Дискуссионная трибуна
В.В. Суховерхов
К вопросу о необходимости изучения истории испанской философии в курсе «Новая история Испании»: исходные понятия
В статье делается попытка доказать ошибочность отождествления развития испанской философии Нового времени с европейской. В испанской философии выражены как общие с западноевропейской тенденции, хотя позднее, слабее и в некоем эклектико-прагматическом синтезе сформулированные и обоснованные, так и кардинальные отличия.
Статья - схематичная иллюстрация общего и специфического в мировом историко-философском процессе на испанском материале.
Ключевые слова: история испанской (кастильской) философии, история философии в Испании, главные национальные философские традиции, оригинальность или вторичность испанской философии, история философии и история идей, просвещение.
Мы, в своей обычной манере, являемся к концу праздника... возьмите, скажем, философию. В Европе, колыбели схоластики, уже два столетия как нет ни одного схоласта, а в Испании вдруг, совершенно неожиданно, возникает целая череда гигантов - Суарес, Фонсека, Ариага, теологи Триентского собора.
Х. Ортега-и-Гассет. Веласкес
В современной вузовской учебной литературе по Новой истории явно не достаточное внимание уделяется идейной стороне исторических событий по сравнению с более или менее подробным их социально-экономическим обоснованием и описанием - это следствие в целом переоценки
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Дискуссионная трибуна
характера или замалчивания предваряющих или сопровождающих ход истории культурных процессов. Составная их часть - история идей, -в свою очередь, дается без сколько-нибудь развернутой определенной философской основы - конкретной мировоззренческой установки на существо, в частности, той или иной общественной и духовной жизни.
История испанской философии Нового времени с многочисленными идейными влияниями, прежде всего, западноевропейской - античной, средневековой и новой - наименее изученная, по сравнению с историей и литературой. Проблема и в российской испанистике, т.е. специальной научной литературе, представленной очень небольшим кругом имен [1] и еще меньшим количеством переводов трудов классиков испанской философии [2].
Таким образом, развивать изучение истории испанской философии в вузовской и академической науке - настоятельная необходимость и потребность.
В нескончаемой полемике и различной трактовке в историко-философских кругах Западной Европы и, прежде всего, самой Испании понятия «История испанской философии» (в реальности преимущественно кастильской) практически уже заложена одна из важнейших идей - вопрос существования не только истории философии в Испании, но и истории испанской философии [6, 1 I, р. 13-59].
В XVI в. - первом веке существования объединенной Испании и глобального утверждения национальной традиции - абсолютистско-религиозно-католической - и больших возможностей сопротивления европейским идейным влияниям они были единичными и не глубокими.
В XVII -XVIII вв. - веках свершения революций в Нидерландах и Англии и развития Просвещения во Франции - новейшие интеллектуальные веяния способствовали усилению в Испании рационализации жизни и мышления - тенденции, трансформировавшейся в XVIII в. в либеральную традицию. Имея своим непосредственным идейным источником национальное Просвещение, его выразители, прежде всего, Б.И. Фейхоо-и-Монтенегро (1676-1764) [3] и Г.М. де Ховельянос (1744-1811) [5], подвергли пересмотру ряд исчерпавших свое значение общепринятых, но далеких от истины традиционалистских идей и верований, ослабляя, таким образом, их позиции в испанском менталитете.
Отношение к национальным философским традициям у большинства испанских историков философии, несмотря на их идеалистические базовые установки и концептуальные отличия друг от друга, основывается на вполне материалистическом признании исторической и интеллектуально-нравственной реальности.
«Философия имеет свою историю» [7, t. I., p. 3], - писал, например, член Ордена проповедников (Orden de los predicadores) профессор Г. Фрайле (1909-1970), подчеркивая, в частности: «...Историю имеют также люди, которые ее создавали, вобрав в себя индивидуальность, жизнь и характер, особенности нации, к которой принадлежали, ее религию, условия времени. Так возникли греческая, немецкая или испанская философии, поскольку были греки, немцы и испанцы, которые способствовали их созданию и которые оставили на ней отпечаток своей национальной индивидуальности» [там же, р. 14].
Рассуждение Г. Фрайле и бесчисленные ему подобные - обобщение ранее разработанных и сформулированных в трудах испанских интеллектуалов положений [4, с. 115, 116] - предопределяет постановку фундаментальной проблемы: исследования характерных особенностей испанской философии.
