Беларусь и развивающиеся страны: закономерная стагнация
Андрей Елисеев
Резюме
В 2016 году внешнеполитические контакты с развивающимися странами1 пошли на убыль в сравнении с предыдущим годом, хотя в 2011-2014 годах их интенсивность возрастала. Наиболее активная динамика отношений наблюдается с Китаем и странами Южной и Юго-Восточной Азии. Взаимодействие с латиноамериканскими и африканскими странами в прошлом году переживало застой. Качественных прорывов в отношениях с ближневосточными странами, за исключением Турции, также не произошло. В течение года состоялись всего два официальных визита белорусского президента А. Лукашенко в развивающиеся страны (Китай и Пакистан). Он принял также участие в саммите Организации исламского сотрудничества в Турции. В то же время два предварительно анонсированных визита (в Эквадор и Монголию) не состоялись.
Тенденции:
• продолжающаяся стагнация во внешнеполитических контактах с развивающимися странами;
• попытки получить статус страны-наблюдателя в ряде региональных организаций для поддержания и развития отношений с удалёнными государствами;
• наличие небольшого прогресса в создании зон свободной торговли между государствами ЕАЭС и развивающимися странами;
• искажение официальной торговой статистики со многими развивающимися странами ввиду реэкспорта в Россию продукции, находящейся под действием эмбарго.
Снижение интенсивности политико-дипломатических контактов Беларуси с развивающимися странами происходит второй год подряд (рис. 1). Наиболее активная
Как и в прежних выпусках Белорусского ежегодника, для концептуального удобства к «развивающимся странам» не относятся страны СНГ и Грузия, государства бывшей Югославии, страны Евросоюза и ассоциированные с ними государства, а также США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Израиль и страны Южноафриканского таможенного союза.
динамика отношений наблюдается со странами Южной и Юго-Восточной Азии, а также с Китаем.2
рис. 1. Индекс развития внешнеполитических контактов Беларуси с развивающимися странами
Примечание. Не включена динамика внешнеполитического взаимодействия с Китаем.
Источник: Внешнеполитические индексы BISS 2011—2016.
южная и юго-Восточная Азия: калийные удобрения и военное сотрудничество
Президент А. Лукашенко поставил задачу в 2015—2016 годах увеличить товарооборот с Индией, Индонезией и Пакистаном до USD 1 млрд с каждой из стран. В 2016 году суммарный товарооборот с этими тремя странами составил около USD 660 млн. Причём большая часть белорусского экспорта пришлась на калийные удобрения.
Среди стран региона самое активное политическое и экономическое взаимодействие, как и в 2015 году, отмечено с Пакистаном. В мае в Минске состоялось первое заседание совместной торговой комиссии, а в ходе официального визита А. Лукашенко в Пакистан (5—6 октября) стороны подписали пакет документов о сотрудничестве в
Китай остаётся основным внешнеторговым партнёром Беларуси в условной группе развивающихся стран. Выгоды и проблемы белорусско-китайских отношений описаны в Белорусском ежегоднике 2014, их оценка остаётся актуальной до сих пор; см. Елисеев, Андрей. «Беларусь и развивающиеся страны: В поиске новых "венесу-эл".» Белорусский ежегодник 2014. Vilnius: Логвшау, 2015: 108—111. Print.
различных сферах. В перспективе Беларусь рассчитывает увеличить поставки дорожной техники в Пакистан для её использования в масштабном проекте строительства китайско-пакистанского экономического коридора. В связи с этим предприятие «Амкодор» уже заявило о планах модернизировать сборочное производство своей техники и тракторов МТЗ в Пакистане. Очень важным направлением в двусторонних отношениях остаётся также военно-техническое сотрудничество.
Интерес к большему взаимодействию с Беларусью в военно-технической сфере проявили и другие страны региона. Так, в феврале Минск посетила правительственная делегация Таиланда во главе с министром обороны, а в апреле — министр обороны Индонезии. Иностранные делегации встретились с представителями белорусской правящей элиты и Государственного военно-промышленного комитета.
Беларусь продолжила продвигать проекты совместного производства техники во Вьетнаме, Таиланде, Шри-Ланке и Индии. Впрочем, значительных событий в этом направлении не произошло, за исключением открытия сервисного центра техники БелАЗ в индийском городе Нагпур.
