УДК 33
БАЗЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК
ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ
СТРУКТУР
Глазов Р.В., к.э.н., доцент, Международной академии бизнеса Гусейнов Джамиль Эхтибар оглы, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Статья посвящена анализу принципов корпоративного управления, применяющихся в практике кредитных организаций, как универсального инструмента стратегического развития корпораций. Отдельное внимание в статье уделено рассмотрению механизмов взаимодействия между собственниками и менеджментом корпорации.
Ключевые слова: корпорация, интегрированная корпоративная структура, современный банк, принципы корпоративного управления, механизмы корпоративного управления, эффективность корпоративного управления, развитие корпорации.
BASEL PRINCIPLES OF CORPORATE GOVERNANCE AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF THE INTEGRATED CORPORATE STRUCTURES
Glazov R., Ph.D., associate professor, International Academy of business Guseynov J., the post-graduate student, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»
The article is devoted to analysis of corporate governance principles applicable to the practice of credit institutions as a universal tool for strategic corporate development. Special attention is paid to consideration of the mechanisms of interaction between the owners and management of the rnrporation.
Keywords: œrporation, integrated corporate structure, modern bank, principles of corporate management, corporate management mechanisms, corporate management, corporate development.
В современной научной мысли большое внимание уделяется вопросам стратегического развития корпоративных структур с государственным участием. Например, Роговая Н.Н. в своей работе отмечает, что эффективность развития народного хозяйства, качество реализации социальных программ находятся в непосредственной зависимости от результативности управления государственной собственностью, значимым элементом которой выступают государственные пакеты акций [1]. Одной из основных причин нестабильного развития социальной экономической системы нашей страны, по мнению Ханиной А.В., является технологическая неоднородность отраслей промышленности, которая складывается под влиянием экономических, политических и технологических факторов. Указанный автор считает, что данные проблемы частично решаются на базе существующих в национальной экономике естественных монополий и финансово-промышленных групп, несмотря на концентрацию в них огромных финансовых, промышленных, трудовых ресурсов [2]. Принципиально изменившиеся экономические реалии требуют создания новых форм включения экономики России в процессы глобализации, которыми в настоящее время являются государственные корпорации.
В то же время, современная научная мысль обходит своим вниманием роль российских банков в экономике. А это, на наш взгляд, является серьезным упущением при оценке работы механизмов управления интегрированными корпоративными структурами, которыми являются многие отечественные финансовые институты. Данное утверждение связано с тем, что основные российские кредитные организации:
- являются интегрированными корпоративными структурами;
- осуществляют значительный вклад в экономику нашей страны (по данным Банка России, совокупные активы банковского сектора на начало 2016 года составляли 102,7% от российского ВВП);
- обязаны регулярно публиковать данные о результатах их деятельности и являются наиболее прозрачным сектором российской экономики [3].
Таким образом, оценка принципов корпоративного управления в российских финансовых институтах даст большой объем информации для разработки соответствующего инструментария управления стратегическим развитием интегрированных корпоративных структур.
В качестве определения интегрированной корпоративной структуры можно использовать следующий термин: группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), осуществляющих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей [4].
Приведенная выше дефиниция фиксирует ряд существенных характеристик интегрированных корпоративных структур, которые позволяют с достаточно высокой определенностью различать их среди других субъектов экономической деятельности. Так, из этого определения следует, что интегрированная корпоративная структура не является предприятием с одним производством, наоборот, она формируется из нескольких предприятий или организаций.
Также следует отметить, что определение не содержит указаний или ограничений на принадлежность входящих в интегрированную корпоративную структуру предприятий или организаций к определенным отраслям. Таким образом, интегрированные корпоративные структуры могут объединять компании, относящиеся к одной или нескольким отраслям.
Исходя из вышесказанного, многие российские банки являются интегрированными корпоративными структурами. Проанализируем далее основные принципы корпоративного управления в этих финансовых институтах, отталкиваясь также от того, что эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы и экономики нашей страны.
