УДК 378.016:002+378.041 ББК 4486.29
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МНОГОКАНАЛЬНОСТИ АВТОДИДАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ
Н.Н. Цыбина*, В.Н. Цыбин**
*Южно-Уральский государственный университет **000 «ЮжУралэлектромонтаж»
PROVIDING MULTICHANNEL OF STUDENTS’ AUTODIDACTICS WHILE TEACHING COMPUTER SCIENCE IN AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
N. Tsibina*, V. Tsibin**
*South Ural State University
**South Ural Electrical Installation Co. Ltd.
Рассматривается влияние многокаиальности на автодидактику студентов учреждений высшего образования. Автор демонстрирует, как многоканаль-ность повышает автодидактику студентов в процессе обучения дисциплине «Информатика».
Ключевые слова: автодидактика, многоканалъностъ.
The influence of multichannel on students’ autodidactics in institutes of higher education is reviewed and the way multichannel increases students’ autodidactics while teaching such a discipline as Computer Science is described.
Keywords: autodidactics, multichannel.
Одна из целей обучения информатике в вузе - реализовать полученные студентами знания информационных технологий в рамках других дисциплин. Процесс самореализации студентов в междисциплинарном пространстве осуществляется при полном самоуправлении в зоне их ближайших интересов. Для этого студентам необходимо формировать умения автодидактики.
Термин «автодидактика» является интегральным термином от греческих слов «di-daskein» - учить и «auto» - автономность. Автодидактика - целенаправленная, систематичная, автономная деятельность субъекта процесса самообучения по усвоению знаний, развитию представлений, формулировке понятий и категорий, выработке умений и навыков [3]. Основополагающими характеристиками автодидактики являются самостоятельность и автономность. При наличии самостоятельности и отсутствии автономности осуществляется самообучение (обучаемый выполняет творческие задания самостоятельно, но руко-
водство процессом осуществляет эксперт: разработка тем, контроль, корректировка сроков). При наличии автономности и отсутствии самостоятельности осуществляется дистанционное обучение: студенты учатся на удаленном расстоянии от эксперта, выбирают темы, распределяют время, осуществляют самоконтроль по разработанным для них учебнометодическим материалам.
Концепция автономности рассматривается нами как основополагающий отличительный признак автодидактики. При этом автодидактика предполагает автономное приобретение и применение новых знаний при полном самоуправлении [4, 6]. Студенты сами решают, какие знания, в каком объеме необходимы им, формируют дидактические единицы, определяют сроки, используя собственные методы познания. Для этого их необходимо вооружить многообразием педагогических средств, приемов, методов и форм обучения.
В начале педагогического эксперимента мы предполагали, что создание многоканаль-
Теория и методика профессионального образования
ности как педагогического условия будет более эффективно формировать умения автодидактики студентов. Многоканальность способствует восприятию учебной информации в рамках одной или нескольких дисциплин, развивает многообразие форм взаимодействия между субъектами, предоставляет лучшие педагогические методики.
Для реализации многоканальности нами разработаны следующие рекомендации, например:
• кластеризация содержания дисциплины осуществлялась, исходя из умений студентов работать в режимах:
Обучение —* Дистанционное обучение —> Автономное самообучение;
• проектирование содержания дисциплины для классической и дистанционной форм обучения выполнялось по единым алгоритмам (содержание теоретического материала, лабораторных работ, электронных практикумов, видеоклипов);
• для устранения пробелов базовых знаний использовались электронные версии учебного материала по курсу среднего образования в качестве опережающего обучения к базовому курсу вуза;
• при изучении программных средств рассматривались одни и те же (или однотипные)
примеры для аудиторных занятий и самостоятельного изучения, что способствует их восприятию в разнознаковой среде.
Канал рассматривается нами как «часть информационной системы, которая связывает между собой источник и приемник сообщений» [1, с. 178]. Выделяют следующие виды каналов: по отношению к среде; по последовательности движения данных; по форме представления данных; по количеству используемых источников и приемников [1].
