УДК 02
А. В. Стрельников
аспирант, Челябинский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
АВТОДИДАКТИКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие автодидактики выступает как одно из условий формирования информационно-коммуникационной культуры. В работе использованы деятельностный и личностно ориентированный подходы. Современное вузовское преподавание объективно предполагает новые формы и варианты, которые заставляют студента активно воспринимать познавательный процесс — это касается и аудиторной, и самостоятельной работы. Благодаря развитию информационных технологий, особенно сетевых, каждый учащийся имеет возможность активно использовать электронные устройства с выходом в Интернет (в частности в ходе лекции преподавателя) и практически мгновенно получить необходимую информацию. Используя умения и навыки, приобретенные с помощью автодидактики, обучающийся самостоятельно определяет цель поиска требуемой информации, а также вычленяет информационные составляющие, необходимые для целостного самостоятельного анализа. Специфика метода автодидактики проявляется в том, что процесс самостоятельной познавательной деятельности происходит автономно, без помощи преподавателя-тьютора. А задача педагога - обучить студента (будущего специалиста) этому процессу познания. Данный навык универсален: необходим не только для будущей профессиональной и социальной деятельности, но и в быту. Самообучение напрямую связано с саморазвитием, самосовершенствованием и самореализацией, для чего необходимо неизменно добывать новые знания. Процесс обучения постоянен, а роли обучаемого и обучающегося идут параллельно.
Ключевые слова: автодидактика, условие, педагогическое условие, формирование, информационно-коммуникационнная культура
Для цитирования: Стрельников, А. В. Автодидактика как одно из условий формирования информационно-коммуникационной культуры / А. В. Стрельников // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. —Ns2 (42). - С. 55-61.
Одна из целей формирования информационно-коммуникационной культуры в вузе -реализовать полученные студентами знания и информационно-коммуникационные компетенции в рамках процесса социализации и профессиональной деятельности. Процесс самореализации выпускников в социально-профессиональном пространстве осуществляется при полном самоуправлении в зоне их интересов. Для этого им необходимо обладать умениями автодидактики, которые формируются в вузе в процессе обучения.
Рассмотрим понятие автодидактика (самообучение). Исследуемый термин является интегральным (от греч. сИ-скккет — 'учить' и
auto — 'автономность'). Анализ научной литературы в обозначенной области показывает, что ученые по-разному его трактуют.
Самообучение, бесспорно, связано с саморазвитием, т. е. постоянным процессом самосовершенствования и выработки личных качеств. Для достижения собственных целей и самореализации необходимо добывать все новые и новые знания, обучение должно быть непрерывным, а следовательно, роли обучаемого и обучающегося всегда параллельны. Мы помогаем другим освоить то, что сами в недавнем времени проходили, с чем имели дело, и в то же время учимся у других осваивать новое. Процесс саморазвития обязательно сопряжен с изменением
55
мышления - от мышления привычными общеизвестными категориями к творческому мышлению. Творческое мышление - способность обучаемого самостоятельно открывать новые знания и способы действий, ранее ему не известные (Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов). Процесс саморазвития неотъемлем от умения получать и правильно обрабатывать новую информацию и новые знания. И именно автодидактика позволяет сформировать навыки самоуправления, ответственности и осознанности познавательной деятельности.
С. М. Вишнякова понимает автодидактику как совокупность освоенных приемов обучения, используемых субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования [8]. Д. Г. Левитес значение автодидактики сводит к теории и практике конструирования собственных технологий обучения [6].
Особый интерес, по нашему мнению, представляет определение автодидактики, предложенное В. А. Куринским: «целенаправленная, систематичная, автономная деятельность субъекта процесса самообучения по усвоению знаний, развитию представлений, формулировке понятий и категорий, выработке умений и навыков» [4].
Автодидактика - одно из условий формирования информационно-коммуникационной культуры. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются. Разделяя точку зрения Г. Я. Гревцевой, под педагогическими условиями мы понимаем «комплекс мер учебно-воспитательного процесса, связанный с педагогическими факторами, оказывающими прямое влияние на уровень сформированное™ информационно-коммуника-ционной культуры личности [3, с. 160].
