БЕЛАРУСЬ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ: ПРИОРИТЕТ - ЮЖНАЯ АЗИЯ
Андрей Елисеев
Резюме
В 2015 году прервана тенденция ежегодного наращивания внешнеполитических контактов с развивающимися странами, которая имела место в 2011-2014 годах. Продолжается стагнация отношений со странами Ближнего Востока, кроме Турции и Египта. Ограничены внешнеполитические контакты с африканскими и латиноамериканскими странами. Зато белорусской дипломатии удалось в предвыборный период обеспечить визиты на высшем уровне в Беларусь Председателя КНР и президента Индии, а также рабочий визит Александра Лукашенко в Китай для участия в мероприятиях, приуроченных к 70-летию окончания Второй мировой войны. В целом, в прошедшем году все визиты на высшем уровне пришлись на страны Азии, а лидером по числу контактов стал Пакистан.
Тенденции:
• уменьшение числа внешнеполитических контактов с развивающимися странами;
• смещение внешнеполитических и экономических приоритетов в страны Южной и Юго-Восточной Азии;
• использование сотрудничества с Марокко, Эквадором и Турцией для обхода российских продовольственных «антисанкций» с помощью поддельных фитосанитарных сертификатов;
• дальнейшее ухудшение торгово-экономического сотрудничества с Венесуэлой, Нигерией и рядом других партнёров в Латинской Америке и Африке в связи с ухудшением экономической ситуации в этих странах.
В 2015 году наблюдалась меньшая интенсивность политико-дипломатического взаимодействия Беларуси с развивающимися странами в сравнении с предыдущими двумя годами.1 Видимо, в 2014 году достигнут некоторый предел внешнеполитической активности белорусской дипломатии в отношениях с развивающимися государствами (диаграмма 1).
На основании методологии, применяемой во внешнеполитических мониторингах под эгидой Белорусского института стратегических отношений (BISS).
Диаграмма 1. Индекс развития внешнеполитических контактов с развивающимися странами
2011 2012 2013 2014 2015
Примечание. Не включена динамика внешнеполитического взаимодействия Беларуси с Китаем.
Источник: Внешнеполитические индексы BISS 2011—2014 гг.
Пакистан — лидер по внешнеполитическим контактам года
В 2013 году Беларусь активно развивала внешнеполитические отношения с Индией, Бангладеш и Шри-Ланкой, в 2014 — с Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей. До 2015 года среди крупных стран Южной и Юго-Восточной Азии «провисал» только Пакистан. Зато в прошлом году страны обменялись сразу тремя визитами на высшем уровне: в мае Пакистан с официальным визитом посетил Александр Лукашенко, в августе состоялся ответный визит пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа в Беларусь, а в ноябре Исламабад с официальным визитом посетил премьер-министр А. Кобяков. Кроме того, белорусский и пакистанский президенты встретились в рамках мероприятия в Китае. В течение года ещё несколькими дополнительными визитами обменялись дипломаты и деловые круги Беларуси и Пакистана.
Согласно подписанной «Дорожной карте двустороннего сотрудничества на 2015—2020 годы», в Пакистане планируется создание совместных предприятий и сборочных производств белорусских тракторов и автомобильной техники, а в Беларуси — совместного предприятия по выпуску текстильной продукции из пакистанского сырья.
Пакистан — одна из немногих развивающихся стран мира, которая в значительных объёмах закупает продукцию белорусского машиностроения, в основном тракторы. Тем не менее страна до сих пор не входит ни в десятку крупнейших импортёров белорусской продукции среди развивающихся стран, ни в ТОП-10 крупнейших экспортёров.
Особенностью формата отношений именно с Пакистаном явилось создание совместной военно-технической комиссии. В 2015 году одним из многочисленных белорусско-пакистанских контактов стала встреча главы МИД Владимира Макея с министром обороны Пакистана в рамках Мюнхенской конференции по вопросам безопасности.
Беларусь надеется, что экономические выгоды от сотрудничества с Пакистаном будут только возрастать по мере реализации Китаем международного инфраструктурного проекта «Новый шёлковый путь».2 Весной Китай и Пакистан договорились о масштабном инвестиционном проекте: Пекин обещает инвестировать USD 46 млрд в развитие пакистанской энергетики и инфраструктуры.
