122
БЕЛАРУСЬ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Андрей Елисеев
Резюме
В 2013 году Беларусь заметно интенсифицировала политические отношения с Турцией, странами Южной и Юго-Восточной Азии и рядом стран Латинской Америки. Осознавая невозможность увеличения товарооборота как такового в рамках традиционных схем сотрудничества, Беларусь сместила акцент на налаживание качественно новых форм торгово-экономической кооперации с развивающимися странами.1 Однако этот процесс требует времени, так что конкретные результаты по созданию многих анонсированных совместных предприятий остаются весьма скромными. Также переговоры о создании зон свободной торговли между Таможенным союзом ЕврАзЭс и рядом развивающихся стран всё ещё не достигают успеха.
Тенденции:
• заметная активизация политического и торгово-экономического сотрудничества с рядом партнёров в Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и с Турцией;
• продолжение стагнации в экономических и политических отношениях с Ираном, Сирией, Египтом, Ливией, Ираком;
• установление стратегического партнёрства с Китаем (в политической сфере) при неочевидности выгод от торгового и кредитно-инвестиционного сотрудничества с КНР;
• ориентация Минска на развитие инновационных форм торгово-экономического сотрудничества;
• расширение дипломатического представительства Беларуси на Африканском континенте.
В рамках данной статьи к «развитым» странам и регионам для концептуального удобства причисляются страны Евросоюза и ассоциированные с ними государства, США и Канада в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль в Азии, Южноафриканский таможенный союз. К категории «развивающихся» в данном случае не относятся также страны бывшей Югославии и СНГ, Грузия.
Внешняя политика
123
Политико-дипломатические отношения с развивающимися странами
2013 год оказался весьма насыщен политико-дипломатическими контактами Беларуси с развивающимися странами. Основные из них, сгруппированные по географическому принципу, представлены ниже.
Латинская Америка. Интенсифицировались отношения с Боливией и Эквадором, продолжилось многостороннее взаимодействие с Венесуэлой. Новоизбранный президент Венесуэлы Николас Мадуро посетил Беларусь в начале июля, в сентябре с визитом в Минске находился боливийский лидер Эво Моралес, в конце октября — президент Эквадора Корреа Дельгадо. В 2012 году турне по Латинской Америке с посещением Кубы, Венесуэлы, Эквадора предпринимала белорусская государственная делегация.
Визит президента Боливии Эво Моралеса в Минск предваряла его встреча с А. Лукашенко в Каракасе в марте 2013, в рамках траурных мероприятий после смерти Уго Чавеса.2 Александр Лукашенко заявил о намерении наладить с Боливией «такие же отношения, как с Венесуэлой». Тем временем белорусско-венесуэльским отношениям явно требуется второе дыхание: в 2013 экспорт Беларуси в Венесуэлу упал втрое — до USD 83 млн, в сравнении с USD 254 млн в 2012 году. Пытаясь реанимировать более развитые в прошлом отношения, Минск и Каракас согласовали новую «дорожную карту» развития двусторонних отношений.
В связи с падением цен на калийные удобрения в конце 2013, существенно снизился объём белорусского экспорта в Бразилию (с USD 802 млн в 2012 до USD 519 млн). В надежде хоть сколько-нибудь диверсифицировать белорусский экспорт в эту страну (в 2012 доля калийных удобрений в общем экспорте составила 99%)3, в ноябре Бразилию
2
3
Тогда же состоялись встречи Александра Лукашенко и с руководителями Эквадора, Кубы, Гаити.
