ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОРПОРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СТРУКТУР
Иванова Светлана Петровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Садыкова Ксения Валерьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Функция корпоративного и финансового контроля приобретает особую актуальность на современном этапе эволюции российской банковской системы, когда значение кредитно-денежных институтов неуклонно растет как для экономики в целом, так и для развития отрасли, а появление новых интегрированных банковских структур и функционирование уже существующих зачастую сопровождаются отсутствием традиций и технологий разработки или совершенствования системы корпоративного контроля, адаптированной к рыночным отношениям. В статье показано, что оптимально сбалансированная система корпоративного и государственного контроля сможет привести как к высокой результативности трудовой деятельности, так и к повышению темпов развития организации. Чтобы система контроля как механизм управления стала эффективной, она должна разрабатываться при соблюдении основополагающих принципов, отвечать основным целям банка, а также учитывать влияние определенных факторов. Ключевые слова: банковский холдинг, банковская группа, антикризисное управление, корпоративная стратегия, корпоративный контроль, интегрированные корпоративные структуры.
SPECIFIC FEATURES OF STATE CORPORATE AND FINANCE CONTROL OVER INTEGRATED BANKING STRUCTURES
Ivanova, Svetlana P.
PhD, Assistant Professor of the Department for Organizational and Managerial Innovations of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Sadykova, Xenia V.
PhD, Assistant Professor of the Department for Organizational and Managerial Innovations of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The function of corporate and finance control becomes more acute at the current stage of the Russian banking system evolution, when the importance of credit-monetary institutions grows both for economy in general and for the industry development. Emergence of new integrated banking structures and functioning of established ones often lack traditions and technologies dealing with designing and enhancing corporate control systems adapted to market relations. The article shows that a well-balanced system of corporate and state control could provide highly efficient work and at the same time could increase the rate of organization development. In order to make the control system, as a mechanism of management effective it should be developed on the basis of fundamental principles, meet key targets of the bank and take into account the impact of certain factors.
Keywords: banking holding, banking group, crisis management, corporate strategy, corporate control, integrated corporate structures.
Глобализация, масштабные процессы международных сделок слияний и поглощений, растущее влияние таких участников рынка, как небанковские финансовые учреждения и прочие современные тенденции развития мирового банковского сектора и финансовых рынков привели к стремительному усилению конкуренции. Именно поэтому адаптация своих бизнес-моделей и разработка инновационных корпоративных стратегий приобрели для банковского сектора особую актуальность. Кроме того, для финансово-кредитных институтов критерием не только успеха, но и выживания наряду с формированием эффективной конкурентной стратегии становится способность комбинировать ее со стратегиями диверсификации и интеграции. Активно внедряются процессы и модели, с помощью которых финансовые институты имеют возможность выхода на новый уровень конкуренции, оптимизации своих позиций на мировом рынке.
Так, например, на отечественном рынке банковских услуг проблема недостаточной эффективности внедрения инновационных конкурентных стратегий на фоне постоянных слияний и упразднений ряда структур и валютных колебаний приводит к турбулентности в системе стратегического и корпоративного управления в целом. Это может частично объясняться низким уровнем инновационной культуры и слабыми организационными механизмами реализации инновационных процессов.
В рамках анализа мировой банковской арены можно выделить следующие глобальные тенденции: растущие инвестиции в мониторинг изменений внешней среды с целью адаптации бизнес-моделей к требованиям последней и своевременной коррекции банковской деятельности; оптимизация процессов управления внедрением технических и технологических новшеств. Причем в зарубежной банковской практике отмечаются инновационные изменения в следующих направлениях: изменение структуры и организационного дизайна
банка путем реализации стратегий диверсификации и интеграции при использовании новых и традиционных технологий и методов, разработка новых продуктов, отвечающих уровню новейших технологий; широкие инвестиции в виртуальные банковские и финансовые технологии; рассредоточение и организационное разделение банка на три элемента: распространение услуг, производственная и портфельная части; оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и филиальной сети; структурно-технологическая перестройка офисов; усложняющиеся требования к сбору, хранению и аналитической обработке внутренней информации; новые опции внутреннего контроля и аудита; изменения в квалификации работников (появление таких должностей, как, например, продукт-менеджер, специалист по трансакциям и консультациям и пр.).
