Научная статья на тему 'Бахауддин Амули – персидско-таджикский математик, философ, поэт и педагог'

Бахауддин Амули – персидско-таджикский математик, философ, поэт и педагог Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАХАУДДИН АМУЛИ / BAHAUDDIN AMULI / ТАДЖИКСКИЙ УЧЕНЫЙ / TAJIK SCIENTIST / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ПОЭЗИЯ / POETRY / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. / THE MIDDLE AGES.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комили А. Ш., Шарипов Ш. А., Давлатова М. Х.

Настоящая статья посвящена жизни и творчеству средневекового таджикского математика, инженера, философа, теолога, поэта и педагога Бахауддина Амули (1547–1622), который внес заметный вклад в развитие математических наук своей эпохи. Он также уделял особое внимание воспитанию и обучению многочисленных учеников, многие из которых стали известными учеными своего времени. В статье акцентируется внимание на то, что всестороннее изучение наследия выдающегося ученого с точки зрения истории науки и методики преподавания математики оказывает заметное влияние на общее мировоззрение и математическое творчество современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAHAUDDIN AMULI – PERSIAN-TAJIK MATHEMATICIAN, PHILOSOPHER, POET AND TEACHER

This article is devoted to the life and work of medieval Tajik mathematician, engineer, philosopher, theologian, poet and teacher Bahauddin Amuli (1547–1622), who made a notable contribution to the development of mathematical sciences of his time. He also paid special attention to the education and teaching of many disciples, some of them have also become well-known scientists of his time. The article emphasizes that a thorough study of scientist’s heritage from the standpoint of the history of science and the methods of teaching mathematics has a significant impact on the overall philosophy and mathematical creativity of modern students.

Текст научной работы на тему «Бахауддин Амули – персидско-таджикский математик, философ, поэт и педагог»

УДК 929

ББК 63.3(544)4-8

БАХАУДДИН АМУЛИ - ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКИЙ МАТЕМАТИК, ФИЛОСОФ, ПОЭТ И ПЕДАГОГ

BAHAUDDIN AMULI - PERSIAN-TAJIK MATHEMATICIAN, PHILOSOPHER, POET AND TEACHER

А. Ш. Комили, Ш. А. Шарипов, М. Х. Давлатова

Настоящая статья посвящена жизни и творчеству средневекового таджикского математика, инженера, философа, теолога, поэта и педагога Ба-хауддина Амули (1547-1622), который внес заметный вклад в развитие математических наук своей эпохи. Он также уделял особое внимание воспитанию и обучению многочисленных учеников, многие из которых стали известными учеными своего времени. В статье акцентируется внимание на то, что всестороннее изучение наследия выдающегося ученого с точки зрения истории науки и методики преподавания математики оказывает заметное влияние на общее мировоззрение и математическое творчество современных студентов.

Ключевые слова: Бахауддин Амули, таджикский ученый, математика, поэзия, педагогика, методика преподавания, Средневековье.

Баха-ад-Дин Мухаммад ибн Изз-ад-Дин Шейх Ху-сайн ал-Амули, известный под поэтическим псевдонимом Бахаи, родился 1547 г. вблизи города Амула в семье просвещенного человека Шейха Хусайна Амули. В детстве судьба его отлучает от матери, и в 1556 г. он с отцом переселяется в иранский город Исфахан. Здесь он обосновался и провел большую часть своей жизни. Начальное образование он получает от отца, затем обучается в медресе у известных ученых своего времени. Например, естественным наукам - физике, математике и астрономии - он учился у Афзалии Кази и Алии Музаххаба, философии у Абдуллы Язди, а медицине у Хакима Имам-ад-Дина. Бахауддин Амули был очень талантливым учеником, и за короткое время он прославился как эрудированный и разносторонний ученый.