Базельским комитетом по банковскому надзору был разработан специальный документ, в котором была осуществлена конкретизация принципов корпоративного управления. Данные принципы были разработаны ранее Организацией экономического сотрудничества и развития. Документ Базельского комитета называется «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях». Согласно этому документу, корпоративное управление представляет собой руководство их деятельностью, которое осуществляется советами директоров и руководителями высшего звена и детерминирует методический инструментарий, с помощью которого кредитная организация:
- формулирует целевые ориентиры своего бизнеса, к которым также относится и создание стоимости для собственников;
- реализует ежедневную операционную деятельность;
- осуществляет учет в своей работе позиции заинтересованных сторон (персонала, клиентов, общества, регулирующих органов и государства);
- функционируют в соответствии с нормами обеспечения устойчивости бизнеса и требованиями законодательства;
- организуют защиту интересов вкладчиков [5].
Формирование эффективной системы корпоративного управления предполагает необходимость решения множества специфических вопросов в дополнение к тем, которые решают корпоративные структуры, работающие в реальном секторе экономики. Рассмотрим
далее отдельные специфические вопросы более подробно, так как они могут дать нам новые рычаги управления стратегическим развитием интегрированных корпоративных структур.
В первую очередь, жесткая взаимосвязь принципала и агента (взаимоотношения между владельцами бизнеса и менеджментом) в банковской сфере гораздо сложнее, чем в промышленности или сфере торговли. Это мы можем объяснить высокой степенью информационной асимметрии (неравномерностью распределения информации между различными участниками рыночных отношений) вследствие жесткого регулирования со стороны надзорных органов, большого удельного веса государственного капитала в банковских системах многих государств, наличия института банковской тайны.
Во-вторых, для выполнения функции финансового посредника кредитным организациям достаточно относительно низкой по сравнению с компаниями нефинансового сектора экономики доли собственных средств в пассивах. Удлиненный финансовый рычаг является базовым условием повышенной рискованности банковских пассивов, предопределяет заметное расхождение между временной структурой активов и пассивов и фундаментальную зависимость кредитной организации от доверия множества держателей депозитов. Предрасположенность банковского бизнеса к риску усугубляется наличием в большинстве стран обязательного страхования депозитов (в финансовой литературе это называется моральным риском: он связан с тем, что усилия по смягчению последствий опасных действий могут повысить вероятность совершения подобных действий) [6].
Приведенная выше специфика является условием возникновения ряда проблем. Одна из них касается выделения важной фидуциарной обязанности членов советов директоров - обязанности проявлять заботливость. Другая специфическая проблема вытекает из того, что на первый план в банковском бизнесе выходит управление рисками: оно становится одним из самых главных элементов системы внутреннего контроля в указанных финансовых институтах. Базельский комитет по банковскому надзору выделяет следующие категории банковского риска: системный, стратегический, кредитный, страновой, рыночный, процентный, риск ликвидности, валютный, операционный, правовой, репутационный, риск соблюдения. Низкое качество системы управление рисками выражается в повышенной концентрации риска в расчете на одного заемщика, чрезмерном кредитовании аффилированных и связанных лиц, недальновидной ссудной политике, низком контроле за работой ключевых сотрудников.
Следует отметить, что сложность ситуации с управлением рисками в кредитных организациях стран с формирующимися рынками и стран с большими структурными перекосами в экономике мы можем объяснить, в первую очередь, низким качеством корпоративного управления:
- серьезными конфликтами интересов и их неэффективным разрешением в рамках плохо работающей системы правоприменения;
- недостаточно пристальным отношением совета директоров к формированию и функционированию системы управления рисками в рамках системы внутреннего контроля (поверхностное понимание сути вопроса и слабый надзор за работой руководителей, обеспечивающих функционирование соответствующих структурных подразделений);
- непрозрачностью в раскрытии данных о работе финансового института;
- низкой квалификацией или аффилированностью компаний, которые могут провести независимый внешний аудит.
Приведенные нами выше аргументы подтверждаются и выводами Сергеевой И.Г. и Грачевой Е.А, которые отмечают, что одной из отличительных черт российских интегрированных корпоративных структур является заметное увеличение числа корпоративных конфликтов и недружественных поглощений, сопровождающихся перераспределением собственности и сменой механизмов и субъектов корпоративного контроля [7]. Многие корпоративные конфликты проявляются через противостояние крупных акционеров и миноритариев, возникают также конфликты между миноритариями и акционером-государством.
