THE CORPORATE GOVERNANCE PRINCIPLES AND THEIR PRACTICAL APPLICATION IN THE RUSSIAN CREDIT ORGANIZATIONS Samoylovich V.
ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Самойлович В. А.
Самойлович Вадим Александрович / Samoylovich Vadim — студент, департамент финансовых рынков и банков, факультет финансов и кредита, магистерская программа: банковские технологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
УДК 336.713:005.742
Аннотация: статья посвящена комплексному исследованию истории создания и практики применения принципов корпоративного управления в российских кредитных организациях начиная с 90-х годов прошлого века по сегодняшний день. Рассматриваются основные мировые модели корпоративного управления и страны, где они применяются. Возможность привлечения зарубежных инвестиций кредитными организациями при качественном применении принципов корпоративного управления, а также влияние применения принципов корпоративного управления на эффективность работы банковского сектора. Abstract: the article is devoted to complex research of the history and practice of corporate governance in Russian credit institutions since the 90s of the last century to the present day. The main global corporate governance model and the country where they are used. The ability to attract foreign investments by credit institutions in the qualitative application of corporate governance principles, as well as the impact of the application of corporate governance principles at the overall performance of the banking sector.
Ключевые слова: анализ, корпоративный, управление, банк, корпоративное управление. Keywords: analysis, corporate, management, bank corporate governance.
Начиная с конца ХХ века особенности и правила корпоративного управления начали занимать умы исследователей в России и за рубежом. Высокий интерес к этой теме привел к написанию Кодекса корпоративного поведения [1], после чего интерес к этому вопросу планомерно начал снижаться, так как в определенных кругах этот документ вызвал иллюзию большей корпоративности и правильности бизнеса. Также исследования, проводимые по этой тематике, не давали точного определения эффективности применения принципов корпоративного управления в краткосрочной перспективе, а носили по большей мере расплывчатые формулировки по поводу влияния на финансовые и экономические показатели компании. Все это в итоге привело к большим сомнениям бизнеса в том, что соблюдение пропагандируемых Кодексом принципов может помочь в решении текущих проблем компании и не приведет к большим затратам и снижению эффективности.
Помимо этого сам термин «корпоративное управление» пришел в нашу страну из английского языка и со временем для российского «потребителя» более понятным не стал, в связи с особенностями английского права и слабой проработкой этого вопроса.
Стоит отметить, что большое количество компаний все-таки приняли свои Кодексы корпоративного управления, но в большинстве своем эти документы номинальны, являются выдержками из уставных документов и говорят о том, что компании придерживаются принципов корпоративного управления.
Государственные органы власти только в последнее время озаботились этим вопросом. Косвенно об этом свидетельствует то, что нет одного «отвечающего» за этот вопрос. В разной степени в Российской Федерации этим вопросом занимались Минэкономразвития, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная Антимонопольная служба.
За последние годы вопросы развития корпоративного управления вновь стали актуальны. В первую очередь это связано с активизацией работы правительства по вопросам улучшения инвестиционного климата в нашей стране. В рамках этой работы принята «дорожная карта» «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» [2], в которой говорится, что реализация плана призвана повысить
конкурентоспособность российского финансового рынка путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов для российских и иностранных участников финансового рынка, а также путем установления высокого уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.
В этой дорожной карте совершенствованию корпоративного управления посвящен целый раздел, там описывается круг проблем, которые необходимо регулировать. К ним относятся вопросы обращения ценных бумаг, урегулирование крупных сделок, раскрытие информации о деятельности организации, все эти вопросы находятся в сфере компетенции органов, контролирующих деятельность на финансовых рынках.
С 1 сентября 2013 года полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России, и на его основе создан мегарегулятор финансового рынка [3]. По решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 года в структуре Банка России создана Служба Банка России по финансовым рынкам - подразделение Банка России, осуществляющее регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков [4].