В данном исследовании мы придерживаемся позиции А. С. Воронина на понятие автодидактика. По мнению ученого, автодидактика выступает как совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная [2].
Исходя из вышеизложенного, основополагающими характеристиками автодидактики являются самостоятельность и автономность. Приоритетной характеристикой, на наш взгляд, выступает автономность.
При наличии самостоятельности и отсутствии автономности осуществляется самообучение (обучаемый выполняет проблемные задания самостоятельно, но под руководством преподавателя: разработка и выбор тем; текущий и аттестационный контроль; индивидуальная корректировка сроков). При наличии автономности и отсутствии самостоятельности осуществляется дистанционное обучение: студенты учатся на расстоянии от преподавателя, выбирают и разрабатывают темы, распределяют рабочее время, осуществляют самоконтроль по разработанным для них учебно-методическим материалам.
Особый интерес для нашего исследования представляет точка зрения А. Маслоу, который подчеркивает, что автодидактика предполагает автономное приобретение и применение новых знаний при полном самоуправлении [7]. Студенты сами определяют, в каком объеме и какие знания необходимы им, формируют дидактические единицы, определяют сроки, используя собственные методы познания. Для этого их необходимо вооружить многообразными педагогическими методами, приемами и средствами.
Так, например, организация самостоятельной работы студентов заочного отделения направления «Психолого-педагогическое образование» по курсу «Развитие информационно-коммуникативной компетенции педагога» предполагает базовое применение, так называемое базовое освоение информационно-коммуникативной компетентности. Опираясь на информационный подход [14, с. 95-111], мы систематизируем процесс информационного обмена, в данном случае - это ведение электронной документации: составление рабочих программ и разработка технологических карт уроков, собственных цифровых образовательных ресурсов и использование уже имеющихся.
56
Использование сервисов Интернета в настоящее время является неотъемлемой частью современного обучения. Электронные книги, сетевые ресурсы, материалы электронных СМИ, мультимедийные презентации и учебные фильмы, специализированные модели и т. п. стимулируют процесс обучения и активизируют познавательный интерес. Общение через специализированные социальные сервисы, участие в дистанционных, заочных, онлайн-конкурсах и конференциях, форумах, олимпиадах, творческих лабораториях, представление собственного педагогического опыта в электронных и печатных СМИ - все это не просто делает работу педагога успешной, но и позволяет определить направление собственной проектной деятельности, получить категориальную оценку, совершенствовать методы обучения и воспитания, реализовать личную образовательную траекторию, выбрать творческие проекты. Оценка педагогических проектов преследует две цели:
1) определение степени соответствия рассматриваемых материалов нормативным моделям, эталонам, стандартам, традициям и т. д. через совокупность конкретных критериев;
2) понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориента-ций проекта и его ценностно-смысловых оснований [9, с. 216].
Мы можем говорить о следующих педагогических проектах по формированию информационно-коммуникационной культуры: 1) компьютер и здоровье; 2) здоровьесбере-гающий принцип при работе с компьютером; 3) синдром компьютерного стресса и др. Дистанционное обучение, реализуемое многими образовательными сайтами для педагогов, эффективно и востребовано для повышения компетентностного уровня педагога и продуктивности его деятельности. Актуальны и курсы повышения квалификации на сайтах [11].
Практически каждый современный педагог помимо аккаунтов в различных сетевых сообществах, как правило, имеет свой блог, сайт или мини-сайт, что способствует росту
эффективности творческого общения с разно-целевой аудиторией (коллеги, студенты, родители). Такой ресурс может представлять собой коммуникативный центр, использоваться для хранения, преобразования и передачи информации, для ведения форума или блога, размещения для обсуждения своих методических материалов, электронного портфолио и т. д., т. е. являться дистанционной площадкой для общения. Как уже было сказано, сетевые сервисы служат для электронного или дистанционного обучения, необходимы как точка доступа к электронной библиотеке и цифровым образовательным ресурсам. Предложений по созданию таких ресурсов много, в том числе и бесплатных [1; 10 и др.].
