УДК 378:78.01 + 785
Фролова Наталия Александровна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры инструментального исполнительства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, [email protected], Самара
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ АУТОДИДАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы аутодидактики; обосновывается понимание аутодидактики как самостоятельного раздела дидактики; в контексте профессиональной подготовки студентов в вузе раскрывается сущность и вводится рабочее определение понятий «аутодидакгика» и «аутодидактические процессы» (АДП). Обращаясь к процессу обучения студентов-музыкантов в исполнительском классе, автор рассматривает особенности исполнительской подготовки в вузе; выявляет причины, мешающие полноценному течению АДП. В статье определяются виды музыкально-исполнительской деятельности, ориентированные на самообразование: ансамблевое музицирование содействует развитию способности к антиципации, уверенности в собственных силах; чтение музыки с листа активизирует исполнительские и музыкально-интеллектуальные ресурсы личности; эскизное разучивание музыкального материала позволяет студентам максимально реализовать творческий потенциал, осознать и соотнести свои возможности с требованиями профессии; самостоятельное освоение музыкального произведения способствует воспитанию творческой инициативы и выработке критического мышления.
Ключевые слова: аутодидакгика; аутодидактические процессы (АДП); виды музыкально-исполнительской деятельности - ансамблевое музицирование, чтение музыки с листа, эскизное разучивание музыкального материала, самостоятельное освоение музыкального произведения.
Frolova Natalia Aleksandrovna
Candidate of Pedagogic Science, Professor of Instrumental performance Department, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, [email protected], Samara
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MODERN AUTODIDACTICS IN THE PROCESS OF PERFORMANCE TRAINING OF STUDENTS-MUSICIANS
Abstract. The article reveals the current importance of autodidactics problem; the understanding of autodidactics is explained as the separate division of didactics; in the context of professional student training in higher educational institution the essence and the notions of "autodidactics" and "autodi-dactic processes" (ADP) are introduced. Concerning the process of training students-musicians in the performance class the author considers the peculiarities of performance training in higher educational institution; distinguishes the reasons preventing the successful realization of ADP. The author defines the types of musical-performance activity targeted at self-education: playing in a band contributes to anticipation development, self-confidence; playing music from the list activates performance and musical and intellectual resources of the individual; sketch playing of musical material helps students to develop creativity, coordinate personal ability with the profession demands; independent learning of musical piece develops creative initiative and critical thinking.
Keywords: autodidactics; autodidactic processes (ADP); types of musical-performance activity -band music playing, playing music from the list, sketch playing of musical material, independent learning of musical piece.
Аутодидактика - одно из наиболее перспективных направлений современной педагогической науки, связанное с организацией самостоятельно выполняемой учебной
деятельности. Аутодидактика в переводе с греческого («autos» - сам, «didasko» - учу либо «didaktikos» - поучительный) означает самообучение. А. П. Моисеев, обращаясь
к истории возникновения этого термина, указывает, что термин «autodidacte» появился в середине XVI века во Франции, а с конца
XIX века прочно занимает свое место в работах зарубежных авторов [8]. При участии составной части этого термина «auto» образуется целый ряд терминов (самовнушение, самовоспитание, самообучение, самообразование, самовыражение, самореализация и т.д.), широко применяемых в различных областях знаний. Однако в понятийно-терминологическом аппарате педагогической науки термин «аутодидактика» стал активно использоваться лишь в 90-е годы XX века. И. В. Кичева в своей работе «Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы
XX века» отмечает, что данный термин является педагогическим неологизмом, новым термином, ранее не отмеченным в научно-педагогическомупотреблении [5, с. 74].
Сегодня аутодидактика, как любая новая наука, требующая серьезных разработок, все больше привлекает внимание ученых, которые с разных сторон исследуют ее возможности, по-новому освещая и интерпретируя их. Если традиционная дидактика ориентирована прежде всего на педагога, на процесс передачи знания, то аутодидактика - на самого обучающегося, на процессы его самообразования и саморазвития. Изменение в направленности обучения отражается всо-держательном и процессуальном компонентах: уходят в прошлое традиционные требования к усвоению дисциплин, дисциплины наполняются новым содержанием, все активнее привлекаются современные методы и технологии. «Сегодня всё более актуальным становится такое обучение, при котором знания передаются студентам не в готовом виде, а осваиваются самими студентами в процессе активной, осознанной, системной, целенаправленной самостоятельной учебной деятельности», - резонно отмечают ученые в области педагогики [11, с. 39].
