Научная статья на тему 'Идея «Парности» святых в житиях матери Марии (скобцовой)'

Идея «Парности» святых в житиях матери Марии (скобцовой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
261
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ "ПАРНОСТИ" СВЯТЫХ / "ПАРНЫЕ" ЖИТИЯ / СОБОРНОСТЬ / СВЯТОСТЬ / ЖИТИЕ МУЧЕНИКА НИКИФОРА / THE IDEA OF "PAIRING" SAINTS / "PAIRED" LIVES / CONSILIARITY / HOLINESS / THE LIFE OF MARTYR NICEPHORUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крошкина Лидия Владимировна

В статье рассматриваются агиографические произведения м. Марии (Скобцовой), созданные на материале древних сюжетов житий свт. Димитрия Ростовского и «Древнего патерика». Некоторые из них объединены в своеобразные «пары». В статье проводится анализ таких житий, выявляется принцип объединения святых, который соотносится с предложенной В.Н. Топоровым идеей «парности» русской святости. Показаны основания «парности» агиографии м. Марии, ее связь с ключевыми идеями религиозной культуры русского зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of “Paired Relationship” in the Hagiography of Mother Maria (Skobtsova)

The article deals with works of mother Maria (Skobtsova) created on material of the hagiographical stories of St. Dimitry Rostovsky and the “Ancient Patericon”. Some of them are combined into a kind of “pair”. The article analyzes such peculiar couples of Lives, it reveals the principle of association of saints, which correlates with the idea of“paired relationship” of the Russian sanctity offered by V.N. Toporov. The article shows the foundation for “paired relationship” of mother Maria’s hagiography and its relationship with the key ideas of the Russian emigre religious culture.

Текст научной работы на тему «Идея «Парности» святых в житиях матери Марии (скобцовой)»

Л.В. Крошкина

Идея «парности» святых в житиях матери Марии (Скобцовой)

В статье рассматриваются агиографические произведения м. Марии (Скобцовой), созданные на материале древних сюжетов житий свт. Димитрия Ростовского и «Древнего патерика». Некоторые из них объединены в своеобразные «пары». В статье проводится анализ таких житий, выявляется принцип объединения святых, который соотносится с предложенной В.Н. Топоровым идеей «парности» русской святости. Показаны основания «парности» агиографии м. Марии, ее связь с ключевыми идеями религиозной культуры русского зарубежья.

Ключевые слова: идея «парности» святых, «парные» жития, соборность, святость, житие мученика Никифора.

В 1927 г. в издательстве УМСЛ-Ргв88 вышел житийный сборник Е.Ю. Скобцовой (далее м. Мария1) «Жатва Духа»2. В него вошло два выпуска по четыре жития в каждом. В агиографический корпус м. Марии помимо «Жатвы Духа» входят рассказ «Иоанни-кий»3, а также семь житий, опубликованных после смерти автора в 1990-е гг.4 Все они являются переработкой древних сюжетов, входящих либо в «Древний патерик», либо в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского.

Жития м. Марии можно рассматривать как часть агиографического проекта издательства УМСЛ-Ргв88, в 1920-е гг. в большом количестве публикующего жития, созданные агиографами эмиграции (Б.К. Зайцев, А.Н. Гиппиус, Н.А. Клепинин, А.В. Толстая, В.И. Ильин, Г.В. Флоровский, А.Н. Ремизов и др.), охарактеризованные одним из них как «писания русских людей о святыне и вере - после революции»5. Новое агиографическое творчество

© Крошкина Л.В., 2017

русского зарубежья - явление малоизученное, разностороннее, интересное выстраиванием новых жанрово-художественных, бого-словско-культурных, духовно-исторических связей.

Особую группу в агиографическом творчестве матери Марии (Скобцовой) составляют жития, которые можно назвать «парными» благодаря намеренному объединению святых, отражающемуся в названии: «Авва Агр и Авва Ор», «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер». К ним можно отнести и очерк «Единодушные братья», предметом которого является житие братской общины, их отношения - единодушие, согласие и соборность.