Таким образом, можно считать эффективное управление рисками и надлежащее корпоративное управление в финансовых институтах актуальными проблемами большинства современных интегрированных корпоративных структур. Тесная взаимосвязь этих аспектов прослеживается и во влиянии качества системы корпоративного управления в кредитной организации на оценку риска, которая присваивается банку возможными инвесторами,
по мнению которых низкое качество корпоративного управления в банке предполагает усиление свойственных ему кредитного, операционного и репутационного рисков и приводит к снижению стоимости его бизнеса.
Проведение оценки платежеспособности организации, которая хочет привлечь средства, предполагает учет не только финансовых показателей ее деятельности, но и качества системы корпоративного управления. Если банк не может обеспечить эффективность соблюдения необходимых принципов в рамках своего бизнеса, то он не сможет правильно определить и вероятность того, что из-за нарушения этих принципов заемщиком выданная ему ссуда попадет в просрочку. Следовательно, произойдет усиление кредитного риска. Увеличение операционного риска в кредитной организации со слабым уровнем корпоративного управления связано с отсутствием или неудовлетворительной работой системы внутреннего контроля, комитета совета директоров по аудиту, службы внутреннего аудита.
Кроме того, деловая репутация кредитной организации сильно взаимосвязана с деловой репутацией тех лиц, которые пользуются ее услугами. Чтобы не иметь дела с предприятиями и организациями, получившими или способными получить скандальную репутацию, финансовый институт должен уделять значительное внимание состоянию корпоративного управления у своих партнеров. На наш взгляд, нельзя ожидать подобного отношения от кредитной организации, которая не считает необходимым повышать эффективность собственной системы корпоративного управления, поэтому любой инвестор будет повышать субъективную оценку репутационных рисков [8].
В целом, можно констатировать, что повышение эффективности корпоративного управления в банках позволит им более качественно решать проблемы некачественных ссуд и укреплять доверие партнеров (вкладчиков, заемщиков, клиентов по валютным и фондовым операциям). В результате распределение кредитных ресурсов между предприятиями нефинансового сектора экономики станет более рациональным, что даст возможность национальной экономике выйти на траекторию устойчивого роста. От формирования эффективной системы корпоративного управления на основе банковского опыта интегрированные корпоративные структуры реального сектора экономики:
- увеличат результативность своей деятельности;
- начнется приток инвестиций;
- собственники капитала получат уверенность в обеспечении защиты и повышении доходности своих вложений в капитал интегрированных корпораций;
- государство сможет использовать мощный и прозрачный корпоративный сектор в целях укрепления конкурентоспособности национальной экономики и борьбе с мошенничеством и коррупцией;
- общество в целом воспользуется результатами увеличения размеров национального богатства.
Понятно, что финансовые институты должны стремиться следовать принципам корпоративного управления Базельского комитета. Рассмотрим их далее более подробно в целях выяснения возможности применения этих принципов в механизмах управления стратегическим развитием интегрированных корпоративных структур.
Эффективная система корпоративного управления в должна быть основана на ряде принципов, сущность которых раскрывается в наличии:
- норм, стандартов и ценностей корпоративной культуры, которые зафиксированы в кодексе корпоративного поведения и иных стандартах деловой этики, а также системы, которая служит обеспечению выполнения этих ценностей на практике;
- четко и прозрачно сформулированной стратегии развития, в соответствии с которой будет произведена оценка результаты деятельности, как кредитной организации, так и ее отдельных руководителей;
- четкой и прозрачной системы распределения прав (в том числе определенной иерархии прав в области принятия управленческих решений) и обязанностей;
- качественного механизма взаимодействия между советом директоров, менеджерами высшего звена и аудиторами;
- эффективной системы внутреннего контроля (включая самооценку эффективности данной системы, которая осуществляется службой внутреннего аудита и внешним аудитором) и системы риск-менеджмента (независимой от бизнес-направлений и бизнес-единиц), а также других элементов системы «сдержек и противовесов» [9];
- перманентного анализа рисков в определенных сферах банковской деятельности, которые характеризуются высокой вероятностью возникновения конфликтов интересов (эти сферы охватывают, во-первых, взаимодействие кредитной организации с заемщиками - аффилированными лицами, крупными акционерами и топ-менеджментом, и, во-вторых, деятельность лиц, которые осуществляют крупные сделки, например, операции главных трейдеров банка на фондовом рынке);
- совокупности финансовых и карьерных стимулов, которые формируют условия для эффективной работы сотрудников банка;
- системы информационных потоков, которые качественно обеспечивают внутренние потребности банка и необходимый для внешних партнеров и клиентов уровень его прозрачности.
