Научная статья на тему 'Библейские цитаты в «Сказании и страдании и похвале святым мученикам Борису и Глебу»'

Библейские цитаты в «Сказании и страдании и похвале святым мученикам Борису и Глебу» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1397
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тупиков Владимир Александрович

Рассматривается роль цитат из Священного Писания в оригинальных произведениях древнерусской агиографии на примере «Сказания и страдания и похвала святым мученикам Борису и Глебу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библейские цитаты в «Сказании и страдании и похвале святым мученикам Борису и Глебу»»

9. Hutchinson, T. English for Specific Purposes / T. Hutchinson, A. Waters. Cambridge Univ. Press, 1987.

10. Nesfield, J.C. English Grammar. Past and Present / J.C. Nesfield. London: Macmillan and Co., 1944.

11. Skelton, R. Modern English Punctuation / R. Skelton. London: Pitman, 1933.

12. Vallins, G.H. Good English / G.H. Vallins. London: Macmillan, 1953.

13. Venolia, J. Write Right / J. Venolia. Toronto: International Self-Council Press ltd., 1980.

Сокращения

С. 1957 - Carrey G.V. Punctuation...

F. 1908 - Fowler H.W., Fowler F.G. The King's English. Oxford ...

H&W. 1987 - Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes...

V. 1953 - Vallins G.H. Good English. London ...

В.А. ТУПИКОВ (Волгоград)

БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ В «СКАЗАНИИ И СТРАДАНИИ И ПОХВАЛЕ СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ БОРИСУ И ГЛЕБУ»1

Рассматривается роль цитат из Священного Писания в оригинальных произведениях древнерусской агиографии на примере «Сказания и страдания и похвала святым мученикам Борису и Глебу».

Житие князей-мучеников Бориса и Глеба неоднократно привлекало к себе взоры исследователей,2 причем не в последнюю очередь это связано со спецификой подвига указанных святых. Вместе с тем в работах последнего времени исследователи все чаще говорят о необходимости более пристального внимания к библейским текстам, цитируемым в произведениях древнерусской книжности, как не-

1 В данном случае мы пользуемся текстом “Съказание, и страсть, и похвала, святую мученику Бориса и Глеба” - см. [4].

2 Исчерпывающую библиографию по данному вопросу см. [3; 4].

обходимом условии понимания данных произведений. Полностью соглашаясь с этим, мы рассмотрим то, как священные тексты функционируют в ЖБиГ, с учетом особенностей агиографического жанра, к которым данное произведение принадлежит. В качестве ключевых признаков произведения агиографического жанра мы, вслед за И. Делеэ, выделим тесную связь жития с культом святого, описанию подвига которого оно посвящено, а также его дидактическую направленность [8: 2 - 4]. Целью нашей работы является выяснение того, какую роль в указанных житиях играет цитирование Священного Писания и каким образом оно соотносится с подвигом святых, жизнеописанию которых посвящено исследуемое житие.

Исследователи неоднократно обращали внимание на специфику святости князей Бориса и Глеба. Действительно, из Жития очевидно, что они не были мучениками в распространенном значении данного слова, т. е. они не были убиты за то, что отказались оставить истинную веру. Тот факт, что князья, которые были убиты по политическим мотивам, достаточно быстро были признаны Церковью святыми, объяснялся исследователями по-разному. Г.П. Федотов называл тип святого князя-мученика «не вполне литургически выверенным и парадоксальным» и, кроме того, считал его исключительно русским явлением [5: 41 - 52]. Последнее утверждение было успешно оспорено Н. Ингэ-мом, который показал, что данный феномен имеет место и в культуре других стран [9: 1 - 17]. Сам Н. Ингэм ответил на вопрос, каким образом светские правители, убитые по политическим расчетам, могли получить статус святых, следующим образом. По его мнению, книжники решили данную проблему, дав в Житии образ князя, «который был невинно убит, практиковал непротивление, и обстоятельства смерти которого формировали аллегорию смерти Христа» [10: 45].

