. Пропп. - М., 1976. - С. 241-257.
Тамарченко Н.Д. Принцип кумуляции в истории сюжета // Целостность произведения как проблема исторической поэтики. - Кемерово, 1986. - С. 47-54.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978. - С. 206-229.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М., 1997. - С. 221-229.
Фрейденберг О.М. Сюжетная семантика «Одиссеи» // Язык и литература. - Т. IV. - Л., 1929. - С. 59-74.
Тема З. Жанр в эпоху синкретизма Вопросы по теме:
1. Синкретизм и начало дифференциации поэтических родов.
2. Эпос в эпоху синкретизма. Эпическая поэма как жанр.
3. Лирика и лирические жанры в эпоху синкретизма.
Анализ жанра эпической поэмы на материале «Одиссеи» Гомера.
Вопросы к тексту:
1. Сюжетная структура «Одиссеи».
2. Эпическое повествование в «Одиссее».
3. Пластика и завершенность эпизодов в «Одиссее».
Анализ необрядовой лирики на материале русской песни «Не с кем, не с кем в лесе разгуляться».
Вопросы к тексту:
1. Соотношение художественной ситуации песни с обрядовой ситуацией.
2. Словесные формулы в песне.
3. Образные и сюжетные формулы в песне.
4. Вариативность и способы организации композиции.
Литература:
Обязательная:
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики. 1. Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифференциации поэтических родов // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - С. 200-317.
Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. - М., 1971. - С. 134-205.
Мелетинский Е.М. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. -С. 39-104.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности /
О.М. Фрейденберг. - М., 1978. [разд. «О древней комедии», «Трагедия»].
Дополнительная:
Веселовский А.Н. Из лекций по истории лирики и драмы. Из лекций по истории эпоса // Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. -С. 398-492.
ЛосевА.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. - М., 1960.
Тема 4. Слово и образ в эйдетической поэтике
Вопросы по теме:
1. Своеобразие риторического слова.
2. Троп как образный язык и его риторическая семантика.
3. Слово и образ в индийской традиции.
Анализ - на материале «Исповеди» Августина (кн. 13, гл. 15) и «Разговора с Анакреоном» М.В. Ломоносова.
Вопросы к текстам:
1. Риторическое слово у Августина.
2. Риторическое слово в «Разговоре с Анакреоном».
3. Сопоставьте 28 оду Анакреона и ответ Ломоносова: какие образы соположены в оде и в ответе?
4. Какая древняя образная структура оживает в этом соположении и каков ее художественный смысл?
5. Аланкары в индийской поэтике.
6. Дхвани в индийской поэтике.
Литература:
Анандавардхана. Дхваньялока. - М., 1974.
Античные теории языка и стиля. - М. ; Л., 1936. - С. 174-175; 185187; 215-226; 259-273.
Боронина И.А. Поэтика японского классического стиха (УТТТ-ХТТТ вв.) / И.А. Боронина. - М., 1978.
Гринцер П.А. Основные категории индийской поэтики / П.А. Гринцер. - М., 1987. Гл. 1; 4.
Дандин. Приключения десяти принцев / Дандин ; пер. с санскрита Ф. Щербатского. - М., 1964.
Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка // Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. - М., 1982. - С. 408-452.
Тема 5. Сюжет в эйдетической поэтике
Вопросы по теме:
1. «Готовый сюжет» в эйдетической поэтике.
2. Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в эйдетической поэтике.
3. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации.
Анализ - на материале «Декамерона» Дж. Боккаччо.
Вопросы к тексту:
1. Сюжетные топосы в «Декамероне».
2. Принципы кумулятивного сюжета в «Декамероне».
3. Циклический сюжет в «Декамероне».
4. Элементы сюжета-ситуации и рамка в «Декамероне».
Литература:
Герхардт М. Искусство повествования : Литературное исследование «1001 ночи» / М. Герхардт. - М., 1984.
Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. - М., 1990 [раздел о «Декамероне»]
Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация // Магистральный сюжет / Л.Е. Пинский. - М., 1989. - С. 322-338.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М., 1997. [раздел «Литературный период сюжета и жанра»].
Тема б. Жанры в эйдетической поэтике Вопросы по теме:
1. Жанровое мышление в эйдетической поэтике.
2. Элегия в эйдетической поэтике.
3. Новелла в эйдетической поэтике.
Анализ элегии - на материале русских переводов «Стансов Сидевилю» Вольтера: «Если то тебе приятно» М.М. Хераскова (Стихи. Подра-
жание французским); «Ты мне велишь пылать душою» А.С. Пушкина (Стансы. Из Вольтера).
Анализ новеллы - на материале «Декамерона» Дж. Боккаччо (девятая новелла пятого дня).