По отношению к образовательной среде в рамках дисциплины «Информатика» выделялись внешние и внутренние каналы. Реализа-
ция одного и того же алгоритма в разнознаковой среде усиливает ассоциативность и эмоциональное восприятие [2, 5], способствует развитию абстрактного мышления, необходимого для автодидактики.
В примере 1 студентам предлагается решить проблему построения графиков в разных программных средах: Выполнить построение графиков кусочных функций в программных средах: табличном процессоре MS Excel, среде программирования VBA, математической системе MathCAD.
Для реализации многоканальности мы использовали метод выхода за рамки предметной области. В этом случае междисциплинарная связь переходит на качественно новый уровень, раздвигая пространственно-временные границы. Параллельное изучение тем позволило формировать системность восприятия учебной информации разных дисциплин, расширить или углубить знания, оптимизировать учебную нагрузку. В табл. 1 представлена организация междисциплинарных связей на уровне учебных тем.
При согласовании взаимодействия преподавателей математики и информатики мы закрепляем учебный материал по разделу «Матричные вычисления» за счет повтора и развития по спирали в системе MathCAD.
В примере 2 студентам предлагается реализовать разные численные методы: Найти решения системы линейных уравнений (СЛУ) методами Гаусса, Крамера, обратной матрицы.
По последовательности движения данных каналы делят на прямые и косвенные. Прямые каналы используются для непосредственной передачи знаний от источника приемнику. Косвенные каналы предусматривают участие посредников в процессе обучения. Посредниками социализации знаний часто выступали студенты с опережающими темпами развития.
Для обеспечения многоканальности в процессе педагогического эксперимента нами ис-
Таблица 1
Реализация многоканальности учебных тем в междисциплинарном пространстве
Учебные дисциплины
Программное обеспечение Численные методы Программирование
Учебные темы
Системы программирования Решение системы уравнений методом обратной матрицы Матричные вычисления
Математические системы автоматизации вычислений Решение системы уравнений методом Гаусса Поиск максимального элемента в массиве
Математическая система MathCAD Решение системы уравнений методом Крамера Структурное программирование
Цыбина Н.Н., Цыбин В.Н.
Обеспечение многоканальности автодидактики студентов в процессе обучения информатике в вузе
пользовались разные формы обучения: классическая аудиторная и дистанционная. На web-странице преподавателя выставлялись лабораторные работы для устранения пробелов знаний, тесты для самоконтроля, дидактические единицы для студентов с опережающими темпами изучения дисциплины.
Для предоставления учебно-методической информации применялись разные формы представления данных. Многообразие форматов данных поддерживало виды учебной информации в форме текста, звука, анимации, мультимедиа, видео. Каждая дидактическая единица позволяла использовать печатные и электронные носители.
Количество используемых источников и приемников изменялось посредством организации взаимодействия субъектов; применения разных средств (аппаратных и программных) для решения поставленной проблемы. Процессуальная составляющая обучения при многоканальности поддерживает многообразие форматов взаимодействия (1:1, 1:М, М:1, М:М) и многообразие режимов работы студентов: аудиторного в присутствии эксперта; аудиторного без эксперта; внеаудиторного; автономного. Прием «теневой контроль» создает иллюзию изолированности, что особенно важно для мотивации неуверенных в себе студентов.
Например, программная среда удаленного сетевого администрирования (Remote Administrator - удаленный администратор) позволяет преподавателю наблюдать, контролировать и управлять процессом самообучения студента, не привлекая внимание остальных. Создается иллюзия автономной изолированной работы. Используя систему в совокупности с видеопроектором, преподаватель может предать огласке демонстрацию работы любого студента, что способствует актуализации интереса обучаемого, создает условия для социализации знаний, умений, навыков и выявления скрытых источников знаний.