Считаем необходимым отметить, что сравнение мучеников с Христом все же не должно идти дальше определенных границ. Так, например, А.М. Ранчин, акцентируя внимание на внешнем сходстве безвинной смерти св. Бориса и Глеба со

© Тупиков В.А., 2008

смертью Иисуса Христа, пришел к утверждению, что святые князья могли рассматриваться как искупители народа, правителями которого они являлись [3: 110]. На наш взгляд, от древнерусских книжников все же можно ожидать, что они являлись людьми, достаточно хорошо ориентировавшимися в христианском богословии, в рамках которого сопоставление князя, «содержащего в себе полноту жизни своего рода», и Христа, «который заключал в себе все человечество», попросту некорректно.

Для адекватного понимания сущности подвига св. Бориса и Глеба необходимо пристальнее рассмотреть сам феномен мученичества. Греческое слово «цартид» (переводимое обычно на русский язык как «мученик») означает «свидетель» [7: 1082]. По замечанию А. Шмемана, «христианский мученик не герой, а «свидетель»: приятием страданий и смерти он утверждает, что царство смерти кончилось, что жизнь восторжествовала; он умирает не за Христа, а с Ним, и тогда в Нем же получает и жизнь, «воссиявшую из гроба» [6: 62]. Мученичество, таким образом, является формой проповеди, только проповедуют мученики не столько словом, сколько своей жизнью. В связи с этим В.В. Болотов подчеркивает, что «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» [2: 8]. Как мы видим, подобное понимание феномена мученичества как свидетельства вполне позволяет понимать подвиг святых князей Бориса, Глеба и Михаила именно как мученичество за Христа.

Агиографы и не пытаются создать у читателя впечатление, будто святые Борис и Глеб пострадали за сам факт своего христианства, однако вводят в текст своих произведений библейские цитаты, дающие читателю понять, в чем именно состояла их мученическая проповедь.

Перейдем к конкретным примерам. Агиограф следующим образом описывает мысли Бориса, не желавшего бороться со Святополком, хотя и понимавшего, что последний упорно стремится его убить: Да аще кръвь мою прол^кть, и на укииство мок потщнть сга, мученикъ куду Господу мокму. Азъ ко не противлю сга, зане пишеть с#: Господь гордыимъ противить с#, съм^ренымъ же дакть Благодать (Иак. 4:6; 1Пет. 5:5). Апостолъ же: Иже рече: Бога люклю, а Брата

свокго ненавидить, ложь ксть (1Иоан. 4: 20). И пакы: Бо"зни въ люкъви н^сть, съверша-наа любы вънъ измещеть страхъ (1Иоан. 4: 18) [4: 288].

Цитата из первого послания Иоанна (1 Иоан. 4: 20), на наш взгляд, является ключевой для понимания того, в чем агиограф видел подвиг святого. Истинным христианам свойственна деятельная любовь к ближним, а отсутствие этой любви говорит о том, что человек является христианином лишь на словах [1: 514 - 515]. Для Святополка характерно стремление к власти, причем ради ее приобретения он не останавливается даже перед убийством собственного брата. Борис, напротив, как носитель истинно христианской системы ценностей предпочитает земному царству Царство небесное. Он не хочет бороться с братом ради власти и основывает свою позицию на авторитете Священного Писания: Т^мъ же и Соломон, все прошедъ, въсга вид^въ, всга сът#жавь, и съвъкупивъ, рече, расмотривъ: Вьсе су~та и су~тию куди (Еккл. 1:2), тъкмо помощь ГО докръ д^лъ, и отъ правов^рига, и отъ нелицем^ръныга лю-къве [4: 290]. В данном случае сложно не согласиться с замечанием Р. Пиккио, говорившего, что главный смысл истории о Борисе и Глебе можно свести к простой формуле: «лучше умереть за Бога, чем бороться за нечестивую жизнь на земле» [11: 14]. Отметим только, что к подобной «простой» формуле можно было бы свести и житие любого христианского мученика.

Отказавшись от пути междоусобной войны, по которому идет его брат Свято-полк, и примирившись со своей участью, св. Борис находит утешение в Евангелии. Таче закывъ скъркь съмьртьную, т^шааше с" словеси Божии: «Иже погукити душю свою Мене ради и Моихъ словесъ, окр#щети ю, въ животі в^чн^мь съхранити ю» (Мф. 10: 39) [4: 290].