В октябре 2016 года вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Вьетнамом (подписано в мае 2015 года). Это соглашение вряд ли значительно активизирует белорусско-вьетнамскую торговлю, поскольку стороны сохранили тарифную защиту своих наиболее чувствительных категорий товаров.
В принципе, соглашения о свободной торговле в рамках ЕАЭС могли бы стать одним из механизмов увеличения товарооборота Беларуси с развивающимися странами. Однако прогресс в этой сфере довольно медленный. Хотя около 40 стран мира заинтересовались возможностью преференциальной торговли с ЕАЭС и совместные исследовательские группы начали работать с рядом государств (включая Египет, Индию, Иран), скорое заключение новых соглашений пока не анонсировано.
турция: товарооборот растёт, но не в пользу беларуси
Турция остаётся основным внешнеполитическим и торговым партнёром Беларуси на Ближнем Востоке. Контакты Беларуси с арабскими монархиями (Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ) продолжились, но без качественных прорывов. Из знаковых событий следует отметить визит большой бизнес-делегации Омана в Беларусь и проведение белорусско-оманского бизнес-форума в сентябре месяце.
Минск и Тегеран пытались придать импульс застоявшимся торговым отношениям, одобрив план развития экономического сотрудничества до 2018 года. Принимая покидающего свой пост посла Ирана в Беларуси, А. Лукашенко довольно резко высказался о двустороннем взаимодействии: «Если соотносить этот реальный уровень сотрудничества с нашими возможностями, он никакой»3. Пример белорусско-иранских отношений показывает, что схожесть внешнеполитических взглядов руководителей сама по себе не гарантирует развития торговых отношений между странами.
В апреле 2016 года Александр Лукашенко по приглашению турецкого президента Эрдогана участвовал в саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Стамбуле. В ходе мероприятия состоялись его встречи с Р. Эрдоганом, а также с высокопоставленными лицами Афганистана, Пакистана и Катара. Беларусь расчитывает получить статус наблюдателя в ОИС, чтобы иметь дополнительную площадку для поддержания связей с мусульманскими странами.
В ноябре Минск с официальным визитом посетил президент Турции Реджеп Эрдоган. Вследствие масштабных репрессий в отношении независимых СМИ, демократиче-
«Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в Беларуси Мохаммадом Резой Сабури.» Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. 15 Dec. 2016. 01 Apr. 2017. <http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-chrezvychajnym-i-polnomochnym-poslom-islamskoj-respubliki-iran-v-belarusi-moxammadom-rezoj-saburi-15095/>.
ской оппозиции и гражданского общества в Турции после неудавшегося государственного переворота, Беларусь — одна из немногих европейских стран, готовых принимать Эрдогана.
В ходе визита была торжественно открыта минская мечеть. Это важное событие как для местного мусульманского сообщества, так и для истории города, учитывая, что оригинальная мечеть XIX столетия была уничтожена в Минске советской властью в 1962 году. Для Эрдогана — это пример щедрой поддержки Турцией мусульман, проживающих за рубежом. Мечеть была построена с помощью Фонда DIYANET, связанного с Управлением по делам религии Турции. В свою очередь Александр Лукашенко продолжает развивать имидж регионального миротворца, поддерживающего мирное сосуществование людей разных национальностей и вероисповеданий. В своём приветственном слове на церемонии открытия мечети Р. Эрдоган поддержал этот имидж, заявив для контраста про «проявления ксенофобии и нетерпимости в ряде (других. — Прим. авт.) европейских стран».
Анализ официальной белорусской торговой статистики, как и изыскания Россельхознадзора и других контрольных российских органов, указывают на то, что западные продовольственные товары отчасти экспортировались в Россию под видом турецких. В результате белорусская статистика показывает ежегодное увеличение товарооборота с Турцией. Однако, согласно турецким данным, в 2014 году объёмы торговли с Беларусью уменьшились. За 2016 год белорусская сторона предоставляет цифру товарооборота (около USD 818 млн), почти вдвое превышающую данные турецких статистов (около USD 461 млн) (рис. 2).
