ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2006. № 2. С. 66 - 71.
М.-Н. О. Османов
ПОНЯТИЕ «СУФИЗМ» В СЛОВАРЕ СУФИЙСКИХ ТЕРМИНОВ АБДУРРАЗАКА АЛ-КАШАНИ
В настоящее время я работаю над переводом двухтомного словаря последователя великого суфия Ибн ‘Араби (560/1164-65 - 638/124—41) ‘Абдурразака ал-Кашани (ум. в 737/1336-37) под названием <«-^71 сЫ ^^ ^^71 и^-Ц» («Тонкие сведения о мужах вдохновения»), называемого также «Словарём суфийских терминов».
Предлагаемая публикация представляет собой перевод статьи «Тасаввуф» («Суфизм») из этого произведения.
Суфизм (<^^)
Знание (^Ъ) религиозной этики (^Ы) по обрядам (1 ^-^) и внутреннему содержанию (и'-^,'-0 - это есть божественная нравственность (^7' Говорят также: «Та-
саввуф - это то же, что совершать деяния высокой нравственности и избегать глупости». Говорят также: «Тасаввуф - наилучшая нравственность и очищение души нравственными достоинствами».
Равим1 (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Тасаввуф - это откровенно говорить с Аллахом обо всем, что он (т. е. суфий) желает».
В другом месте он сказал: «Тасаввуф - это отказ ради души от всех (земных) удовольствий».
Сказал Кушайри2 (да смилостивится над ним Аллах): «У слова тасаввуф три значения: 1. Свет знаний тасаввуфа не должен гасить свет набожности. 2. Не утверждать
о сокровенном в знании то, что противоречит выраженному в тексте Писания (т.е. Корана). 3. Религиозные чудеса (<-^-л'^£) не должны приводить к отмене запретов, наложенных всевышним Аллахом».
Абу Йазид3 сказал: «Тасаввуф - это верность не по обязательству, богатство без потерь, утоление жажды без оплаты, (знание) тайн сокровенных».
Сказал шайх Абуса‘ид Фадлуллах ибн Абулхайр4 (да освятит Аллах его могилу): «Я вошел к Абу ‘Абдуррахману5 (да смилостивится над ним Аллах), и это была наша первая встреча. Он спросил: «Не хочешь ли ты, чтобы я написал на память что-либо собственной рукой?» «Да», - ответил я, и он написал: «Слышал, как дед мой Абу ‘Умар Исма‘ил ибн Наджид Сулами сказал: «Я слышал от Абулкасима Джунайда6, что Та-
1 Абу Мухаммад Равим ибн Ахмад ибн Зайд ибн Равим ал-Багдади - известный суфийский шайх, мурид шайха Джунайда ал-Багдади, современник халифов Муктафи (902-908 гг.) и Мук-тазира (908-932 гг.)
2 Абулкасим ‘Абдулкарим ибн Хавазин Кушайри (376/986-87 - 465/1072-73гг.) родом из арабского племени Бану Кушайр. Из числа его произведений наиболее известна книга по основам суфизма «Рисалат ал-Кушайрийа» и комментарий к Корану «Тафсир ал-Куран».
3 Абу Йазид (Байзид) или Тайфур ибн ‘Иса ибн Сушан ал-Бистами - известный суфийский шайх из г. Бистам в Хорасане. Его сочинения не сохранились. О нем см. далее в тексте.
4 Шайх Абуса‘ид Фадлуллах ибн Абулхайр Мейхенейский (967-1048гг.) - известный иранский суфийский шайх мистик, ученик Абу ‘Абдуррахмана Сулами, автора «Табакат ас-суфийа». О нем см. далее в тексте.
5 Имеется в виду Абу ‘Абдуррахман Сулами.
6 Абулкасим Джунайд ибн Мухаммад ибн Джунайд ал-Багдади ан-Нахаванди прославился своими знаниями в религиозных науках и суфийском учении, за что удостоился почётного звания «Шайх вероучения тасаввуф». Из его сочинений до нас дошло несколько трактатов.
саввуф - это нравственность (5^). Тот, кто увеличил в тебе нравственность, тем самым увеличил в тебе тасаввуф».
Когда Джунайда спросили о значении слова «тасаввуф», он ответил: «Означает, что тасаввуфом всевышняя Истина (т.е. Бог) умерщвляет тебя от тебя (т.е. низменного) и оживляет Собой (т.е. возносит к божественному началу)».
Имам Абу Сахл Мухаммад ибн Сулайман ас-Са‘луки7 пишет: «Нравственность -уклонение от того, что преграждает (путь к Богу), так что ты узнал, что тасаввуф -нравственность (5^), а суфий - тот, кто не преграждает (пути к Богу)».