Таким образом, в ЖБиГ агиограф использует цитаты из Нового Завета для того, чтобы указать на то, в чем он видит сущность подвига святых, жизнь которых описывает. В Житии подчеркивается такая кардинальная христианская добродетель, как любовь. Именно любовь к Богу не позволяет Борису и Глебу начинать междоусобную войну со своим братом, поскольку «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не ви-

дит?» (1Иоан. 4: 20)1. На наш взгляд, можно говорить о том, что с помощью цитирования Нового Завета в ЖБиГ агиограф указывает на то, что святые своей мученической кончиной проповедовали самую суть христианства, состоящую в любви к Богу и неотделимой от нее любви к ближним.

Следующий обширный пласт цитат из Священного Писания представлен Ветхим Заветом, причем преимущественно Псалтирью. Цитирование данной книги Ветхого Завета используется агиографом для описания страданий святых, их молитв, а также для характеристики гонителей. В Житии следующим образом описываются молитвы Бориса, к которому Святопол-ком уже были посланы убийцы: Посъла-нии же приидоша отъ Свитопълка на Льто ночь, и подъступиша влизъ, и слышаша гласъ влаженааго страстотьрпьца поюща Псалтырь заутрьнюю. Бяше же -му и в^сть о увие-нии ~го. И начат п^ти: Господи, чьто с# умножиша сътужающии, мънози въсташа на мя (Пс. 3: 2), и прочага псалмы до коньца. И начать п^ти Псалтырь: Овидоша м" (Пс. 21: 17, 13). И пакы: Господи Боже мои, на Та уповахъ, спаси мд (Пс. 7: 2) [4: 294]. Агиограф подбирает цитаты, в которых отражена тема страдания праведника от рук его нечестивых гонителей, а также его надежда на помощь Бога.

Для характеристики гонителей святых псалмы используются агиографом следующим образом. После смерти Глеба убийцы возвратились к Святополку и рассказали о выполнении его приказа. Свято-полк си слышавъ, възнесе си сьрдьцьмь, и съвысть си речено- псалмоп^вьцьмь Да-видъмь: Что си хвалиши, сильныи, о зъловИ. Безакони- въ сь дьнь, неправьду умысли газыкъ твои. Възлювилъ -си зълову паче влагостын^, неправьду, неже глаголати правьду. Възлювилъ -си вс" глаголы потопь-ныга, газыкъ льстивъ. Сего ради раздрушит та Богъ до коньца, и въстьргнеть та и преселитъ ти отъ села тво-го и корень твои отъ земли живущихъ (Пс. 51: 3 - 7)» [4:

1 «И спросил один из них, законник, искушая Его: Учитель, какая заповедь большая в Законе? Он же сказал ему: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумом твоим”: это - большая и первая заповедь. Вторая подобна ей: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки» (Матф. 22: 35 - 40).

304]. Основная мысль ясна - нечестие гонителей, возлюбивших зло больше добра, и пророчество об их гибели.

Наконец, необходимо отметить следующее. Любое житие, кроме прославления святого, имеет и другую цель - дидактическую [8: 3]. Очевидно, что в христианском сознании канонизация нужна не столько святому, уже окончившему свой земной подвиг и вошедшему в Царствие небесное, сколько тем, кто только стремится к тому, чтобы войти в это Царствие. Святой в данном случае может рассматриваться как идеал, подражание жизни которого помогает достигнуть вечной жизни. Следовательно, модель поведения, представленная в житии, может рассматриваться как идеальная для тех, кто почитает данного святого.

По нашему мнению, в рассматриваемых житиях агиографы не только демонстрируют христианские идеи братолюбия и надежды на Бога, к которым должны стремиться все христиане, но и дают образ святого князя - идеал для подражания. Причем подражать им должны были, прежде всего, сами князья2. Очевидно, что для церковного писателя, являвшегося автором ЖБиГ, было характерно религиозное восприятие истории, в рамках которого земное бытие народа определяется его духовным состоянием. Как только царство земное заслоняет собой Царство Небесное, а люди забывают Бога, Он посылает им различные бедствия. Причем бедствия эти рассматриваются как призыв отвратиться от заблуждений и вернуться к истинному богопочитанию. Подвиг святых Бориса и Глеба был призван в самом начале остановить духовный кризис и неизбежно следующие за ним дробление и уничтожение христианского народа. Своим мученическим подвигом они свидетельствовали о том, что исполнение воли божьей, повиновение Его заповедям и взаимная любовь между членами христианского общества являются истинными ценностями в отличие от «суетных мира сего и века скороминующего».

