Научная статья на тему 'Б. И. Фейхóо-и-монтенегро - предшественник испанского просвещения (к 250-летию со дня смерти)'

Б. И. Фейхóо-и-монтенегро - предшественник испанского просвещения (к 250-летию со дня смерти) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНИТО ИЕРОНИМО ФЕЙХóО-И-МОНТЕНЕГРО / ИСПАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИСПАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. / ОРДЕНА БЕНЕДИКТИНЦЕВ / УНИВЕРСИТЕТ ОВЬЕДО / МОНАСТЫРЬ САН-ВИСЕНТЕ / "ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ" / "СЛАВА ИСПАНИИ" Б.И. ФЕЙХóО-И-МОНТЕНЕГРО / "ВСЕОБЩИЙ КРИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР" Б.И. ФЕЙХóО-И-МОНТЕНЕГРО / "ПИСЬМА УЧЕНЫЕ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ" Б.И. ФЕЙХóО-И-МОНТЕНЕГРО / BENITO JERóNIMO FEIJóO-Y-MONTENEGRO / SPANISH ENLIGHTENMENT / SPANISH SOCIETY IN THE FIRST PART OF XVIII CENTURY / ORDO SANCTI BENEDICTI / OVIEDO UNIVERSITY / MONASTERY OF SAO VICENTE / "GENERALLY ACCEPTED DECEPTIONS" / "GLORY TO SPAIN" BY BENITO JERóNIMO FEIJóO-Y-MONTENEGRO / "UNIVERSAL CRITICAL THEATRE" BY BENITO JERóNIMO FEIJóO-Y-MONTENEGRO / "ERUDITE AND INQUISITIVE LETTERS" BY BENITO JERóNIMO FEIJóO-Y-MONTENEGRO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суховерхов Валерий Васильевич

Цель статьи дать минимум биографо-теоретических представлений о малоизвестном в российской историографии «знаменитом испанце» Бенито Иеронимо Фейхóо-и-Монтенегро. Этот «монастырско-келейный» мыслитель положил начало идеологии национального Просвещения и ее распространению в обществе в условиях ослабления инквизиционного давления в правление первых испанских Бурбонов (XVIII в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENITO JERÓNIMO FEIJÓO-Y-MONTENEGRO - PREDECESSOR OF SPANISH ENLIGHTENMENT

The purpose of this article is to acquaint the Russian social scholars with the most notable biography-theoretical facts of a little known in Russia “historiographilly famous” Spaniard Benito Jerónimo Feijóo-yMontenegro. This «monastic-cell» thinker marked the beginning of the national Enlightenment and its distribution in society in conditions of the weakening of the inquisitorial pressure during the reign of the first Spanish Bourbon (XVIII century).

Текст научной работы на тему «Б. И. Фейхóо-и-монтенегро - предшественник испанского просвещения (к 250-летию со дня смерти)»

В. В. Суховерхов

Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро - предшественник испанского Просвещения (К 250-летию со дня смерти)

Цель статьи - дать минимум биографо-теоретических представлений о малоизвестном в российской историографии «знаменитом испанце» - Бенито Иеронимо Фейхоо-и-Монтенегро. Этот «монастырско-келейный» мыслитель положил начало идеологии национального Просвещения и ее распространению в обществе в условиях ослабления инквизиционного давления в правление первых испанских Бурбонов (XVIII в.).

Ключевые слова: Бенито Иеронимо Фейхоо-и-Монтенегро, Испанское Просвещение, испанское общество первой половины XVIII в., Ордена бенедиктинцев, Университет Овьедо, монастырь Сан-Висенте, «общепринятые заблуждения», «Слава Испании» Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро, «Всеобщий критический театр» Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро, «Письма ученые и любознательные» Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро.

Фейхоо. бенедиктинец... выдающийся литератор... один из первых реставраторов хорошего вкуса в Испании.

Льоренте Х.А. История испанской инквизиции.

Один больше сделал для интеллектуального развития своей страны, нежели все его предшественники в течение целого века.

Тикнор Дж. История испанской литературы.

Творчество Бенито Иеронимо Фейхоо-и-Монтенегро - едва известная страница в российской историографии [4, с. 88]. В ней нет крупных работ, адекватных его заслугам перед исторической и общественно-политической мыслью. Нет и переводов хотя бы наиболее значительных эссе мыслителя, между тем как его сочинения полностью или частично были переведены на основные европейские языки еще в XVIII в.