Подробный анализ структуры белорусского экспорта в развивающиеся страны см.: Елисеев А. Беларусь и развивающиеся страны:
124
БЕЛОРУССКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2013
посетила официальная белорусская делегация, в которую вошли представители ряда промышленных предприятий. Стороны обсудили проект по созданию сборочного производства белорусских тракторов и подписали соглашение об отмене краткосрочных виз. При этом осенью 2013 года в рамках оптимизации системы государственных учреждений закрылось Генеральное консульство Беларуси в Рио-де-Жанейро.4
Юго-Восточная Азия. Продолжали активно развиваться отношения с рядом стран региона, прежде всего с Индонезией, Вьетнамом и Лаосом. В конце июня — начале июля Беларусь посетил президент Лаоса Тюммали Сайнясон. Белорусские министерские делегации посетили Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Монголию, Мьянму и Шри-Ланку, заключив десятки различных соглашений. Активность на данном направлении МИД Беларуси объясняет прагматическим интересом, а именно тенденцией «смещения мирового центра торговой и инвестиционной активности в быстро развивающиеся страны Азии»5.
Визит государственной делегации во главе с Александром Лукашенко в Индонезию и Сингапур в марте явился одним из важнейших событий в рамках взаимоотношений Беларуси со странами региона. Интересы Беларуси в Индонезии состоят в обеспечении не только экспорта калийных удобрений, но и поставок машиностроительной и военно-технической продукции. Принимая представителей индонезийской стороны в мае 2013, А. Лукашенко
4
5
порочная моноэкспортность // Белорусский ежегодник 2012. Минск, 2013. С. 222—128. Графическое представление структуры торговли Беларуси с развивающимися странами см.: Елисеев А. Беларусь — развивающиеся страны: специфика торговли (специальное исследование BISS) // [Электронный ресурс] Точка доступа: http:// belinstitute.eu/ru/node/1659.
Пастанова Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь 11 верасня 2013 года № 803 «Аб закрыцці Генеральнага консульства Рэспублікі Беларусь у г. Рыа-дэ-Жанэйра (Федэратыўная Рэспубліка Бразілія)»; см.: http://pravo.by/mam.aspx?guid=3871&p0=C21300803&p1 = 1. Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2013 году см.: http://lithuania. mfa.gov.by/docs/review_mfa_2013.pdf.
Внешняя политика
125
заявил, что Беларусь рассчитывает «создавать опорную базу нашей торговли ... в Юго-Восточной Азии через Индонезию». Несмотря на то что Сингапур относится к категории развитых стран, тем не менее там располагаются региональные представительства ряда крупнейших белорусских предприятий, работающих на рынок развивающихся стран Южной и Юго-Восточной Азии, среди которых ЗАО «Белорусская калийная компания», «Белшина», «БелАЗ».6
Южная Азия. В июле Минск посетила бангладешская делегация во главе с премьер-министром, а в августе — президент Шри-Ланки Махинда Раджапакса. Состоялся ряд межведомственных визитов между Беларусью и Шри-Ланкой, Индией, Бангладеш. При этом следует отметить отсутствие прогресса в заявленных в 2012 году проектах по строительству пяти совместных заводов соответственно в Бангладеш и Индии. Более того, в конце года не состоялся визит президента Индии в Беларусь, о котором предварительно сообщала белорусская сторона. Ранее Индия неоднократно выражала свою заинтересованность в приобретении части акций «Беларуськалия». Вероятно, в связи с развалом калийного картеля между «Беларусь-калием» и «Уралкалием» и изменившейся ситуацией на калийном рынке, стороны нуждаются в дополнительном анализе ситуации перед организацией переговоров по существу. Вследствие падения цен на калий в конце анализируемого года, объём белорусского экспорта в Индию уменьшился в полтора раза — с USD 266 млн в 2012 до 170 млн в 2013 году.
Ближний Восток. Несмотря на ряд межведомственных встреч в течение года и общение министров иностранных дел Беларуси и Ирана в Нью-Йорке в рамках мероприятий ООН, политико-экономические отношения Минска и Тегерана существенно не развивались. Начавшийся ещё в 2007, но вскоре застопорившийся проект по сборке
Минск также проявил интерес к привлечению сингапурских инвестиций, равно как и возможности размещения белорусских ценных бумаг на финансовом рынке Сингапура.
126
БЕЛОРУССКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2013
легковых автомобилей «Саманд» в Беларуси не получил импульса и в 2013 году. Пожалуй, единственным удачным примером экономического сотрудничества явился запуск первой очереди транспортно-логистического комплекса «Прилесье», построенного иранской компанией «Кейсон».