В.Н. Топоров считал «парность» характерной мифопоэтиче-ской идеей русской святости, приводя в пример ранние жития Бориса и Глеба. Ученый отмечал, что в ранних русских житийных образах это свойство «конструируется в связи с направлением главной оси - противопоставлением этой "пары" святых и блаженных окаянному Святополку»6. «Парность» Бориса и Глеба можно назвать естественной, так как она формируется на идее родства святых братьев, кровного и духовного. Их гибель описывается как единое событие, несмотря на пространственные и временные несовпадения. Общность Бориса и Глеба противостоит греховности Святополка, и это противопоставление играет объединяющую роль. В «Жатве Духа» м. Марии, напротив, «парность» сверхъестественна, так как в «пары» объединяются святой и грешник, мученик и отступник, что является поворотным для житийного жанра.

Все жития м. Марии, которые условно можно назвать «парными», составляют первый выпуск сборника «Жатва Духа» (три жития из четырех, одно - вводное - «Иоанникий Великий»), объединенный общей темой - братолюбия и соборности1 и мыслью, что «путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет»8.

Включая в названия житий имена грешника и отступника (Ора и Саприкия), автор создает новый подход: святой не отделяется от грешника, ради которого он «положил свою душу» (в Евангелии говорится, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». - Ин.15:13). Напротив, через неразрывность этих отношений освящаются, становятся святыми, грешник и отступник.

Рассмотрим основания идеи «парности» на примере жития «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер».

Мать Мария еще до эмиграции обращается к теме святости в своем не только поэтическом, но и художественном творче-

стве. В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся ее акварели на житийную тематику, одна из которых - «Усечение мечом». Возможно, это одна из первых художественных разработок данного сюжета.

Источники жития м. Марии: «Страдания святого мученика Никифора» свт. Димитрия Ростовского и «Древний патерик» (17:25 - эпизод с кирпичом). Возможно, при написании жития использовано одно из его кратких переложений в книге В.А. Бан-дакова «Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи: В помощь проповедникам слова Божия и для назидательного чтения православным христианам» (издание 1901 г.)9. Известно, что в 1914 г. будущая монахиня наряду с полными знакомится также и с краткими житиями и отмечает их: «При церкви оказались толстые славянские тома Четьи-Минеи - Жития святых. Мне труден славянский язык. Читаю медленно. Многое - очень чужое. Но в другом, в каких-то кратких житиях, - все понятно, - жертва собою за мир, за людей, путь за Ним»10. Несмотря на отсутствие прямых соответствий между текстами м. Марии и книгой В.А. Бандакова, в них есть очень близкие смысловые акценты: указание на то, что Никифор идет на смерть из жалости к другу и авторские характеристики Саприкия (в книге В.А. Бандакова Саприкий в момент отречения от Христа назван «несчастным», а не «окаянным», как в полном тексте жития свт. Димитрия Ростовского).

В «парное» заглавие включено имя отступника Саприкия, который, несмотря на непреодоленную им вражду, назван другом. Автор как бы говорит этим, что в вечности Никифор и Саприкий -друзья, их соединение неразлучно.

Рассмотрим главные отличия жития м. Марии от источника.

Особенность вступления жития м. Марии в том, что с самого начала акцент ставится на Саприкии, он первичен: «жил некий пресвитер именем Саприкий. И имел он друга Никифора»11. Таким образом, это история о Саприкии и его дружбе. Ср. с житием свт. Димитрия Ростовского, в котором повествуется равно о двух друзьях: «жили - некий пресвитер, по имени Саприкий, и простец, - гражданин Никифор. Они питали друг к другу такую любовь и так были дружны...»12.

Как и в других житиях м. Марии, в очерке «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер» особое значение приобретает слово «великий». Опущенное из названия местности, где жили друзья (Великая Антиохия Сирийская становится просто Антиохией Сирийской), оно приобретает особое значение в сочетаниях с ключе-

выми словами жития: «великая дружба», «великая вражда», «великое трудолюбие», «великое утешение», «великая помощь», «великий мученический подвиг», «великая жалость», «великая ярость», «великая ненависть».

Никифор у свт. Димитрия Ростовского назван «простецом», в житии м. Марии - плотником.