Как многие другие персидско-таджикские средневековые мыслители (Авиценна, Беруни, Омар Хайям, Наси-риддин Туси и др.), он был подлинным энциклопедистом: известным математиком, геометром, инженером, физиком, астрономом, медиком, философом, теологом, факи-хом (законоведом), поэтом и педагогом. Вот что пишет о нем Саид Нафиси - крупный иранский исследователь: «Бахаи был одним из очень известных ученых своей эпохи и регулярно занимался обучением и проводил различ-

A. Sh. Komili, Sh. A. Sharipov, M. Kh. Davlatova

This article is devoted to the life and work of medieval Tajik mathematician, engineer, philosopher, theologian, poet and teacher Bahauddin Amuli (1547-1622), who made a notable contribution to the development of mathematical sciences of his time. He also paid special attention to the education and teaching of many disciples, some of them have also become well-known scientists of his time. The article emphasizes that a thorough study of scientist's heritage from the standpoint of the history of science and the methods of teaching mathematics has a significant impact on the overall philosophy and mathematical creativity of modern students.

Keywords: Bahauddin Amuli, Tajik scientist, mathematics, poetry, pedagogics, teaching methods, the Middle Ages.

ные научные дискуссии, всегда был готов обучать учеников...» [1, с. 86]. После долгого путешествия в Ирак, Сирию, Среднюю Азию он возвратился в Иран и скончался в 1622 г. в Исфахане.

Бахауддин Амули оставил после себя 88 произведений из различных отраслей знаний. Вот название некоторых из них: «ал-Кашкул» («Чаша дервиша (отшельника)») - антология, философско-теологическое и педагогическое произведение, «Джами' Аббаси» («Сборник Аб-баса») - мусульманское законоведение шиитского направления, «Нону халво» («Лепешка и халва») и «Ширу шакар» («Молоко и сахар») - оба этих произведения поэтические (меснави). В области математических наук и естествознания известны следующие его трактаты: «Рисала фи-л-каваид ал-хисабиййа ва-д-далаил ал-хандасиййа» («Трактат об арифметических правилах и геометрических доказательствах»), «Рисолаи манзум дар илми хайъат» («Поэтический трактат об астрономии»), «Маса'ил фи-л-хай'а» («Астрономические вопросы»), «Бахр ал-хисаб» («Море арифметики»), «Ташрех-ул-афлок» («Изложение небес (небесных светил)»), «Манзу-ма ашкал ат-тасис йа урджуза фи-л-хандаса» («Поэтические обоснования фигур в стихах, или Поэма о геометрии»), «Хафтод боб дар устурлоб» («Семьдесят глав об

астролябии»), «Рисала дар илми мисахат» («Трактат о науке измерения»), «Рисола дар нисбати иртифо'и джибол» («Трактат о высоте горы») и другие. Некоторые рукописи трактатов Бахауддина Амули хранятся в Национальной библиотеке Республики Таджикистан (№ 931; 1239; 1788; 1260/2; 1836/2), а также в рукописном фонде Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия имени Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (№ 1611/3 и № 1611/4). Конечно, некоторые копии трудов Бахауддина Амули хранятся в книгохранилищах других стран ближнего и дальнего зарубежья.

В своем геометрическом трактате «Рисала дар илми мисахат» («Трактат о науке измерения»), который состоит из введения и трех разделов, Бахауддин Амули дает определение различных геометрических фигур: прямой и кривой линии, дуги, сектора, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, многоугольника и т. д. [2, с. 66-71]. Примечательно, что для некоторых многоугольников ученый дает особые названия: бараба-ноподобная, ступенеподобная, острозубчатая фигура. Для вычисления площадей геометрических фигур он прибегает к методам своих известных учителей Гиясид-дина Джамшеда Кашани (ал-Каши, 1380-1429) и Али Куш-чи Самарканди (1403-1474). Для вычисления площади многоугольника он делит его на треугольники, потом определяет площадь каждого отдельного треугольника. В современной символике его способ можно представить в виде формулы:

5= А2- — + —

7 14у

Сравнивая данное выражение с формулой S = жЯ2 ,

22

увидим, что автор принимает ж = —7-. Таким образом,

число Ж = 3,14285714285714...

Следует отметить, что многие из его трактатов не дошли до наших дней, и даже дошедшие не изучены должным образом, за исключением работ Г. Собирова, Г. П. Матвиевской, И. Ходжиева и И. Мухаммадиева, которые внесли определенный вклад в изучение трактатов «Сущность арифметики» и «Трактат о науке измерения». Безусловно, самым известным его трактатом по математике является «Хулосат-ул-хисоб» («Сущность арифметики»), который оказал существенное влияние на творчество математиков последующих поколений.

