УДК 789.983
Горбунова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СИНТЕЗАТОРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА
Gorbunova Irina Borisovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia
ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS AS SYNTHESIZERS OF MUSICAL SOUND
Аннотация:
В статье рассматриваются различные аспекты становления и развития музыкального инструментария как синтезаторов музыкального звука, освещены вопросы изменения звукового материала музыки в ходе развития практики музицирования и трансформации понятия «музыкального/немузыкального» звука, показана роль информационных, аудиовизуальных и музыкально-компьютерных технологий в эволюции понятия «музыкальный звук».
Ключевые слова:
музыкальный звук, музыкально-компьютерные технологии, музыкальные инструменты, компьютерное музыкальное творчество, исполнительское мастерство, музыкальное искусство, музыкальный синтезатор.
Summary:
The article deals with various aspects of the formation and development of musical instruments as synthesizers of musical sound. The author discusses how the music sound changes in the course of development of music-making and transformation of the concept of "music / non-music" sound. The role of information, audio-visual and computer music technologies in the evolution of the musical sound concept is considered.
Keywords:
music sound, computer music technology, musical instruments, computer-based music creation, performance art, music art, music synthesizer.
Появление новых музыкальных инструментов (или музыкальных синтезаторов [1]), как известно, обусловлено двумя основными причинами. Первая - стремление музыкантов обогатить палитру музыкального творчества. Вторая связана с совершенствованием музыкального инструментария, который в своей конструкции стремится опираться на современные достижения науки и техники в области звукоизвлечения и технологий создания музыкального звука [2; 3; 4]. (Мы не рассматриваем в статье вопросы, подробно освещающие структуру музыкальных инструментов и способы создания и извлечения музыкального звука, приемы исполнительского мастерства. Эти и многие другие аспекты подробно освещены в ряде работ, среди которых [5; 6].) Различные моменты становления и развития музыкального инструментария выявляют основные закономерности функционирования музыкальных инструментов как синтезаторов музыкального звука во всем их многообразии от истоков их формирования до современного этапа данного процесса.
Обратимся к некоторым аспектам эволюции понятия «музыкальный звук», которые отражают, в частности, изменения самого звукового материала музыки в ходе развития практики музицирования и трансформацию понятия «музыкального/немузыкального» звука с течением времени. Этот процесс охватывает как академические, так и популярные музыкальные жанры. (Так, например, широко известно, что начиная с первых десятилетий XX в. важную роль сыграло влияние аф-роамериканской музыкальной традиции, ранние примеры - И. Стравинский («История солдата»), А. Веберн (оркестровые пьесы «Ор. 6») и др.) Опуская подробное описание конкретных исторических моментов в развитии понятия «музыкальный звук» в науке о музыке и музыкальном творчестве, остановимся на значимых направлениях, получивших развитие в XX в. и оказавших заметное влияние на формирование новых представлений музыкантов в данном направлении.
Одним из сопутствующих факторов в изменении содержания понятия «музыкальный звук» являются новые композиционные формы и техники композиции. Так, например, иллюстрируя неразрывную связь между восприятием музыки, техникой композиции и понятием «музыкальный звук», К. Штокхаузен сформулировал ряд основополагающих, с его точки зрения, идей. Музыкальный звук, по его убеждению, выходит в новую сферу своего функционирования, определяемую следующими основными критериями, устанавливающими внутреннюю взаимосвязь между микро- и макроуровнями новых музыкальных композиций:
- «унификация временных структур», выраженная во «взаимосвязи тембровой композиции, гармонико-мелодической композиции и метроритмической композиции», в «сжатии» или
«растяжении» звука. «Результатом оказывается в высшей степени индивидуальный звук, отличающийся от какого бы то ни было иного <...>. А с другой стороны, ...мы получаем музыкальное произведение, чья форма в крупном плане оказывается расширением микроакустического временного структурирования первоначального звука»;
- «расщепление» звука или «композиция и декомпозиция звука», то есть разложение сложного по своему внутреннему содержанию звука на те или иные составные части. «Это означает, что мы расщепляем звук, что в определенном контексте оказывается столь же важным, как слышание собственно самого сложно сочиненного звука со всеми его внутренними особенностями»;
- «композиционная многослойность пространства», которую композитор определяет следующим образом: «Многослойная пространственная композиция означает следующее: звук может не только двигаться вокруг слушателя на стабильном расстоянии от него, но также отодвигаться от слушателя, уходить вдаль и придвигаться, находиться в непосредственной близости от него»;
- «равнозначность тона и шума». «Традиционно в западной музыке использование шумов было запрещено. <...> Интеграция разнообразных шумов стала осуществляться лишь примерно с середины двадцатого столетия ... главным образом в результате обнаружения новых методов сочинения континуума между тонами и шумами. В настоящее время в качестве музыкального материала возможно использовать любой шум» [7, с. 4].