Ма‘руф ал-Кархи8 сказал: «Тасаввуф - это принятие истин (5-2-) и отречение от человеческого начала».
Джарир9 сказал: «Тасаввуф - это вхождение (^^^) в любое возвышенное нравственное начало, выход (т.е. отказ) из любого низменного начала».
Амр ибн ‘Усман ал-Макки10 говорит: «Тасаввуф - это такое состояние, когда раб в любое время должен быть таким, каким он должен быть в данное время» (т.е. постоянно любить Бога).
Говорят также: «Тасаввуф - быть нравственным с людьми и искренним с Истиной» (т.е. Богом).
Еще говорят: «Начало Тасаввуфа - знание, середина - деяние, и исход - дар (от Бога)».
Также говорят: «Тасаввуф - это поминание Аллаха (^) вместе с собранием, экстаз (^) на радениях, действия с соратниками».
Говорят еще: «Тасаввуф - это отказ от власти, щедрость души, и это по той причине, что тот, кто испытал власть, станет не суфием, а напротив, притворщиком (^'■^).
И еще говорят: «Тасаввуф - это очищение знания от компромисса с земными (интересами), подавление человеческого (в желаниях), уход от телесных желаний, стремление к духовным потребностям, к истинным мирским знаниям и следование религиозным предписаниям».
1. Абу Мухаммад Равим ибн Ахмад был близким другом Джунайда. В фикхе он был последователем захирита Давуда. Он был выдающимся комментатором Корана и знатоком его рецитации. Прославился высокими душевными качествами, неподкупностью, был известен как странник, отстранившийся от земных дел по большому благочестию.
Худжвири пишет: «Он написал много книг о радении (^-^Х в том числе «Ошибки влюбленных» (и'^'^' '-^■). Джунайд говорит о нем: «Мы совершаем служение Аллаху, занимаясь также мирскими делами, а Равим служит Ему исключительно ради Него самого. Однажды спросили его: «Как твои дела?» И он в ответ: «Каковы дела того, чья религия - собственные страсти, а в помыслах - только этот мир? Не праведник он незапятнанный и не благочестивый ‘ариф!» (Худжвири, 1926. С.163).
2. Ал-Кушайри, Абулкасим ‘Абдулкарим ибн-Хавазин. Он был чудом своего времени, ему принадлежит высокое положение и большой сан. У него много сочинений, он автор тонких мыслей, и все они об истинном совершенстве тасаввуфа, и в каждом
7 Абу Сахл Мухаммад ибн Сулайми ас-Сал‘уки - о нём известно лишь то, что он был современником суфийского шайха Шибли (861-946гг.). См.: Абу ‘Абдуррахман Суллами, 1986. С.344.
8 Абу Махфуз Ма‘руф ибн Фируз ал-Кархи - суфийский шайх, клиент шиитского имама ‘Али Рида (ум. в 200/815-816г.). О нем см. далее в тексте.
9 Имеется в виду Абу Мухаммад Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Джарари, суфийский шайх, современник и близкий друг Джунайда (ум. в 311/923-24г.). Труды его не сохранились.
10 Абу ‘Абдуллах ибн Амр ибн ‘Усман ал-Макки (ум. в 291/903-904г.) встречался со многими суфийскими шайхами, беседовал с Джунайдом. О нём см. далее в тексте.
разделе он писал: «Суфий подобен плевриту: начинается с белой горячки, а завершается покоем».
Ему также принадлежат глубокие мысли в его многочисленных книгах, в таких как его знаменитый трактат «Ар-Рисалат ал-Кушайрийа» («Трактат Кушайри»), который имеет большое значение в изучении истории суфизма. Ему же принадлежит известный комментарий к Корану «Тафсир ал-Кушайри» (издан под коллективной редколлегией доктором Ибрахимом Байсуни) (Худжвири, 1926).
3. Абу Йазид Абу Йазид Тайфур ибн ‘Иса ал-Бистами. Его называли «Небом познания и царем любви». Он из достойнейших шайхов экстатического состояния, самый великий из них по достоинству. Джунайд неоднократно говорил о нем: «Абу Йазид среди нас был словно Джибрил среди ангелов». Дед его был зароастрийцем, а отец был из знати города Бистам. Ему принадлежат высокого достоинства рассказы о хадисах посланника Аллаха (да благословит его Аллах). Он входит в число самых выдающихся шайхов суфизма, и никто не превзошел его в познаниях этого учения (Худжвири, 1926. С.132).