Тем не менее торговая статистика обеих стран указывает на неблагоприятную для Беларуси тенденцию уменьшения объёмов белорусского экспорта и постоянное увеличение отрицательного торгового сальдо. Ранее белорусский премьер-министр Андрей Кобяков ставил задачу увеличить товарооборот с Турцией до USD1 млрд в 2016 году (что не очень разумно, учитывая постоянное ухудшение внешнеторгового сальдо для Беларуси).
рис. 2. Взаимная торговля: статистические данные Беларуси (а) и турции (б), USD млн
818
- й-ТЛ - - Г' 733
565 600"
445. "" "488"""
- " 487
......_397____
316 "343 " """339"""
129 1"45" 168 ---161--- 133 — 85
2011 2012 — Экспорт 2013 - ■ Импорт 2014 2015 Товарооборот 2016
454 ........490......
416 420 398 4Ы
............264 303 ЭТ2 / 358
15Л
183 190 187 " " ""148 " ~193~ - - -
103
2011 2012 Экспорт - 2013 - ■ Импорт 2014 2015 Товарооборот 2016
а)
б)
Примечание. Диаграммы построены автором на основе официальных статистических данных по товарообороту Беларуси и Турции.
застой в отношениях со странами латинской Америки и Африки
В 2016 году не произошло качественных подвижек в отношениях с африканскими и латиноамериканскими странами. Среди стран Латинской Америки в течение последних нескольких лет наблюдалась положительная динамика отношений с Эквадором, с которым в 2016 году возникла напряжённость в экономической и политической сферах. В ходе мартовского визита в Беларусь главы эквадорского
парламента, А. Лукашенко заявил о своём намерении в течение года посетить Эквадор. Однако, по неизвестным причинам, такая поездка не состоялась.
Возможно, отчасти это связано с финансовыми проблемами, которые возникли в Эквадоре у белорусской компании «БелЗарубежСтрой». В мае стало известно, что представители белорусского подрядчика и его сотрудники не получили причитающейся выплаты за работу в рамках крупного инвестиционного проекта в Эквадоре. Сообщалось о задолженности со стороны эквадорской государственной корпорации CELEC в размере USD 18.7 млн.4
В начале 2016 года Беларусь получила статус страны-наблюдателя в Ассоциации карибских государств, в которую входят 25 стран Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки. В июне в саммите организации принял участие заместитель министра иностранных дел Беларуси Евгений Шестаков. Статус страны-наблюдателя позволяет Беларуси эпизодически поддерживать отношения с удалёнными странами без расходов на содержание постоянных заграничных дипломатических учреждений. Впрочем, представительство Беларуси в регионе всё же увеличилось в связи с открытием Почётного консульства в аргентинском городе Росарио.
В 2016 году белорусские делегации в составе служащих МИД и представителей промышленных предприятий посетили с визитами Марокко, Гану и Нигерию. Беларусь также пыталась активизировать отношения с Суданом, Эфиопией и Намибией. Тем не менее ничего не известно о новых договорённостях по размещению белорусских производств в Африке либо о больших контрактах на поставку белорусских промышленных товаров в африканские страны.5
«Эквадорский долг: белорусские строители страдают на чужбине от безденежья.» Завтра твоей страны. 02 May 2016. Web. 01 Apr. 2017. <http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=21267>.
Подробнее о сложностях взаимодействия Беларуси с африканским регионом см. Елисеев, Андрей. «Беларусь и развивающиеся страны: приоритет — Южная Азия.» Белорусский ежегодник 2016. Vilnius: Логвшау, 2016: 119-130. Print.
Только на бумаге: фиктивный взлёт торговли с Кот-д'Ивуаром
Данными белорусской официальной статистики по торговле с развивающимися странами в 2016 году, как и годом ранее, следует пользоваться очень осторожно. С целью обхода российского продовольственного эмбарго в отношении западной продукции через Беларусь транзитом идут большие объёмы продукции с сертификатами, выданными неистинными производителями продукции.
Рис. 3. Импорт Беларуси: ТОП-10 развивающихся стран в 2016 году, USD млн
Турция Индия
Бразилия
Саудовская Аравия
Аргентина
Кот-д'Ивуар
Малайзия
Куба Вьетнам
0 100 200 300 400 500 600 700 800
Примечание. Данные по Китаю не включены в график. Импорт из КНР превысил суммарный импорт из всех остальных развивающихся стран и в 2016 году составил USD 2.1 млрд. Источник: Белстат6.