Среди работ, посвященных проблемам аутодидактики, наиболее значительными представляются исследования В. В. Анненкова, В. А. Куринского, Д. Г. Левитеса. Д. Г. Левитес аутодидактику раскрывает с позиции методологической компетенции учителей в области современных образовательных стратегий и технологий обучения. Он делает акцент на умении педагогов пере-
водить идеи гуманистической психологии и педагогики из декларативной плоскости в инструментально-технологическую, на готовности учителей «к самостоятельному отбору и конструированию содержания образования и моделированию учебного процесса в условиях выбора образовательных альтернатив» [6, с. 165-166].
В. А. Куринский данную проблему рассматривает прежде всего с точки зрения практической психологии, определяя аутодидактику как «отрасль о процессе обучения человека на материале собственной жизни» [9]. Предложенные им подходы к выработке системы индивидуальных технологий учебной деятельности основываются на учете специфики индивидуального стиля (аудиалы, визу алы, кинестеты); отношении к учению как самостоятельной деятельности (отношение активное, пассивное); степени уверенности в собственных силах и т.д.
В. В. Анненков определяет аутодидактику с позиции ГЕОС (глобальной единой образовательной системы), подчеркивая новые возможности Интернет в непрерывном самообразовании человека. Обозначая аутодидактику как «индивидуализированную систему принципов и технологий познания мира и себя учащимся» [1], он отмечает несовпадение аутодидактики, построенной преимущественно на работе с традиционными источниками информации, с моделью новой аутодидактики, стержнем которой являются информационно-коммуникативные технологии. По его мнению, современная аутодидактика неотделима от информационной культуры личности.
Исследуя проблему аутодидактики в контексте профессиональной подготовки студентов в вузе, необходимо отметить, что самообразовательная деятельность студентов, в основе которой лежат аутодидактические подходы, играет все большую роль в учебном процессе. Если дидактика как составная часть педагогики изучает проблемы образования, то аутодидактика, понимаемая нами как составная часть дидактики, направлена на изучение проблем самообразования. Самообразование - базовая составляющая профессионального образования, одна из предпосылок успешной адаптации выпускников к общественным изменениям. В известном
смысле, ценность самообразования противопоставляется консервативности образования, если «образование - переход от незнания к знанию, .. .то самообразование - от знания к незнанию, т.е. это систематический процесс преодоления самодостаточности образовательного уровня» [4, с. 106].
Именно самообразование обеспечивает поступательное движение студента в направлении самоорганизации и позволяет перевести обучение в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность студента - из фазы развития в фазу саморазвития. Убедительным представляется понимание аутодидактики как раздела дидактики, в котором раскрывается теория самообразования, определяются содержание, методы и формы построения учебного процесса.
В продолжение исследования проблемы аутодидактики важным представляется определение сущности понятия «аутодидак-тический процесс». Обращенные к внутренней позиции студентов аутодидактические процессы нацелены на поиск нового знания и воплощение этого знания в собственной деятельности. Данные процессы приобретают значительную ценность в становлении и развитии личности студента, запускают механизмы творческой рефлексии, самопринятия и самопрогнозирования. Понятие «аутодидактический процесс» (АДП) трактуется нами как процесс, имеющий целевую установку на овладение навыками организации самостоятельно выполняемой учебно-познавательной деятельности, что, в свою очередь, активизирует процессы «самости» и позволяет студентам самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию профессионально-личностного саморазвития. Обладание аутодидактическими знаниями, развитие аутодидактических умений вырабатывает у студентов готовность к самоизменению, развивает потребность к самообразованию, дает возможность в дальнейшем самостоятельно ставить и решать новые задачи саморазвития.
Обращаясь к вопросам профессиональной подготовки студентов творческих специальностей, а именно студентов-музыкантов, следует заметить, что сама «природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества» [14, с. 644].
Свободно оперировать художественными образами, иметь собственные независимые суждения и оригинальные исполнительские трактовки, использовать ассоциативные связи для более глубокого понимания замысла и исполнительской идеи композитора - необходимые качества творчески действующей личности. Однако научить ремеслу - «еще не значит подготовить будущего художника, самостоятельно мыслящего музыканта» [10, с. 71]. Как показывает практика, не всегда молодой специалист может полноценно реализовать себя в избранной профессии, творчески использовать накопленный опыт, применять в своей деятельности новые научные достижения, открытия, идеи.