В современных условиях в банковской практике инновационный лизинг, факторинг, франчайзинг, форфейтинг, предоставление услуги эквайринга, системы дистанционного управления счетом, пакетное предоставление страховых услуг перестают рассматриваться в качестве инновационных. Кроме того, все технические новшества, как известно, копируются в первые полгода эксплуатации. Именно поэтому каждый банк стремится разрабатывать стратегию по внедрению новых продуктов или услуг, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе или реализовать конкурентную стратегию с помощью иных форм конкуренции (например, стратегических союзов, банковских холдингов).
Рассмотрим в качестве примеров конкурентоспособные корпоративные стратегии некоторых зарубежных коммерческих банков:
1. Аналитически-инновационная стратегия (Industrial and Commercial Bank of China - ICBC), в основе которой лежит аналитическая оценка положительного международного опыта и прогноз в отношении их стратегического развития в области
оптимизации систем управления банком, определяющих борьбу за лидерство.
2. Корпоративная стратегия JPMorgan Chase, нацеленная на выявление и достижение оптимального уровня конкурентоспособности на основе согласования управленческих, технологических, экономических, социальных и правовых механизмов, создавая банковскую систему нового поколения в отношении оптимизации организационной архитектуры, совершенствования технологий, повышения адаптивности и доходности банковской структуры.
3. Стратегические инициативы и направления HSBC Holdings plc, характеризующиеся инвестициями в области автоматизации банковских процессов; новые компьютерные технологии самообслуживания, дистанционное обслуживание, виртуальные банковские и финансовые технологии, технологии защиты данных. Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного маркетинга.
4. Адаптивная конкурентная стратегия Citigroup, реализуемая в условиях модификаций структуры управления, проведения структурных и функциональных изменений с учетом оптимизации банковской сети, сегментации и изменений в работе филиалов.
Для российских банков современная ситуация характеризуется высокими рисками, поскольку по ряду причин отсутствуют механизмы и стратегии по поддержанию конкурентной борьбы с передовыми иностранными контрагентами. Стоит отметить, что российская банковская система проигрывает по масштабу структур западным конкурентам, где превалируют банковские группы.
Новые информационные и коммуникационные технологии совместно с глобальными стратегическими процессами преобразуют банковскую деятельность. Изменяются роль и место современного банка, инструменты, способы достижения целей и сами цели. Отечественный банковский
сектор меняется и с приходом конкурентов из иных сфер (МТС Банк, МегаФон.Банк), поэтому для того, чтобы выдержать локальную и международную конкуренцию и войти в международное финансовое сообщество, он должен активно и эффективно внедрять банковские инновации. В этом случае приоритетными задачами российских банков продолжают оставаться обеспечение стабильных условий функционирования и развития, повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем финансовых рынках, усиление взаимодействия банка с реальным сектором экономики.
Особенностями управления инновационными стратегиями банков являются учет социальных аспектов нововведений и изменение их социальной значимости с течением времени, что может служить предметом дальнейших направлений исследования. Большая роль в этом принадлежит государству, которое посредством регулирования налоговых ставок и предоставления льгот может стимулировать или сдерживать финансирование, а также продвижение инноваций.
Попытка внедрения эффективных корпоративных стратегий банков стала насущной необходимостью для выживания в международной конкурентной борьбе. В российской практике это характеризуется рядом особенностей и направлений влияния внешней среды: интеграцией российских банков в мировую финансовую систему; кризисом и реструктуризацией банковской сферы; государственным регулированием параметров коммерческих банков.
Глобальные изменения на финансовом рынке тесно связаны с созданием единого информационного поля. В качестве наиболее важных тенденций в этой области следует выделить распространение инновационных банковских технологий, конкуренцию на новом стратегическом техническом уровне и изменение структуры банковской сферы вследствие растущего количества сделок слияний и поглощений.
В рамках многочисленных аналитических исследований определяется множество причин неэффективности сделок при реализации стратегии интеграции. В последнее время среди этих причин особую значимость приобретает недостаточная эффективность функции контроля.
Управленческая диагностика показывает, что вопреки обоснованным на первый взгляд финансовым расчетам и оценкам при реализации стратегий интеграции возникают узкие места, которые минимизируют ожидаемый синергетический эффект от сделок. Низкая эффективность корпоративного и финансового контроля и знания законодательства может стать причиной, препятствующей созданию единой системы стратегического развития эффективной организации.