Таким образом, многоканальность есть совокупность путей, способов, средств получения знаний. Объединение нескольких каналов мы осуществляли на основе установления логических и временных связей между дидактическими единицами дистанционной и классической формами обучения; посредством интеграции научного знания разных дисциплин, вовлечения студентов в процесс социализации знаний.
Обеспечение многоканальности дало возможность организовать обучение с учетом
индивидуальных интересов и профессиональной направленности. Например, обучающиеся определяли назначение, возможности, общие и отличительные особенности пакетов автоматизации инженерного проектирования АгсЫ-СА1Э и АиЮСАЕ). На основе анализа выбирали систему для самостоятельного изучения. Такой педагогический подход формирует у обучаемых навыки самоуправления, ответственность и осознанность познавательной деятельности. Для оценивания эффективности влияния многоканальности на автодидактику студентов нами использовались следующие критерии и показатели: автономность, креативность, мотивация, самообучение.
Педагогический эксперимент показал, что создание многоканальности позволило через дистанционное обучение развить у студентов умения к автономному самообучению за счет развития самоуправления и повышения изолированности. Рост креативности обусловлен тем, что, владея множеством способов решения проблемы, обучаемые могут находить свои оригинальные решения. При этом эффект самообучения повышается за счет ассоциативности и развития по спирали. Педагогическое условие многоканальности изменило мотивацию обучаемых. Стремление к самообучению повышается через актуализацию интереса. Интерес к автономному самообучению достигается достаточностью понимания учебного материала. Глубина знаний достигается дальнейшим повышением интенсивности учебных занятий. Преподаватель может использовать тактику синхронного или асинхронного занятия с несколькими учебно-методическими пособиями.
В табл. 2 представлены результаты прохождения промежуточного и итогового контроля студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, отражающие эффективность влияния многоканальности на автодидактику студентов.
Анализ данных табл. 2 демонстрирует, что автодидактика экспериментальной группы, проходившей обучение при выполнении условия многоканальности, в два раза превышает автодидактику контрольной группы, для которой многоканальность не соблюдалась.
Таким образом, нами обоснована необходимость многоканальности в процессе обучения информатике в вузе для повышения автодидактики студентов. Создание такого педагогического условия обеспечило возможность повысить автодидактику студентов, что подтверждено экспериментальными данными.
Теория и методика профессионального образования
Таблица 2
Сравнительный анализ текущего и итогового контроля влияния многоканальное™ на автодидактику студентов
Средние значения критериев
Текущий КОНТ] роль Итоговый контроль
Л е с о- Л Н С_> О X 2 Nfl н о о X S3 « 5 X cd 5 X <D ЕГ Ю О а S н а G5 Е[ н о о р: S J3 н о о X CQ вч 1 яЗ а> — X <и Єґ VO о я 2* К н Ьй Я с?
X и Н 5 X н Н S
н m С <L> о* £ S а О О н CQ ь ю С 0> а. S 35 сЗ и О н so <
эг 29,6 26,3 37,8 41,5 33,8 52,1 52,0 58,3 61,9 56,1
кг 16,1 8,7 25,5 22,0 18,1 38,3 26,4 42,4 36,4 35,9
Литература
1. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь / А.Н. Азрилиян, О.М. Азрилиян, Е.В. Калашникова и др.; под ред. А.Н. Азрилияна. -7-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2008. -1472 с.
2. Кононова, Л.И. Актуализация творческого потенциала человека в процессе специальной работы: автореф. дис. ... д-ра филос. наук/Л.И. Кононова. -М., 2006. -47с.
3. Куринский, В.А. Автодидактика /
B.А. Куринский. - СПб., 2001. - 394 с.
4. Маслоу, Г. Мотивация и личность / Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001. - 479 с.
5. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. -512 с.
6. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг; науч. ред. А.Б. Орлов; пер.
C.С. Орлова и др. - М.: Смысл, 2002. - 527 с.
Поступила е редакцию 10 февраля 2010 г.