Сегодня Банк России является главным государственным органом, занимающимся проблемой внедрения и использования принципов корпоративного управления в Российском банковском секторе.
Для Банка России корпоративное управление не является чем-то новым и неизученным, об этом можно говорить только потому, что вопросы его совершенствования были включены в «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» [5].
13 сентября 2005 года в письме № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» Банк России выделил эффективное корпоративное управление как важный фактор стабильности кредитной организации. Также регулятор сформулировал, как представляется корпоративное управление банками в других странах. В 2012 году Банком России направлен перевод документа Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления», октябрь 2010 года [6], в российские кредитные организации.
На протяжении длительного времени Базельский комитет работает над методами внедрения и развития принципов корпоративного управления в банковской сфере. Рекомендации Базельского комитета представляют основу для национальных надзорных органов, опираясь на которую можно обеспечить качественное корпоративное управление в банковском секторе своих стран. За основу для рекомендаций Комитет взял «Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития», опубликованные в 2004 году [7]. В соответствии с Принципами ОЭСР корпоративное управление представляет собой «систему взаимоотношений между руководством организации, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами». По ним же корпоративное управление - это основа для контроля за деятельностью организации определения целей организации и путей их достижения.
В рекомендациях определены ключевые аспекты корпоративного управления, а именно:
• совет директоров должен активно участвовать в утверждении стратегии кредитной организации;
• в кредитной организации должно устанавливаться и соблюдаться четкое разграничение полномочий;
• выплаты вознаграждений должны соответствовать долгосрочным целям кредитной организации;
• обеспечение адекватного управления рисками, возникающими при осуществлении недостаточно прозрачных операций и сделок.
Согласно совместному заявлению Правительства РФ и Банка России «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» [8] одним из недостатков банковской сферы указывалось плохое состояние управления, включая управление рисками и корпоративный аспект.
За последние годы Банк России добился успехов в совершенствовании принципов корпоративного управления в кредитных организациях. Установлены требования по квалификации кандидатов, назначаемых на руководящие должности в кредитных организациях и к их членам из коллегиальных исполнительных органов. Это стало причиной существенного повышения профессионального уровня руководителей банков. С особым вниманием Банк России относится и к деловой репутации кандидатов, что отразилось в статье 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Банк России опробовал и проверил эффективность созданных им механизмов проверки финансовой устойчивости акционеров кредитных организаций, управления кредитной организацией по средствам ведения в нее временной администрации.
В Банке России вызывает озабоченность такие проблемы как структура собственности именно ее прозрачность, а также эффективность работы систем органов управления банком по принципу их взаимодействия и формирования. Все действия мегарегулятора направлены на повышение прозрачности деятельности кредитных организаций.
На сегодняшний день Банку России удалось решить проблему раскрытия конечных бенефициаров кредитных организаций, но стоит заметить, что в некоторых случаях им удается оставаться инкогнито. В большинстве случаев это удается сделать резидентам оффшорных зон. Требования к раскрытию бенефициарных владельцев в скором времени распространится не только на банки - участники системы страхования вкладов, но и на всю банковскую сферу, а также на все акционерные общества, так как проблема актуальна не только для банковской сферы.
Для банковских групп законом определены требования к раскрытию информации [9] головной кредитной организацией:
1) ежегодно - годовую консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом;
2) один раз в полгода - промежуточную консолидированную финансовую отчетность, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом. В случае если проводилась проверка промежуточной консолидированной финансовой отчетности, указанная отчетность раскрывается вместе с аудиторским заключением аудиторской организации.
Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» расширена исключительная компетенция советов директоров кредитных организаций. К компетенции совета директоров кредитной организации относятся вопросы, не только предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», но и следующие полномочия:
1) утверждение стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по кредитной организации, так и по отдельным направлениям ее деятельности, а также утверждение порядка управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками и контроль за реализацией указанного порядка;
2) утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в случаях, предусмотренном законодательством Российской Федерации, включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов стресс-тестирования;
3) утверждение порядка предотвращения конфликтов интересов, плана восстановления финансовой устойчивости в случае существенного ухудшения финансового состояния кредитной организации, плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, утверждение руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, плана работы службы внутреннего аудита кредитной организации, утверждение политики кредитной организации в области оплаты труда и контроль ее реализации;
4) проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения единоличным исполнительным органом кредитной организации и коллегиальным исполнительным органом стратегий и порядков, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом);
5) принятие решений об обязанностях членов совета директоров (наблюдательного совета), включая образование в его составе комитетов, а также проведение оценки собственной работы и представление ее результатов общему собранию участников кредитной организации;
6) утверждение кадровой политики кредитной организации (порядок определения размеров окладов руководителей кредитной организации, порядок определения размера, форм и начисления компенсационных и стимулирующих выплат руководителям кредитной организации, руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение
кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, квалификационные требования к указанным лицам, а также размер фонда оплаты труда кредитной организации).
Исходя из этого можно отметить, что Банк России уделяет внимание следующим вопросам корпоративного управления:
• Управление рисками;
• Совершенствование внутреннего контроля;
• Кадровая политика кредитных организаций.
Можно отметить, что пока сохраняются такие проблемы корпоративного управления, как осуществление контроля над сделками банков с использованием инсайдерской информации; относительная прозрачность информации о доходах членов советов директоров и высших руковоителей кредитных организаций.
Действия Банка России оказывют влияние на совершенствование корпоративного управления в целом в стране. Мегарегулятор установил требования к качеству кредитного портфеля.
Надежный банк обязан иметь отлаженную процедуру кредитования, особенно важным элементом которой является оценка заемщика с точки зрения корпоративного управления. Эта оценка необходима в первую очередь для крупных корпоративных заемщиков. Учитывается, что кредитная сделка является совокупностью договоров, непосредственно кредитного договора и обеспечительных договоров.
Правительство РФ поставило перед Банком России задачи по совершенствованию принципов корпоративного управления на финансовом рынке в целом, то есть, включая организации, не являющиеся кредитными. Также действия Банка России в этой сфере повлияют и на организации, работающие и в других отраслях экономики, так как мегарегулятор устанавливает требования к операциям с ценными бумагами, норм публичного размещения ценных бумах, их обращению, котированию и листингу; контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России; обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг; государственный контроль за приобретением акций.
Именно Банк России в лице Службы по финансовым рынкам будет дорабатывать Кодекс корпоративного управления, установит дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общих собраний акционерных обществ, определит порядок раскрытия информации, в том числе инсайдерской, что не может не повлиять на уровень корпоративного управления в целом.
В октябре 2013 года при Службе Банка России по финансовым рынкам были созданы Экспертный совет по корпоративному управлению. В него вошли представители крупнейших страховых компаний, вузов, признанные эксперты и представители профильных сообществ.
Экспертный совет создан для улучшения практики применения корпоративного управления, совершенствования нормативно-правовой базы в области корпоративного управления и создания благоприятной информационной среды для анализа и внедрения наилучших практик корпоративного управления в российских компаниях.