Китайско-пакистанский экономический коридор должен по суше соединить пакистанский морской город Гвадар близ иранской границы с городом Кашгар в Синь-цзян-Уйгурском автономном округе Китая. Предполагается, что от Кашгара на запад и далее через Центральную Азию, Россию и Беларусь будет пролегать основная транспортная ветвь «Нового шёлкового пути», которая соединит Китай с Евросоюзом.
Таким образом, со временем Пакистан и Беларусь могут иметь эффективное транспортное сообщение через Китай, Казахстан и Россию как следствие масштабного
Китай остаётся основным внешнеторговым партнёром Беларуси среди условной группы развивающихся стран. Выгоды и проблемы отношений с КНР подробно рассматривались в отдельном подразделе статьи предыдущего Белорусского ежегодника. В 2015 году принципиальных перемен в определённых годом ранее тенденциях белорусско-китайских отношений не произошло. См.: Елисеев, Андрей. «Беларусь и развивающиеся страны: в поиске новых "вене-суэл".» Белорусский ежегодник 2014. Web. 4 Apr. 2016. <http://nmnby. eu/yearbook/2014/page11.html>.
2
китайского инфраструктурного проекта. Вместе с тем сомнительно, что белорусско-пакистанская торговля претерпит существенные изменения даже в случае уменьшения транспортных издержек. Требование А. Лукашенко увеличить товарооборот с Пакистаном до USD 1 млрд в год (в 10 раз) выглядит нереалистично.
Азия и Латинская Америка: импорт завязан на калии, кооперационные связи развиваются слабо
Как и ранее, список основных импортёров белорусской продукции среди развивающихся стран образуют исключительно государства Азии и Латинской Америки, закупающие большие объёмы калийных удобрений. В 2015 году по объёму белорусского экспорта в порядке убывания эти страны расположились следующим образом: Китай, Бразилия, Индия, Индонезия, Турция, Бангладеш, Малайзия, Вьетнам. Венесуэла окончательно выпала из числа основных торговых партнёров Беларуси. Экспорт белорусских товаров в Венесуэлу за последние годы упал в 10 раз и в прошедшем году составил всего около USD 30 млн.
Беларусь пытается создавать сборочные производства в ряде развивающихся стран (некоторый прогресс в переговорах с Пакистаном, Индонезией, Бангладеш, Бразилией и Эквадором в 2015 году) и продвигать экспорт промышленной продукции. Однако очевидных успешных кейсов в рассматриваемом году всего несколько.
Во-первых, подписан довольно крупный контракт на поставки техники в Бангладеш. Согласно контакту компании «Промагролизинг», в Бангладеш будут поставляться техника и оборудование «Амкодора» на сумму USD 50 млн.
Во-вторых, достигнуты договорённости об увеличении поставок машиностроительной техники в Индию, рассматриваются варианты организации совместных производств автобусов, грузовых автомобилей, коммунальной и дорожно-строительной техники. Индийская сторона заявила о готовности выделить кредит в USD 100 млн под совместные проекты.
В-третьих, Евразийский экономический союз подписал соглашение о Зоне свободной торговли с Вьетнамом, что в перспективе способно увеличить экспорт несырьевых товаров из Беларуси.3
В 2015 году среди латиноамериканских стран белорусская дипломатия активизировала отношения с Сальвадором, Никарагуа, Аргентиной, Мексикой и продолжила развивать контакты с Бразилией и Кубой. Наиболее динамично развивались отношения с Эквадором: «Бело-руснефть» расширяет участие в проектах сейсморазведки и нефтедобычи, планируется создание белорусского моторного производства.
Африка и Ближний Восток: «тяжелоподъёмное» направления
Прорывов во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях со странами Африки и региона Ближнего Востока, за исключением зашкалившего импорта из Марокко (о чём подробнее ниже), не произошло. По словам заместителя министра иностранных дел Александра Гурьянова, Африка для Беларуси — «тяжелоподъёмное» направление.4 Успехи в развитии торговых отношений со странами Ближнего Востока также скромные. Причина — не только в нестабильности во многих странах региона, поскольку в экономических отношениях с Ираном также наблюдается негативная тенденция.