Важное музыкально-художественное явление, повлиявшее на звукотворческий процесс, -так называемая «стохастическая» музыка. Стохастический метод композиции - это композиторская техника, при которой выбор отдельных звуков обусловлен заранее подготовленными алгоритмами, составленными музыкантами и программистами согласно заранее продуманным законам формы и содержания музыкального произведения, а также подчиняющийся законам теории вероятностей. Для методов, связанных со стохастическим сочинением, естественно применение музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [8; 9; 10; 11]. Так, например, произведения выдающегося композитора и изобретателя Я. Ксенакиса исполнялись на сконструированном им музыкальном инструменте UPIC (Unite polyagogique informatique du CEMAMu - музыкальный компьютер со специальным графическим вводом, который позволял создавать звучащий материал посредством рисунка и получил широкую известность в музыкальном мире) [12; 13].
Техника реализации музыкальной композиции методом рисования, повлиявшая на модификацию понятия «музыкальныйзвук», получила новый значительный импульс в связи с формированием и динамичным развитием уникальных особенностей современных электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [14; 15] и музыкальных компьютеров (МК) [16; 17; 18; 19].
Еще одно направление, которое активно развивается в течение последних десятилетий и приобретает обозримые черты своей художественно-эстетической однозначности, дополняя музыкальный звуковой контент, - это аудиовизуальные искусства [20; 21], где музыка является органичным элементом синестетического пространства [22; 23].
Заметим, что многие выдающиеся музыканты высказывались о своем образном, «аудиовизуальном» представлении в момент создания или исполнения музыкального произведения. Так, Г. Нейгауз отмечал: «Ни для кого не тайна, что зрительная и слуховая перспектива совершенно тождественны, разница их только в том, что они создаются и воспринимаются двумя физически разными органами: глазом и ухом. Как часто игра большого мастера напоминает картину с глубоким фоном, с различными планами: фигуры на первом плане почти "выскакивают из рамы", тогда как на последнем едва синеют горы и облака! Вспомните хотя бы Перуджино, Рафаэля, Клода Лоррена, Леонардо, наших великих художников, и пусть они повлияют на вашу игру, на ваш звук» [24, с. 81].
Среди ярких представителей - современных музыкантов, использующих визуальное сопровождение для своих произведений, назовем Ж.-М. Жарра - французского композитора, работающего в жанре современной электронной музыки. Его концерты оказывают как музыкальное, так и зрительное воздействие на аудиторию.
Теория синтеза искусств выражается, в частности, через аудиовизуальную модальность и представляет сегодня в произведениях многих композиторов единый аудиовизуальный контент, единую художественную реальность. «Аудиовизуальные композиции» - это еще один вид современного музыкального искусства, где звуковая и визуальная компоненты не соединены механически, а представляют собой единое неделимое целое. «Планетарные виды и голоса» французского композитора А. Пуссёра, созданные им при участии поэта и писателя М. Бютора, художника-анималиста Э. Баньоли, - одно из ярких явлений современной музыкальной синкретической культуры.
Представляют значительный интерес работы, в которых выражена идея многогранных взаимоотношений между музыкой и художественным образом, между звуком и краской. Среди таких работ отметим труды Б. Галеева, одного из ведущих отечественных специалистов в области тео-
рии и практики светомузыкального искусства («Светомузыка: становление и сущность нового искусства», 1976, «Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве», 1987), С. Московской («Звук и цвет. Педагогика будущего - синтез искусств», 1995), И. Ванечкиной и И. Трофимовой («Дети рисуют музыку», 2000) и многие другие, в том числе компьютерные обучающие программы, использующие элементы рисования. В творческих работах В. Афанасьева, музыканта и художника, создавшего оригинальную коллекцию художественных полотен, в которых с помощью кисти и красок выражены образы, навеянные музыкальными произведениями, а именно в его книге Sound-Colour Musical Structure: An Elementary Theory of Audio-Visual Stimuli (2006), представлена элементарная теория аудиовизуальной композиционной техники и рассмотрены вопросы взаимопроникновения различных видов искусства и связь их с точными науками [25; 26; 27; 28; 29].
