Кульсарина Ирена Галинуровна
БАШКОРТОСТАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
В статье рассматривается отражение башкирской темы в русской прозе второй половины ХХ века. Среди основных тем и проблем, разрабатываемых писателями этого периода, отмечаются военная, производственная, экологическая, нравственная. Особое внимание в статье уделено приемам репрезентации поликультурного пространства Башкортостана и воссозданию башкирского национального характера в русской литературе. На конкретных примерах анализируются идейно-художественные особенности прозы А. Филиппова, И. Сотникова, И. Слободчикова, не ставшие до сих пор объектом внимания исследователей.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/11 -2/5.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 2. C. 23-25. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net
УДК 821.161.1
В статье рассматривается отражение башкирской темы в русской прозе второй половины ХХ века. Среди основных тем и проблем, разрабатываемых писателями этого периода, отмечаются военная, производственная, экологическая, нравственная. Особое внимание в статье уделено приемам репрезентации поликультурного пространства Башкортостана и воссозданию башкирского национального характера в русской литературе. На конкретных примерах анализируются идейно-художественные особенности прозы А. Филиппова, И. Сотникова, И. Слободчикова, не ставшие до сих пор объектом внимания исследователей.
Ключевые слова и фразы: Башкортостан; русская литература; национальный характер; тематика; сюжетно-композиционная структура; образ.
Кульсарина Ирена Галинуровна, к. филол. н., доцент
Башкирский государственный университет kulsarina-bgu@yandex.ru
БАШКОРТОСТАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Выявление путей и принципов изображения того или иного края в художественных произведениях является одним из наиболее приоритетных и перспективных направлений филологической науки. В последние годы роль литературного краеведения значительно возросла в связи с повышенным вниманием к региональному компоненту в образовательных учреждениях страны, а также стремлением ученых выработать теоретико-методологические концепции исследования различных форм культурных топосов, отраженных в авторском тексте. Одним из первых обратился к этой проблеме Н. К. Пиксанов, введя в науку понятие «областных культурных гнёзд» [4]. В настоящее время образ региона в литературе исследуется в разных аспектах ([1; 7] и др.). Отражению башкирского края в русской литературе были посвящены труды М. Г. Рахимкулова, С. Г. Сафуанова, наблюдения которых были сделаны в основном на материале литературы XIX - первой половины ХХ века [2; 5]. На сегодняшний день остаются нерешенными вопросы, касающиеся раскрытия принципов репрезентации образа Башкортостана в современной русской и русскоязычной литературе, исследования эволюции образа региона в литературе XIX и XX веков.
В русской литературе второй половины XX века башкирская тема раскрывается в многоплановых произведениях, посвященных историческому прошлому страны, событиям Великой Отечественной войны, индустриализации края и современности. Важное место в творчестве многих русских писателей принадлежит рельефному описанию башкирского национального характера. Если внимание художников слова XIX века в основном сосредоточивалось на броских деталях, на внешних предметах, этнографических чертах быта башкирского народа, то в произведениях второй половины XX века ощущение глубокой национальной неповторимости характеров достигается не с помощью стилизации, не преднамеренным подбором специфических культурных реалий, а путем глубокого раскрытия человеческого характера в сложном взаимодействии с окружающей средой, через показ конкретных поступков героев. В военной прозе символами мужества и воинской доблести, бесстрашия и патриотизма стали художественные образы Александра Матросова в повести П. Жур-бы «Рядовой Александр Матросов»; Даяна Мурзина, командира партизанского отряда имени Яна Жижки, в повести Г. Гофмана «Чёрный генерал»; Xакимьяна Ахметгалина в документальной повести А. Бакалова и Д. Тимофеева «Высота бессмертных» и др. В повести «Четвертая высота» Е. Ильиной повествуется о судьбе актрисы и санинструктора Гули Королевой, эвакуированной в 1941 году в Уфу. Автор показывает формирование характера своей героини с детских лет и до взятия ею четвертой высоты. Во время боя Гуля вынесла с поля боя пятьдесят раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла воинов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп. В данной повести выведен также образ башкира Кадыра Xабибуллина, фронтового товарища Гули, бесстрашного бойца и талантливого кураиста.