Крепость дружеских отношений описана в источнике через образ кровного родства: «Они питали друг к другу такую любовь и так были дружны, что некоторые считали их родными братьями» [180]. В «Жатве Духа» этот образ опускается, а любовь двух друзей описывается через качества единомыслия и единства, т. е. как истинно христианские и церковные отношения: «были они единомысленны и согласны во всем, как бы единым духом в двух телах обитая» [25]. Это сопоставимо с описанием отношений в ранних христианских памятниках: новозаветных - «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32)13, «Бог терпения и утешения да подаст вам быть в единомыслии между собою по Христу Иисусу, дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:5-6)14 и литургических - «едиными устами и единым сердцем»15.

В древнем источнике главные действующие лица предстают перед читателем в зрелом возрасте, в «Жатве Духа» есть описание их детства - шуточный сюжет с кирпичом, позаимствованный из «Древнего патерика» [17-25, 326], в котором два старца ради забавы пытаются поссориться. Эпизод с кирпичом в «Жатве Духа» завершается выводом: «Так ничего у них даже из нарочитого препирательства не вышло» [26].

М. Мария вновь и вновь подчеркивает главные качества христианской дружбы, говоря о многих годах, прошедших в «полном взаимном согласии и понимании» и «единомыслии» [26]. Она отмечает, что социальные различия (Саприкий стал пресвитером, Никифор - плотником) не становятся препятствием их «великой дружбе» [26].

Переход к ссоре вводится явлением нового персонажа - дьявола. Именно он является причиной вспыхнувшей розни. Но в отличие от источника м. Мария изображает обстоятельства, явившиеся поводом для ссоры: предполагаемая женитьба Никифора и необоснованное подозрение в том, что Саприкию приглянулась невеста друга. Вражда, вспыхнувшая между друзьями, описана в житии м. Марии многоступенчато, тогда как в источнике об этом сказано в нескольких словах.

«Страдания святого мученика Никифора» из Жития свт. Димитрия Ростовского

«Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер» из сборника «Жатва Духа»

...диавол и посеял в них такие плевелы вражды, что они не желали даже встречаться друг с другом на дороге: так они возненавидели друг друга; и насколько прежде между ними царили любовь и дружба, настолько после, по действию сатаны, воскипела у них друг к другу ненависть и вражда [180].

Но диавол, давно уже ищущий, чем бы положить начало вражды между ними, внушил Никифору, что радость Саприкия имеет корысть, а не покоится на одном его братолюбии, - самому пресвитеру, мол, пришлась та девица по сердцу, а потому и поощряет он друга к задуманному делу, дабы потом принести ему зло и оскорбление.

И поверил Никифор диавольскому наставлению, и пришел в ярость и гнев. В гневе же не сумел обуздать себя, напротив, разжег свой язык на произнесение различных тягчайших оскорблений на друга своего. Саприкий также, подстрекаемый диаволом, в долгу не остался.

- Лжец ты и низкий человек, - воскликнул он. - И жалею я отныне о каждом дне нашей дружбы, потому что понял теперь, что всегда ты меня оклеветать был готов и унизить хотел. Сам же ты стремился к дружбе моей, чтобы похваляться, что, будучи простым плотником, имеешь ближайшего друга пресвитера. И еще многое говорил он Никифору. И тот отвечал ему так же гневливо и несправедливо.

А диавол радовался, что наконец разрушил он долгую дружбу, которая была для него нестерпима.

И вышло, что после многих лет полного согласия и понимания начали они как бы взаимно отрицать друг друга. И видели друг в друге все недостойное и несовершенное, добрых же свойств совсем не стали замечать.

Разжигая осуждение и гнев между Сапри-кием и Никифором, добился враг того, что вражда и ненависть легли некой пропастью между ними. Перестали они при встречах узнавать друг друга, и каждый из них не мог даже слышать, чтоб кто-либо упоминал при нем имя другого [26-27].