4. Абуса‘ид Фадлуллах ибн Абулхайр родился в 357/967- 68 г.х., умер вечером четвертого четверга месяца ша‘бан 440/1048- 49 г.х. в г. М ейхене в келье собственного дома.
Один из потомков Мухаммада ибн ал-Мунаввар ибн Абуса‘ид ибн Тахар ибн Абуса‘ид ибн Абулхайр написал о жизни, святости и о чудесах под названием «Тайны единобожия - о достоинствах шайха Абусаи‘да» (^*^ ^i j'j^I) на
персидском языке. Ее перевела на арабский доктор Ис‘ад Кандил и тем самым осветила жизнь шайха Абуса‘ида, чудеса и распространенные рассказы о нем и его заповеди, так что была описана жизнь в суфийском окружении. И все это содержится в трех главах отдельной книгой (Ибн Мунаввар, 1934).
5. Абу ‘Абдуррахман Мухаммад ибн ал-Хусайн ибн Мухаммад ибн Муса ибн Халид ибн Салим ибн Равиййа ибн Са‘ид ибн Кубайса ибн Суракат Абу ‘ Абдуррахман ал-Азди. От аздитов Сану‘ат, т.е. от Азд ибн ал-Гаус ибн Набат ибн Малик ибн Зайд ибн Кахлан ибн Саба’.
Отец его не был ни богатым человеком, ни сановником, хотя и был он щедрым и великодушным по характеру и обладал умеренным достатком. Но род его матери был из богачей города Нишапура, но он не стал заниматься их промыслом и довольствовался тем, что его воспитывал дед Абу Амр ибн Нажид, что произошло после смерти его матери. Так он вырос под опекой деда.
Родился он 13-го числа месяца джумада-л-ахира 325 г.х. и умер в третий понедельник месяца ша‘ бан 412 г. х. Похоронен в суфийской ханакахе. Он пользовался большой славой в Нишапуре, а гробницу его посещали многие люди.
Он сочинил большое количество книг, наиболее важны из них следующие:
1. Комментарий к Корану ( 52-);
2. Разряды суфиев (jij-^Ь^). Считается одной из важнейших в этой отрасли науки;
3. Сорок хадисов (^у^' ^i u!*-!jV');
4. Правила выражения соболезнований (^jl*^' ^Ы);
5. Правила ведения бесед и общения (»j ^Ы);
6. Правила суфиев (Aij-JI ^Ы);
7. История камнескамеечников (Aij—II JaI jyti) (Нуруддин ибн Шарид, 1987);
Имеется в виду Абу Сахл Мухаммад ибн Сулайман ас-Са‘луки. О нем пишет
Сулами в «Табакат ас-суфиййа»: «Я слышал, как шайх Абу Сахл Мухаммад ибн Сулайман говорил: «Слышал, как говорил аш-Шибли: «Люди полюбили тебя за твои дары, я же тебя люблю за (ниспосылаемые) испытания». И он же еще сказал: «Того, кто
погиб во имя Бога, того он сделал своим представителем». Отсюда напрашивается вывод, что ас-Са‘луки был современником аш-Шибли. Подробных сведений мне не удалось найти (Абу ‘Абдуррахман Сулами, 1986. С. 344).
6. Имеется в виду Абу Махфуз Ма‘руф ибн Фируз ал-Кархи. Он один из шайхов, прославившихся аскетизмом, набожностью, благородством. Жаждущий призыв (к Богу) взывал у его могилы. Он был клиентом ‘Али ибн Муса ар-Рида, общался с Давудом ат-Та‘и. Умер в Багдаде и похоронен там в 200 г.х. И он часто говорил: «Если Аллах пожелает добра рабу, то открывает врата деяния и закрывает двери препирательства». Он также сказал: «Как много праведников и как мало тех, кто глаголет правду» (Аш-Шарани, 1898. С.61).
7. По-видимому, имеется в виду Абу Мухаммад Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Джарари, близкий друг Джунайда. Он общался с Сахлем ибн ‘Абдуллахом ат-Тустари, был ученым в разных областях (^^') (науки) и имамом в фикхе в свое время.
Он сказал: вера и религии, а также здоровье (с^^) тел зиждутся на трех дозволенных (3^-): 1) удовлетворенность (<>—&'); 2) воздержанность (е-2'); 3) воздержание (Д.л2-'). У того, кто доволен Аллахом, праведна душа. У того, кто воздерживается от того, что запретил Аллах, устойчив образ жизни (^). У того, кто избегает того, что не подобает ему, довольна его природа (Д*-Ц.