Один из популярных современных отечественных композиторов, создавший рок-оперу «Юнона и Авось», спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», передавший музыкально-звуковую атмосферу доисторической Руси с помощью современных выразительных средств в музыке к фильму «Русь изначальная», автор «Литургии оглашенных», написанной для вокалистов и электроники, автор музыкальной сказки для детей в стиле современного рока «Бу-ра-ти-но», созданной на основе семплерной техники, и многих других замечательных музыкальных произведений А. Рыбников высказал идею «новой концепции звукового пространства ... музыкально-драматических произведений, записываемых на компактные диски, как своего рода электронных музыкальных спектаклей» [30, с. 4].
Отметим, что данное направление, существовавшее до недавнего времени как спонтанное художественное явление, которое в нашей стране не было представлено иначе как «эксперименты отдельных авторов», начинает занимать определенные позиции не только в творческой жизни музыкальной и в целом творческой «элиты», но и в современной системе отечественного художественного образования. Автор курса «Медиамузыка» А. Чернышов отмечает: «Сегодня одновременно существует множество направлений в музыкальном творчестве. Музыка проявляет себя не только на концертной сцене и в театре, но и на радио, в клубах, на телевидении, в кино, в компьютерных играх, медицине, интернете, звуковой рекламе и т. д., выступая в роли прикладного искусства» [31, c. 4]. Наконец, само акустическое пространство (то есть пространственное расположение источников звука), или «звуковая картина», как образно обозначает звучащий мир музыкальных звуков звукорежиссер В. Динов, становится инструментом композитора, исполнителя, дирижера: от первых пьес с перемещающимися в акустическом пространстве музыкальными инструментами Штокхаузена, системами цифровой обработки звука - составной частью оркестра в ансамбле InterContemporain при исполнении сочинения П. Булеза «Ответ» («Ответ» или «Респон-сорий» (Repons), когда сам маэстро дирижировал таким оркестром) до партитур электронных сочинений Э. Артемьева, включающих виртуальное пространственное моделирование звука как необходимый элемент звучания музыкального произведения, для исполнения которых необходим «открытый воздух» (Ж.-М. Жарр) и «планетарный масштаб» А. Пуссёра.
С тембровой стороной музыкального звука связаны пространственные характеристики его воспроизведения и отражения - от расположения источников звука в физическом пространстве до моделирования акустики помещения. Композитор Э. Артемьев отмечает: «В пространстве можно бесконечно варьировать даже один звук: по-разному размещать, погружать, задерживать» [32, с. 58]. Таким образом, виртуальные залы моделируются и могут быть использованы как средство симфонической организации музыки (аналогично тембрам) благодаря удивительным, уникальным возможностям стереофонического панорамирования «звуковой картины» с помощью МКТ и ЭМИ, современных информационных технологий в музыке [33; 34; 35; 36].
Наконец, само понятие «звук» развивается до понятия «образ». Композиторы создают звук, считая звукотворческий процесс живым музыкальным творчеством, не столько конструктивным, сколько художественным явлением: «Понятие музыки настолько расширяется! Буквально одним звуком можно заворожить публику, загипнотизировать. Просто одним звуком, одним тембром» [37, с. 58-59].
Уровень развития современных программных и аппаратных средств МКТ позволяет моделировать различные этапы развития систем музыкальных звуков, что привносит дополнительные аспекты в формирование самого понятия «музыкальный звук». В работах [38; 39; 40] подробно рассмотрены особенности строения, архитектоника музыкальных звуков, их многообразие, различные подходы к толкованию понятия «музыкальный звук», а также связь с современными техническими возможностями записи, сохранения, обработки и воспроизведения музыкальных звучаний.
Современные ЭМИ, использование которых связано с характером звукового материала и ролью в формообразовании и преобладающей формой представления музыкального материала (концертная или студийная), также открывают новые возможности моделирования закономерностей «цветного слуха» (спектр цветов - ансамбль тембров), используя данные исторических свидетельств (например, «цветной слух» В. Кандинского, «Поэма экстаза» Чюрлёниса и др.) [41; 42; 43; 44].
