УДК 327.7
Семенов Александр Борисович
старший преподаватель
кафедры философии и социологии
Комсомольского-на-Амуре
государственного технического университета
БЕЗНАДЕЖНЫЕ НАДЕЖДЫ НА ИНТЕГРАЦИЮ РОССИИ В АТЭС [1]
Semenov Alexander Borisovich
Senior Lecturer of the Philosophy and Social Science Department, Komsomolsk-on-Amur State Technical University [email protected]
HOPELESS EXPECTANCES FOR RUSSIA’S INTEGRATION IN APEC [1]
Аннотация:
В статье исследуется перспектива интеграции российского Дальнего Востока в АТЭС. Итогом исследования является вывод автора о бесперспективности российского дальневосточного региона в плодотворных интеграционных процессах в АТЭС.
Ключевые слова:
климат, экономика, инфраструктура, торговля, Дальний Восток, АТЭС.
Summary:
This article examines prospects of the Russian Far East integration in the APEC. The author educes hopelessness of the Russian Far East collaboration in the integration activities of the APEC.
Keywords:
climate, economy, infrastructure, trade, Far East, APEC.
С 90-х гг. ХХ в. отечественный истеблишмент, академические исследователи и журналисты не устают убеждать себя и окружающих в том, что Россия может занять достойное и крепкое место среди стран АТЭС. Как правило, их основной аргумент строится на том, что Дальний Восток занимает 36,4 % всей территории РФ, что регион имеет выход к двум океанам - Тихому и Ледовитому, что граничит с пятью государствами (КНР, Монголия, КНДР, США, Япония), что край богат большими запасами природных ресурсов. Из вышеперечисленных характеристик делается простой вывод, что страны АТР и АТЭС нуждаются в ресурсной базе этих территорий и испытывают нужду использовать Дальний Восток России в качестве транзитного моста между азиатскими и европейскими странами. Апофеозом этих рассуждений стало проведение саммита АТЭС во Владивостоке осенью 2012 г. Правительство РФ вложило в это помпезное мероприятие в 4,5 раза больше средств, чем планировалось ранее. По отчету Счетной палаты саммит обошелся России в 679 млрд. рублей (это около 20 млрд. долларов). Таких гигантских трат не было ни на одном мероприятии за всю историю существования АТЭС [2]. Президент РФ говорил, что все затраты на проведения саммита АТЭС совершенно оправданны, так как они вкладывались в развитие инфраструктуры депрессивного региона, благодаря чему Владивосток станет точкой экономического роста для всего Дальнего Востока России и превратит его в ворота в АТР [3].
На самом деле надежды политиков и некоторой части российского общества на интеграцию в АТЭС сильно преувеличены. Четность этих надежд связана с рядом взаимосвязанных причин. Российский Дальний Восток отличается экстремальным климатом, который препятствует конкурентоспособной экономической деятельности в регионе. Здесь отмечается самая большая на земном шаре годовая амплитуда температуры воздуха, которая на подавляющей части территории превышает 40 градусов, а в некоторых местах Якутии и Магаданской области достигает 50-60 градусов и даже больших величин (в европейской части она находится в пределах 20-30 градусов) [4, с. 5-6]. Очень низкая температура воздуха зимой и продолжительный морозный период существенно осложняет хозяйственную деятельность на огромных пространствах Дальнего Востока. Они ограничивают строительные и другие работы, ведущиеся на открытом воздухе; вызывают повышенные энергетические затраты и большие затраты на теплоизоляцию и теплоснабжение; требуют применения специальных материалов, машин и технологий, приспособленных к экстремальным условиям Севера; ужесточают требования к инфраструктуре и т.д. Какова же цена холода? По расчетам, только затраты энергии и снижение производительности из-за уменьшения среднедушевой температуры на 1,5 градуса приводят к потере не менее 1 % роста ВВП ежегодно, а вероятно, до 2,3 %! И это только часть цены холода -без учета потерь здоровья, транспортных издержек и других факторов. По последним данным, размер (даже частичных потерь) от «излишнего холода» сравним с годовым оттоком капитала. Однако капитал, ушедший за границу, может вернуться, если изменится инвестиционный климат. Затраты на холод безвозвратны [5]. Транспортные коммуникации, прежде всего железно-