Плоды довольства - чистота знания, исход воздержанности - красота сотворенного, результат избегания - умеренность природы (Худжвири, 1926. С. 176, 179).
8. Имеется в виду Абу ‘Абдуллах Амр ибн ‘Усман ал-Макки. Его относят к числу тех, кто общался с Джунайдом; встречался с Абу ‘Абдуллахом ан-Наджи Абу Са‘идом ал-Харразом и с другими шайхами. Был шайхом людей своего времени (ум. в 291 г.х.). Он говорил: «Покаяние обязательно для всех грешников, ослушников независимо от того, большой ли они грех совершили или малый. И нет никому прощения, если он откажется от своего покаяния».
Рассказывают, что он однажды увидел Хусайна ибн Халладжа, когда тот писал что-то и спросил: «Что это?» Тот ответил: «Это мои возражения Корану». Амр ибн Ху-сайн проклял его и расстался с ним.
Шайхи говорят: «Причиной того, что поразило и постигло Халладжа, было именно это проклятие» (Аш-Ша‘рани, 1898. Т.1. С. 76).
Далее приводятся значение слова тасаввуф по различным сочинениям:
Тасаввуф дословно означает «облачиться в шерстяное одеяние вследствие аскетизма и отречения (от мирских благ). В терминологии суфиев означает очищение сердца от пристрастия к этому миру и к украшению внешности «как о деяниях, так и воззрениях».
Насрабади говорит: «Основа тасаввуфа - это следование Писанию, сунне и отречение от страстей, ереси, признание величия шейхов, принятие извинений людей, добрые отношения с правителем, поддержание оклеветанного, соблюдение положительных нравственных принципов, постоянная рецитация Корана по ночам, отказ от вольного толкования (Корана). И не собьется с этой стези кроме как тот, кто нечестив изначально».
Мухаммад ибн Ахмад Мукри говорит: «Тасаввуф - это нахождение в определенных состояниях по отношению к Истине» (Худжвири, 1926. С.47).
Некоторые (авторитеты) утверждают: «Тасаввуф - это добрые нравственные устои и быть нравственным согласно нравственности Аллахом».
Нури говорит: «Тасаввуф означает свободу (ДО-), благородную доблесть (51яі), отказ от неестественности, щедрость».
В рассказах от имени имама Али говорится: «Слово тасаввуф от корня суф (шерсть), в основе которого лежат буквы сад, вав и фа. Сад несет значение (Д-^) (общение) со значениями «чистота» и «пост», вав означает «дружба» и рецитацию Корана,
фа имеет значения «любовь» (^), рецитация Корана (^^), «верность» (о-^), «бедность» (о**), «мысль» (о^і) и «гибель» (о-^).
Джунайд говорит: «Тасаввуф - это сохранение времен (^-^' ^Ь.) (Шарх та‘арруф, 1992. Т. III. С. 155).
Ибн ‘Араби говорит: «Тасаввуф - это знание правил (мЫ) шариата по внешней форме, а по внутреннему содержанию это - божественная нравственность».
Шибли говорит: «Тасаввуф - это владение чувствами и оберегание душ».
Еще он (т.е. Шибли) говорит: «Тасаввуф - дружба (^>®) и проявление взаимной симпатии» (^^-*2).
В иных случаях слово тасаввуф употребляли как синоним для выражения понятий «благородные черты характера» (о-^) и воздержание от дурных черт характера, ради того, чтобы подготовиться к восприятию божественных атрибутов.
Сафи ‘Алишах говорит: «Тасаввуф - это прохождение душой остановок (на пути к Богу)».
И опять же Нури говорит: «Тасаввуф - это отказ от человеческих низменных наслаждений».
‘Абулджала говорит: «Тасаввуф - это истина, у которой нет ни правил, ни примет».
Хусри говорит: «Тасаввуф - это очищение головы от мути (»^^) вражды».
Баба Тахир говорит: «Тасаввуф - это жизнь без смерти и смерть без жизни, ибо жизнь воплощается в жизни одного человека, а смерть - это расставание с жизнью чувственной».
Мухаммад ибн ‘Али Кассаби говорит: «Тасаввуф означает не быть привязанным к чему-либо иному, кроме как к Богу».
Равим говорит: «Тасаввуф - это спасение души» (аї-Ьпша\ 1984. Р. 35).
Харири говорит: «Тасаввуф - это вхождение в добрую и возвышенную нравственность и выход из низкой нравственности».
Передают от Джунайда: «Тасаввуф основан на восьми чертах характера: щедрость, довольство (тем, что имеется), терпеливость, жизнь на чужбине (Д-го^), ношение шерстяной одежды, скитание, бедность» (Ибн Мунаввар, 1934. С. 297; Худжвири, 1926. С. 4, 43).