И сегодня многие открытия Бахауддина Амули удивляют ученых. Примером могут служить «качающиеся минареты» в Исфахане (Иран), которые по сей день сохранили свои особенности. Еще одним произведением Бахауддина Амули, принесшим ему большую славу, была построенная по его проекту баня, обогреваемая одной свечой, о которой ходило и до сих пор ходит много легенд. У бани была трагическая судьба. В 1790 г. определенные зарубежные профессиональные группы, чтобы изучить механизм работы бани, разрушили ее подвал, изъяли механизм обогрева и увезли в Англию. В результате этого система обогрева бани была выведена из строя.

По народному поверью, Бахауддин Амули поставил свечу под хранилище с водой (это называлось хазна), и свеча, которая горела день и ночь, обогревала воду во всей хазне. Естественно, что это не было устроено столь примитивно. В бане была создана очень сложная система обогрева, сконструированная по законам физики и химии. Просто в те времена обычные люди не могли этого знать и создавали об этом легенды.

Близ бани находилась построенная по инициативе Бахауддина Амули мастерская по переработке масла для различных целей.

Если теолого-философские идеи Бахауддина Амули поддерживали и развивали определенные группы философов, то его математические мысли и труды поддерживали и развивали все математики последующих поколений.

Педагогические воззрения Бахауддина Амули отражены в основном в двух аспектах: а) в его теолого-философских и литературно-поэтических произведениях; б) в практической педагогической деятельности, а именно в деле подготовки многочисленных учеников. Его внимание было направлено не только на воспитание подрастающего поколения, что вполне естественно, но и на достижение более высокого уровня знания путем изучения философских, естественнонаучных и медицинских трактатов.

По сведениям Саида Нафиси, ученые XI в. хиджри (XVII—XVI11 в.) учились у Бахауддина Амули, вот имена некоторых из них: Шайх Джавод ибн Саъдуллох ибн Джавод ал-Багдади, известный как Джавад-мудрый; Мулла Мухаммад Мухсин ибн Муртаза ибн Махмуд Фай-зи Кашани (умер в 1091); Мулла Мухаммадшариф ибн Шамсиддин Мухаммад Исфахани (умер в 1087); Мулла Халил ибн Гази Казвини (умер в 1089); Мулла Мухаммад Солех ибн Ахмад Мозандарани (умер в 1081); Шайх Зай-ниддин Мухаммд ибн Хасан ибн Зайнулобиддин Али ибн Ахмади Амули (умер в 1030); Шайх Мухаммад ибн Алии Амули; Шайх Али бинни Махмуди Амули; Низо-миддин Мухаммад ибн Хусайн Карши (этот его ученик после смерти Бахауддина Амули по распоряжению шаха Аббоса закончил трактат своего учителя под названием «Джаме'и Аббаси»); Сайид Иззиддин Абу Аб-дуллох Хусайн ибн Хайдар ибн Камари Хусайни Амули; Амир Мухаммад Касим ибн Амир Мухаммад Таботабои; Наджибиддин Али ибн Шамсиддин Мухаммад Амулии Джили; Халил ибн Мухаммад Ашраф Исфахани; Садрид-дин Мухаммад ибн Ибрахим Ширази, известный как мулла Садро (умер в 1050); Мулла Мухаммад Бокир ибн Мухаммад Муъин Хуросонии Сабзавори (умер в 1090); Мухаммадамини ал-кори (вероятно, Мухаммадамин ал-Муъминабади - известный таджикский математик, чьи математические труды преподавались в различных ме-драсах в XVIII в.); Бахоуддин Мухаммади Амули (тезка и земляк ученого) и др. [1, с. 86-91].