Преобладающей из них является теологическая линия, труды разработчиков которой активно издаются в серии «Библиотека Христианских Авторов» [7, t. I. Sobrecubierta 2, р. 421-432].
Исторически сложилось и нашло отражение в обобщениях крупнейшего ученого-гуманитария, «славы Испании» Р. Медандеса Пидаля (18691968), что наиболее типичная в истории испанского менталитета константа - приверженность к католическому традиционализму, понимаемому как бескомпромиссное изгнание иноверцев с испанской земли и борьба за «чистоту крови».
Другая, позднее и менее выраженная константа - следствие разного рода отношений Испании с соседними государствами, - отличалась религиозной и национальной терпимостью, открытостью к иноземным идейным влияниям, заимствованием у них полезного опыта, новаторскими устремлениям и т.д., и вместе с тем небольшим количеством по-настоящему, в европейском смысле Нового времени, крупных фигур.
При этом «левые всегда очень мало проявляли наклонностей к изучению и утверждению в наших традициях аспектов, совпадавших с их собственной идеологией, - отчасти справедливо констатировал Р. Медандес Пидаль. - Они не стремились выделить традиционную совокупность идей, выражавших основополагающие принципы либерализма. .Не видели ничего в нашем XVI веке, что было бы пригодным для настоящего времени, то вечное, вновь ассимилируемое и плодотворное во все времена. ...Такой исторический пессимизм создавал собой явно выраженную подчиненность левых традиций в антагонизме двух Испаний. Действуя в рамках актуального партийного экстремизма, они полностью оставили своим соперникам силу заложенных в традиции идей.» [10, р. LXXI-XCVIII].
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Дискуссионная трибуна
Обнаруживалось: «левые» лишь вызывали сплочение «правых» и их стремление сохранить монопольные позиции в противовес, как они считали, разрушительным действиям своих соперников.
Испанскую философию не признавали самостоятельной. Сложилось убеждение о вторичности испанской науки в целом и философии - в частности («...los extranjeros miren con poco aprecio la ciencia española.») [8, p. 26], кроме, как отмечалось, теолого-католической.
В этой связи особое значение имела острая, заслуживающая отдельного анализа, но во многом риторическая и эмпирическая, чем теоретическая, «Полемика об испанской Науке» (70-е гг. XIX в.).
«Полемика.» отразила различие взглядов участников дискуссии по вопросу о существовании или отсутствии философии в Испании, степени ее вклада в развитие этой науки в европейском масштабе, оставив вопрос открытым, что не препятствовало практическому изданию и комментированию трудов национальных мыслителей.
Игравший в полемике заглавную роль М. Медандес-и-Пелайо утверждал идею о существовании в Испании философии. Он, например, заявлял: «Практически невозможно. чтобы мыслители одной крови, рожденные на одной земле, испытывавшие одни и те же физические и духовные влияния, передававшие знания более или менее непосредственно от одних к другим, перестали быть похожими в чем-нибудь или многом, несмотря на свою принадлежность к различным школам и даже враждебным. Можно утверждать a priori, не опасаясь ошибиться, что история испанской философии как единое целое есть нечто, что имеет собственное и особенное существование. .Что есть в иберийском стиле мышления такие особенности, которые, сохраняясь в течение веков и в условиях разных цивилизаций, обязывают сделать вывод о существовании сильнейшей внутренней концептуальной связи в воззрениях наших мыслителей. Что не сформировалась еще идея, весьма справедливая, но которая игнорировалась из-за невежества или пристрастий, признать за нами отдельное место в истории философии, если и не столь высокое, как занимаемое двумя привилегированными в этом отношении народами - греками и немцами, то, по крайней мере, как итальянцами и французами» [9, p. 368].
Таким образом, если принимается идея, что существует история испанской философии, то оправданно изучать ее. Но при этом оставалась проблема: обладала ли она некими собственными национальными особенностями.
Творчество М. Медандеса-и-Пелайо, являвшееся предметом дискуссий при жизни, а после смерти - приспособления различных политических сил в собственных идейных интересах, вновь вызвавшего острые проти-
1°5
воречивые споры, до сих пор не утратило своего значения, что признается ^ ш
практически всеми имеющими отношение к истории философии людьми. х §
ГГ ^
Ученик М. Менендеса-и-Пелайо и продолжатель его интеллектуальной щ |
деятельности А. Бонилья-и-Сан Мартин (1875-1926) работал над созда- 3
нием Большой истории испанской философии, послужившей основой для |
создания многотомного «Систематического корпуса истории испанской 2
философии».
