Научная статья на тему 'Авторские договоры'

Авторские договоры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2348
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллова М. Я.

В статье рассматривается вопрос о значении авторских договоров как способе осуществления имущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства путем передачи (продажи) исключительного права и лицензионных договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHORS CONTRACTS

The problem of importance of authors contracts as a means to realize interests of the works of art, literature and science author by assignment (selling) of exclusive rights and license contracts are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Авторские договоры»

ПРАВО

АВТОРСКИЕ ДОГОВОРЫ Кириллова М.Я.

В статье рассматривается вопрос о значении авторских договоров как способе осуществления имущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства путем передачи (продажи) исключительного права и лицензионных договоров.

AUTHORS’ CONTRACTS M.Ya .Kirillova

The problem of importance of authors’ contracts as a means to realize interests of the works of art, literature and science author by assignment (selling) of exclusive rights and license contracts are examined in the article.

1. Создание произведения науки, литературы и искусства всегда является результатом творческой деятельности автора (гражданина). С момента создания произведения у автора возникают личные неимущественные права авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения. Они непередаваемы, неотчуждаемы и существуют бессрочно. По общему правилу автор, создавший произведение науки, литературы, искусства, желает довести до широкого круга читателей, слушателей, зрителей результат своей творческой деятельности. Законом предусмотрено право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК). Вопрос об обнародовании произведения, его готовности решает только автор, так как право на обнародование является субъективным правом автора. Способы обнародования (опубликования) избирает сам автор, и они зависят от формы и содержания произведения. Если автором написана научная статья, монография и т.д., то возможно опубликование в журнале, монографии (отдельным изданием) и т.д. То же самое применяется в художественной литературе (роман, повесть, очерк, рассказ и др.), если создано музыкальное произведение, то основным способом опубликования является исполнение самим автором музыки или передача произведения

другому лицу (другим лицам) по договору с целью публичного исполнения.

Произведения живописи, скульптуры, архитектуры обнародуются путем организации выставок в картинных галереях, эрмитажах, домах искусств и иными способами. Во всех указанных случаях обнародование произведения возможно на основании договора с автором с указанием конкретного способа.

2. Федеральным законом РФ внесены изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, предусматривающую «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Глава 70 ГК «Авторское право» регулирует общественные отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы, искусства. К существенным изменениям правового регулирования творческих отношений относятся нормы, предусматривающие исключительное право на произведение автора (ст. 1270 ГК).

В статье предусмотрено право автора использовать произведение в любой форме и любым, не противоречащим закону способом на основании договора за вознаграждение. Таким образом, исключительное право автора регулирует договорные отношения по использованию произведений на возмездной основе. В статье предусмотрен

примерный перечень способов использования произведений по решению автора.

В частности, предусмотрено воспроизведение произведения (тиражирование); распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения как в живом исполнении или по радио, телевидению и иных технических средств, а также показ аудиовизуального произведения с сопровождением или без сопровождения звуком; сообщение в эфир по радио или телевидению, когда произведение становится доступным для слухового или зрительного восприятия; перевод или другая переработка произведения. В последнем случае имеется ввиду создание производного произведения (обработка, экранизация, инсценировка и тому подобное использование оригинала) для создания нового творчески самостоятельного, но зависимого от последнего.

Исключительное право на произведение является срочным, так как оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение создано в соавторстве, то исключительное право действует в течение всей жизни автора, пережившего других авторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора.

Существенная новизна в законе об интеллектуальной собственности предусмотрена в статье 1285 ГК, на основании которой возможно заключение договора об отчуждении исключительного права на произведение. По такому договору автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на про-

изведение в полном объеме приобретателю такого права. В литературе отмечается, что введение такого договора в законодательство является одной из наиболее спорных новелл, закрепленных в части четвертой ГК РФ [1]. На наш взгляд, возражения авторов обоснованы потому, что в большинстве случаев потребность в приобретении прав в полном объеме на практике встречается очень редко. Как правило, отдельные пользователи осуществляют конкретные виды использования произведений (издательство, постановка пьесы в театре, киносценарий и др.) Поэтому вряд ли приобретатель заинтересован в выплате вознаграждения за все возможные виды использования произведения.

При заключении договора об отчуждении исключительного права на произведение необходимо соблюдение императивных правил. Так, договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Согласно п. 3 ст. 1234 ГК по договору приобретатель обязан уплатить автору предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Если договор безвозмездный, то об этом должно быть прямое упоминание в его тексте. Если в договоре ничего не указано о вознаграждении или безвозмездности, то договор считается незаключенным. Если договор возмездный, но приобретатель не производит оплату обусловленной суммы, то автор имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Проблема передачи исключительного права по договору, включающему все виды возможных способов использования, в науке гражданского права исследовалась давно. Еще до революции российский ученый

В. Спасович писал, что все возможные виды уступки авторского права по договору могут предусматриваться в двух случаях: 1) когда авторское право уступается владель-

Кириллова М.Я.