дорожные и автомобильные, имеют недостаточные для такой территории, протяженность, плотность и пропускную способность, примерно треть их находится в неудовлетворительном состоянии. Портовое хозяйство на конец 90-х гг. ХХ в. справлялось только с половиной подлежащих переработке грузов. Заметная часть действующих на тот период транспортных средств: подвижного состава, автопарка, морских и речных судов, самолетов, выработала свой ресурс и подлежала списанию. По этим причинам производительность труда на транспорте невысока, доставка грузов осуществлялась с небольшой по мировым меркам скоростью и обходилась достаточно дорого. Транспортные расходы в России на единицу произведенной продукции в 6 раз выше, чем в сопоставимых с ней по размерам территории США [6, c. 20]. Освоение Дальнего Востока требует больших капиталовложений. Освоение пространственной инфраструктуры становится выгодной только тогда, когда плотность населения достигает двухсот человек на 1 кв. км. Вероятно, по этой причине на протяжении всего постсоветского периода никакие иностранные инвесторы не делали серьезных попыток и капиталовложений в инфраструктурное строительство в демографически пустынное пространство Дальнего Востока.
Комплекс этих причин влияет и на развитие Свободных Экономических Зон на территории Дальнего Востока. Почти двадцатилетний опыт организации СЭЗ в регионе закончился полным провалом (СЭЗ «Находка», проект «Большой Владивосток», проект «Туманган» [7], особая экономическая зона «Советская Гавань» [8]).
Другая проблема стоящая непреодолимым барьером на пути и интеграции Дальнего Востока в АТЭС является стремительное истощение человеческих ресурсов. Россияне попросту бегут из региона. Дальний Восток второе десятилетие теряет людей. Численность населения упала с 8 млн. в 1989 г. до 6,5 млн. в 2010 г. [9]. На сокращение человеческих ресурсов накладывается проблема, связанная с падением образовательного потенциала населения России. В рейтинге грамотности ЮНЕСКО за двадцать лет Российская Федерация скатилась с третьего места на двадцать седьмое. А за последние 4 года по уровню грамотности школьники России занимают 43-е место, из 65-ти возможных [10]. Это означает, что в эпоху научно- технической революции и возросшей роли наукоемких технологий отечественная рабочая сила просто не может претендовать на привилегированное место в международном и региональном рынке труда.
Интеграции России в АТЭС мешает и заоблачный уровень коррупции в нашей стране. Руководитель управления экономической безопасности и противодействия коррупции главного управления МВД по Петербургу и Ленобласти Михаил Ильин заявлял, что в течение 2012 г. коррупционеры присваивают 80 % бюджетных средств [11]. О каких иностранных инвестициях в регион может идти речь, если власти РФ не могут проконтролировать деятельность своего чиновничьего аппарата?
Экстремальный климат, неразвитость инфраструктуры, демографическая катастрофа, накладываются и на другой негативный фактор, а именно на то, что доля внешней торговли РФ со странами АТЭС в 2010 г. занимала 22,7 % от всего российского внешнеторгового оборота. В то время как внешнеторговый оборот России со странами ЕЭС составляет 49,6 % [12]. Цифры говорят сами за себя, а именно то, что страны АТЭС не являются приоритетными экономическими партнерами России.
Подводя итоги, можно констатировать, что все разговоры российской элиты о включении Дальнего Востока РФ в интеграционные процессы в АТЭС являются малоперспективными и с высокой степенью безнадежными.
Ссылки и примечания:
1. Научное исследование проведено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: соглашение на предоставление гранта № 14.B37.21.0958.
2. Иваницкая Н. Как Россия смогла потратить на саммит АТЭС в 800 раз больше США? // Forbes. 2012. 5 сентября.
URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/113038-kak-rossiya-smogla-potratit-na-sammit-ates-v-800-raz-bolshe-ssha
(дата обращения: 14.10.2012).