«Импорт товаров в Республику Беларусь по отдельным странам вне СНГ.» Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
В 2015 году по этой причине в десятку крупнейших торговых партнёров Беларуси среди развивающихся стран вошли Марокко и Эквадор.7 В 2016 году, очевидно, по этой же самой причине неожиданно «выстрелил» Кот-д'Ивуар, а также ряд других западно- и центрально-африканских стран включая Бенин, Буркина-Фасо, Гвинею, Гвинею-Бисау, Камерун, Либерию и ЦАР. Некоторые из этих государств, согласно данным Белстата, неожиданно увеличили объёмы поставок растительной продукции в Беларусь в десятки и сотни раз.
В результате, по общему объёму товарооборота с Беларусью Кот-д'Ивуар занял 12-е место среди развивающихся стран, а по объёму импорта (USD 55.6 млн) — 7-е, пропустив вперёд Китай, Турцию, Индию, Саудовскую Аравию, Бразилию и Аргентину (рис. 3). Для сравнения: в 2015 году объём импорта из Кот-д'Ивуара в Беларусь составлял USD 15.1 млн.
Заключение
В 2016 году наблюдалась определённая стагнация внешнеэкономических и внешнеполитических связей с развивающимися странами, особенно в регионах Латинской Америки и Африки.
Усилия белорусской дипломатии по получению статуса наблюдателя в различных региональных организациях начали приносить свои плоды. Так, в 2016 году Беларусь удостоилась статуса страны-наблюдателя в Ассоциации карибских государств, а также приблизилась к получению такого статуса в рамках Организации исламского сотрудничества. Годом ранее Беларусь стала наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества, а также при
Web. 01 Apr. 2017. <http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/
osnovnye-pokazateli-za-period-s-_-po-__gody_10/import-tovarov-
v-respubliku-belarus-po-osnovnym-stranam-vne-sng/>. См. Елисеев, Андрей. «Беларусь и развивающиеся страны: приоритет — Южная Азия.» Белорусский ежегодник 2016. Vilnius: Логвшау, 2016: 125. Print.
Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Хотя статус наблюдателя в региональных объединениях не даёт права голоса и непосредственного влияния на принятие решений, он позволяет поддерживать контакты с различными удалёнными странами, в которых Беларусь не может себе позволить содержать постоянные дипломатические учреждения.
Ещё один способ развития отношений с удалёнными странами, который в 2016 году Беларусь начала активнее использовать, — это взаимодействие с российскими дипломатами в расчёте на их помощь в налаживании экономических связей с рядом стран Африки и Латинской Америки.
В Национальной программе поддержки и развития экспорта на 2016—2020 годы справедливо отмечено, что в ходе прежней 5-летней программы органы госуправления и госпредприятия были не готовы «оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынков, активно продвигать продукцию на рынки стран "дальней дуги"». В программе также поставлена задача диверсифицировать белорусский экспорт для равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: ЕАЭС, Евросоюза и всех других стран, которое к 2020 году должно составить соотношение 3:3:3.8
Доля белорусского экспорта в страны «дальней дуги» (их перечень примерно совпадает с категорией развивающихся стран в рамках данной статьи) действительно увеличилась за последние годы и достигла 26.6% в 2015 году. Однако не по причине увеличения объёма экспорта в эти страны в абсолютном выражении, а в основном по причине снижения экспорта в страны Евросоюза и Россию.
Факторы, сдерживающие более эффективное взаимодействие с развивающимися странами, остаются прежними. Это отсутствие новых конкурентоспособных
«Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016—2020 годы.» Совет министров Республики Беларусь. 01 Aug. 2016. Web. 01 Apr. 2017. <http://www.government.by/upload/docs/ fileaff83a3fc04eb9c0.PDF>.
отраслей, неэффективный госсектор и невысокий уровень менеджмента и маркетинговых служб белорусских предприятий. В такой ситуации ожидать качественных подвижек во внешнеэкономических отношениях Беларуси не приходится.