УДК 316.012+316.75
И. Н. ХАРИТОНОВ,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
БЕЛОРУССКАЯ НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье в ракурсе аксиологического подхода представлены авторские дефиниции белорусской нации и национальной идентичности. Национальное рассматривается как социальнополитическое явление, нация - как общность, основанная на принятии, поддержке и воспроизводстве базовых национальных ценностей, и национальная идентичность - как основанная на признании и практической реализации данных ценностей.
Ключевые слова: нация, белорусская национальная идентичность, национальные ценности, государственный суверенитет.
На данный момент имеет место проблема научного определения белорусской национальной идентичности в условиях глобализации и продолжающихся с момента распада СССР системных изменений социального, культурного и экономического укладов Беларуси.
Согласно идеям социального конструктивизма, представления, понятия, концепции не столько отражают социальную реальность, сколько способны сами предопределять и влиять на ее (Дж. Раскин и др.). Определения национальной идентичности, видение и судьба белорусской нации имеют большую социальную значимость и всегда вызывали дискуссию в белорусском обществе, поскольку связаны с национальным государственно-политическим устройством. Национальная идентичность как объект социальной реальности подвержена значительному влиянию как субъективного, так и социального фактора и, соответственно, выступает не только как цель познания истины, социальной реальности, но и как объект общественной дискуссии.
Изучение феноменов нации и национальной идентичности сопряжено с дилеммой, касающейся классического выделения двух, во многом абстрактных, но, тем не менее, имеющих на практике огромное социально-политическое значение форм: этноязыкового (этнического, этнонационального) и гражданского «национализмов». Основой для выделения этих форм являются ссылка на исторический опыт и реалии существующих наций, перенесение их опыта и характеристик на другие государства и народы. Так, выделяются различные элементы, которыми «непременно» должна обладать каждая нация. Через призму этих представлений оценивается состояние нации и национальной идентичности в той или иной стране.
270
И. Н. Харитонов
Вторым условием, усиливающим эффект поливариативности и «симуля-кричности» понятия «национальная идентичность», является молодость белорусского государства, продолжение процессов его укрепления и развития. Несмотря на то что современной белорусской государственности (если принимать за ее начало образование БНР и БССР) почти сто лет, многие процессы национального строительства активизировались только два десятилетия назад и продолжаются до сих пор.
В общественном дискурсе Беларуси имеются различные социально-культурные проекты того, какой должна быть белорусская нация. Достаточно сильное давление на общественное мнение оказывают и мнения о том, что Беларусь не имеет настоящей нации, не является полноценным национальным государством. Также, как отмечают многие отечественные исследователи, у населения Беларуси наблюдаются множественность идентификаций и макросоциальных идентичностей, различия в их иерархии, в представлениях о государстве, своем народе (Л. Г. Титаренко, Л. И. Науменко, О. Манаев и многие другие). Современные процессы глобализации и стирания границ только усугубляют такое положение.
Как уже отмечалось, традиционно выделяются два подхода к пониманию нации: этнический и гражданский (Х. Кон, Б. Андерсон, К. Дейч, Э. Смит, Э. Кедури, Р. Брубейкер, У. Альтерматт, Ю. Бромлей, В. Тишков, Э. Хобсба-ум и др.). Как отмечает E. Winter, данное разделение восходит к удачному анализу Фридриха Майнеке (Friedrich Meinecke) французского «Staatnation» («нации-государства») и немецкой «Kulturnation» (культурной нации, «нации-этноса», «этнонации») (цит. по: [9, p. 130]). Помимо этого, также выделяют примордиалистский и близкие модернистский и постмодернистский подходы, последние два можно объединить в одно направление - конструктивистское (Э. Хобсбаум, Б. Андерсон, Э. Кедури, Э. Геллнер, Р. Брубейкер и др.), которые соотносятся с вышеупомянутым разделением на типы наций. Э. Смит указывает, что в классической модернистской парадигме подчеркиваются «политический характер наций, активная роль граждан и лидеров в их создании», нации предстают как «территориально-политические образования» [5, с. 52], в то время как примордиалистским (у Э. Смита - «перенниалистским») концепциям нации свойственно ее понимание как более-менее устойчивого явления, уходящего в давние времена [5, с. 55-57], политическая форма которого является лишь отражением этой стабильно-однородной этнокультурной и генетической общности. При постмодернистском подходе (Б. Андерсон и другие) субъективность и волюнтаристичность строительства нации, ее конструируемый характер подчеркиваются даже в большей степени, чем у модернистов, тесно связывавших процесс ее формирования с определенными историческими, экономическими и социальными предпосылками.