В «Шарх та‘арруф» говорится: «У тасаввуфа десять столпов: 1) изолированность (ЛО^), 2) понимание сути радений (£-^ ^), 3) искренняя дружба (5>^ь ц^—), 4) взаимное жертвование (^' ^'), 5) отказ от выбора О-й-' ^ о>), 6) стремительность и настойчивость Д^о^), 7) раскрытие помыслов (^ и^£), 8) обладание большим коли-
чеством религиозных книг (^-0 ^-^'), 9) отказ от стяжательства, 10) запрещение накопительства (^о-^ о^)».
Таким образом, для тасаввуфа дано много определений, и мы приведем некоторые из них:
1. Тасаввуф означает следование некоторым истинам и утверждение тонких мыслей (^-“), а также разочарование в том, чем владеют люди.
2. Тасаввуф - полностью есть воспитанность (^').
3. Тасаввуф - избранность (оіікл').
4. Тасаввуф - это то, которое ничего не говорит о сокровенном (ц-^Ь) мире.
5. Тасаввуф - это мало есть и обретать покой у Бога.
6. Тасаввуф - это зикр с другими участниками и восторг (л-д) во время радения (£-Аи1).
7. Быть с Богом и не быть привязанным к чему-либо иному.
8. Душевная преданность (<^^ Д-*').
9. Утеря материального субстрата (о-^).
10. Чистота тайн (^ о^' ^-^).
11. Действовать так, чтобы это было угодно Истине (т.е. Богу).
12. Пребывание у врат Друга (т.е. Бога).
13. Терпеливость.
14. Дарение (*lL&).
15. Свет об Истине.
16. Отречение от самого себя (<^^ ^ j^).
17. Чистота (нравственность).
18. Страстное желание (jjj').
19. Высокая нравственность.
20. Добрые деяния.
21. Свобода (т.е. независимость).
22. Благородство (“j^i) .
23. Отказ от низменных страстей.
24. Особое состояние, которое направляет все помыслы раба к Истине.
25. Близость к Истине и отдаленность от людей.
26. Внутренняя чистота.
27. Отказ от осуждаемых нравственных качеств.
28. Становление на пути к Аллаху.
29. Наставление людей на правильный путь.
30. Быть стойким к напастям (^ J^j) (Худжвири, 1926. С. 45; Шарх та‘арруф, 1992. Т. III. С.9; Джами).
Данешпажух: Чистота и беспорочность. Близость (v j^) после переживаний из-за отдаленности (^-;) (Ману Джахр Данешпаджух, 1379г.х. <^jlij& ol—j$i).
Кашани: Означает обретение божественной нравственности (‘Абдурразак ал-Кашани, 1377г.х. 4-jij—11 ol—^Lil).
Ибн Араби: Знание и осторожность с правилами шариата в поведении и по убеждениям, и это есть не что иное, как божественная нравственность.
Означает также обретение качеств божественной Истины (Ибн Араби, 1376).
К. Гани. Знание правил шариата по поведению и убеждениям, и это есть божественная нравственность. Иногда слово «тасаввуф» употребляется как синоним для выражения высоких нравственных качеств. «Тасаввуф - это избегание мерзких нравственных качеств ради того, чтобы обрести эманацию божественных качеств».
БИБЛИОГРАФИЯ
Абу ‘Абдуррахман Сулами, 1986. Ат-Табакат ас-Суфийа. Каир.
‘Абдурразак ал-Кашани, 1377г.х. .^jij— ol—^Lil Тегеран.
Ал-Лума‘,1984. The Kitab al-Luma‘ fi-l-Taswwuf of Abu Nasr Abdallah al-Tusi. Leiden, London. Аш-Ша‘рани, 1898. Ат-Табакат ал-Кубра. Т.1. Каир.
Джами, «Нафахат ал-‘унс». Тегеран.
Ибн Араби, 1376. ^ilij^ ol—^L*l ^iAj$i Тегеран.
Ибн Мунаввар, 1934. Асрар ат-таухид фи макамат шайх Аби Са‘ид. Тегеран.
Ману Джахр Данешпаджух, 1379г.х. .^ilij^ ol—^L*l ^iAj^i Тегеран.
Нуруддин ибн Шарид, 1987. «Разряды суфиев» (на ар. языке). Каир.
Худжвири, 1926. Кашф ал-махджуб / Под ред. В.А. Жуковского. Ленинград.
Шарх та‘арруф, 1992. Т. III. Каир.