В последние годы, на фоне посредственных политико-экономических отношений с Ираном, продолжают активно развиваться отношения Беларуси с рядом арабских стран Персидского Залива (прежде всего с Катаром и ОАЭ), а также в особенности с Турцией. В 2013 году визитами обменялись главы МИД Беларуси и Турции, в марте подписаны соглашения о безвизовом режиме и реадмиссии. Озвученное в 2012 году намерение вести переговоры о зоне свободной торговли между Сирией и Таможенным союзом7 не могло не взволновать Анкару. В течение года Беларусь и Турция неоднократно обсуждали региональные события, включая ситуацию в Сирии и Ираке.
Африка. Прорывных событий в политико-дипломатических и экономических отношениях со странами африканского региона не произошло, однако наблюдалось расширение дипломатического присутствия Беларуси на континенте. Кроме открытия посольства в Эфиопии, в 2013 посол Беларуси в Египте вручил верительные грамоты главе Судана, а послы в Нигерии и ЮАР — главам Ганы и Мозамбика. Кроме этого, белорусская делегация посетила Габон и Экваториальную Гвинею. Продолжилось взаимодействие с Нигерией, которая является опорным пунктом развития отношений Беларуси со странами Западной Африки.
Китай. Политические отношения с Китаем формально перешли на более высокий уровень (всестороннее стратегическое партнёрство), при этом выгоды от торгового и кредитно-инвестиционного сотрудничества с КНР далеко
См.: «Зачем Сирии зона свободной торговли с Таможенным союзом» // Наше Мнение [Электронный ресурс] Точка доступа: http:// nmnby.eu/news/analytics/5078.html.
Внешняя политика
127
не очевидны. Качественный импульс развитию КитайскоБелорусского индустриального парка не придан. В 2013 году размер отрицательного сальдо торгового баланса с Китаем для Беларуси ещё более увеличился.8
В поиске инновационных форм экономической кооперации
Белорусское руководство осознаёт бесперспективность увеличения объёмов белорусского экспорта в развивающиеся страны по старым схемам ввиду отсутствия реальных возможностей расширить его за счёт новых товарных позиций. В этой связи в 2013 году в полной мере проявилось намерение Беларуси развивать новые, более гибкие виды торгово-экономического сотрудничества с развивающимися странами. Предлагаемые формы совместной кооперации с развивающимися странами представлены ниже.
Создание совместных предприятий. В ходе встречи с индийской делегацией, состоявшейся в мае, А. Лукашенко заявил, что следует «переходить от простого товарообмена к кооперационным связям, создавать совместные предприятия здесь и там, в Индии». Сообщалось, что Беларусь обсуждала совместные трёхсторонние проекты с Венесуэлой и Боливией на общую сумму USD 2—3 млрд. Заявлено также о совместном участии Беларуси и Вьетнама в тендере по созданию комбината калийных удобрений в Лаосе. В сентябре, в ходе официального визита в Монголию, премьер-министр Михаил Мясни-кович говорил о намерении «создавать с монгольскими коллегами новые предприятия, формировать добавленную стоимость».
Экспортное кредитование и механизмы лизинга. О намерении использовать указанные торговые инструменты заявлялось, среди прочего, в ходе встреч с руководством Индонезии и Шри-Ланки. В случае Шри-Ланки, Беларусь
Подробнее о специфике белорусско-китайских отношений см.: Елисеев, Беларусь и развивающиеся страны: порочная моноэкспорт-ность, указ. сб., с. 126—128.
128
БЕЛОРУССКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2013
выразила заинтересованность в создании совместных предприятий и размещении головных офисов белорусских компаний для торговли со странами региона Южной и Юго-Восточной Азии ввиду наличия выгодной налоговой системы в стране. В 2013 году Беларусь предоставила Бангладеш экспортные товарные кредиты на сумму USD 50 млн для поставок своей дорожной и коммунальной техники.