Одна из причин этого видится нам в том, что установка на самообразование как необходимый контекст развития аутодидактических знаний и умений не в полной мере реализуется в учебном процессе. Среди факторов, мешающих полноценному течению АДП, можно выделить недостаточно интенсивную нагрузку на творчески активные виды деятельности, которые являются наиболее сильными стимуляторами процессов «самости»; недооценку важности неадаптивной деятельности, результатом которой выступает «высокая личностная значимость деятельности для самого субъекта» [12, с. 70]; слабо выраженное внимание к развитию таких качеств студентов, как ассоциативность мышления, открытость новому, антиципация, отсутствие страха перед неудачами и препятствиями, достижение успеха собственными силами и т.д.
Обращаясь к процессу обучения в исполнительском классе, необходимо отметить, что катализатором художественно-творческой деятельности является индивидуально дозированная преподавателем свобода. В собственно педагогическом аспекте решение проблемы овладения аутодидактическими навыками во многом зависит от стратегии и тактики педагога, от тех форм и видов исполнительской деятельности, на которые опирается педагог при решении задач профессионально-личностного роста студентов.
Анализируя виды деятельности в исполнительском классе и признавая за работой над музыкальным произведением с дальнейшим его публичным исполнением ведущую роль, мы считаем необходимым усилить
акцент на тех видах работы, в которых прослеживается четкая ориентация на самообразовательную деятельность студентов: ансамблевое музицирование; чтение музыки с листа; эскизное разучивание музыкального материала; самостоятельное освоение музыкального произведения.
Ансамблевое музицирование - особая форма коллективного обучения, содержащая в себе неисчерпаемый потенциал многогранного воздействия на обучающихся. На уроках ансамблевого музицирования решаются не только задачи профессионального роста студентов, но и задачи социализации. «Проявляя вдохновение и интеллект, которые не должны исключать друг друга, студенты включаются в непрерывный уникальный, личностно-неповторимый процесс новообразования ценностно-значимых смыслов», - так определяет специфику обучения в классе ансамбля Е. А. Ануфриев [2]. В коллективе, сформированном по интересам, личность студента проявляется ярче и активнее. Помимо исполнительских способностей у студентов развиваются такие социальные качества, как умение играть в команде, направленность на диалог, готовность к сотрудничеству. Известный психолог В. Я. Ляудис пишет: «Культура инновационного образования... предполагает решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы учения, .на естественное выращивание индивидуальности из "коллективного субъекта", богатого радостью повседневного сотрудничества и сотворчества» [7, с. 32].
Изучение педагогических возможностей ансамблевого исполнительства подводит нас к выводу о том, что ценность совместного музицирования на сегодняшний день не выявлена в полной мере. Традиционно ансамблевое музицирование ассоциируется с исполнением музыкальных произведений, специально написанных для игры в четыре руки либо для двух фортепиано. Между тем, в условиях дефицита времени и перегруженности студентов коллективная форма обучения является наиболее перспективной и может быть включена в такие виды музыкальной деятельности, как эскизное разучивание музыкальных произведений, чте-
ние музыки с листа, работа над полифонией и технически сложными произведениями.
Являясь одним из наиболее действенных средств приобщения к живому музицированию, игра в ансамбле предоставляет студентам возможность реализовать приобретенные знания и умения в рамках сотворческой деятельности. Неформальное, совместное обсуждение исполнительских проблем обогащает студентов новыми знаниями, способствует «развитию профессиональной идентичности и чувства автономии, формированию ценностей, связанных с содержанием профессиональной деятельности, совершенствованию самоорганизации обучения» [15]. Музыкант, прошедший школу коллективной работы, приобретает способность к антиципации, умеет комфортно чувствовать себя с любым партнером, осознает уверенность в собственных силах, успешно решает вопросы преодоления сценического волнения.
Чтение музыки с листа является основополагающим видом работы в исполнительском классе, открывающим самые благоприятные возможности для формирования у студентов направленности на дальнейшее непрерывное самообразование. Навык чтения музыки с листа помогает студентам прочитывать незнакомый текст без предварительной подготовки, способствует полноценной работе над музыкальным произведением, позволяет непрерывно обновлять и пополнять знания, творчески использовать их на практике. Тот особый эмоциональный подъем, который всегда возникает при знакомстве с новой музыкой, делает восприятие музыканта более ярким, что активизирует музыкальное мышление, благотворно влияет на развитие интуиции, помогает в решении многих слуховых, двигательно-технических и художественно-образных задач исполнения.
Музыкант, свободно читающий текст музыкального произведения с листа, находится в особо выгодных условиях, поскольку наряду с репертуаром, предназначенным специально для рояля, он может исполнять оперные клавиры, аранжировки симфонических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Особенно важную роль чтение с листа играет в профессиональном становлении пианиста-концертмейстера,
поскольку в своей практической деятельности концертмейстеру довольно часто приходится исполнять незнакомые вокальные или инструментальные произведения как на репетициях, так и в обстановке публичного выступления без тщательной предварительной подготовки.