В подробное описание разворачивающейся ссоры м. Мария вкладывает собственные наблюдения о стадиях человеческого разобщения: необоснованное подозрение16, навеянное диаволом, вера в его наветы, ярость и гнев, неумение обуздать себя, разжигание своего языка на оскорбление, ответные оскорбления, забвение о чистоте былой дружбы (Саприкий: «понял теперь, что всегда ты меня оклеветать был готов и унизить хотел» [27]), несправедливость и ответное подозрение в корысти (Саприкий: «Сам же ты стремился к дружбе моей, чтобы похваляться, что, будучи простым плотником, имеешь ближайшего друга пресвитера» [27], взаимное отрицание друг друга, видение друг в друге только недостойного, неспособность замечать доброе, вражда и ненависть, нежелание замечать, неспособность слышать друг о друге. Такая детальная проработка человеческих отношений отвечает «теме жизни» м. Марии (как сама она называла) - «мистике человеко-общения»17.

Так же обстоятельно (в отличие от жития-источника) м. Мария рассказывает о том, как опомнился Никифор, дополняя повествование размышлениями об «отце вражды» - диаволе, о враждующих - «утешителях» дьявола и «оскорбителях» Бога [28].

«Страдания святого мученика Никифора» из Жития свт. Димитрия Ростовского «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер» из сборника «Жатва Духа»

Прожив в такой ненависти и вражде друг с другом довольно долгое время, Никифор, придя в себя и уразумев, что эту вражду сеет диавол... [180]. Но вот однажды стал он все же размышлять о случившемся, а так как в сердце его все чувства несколько остыли, то увидал он, что истинного повода к столь великой вражде ни у одного из них не было. А тогда и обвинил он во всем настоящего виновника, то есть самого диавола, подвигшего их на гнев, и на оскорбления, и на слова неприязни. Никому, кроме как этому соблазнителю, не было пользы оттого, что расторгалась их дружба. Он же мог теперь много радоваться, потому что есть ли нечто ужаснее для врага и для отца вражды, чем доброе единение людское? Рассудив же так, понял Никифор еще и то, что оба они стали слугами диавола и его верными утешителями, на которых он может радоваться. Утешители же диавола суть оскорбители Бога живого [28].

Подробно и драматически (с диалогами) описана попытка Никифора примириться с другом через соседей и друзей, в отличие от краткого описания свт. Димитрия Ростовского, большую часть которого занимают поучительные евангельские цитаты и описание ожесточенности Саприкия.

«Страдания святого мученика Никифора» из Жития свт. Димитрия Ростовского «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер» из сборника «Жатва Духа»

.стал просить своих друзей и соседей, чтобы они отправились к пресвитеру Саприкию и умолили бы его простить его, кающагося, и возлюбить прежнею любовию: но пресвитер не захотел оставить своей вражды против него. Тогда Никифор снова послал других друзей с тою же просьбою, но пресвитер и их слушать не захотел. Он также отверг и в третий раз посланных и не послушал их моления, и, таким образом, не преклонился на милость, дабы простить брата, смиренно ищущего прощения. Наоборот, ожесточив сердце свое, он оставался неумолимым, забыв слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшаго: «отпущайте, и отпустят вам». И еще: «аще убо принесеши дар твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим», и еще: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни отец ваш отпустит вам согрешений ваших» [180-181]. .призвал он своих соседей, и просил их пойти к Саприкию, умоляя его о прощении и об отпущении ему всех его вин. Пришли соседи к Саприкию и от имени Никифора низко поклонились ему и сказали: - Просит тебя Никифор отпустить ему вину его и быть с ним в любви, потому что не хочет он враждою тешить начальника вражды - диавола. Саприкий только раз взглянул на них и, услышав имя Никифора, отвернулся и не сказал ни слова. И во второй раз послал Никифор к Саприкию людей, которые возвестили ему: - Говорит Никифор: прости мне грехи мои, брат, и этим любовным прощением сокруши козни врага. Нахмурился Саприкий и ничего не сказал. И в третий раз пришли к нему люди и сказали: - Именем Христовой любви просит Никифор о прощении. Тогда Саприкий встал и молча вышел из комнаты [28-29].