МК становится новым инструментом (в том числе и исполнительским) музыканта. Композитор и исполнитель музыки на ЭМИ Д. Рабин о роли МК в качестве основного элемента «настольной» студии звукозаписи для музыканта-исполнителя и композитора (а современный исполнитель на эМи, как правило, является одновременно и аранжировщиком, и композитором, и импровизатором, и звукорежиссером) пишет следующее: «Персональный компьютер произвел громадный переворот в процессе создания музыки. <...> Сейчас, имея персональный компьютер, несколько электронных инструментов и необходимое программное обеспечение, можно сделать аудиозапись прямо у себя дома. <...> Персональный компьютер проделал долгий путь, прежде чем достиг высокого уровня применения в музыкальной сфере. Он позволяет сочинять музыку, писать ноты, редактировать, записывать и проигрывать вашу музыку, как вам этого только захочется. Он выполняет молниеносные вычисления, позволяет увидеть вашу композицию различными способами, записывает вашу работу, чтобы донести ее до других. Он даже позволяет вам синхронизировать музыку с фильмом или видео» [45, c. 16-17].
Широкое применение сегодня нашли многополосные частотные фильтры - эквалайзеры. С помощью МК, производя частотную обработку звука (что очень удобно на практике), оказывается возможным новый «цифровой» - не механический, не электрический и т. д. - способ создания тембра (данный способ в рамках сложившейся «компьютерной» терминологии можно назвать «виртуальным») с использованием профессионального программного обеспечения и аппаратных средств ЭМИ. Для управления тембром звука (его модификациями и даже созданием тембра) в современных компьютерных студиях звукозаписи служат особые частотные фильтры, в основе которых находятся «электронные резонаторы». Они настроены на различные частоты, повышающие или понижающие уровень разных призвуков по желанию звукорежиссера.
Современными музыкантами предпринимаются попытки связи композиции с теорией информации [46; 47; 48; 49; 50], объединения музыкальных параметров с акустическими посредством сериального комбинирования, осуществляется идея регулируемого многомерного звукового пространства: такая многоуровневая композиционная модель применима, например, для электронной генерации звука с использованием четко дифференцированной модуляции параметров частотного, длительностного и динамического уровня и т. п.
Закончим статью словами нашего современника - петербургского композитора, ученика Д.Д. Шостаковича, Г. Белова, который говорит о том, что для профессионального композитора МК «способен стать многофункциональным "средством производства". Если композитор тщательно продумал свою композицию, полностью слышит ее своим внутренним слухом, то в работе над звуковым ее воплощением он может обойтись без фортепиано (подобно тому, как за письменным столом писали свои партитуры П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович)». Все дело в количестве человеческого тепла, любви и труда, вложенных в инструмент, в звук, в музыку, поэтому и «человечность» компьютера зависит от того, как человек будет его осваивать. МК является своеобразным зеркалом музыкального мышления: в нем можно увидеть самого себя как бы со стороны, но для этого его необходимо освоить, понять и принять.
Ссылки:
1. См. подробнее: Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальный синтезатор : учеб. пособие. СПб., 2010. 205 с.
2. Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.
3. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.
4. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.
5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование : учеб. пособие. СПб., 2012. 195 с.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер : учеб. пособие. СПб., 2011. 412 с.
7. Просняков М. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке // Музыка и электроника. 2004. № 4. С. 2-5.
8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». Казань, 2013. С. 7-12.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-10.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка» // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 4 (25). С. 135-139.
13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 272-276.
14. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 233-240.
15. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования // Там же. № 12. С. 411-415.
16. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.
17. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. СПб., 2006. 212 с.
18. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.
19. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 254-257.
20. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития // Там же. 2014. № 19. С. 162-168.
21. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем // Казанский педагогический журнал. 2014. № 6-1 (113). С. 162-175.
22. Горбунова И.Б. Формирование комплексной модели семантического пространства музыки и музыкально-компьютерные технологии: актуальное значение и перспективы развития // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 4. С. 96-101.
23. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель ее семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152-161.
24. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961. 181 с.
25. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.
26. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества : тр. междунар. науч.-теорет. конф. СПб., 2014. С. 81-83.
27. Горбунова И.Б. "Эстетика: информационный подход" Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. C. 86-90.
28. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Указ. соч.
29. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 16-24.
30. Интервью А. Рыбникова директору журнала «Музыка и электроника» Е. Орловой // Музыка и электроника. 2006. № 2. C. 4-5.
31. Чернышов А. Медиамузыка в системе музыкального образования // Там же. 2009. № 2. С. 3-6.
32. Артемьев Э. Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы // Звукорежиссер. 2000. № 2. С. 56-61.
33. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука : учеб. пособие. СПб., 2009. 175 с.
34. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.
35. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : материалы XII Санкт-Петербург. междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.
36. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания // Научное мнение. 2014. № 12 (1). С. 113-120.
37. Артемьев Э. Указ. соч. С. 58-59.
38. Горбунова И.Б. Музыкальный звук.
39. Горбунова И.Б. Архитектоника звука.
40. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука.
41. Новые художественные миры. Интервью ...
42. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий ...
43. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка ...
44. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 99-104.
45. Рабин Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия : пер. с англ. Минск, 1998. 227 с.
46. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа.
47. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) : монография. СПб., 2012. 220 с.
48. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-48.
49. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Региональная информатика -2014 : материалы XII Санкт-Петербург. междунар. конф. (29-31 окт. 2014 г.). СПб., 2014. С. 320-322.
50. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 213-218.
References:
1. See for details: Gorbunova, IB 2010, Information technology in music. Vol. 2: Musicalsynthesizer, St. Petersburg, 205 p.
2. Gorbunova, IB 2006, Musicalsound: a monograph, St. Petersburg, 165 p.
3. Gorbunova, IB & Chibirev, SV 2012, Music and computer technology: a process simulation problem of musical creativity: a monograph, St. Petersburg, 160 p.
4. Gorbunova, IB 2014a, Sound of Architectonic: monograph, St. Petersburg, 125 p.
5. Gorbunova, IB, Zalivadny, MS & Kibitkin, EV 2012, Musicalprogramming, St. Petersburg, 195 p.
6. Gorbunova, IB 2011a, Information technology in music. Vol. 3: Music computer, St. Petersburg, 412 p.
7. Prosnyakov, M 2004, 'Live electronics legend. Father of "Techno" music', Music and electronics, no. 4, p. 2-5.
8. Gorbunova, IB 2004, 'The phenomenon of music and computer technology as a new educational creative environment', Proceedings of the Russian State Pedagogical University AI Herzen, no. 4 (9), p. 123-138.
9. Gorbunova, IB 2007a, 'Music and computer technology - a new educational creative environment', Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1, p. 47-51.
10. Gorbunova, IB 2013, 'Music and computer technology in the system of modern music education and education', Pedagogy and Psychology, culture and art: materials VII Intern. scientific-practical Conf. "Pedagogy and Psychology, culture and art: the problem of general and special humanitarian education", Kazan, p. 7-12.
11. Gorbunova, IB 2014b, 'Music and computer technology in the preparation of the teacher-musician', Problems of Musical Science, no. 3 (16), p. 5-10.
12. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2012, 'Experience mathematical representation of musical and logical laws in the book of J. Xenakis "Formalized music"', Society. Environment. Development, no. 4 (25), p. 135-139.
13. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2013, 'Mathematical methods in the study of music and musicians preparation', Problems of Musical Science, no. 1 (12), p. 272-276.
14. Gorbunova, IB 2015a, 'Electronic musical instruments: the problem of the formation of Performing Arts, Theory and practice of social development, no. 22, p. 233-240.
15. Gorbunova, IB & Davletova, KB 2015, 'Electronic musical instruments in general music education system', Theory and practice of social development, no. 12, p. 411-415.
16. Gorbunova, IB & Gorelchenko, AV 2003, Musical computer in the children's music school: Textbook, St. Petersburg, 68 p.
17. Belov, GG, Gorbunova, IB & Gorelchenko, AV 2006, Musical computer (a new instrument musician), St. Petersburg, 212 p.
18. Gorbunova, IB 2007b, Musical computer: a monograph, St. Petersburg, 399 p.
19. Gorbunova, IB 2015b, 'Musical computer as a new instrument musician teacher at the School of the digital age', Theory and practice of social development, no. 11, p. 254-257.
20. Gorbunova, IB 2014c, 'Music and computer technology and audiovisual synthesis: relevance and prospects of development', Theory and practice of social development, no. 19, p. 162-168.
21. Gorbunova, IB, Zalivadny, MS & Tovpich, IO 2014, 'Audiovisual synthesis: the experience of music-theoretical analysis of the problems', Kazan pedagogical journal, no. 6-1 (113), p. 162-175.
22. Gorbunova, IB 2014d, 'Formation of an integrated model of semantic space of music and musical computer technologies: the current value and prospects of development', Society. Environment. Development, no. 4, p. 96-101.
23. Gorbunova, IB 2014e, 'Information technology in music and a comprehensive model of its semantic space', Scientific and technical sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences, no. 4 (208), p. 152-161.