Во второй половине XX века внимание многих художников слова приковали к себе события, связанные с открытием богатых нефтяных залежей на территории Башкортостана. Так, в произведении И. В. Сотникова «Люблю тебя, жизнь» показан процесс формирования ученого-нефтяника в образе Загидуллы Сюняева. В романе указанного же автора «Время не останавливается» характеры нефтяников раскрываются не только в процессе технологических поисков, но и во взаимоотношениях с окружающими и личном восприятии происходящих событий современниками. Становлению нефтяной промышленности в северных районах Башкортостана был посвящен роман В. И. Герасимова «В краю разбуженных легенд», в котором представлена многонациональная галерея героев. Заметим, что, в отличие от произведений писателей первой половины XX века, в творчестве современных русских писателей рельефно выявляются иные формы репрезентации башкирской действительности. Четко выделяется поликультурное пространство, сочетание русского и национально маркированного в художественной структуре их произведений. Так, героями повести «Чудо-камень» И. Сотникова являются школьники Альда, Сенька, Петька, Азат, Биктимер, одержимые страстью открытия месторождения нефрита на Южном Урале. Путь юных геологов к их заветной цели проходит через сложные испытания, обусловленные как природными условиями, так и характером взаимоотношений между ребятами. Черноглазый Азат, целеустремленный Биктимер, мечтающий найти нефрит Сенька, завистливый Петька показаны автором на фоне красивой и богатой башкирской природы. На страницах повести живописно представлены реки, горы, растительный мир края, при этом писатель обращается и к местному фольклору, вложив его в уста преподавателя Платона Ильича и старого камнереза Корнея Ильича. История о событиях прошлого века, легенда о волшебном камне, этимологические экскурсы в топонимику края придают повести И. Сотникова неповторимый стиль.
24
^БЫ 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 2
Многих писателей привлекает ландшафт башкирского края. Особенно зримо представлена природа Башкортостана в прозе Г. Кацерика и Б. Павлова. В рассказе «Старая борть» Г. Кацерика, посвященном древнему промыслу башкир - пчеловодству, совершается экскурс по бортьевым угодьям Бурзянского района, а в рассказе «Аю», повествующем охоту героев на медведя, описан животный и растительный мир башкирских лесов. Изображая богатую природу края, авторы поднимают актуальные проблемы современности и, в первую очередь, экологическую. В книгах рассказов и очерков Б. Павлова «Айгирская легенда», «Покушение на заветное» герои заботятся и переживают о природе края, защищая её от бездуховных потребителей. Так, кульминационным моментом рассказа «Ёжик и Салават Юлаев» является повествование Назира о том, как по дороге из деревни в город он стал свидетелем ужасающей картины: после мытья лобового стекла машины тряпкой, намоченной в луже, его руки стали красными, и самое страшное: к машине за ним полз одноглазый ёжик, перебирая землю передними лапами, а задние у него не двигались, потому что были мёртвыми. Земля, где обитали эти беззащитные существа, была отравлена удобрениями, химическими отходами. Не столько просьба, а призыв содержится в финальных строках рассказа: «Плачет родная земля моя, родина моя плачет, Урал плачет... О, земля родная. С болью умоляю, надо помочь ей, спасти её» [3, с. 108].
В русской литературе ХХ века о Башкортостане особое внимание уделяется частной жизни современника, его внутреннему миру. Такое явление характерно для прозы Р. Паля, А. Филиппова, А. Докучаевой и др. Так, в рассказе А. Филиппова «Чистейшие мелодии курая» описывается необычная история любви Зарипа и Миннигуль. Мужчина, имеющий семью и детей, свои искренние чувства к полюбившейся ему женщине передает лишь игрой на курае: «Какая же сила выплескивает из обычной лесной травы эти пленительные звуки, переворачивающие всю душу. В ней и тоска по чему-то светлому, вековая боль и извечная надежда на счастье» [6, с. 160-161]. В рассказе, построенном на бытовом сюжете, автор ярко показывает поликультурное пространство края. Бригада лесорубов, где трудились влюбленные, была неоднородной как по национальному составу, так и по возрасту ее членов. Неслучайно герой, размышляя о каждом из них, делает вывод: «Такая маленькая совсем бригадка, а какой разный народ!». Среди лесорубов выделяются образы Василия Ивановича Маркелова, Вени. Психологически достоверное исследование жизни «маленького человека» имеется и в рассказе «Телефонистка Зина» А. П. Филиппова. Судьба девушки из села Красный Ключ, расположенного в глухих башкирских урманах, сложилась нелегко. Отец погиб на фронте, мать замужем за немцем Павлом Реутом. Случайная встреча Зины со спасителем своего отчима врачом Асхатом перевернула её жизнь. Тема интернациональных браков разрабатывается и в рассказе «Запах сена», где автор показывает историю любви русского парня к башкирской девушке Гузель. В целом писатели, раскрывая духовный мир современника, остро поднимают нравственные проблемы, требующие от героев четкого выбора своего отношения к жизни.