Структура чтения музыки с листа включает в себя следующие компоненты: зрительный («вижу»); слуховой («слышу»); эмоциональный («чувствую»); двигательно-интроспективный («мысленно представляю, как сделать»); двигательно-моторный («делаю»). В процессе прочтения нот с листа каждый элемент стимулирует другой, связанный с ним, а результатом этой работы является создание на инструменте целостного художественного образа.
Значительную роль при чтении музыки с листа играет психологическая составляющая. Особенно важным представляется предварительная работа студентов без инструмента (внутренне-слуховое чтение): умение предслышать музыкально-технические формулы, когда текст читается не «нота за нотой», а целыми звуковыми комплексами, вырабатывает способность свободно ориентироваться в различных типах техники и аппликатуры; умение прочитывать нотный текст глазами дает возможность сконцентрироваться на содержании музыки, ее отличительных свойствах, что делает исполнение более осмысленным, уверенным, художественно убедительным.
Эскизное разучивание музыкального материала - один из необходимых видов музыкальной деятельности. Являясь промежуточным между чтением с листа и разучиванием программных произведений, такой вид работы позволяет вовлекать в учебный процесс самый разнообразный репертуар, открывает возможности для самостоятельной деятельности, активизирует творческую энергию студентов. Хотя в процессе данной работы студент не доводит произведение до уровня окончательной технической завершённости, но постигает его основные технические формулы, эмоционально-образное содержание, сопоставляет и сравнивает отдельные элементы структуры.
Главная задача педагога - выстроить процесс обучения таким образом, чтобы студент смог максимально выявить свой творческий
потенциал, осознать свои возможности и соотнести их с требованиями профессии. Педагог лишь намечает конечную художественную цель работы, подсказывая наиболее рациональные приемы и способы решения технических задач, а ее основную часть, связанную с поиском интерпретации и художественно-образным воплощением произведения на инструменте, студент решает самостоятельно.
Потенциальные ресурсы этого вида деятельности связаны и с тем, что сложность произведений, осваиваемых в эскизной форме, может превышать реальные исполнительские возможности обучающихся. Эскизное разучивание музыкального произведения предполагает прежде всего целостное воплощение звукового образа, чему сопутствует состояние особой эмоциональной приподнятости, яркая игра с полной отдачей. Несмотря на то, что при таком исполнении легко могут возникнуть ошибки и даже срывы, именно игра на пределе возможностей приобретает высокую личностную значимость для студента, неуклонно продвигает его вперед, настраивает на успех, воспитывает психологию победителя.
Следует заметить, что чтение музыки с листа и эскизное освоение музыкальных произведений имеют много общего. С одной стороны, эти виды деятельности требуют от музыканта и свободного владения инструментом, и знания различных музыкально-теоретических дисциплин, и особого многоплоскостного внимания, и быстрой реакции, и изобретательности при необходимости упрощения фактуры; с другой - такая работа способствует дальнейшему развитию исполнительских качеств, стимулирует аналити-ко-синтетическую деятельность, расширяет поле зрения и слуховое воображение пианиста, помогает ставить и успешно решать новые задачи, обращаться к новым целям.
Самостоятельное освоение музыкального произведения - один из наиболее перспективных видов работы в воспитании творческой инициативы и выработке критического мышления студентов. Если в психолого-педагогических науках проблема самостоятельной работы студентов достаточно разработана, то в музыкальной педагогике количество исследований, посвященных вопросам организации самостоятельных
занятий, не так уж велико. Данная проблема требует особого подхода, возможно, это связано с тем, что творчество музыканта-исполнителя представляет собой предельно субъективную деятельность, тесно связанную с интуицией, озарением, инсайтом. Это своего рода таинство, где самый ценный результат - максимальное откровение наедине с собой и как итог - создание собственной интерпретации. Результат работы музыканта-исполнителя заключается не только в том, чтобы добиться лучшего качества и усовершенствовать предыдущие достижения, но, и это главное, - перейти на новый виток творчества, найти иные варианты исполнения, выйти за пределы достигнутого.
Самостоятельное освоение музыкального произведения является сложным видом деятельности и включает в себя целый комплекс умений: детализированный, осмысленный разбор авторского текста; подбор соответствующей художественному образу и музыкальному стилю аппликатуры; создание исполнительского плана и собственной интерпретации музыкального произведения; поиск целесообразных приемов и средств воплощения художественного замысла; анализ и внесение определенных корректив в исполнение и т.д.