24. Neuhaus, GG 1961, On the art of piano playing, Moscow, 181 p.
25. Gorbunova, IB 2011b, 'Information technology in the modern music education', Modern music education - 2011: Proceedings of the international scientific-practical Conf., St. Petersburg, p. 30-34.
26. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014, 'Music, mathematics, computer science: ways of interaction and problems of the present stage', Subcultures and communication strategy for the Information Society: Intern. scientific-theor. Conf., St. Petersburg, p. 81-83.
27. Gorbunova, IB 2015c, '"Aesthetics: information approach" J. Rags: relevance and prospects', Theory and practice of social development, no. 2, p. 86-90.
28. Gorbunova, IB & Chibirev, SV 2012, Music and computer technology: a process simulation problem of musical creativity: a monograph, St. Petersburg, 160 p.
29. Gorbunova, IB, Romanenko, LY & Chibirev, SV 2013, 'Simulation of musical creation process using musical computer technologies', Bulletin of Irkutsk State Technical University, no. 4 (75), p. 16-24.
30. 'Interview with A. Rybnikov, director of the magazine "Music and Electronics" E. Orlova' 2006, Music and electronics, no. 2, p. 4-5.
31. Chernyshov, A 2009, 'Media music system of music education', Music and electronics, no. 2, p. 3-6.
32. Artemyev, E 2000, 'Electronics can solve any aesthetic and technical problems', Sound, no. 2, p. 56-61.
33. Gorbunova, IB 2009, Information technology in music. Vol. 1: Architectonic of musical sound, St. Petersburg, 175 p.
34. 'The new artistic worlds. Interview with Professor RGPU. AI Herzen IB Gorbunova' 2010, Music at school, no. 4, p. 11-14.
35. Gorbunova, IB 2010, 'The era of information technology in the musical-creative space', Regional Informatics - 2010: Proceedings of the XII St. Petersburg Intern. Conf., St. Petersburg, p. 232-233.
36. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014, 'Computer music as one of the manifestations of the current stage of experimental aesthetics and theoretical musicology', Scientific opinion, no. 12 (1), p. 113-120.
37. Artemyev, E 2000, 'Electronics can solve any aesthetic and technical problems', Sound, no. 2, p. 58-59.
38. Gorbunova, IB 2006, Musical sound: a monograph, St. Petersburg, 165 p.
39. Gorbunova, IB 2014a, Sound of Architectonic: monograph, St. Petersburg, 125 p.
40. Gorbunova, IB 2009, Information technology in music. Vol. 1: Architectonic of musical sound, St. Petersburg, 175 p.
41. 'The new artistic worlds. Interview with Professor RGPU. AI Herzen IB Gorbunova' 2010, Music at school, no. 4, p. 11-14.
42. Gorbunova, IB 2010, 'The era of information technology in the musical-creative space', Regional Informatics - 2010: Proceedings of the XII St. Petersburg Intern. Conf., St. Petersburg, p. 232-233.
43. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014, 'Computer music as one of the manifestations of the current stage of experimental aesthetics and theoretical musicology', Scientific opinion, no. 12 (1), p. 113-120.
44. Gorbunova, IB, Zalivadny, MS & Heiner, E 2014, 'Music and computer technology as a translational system information at the School of the digital age', Herald of Oryol State University. Series: New humanitarian research, no. 4 (39), p. 99-104.
45. Rabin, DM 1998, Music and Computer: desktop Studio, Minsk, 227 p.
46. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014, 'Music, mathematics, computer science: ways of interaction and problems of the present stage', Subcultures and communication strategy for the Information Society: Intern. scientific-theor. Conf., St. Petersburg, p. 81-83.
47. Belichenko, VV & Gorbunova, IB 2012, The phenomenon of music and computer technology in teaching computer musician (in the transition to new educational standards): monograph, St. Petersburg, 220 p.
48. Gorbunova, IB, Romanenko, LY & Rodionov, PD 2013, 'Music and computer technology in the formation of information competence of the modern musician', Scientific and technical sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences, no. 1 (167). S. 39-48.
49. Gorbunova, IB 2014f, 'Information technology in music and music education', Regional Informatics - 2014: Proceedings of XII St. Petersburg Intern. Conf. (29-31 October. 2014), St. Petersburg, p. 320-322.
50. Gorbunova, IB 2015d, 'Musical programming or programming of music and musical computer technologies', Theory and practice of social development, no. 7, p. 213-218.