К настоящему времени Беларусь фактически создала в Африке четыре своих дипломатических центра — в ЮАР, Нигерии, Египте и Эфиопии, которые отвечают за работу соотв. в южной, западной, северной и восточной частях
См. Елисеев, Андрей. «ЕАЭС и перспективные зоны свободной торговли.» Евразийское обозрение BISS. Web. 4 Apr. 2016. <bit. ly/1pLLs8L>.
«Стенограмма онлайн-конференции заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Александра Гурьянова в Белорусском телеграфном агентстве (31 марта 2015 г.).» Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Web. 4 Apr. 2016. <http://mfa. gov.by/press/smi/ababd2c5c9c26f83.html>.
континента. В 2015 году эти дипломатические центры продолжили развивать прежние договорённости с Мозамбиком и Нигерией о поставках карьерной техники и грузовых автомобилей и договариваются с Эфиопией о строительстве завода по производству белорусских тракторов.
Предварительная договорённость о покупке Зимбабве белорусской техники на USD 150 млн стала, пожалуй, самым разрекламированным СМИ эпизодом торгового сотрудничества Беларуси с африканскими странами в 2015 году. В течение года с президентом Зимбабве Робертом Мугабе дважды встречались белорусские делегации, а Беларусь посетил вице-президент Зимбабве. Точные условия контракта не известны, но речь, вероятно, идёт о рассрочке на несколько лет. Впрочем, учитывая низкую платежеспособность Зимбабве, нет уверенности в том, что даже в таком виде контракт будет реализован в полной мере.
Кроме Зимбабве, белорусские делегации во главе с заместителем министра иностранных дел В. Рыбаковым, с участием представителей белорусских предприятий, посетили также Алжир, Анголу, Египет и Мозамбик. Визиты на высшем уровне в страны африканского континента не предпринимались. Однако в рамках посещения Саммита ООН в Нью-Йорке А. Лукашенко встретился со своим египетским коллегой Абдель Фаттахом Аль-Сиси. В ходе встречи они договорились разработать «дорожную карту» двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Экономические отношения с Ираном стагнируют который год: в 2015 году объём экспорта из Беларуси оказался вдвое меньше показателя 2012 года. Во время визита в Беларусь иранского министра иностранных дел А. Лукашенко публично признал, что происходит «торможение в реализации [совместных] проектов».
Результаты апрельского визита главы МИД Ирака в Беларусь также минимальные. Минск пытается акцентировать развитие торговых отношений с Иракским Курдистаном как относительно стабильным иракским регионом. Владимир Макей посетил Сирию и встретился в том числе с президентом Башаром Асадом, однако перспективы сотрудничества очень туманные, учитывая многолетнюю
гражданскую войну в стране и чрезвычайно сложную экономическую ситуацию.
Беларусь продолжает поддерживать контакты с Турцией как основным политическим и экономическим партнёром в регионе. После инцидента со сбитым Турцией российским самолётом Беларусь заняла нейтральную позицию и попыталась предложить свои миротворческие услуги сторонам. Египет и Турция — это две страны Ближнего Востока, объёмы торговли с которыми заметно выросли за последние годы.
Российские санкции и эффект фиктивного торгового лидерства некоторых развивающихся стран
По итогам 2015 года, по объёму импорта в Беларусь (USD 300.1 млн) Марокко обошло Литву и вошло в первую десятку зарубежных импортёров. Из развивающихся стран по этому показателю лишь Китай и Турция обошли Марокко. В первую десятку импортёров среди развивающихся стран также сенсационно попал Эквадор (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Импорт Беларуси: ТОП-10 развивающихся стран в 2015 году, USD млн
Турция Марокко Индия Бразилия Египет Сауд. Аравия Эквадор Аргентина Малайзия Таиланд
0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500
Примечание. Данные по Китаю не включены в график. Импорт из КНР превысил суммарный импорт из всех развивающихся стран и в 2015 году составил USD 2.4 млрд.
Источник: Белстат. Данные за январь-ноябрь 2015 года.
443.2
Такие метаморфозы во внешней торговле произошли в связи с массовыми случаями обхода российских санкций в отношении западной продукции. В Беларусь масштабно завозились фрукты и овощи из западных стран по поддельным фитосанитарным сертификатам Марокко, Эквадора, Турции и других развивающихся стран. Далее эта продукция реэкспортировалась в Россию.