Среди ключевых задач в этой области, которые должны быть проработаны менеджментом организации, можно выделить:
- планирование программ, которые позволят создать единую систему корпоративного и финансового контроля;
- оптимизацию организационной структуры с учетом необходимости создания специальных структурных подразделений;
- планирование и проведение системы мероприятий по созданию комфортного уровня контроля в организации;
- внедрение систем дополнительного обучения сотрудников;
- построение единой команды.
Необходимо отметить и то, что успешно
проведенный интеграционный процесс предполагает разработку и внедрение информационной кампании, предваряющей реорганизацию. Максимальный вывод каждого работника из информационного вакуума - обязательное условие для активного включения работника в реализацию организационных изменений, поддержания необходимого уровня его лояльности и результативности. Размывание целей и перспектив организации как в целом, так и конкретного работника в частности влечет
за собой погружение персонала в условия неопределенности, сопровождающиеся понижением уровня мотивации, эффективности работников, что приводит к значительному и ощутимому сопротивлению изменениям и контролю. В этом смысле ключевую важность приобретает проведение прозрачного процесса контролирования, что позволит снять или минимизировать серьезное эмоциональное напряжение и, кроме того, получить от лучших работников предложения по совершенствованию путей реализации интеграционного процесса.
Если обратиться к конкретике в отношении форм и способов интеграции в банковском секторе и необходимости государственного корпоративного контроля над ними, стоит отметить, что участие кредитной организации в банковском холдинге как глобальная тенденция, о которой было сказано выше, является источником значительных рисков, так как помимо банковских рисков, возникающих в деятельности любой кредитной организации, ее участие в банковском холдинге влечет возникновение консолидированных рисков банковского холдинга, которым подвергаются все его участники.
В рамках надзора за отдельной кредитной организацией - участником банковского холдинга представляется важным, чтобы надзорный орган рассматривал кредитную организацию и профиль ее рисков под различными углами зрения: на индивидуальной и консолидированной основе с учетом рисков других участников банковского холдинга, которые могут быть перенесены на кредитную организацию -участника банковского холдинга. Участники банковского холдинга, особенно осуществляющие деятельность в нефинансовой сфере, могут негативно повлиять на финансовое положение, репутацию, общую безопасность и надежность кредитной организации.
При исполнении своих функций надзорные органы должны иметь возможность отслеживать все риски, возникающие в
деятельности отдельного банка, его аффилированных организаций или на более высоком уровне (банковская группа и банковский холдинг).
Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность банковских холдингов, не позволяют Банку России производить полноценную оценку деятельности кредитных организаций с учетом рисков, принимаемых ими в связи с участием в банковском холдинге. В настоящее время на уровне федерального законодательства и нормативных актов Банка России реализованы следующие требования к банковским холдингам:
- обязанность уведомлять Банк России об образовании банковского холдинга и о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях;
- обязанность ежегодно раскрывать консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней;
- обязанность составлять и представлять в Банк России отчетность и иную информацию о рисках банковского холдинга, необходимую для осуществления надзора за кредитными организациями - участниками банковского холдинга, а также консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение, доступные широкому кругу пользователей.
В целях реализации законодательных требований Банк России установил обязательные для банковских холдингов правила составления и представления информации, необходимой для оценки рисков банковского холдинга и осуществления надзора за кредитными организациями - участниками банковских холдингов, раскрытия консолидированной финансовой отчетности банковских холдингов, а также ее представления в Банк России.
Установленные в нормативных правовых актах Российской Федерации требования по регулированию деятельности банковских холдингов не соответствуют международно признанным нормам в этой области.
Надзорный орган должен понимать и оценивать, каким образом осуществляется управление рисками в банковском холдинге. В этих целях ему необходимо установить пруденциальные стандарты для банковского холдинга, охватывающие такие вопросы, как достаточность капитала, ликвидность, крупные кредитные риски, подверженность рискам со стороны связанных лиц. Кроме того, он должен удостовериться, что политика и процедуры банка предусматривают наличие необходимой квалификации менеджмента для проведения операций (в том числе трансграничных) надежным и осмотрительным образом и в соответствии с надзорными и регулятивными требованиями.