Также детально описана попытка самого Никифора испросить прощения. Если в житии свт. Димитрия Ростовского сказано только об одном средстве примирения - «припадании к ногам», то Ни-кифор жития м. Марии в своей просьбе о прощении использует все возможные средства: жалобно умоляет, «говорит от разума» [29] и доказывает, что причина вражды пустая, взывает к чувству, напо-

минает прежнюю дружбу, призывает посрамить врага единением и согласием. Последняя реплика Никифора звучит как настоящая проповедь (отметим, что это обращение простого мирянина-плотника к пресвитеру): «Единственно происками лукавого уведены мы от пути братской дружбы, а потому надлежит нам совместно восстать на врага, и усилить братское единение между собою, и увеличить любовное согласие, дабы таким путем посрамить того, кто посеял вражду» [29-30].

Итог попытки примирения у свт. Димитрия Ростовского подводится через авторскую мораль: Саприкий «был человеком немилосердым и не имел ни любви, ни страха Господня; будучи христианином и пресвитером, он и без просьбы должен был простить брата своего» [181]. В «Жатве Духа» итог выражен образно - через немоту и почернение: «Саприкий не только пребывал в немоте, а даже от гнева почернел весь, потому что было ему нестерпимо видеть Никифора в своем доме» [30].

Плодом непрощения в источнике становится посрамленность и отверженность Никифора («Не получив прощения, Никифор пошел от него посрамленным и отверженным» [181], а в «Жатве Духа» -мысль Никифора, что друг его как бы умер для него и желание оплакать душу брата («подумал он, что брат его Саприкий как бы умер для него, и стал со многими слезами оплакивать душу брата» [30].

Рассказ о гонениях на христиан м. Мария предваряет поясняющим словом об их цели: понудить верующих «принести жертву идолам и тем отречься от Христа и от спасения своих душ» [30]. В источнике только констатируется начало гонений (Саприкий был схвачен как христианин) и приводится допрос мученика. Диалог допроса м. Мария переводит в авторскую речь, в которой особенное внимание уделяется желанию языческих властителей принудить к отречению от Христа пресвитеров: «особенно тщился он соблазнить и устрашить пресвитеров и иных служителей Церкви, дабы, видя слабость своих пастырей и наставников, простой народ христианский не имел бы перед собой примера к святому мученическому подвигу» [30]; «не скрыл от него Саприкий не только имени своего христианского, но и того, что имеет он пресвитерский сан, а потому обязан большим ответом перед Господом, так как вручено ему попечение о душах всей его паствы» [31]. Этим м. Мария подчеркивает, что Саприкий хорошо осознает ответственность пресвитера, призванного не только поддержать верную паству, но и «наставить на светлый путь мученический» [31].

Мучения Саприкия м. Мария описывает в несколько этапов (железные когти, щипцы, раскаленные прутья), тогда как свт. Ди-

митрий Ростовский конкретно говорит только о пытке колесом. М. Мария усиливает впечатление от силы духа Саприкия через добавление после каждой пытки вопросов мучителей к исповеднику, не принесет ли он жертву языческим богам, на что пресвитер всякий раз мужественно отвечает отказом.

Встреча с Никифором, в то время как его вели на казнь, описана очень близко к источнику: Никифор бросается к Саприкию с просьбою о прощении, стражники удивляются. Особенности выражены в характеристике поведения Никифора и Саприкия. Никифор не только молит о прощении, но «со многими слезами» и «битьем себя в грудь» [32]. Ключевое слово в житии м. Марии, объясняющее дерзновение Никифора, - жалость (свт. Димитрий Ростовский его не употребляет). «Великая жалость» [34] к другу приводит его к готовности «любою жертвою» [34] загладить вину, «искупить слабодушие друга» [35]. М. Мария нигде не называет Саприкия «окаянным» [184], «глухим аспидом» [183] или «отступником» [184], как в источнике. Напротив, его отступничество описано так, что читатель смотрит на него глазами Никифора, исполненного жалостью к падшему другу.

«Страдания святого мученика Никифора» из Жития свт. Димитрия Ростовского «Мученик Никифор и его друг Саприкий пресвитер» из сборника «Жатва Духа»

сердце его было объято бесовскою злобою; ослепленный ненавистью и жестокосердый для прощения, оставался неумолимым [183]. не смягчилось сердце его [32]; дух смутился яростью; гнев затопил сердце так, что и в великом своем мученическом подвиге стал он ослабевать, отдавая все силы свои духовные на ненависть [33].