Может быть, они российскому историку, а тем более, читателю не интересны и не актуальны в сравнении, скажем, с работами французских просветителей? Быть может, труды падре Фейхоо лишь о бесконечной критике суеверий, предрассудков, ложных верований, искателей философского камня и т.д., по его терминологии в «Прологе к читателю», общепринятых заблуждениях [11, с. 1] (здесь и далее курсив автора. -В.С.). Но пусть даже если бы мыслителем подвергались критике только

и ¡3

ш з

эти общепринятые заблуждения, надо ли игнорировать его сочинения как историографический памятник?

Наоборот. В них неизменно прямо и косвенно звучала идея об отсутствии в Испании серьезной науки и представляющих ее ученых, отставании от других стран Западной Европы. Меньше всего падре, объединивший в своем интеллекте церковную догматику и университетские новации, направлявший его на распознание и пропаганду непознанного естества, склонявшийся подчас к материализму, размышлял о языческих явлениях. Несомненно, такие размышления были, но они были менее важным из всего, что он написал. Однако в силу исключительного для западноевропейцев невежества большинства испанцев в XVII-XVIII вв. знаменитый бенедиктинец не писал ни о чем другом: чем непонятнее было нечто, тем привычнее было это их менталитету.

В реальности творчество Фейхоо занимает уникальное место в истории испанской культуры - в самом начале ее перехода от необычайной религиозности общества к светской, научно-рациональной концепции его развития, однако, нерешительной и приглушенной.

В любом случае: оно выполняло центральную роль в преобразовании испанского общества первой половины XVIII в. образовательными, просветительско-критическими средствами. Оно подготовило путь к оздоровлению страны. Определило направление дальнейшего его выхода из состояния культурно-хозяйственного упадка. Его идеи явились интеллектуальной основой и стимулом развития теоретико-практической деятельности мощной плеяды национальных просветителей: Аранды, Кампоманеса, Флоридабланки, Ховельяноса и др., - много сделавших для хозяйственного, прежде всего, обновления страны. Замечательный русский историк-испанист XIX в. А.С. Трачевский отмечал, что Фейхоо прививал своему народу «результаты английской и французской науки», что «на его творениях, обошедших всю Испанию в 15 изданиях, воспитывались даже многие деятели революции 1808 года» [6, с. 10] -создатели самой передовой в тогдашней Европе Конституции.

Мыслителя интересовал широкий круг поставленных испанской действительностью вопросов, никак не относившихся к этим предрассудкам: история и политика, медицина и психология, физика и теология, наука и нравственность... Вопросов основательных, вызывавших практический интерес, и одновременно занимательных, зачастую изящно, просто и ясно изложенных, ибо адресовались простой публике. Но определенную трудность пониманию этих вопросов создавала нередкая перегруженность текстов латинизмами, галлицизмами, астуризмами

- терминами, понятными большей частью в Галисии и Астурии, где ^ „ прошла жизнь мыслителя. х §

Сохраняющим по-прежнему актуальность является, в частности, щ | рассуждение, помещенное мыслителем первым, что указывает на его 3 принципиальную сущность, в первом томе его сочинений - «Глас народа». * Догма, которая в нем подвергалась критике, далеко не развенчана. Теперь, 2 когда народ, пояснял мысль Фейхоо его биограф Висенте де ла Фуэнте, повсюду провозглашен сувереном и источником всякой власти, когда самые сладкоречивые ораторы объявляют себя его представителями, этот самый народ, в действительности, сувереном не является. Он по-прежнему - носитель ярма [14, р. VI]. Кто из католиков осмелился бы, подобно Фейхоо, сказать такую ересь, что «глас народ - правда, а его ошибки - внушения неба...», в те и более поздние времена? - ставил вопрос де ла Фуэнте [Там же, р. VI, VII].

«Прогресс просвещения в Испании медленно и туго продвигался вперед; однако все же его можно было заметить.» [2, с. 650].

Конечно, Фейхоо - мыслитель не первого ряда. Его жизнь проходила в переходную эпоху общественно-политического и творческого упадка. Но раньше, чем идейно превзойти своих современников, он был удручен отсталостью страны, односторонней теолого-схоластической направленностью образования, почти полным отсутствием рациональной критики, содействуя, в результате, знакомству королевства с научными трудами ученых соседних развитых стран. Тем более, что монастырь выделял ему необходимые деньги на приобретение книг, преимущественно французских подписных изданий, как-то «Дневник ученых» и «Мемории Трево», неизвестных или малоизвестных в Испании [4, с. 90]. Он делал все, что считал возможным, для оздоровления духовно-нравственной атмосферы, в которой ему пришлось жить.