3. Путин остался доволен итогами саммита АТЭС во Владивостоке // Forbes. 2012. 9 сентября. URL: http://www.forbes.ru/news/119061 -putin-ostalsya-dovolen-itogami-sammita-ates-vo-vladivostoke (дата обращения:
14.10.2012).
4. Чичканов В.П. Дальний Восток: стратегия экономического развития. М., 1988.
5. Михайлова Т. Климат: Холодная страна // Ведомости. 2003. 17 декабря. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/
article.shtml?2003/12/17/70280 (дата обращения: 14.06.2012).
6. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. М., 2003.
7. Ларин В.Л. Приморье в проектах регионального сотрудничества: потенциал и перспективы // Дальневосточный
геологический институт ДВО РАН. URL: http://www.fegi.ru/primorye/history/project.htm (дата обращения: 14.10.2012).
8. ПОЭЗ Советская Гавань в Хабаровском крае может исчезнуть // AmurMedia.ru 2012. 4 октября. URL: http://amurmedia.ru/news/economics/04.10.2012/231845/poez-sovetskaya-gavan-v-habarovskom-krae-mozhet-lishitsya-svoego-statusa.html (дата обращения: 14.10.2012).
9. Попов А., Чернышев С. Мертвый восток // Эксперт. 2012. 9 июля. № 27 (810). URL: http://expert.ru/expert/ 2012/27/mertvyij-vostok/media/148999/ (дата обращения: 14.10.2012).
10. Россияне все чаще «боряця с грамматностю» // Рабочий университет имени И.Б. Хлебникова. URL: http://prometej.info/new/mir/4176-likbez.html (дата обращения: 24.10.2012).
11. Николаева Л. Украсть миллион // Свободная пресса. 2012. 3 августа. URL: http://svpressa.ru. (дата обращения:
4.08.2012).
12. Россияне все чаще «боряця с грамматностю».
References (transliterated) and notes:
1. The paper was performed with financial support from the Ministry of Education and Science (Russia) as a part of the federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia” for 2009-2013; grant № 14.B37.21.0958.
2. Ivanitskaya N. Kak Rossiya smogla potratit' na sammit ATES v 800 raz bol'she SSHA? // Forbes. 2012. September 5. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/113038-kak-rossiya-smogla-potratit-na-sammit-ates-v-800-raz-bolshe-ssha (date of access: 14.10.2012).
3. Putin ostalsya dovolen itogami sammita ATES vo Vladivostoke // Forbes. 2012. September 9. URL: http://www.forbes.ru/news/119061 -putin-ostalsya-dovolen-itogami-sammita-ates-vo-vladivostoke (date of access: 14.10.2012).
4. Chichkanov V.P. Dal'niy Vostok: strategiya ekonomicheskogo razvitiya. M., 1988.
5. Mikhaylova T. Klimat: Kholodnaya strana // Vedomosti. 2003. 17 dekabrya. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article.shtml?2003/12/17/70280 (date of access: 14.06.2012).
6. Aktual'nie problemy vneshneekonomicheskoy strategii Rossii. M., 2003.
7. Larin V.L. Primor'e v proektakh regional'nogo sotrudnichestva: potentsial i perspektivy // Dal'nevostochniy geologicheskiy institut DVO RAN. URL: http://www.fegi.ru/primore/history/project.htm (date of access: 14.10.2012).
8. POEZ Sovetskaya Gavan' v Khabarovskom krae mozhet ischeznut' // AmurMedia.ru 2012. October 4. URL: (date of access: 14.10.2012).
9. Popov A., Chernyshev S. Mertviy vostok // Ekspert. 2012. July 9. № 27 (810). URL: http://expert.ru/expert/2012/27/ mertvyij-vostok/media/148999/ (date of access: 14.10.2012).
10. Rossiyane vse chashche «boryatsya s grammatnostyu» // Rabochiy universitet imeni I.B. Khlebnikova. URL: http://prometej.info/new/mir/4176-likbez.html (date of access: 24.10.2012).
11. Nikolaeva L. Ukrast' million // Svobodnaya pressa. 2012. 3 avgusta. URL: http://svpressa.ru. (date of access: 4.08.2012).
12. Rossiyane vse chashche «boryatsya s grammatnostyu».