В качестве примера можно привести его философские рубайят, которые имеют поучительно-педагогический смысл:

Эй, сохиби масъала, ту бишнав зи мо, Тахкик бидон, ки ломакон аст Худо. Хохи, ки туро кашф шавад ин маъно, Чон дар тани ту бигу кучо дорад чо [1, с. 138]. Ученик, затверди урок, Знай, что Сущий над всем есть Бог. И ответь, подводя итог, Где есть в теле души чертог?1

Или:

Эй адл хичил аз чахлу нодонии мо, Дархам шуда халде зи парешонии мо. Бут дар багалу ба сачда пешонии мо, Кофар зада ханда бар мусалмонии мо [1, с. 138]. Разум стыдится такого невежества, Народ до чего дошел, вот ужас-то: Свершают намаз, а служат идолам, -Иное мусульманство грешней безбожества1. Следует отметить, что «Хулосат-ул-хисоб» Бахауддина Амули существенно повлиял на математическое творчество своего ученика Мухаммада Наджмуддинхона, известного математика и поэта XVI-XVII вв., автора «Трактата по алгебре» («Рисала дар джабр ва мукабала»), написанного в поэтической форме на таджикском языке [3]. В свою очередь, трактат «Хулосат-ул-хисоб» Бахауддина Амули очень близок трактату «Мухаммадия» Али Кушчи Самарканда а его труд по своему стилю весьма близок к знаменитой работе Гиясиддина Джамшида Кашани «Ключ к арифметике» [2].

Необходимо отметить следующие стороны научной и педагогической деятельности Бахауддина Амули: во-первых, он сумел сохранить научные труды своих учителей Гиясиддина Джамшида Кашани и Али Кушчи Самарканда во-вторых, успешно продолжал традиции средневековой таджикской математической научной школы; в третьих, всячески способствовал распространению достижения математической (и не только математической) науки в средневековой Средней Азии и Иран; в четвертых, обобщая опыт преподавания в медресе Мавераннах-ра и Хорасана, то есть Средней Азии и Ирана, написал учебные пособия по математике; и наконец, воспитал и подготовил огромное количество учеников, имена некоторых из них мы уже упоминали.

Таким образом, можно отметить, что естественно-математические, философские, поэтические и педагоги-

ческие мысли Бахауддина Амули, которые сыграли существенную роль в творчестве последующих поколений ученых мусульманского средневековья, и по сей день не потеряли своей ценности, однако не изучены достойным образом. Их объяснение и преподавание молодому поколению, думается, будет поучительным и полезным как с точки зрения истории науки, так и с точки зрения методики преподавания математики и общей педагогики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Саъид

Нафиси. Жизнь и персидские стихи Шейха Бахаи. Тегеран: Изд-во «Икбал», 1316 г. хиджри].

2. Собиров Г. Математические и астрономические науки на Ближнем и Среднем Востоке в XV-XVIII вв. Средняя Азия, Иран, Турция, Северная Индия. Душанбе: Деваштич, 2011. 200 с.

3. Мухаммад Наджмуддинхон. Трактат по алгебре / пер. с тадж., факсимиле рукописи, исслед. и коммент., терминол. словарь и прил. Илхом-джона Ходжиева. Душанбе: Дониш, 1983. 92 с.

REFERENCES

1. Nafisi S. Sheikh Bahai's life and Persian poems [Ahval va ash'ar-i farsi-i Shaikh Baha'i]. Teheran: Chapkhana-i Iqbal, 1316.

2. Sobirov G. Matematicheskie i astronomicheskie nauki na Blizhnem i Srednem Vostoke v XV—XVIII vv. Srednyaya Aziya, Iran, Turtsiya, Severnaya Indiya (Mathematical and astronomical sciences in the Near and Middle East in the XV-XVIII centuries. Central Asia, Iran, Turkey, Northern India). Dushanbe: Devashtich, 2011. 200 p.

3. Mukhammad Nadzhmuddinkhon. Traktat po algebre, per. s tadzhikskogo, faksimile rukopisi, issledovanie i kommentarii, terminologicheskiy slovar i prilozheniya Ilkhomdzhona Khodzhieva. (Treatise on algebra. Ilkhomdzhon Khodzhiev's translation from Tajik, facsimile of manuscript, research and comments, dictionary of terms and annexes). Dushanbe: Donish, 1983. 92 p.

1 Пер. А. Комили в редакции Г. Альпериной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.