В обстановке глубокого общегосударственного кризиса Фейхоо сформировался проницательным мыслителем-критиком, защитником знания [Там же, с. 90-110], новых идей в естественных науках, особенно в физике, и, всего важнее, выдающимся гуманистом-просветителем. Именно этот аспект в его творчестве выражен наиболее полно. Напротив, очень немногое можно сказать о его жизни в событийном плане. Он единственно наполнен был беспрерывным духовно-рациональным и нравственным поиском истины.

Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро (1676-1764) родился в деревушке Кас-демиро близ Оренсе в Галисии. Его родители - Антонио Фейхоо-и-Монтенегро и Мария де Пуга - выходцы из знатных образованных фамилий провинции. Фейхоо подтвердил эти данные в рассуждении

«Слава Испании», подчеркнув при этом блестящую память, способности и любовь отца к книге, отобразив, в целом, деяния предков - правоверных католиков.

Рассуждение «Слава Испании» - одна из наиболее крупных исторических работ Фейхоо и одно из доказательств неординарности Фейхоо как историка [12, с. 194-210].

Родители, воспитывая сына в страхе Божьем, приучали его к изучению наук, хотя он был в семье первенцем. Здраво рассуждая, они считали, что остававшееся за ним право майората не давало им основания не заботиться об образовании сына.

Отступив от вековых обычаев, Фейхоо в 14-летнем возрасте, в 1688 г., становится членом Ордена бенедиктинцев, служа послушником в разных монастырях епископата Овьедо. Духовное образование он завершил в Саламанке, в находившемся там братстве знаменитого, не менее чем сам Университет, монастыря Сан-Висенте. Воспитанник быстро подметил неимоверный застой, в каком находилось теолого-схоластическое образование, категорическое неприятие духовенством и его мирской аудиторией даже немногих, не столь уж новых для Западной Европы протестантских догм.

По завершении университетско-монастырского обучения Фейхоо с 1709 г. преподает теологию в монастыре Сан-Висенте (Университет Овьедо). Там он становится профессором главной кафедры Университета - Фомы Аквинского.

26 сентября 1736 г. Кастильский Совет - высший правительственный орган - сделал запрос в Ученый совет Университета касательно прошения уходившего на пенсию Фейхоо о его участии в конкурсе на продолжение руководства кафедрой Св. Фомы. 9 ноября 1736 г., на основании мнения Ученого совета, прошение Фейхоо было удовлетворено. Примерно через три года он окончательно оставил кафедру и преподавание.

Фейхоо посвятил профессорской деятельности 40 лет жизни. 30 лет, с 1709 по 1739 гг., он преподавал теологию, и около 10 - философию в университетских коллегиях Овьедо.

В 1740 г. он был уже автором фундаментального, состоящего из 118 эссе, 8-томного новаторского труда «Всеобщий критический театр» («Teatro crítico universal», 1726-1739).

Первым крупным историографом-критиком Фейхоо был его антагонист, выступивший под псевдонимом Сальвадор Хосé Маньер [8]. Противоположную позицию занял Мартин Сармьенто, монах-бенедиктинец, ученик Фейхоо [9]. Компромиссную точку зрения стремился провести Игнасио Арнесто-и-Осорио [7]. Более заметную

религиозно-политическую линию в полемику привнес монах Франсиско ^ „ де Сото Марне [10]. I ¡

Антагонистом, но с идейно-педагогической точки зрения, выступил ш J также знаменитый португальский просветитель, аббат-иезуит Л.А. Верней í (1713-1792) [1, с. 280]. В наиболее крупном своем труде «Истинный | метод образования для пользы Отечества и Церкви, соответствующий s духу и потребностям Португалии» (1746 г.) аббат полностью отверг новаторское, общественно-научное значение «Критического театра» Фейхоо.

В июне 1750 г., вследствие все более обострявшейся полемики и вовлечения в нее все большего количества несогласных с идеями Фейхоо теологов, а также руководствуясь собственными соображениями, король Эрнандо VI распорядился ее прекратить. Обращаясь к членам Кастильского совета, он заявил: «Мое Величество хотело бы, чтобы Совет имел в виду, что, когда падре-маэстро Фейхоо заслужил у Его Величества столь лестное суждение о его сочинениях, никто не смел бы их критиковать, и лишь Совет давал бы разрешение на их издание» [14, p. XXX].

Полемика, при всей ее чаще беспрецедентной догматической тенденциозности, была, однако, полезной. Она дала ход историографической мысли, научным размышлениям о естественных науках, чистоте языка. Образованная публика с любопытством встречала книжные новинки любой направленности о «...Критическом театре» Фейхоо.