Подводя итоги, отметим следующее. На наш взгляд, можно говорить, что агио-граф видел подвиг святых князей в му-

2 Равным образом, как и жития, например, подвижников, описывали идеал, необходимый прежде всего для монахов.

ченичестве как продолжении апостольского служения. При демонстрации сути мученического подвига святых князей автор пользуется цитатами из Нового Завета. В качестве ключевой цитаты для ЖБиГ представляется возможным выделить двадцатый стих четвертой главы Первого послания Иоанна [1 Ин. 4: 20]. Ветхий Завет также активно используется агиогра-фом, однако его цитирование преследует другие цели. С помощью цитат из Ветхого Завета описываются страдания князей-мучеников и их молитвы, а также характеризуются гонители святых. Таким образом, цитирование Священного Писания является одним из важнейших элементов Жития Бориса и Глеба, позволяющим глубже понять смысл данного агиографического текста.

Литература

1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие и Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / Аверкий (Таушев) архиепископ. М., 2000. 785 с.

2. Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви / В.В. Болотов. Спб., 1910. Т. II. 491 с.

3. Ранчин, А.М. Вертоград Златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях / А.М. Ранчин. М., 2007. 589 с.

4. Святые князья-мученики Борис и Глеб / исслед. и подгот. текстов Н.И. Милютенко. СПб., 2006. С. 286 - 313 (ЖБиГ).

5. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. М., 1990. 271 с.

6. Шмеман, А. Исторический путь православия / А. Шмеман. М., 1993. 395 с.

7. A Greek-English Lexicon / compiled by H.G. Liddell and R. Scott. Oxford, 1996.

8. Delehaye, H. Les legendes hagiograohi-ques / H. Delehaye. Bruxelles, 1955. 148 p.

9. Ingham, N. The Sovereign as a Martyr. East and West / N. Ingham // Slavic and East European Journal. 1973. V. 17. P. 1 - 17.

10. Ingham, N. The Martyred Prince and the Question of Slavic Cultural Continuity in the Early Middle Ages / N. Ingham // Medieval Russian Culture// California Slavic Studies. 1984. Vol. 12. P. 45

11. Piccio, R. The Functioning of Biblical Thematic Clues in the Literary Code of Slavia Orhtodoxa / R. Piccio // Slavica Hierosolymi-tana. 1977. Vol. 1.

И.Ю. АПАЛЬКО (Краснодар)

О ТЕРМИНАХ-КОМПОЗИТАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ»

Раскрываются термины-композиты разных частей речи (композиты-существительные, композиты-прилагательные, композиты-глаголы, композиты-числительные

и композиты-наречия), имеющие слитное и дефисное написание (в том числе цепочечные термины).

Общеизвестно, что словосложение -это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем соединения основ двух или трех слов.

Филологами признается целесообразность образования терминов-композитов из экономии языковых средств: «Целесообразны <...> многие модели сложных по композиции слов, которым в общелитературном словообразовании нет аналогов» [4: 13].

Достоинством слов, образованных ос-новосложением, является то, что они не имеют омонимичных словосочетаний.

Среди терминов предметной области «Защита информации» выявлены композиты следующих типов:

- композиты-существительные (например, break-in - взлом, вторжение, проникновение в систему; bandwidth (BW) - 1) полоса пропускания, ширина полосы пропускания; 2) пропускная способность; hotfix -заплата; knapsack - сверхдлинная последовательность; loophole - лазейка, место утечки; malfunction - сбой, неисправность; steganography - стеганография (в пер. с гр. «тайнопись» (от слов steganos - секрет, тайна и graphy - запись); superencipherment - избыточное шифрование, многократное шифрование, шифрование шифротекста; superuser - привилегированный пользователь);

- композиты-прилагательные (например, antivirus = anti-virus - противовирусный, антивирусный).

Кроме того, среди терминов-композитов, являющихся существительными, выделены термины-существительные, образованные по следующей модели: основа прилагательного crypto- + основа существительного:

© Апалько И.Ю., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.