цем этого права другому лицу в целом его объеме или 2) когда владелец авторского права уступает другому не само право, но пользование им в известных пределах [2].

Сторонником правомерности заключения договора о передаче авторских прав в полном объеме был В.А. Дозорцев, по мнению которого тот факт, что в Законе об авторском праве и смежных правах не предусмотрен договор об уступке авторских прав, не означает его неправомерность. Поскольку в ст. 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора, то для ограничений свободы договора о передаче (уступке) имущественных прав автора нет оснований [3].

3. Авторский договор о передаче исключительного права на произведение означает единовременное приобретение всех возможных способов использования произведения с учетом особенностей конкретного вида объекта. Законом предусмотрены другие договоры о передаче автором отдельных (конкретных) видов прав на использование произведения. К ним относится лицензионный договор, по которому другому лицу предоставляется право использования произведения конкретным способом, при этом, если это предусмотрено в договоре, то лицо может заключить сублицензионный договор с другим лицом на определенных условиях по сроку, возможности, но в пределах срока действия, предусмотренного по лицензионному договору с автором. Сам автор оригинала произведения на весь срок действия лицензионного договора не может заключать подобный договор с другими организациямию.

Законом предусмотрено заключение договора о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая неисключительная лицензия). На основании такого договора приобретатель права может только сам использовать конкретное произведение обусловленным способом. При этом автор произведения сохраняет право заключить договор с

другим лицом об использовании данного произведения указанным способом.

Важно иметь в виду соотношение договора о передаче исключительного права на произведение (имущественное право), по которому к приобретателю переходят все права в целом, и лицензионным договором. Если лицензионный договор был заключен первоначально, а в последующем заключается договор об отчуждении исключительного права на произведение, то ранее заключенный лицензионный договор сохраняет силу.

4. Все виды авторских договоров об использовании произведения науки, литературы и искусства по общему правилу заключаются в письменной форме с указанием прав и обязанностей сторон и сроком их осуществления. Неисполнение обязанностей по договору одной из сторон влечет за собой конкретную меру имущественной ответственности.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26 марта 2009 г. [4] дал разъяснения по применению многих норм, регулирующих творческие отношения граждан в области науки, литературы и искусства и других областях творческой деятельности. Так, в п. 42 Постановления предусмотрено важное положение о том, что при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведения) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Таким образом, подтверждается презумпция права авторства конкретного лица. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается.

В п. 43 Постановления даны рекомендации о правильном применении мер компенсации имущественного характера для защиты имущественных прав автора. Особенности определения размера подлежащих

взысканию компенсаций, предусмотренные законом, состоят в том, что размер компенсации определяется по усмотрению суда (ст. 1301 ГК и др.) В законе указан предельный размер компенсации от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Для решения конкретного дела в суде истец в заявлении должен указать требуемую сумму. Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ, ст. 128 АПК РФ). Если размер требования в заявлении указан, то суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым ст. 1301 ГК (а также ст. 1311, ст. 1515, ст. 1537 ГК РФ). При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован с учетом характера допущенного нарушения, срока незаконного использования произведения, степени вины нарушителя, вероятные убытки автора. Суд принимает решение, исходя из принципов разумности и справедли-

вости, а также соразмерности компенсации последствиям правонарушения.

5. В науке гражданского права длительное время изучался основной вопрос о возможности авторских договоров с целью передачи отдельных правомочий автора по использованию произведения науки, литературы и искусства, а также договоров о передаче всего комплекса авторских прав. Подробный анализ различных мнений авторов дан в монографии М.А. Мирошни-ковой «Сингулярное правопреемство в авторских правах» [5]. По нашему мнению, авторские договоры могут заключатся автором (гражданином). По действующему законодательству возможно заключение договора сублицензии, который предполагает передачу конкретных прав правообладателем (лицензиаром) другому лицу (ли-зензиату) в установленных договором пределах. Такой договор не является авторским, а характеризуется как гражданско-правовой договор о передаче конкретных прав на использование произведения в пределах предусмотренного сторонами срока на возмездных началах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. М.: Проспект, 2010.

С. 110.

2. Спасович В. Права авторские и их контрафакция. СПб, 1865. С. 49.

3. Дозорцев В.А. Творческий результат: система правообладателей. Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003.

4. См.: Постановление № 5/29 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» // Бюллетень ВС РФ. 2009. №5.

5. Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах. СПб: «Юрид. центр Пресс», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.