Для реализации указанных принципов регулирования банковских холдингов Банк России предлагает на законодательном уровне для банковских холдингов установить:
- значения и порядок расчета обязательных нормативов деятельности (нормативы достаточности собственных средств (капитала), максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, максимальный размер крупных кредитных рисков, норматив краткосрочной ликвидности (для банковских холдингов, в состав которых входят системно значимые кредитные организации), норматив использования собственных средств (капитала) для приобретения акций (долей) других юридических лиц, лимит открытых валютных позиций);
- значения и порядок расчета надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала), а также правила распределения прибыли при несоблюдении банковскими холдингами надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала) банковского холдинга;
- требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля в банковском холдинге;
- требования к деловой репутации и квалификации руководителей службы управления рисками, внутреннего аудита
и внутреннего контроля головной организации (управляющей компании банковского холдинга при условии ее создания), членов органов управления головной организации (управляющей компании банковского холдинга при условии ее создания), а также порядку их согласования при назначении на должность, уведомления при назначении и при освобождении от должности;
- требования к системе оплаты труда;
- требования к применению методик определения собственных средств (капитала), оценке активов и обязательств банковских холдингов, в том числе в отношении формирования резервов на возможные потери банковского холдинга;
- требования к разработке планов восстановления финансовой устойчивости банковского холдинга и его отдельных участников.
Вместе с тем Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
Начиная с 1 января 2014 г. Банк России получил следующие полномочия:
- осуществлять анализ деятельности банковских холдингов и использовать полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги;
- уведомлять головную организацию банковского холдинга о неисполнении ею требований Закона о банках (в случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков их участия в банковском холдинге) и ограничивать (устанавливать запрет) операции кредитной организации - участника банковского хол-
динга со связанными с нею лицами, включая головную организацию банковского холдинга, в случаях, когда последняя не исполняет требования федеральных законов.
Международная практика предусматривает более широкие полномочия надзорного органа за такими объединениями, как банковские холдинги.
В частности, надзорный орган должен:
- оценивать структуру банковского холдинга, основные направления деятельности банковского холдинга и генерируемые банковским холдингом риски;
- оценивать адекватность контроля за банковскими зарубежными операциями со стороны органов управления головной организации банковского холдинга, управляющей компании банковского холдинга;
- оценивать наличие необходимой квалификации органов управления головной организации банковского холдинга, управляющей компании банковского холдинга для проведения трансграничных операций надежным и осмотрительным образом и в соответствии с надзорными и регулятивными требованиями;
- оценивать надежность процедур и процессов, охватывающих, например, стратегическое управление, систему контроля, сферу ответственности совета директоров и старших должностных лиц банка и политику в области вознаграждений на предмет адекватности принимаемых консолидированных рисков;
- проводить оценку состояния системы управления рисками и достаточности капитала в контексте соответствия профилю рисков, рыночным и макроэкономическим условиям, в том числе в чрезвычайных случаях, а также требованиям Банка России;
- проводить инспекции деятельности банковского холдинга, в том числе его зарубежной деятельности;
- располагать полномочиями и ресурсами по принятию необходимых мер к банковским холдингам.
В целях закрепления в российской практике международно признанных норм эффективного консолидированного
надзора необходимо предоставить Банку России право:
- проводить оценку качества систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля банковского холдинга, достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности банковского холдинга, оценку его активов и пассивов, оценивать систему оплаты труда банковского холдинга в части, связанной с результатом управления рисками;
- проводить проверки банковских холдингов, направлять головной организации, управляющей компании банковского холдинга обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять меры в порядке, установленном Банком России;
- вести в порядке, установленном Банком России, базу данных о лицах, занимающих руководящие должности в головных организациях банковских групп, банковских холдингов (управляющих компаниях банковских холдингов), деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению банковской группы, банковского холдинга и (или) нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
- применять меры к головной организации, управляющей компании банковского холдинга, участникам банковского холдинга при выявлении в их деятельности связанных с участием в банковском холдинге нарушений.
Начиная с 1 января 2014 г. Банк России получил право ограничивать проведение кредитной организацией - участником банковского холдинга операций с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга на срок до шести месяцев либо ввести запрет на осуществление кредитной организацией - участником банковского холдинга отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, с головной организацией банковского холдинга, участниками
банковского холдинга на срок до одного года в случае неисполнения головной организацией банковского холдинга требований законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, надзорный орган должен иметь право ограничивать перечень видов деятельности, которые банковский холдинг может осуществлять (включая закрытие зарубежных отделений), если он определит, что надежность и устойчивость кредитной организации - участника банковского холдинга и банковского холдинга в целом находятся под угрозой, поскольку эти виды деятельности подвергают их чрезмерному риску и (или) не управляются должным образом.