Значительное место в литературе этого периода занимает тема деревни. Судьбам тружеников села посвящены многие произведения И. Ф. Слободчикова. Так, в повести «Кош-Елга» показан этап формирования характеров молодых людей во время лесозаготовки в уральской тайге. Работа в необычных условиях, стремление выполнить задание в срок выковывают в героях новые черты характера, заставляют серьезнее относиться к жизни, предъявлять более суровые требования к себе и товарищам. Анатолия, Рифа, Ивана, Виктора, Тоню связывают дружба, любовь к делу, умение справляться с трудностями, встречающимися за время их пребывания в лесу. В рассказе «Огни» автор на фоне трудовых будней показывает зарождение искренних интимных чувств героев. Глазами помощника комбайнера передается любовь начальника агрегата Асхата Мурзина к повару Венере. Когда девушка приезжает на поле кормить тружеников, весь облик Асхата светится любовью и восхищением. Маленькой, кругленькой, с веселыми озорными глазами Венере комбайнер тоже не безразличен. Чувства удовлетворенности от прожитого дня героям придают не только коллективный труд, но и сокровенные чувства к близкому по духу человеку. Эта тема продолжается и в романе В. М. Перчаткина «Возвращение любви», где изображены сложные взаимоотношения сельских жителей. Перевод животноводства на индустриальную основу, работа молодежи в сельскохозяйственном производстве показаны в аспекте раскрытия социальных явлений и традиций деревни второй половины ХХ века.
Таким образом, башкирская тема в творчестве русских писателей второй половины ХХ века раскрывается многопланово и рельефно отражает актуальные проблемы общества того времени. Интернациональный пафос, многонациональная галерея образов, сочетание русских и башкирских национальных этнокультурных традиций в сюжетно-композиционной структуре придают этим произведениям философскую глубину и по-знавательность, знакомят российского читателя с жизнью башкирского края, способствуют развитию межнациональных культурных и литературных связей.
Список литературы
1. Багратион-Мухранели И. Л. Репрезентация Грузии и Кавказа в русской литературе Х1Х - начала ХХ века: автореф. дисс. ... д. филол. н. М., 2016. 45 с.
2. Башкирия в русской литературе: сборник: в 6-ти т. / сост., предисл., биографические справки, коммент. М. Г. Рахимкулова и С. Г. Сафуанова. Уфа, 2001. Т. 5. 614 с.
3. Павлов Б. Н. Заповедное: очерки, рассказы, эссе. Уфа: Китап, 2006. 208 с.
4. Пиксанов Н. К. Областные культурные гнёзда: историко-краеведческий семинар. Введение в изучение темы для культурно-краеведных работ, систематическая библиография, руководящие вопросники. М. - Л.: Гос. изд-во, тип. «Красный пролетарий», 1928. 148 с.
5. Рахимкулов М. Г. От Горького до наших дней: в 2-х ч. Уфа: Китап, 2013. Ч. 2. ХХ век. 352 с.
6. Филиппов А. П. Когда сверкает молния. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 304 с.
7. Шульженко В. И. Кавказ в русской прозе второй половины ХХ века: проблематика, типология персонажей, художественная образность: дисс. ... д. филол. н. М., 2001. 461 с.
BASHKORTOSTAN IN THE RUSSIAN PROSE OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY
Kul'sarina Irena Galinurovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Bashkir State University kulsarina-bgu@yandex. ru
The article considers the representation of the Bashkir theme in the Russian prose of the second half of the XX century. Among the major topics and problems developed by the writers of that period, the military, industrial, environmental, and moral ones are mentioned. Particular attention is paid to the methods of Bashkortostan multicultural space representation and the reconstruction of the Bashkir national character in the Russian literature. By the specific examples the ideological and literary features of A. Filippov's, I. Sotnikov's, I. Slobodchikov's prose, which has not yet become the object of researchers' attention, are analyzed.