Работа над «Корпусом.» была прервана Гражданской войной 19361939 гг. По ее окончании разрозненные и прерывавшиеся культурнопросветительские усилия ряда издательств не выправили недостатка в выпуске трудов национальных классиков философской мысли.
Причины подобного недостатка различны, начиная от вековой недооценки значения истории собственной абстрактной мысли до официальных политических и религиозных предписаний и разногласий, но в любом случае не имеющие ничего общего с причинами интеллектуального характера.
Во второй половине XX в. наметилась активизация в исследовании истории испанской философии.
Из работ обобщающего характера этого времени одной из лучших признается написанная Г. Фрайле - своеобразный философский энциклопедический словарь [7, 1 Ш].
Поскольку вопрос об оригинальности или вторичности испанской философии возникает постоянно, постольку для его разрешения в качестве рабочей гипотезы была взята «История идей».
Такой подход, дающий возможность исходить из концепции истории испанской мысли вообще, а не только - философской, хотя акцент был сделан в значительной степени на ней, впервые широко, опираясь на работы предшественников, реализовал в конце прошлого века Х.Л. Абе-льян в «Критической истории испанской мысли» [6, 1 I—V].
«История идей» в концепции Х. Абельяна менее теоретичная наука, чем «История философии». Она пытается представить свидетельства, о чем и как человек размышлял на протяжении своей эволюции, но не раскрыть вечные истины, которые объяснили бы последнюю загадку человека.
Другими словами, «История идей» имеет экзистенциальный характер, поскольку изучает идеи, действующие в ходе человеческого существования. Напротив, «История философии» тяготеет к абстрактным понятиям, к игре идей, не вникая или мало вникая в их связь с индивидуумами или обществом в целом. «С этой точки зрения философия выступает как нечто отдаленное от жизни, без видимой связи с ней» [там же, 1 I, р. 78].
Дискуссионная трибуна
Таким образом, актуальных проблем, которые в настоящее время остаются в испанской философии Нового времени, имея в виду, что вопрос о её существовании в принципе решен, в основном две.
Первая - ее научная ценность. Вторая, вытекающая из первой, - существование или отсутствие у нее специфических особенностей, оригинальности или эклектической вторичности.
Эти проблемы для российских историков философии Нового времени - предмет актуального исследования, прежде всего на основе сравнительного анализа воззрений испанских и европейских философов.
Задачу их решения целесообразнее начинать в соответствии с общепризнанной периодизацией развития мирового процесса [12, р. 9], а конкретно - с анализа воззрений основоположника испанского Просвещения Б.И. Фейх0о-и-Монтенегро, «неустанного воителя против национальной замкнутости» [11, р. 107].
Библиографический список
1. Журавлёв О.В. Испанская философия XVIII-XX вв. Этапы становления и логика развития. СПб., 1992.
2. Кортес Хуан Доносо. Сочинения / Пер. А.П. Шурбелева, предисл. О.В. Журавлёва. СПб., 2006.
3. Кузьмичёва Е.К. Испанская общественная мысль первой половины XVIII века: Б.Х. Фейх0о-и-Монтенегро: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1990.
4. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
5. Суховерхов В.В. Г.М. де Ховельянос. Философско-теологические и социальнополитические воззрения. М., 2012.
6. Abellán J.L. Historia crítica del pensamiento español. T. 1-5. Madrid, 19791982.
7. Fraile G. Historia de la Filosofía española. Biblioteca de Autores Cristianos. T. 1-2. Madrid, MCMLXXI.
8. Laverde G. Carta-prólogo de la primera edición (1876) // Menendez y Pelayo M. La ciencia española. T. 1. Buenos Aires, 1947.
9. Menéndez y Pelayo M. La ciencia española. T. 2. Madrid, 1953.
10. Menéndez Pidal R. Los españoles en la Historia. Cimas y depresiones en la curva de su vida política // Historia de España. T. 1. Madrid, 1988.
11. Menéndez Pidal R. Los españoles en la Historia y en la Literatura. Dos ensayos. Buenos Aires, 1951.
12. Navarro E.J. La Historia de España. Madrid, s. a.