Банк России предлагает установить ряд мер воздействия к головной организации, управляющей компании банковского холдинга, кредитным организациям - участникам банковского холдинга. Так, за нарушение головной организацией, управляющей компанией банковского холдинга, кредитными организациями - участниками банковского холдинга федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, несоблюдение обязательных нормативов, установленных для банковских холдингов, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, непроведение обязательного аудита, нераскрытие консолидированной финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней или иной информации Банк России вправе применить одну из следующих мер: взыскивать с указанных организаций штраф либо ограничивать проведение указанными организациями отдельных операций, в том числе с головной организацией, управляющей компанией банковского холдинга, кредитными организациями - участниками банковского холдинга, со связанными с ними лицами, на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения головной организацией, управляющей компанией бан-
ковского холдинга, кредитными организациями - участниками банковского холдинга предписаний Банка России об устранении выявленных в их деятельности нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитными организациями, входящими в состав банковского холдинга, банковские операции или сделки создали реальную угрозу законным интересам их кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе взыскать с указанных организаций штраф либо ввести запрет на проведение указанными организациями отдельных операций, в том числе с головной организацией, управляющей компанией банковского холдинга, кредитными организациями - участниками банковского холдинга, со связанными с ними лицами, на срок до одного года либо потребовать от головной организации банковского холдинга, управляющей компании банковского холдинга:
- изменения структуры активов банковского холдинга или отдельных участников банковского холдинга;
- замены членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, его заместителей головной организации банковского холдинга, управляющей компании банковского холдинга, в том числе в случае невыполнения ими требований к деловой репутации или представления недостоверных сведений о соблюдении ими ограничений, предусмотренных федеральными законами, либо ограничения размера компенсационных и (или) стимулирующих выплат указанным лицам на срок до трех лет.
При выявлении Банком России признаков участия кредитных организаций в банковском холдинге при условии неуведомления Банка России об образовании банковского холдинга или несоздания управляющей компании банковского холдинга либо неуведомления о ее создании Банк России уведомляет головную организацию банковского холдинга, учредителей
банковского холдинга о неисполнении ими требований закона «О банках и банковской деятельности». Если указанные лица не устраняют нарушения федерального законодательства, Банк России в установленном им порядке вправе применить к ним меры, определенные для указанных нарушений статьей 74 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», при этом права голоса акционеров (участников) кредитных организаций на общем собрании акционеров (участников) кредитных организаций приостанавливаются в порядке и на срок, предусмотренный данной статьей.
Функция корпоративного и финансового контроля приобретает особую актуальность на современном этапе эволюции российской банковской системы, когда значение кредитно-денежных институтов неуклонно растет как для экономики в целом, так и для развития отрасли, а появление новых интегрированных банковских структур и функционирование уже существующих зачастую сопровождаются отсутствием традиций и технологий разработки или совершенствования системы корпоративного контроля, адаптированной к рыночным отношениям. Оптимально сбалансированная система корпоративного и государственного контроля сможет привести как к высокой результативности трудовой деятельности, так и к повышению темпов развития организации. Чтобы система контроля как механизм управле-
ния стала эффективной, она должна разрабатываться при соблюдении основополагающих принципов, отвечать основным целям банка, а также учитывать влияние определенных факторов.
Реализация стратегических целей интегрированной банковской структуры возможна только при условии построения эффективной и современной модели управления, отвечающей целям банка по оптимизации расходов и дающей возможность применения различных подходов к управлению для любых типов деятельности в рамках группы, оперативного принятия и реализации решений субъектами управления при повышении их полномочий и ответственности.
Эффективная реализация стратегии интегрированной банковской структуры может осуществляться за счет интеграции предусмотренных мероприятий в управленческие процессы и системы: бизнес-планирование, проектное управление, системы мотивации, системы контроля и управления эффективностью деятельности.
Успешная реализация корпоративной стратегии, включающей эффективные системы контроля, позволит банковской структуре укрепить позиции на локальном и международном рынках банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.
Список литературы
1. Аргунов И. А. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка // Банковский журнал. - 2007. - № 10. - С. 24-26.