Key words and phrases: Bashkortostan; the Russian literature; national character, subject-matter; plot-compositional structure; image.
УДК 821.161.1
В статье раскрывается ключевой характер проблемы выживания человека для современной российской драматургии. На различном текстовом материале показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира эпохи рубежа ХХ-ХХ1 веков. Герой пьес нередко предстает как объект целенаправленного насилия и произвола. Изучаемые драматургические произведения высвечивают сдвиги в системе ценностных ориентиров общества, культивирующего крайний индивидуализм и нацеливающего личность на эгоистично-потребительское отношение к жизни.
Ключевые слова и фразы: современная новая драма; проблема духовной деградации; российское общество; П. Пряжко; В. Сигарев; В. Дурненков; Ю. Клавдиев.
Мещанский Александр Юрьевич, к. филол. н., доцент
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (филиал) в г. Северодвинске a.meshchanskiy@narfu. т
ПРОБЛЕМА ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОЙ «НОВОЙ ДРАМЫ»
Многовековая история русской литературы воспринимается как постоянный поиск духовной красоты и идеала человека. Произведениям отечественной литературы всегда был свойственен особый, повышенный интерес к личности человека, являющегося главным творцом всех материальных и духовных ценностей. Несмотря на трагические последствия минувшего века, который предоставил масштабные возможности для разгула пошлости, безнравственности, бессмысленной жестокости, многие писатели XX столетия выступили преемниками гуманистических традиций русской классической литературы. Их творчество является не только средством познания себя и окружающего мира, но и возможностью выхода за его пределы, прикосновения к чему-то высшему.
Насущные вопросы о ценностных приоритетах человека, о том, как ему вписаться в реальную жизнь, не потеряв при этом своей индивидуальности в нравственно несовершенном мире, пронизывают и отечественную драматургию XX века, которая ощущает свою тесную связь с социально-психологической драматургией Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Островского, А. Чехова. Нравственный пафос актуален для пьес М. Булгакова, Е. Шварца, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, А. Вампилова, С. Алешина, Г. Горина, А. Гельмана и др.
Современный философ Абрахам Маслоу высказал мысль о наиболее важной мировой задаче сегодняшнего дня: «Первая всеобъемлющая Большая Проблема состоит в том, чтобы создать Xорошего Человека. Люди должны стать лучше, иначе вполне возможно, все мы будем сметены с лица земли, или если даже выживем, то как биологический вид будем жить в напряжении и тревоге» [8, с. 9]. В чем-то схожую точку зрения несколько ранее выразил поэт И. Бродский: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно» [1]. Призыв Маслоу и Бродского понятен, но никаких предпосылок к серьезным изменениям современного человека, к сожалению, не чувствуется.
Если еще в начале XX века мир казался прочным, разумным и упорядоченным, а культурные и нравственные ценности - незыблемыми, то к концу столетия мир все чаще воспринимается нелепым, безумным и бессмысленным, а человеческая жизнь - бесцельной. Эпоха постмодернизма отменила все высшие идеалы. Потеряли смысл понятия нравственного и безнравственного, высокого и низкого, прекрасного и безобразного. Все стало равнозначно и одинаково дозволено: «Все элементы определенности в наше время подорваны и подвергаются сомнению, а условия проживания людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, в котором не существует абсолютных правил и критериев оценки» [2, с. 189]. В таких условиях сегодняшнего дня человек оказывается «одним воином в поле», вынужденным надеяться не на ближнего, а только на самого себя.
Знаменитый чеховский афоризм - «у насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот» [7, с. 281] - заключает в себе одну из центральных проблем современной драматургии, ставшей своеобразным документом нашего саморазрушения. Авторы «новой драмы» в своих пьесах стремятся отразить негативные явления современной российской жизни, затронувшие судьбы миллионов людей. Прежде всего, эти мрачные тенденции современного театра коснулись проблемы поляризации качества жизни расслоенного общества, когда значительная часть населения страны оказалась «на дне» жизни. Социальная неустроенность,