Существенную помощь в самостоятельной работе над произведением может оказать умение студентов работать с различными источниками информации. Информационная культура является важной составляющей современных специалистов, «обладающих компьютерной грамотностью и образованностью, ... готовностью к работе в информационнойсреде» [3, с. 100]. Современные ТСО могут быть использованы на этапе основной работы для сопоставления различных интерпретаций и возникновения собственных впечатлений и интерпретатор-ских идей, на предконцертном этапе для записи собственного исполнения с целью выявления ошибок и неточностей интерпретации, на постконцертном этапе для анализа выступления и определения удачных творческих находок.
Работа с источниками информации также предусматривает Интернет-общение с педагогом. Используя возможности обратной связи, студент получает доступ к необходимой информации: изучает текстовые
источники об изучаемом произведении; анализирует аудио- и видеозаписи исполнения данного произведения выдающимися музыкантами; просматривает мастер-классы видных педагогов, посвященные данной проблеме и т.д. Такая работа содействует развитию инновационного стиля мышления студента, поддерживает его в стремлении действовать самостоятельно, становится «ресурсом для самообучения, рефлексивной самооценки, вариативности в построении интерпретации» [13, с. 428].
Проанализированные виды исполнительской деятельности содержат богатейший развивающий потенциал, нацелены на формирование у студентов готовности работать самостоятельно, творчески, продуктивно. Ансамблевое музицирование, чтение музыки с листа, эскизное разучивание музыкального материала, самостоятельное освоение музыкального произведения помогают запустить АДП в режим постоянного действия, позволяют вывести процесс обучения на высокий творчески созидательный уровень, обеспечивают дальнейшую самореализацию музыканта в художественном пространстве культуры.
Библиографический список
1. Авто дидактика учащегося в интернет [Электронный ресурс]. URL: http://moikompas.ru/ compas/autodidactic (дата обращения: 23.10.2014).
2. Ануфриев Е. А. Формирование навыков ансамблевого музицирования у студентов-бакалавров в образовательной среде вуза // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 11.01.2015).
3. Ефимова Ю. В. О формировании у студентов информационно-коммуникационной компетентности // Образование и саморазвитие. -2014. - № 2 (40). - С. 100-105.
4. Жукова Е. Д. Самообразование как парадигма образования XXI века в контексте образовательных технологий подготовки культуролога // Обсерватория культуры. - 2008. - № 3. -С. 106-109.
5. Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. - 404 с.
6. Левитес Д. Г. Авто дидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М.: Изд-во Московского псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2003. - 320 с.
7. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. - 5-е изд. - СПб.: Лидер, 2007. - 192 с.
8. Моисеев А. П. Некоторые вопросы организации терминологического аппарата аутолингво-дидактики // Преподавание иностранных языков и культур: история и современность: сб. науч. тр. - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. - 298 с. [Электронный ресурс]. URL: http://reftrend.ru/1135049.html (датаобращения: 11.01.2015).
9. Педагогика: наука и искусство. Предмет и общая характеристика [Электронный ресурс]. URL: http://klinza.com/page30.htm (дата обращения: 22.10.2014).
10. Ромащук И. М. Высшее музыкальное образование: проблемы и перспективы // Образование в сфере искусства. - 2014. - №2 (3). -С. 70-75.
11. Скокова Л. В., Дамбуева А. Б. Самостоятельная работа студентов в контексте смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 4. - С. 39-42.
12. Фризен М. А. Психология саморазвития:
монография. - Петропавловск-Камчатский: Кам-ГУ им. Витуса Беринга, 2013. - 171 с.
13. Darling-Hammond L., Hammerness K., Grossman P., RustF., Shulman L. (2005) The Design of Teacher Education Programs // Darling-Hammond L., Bransford J. (ed.). Preparing Teachers for a Changing World. - San Francisco, pp. 390-441.
14. Рускова Янна П. За структурам на музи-кално-изпълнителската компетентност на бъде-щия учител по му зика // Годишник на Шуменския университет «Епископ Константин Преславски»: Научни трудове от конференция «Образовател-ни технологии». - Том XVI D. - Педагогически факултет. - Шумен: Университетски издател-ство «Епископ Константин Преславски», 2012. -С. 643-646.
15. So K, Kim J. (2013) Informal Inquiry for Professional Development among Teachers within a Self-Organized Learning Community: A Case Study from South Korea // International Education Studies. P. 6, - No 3 [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v6n3p105 (дата обращения: 15.01.2015).