В житии-источнике стражники удивляются жестокосердию Саприкия, в житии м. Марии - просьбам Никифора о прощении к тому, кто скоро погибнет и не сможет отомстить.

Как и в других житиях м. Мария последовательно опускает из авторского текста слово «святой» по отношению к Никифору, снимая дистанцию между святым и Саприкием, святым и читателем.

Еще одно из ключевых слов очерка - дух (отсутствует в житии свт. Димитрия Ростовского): друзья Саприкий и Никифор жили «как бы единым духом в двух телах обитая» [25]; встреча Никифо-ра с Саприкием, ведомым на казнь, смущает «дух Саприкия яростью» [33]; Саприкий ослабевает в мученическом подвиге, потому

что отдает «все силы свои духовные на ненависть» [33]; в итоге «был потоплен дух Саприкия в великой ненависти» [33]; у Никифора о друге «болит его дух» [35]. Итак, дух в житии м. Марии становится как бы действующим лицом. Читатель видит изменение духа Сапри-кия. «Смущение» духа ведет бывшего исповедника к ярости и «ослаблению» духа, к его «потоплению» в ненависти, а в итоге к утрате веры во Христа, за Которого Саприкий уже претерпел мучения и был готов принять смерть. Напротив, Никифор добровольно идет на казнь, потому что у него за друга «болеет» его дух. Таким образом, «смущенный» дух Саприкия противостоит «болеющему» за друга духу Никифора. Эта оппозиция позволяет выявить существенную черту представлений о святости м. Марии - способность к беспредельному состраданию, сочувствию, со-бытию с другим человеком.

М. Мария показывает прямую связь между отношением к ближнему и Богу. Человеческая вражда «опутывает» [33] человека и не дает освобождения даже в вечной жизни. Во время мучений «ни разу не усомнившийся во Христе своем» [32] Саприкий (слово своем подчеркивает личные отношения со Христом), от великой ненависти к другу впадает в забвение: «За что хотите вы меня обезглавить?» - задает он вопрос палачам [33]. Потеря памяти и мужества приводит пресвитера к «смертному страху», утрате веры и идолопоклонству: «Отпустите меня, и принесу вольным моим хотением жертву богам» [34], - умоляет он палачей. Тем самым Са-прикий теряет «место в обители Христовой» [34].

Основной акцент жития м. Марии фокусируется на причине подвига Никифора, замещающего ослабевшего в мученическом подвиге Саприкия: это жалость и желание принести себя в жертву вместо друга, чтобы загладить его вину. В древнем варианте возникает впечатление, что Никифор идет на смерть, чтобы не пропал венец, то есть не для Саприкия, а для Бога: «не губи того венца небесного» [184], - восклицает Никифор к Саприкию в житии свт. Димитрия Ростовского. М. Мария указывает на иную цель жертвоприношения мученика Никифора - «смертью не только себе сплести венец Царства, но и искупить слабодушие друга своего, о котором болел его дух» [35].

Таким образом, идея «парности» в житиях м. Марии формируется на иных основаниях, нежели в предложенной концепции святости В.Н. Топорова. Она укоренена в понятии «соборность» в специфическом понимании этого термина как качества отношений христиан: их взаимной связанности, неразрывности, верности.

Объединяя в самом названии житий несоединимое - святого и грешника, автор выражает нетрадиционные для ветхозаветной,

впрочем, и для поздневизантийской, культуры, представления о святости (см. семитское слово «кадеш», происходящее от глагола «отрезать», «отделить», отсюда - святое - это «нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дис-танции»18), но характерные для христианского понимания. В Евангелиях Христос все время обвиняется в том, что Он ест с мытарями и грешниками, что слишком тесно с ними общается, а не отделяется, как это положено для святого и освященного (Мф. 9:11, Мк. 2:16, Лк. 5:30). «Парные» святые житий м. Марии также неотделимы от тех грешных людей, с которыми и ради которых они жили.

Житие «Мученик Никифор и его друг Саприкий-пресвитер» являет собой уникальный пример переосмысления мученичества в соборном аспекте, по-новому выражая идею «парности». Святость Никифора - в общении до конца. Этому не препятствует ни отчуждение друга, ни его отступничество от Христа. Никифор - не просто мученик, т. е. свидетель о Христе (греч. цартира^ - свидетель), он свидетель перед Христом о друге, искупитель его слабодушия.