С нашей точки зрения, конструктивистские взгляды более эвристичны для белорусского общества, чем примордиалистские, поскольку они позволяют лучше понимать современные белорусские национальные процессы и под-
Белорусская нация и национальная идентичность...
271
черкивают важность и значимость общественного мнения и активной государственной национальной политики.
Взгляды К. Дейча и многих других исследователей о «строительстве нации» указывают на важность понимания нации как общественно-политического явления, связанного, прежде всего, с наличием государственности, особых общественных характеристик. Б. Андерсон предлагал такое определение: «Нация - это воображаемая политическая общность, причем воображаемая как необходимо ограниченная и суверенная» [1, с. 30-32]. Ключевым моментом нации как социально-политической общности является государство. Как отмечает А. Балаев: «И модернисты, и постмодернисты солидарны в том, что окончательное конструирование нации возможно только в качестве национального государства - “нации-государства” (nation-state)» [2, с. 17]. М. Вебер прямо говорит о том, что именно стремление к созданию своего государства отличает нацию от других типов этнических общностей (цит. по: [2, с. 10]). Х. Кон писал о нации: «Нация - это продукт национализма как обязанности своему государству, как полная подчиненность человека своему национальному государству» (цит. по: [3]) .
Таким образом, мы видим, что для нации характерны базовые социальные ценности, среди которых государственность и суверенитет стоят на первом месте. Характерно в данном контексте высказался Э. Ренан. Отвечая на вопрос: «Что такое нация?» (разумеется, с общественно-политической точки зрения), он подчеркивал, что нация, не сводясь ни к династии, ни к расе, ни к религии, ни к языку, является выражением духовного стремления людей жить вместе, сохранять наследство, полученное от предшествующих поколений, и стремиться к общей цели. «Существование нации - это (если можно так выразиться) повседневный плебисцит, как существование индивидуума -вечное утверждение жизни» [4, с. 100-101].
Национальные общности обладают определенными национальными ценностями и стремятся к их реализации. То есть, с аксиологической точки зрения, мы рассматриваем нацию как общность, основанную на принятии, поддержке и реализации основных национальных ценностей в отношении своего государства и самой себя. Под основными национальными ценностями мы понимаем ценности, необходимые для существования национального государства и нации как таковых.
Если попытаться выделить данные основные (базовые) национальные ценности, являющиеся значимыми для национальной общности, то нам кажется возможным говорить о следующих 4 группах:
1) ценности государственности и суверенности (независимости);
2) ценности единства (консолидации и солидарности);
3) ценности аутентичности (сохранения культурной, исторической, общественно-политической особенности, дифференцируемости);
4) ценности принадлежности, патриотизма.
272
И. Н. Харитонов
О ценности государственности говорилось выше, она многими исследователями определяется как ключевая и необходимая. Консолидация нации, ее солидарность и единство, любовь к Родине, патриотизм и преданность также многократно упоминаются как в национальных символах, так и текстах и воззваниях национальных деятелей.
Отметим специфику отношения к национальным социально-политическим ценностям в советский период нашей истории, который наложил отпечаток и на современное бытие белорусской нации. В советском общественном и научном дискурсе главенствовали взгляды, которые базировались, прежде всего, на примордиалистских и марксистских концепциях нации. В рамках марксизма-ленинизма было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса: племя, народность, нацию, связывая их с определенными общественно-экономическими формациями. Нация рассматривалась как высшая форма этнической общности, описываемая, согласно определению И. Сталина, объединившего в себе взгляды К. Каутского, О. Бауэра (цит. по: [2, с. 10]) и других марксистов, как «...исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры... Только единство всех четырех признаков составляет понятие нации» [7, с. 296-297]. Данный взгляд до сих пор востребован в общественном и научном дискурсе Беларуси, поскольку лежал в основании создания белорусской советской государственности.
Отметим интересную деталь. В таком определении не подчеркиваются особенности социально-политической жизни, наличие национальной государственности (общность территории не обязательно предполагает ее суверенитет). На это указывалось еще в советское время, во время общественно-политической дискуссии о национальном вопросе в 60-х гг. ХХ в. Так, М. О. Мнацаканян предлагал заменить сталинское «общность психического склада» характеристикой государственности: «Нация - это исторически сложившаяся общность людей, имеющих общий язык, общую территорию, общие хозяйственные связи и общее государственное устройство» (цит. по: [8]). А. Г. Агаев подчеркивал: «Нация - это этническая общность капиталистической и социалистической формаций, пробудившаяся к самостоятельной национальной жизни, к суверенитету» (цит. по: [8]).