Для осуществления различных образовательных программ педагогу необходимо использовать информационные технологии обучения (специальные ресурсы, программы и технические средства - кино-, аудио-, видеосредства, компьютерные и телекоммуникационные сети), что, без сомнения, способствует повышению эффективности обучения. Педагогу следует стать интересным студентам, он должен быть новатором и не только владеть материалом по предмету, но уметь применять современные педагогические технологии и методики. ИКТ-компетенция играет здесь не последнюю роль, можно сказать - одну из главных.
Использование информационных технологий позволяет:
- реализовывать свою творческую и познавательную активность, участвуя в работе семинаров, конкурсов, олимпиад, конференций;
- использовать и создавать файлообмен-ники цифровых образовательных ресурсов;
- повышать мотивацию и познавательную активность обучающихся с применением цифровых образовательных ресурсов как элементов наглядности (электронное сопровождение изучаемого материала), для оценки качества знаний (тесты), для дистанционного обучения, реализации исследователем творческих, социально значимых и педагогических (индивидуальных, коллективных) проектов обучающихся;
57
— создавать собственный маршрут саморазвития (например, ведение собственного блога, сайта);
- повышать свою квалификацию, обучаясь на дистанционных курсах.
Итак, рассмотрим внедрение принципа автодидактики (как необходимого условия) в процесс преподавания дисциплины «Развитие информационно-коммуникативной компетенции педагога». Цель данного курса: развитие навыка самостоятельного совершенствования названной компетентности в процессе формирования информационно-коммуникационной культуры.
Соответственно определяются основные задачи дисциплины:
1) формирование верного понимания компетентностного подхода и его роли в современном образовании;
2) соотношение понятий компетенция и компетентность;
3) выявление особенностей информационно-коммуникативной компетенции педагога;
4) самостоятельное осмысление понятия автодидактика-,
5) осознанное понимание практического значения автодидактики в процессе развития информационно-коммуникационной культуры;
6) привитие навыков самостоятельного повышения своей информационно-коммуни-кативной компетентности как в профессиональном, так и в личностном отношении;
7) повышение навыков поиска информации в Глобальной сети.
Теоретическая база дисциплины предусматривает наличие базовой подготовки по информатике. Эффективной технологией, способствующей формированию информационно-коммуника-ционной культуры, являются технологии групповой работы. Так, например, лабораторная работа по теме «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых машин (на примере сервисов Яндекс и Google)» предполагает работу в группах. Для самостоятельной (итоговой) работы студентам необходимо разбиться на группы (по желанию, без участия педагога).
В процессе изучения и контроля нами использовались разные формы обучения: клас-
сическая аудиторная и дистанционная. На вебстранице мы размещали лабораторные работы для устранения пробелов знаний, тесты для самоконтроля.
Учебно-методическая информация была представлена как на бумажном носителе, так и на электронном (текст, звук, анимация, мультимедиа, видео). Каждая дидактическая единица могла быть использована в печатном и электронном варианте.
Определено несколько режимов работы студентов: аудиторный в присутствии преподавателя, аудиторий без преподавателя, внеаудиторный; автономный.
Дистанционное обучение позволило развить у студентов умение к автономному самообучению за счет самоуправления и повышения изолированности. Объективная ситуация заставила студента выбирать свое индивидуальное решение из ряда возможных вариантов без консультации педагога, что способствовало появлению креативных решений, а также увеличило интенсивность поиска. Кроме того, самообучение происходило благодаря принципам ассоциативности и развития по спирали.
Необходимо было активизировать мотивацию, т. е. заинтересовать студента, тем самым разбудить стремление к самообучению. Интерес к автономному самообучению достигается достаточностью понимания учебного материала. И абсолютно точно - при работе с информацией надо исключить механическое запоминание. Мы, вслед за В. А. Куринским [4-5], используем прием дробления материала при изучении новой информации. Нельзя забывать и про интеграцию научных знаний разных дисциплин. Включается так называемая многоканальность, т. е. совокупность путей, способов, средств получения знаний [12]. Можно использовать тактику синхронного или асинхронного изучения материала с несколькими учебно-методическими пособиями. Но при этом в обязательном порядке следует разбить материал условно на несколько (3-5) основных теоретических или практических положений, поочередно обращаться к ним в процессе изучения темы, чтобы сформировать
58
у студентов потребность воспользоваться целостной информацией, которая представлена в учебно-методических материалах. «В процессе использования метода автодидактики педагог выступает в роли не только инструктора, советника, помощника, партнера, но и педагога-фасилитатора, поскольку способствует развитию понимания учащимися себя самих, дает возможность почувствовать себя увереннее, безопаснее, поднимает самооценку» [13, с. 128].