Примечания

Мать Мария (Скобцова) - монахиня, в миру Е.Ю. Скобцова, по первому мужу Кузьмина-Караваева, в девичестве Пиленко - поэт, художник, религиозный деятель, основатель объединения «Православное дело» в Париже, в котором она сотрудничала с Н.А. Бердяевым, Г.П. Федотовым, К.В. Мочульским и др., участник Сопротивления, погибла в немецком лагере Равенсбрюк в 1945 г. В 2004 г. Священным Синодом Константинопольского Патриархата причислена к лику святых как преподобномученица Мария Парижская.

Подробнее о сборнике «Жатва Духа» см.: Крошкина Л.В. История издания «Жатвы Духа» Е.Ю. Скобцовой (матери Марии) в контексте возрождения агиографического творчества в литературе русского зарубежья // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2012. № 27. С. 122-129. Неопубликованный рассказ «Иоанникий» хранится в редакторском портфеле эмигрантской газеты «Дни» (Архив Колумбийского университета), в ближайшее время выйдет в свет во втором томе сочинений м. Марии издательства «Русский путь».

Скобцова Е. (мать Мария). Жатва Духа // Вестник РХД. 1995. № 171. С. 5-29; Мать Мария (Скобцова). Жатва Духа: (Новонайденные жития). Вестник РХД. 1995. С. 1998. № 178. С. 51-65. Зайцев Б.К. Дневник писателя. М.: ДРЗ, 2009. С. 145.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. Т. 1. М.: «Гнозис», Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 295.

2

3

4

7 Термину «соборность» в значении внутрицерковных отношений нет аналога в европейских языках. См.: Соборность [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. URL: http//iph.ras.ru/enc.htm (дата обращения: 25.09.2013). А.С. Хомяков в своей работе «Церковь одна» впервые его употребил в новом значении качества самой жизни Церкви. Позднее «соборность» становится одним из центральных понятий русских религиозных философов и богословов (В.С. Соловьева, Н.П. Аксакова, о. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева, м. Марии и многих других). «Православная церковь - это не одинокое стояние перед Богом, а соборность, связывающая всех узами Христовой и взаимной любви». «Соборным началом» она называла пронизывающее ощущение общности всех со всеми. См.: Мать Мария. Елизавета Кузьмина-Караваева. Вторая евангельская заповедь // Жатва Духа. СПб., 2004. С. 367.

8 Мочульский К.В. Монахиня Мария (Скобцова) // Третий час. Нью-Йорк, 1946. Вып. 1. С. 70.

9 Бандаков В.А. Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи: В помощь проповедникам слова божия и для назидательного чтения православным христианам / Сост. прот. Василием Бандако-вым. М.: [А.Д. Ступин], 1901.

10 Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.). Встречи с Блоком: Воспоминания. Проза. Письма и записные книжки. М.: Русский путь: Книжница; Париж: YMCA-Press, 2012. С. 484-485.

11 Скобцова Е.Ю. Мученик Никифор и его друг Саприкий-пресвитер // Жатва Духа. Вып. 1. P.: YMCA-Press, 1927. С. 25. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера страницы.

12 Страдание святаго мученика Никифора // Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовскаго. Кн. шестая (месяц февраль). М.: Синодальная тип., 1906. С. 180. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера страницы.

13 Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1659.

14 Там же. С. 1748.

15 Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков: В 7 кн. Кн. 2: Последование таинства Евхаристии: Литургия св. Иоанна Златоуста с приложением церковнославянского текста. М.: СФИ, 2010. С. 73.

16 Это наблюдение, возможно, имеет источником рассказ из «Древнего патерика» (17:38): «Сказал старец: ослабление любви к братиям бывает с тобой оттого, что ты принимаешь в себя помыслы по подозрению и веришь им в своем сердце». (Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. Афонского Русского Панте-леимонова монастыря. М., 1899. С. 330-331.)

17 Мочульский К.В. Указ. соч. С. 70.

18 Мень Александр, прот. Святость в Библии // Библиологический словарь: В 3 т. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 3. С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.