Основными направлениями совершенствования корпоративного управления в рамках «дорожной карты» создания международного финансового центра являются:
- совершенствование регулирования аффилированности, контроля над юридическим лицом, ответственности контролирующего лица, участия подконтрольного лица в управлении контролирующим лицом;
- уточнение регулирования обязательного предложения, принудительного выкупа и связанных с ними институтов, законодательства об иностранных инвестициях;
- введение и регулирование институтов публичного и непубличного акционерного общества. Обеспечение прав акционеров при увеличении уставного капитала публичного или непубличного акционерного общества. Регулирование вопросов статуса различных категорий или типов акций;
- совершенствование правил листинга (делистинга);
- совершенствование кодекса корпоративного поведения;
- уточнение регулирования различных аспектов крупных сделок и сделок с заинтересованностью акционерного общества, в том числе введение соответствующего регулирования в части подконтрольных ему юридических лиц;
- совершенствование регулирования доступа акционеров и инвесторов к информации эмитента;
- повышение информационной прозрачности субъектов страхового дела и отчетности, представляемой в орган страхового надзора;
- развитие регулирования механизмов возмещения убытков в корпоративных отношениях, ответственности членов органов управления хозяйственных обществ и иных участников корпоративных отношений;
- уточнение регулирования акционерных соглашений;
- совершенствование регулирования деятельности совета директоров акционерного общества;
- комплексное регулирование процедур реорганизации и возникающих в соответствии с этим вопросов оценки;
- регулирование электронных способов взаимодействия акционеров и акционерного общества;
- развитие регулирования внутреннего контроля акционерного общества;
- введение института собрания владельцев облигаций;
- развитие третейского правосудия;
- создание института финансового омбудсмена;
- введение механизма реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника;
- установление уголовной ответственности за фальсификацию отчетности кредитной организации в целях сокрытия существенной информации о фактическом финансовом состоянии кредитной организации;
- внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части закрепления за государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на постоянной основе функций по финансовому оздоровлению банков;
- установление обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей.
Совершенствование корпоративного управления нельзя представить без ответственности мажоритарных акционеров и подконтрольных им лиц за результаты деятельности компании
Прежде чем обозначать ответственность и решать конкретные задачи необходимо определить путь развития нормативной базы корпоративного управления. То есть выбрать так называемую модель корпоративного управления.
В мире существуют три общепринятые модели корпоративного управления, каждая из которых имеет свои базовые постулаты, внешние особенности, и внутреннюю логистику.
Первая и самая распространенная - это англо-американская модель, основанная на высоком уровне использования внешних по отношению к акционерному обществу, или рыночных, механизмов корпоративного контроля, или контроля над менеджментом акционерного общества. В этой модели интересы акционеров представляют мелкие инвесторы, особенностью которых является их количество и обособленность друг от друга, а также они находятся в зависимости от менеджеров корпораций. Участниками корпоративных отношений являются менеджеры, совет директоров и собственники. Компании привлекают основной инвестиционный капитал на фондовых рынках, через которые и осуществляется контроль за менеджментом корпораций. Помимо этого в странах - приверженцах этой системы существуют законодательные нормы запрещающие прямую инвестиционную деятельность коммерческим банкам, а также ограничивающих возможность финансовых институтов владеть крупными пакетами акций компаний. Это повлекло превращение финансовых институтов в «портфельных инвесторов», которые не имеют достаточных полномочий для урегулирования состояния дел компании.
Для компаний являются важнейшими внешние атрибуты корпоративного управления, такие как совет директоров, имеющий независимый состав и отстаивающий интересы как крупных так и мелких акционеров, а также открытость информации и т.д.
Континентальная (инсайдерская) модель - это модель управления акционерными обществами, основанная преимущественно на использовании внутренних методов корпоративного контроля, или методов самоконтроля. В этой модели интересы собственников стоят на втором месте после общественных и государственных интересов, вовлекает в корпоративные отношения, например, банки, кредиторов, трудовые коллективы, профсоюзы и общественные организации. Модель эффективно контролирует компании за счет строгой финансовой отчетности перед кредитными институтами и государственного вмешательства.
В Европе банки не ограничены в своей инвестиционной деятельности, так как они не разделены на инвестиционные и коммерческие, также банки не ограничены вправе собирать контрольные пакеты акций компаний и становиться их непосредственными владельцами.