Автодидактика - комплекс индивидуальных технологий учебной деятельности обучающегося. А на стадии, когда обучающийся умеет применять данный комплекс в совершенстве, мы можем говорить уже о системе технологий учебной деятельности. Каждый человек обладает своей способностью к автодидактике, формирующейся на основе жизненного опыта и в процессе учебной деятельности, зависящей от личных предпочтений, индивидуальных особенностей и т. д. Бесспорно, одинаковые методы обучения, продуктивные для одних, не будут конструктивными для других. Игнорирование индивидуального подхода влияет не только на восприятие материала, но и на отношение к предмету в целом.
В. А. Куринский обращает внимание на три основных психотипа по способу восприятия информации: визуалы, аудиалы, кинесте-ты [6]. Для аудиалов характерно восприятие информации на слух, для визуалов - зрительное восприятие, для кинестетов - деятельное. Соответственно на каждом этапе учебной деятельности используются индивидуальные способы повышения эффективности планирования и осуществления учебного процесса.
На первом этапе осуществляется целепо-лагание: для аудиалов - устная постановка цели; для визуалов - письменная; для кине-
стетов - выделение цели из созданной проблемной ситуации.
Второй этап - получение новых знаний. Эффективное восприятие нового материала для каждого психотипа происходит по особому плану. Для аудиалов наиболее продуктивен традиционный план подачи материала - объяснение материала педагогом, закрепление услышанного с помощью учебника или дополнительной литературы. Для визуалов -знакомство с материалом с помощью рекомендованной литературы, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами; концентрация внимания достигается на основе написанного на доске опорного конспекта или плана. Кинестетам для включения в активную деятельность необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника по данной проблеме и получить разъяснения у педагога по интересующим их вопросам. Наиболее продуктивны для кинестетов лабораторные и практические работы.
На третьем этапе - закрепление - также следует учитывать особенности учащихся.
В процессе обучения при использовании метода автодидактики мы опирались на результаты педагогической диагностики, т. е. ориентировались на личность студента. Применение лично-стно ориентированного подхода помогает раскрыть свои возможности, способствует становлению самосознания, а значит, самореализации и самоутверждению. Таким образом метод автодидактики при использовании личностно ориентированного подхода является одним из важнейших для формирования информационно-коммуникационной культуры студентов вуза.
1. Бесплатный конструктор сайтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ucoz.ru.
2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург, 2006.
3. Гревцева, Г. Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография / Г. Я. Грев-цева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. - 345 с.
4. Куринский, В. А. Автодидактика / В. А. Куринский. - Санкт-Петербург, 2001. - 394 с.
5. Куринский, В. А. Постпсихологическая автодидактика / В. А. Куринский. — Изд. 4-е. доп. - Москва; Киев, 2006.
59
6. Левитес, Д. Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - Москва; Воронеж, 2003. - С. 2.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург: Евразия, 2001. - 479 с.
8. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: слов. / С. М. Вишнякова. - Москва: НМД СПО, 1999. - 538 с.
9. Слободчиков, В. И. Основы проектирования развивающего образования / В. И. Слободчиков. - Петрозаводск: Институт педагогических инноваций, 1996.
10. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru.
11. Центр подготовки педагогов к аттестации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.moiuniversitet.ru/ru/do/directions/list/#.UxOAEON_uoO, edu. 1 september.ru/distance.
12. Цыбина, H. H. Обеспечение многоканальное™ автодидактики студентов в процессе обучения информатике в вузе / H. Н. Цыбина, В. Н. Цыбин // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. Вып 9. - 2010. - № 23. - С. 71-74.
13. Худяков, В. Н. Понятийно-терминологический аппарат автодидактики как одного из важнейших методов обучения в сфере социально-культурной деятельности / В. Н. Худяков // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2014. - № 4 (40). - С. 125-130.