2. Богоутдинов Б. Б., Балаханова Д. К., Баранников А. Л., Иванова С. П. Проблемы доступа малого бизнеса к банковскому капиталу / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 4 (88). - С. 65-70.
3. Иванова С. П. Применение Банком России международных норм эффективного консолидированного регулирования и надзора за деятельностью участников банковских групп и банковских холдингов // Устойчивое развитие российской экономики : материалы IV Международной научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 255-261.
4. Иванова С. П., Литвинова А. Н. Показатели эффективности реальных инвестиций: эволюция и проблемы использования / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 5 (89). - С. 73-80.
5. Иванова С. П., Садыкова К. В. Проблемы оценки рисков банковского холдинга и осуществления надзора банком России за кредитными организациями - участниками банковских холдингов / / Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей победителей Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и Просвещение, 2017. - С. 43-46.
6. Казимагомедов А. А. Особенности конкурентной среды на рынке банковских продуктов // Банковское дело. - 2017. - № 4. - С. 80-84.
7. Кудрявцева Е. Л. Фонд прямых инвестиций как инструмент привлечения иностранного капитала в экономику России / / Банковское дело. - 2015. - № 8. - С. 42-46.
8. Литвинова А. Н. Проблемы использования показателей эффективности реальных инвестиций // Вестник Академии. - 2015. - № 4. - С. 85-88.
References
1. Argunov I. A. Pribyl'nost' i likvidnost': analiz finansovogo sostoyaniya banka [Profitability and Liquidity: Analyzing the Bank Finance Standing]. Bankovskiy zhurnal [Banking Journal], 2007, No. 10, pp. 24-26. (In Russ.).
2. Bogoutdinov B. B., Balakhanova D. K., Barannikov A. L., Ivanova S. P. Problemy dostupa malogo biznesa k bankovskomu kapitalu [Problems of Bank Capital Accessibility for Small Business]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 4 (88), pp. 65-70. (In Russ.).
3. Ivanova S. P. Primenenie Bankom Rossii mezhdunarodnykh norm effektivnogo konsolidirovannogo regulirovaniya i nadzora za deyatel'nost'yu uchastnikov bankovskikh grupp i bankovskikh kholdingov [The Use by the Bank of Russia of International Standards of Efficient Consolidated Regulation and Supervision over Participants of Banking Groups and Banking Holdings]. Ustoychivoe razvitie rossiyskoy ekonomiki, materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentcii [Sustainable Development of Russian Economy, materials of the 4th International Conference]. Moscow, 2017, pp. 255-261. (In Russ.).
4. Ivanova S. P., Litvinova A. N. Pokazateli effektivnosti real'nykh investitciy: evolyutciya i problemy ispol'zovaniya [Rates of Real Investment Efficiency: Evolution and Difficulties of Use]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 5 (89), pp. 73-80. (In Russ.).
5. Ivanova S. P., Sadykova K. V. Problemy otcenki riskov bankovskogo kholdinga i osushchestvleniya nadzora bankom Rossii za kreditnymi organizatciyami - uchastnikami bankovskikh kholdingov [Assessing Risks of the Banking Holding and Supervision by the Bank of Russia over Credit Organizations - Participants of Banking Holdings]. Sovremennye sotciaVno-ekonomicheskie protcessy: problemy, zakonomernosti, perspektivy, sbornik statey pobediteley Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentcii [Today's Social and Economic Processes: Challenges, Laws, Prospects, collection of articles by winners of the International Conference]. Penza, Nauka i Prosveshchenie, 2017, pp. 43-46. (In Russ.).
6. Kazimagomedov A. A. Osobennosti konkurentnoy sredy na rynke bankovskikh produktov [Specificities of the Competitive Environment on Banking Product Market]. Bankovskoe delo [Banking], 2017, No. 4, pp. 80-84. (In Russ.).
7. Kudryavtceva E. L. Fond pryamykh investitciy kak instrument privlecheniya inostrannogo kapitala v ekonomiku Rossii [The Fund of Direct Investment as a Tool for Raising Foreign Capital to Russian Economy]. Bankovskoe delo [Banking], 2015, No. 8, pp. 42-46. (In Russ.).
8. Litvinova A. N. Problemy ispol'zovaniya pokazateley effektivnosti real'nykh investitciy [Using Figures of Real Investment Effectiveness]. Vestnik Akademii [Bulletin of the Academy], 2015, No. 4, pp. 85-88. (In Russ.).