Более активное технологическое сотрудничество. В 2013 Беларусь и Лаос подписали меморандум о сотрудничестве по вопросу создания совместной лаборатории по изучению минеральных ресурсов Лаоса. Страна обладает запасами калийного сырья, но нуждается в помощи по развитию производственного процесса. Беларусь также договорилась с Эквадором о сотрудничестве в области разведки и добычи нефти в этой стране, строительстве линий электропередач и совместных производств машиностроительной и сельскохозяйственной техники.
Беларусь развивает промышленно-технологическое сотрудничество с Вьетнамом и Турцией. В 2013 году прошло первое заседание Белорусско-Турецкой рабочей группы по промышленно-технологическому сотрудничеству, в ходе которого рассматривался вопрос о создании в Беларуси Турецкой промышленной зоны.
Отсутствие результатов в переговорах о создании зон свободной торговли
Намерение начать переговоры о создании зон свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом ЕврАзЭс (ТС) и рядом развивающихся стран (Вьетнам, Сирия, Монголия, Египет) было озвучено ещё в 2012 году. К концу 2013 состоялось уже четыре раунда переговоров по этой тематике с Вьетнамом, однако сроки подписания соглашения о ЗСТ до сих по не объявлены.
В октябре, в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета, российский президент Владимир Путин заявил, что следует «серьёзно отреагировать» на интерес Индии к подобным переговорам с Таможенным
Внешняя политика
129
союзом.9 Учитывая, что экспорт промышленных товаров из государств ТС в страны Южной и Юго-Восточной Азии относительно небольшой, а снижение ставок таможенных пошлин на продукцию лёгкой промышленности из стран региона нанесёт удар по производителям ТС, рассчитывать на скорый прогресс в запуске всеобъемлющей ЗСТ не приходится. В течение 2013 года также не был обозначен прогресс в переговорах с Монголией, Египтом и Сирией по созданию ЗСТ.10
Заключение
В 2013 году Беларусь заметно активизировала политикодипломатические контакты с Турцией, рядом стран Латинской Америки (Боливия, Эквадор, Венесуэла), Южной и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Вьетнам, Лаос, Индия, Бангладеш). В то же время политико-экономическое сотрудничество с Ираном, Сирией, странами Северной Африки продолжает оставаться в состоянии стагнации ввиду сложной политической и экономической внутренней ситуации в этих государствах.
Развитие инновационных форм торгово-экономической кооперации — адекватный ход со стороны белорусского руководства, однако ожидать быстрых результатов применения такой стратегии не приходится. В Венесуэле прошедший год не отмечен запуском новых перспективных совместных предприятий или белорусских сборочных производств, как это было в случае ряда прежних успешных проектов.
9 «Турция хочет в Таможенный союз, Индия просит о зоне свободной торговли с ТС» // Ежедневник. 2013. 24 окт. [Электронный ресурс] Точка доступа: http://www.ej.by/news/economy/2013/10/24/ turtsiya_i_mdiya_hotyat_vstupit_v_tamozhennyy_soyuz.html.
10 Кроме этого, застопорилось и продвижение по данному вопросу между ТС и развитыми странами. Несмотря на многочисленные раунды переговоров между ТС и Новой Зеландией, сроки запуска соглашения до сих пор не обозначены. В марте 2014 года, в связи с крымскими событиями, переговоры о ЗСТ с ТС заморозили и страны ЕАСТ (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн).
130
БЕЛОРУССКИЙ ЕЖЕГОДНИК 2013
Вследствие развала сотрудничества между «Беларусь-калием» и «Уралкалием» снизились мировые цены на калийные удобрения и ужесточилась конкуренция между калийными производителями на рынках развивающихся стран. Падение цен на калий при неспособности (и частичном нежелании, в надежде сохранить стратегию «цена превыше объёмов») «Беларуськалия» увеличить объёмы продаж в 4-м кв. 2013 повлекло за собой снижение стоимости белорусского экспорта во многие развивающиеся страны — импортёры калийных удобрений.
ОБЩЕСТВО