В документе Базельского комитета подчеркивается большая важность функционирования структур на базе принципа «сдержек и противовесов». Данная система взаимных ограничений подразумевает четырехуровневую систему контроля:
- уровень совета директоров;
- уровень специально уполномоченных лиц, не имеющих отношения к руководству операционной деятельностью;
- уровень подразделений, несущих прямую ответственность за различные области работы кредитной организации;
- уровень служб риск-менеджмента и внутреннего аудита, действующих независимо от бизнес-направлений и бизнес-единиц кредитной организации.
Исходя из указаний Базельского комитета по банковскому надзору, совет директоров должен содержать не менее четырех комитетов: по назначениям, по аудиту, по управлению рисками и по вознаграждениям.
На наш взгляд, основное внимание финансовые институты должны уделять организации эффективного взаимодействия совета директоров и внешних и внутренних аудиторов. Взаимоотношения между ними должны базироваться на фундаментальном признании всеми без исключения участниками совета директоров критически важной роли аудита в системе корпоративного управления кредитной организации. Совет директоров банка должен использовать полученные в результате внешнего и внутреннего аудита данные в целях проверки информации, которую предоставляет топ-менеджмент. Для обеспечения независимой деятельности структур, занятых аудитом, следует придерживаться следующих принципов:
- председатель совета директоров не должен совмещать свою должность с должностью председателя комитета по аудиту;
- начальник службы внутреннего аудита должен держать отчет перед комитетом совета директоров по аудиту;
- любые назначения или смещения сотрудников службы внутреннего аудита должны быть утверждены комитетом совета директоров по аудиту;
- у комитета совета директоров по аудиту должен быть прямой доступ к руководству группы сотрудников компании, которая проводит внешний аудит;
- контракт с компанией, которая проводит внешний аудит, должна быть предусмотрена ротация руководителя группы аудиторов каждые три-пять лет.
По нашему мнению, система мотивации топ-менеджмента и ключевых сотрудников должна быть конгруэнтной с базовыми ценностями корпоративной культуры, а также - с целевыми ориентирами, стратегией, стандартами и правилами внутреннего контроля. Как карьерные, так и материальные стимулы должны быть ориентированы на формирование и сохранение баланса между реализацией долгосрочных и оперативных задач, а также - на недопущение чрезмерно рискованных операций. Обеспечение информационной прозрачности в области корпоративного управления служит целям реализации принципа подотчетности совета директоров и высшего руководства владельцам. Исходя из вышесказанного, Базельский комитет указывает, что должны раскрываться данные о:
- совете директоров (численность и состав совета директоров, комитеты совета директоров и их состав, уровень квалификации директоров);
- руководителях высшего звена (обязанности, подотчетность, квалификация, опыт);
- организационной структуре кредитной организации (функциональные и операционные подразделения, бизнес-единицы);
- системе материального стимулирования членов совета директоров и топ-менеджеров (политика в сфере вознаграждений, сведения о премиях, льготах и опционах на приобретение акций);
- сути и размерах сделок с аффилированными физическими и юридическими лицами.
Другой важный аспект воплощения в жизнь эффективных принципов корпоративного управления - формирование качественной системы риск-менеджмента. В совокупность основных участников данного процесса входят:
- акционеры;
- совет директоров;
- комитет совета директоров по управлению рисками;
- менеджмент высшего звена;
- комитет совета директоров по аудиту;
- служба внутреннего аудита;
- внешний аудитор.
Владельцы играют основную роль при создании эффективной системы риск-менеджмента. Они формируют совет директоров, утверждают компанию, которая будет проводить внешний аудит. Таким образом, именно от них фундаментально зависит наличие у банка квалифицированных и опытных менеджеров, которые могут качественно разработать и реализовать политику управления рисками; аудиторов, которые могут провести квалифицированную оценку эффективности данной политики.