На наш взгляд, в рамках марксистского подхода было важным сместить акцент с общественно-политической стороны национального вопроса на культурно-историческую, поскольку, в обратном случае, позиции национальных демократических движений выглядели естественными и обоснованными. Кроме того, народам следовало быть социалистическими и интернациональными. Таким образом, общественно-политическая составляющая национальной общности, ориентированная, прежде всего, на суверенность, аутентичность, консолидированность и солидарность собственно белорусской нации, государства в какой-то мере могла приуменьшаться.
Белорусская нация и национальная идентичность...
273
Тем не менее социально-политические национальные ценности, полноценное их разделение и воспроизводство крайне важны для существования белорусской нации и ее государственности.
Нация как определенная общность является объектом национальной идентичности, так как по отношению к ней определяется чья-то принадлежность. Концепции национальной идентичности - как проявления (формы) социальной - в белорусской науке опираются на теорию социальной идентичности Г. Тэджфела, Дж. Тернера. В данной теории социальная идентичность - это «знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, и эмоциональная значимость для него группового членства» [6]. Соответственно, национальная идентичность выступает как знание о персонально значимой принадлежности к национальной общности (нации), эмоционально значимое членство в ней. На наш взгляд, данное экстраполирование имеет и недостаток: акцент ставится на членстве и идентификации с группой, что создает некоторые затруднения в условиях размытости, полиморфности образа национальной группы, часто фиксируемой в исследованиях белорусской национальной идентичности. Также данное определение не отражает в полной мере сущности членства в национальной группе.
Выделение национальных ценностей, а также смещение акцента на них с просто идентификации и представлений о национальной макросоциальной группе позволяют нам актуализировать ценностную составляющую национальной идентичности и решать проблему размытости объекта идентификации. Аксиологический подход к исследованию белорусской национальной идентичности, за счет усиления ценностного уровня, дает возможность обойти двусмысленность и неоднозначность в рассмотрении этого феномена. С аксиологической точки зрения, национальная идентичность предстает как осознание, принятие и воплощение в социальной жизнедеятельности личностью, социальной группой ценностей суверенности, единства и солидарности, аутентичности и патриотичности в отношении национальной общности и государства.
Ценностный подход позволяет говорить о современной белорусской нации, белорусской национальной идентичности как реально существующих социокультурных феноменах, несмотря на дискуссии о ее особенностях, на основе устойчивого и широкого признания базовых национальных ценностей, составляющих, на наш взгляд, социально-политическую и социокультурную основу национальной идентичности. Разделение и поддержка указанных ценностей гарантирует устойчивость белорусской нации и государства в условиях глобализационных процессов и негативного влияния внешних факторов.
Литература
1. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М. : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 288 с.
2. Балаев, А. Г. Азербайджанская нация: основные этапы становления на рубеже XIX-XX вв. / А. Г. Балаев. - М. : Тип. Тиражной, 2012. - 407 с.
274
И. Н. Харитонов
3. Морозов, А. «Нация» и «национализм» / А. Морозов // Россия, XXI век. - 1994. - № 6-8.
4. Ренан, Э. Что такое нация? / Э. Ренан // Собр. соч. : в 12 т. / Э. Ренан. - Киев, 1902. - Т. 6.
5. Смит, Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма / Э. Смит. - М. : Праксис, 2004. - 464 с.
6. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж. Тернер [и др.] // Иностранная психология. - 1994. - Т. 2, № 2. - С. 8-17.
7. Сталин, И. В. Марксизм и национальный вопрос / И. В. Сталин // Соч. / И. В. Сталин. -М., 1951. - Т. 2.
8. Шрамко, С. Отец Народов и его определение нации [Электронный ресурс] / С. Шрам-ко. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/07/23/1515. - Дата доступа: 18.08.2014.
9. Winter, E. Us, Them, and Others: Reflections on Canadian Multiculturalism and National Identity at the Turn of the Twenty-First Century / Elke Winter // Canadian Review of Sociology. -2014. - Vol. 51, iss. 2. - P. 128-151.
I. n. haritonov
BELARUSIAN NATION AND NATIONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF AXIOLOGICAL APPROACH
Summary
The article presents the actual approach of the determination of the Belarusian nation and national identity. The essence of the phenomenon of the national as a socio-political phenomenon is formulated. The definition of the nation as a community based on the acceptance, support and reproduction of basic national values is given and national identity as based on the recognition and defense of these values is presented.
Keywords: the nation, theories of nationalism, national identity, the Belarusian national identity, national values, national sovereignty and independence.
Поступила 20.10.2014 г.