На деятельность Фейхоо оказала влияние менявшаяся в сторону просветительской либерализации общественно-политическая обстановка. 1725-1740 гг. - начало переходного периода - принципиально важного в истории Испании. Страна начала выходить из более чем векового хозяйственно-культурного упадка. В правление Филиппа V (1726-1749) были созданы три Академии (испанской истории, языка и медицины) [3, с. 36] по образцу парижских, сыгравшие выдающуюся роль в развитии национальной культуры XVIII-XIX вв.

В 1740 г. папой римским становится Бенедикт XIV (1740-1758), известный реформированием церковного образования, воспринятым частью отходившими от духовного традиционализма испанскими церковниками. Тогда же в стране становится известным имя Фейхоо, вышедшее из узкой кафедральной замкнутости.

Оставив кафедру, Фейхоо приступил к написанию новой серии работ, более кратких и менее острых, чем в «.Критическом театре». Изданные в 5-ти томах из 163 эссе под названием «Письма ученые и любознательные» («Cartas eruditas y curiosas», 1742-1760), они, как и пре-

дыдущий «.Театр», говорили о просветительской задаче, которую специально поставил перед собой их автор [5, т. 5, с. 283]. Ими он «оказал незабвенные услуги стране» [6, с. 10].

В течение 30 лет, до 1760 г., когда создавались «.Критический театр» и «Письма.», мыслитель испытал много неприятностей и грубых нападок. Если «.Театр» подвергался критике, в основном, со стороны врачей и светских лиц, то «Письма.» вызвали резкую неприязнь высокопоставленных, но в массе заурядных францисканцев - апологетов традиционализма, усматривавших в их просветительском оздоровлении народного менталитета разрушительные новшества.

На Фейхоо, констатировал разделявший протестантскую догматику историк испанской Инквизиции Х. Льоренте, шли доносы «в разные трибуналы инквизиции, как на подозревавшегося в разных ересях, возникших в XV веке, и в ереси иконоборцев. Большинство доносчиков были невежественные и предубежденные монахи, которых он сделал своими врагами через великие истины, отмеченные в его "Критическом театре", и протест против ложной набожности, ложных чудес и некоторых суеверных обычаев» [2, т. II, с. 650].

Из массы бескомпромиссной критики более всего уязвили Фейхоо рассуждения своих собратьев-бенедиктинцев, ополчившихся на отрицание им чуда появления 19 августа каждого года во время торжественной Мессы цветочков в келье епископа Толосы Сан-Луиса дель Санто, последователя «серафического доктора» Иоганна Бонавентуры (1221-1274), причисленного к пяти величайшим учителям церкви. Веком раньше, считал Х. Льоренте, это стоило бы Фейхоо пристрастного допроса в инквизиции и долгого нежелания писать. «Было счастьем, что совет инквизиции основательно знал чистоту его принципов и католического исповедания. Во времена Филиппа II он, наверное, не избег бы тюрьмы святого трибунала как подозреваемый в лютеранстве» [Там же]. Но неприятие мыслителем сверхъестественного происхождения цветочков пришлось на 1743 г., и в итоге оно (неприятие) восторжествовало, сделав его еще более известным в стране, показав его еще более нравственным.

Кастильский совет, Святой Престол, Университет Овьедо оказали ему множество почестей, от которых он неизменно отказывался, считая самым полезным и благородным писательский труд. 17 ноября 1748 г. Эрнандо VI назначает Фейхоо своим советником. Мыслитель предложения короля не принял.

Впервые в Мадрид Фейхоо отправился в 52-летнем возрасте (в 1728 г.) с целью отыскать возможность публикации первого тома своего «. Театра». При обсуждении этого вопроса с рядом издателей и влиятельных

деятелей духовенства была, среди прочих, выражена мысль о том, чтобы ^ „ ему остаться при дворе. Таким образом, Фейхоо еще в 1728 г. отказался х § от этой чести, нисколько не скрывая, что ему не будет там удобно щ J работать, и вернулся в Овьедо, никогда больше оттуда не выезжая. i

Свой образ жизни падре описал в 1760 г., в одном из последних * своих «Ученых и любознательных писем» - «Жизнь в старости». s Поведав о себе, он дал в нем общую характеристику этого этапа жизни человека, а также несколько советов пожилым людям. «Тому, что многие находят меня крепким., я обязан ни врачам, ни посещениям аптек, как это обычно делается, неважно себя почувствовав. От чего страдаю (несовершенства церковной и общественной жизни - В.С.), я не могу ждать какой-либо или вовсе никакой помощи от медиков. <.> Чтобы не досаждать людям, с которыми часто беседую, я стараюсь избегать жалоб о своем здоровье. Считаю, что Бог наказал меня, чтобы страдал я, а не другие от моих жалоб. ...И если я сам не обманываюсь, действительно, моя речь полусерьезная, полушутливая, что частично также - следствие темперамента, частично - размышлений. Неприятие разумных шуток - крайне плохая черта. Аристотель считал, что это - " дикость "» [14, p. XVII, XVIII].