Крайне важную роль в надлежащем исполнении функций совета директоров играют независимые и неисполнительные директора. Совет директоров осуществляет анализ стратегических рисков (определяются сильные и слабые стороны кредитной организации, имеющиеся у нее возможности и угрозы). Эта обязанность лежит непосредственно на совете директоров и не должна быть переадресована комитетам [10].
Комитет совета директоров по управлению рисками или иной комитет, на который возлагается эта обязанность (чаще всего комитет по аудиту), организует перманентный мониторинг изменений в профиле (конфигурации, внутренней структуре) банковского риска (в первую очередь производится наблюдение за рыночным, кредитным и операционным рисками). Если финансовый институт разрабатывает новые финансовые услуги и инструменты, реорганизует технологии, выходит на новые региональные рынки, передает выполнение каких-либо функций на аутсорсинг, сталкивается с необходимостью соблюдения новых нормативных актов, правил и стандартов, наращивает масштабы бизнеса путем слияний и поглощений и т.д., этот комитет должен четко выявить влияние происходящих или будущих изменений на общий профиль риска [11].
Комитет совета директоров по аудиту и подчиняющаяся ему служба внутреннего аудита содействуют совету директоров в выполнении обязанностей по эффективному риск-менеджменту. Они оценивают степень соответствия между результатами работы руководства, ответственного за управление рисками, и принципами политики, разработанной советом директоров. Служба внутреннего аудита также производит оценку рекомендаций внешнего аудитора в области управления рисками и совместно с комитетом совета директоров по аудиту осуществляет контроль решения топ-менеджментом проблем, которые выявляются входе аудиторских проверок.
Компания, осуществляющая внешний аудит, определяет особенности рисков, которые возникают в различных областях деятельности финансового института, производит оценку эффективности системы внутреннего контроля, выявляет недостатки в системах внутреннего контроля в целом и риск-менеджмента в частности, вырабатывает предложения по их устранению.
Подводя итоги, можно считать, что формирование эффективной системы корпоративного управления, основанной на изложенных в данном параграфе принципах, позволит не только банку, но и интегрированной корпоративной структуре из реального сектора экономики активно развивать свой бизнес, основанный на транспарентности и доверии со стороны инвесторов, клиентов, партнеров и государства. Использование принципов Базельского комитета при формировании механизмов управления стратегическим развитием современных интегрированных корпоративных структур позволит не только обеспечить качество указанных механизмов, но и сбалансировать систему корпоративного риск-менеджмента, что является очень важным в условиях стагнации экономики.
Литература:
1. Роговая, Н.Н. Совершенствование корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием. Автореф. дисс. канд. эк. наук. 08.00.05. [Текст] / Н.Н. Роговая. - М.: ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 2016 - 27 с.
2. Ханина, А.В. Совершенствование механизма развития государственных корпораций в высокотехнологическом секторе экономики. Автореф. дисс. канд. эк. наук. 08.00.05. [Текст] / А.В. Ханина. - М.: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», 2015 - 31 с.
3. О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России - Режим доступа: http://www.cbr. ru/psystem/p-sys/119-t.pdf
4. Орехов С.А., Семенова С.В. Проблемы оценки эффективности интеграционных преобразований. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Алексеева, Ю.В. Проблемы интегрированных корпоративных структур в России. [Текст] / Ю.В. Алексеева // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2011. - № 83 / 2011 - С. 57-66
6. Развитие отечественного рынка производных финансовых инструментов. Егоров А.Ю. Инновационная экономика и современный
менеджмент. 2015. №5(6).С.27-31.
7. Сергеева, И.Г., Грачева, Е.А. Управление корпоративными рисками в предпринимательской деятельности [Текст] / И.Г. Сергеева, Е.А. Грачева. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - №4 - С. 280-287
8. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия) №166 август 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России - Режим доступа: http://cbr.ru/analytics/ bank_system7obs_1608.pdf
9. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014 - 306 с.
10. О функциональном развитии менеджмента. Егоров А.Ю. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2016. №1(8).С.28-35.
11. О рисках внешнеэкономической деятельности современных компаний. А.А. Сафронова. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. №6(7). С. 3-9.