В Российской Федерации система корпоративного управления соответствует системе европейского права. Структура российских советов директоров в большей степени полностью совпадает со структурой в европейских странах. Наша модель корпоративного управления в связи с особенностями развития также имеет свои особенности и недостатки. Причины формирования такой модели обоснованы и ведут свое начало от зарождения институтов частной и корпоративной собственности в России. Залоговые аукционы по продаже акций гос. компаний, рейдерские захваты, приватизация девяностых и т.д. - все это привело к тому, что крупные акционерные капиталы сосредоточились либо в руках государства, либо у крупных частных собственников. Все это привело к тому, что российскую корпоративную модель характеризует совмещение функций владения и управления. Для компаний с государственным участием управление осуществляется посредством исполнения директив, которые определяют обязательную позицию для голосования представителей государства в совете директоров. Также эта практика принимается и частными компаниями. Таким образом, сегодня сохраняются жесткие методы управления с упором на строгую иерархию.
Российские компании довольно часто используют советы директоров для продвижения политики отдельных собственников, что дискредитирует само назначение совета директоров, В результате менеджеры подотчетны в основном доминирующему собственнику, а не всем акционерам и, как правило, аффилированы с ним. Все это усугубляет отсутствие четко проработанной ответственности менеджеров за деятельность компаний.
Редко, особенно в крупных компаниях, наблюдается равное отношение ко всем собственникам. До сих пор есть компании, в которых распределение прибыли идет по внедивидентным каналам - то есть прибыль получают только доминирующие собственники, посредством различных финансовых схем, например благодаря трансфертным ценам. Все это влечет за собой низкую прозрачность компаний, затрудненный доступ к информации о финансовом состоянии, о аффилированности и реальных владельцах, а также об условиях крупных сделок.
Нельзя не отметить, что в таких компаниях присутствуют все основные признаки корпоративного управления, утверждены кодексы корпоративного поведения, в советах директоров присутствуют независимые директора, независимость которых является либо формальной, либо их настолько мало что они не могут повлиять на принимаемые решения. Все они заявляют о своей приверженности корпоративному управлению, однако все эти громкие заявления и красивую внешнюю атрибутику можно признать пустышкой, направленной на привлечение иностранных инвесторов, для которых качество корпоративного управления это важный фактор в принятии решения об инвестировании.
Для среднего бизнеса качество корпоративного управления не столь важно, так как внутренний инвестор, которым часто являются российские банки, хоть и обращает внимание на качество корпоративного управления, но не так требователен, как иностранный.
Такая модель корпоративного управления привела к зарегулированности корпоративных отношений. Не прекращаются попытки распространить жесткие регулятивные правила на «непубличную» часть корпоративного сектора.
Однако, как представляется, регулирование корпоративных отношений должно быть направлено не столько на ужесточение требований к компаниям, сколько на более гибкое регулирование отношений между участниками корпоративных отношений, предоставление им большей свободы в выборе модели управления.
Это только небольшой перечень проблем корпоративного управления, которые должны быть решены, в том числе силами Банка России как мегарегулятора.
Литература
1. Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения. Распоряжение ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р.
2. Распоряжение Правительства Российской федерации от 19.06.2013 № 1012-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 8387/ (дата обращения: 17.01.2017).
3. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку
Российской Федерации полномочий порегулированию, надзору и контролю в сфере финансовых рынков». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149702/ (дата обращения: 17.01.2017).
4. Решение об упразднении с 28 февраля 2014 года Службы по финансовым рынкам (СФР). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/528475/ (дата обращения: 17.01.2017).
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50 751/ (дата обращения: 17.01.2017).
6. Письмо Банка России от 06.02.2012 № 14-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12 6196/ (дата обращения: 17.01.2017).
7. Principles of Corporate Governance», OECD, April 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/32/18/31557724.pdf/ (дата обращения: 17.01.2017).
8. Заявление Правительства Российской Федерации № 1472п-П13, Банка России № 01001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» // «Вестник Банка России». № 21, 20.04.2011.
9. Федеральный закон от 02.07.2013 № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=148458&from=191401-0&rnd=0.4810282827820629�/ (дата обращения: 17.01.2017).