Литература:
Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра : Опыт периодизации // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 104-116.
Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох /
С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 3-38.
Аристотель. Поэтика / пер. М.Л. Гаспарова // Сочинения. В 4 т. Т.4 / Аристотель. - М., 1984. - С. 645-680.
Буало Н. Искусство поэзии / Н. Буало. - М., 1957.
Гуковский Г.А. Элегия в XVIII веке // Русская поэзия XVIII века / Г.А. Гуковский. - Л., 1927. - С. 48-102.
Корш Ф. Римская элегия и романтизм / Ф. Корш. - М., 1899.
Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. - М., 1990.
Бочаров С.Г. О композиции «Дон Кихота» // Сервантес и всемирная литература. - М., 1969. - С. 86-111.
Тюпа В.И. Новелла и аполог // Русская новелла : Проблемы теории и истории. - СПб., 1993. - С. 13-25.
Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия / Н.А. Чистякова. - Л.,
1988.
Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра : русская элегия от Сумарокова до Некрасова / Л.Г. Фризман. - М., 1973.
Тема 7. Субъектная структура в поэтике художественной модальности
Вопросы по теме:
1. Автор и герой в поэтике художественной модальности.
2. Субъектная структура в поэтике художественной модальности (лирический герой и автор, поэтическое многоголосие, диалог).
3. Субъектный неосинкретизм в поэтике художественной модальности.
Анализ на материале «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, фрагментов из «Улисса» Дж. Джойса (эпизод 1).
Анализ лирики на материале цикла А.А. Блока «На поле Куликовом», стихотворения О.Э. Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой» и стихотворения А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем?».
Вопросы к текстам:
1. Покажите, в каких стихотворениях цикла А.А. Блока возникает эффект субъектного синкретизма. В чем его художественный смысл?
2. Какова смысловая нагрузка субъектного неосинкретизма в стихотворении О.Э. Мандельштама?
3. Можно ли говорить о диалоге автора и героини в стихотворении А.С. Пушкина? Если можно, то в чем проявляется этот диалог и какие формы он принимает?
4. Какие «чужие слова» вы заметили в стихотворении А.С. Пушкина? Какова их функция?
5. В чем своеобразие отношений автора и героя в «Евгении Онегине»? Приведите те места в романе, где возникает их сближение.
6. Проанализируйте с интересующей нас точки зрения начало VIII главы романа.
7. Найдите и проанализируйте случаи субъектного синкретизма в 1 эпизоде из романа Дж. Джойса.
Литература:
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - С. 7-180.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1965 [глава «Слово у Достоевского»].
Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л., 1974.
Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение : учебное пособие / под ред. Л.В. Чернец. - М., 2004. - С. 310-322.
Корман Б.О. Лирика Некрасова / Б.О. Корман. - Ижевск, 1978. Тамарченко Н.Д. Статус героя и «язык» сюжета в «Евгении Онегине» // Болдинские чтения. - Горький, 1983. - С. 4-16.
Тема 8. Слово и образ в поэтике художественной модальности Вопросы по теме:
1. Простое слово в поэтике художественной модальности
2. Понятие поэтической модальности.
3. Взаимоосвещение образных языков в поэтике художественной модальности.
4. Двуголосое слово и прозаическое иносказание.
Анализ на материале романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворения А.А. Блока «Незнакомка».
Вопросы к текстам:
1. Найдите в романе А.С. Пушкина те места, где «простое» слово встречается с тропом (метафорической перифразой).
2. Чем отличается «простое» слово от тропа по своей модальности? Покажите это на примерах из А.С. Пушкина.
3. Какой смысл несет у А.С. Пушкина, встреча «простого» слова и тропа?
4. Найдите в «Незнакомке» А.А. Блока явный случай поэтической модальности.
5. Как связана поэтическая модальность со смыслом стихотворения А.А. Блока?
6. Двуголосое слово и прозаическое иносказание у А.С. Пушкина и А.А. Блока.
Литература:
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1965 [глава «Слово у Достоевского»].
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. - М., 1974 [гл. «Стилистический мир романа»].
Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка / М.М. Бахтин. - М., 1993. - (Бахтин под маской. Маска третья).
Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л., 1974 [гл. «Поэзия действительности»] .
Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока / Д.Е. Максимов. - Л.,
1981. - С. 167-169.
Некрасова Е.А. Функциональная роль сравнений в стихотворных идиостилях различных типов // Эволюция поэтической речи ХТХ-ХХ веков. Перифраза. Сравнение / М.А. Бакина, Е.А. Некрасова. - М., 1986. -
С. 81-190.