Так, в мире со своей душой жил мыслитель, который не хотел в Мадриде принимать участие в бушевавших там нескончаемых «словесных баталиях» или религиозных спорах. Если в соседних с Испанией странах шла в прошлом настоящая «теологическая война» между католиками и протестантами, то в Испании по-прежнему продолжались бесконечные и бесплодные схоластические толкования догматики в среде самих католиков, их многочисленных Орденов. В отличие от Европы, это не была война, но религиозно-теоретическая словесная борьба.

Главной склонностью его жизни была наука, а первостепенной добродетелью - милосердие. В неурожайные 1741-1742 гг. в Астурии Фейхоо выдал из своих средств большую сумму на закупку зерна, обеспечив многих впавших в нищету бедняков хлебом, а крестьян-арендаторов - посевным материалом.

Фейхоо прожил до 86 лет, показывая своим образом жизни, который отобразил в эссе «Возмещение затрат от занятий творчеством», что такие занятия могут совмещаться с долголетием [13, р. 18, 19].

26 сентября 1764 г. он умер. Похороны состоялись по правилам Бенедиктинского ордена. Его погребли на самом почетном месте принадлежащей Ордену церкви, у подножия алтаря. Было установлено надгробие с указанием лишь дат рождения и смерти мыслителя: было решено, что одно его имя заключало в себе вечную национальную славу.

26 и 27 сентября каждого года Университет Овьедо отмечает день кончины Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро.

Наиболее удачно передающий облик Фейхоо написан художником Гранда, когда мыслителю было 86 лет, т.е. в последний год его жизни. Он помещался на титульном листе всех пятнадцати изданий сочинений, Фейхоо вышедших в 80-х гг. XVIII в.

Творчество Фейхоо - опровержение и отрицание традиционных национальных обычаев, связанных с языческой религиозной концепцией дохристианского мира, еретического с точки зрения католической догмы и рационалистической схоластики. Оно концентрировалось на задаче популяризовать зарождавшиеся модели светского мышления и линии поведения.

Это критика испанской культуры и реальности, прошлой и современной ему. Всесторонняя, рациональная, содержательная, эклектичная, как и сама его концептуальность. Антисхоластическая, близкая к скептическим идеям античной мысли, воспринявшая, в частности, опытно-эмпирическую линию Бэкона, теорию познания Декарта, протестантские культуры, она насыщена преимущественно социальным смыслом.

Библиографический список

1. Кирсанова Н.В. Воззрения португальских просветителей // Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002. С. 277-290.

2. Льоренте Х.А. История испанской инквизиции. М., 1999.

3. Суховерхов В.В. Преобразования «просвещенного абсолютизма» в Испании XVIII в. // Вопросы истории. 2010. № 9. С. 35-51.

4. Суховерхов В.В. Бенито Иероним Фейхоо-и-Монтенегро и Жан-Жак Руссо о науке и ее роли в развитии нравственности // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2014. № 2. С. 88-110.

5. Тертерян И.А. Фейхоо // История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. М., 1988. С. 283-284.

6. Трачевский А.С. Испания девятнадцатого века. М., 1872.

7. Arnesto-y-Osorio I. Teatro antcrítico universal. T. I-II. Madrid, 1735.

8. Mañer S.J. Antiteatro crítico. T. I-III. Madrid, 1729.

9. Sarmiento M. Demostración apologética. Madrid, 1732.

10. Soto y Mame F. Reflecciones critico-apologéticas. Ciudad-Rodrigo, 1748.

11. Feijóo y Montenegro B.J. Prólogo al lector // Feijóo y Montenegro B.J. Obras Escogidas. Biblioteca de Autores Españoles. T. 56. Madrid, 1934. P. I.

12. Feipo y Montenegro B.J. Glorias de España // Feipo y Montenegro B.J. Obras Escogidas. Biblioteca de Autores Españoles. T. 56. Madrid, 1934. P. I.

13. Feipo y Montenegro B.J. Desagravio de la profestón literaria // Feipo y Montenegro B.J. Obras Escogidas. Biblioteca de Autores Españoles. T. 56. Madrid, 1934. P. 18, 19.

14. Fuente V., de la. Preliminares // Feipo y Montenegro B.J. Obras Escogidas. Biblioteca de Autores Españoles. T. 56. Madrid, 1934. P. VI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.