Н.Яковлева, Н. О. Педагогическое проектирование: учеб.-метод. пособие / Н. О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 124 с.
Получено: 25.02.2015
A. Strelnikov
post-graduate student, Chelyabinsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]
AUTODIDACTICS AS CONDITION FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATIONS CULTURE
Abstract The notion of autodidactic acts as one of the conditions of formation of information and communication culture. In the paper we used the activity and personality-oriented approach.
The modern university teaching objectively assumes new forms and variants that make the student perceive an active learning process - this applies to the classroom and independent work.
With the development of information technology, particularly network, each student has the opportunity to make active use of electronic devices with access to the Internet (in particular, during the teacher's lecture) and almost immediately obtain the necessary information. Using skills acquired using autodidactics, the student independently determines the purpose of search of the required information, and extracts the information components necessary for holistic self-analysis. The specificity of the method autodidactics manifested in the fact that the process of independent cognitive activity takes place independently, without the help of the teacher-tutor. The task of the teacher - to teach students (future professionals) in the process of cognition. This skill is universal: not only the need for future careers, but also for social and social life, and at home. Self-learning is directly related to self-development, self-improvement and self-realization, which must constantly produce new knowledge. The learning process is permanent, and the role of the student and the student run parallel.
Keywords: autodidactics condition, pedagogical conditions, formation, information and communication culture For citing: Strelnikov, A. Autodidactics as Condition Formation of Information-Communications Culture / A. Strelnikov // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], - 2015. -№ 2 (42). - P. 55-61.
60
Reference
1. Free Website Creator [Electronic resource]. - URL: www.ucoz.ru.
2. Voronin, A. Slovar' terminov po obshchey i sotsial'noy pedagogike [Dictionary of Terms on General and Social Pedagogy] / A. Voronin. - Ekaterinburg, 2006.
3. Grevtseva, G. Sotsializatsiya shkol'nikov sredstvami grazhdanskogo vospitaniya [The Socialization of Schoolboys by Means of Civic Education] / G. Grevtseva. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011. - 345 p.
4. Kurinskiy, V. Avtodidaktika [Autodidactics] / V. Kurinskiy. - St. Petersburg, 2001. - 394 p.
5. Kurinskiy, V. Postpsikhologicheskaya avtodidaktika [Postpsycological Autodidactics] [Electronic resource] / V. Kurinskiy. - Ed. 4th ext. - Moscow; Kiev, 2006. - URL: http://thisisme.ru/content/avtodidaktika.
6. Levites, D. Avtodidaktika: Teoriya i praktika konstruirovaniya sobstvennykh tekhnologiy obucheniya [Theory and Practice of Designing Its Own Learning Technologies] / D. Levites. - Moscow; Voronezh, 2003. - P. 2.
7. Maslow, A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality] / A. Maslow. - St. Petersburg: Evraziya, 2001.-479 p.
8. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional Education. Dictionary. Key Concepts, Terminology, Current Lexicon] / S. Vishnyakova. - Moscow: Scientific and Methodological Center of Secondary Vocational Education, 1999. - 538 p.
9. Slobodchikov, V. Osnovy proektirovaniya razvivayushchego obrazovaniya [Basics of developmental education] / V. Slobodchikov. - Petrozavodsk: Institute of Innovation in Education, 1996.
10. The social network of educators "Our Network" [Electronic resource]. - URL: nsportal.ru.
11. Center for teacher training for certification [Electronic resource], - URL: http://www.moiuniversitet.ru/ ru/do/directions/list/#.UxOAEON_uoO, edu. 1 september.ru/distance.
12. Tsybina, N. Providing multichannel of students' autodidactics while teaching computer science in an institute of higher education / N. Tsybina, V. Tsybin // Bulletin of the South Ural State University. Series "Education. Pedagogic". Vol. 9. - 2010. - № 23. - P. 71-74.
13. Khudyakov, V. Autodidactic Conceptual Terms as One of the Most Important Teaching Methods in the Field of Social-Cultural Activities / V. Khudyakov // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. -2014.-4 (40).-P. 125-130.
14. Yakovleva, N. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogical designing] / N. Yakovleva. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2001. - 124 p.
Received 25.02.2015
61