Тема 9. Сюжет в поэтике художественной модальности
Вопросы по теме:
1. Преодоление «готового сюжета» и «новый сюжет» в неканонической поэтике.
2. Сюжет-ситуация. Проблема становления мира и героя.
3. Кумулятивный сюжет в неканонической поэтике.
4. Принцип художественной неопределенности.
Анализ на материале «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина, рассказов Л.Н. Толстого «Крестник» (либо «Карма»), трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Вопросы к текстам:
1. Как происходит преодоление «готового сюжета» в «Станционном смотрителе»? Какие черты «нового сюжета» вы можете отметить в этом произведении?
2. В каком эпизоде «Станционного смотрителя» происходит наиболее заметное отступление от канона? В чем смысл такого отступления?
3. Проанализируйте, как построен кумулятивный сюжет в рассказах Л.Н. Толстого. Какова семантика такого сюжетного построения и как она соотносится с исторической семантикой кумулятивного сюжета?
4. Как проявляется принцип сюжетной неопределенности в драме и стихотворении А.С. Пушкина? Какие еще примеры сюжетной неопределенности вы можете привести?
Литература:
Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - С. 188-236.
Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика : От замысла к воплощению. - М., 1990. - С. 14-38.
Бочаров С.Г. Пруст и поток сознания // Критический реализм XIX в. и модернизм. - М., 1967. - С. 194-234.
Дарвин М.Н. Циклизация в творчестве Пушкина : Опыт изучения поэтики конвергентного сознания / М.Н. Дарвин, В.И. Тюпа. - Новосибирск, 2001.
Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация // Магистральный сюжет / Л.Е. Пинский. - М., 1989. - С. 322-338.
Тамарченко Н.Д. Статус героя и «язык» сюжета в «Евгении Онегине» // Болдинские чтения. - Горький, 1983. - С. 4-16.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М., 1997. [раздел «Литературный период сюжета и жанра»].
Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета «Евгения Онегина» // Болдинские чтения. - Горький, 1982. - С. 41-51.
Чумаков Ю.Н. Два фрагмента о сюжетной полифонии «Моцарта и Сальери» // Болдинские чтения. - Горький, 1981. - С. 32-43.
Чумаков Ю.Н. Ремарка и сюжет (к истолкованию «Моцарта и Сальери») // Болдинские чтения. - Горький, 1979. - С. 48-69.
Тема 10. Деканонизация жанров
Вопросы по теме:
1. Эпос и роман.
2. Жанровый канон эпической поэмы и неканоническая лироэпическая поэма.
3. Каноническая и неканоническая баллада.
Анализ на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», баллады П.А. Катенина «Ольга» и стихотворения А. С. Пушкина «Бесы».
Вопросы к текстам:
1. Покажите, что в романе «Евгений Онегин» изображено «незавершенное настоящее».
2. Чем отличается от эпической «зона построения образа» в романе А.С. Пушкина?
3. Приведите примеры «стилистической трехмерности» в романе А.С. Пушкина.
4. Как трансформирована эпическая схема «потеря - поиск - обретение» в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? В чем художественный смысл этой трансформации?
5. Чем перекликаются «Бесы» с балладой П.А. Катенина? Найдите у
А.С. Пушкина реминисценции из «Ольги».
6. Сравните форму высказывания у А.С. Пушкина и П.А. Катенина. Какая из этих форм канонична для баллады?
7. Покажите, как соотносятся перифраза и «простое» слово у П.А. Катенина. Как соотнесены слово ямщика и слово «я» у А.С. Пушкина? В чем проявилась деканонизация баллады в «Бесах»?
Литература:
Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб., 2000. - С. 194-232.
Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. - М., 1977. - С. 134-205.
Мелихова Л.С. Поэмы Лермонтова / Л.С. Мелихова, В.Н. Турбин. -М., 1969.
Тамарченко Н.Д. Реалистический тип романа / Н.Д. Тамарченко. -Кемерово, 1985. [Заключение - «Внутренняя мера реалистического романа»].
Вопросы к экзамену по курсу «Историческая поэтика»
1. Предмет и метод исторической поэтики
2. А.Н. Веселовский - основатель исторической поэтики. Развитие ис-
торической поэтики после трудов А.Н. Веселовского.
3. Синкретизм как принцип образного мышления.
4. Субъектный синкретизм. Автор и герой в поэтике эпохи синкретиз-
ма.
5. Образный синкретизм и его формы.
6. Психологический параллелизм, его формы и эволюция.
7. Ранние формы и семантика тропа.
8. Эволюция от параллелизма к тропу в поэтике эпохи синкретизма.
9. Кумулятивный сюжет в эпоху синкретизма.
10. Циклический сюжет в эпоху синкретизма.
11. Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в эпической
поэме.
12. Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифференциации поэтиче-
ских родов.
13. Эпос в эпоху синкретизма. Эпическая поэма как жанр.
14. Волшебная сказка как жанр.
15. Драма в эпоху синкретизма.
16. Лирика в эпоху синкретизма. Обрядовая и необрядовая лирика.
17. Художественные принципы эйдетической поэтики. Понятие канона.
18. Субъектная сфера в эйдетической поэтике. Автор и герой.
19. Словесный образ в эйдетической поэтике.
20. Словесный образ в античной традиции в эпоху эйдетической поэти-
ки.
21. Словесный образ в индийской художественной традиции в эпоху эй-
детической поэтики.
22. Словесный образ в китайской художественной традиции в эпоху эй-
детической поэтики.
23. Словесный образ в японской художественной традиции в эпоху эйде-
тической поэтики.
24. «Готовый» сюжет в эйдетической поэтике.
25. Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов в сборниках
новелл в эпоху эйдетической поэтики.
26. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации.
27. Зарождение аллегорического и символического сюжетов.
28. Жанровое мышление и жанровый канон в эйдетической поэтике
29. Канонические эпические жанры.
30. Канонические лирические жанры.
31. Канонические драматические жанры.
32. Роман как маргинальный жанр в эйдетической поэтике.
33. Начало кризиса эйдетической поэтики.
34. Становление поэтики художественной модальности.
35. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности Автор и
герой в эпосе.
36. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности. Автор и
герой в лирике.
37. Слово в поэтике художественной модальности.
38. Образные языки в поэтике художественной модальности. Понятие
поэтической модальности.
39. Деканонизация жанров и роль романа в этом процессе.
40. Деканонизация эпических жанров. Неканоническая поэма.
41. Деканонизация баллады.
42. Деканонизация лирических жанров.
43. Преодоление «готового» сюжета и «новый» сюжет в поэтике художественной модальности. Принцип сюжетной неопределенности.
44. Сюжет-становление в поэтике художественной модальности.
45. Неокумулятивный сюжет в поэтике художественной модальности.
Тематический план курса «Историческая поэтика» (в часах)
Тема Лекции Семинары Всего
Введение 2 2
1.1. Поэтика эпохи синкретизма. Субъектная сфера поэтики эпохи синкретизма 4 4
1.2. Словесно-образная сфера в поэтике эпохи синкретизма 4 2 6
1.3. Сюжет в эпоху синкретизма 2 2 4
1.4. Роды и жанры в эпоху синкретизма 4 2 6
2.1. Эйдетическая поэтика. Становление принципов 2 2
2.2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике 2 2
2.3. Слово и образ в эйдетической поэтике 4 2 6
2.4. Сюжет в эйдетической поэтике 4 2 6
2.5. Роды и жанры в эйдетической поэтике 2 2 4
2.6. Завершение эйдетической поэтики 2 2
3.1. Поэтика художественной модальности и ее принципы 2 2
3.2. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности 2 2 4
3.3. Словесный образ в поэтике художественной модальности 4 2 6
3.4. Сюжет в поэтике художественной модальности 2 2 4
3.5. Деканонизация жанров 2 2 4
ИТОГО 44 20 64
1 Курс «Историческая поэтика» читается на Историко-филологическом факультете Российского государственного гуманитарного университета с 1993 года. Программа курса выходила отдельным изданием лишь однажды:
Бройтман С.Н. Историческая поэтика : программа курса для специальности № 21700 - Филология / С.Н. Бройтман. - М. : РГГУ, 1998. - 33 с.
Данная публикация представляет собой исправленное издание программы. С.Н. Бройтманом в нее были внесены некоторые изменения и дополнения, а при подготовке к печати исправлены опечатки и неточности в списке литературы.
2 Это отражает состояние вопроса в 1998 г. На данный момент учебные пособия по курсу «Историческая поэтика» есть, см.:
Бройтман С.Н. Историческая поэтика : учебное пособие / С.Н. Бройтман. - М. : РГГУ, 2001. - 420 с.
Бройтман С.Н. Из лекций по исторической поэтике : Слово и образ / С.Н. Бройтман. -Тверь : ТвГУ, 2001. - 66 с. - (Литературный текст : проблемы и методы исследования : приложение : Лекции в Твери).
Бройтман С.Н. Теория литературы : учебное пособие. В 2 т. Т. 2. Историческая поэтика / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман ; под ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Академия, 2004. - 368 с.
Бройтман С.Н. Историческая поэтика : хрестоматия-практикум : учебное пособие / С.Н. Бройтман. - М. : Академия, 2004. - 342 с.
Подготовка к печати и примечания
В.Я. Малкиной