В минувшем году Беларусь, например, стала мировым лидером по торговле персиками. По данным Белстата, Марокко, Турция, Египет и Эквадор поставили в Беларусь соответственно 48.5 тыс., 31.1 тыс., 13.5 тыс. и 13.0 тыс. тонн персиков.5 Россельхознадзор выявил несколько сотен поддельных фитосанитарных сертификатов, на которые в Беларуси выдавали реэкспортные сертификаты.6
Одно из расследований показало, что в 2015 году Эквадор, по данным белорусской статистики, поставил в Беларусь 25 тыс. тонн яблок на сумму USD 16 млн — вдвое больше, чем было выращено в Эквадоре. По эквадорским данным внешней торговли, в 2015 году экспорт в Беларусь составил всего около USD 3 млн за счёт поставок роз.7
Заключение
Если в отношениях с Евросоюзом и США 2015 год можно назвать переломным (потепление отношений, отмена большинства санкций), то динамику отношений с развивающимися странами8 можно охарактеризовать как
Елисеев, Андрей. «Санкции России № 3. Как Беларусь стала мировым лидером по торговле персиками.» Деловой портал Bel.biz.. 16 Mar. 2016. Web. 4 Apr. 2016. <http://bel.biz/so-it-goes/sankcii-rossii-persiki>. «Россия будет следить за фруктами из Марокко и Эквадора, идущими через Беларусь.» Еврорадио. 1 Dec. 2015. Web. 4 Apr. 2016. <http://euroradio.fm/ru/rossiya-budet-sledit-za-fruktami-iz-marokko-i-ekvadora-idushchimi-cherez-belarus>.
Елисеев, Андрей. «Санкции России № 1. Как Беларусь закупила в Эквадоре вдвое больше яблок, чем там было произведено.» Деловой портал Bel.biz. 17 Feb. 2016. Web. 4 Apr. 2016. <http://bel.biz/so-it-goes/ kak-belarus-zakupila-v-ekvadore>.
Продолжая традицию предыдущих выпусков Белорусского ежегодника и для концептуального удобства, в рамках данной статьи к разви-
небольшое поступательное движение. Отношения со странами Латинской Америки и Ближнего Востока продолжают проседать (за исключением Эквадора, Египта и Турции). Сложно складывались отношения и со странами африканского континента. Приоритетным в 2015 году стал регион Южной и Юго-Восточной Азии, особенно Пакистан, Индия и Вьетнам.
С технической точки зрения МИД Беларуси довольно успешно реализует указание Александра Лукашенко по развитию отношений с новыми партнёрами среди развивающихся стран. Проблема в том, что интенсификация политических отношений далеко не всегда положительно сказывается на экономике. Неповоротливые госпредприятия в недостаточной мере используют возможности многочисленных заключаемых двусторонних соглашений.
Беларусь ставит своей целью в перспективе распределить свой экспорт равными долями между Россией, Евросоюзом и дальним зарубежьем.9 Однако следует отметить слабую положительную динамику в поставках машиностроительной техники в развивающиеся страны; также незначителен прогресс в создании СП и запуске сборочных производств. Попытки спроецировать успешный в прошлом опыт сотрудничества с Венесуэлой на другие страны в подобном масштабе следует признать недостаточно удачными.
Между тем с рядом развивающихся стран Беларусь создаёт правовую основу для научно-исследовательского сотрудничества. Это прогрессивная стратегия, более долгосрочная и устойчивая, но менее прибыльная в кратко- и среднесрочной перспективе, чем простое расширение торговых связей.
вающимся не относятся страны СНГ и Грузия, государства бывшей Югославии, а также страны Евросоюза и ассоциированные с ними государства, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Израиль и Южноафриканский таможенный союз.
«Макей о внешней торговле: Сухие цифры статистики не отражают наших усилий.» TUT.BY. 10 Mar. 2016. Web. 4 Apr. 2016. <http://news. tut.by/politics/487987.html>.
Заявления о возможности для развивающихся стран выйти через Беларусь на рынки других стран ЕЭАС по своей реалистичности напоминают аналогичные многократные заявления по поводу создания китайского «плацдарма» для входа на рынок Евросоюза. Беларусь может стать приоритетной страной для входа на рынок ЕАЭС для Индии, Пакистана и других зарубежных стран только в том случае, если сумеет создать заметно лучший инвестиционный климат и обеспечить существенно меньший уровень коррупции, чем в других странах ЕАЭС. В настоящее время этого не наблюдается.