УДК 33
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РИСК-МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Корнеев Д.В., к.э.н., директор, ООО «Первый термометровый завод»
Автором обосновано применение синергетического подхода в сфере развития компетенций риск-менеджеров в условиях трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный внутренний аудит. Научная новизна предлагаемого подхода состоит в выявлении видов синергии, проявления которых можно ожидать в условиях внедрения синергетического подхода в систему развития компетенций риск-менеджеров.
Ключевые слова: синергетика, компетенция, риск-менеджмент, самоорганизация, саморазвитие, синергетический эффект.
SKILLS RISK MANAGERS IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF INTERNAL
AUDIT
Korneev D., Ph.D., Director of the 1st thermometer factory
The author substantiates the application of synergetic approach in the sphere of development of competencies of risk managers in the transformation of internal audit in risk-based internal audit. Scientific novelty of the proposed approach is to identify the kinds of synergies, the manifestation of which can be expected in the conditions of introduction of synergetic approach to the development of the competence of risk managers.
Keywords: synergetic, competence, risk management, self-organization, self-development, a synergistic effect.
Внедрение в работу интегрированных предпринимательских структур (ИПС) принципов риск ориентированного внутреннего аудита (РОВА) требует развития компетенций риск-менеджеров. Действующую традиционную систему повышения квалификации управленческих кадров можно охарактеризовать как систему, стремящуюся к абсолютной объективности, конкретности, определенности. Однако, как показывают реализация современных экономических условий, такая система не является жизнеспособной из-за непрерывных изменений во внутренней и внешней среде ИПС, кризисы и хаос воспринимаются исключительно с деструктивной позиции, нестабильность оценивается как негативный фактор, восприятие управленческих воздействий заключается в пропорциональности приложенных усилий и получаемого результата. Очевидно, что подготовка квалифицированных специалистов новой формации не представляется возможной в рамках традиционной теории образования. Среди ученых, чьи идеи положены в основу использования синергетического подхода к организации образовательного процесса, можно назвать И.А. Базелюка [1], В.Н. Введенского [2], Т.Я. Дубни-щеву [3], К.В. Конореву [4], Л.Д. Медведеву [5], С.Л. Новолодскую [8], А.П. Стуканову [10] и др. Опираясь на положения, изложенные в научных трудах названных авторов, можно предположить, что сущность развития компетенций в измерениях синергетического подхода заключается в самоорганизации специалиста как единой слаженной системы.
Цель статьи заключается в обосновании применения синерге-тического подхода в сфере развития компетенций риск-менеджеров в условиях трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный.
Термин «синергетика» в переводе с греческого означает «совместное действие» [7, с.2], то есть согласованное действие всех элементов системы. Такое «совместное действие» приобретает
особое значение именно в рамках обозначенной выше трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный, поскольку в условиях этой трансформации на риск-менеджера возлагается задача генерирования новых идей по нивелированию рисков ИПС за счет совместного использования инструментария риск-менеджмента и внутреннего аудита.
Синергетический подход в качестве современной модели развития компетенций призван помогать в формировании личности и профессионального интереса специалиста по риск-менеджменту. Синергетическую парадигму целесообразно воспринимать как принципиально новый путь для развития компетенций. Синергети-ческий синтез знания и возникающее на его основе новое видение мира, связанное с познанием процессов самоорганизации, раскрытием глубокой связи между порядком и хаосом, обратимыми и необратимыми процессами, случайностью и необходимостью, линейностью и нелинейностью, вносят существенные дополнения и изменения в современную научную картину мира, в перестроение мировоззренческих и методологических основ современной науки. Необходимость привлечения синергетики в систему развития компетенций вызвана все более тесным взаимодействием разных наук и дисциплин. Именно эта тенденция определяет характер будущего, одновременно усложняя познавательный и образовательный процесс. В силу этого способность нелинейно и целостно мыслить приобретает особую ценность. Поэтому одной из приоритетных задач перестройки современной системы развития компетенций является формирование креативного мышления, умения понимать широкий и даже глобальный контекст любой исследуемой проблемы. Таким образом, синергетический подход является методологической основой системы развития компетенций специалистов, поскольку представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым объектам - сложным системам.