Научная статья на тему 'Атрибуция фотографий как форма самостоятельной работы студентов по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»'

Атрибуция фотографий как форма самостоятельной работы студентов по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1084
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотография / исторический источник / история Петербурга / атрибуция / авторство / место и время съемки / photography / historical source / history of Saint Petersburg / attributing / authorship / place and time of shooting

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каретникова Наталия Николаевна

Атрибуция старых фотографий как форма самостоятельной работы по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является действенным способом развития исследовательских навыков студентов. В ходе выполнениязадания они устанавливают место хранения оригинала, авторство снимка, место и время его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attributing photo images as a form of independent work of students during the course «The History and Culture of Saint Petersburg»

Atributing old photographs as a form of independent work of students during the course «The History and Culture of Saint Petersburg» is an eff ective way of developing students’ research skills. Students learn to elicit the storage location of the original photograph, place and time of its creation.

Текст научной работы на тему «Атрибуция фотографий как форма самостоятельной работы студентов по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»»

УДК 77.03:378.147

Н. Н.Каретникова

Атрибуция фотографий как форма самостоятельной работы студентов по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

Атрибуция старых фотографий как форма самостоятельной работы по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является действенным способом развития исследовательских навыков студентов. Входе выполнения задания они устанавливают место хранения оригинала, авторство снимка, место и время его создания.

Ключевые слова: фотография, исторический источник, история Петербурга, атрибуция, авторство, место и время съемки

Natalia N. Karetnikova

Attributing photo images as a form of independent work of students during the course «The History and Culture of Saint Petersburg»

Atributing old photographs as a form of independent work of students during the course «The History and Culture of Saint Petersburg» is an effective way of developing students' research skills. Students learn to elicit the storage location of the original photograph, place and time of its creation.

Keywords: photography, historical source, history of Saint Petersburg, attributing, authorship, place and time of shooting

Курсы лекций по истории Санкт-Петербурга читаются педагогами кафедры истории почти сорок лет. За эти годы накоплен большой опыт, но, естественно, содержание курса и особенно формы самостоятельной работы студентов постоянно меняются. В последнее время количество аудиторных занятий резко уменьшилось, что заставляет коллектив педагогов искать новые методы работы, уделяя при этом особое внимание формам самостоятельной работы.

На первой, вводной, лекции по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» главной темой являются историография и источниковедение истории города. План этой лекции построен таким образом, что сюжет, связанный с иконографией Петербурга, читается последним. Анализ работы с гравюрами, акварелями, станковой живописью завершается изложением материала, посвященного роли фотографии в изучении истории города. На первой же лекции демонстрируются фотографии дореволюционного Петербурга (из коллекции Санкт-Петербургского государственного архива кинофотодокументов). Выбор фотографий имеет большое значение; студентам предлагаются только те снимки, на которых запечатлены хорошо известные им объекты культурного наследия Петербурга, но только столетней, а то и более, давности: Марсово поле, Летний сад, Дворцовая, Сенатская, Исаакиевская площади и т. д. Как правило, эти фотографии производят сильное впечатление, увиденное явно интригует студен-

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

29

Раздел 1. Учебный процесс в современном творческом вузе: вызовы и перспективы

тов. Демонстрация старых снимков продолжается и в ходе обязательных пешеходных экскурсий по городу. В каждой группе их проводится не менее четырех. Именно на экскурсиях студентам становится понятным, что фотография - это исключительный исторический источник, с которым интересно работать. Так, на экскурсии по Невскому проспекту во время остановки на площади у Казанского собора, когда студенты видят современный облик Малого зала филармонии, Дома книги и т. д., им демонстрируют панорамные снимки 1900-х гг., на которых зафиксированы небольшой 3-этажный особняк, что стоял на месте дома Зингера, иной облик банковского здания, примыкающего к нему, т. е. - динамику изменения визуального образа проспекта.

Иными словами, к тому моменту, когда во время семинаров предлагаются различные задания по самостоятельной работе, многие студенты уже готовы заниматься фотографиями как источником по истории Санкт-Петербурга. В последние годы стало не только интересно, но и возможно работать по этой тематике, так как в городских музеях систематически проводятся выставки фотографий и публикуются каталоги1, издается специальная, обычно богато иллюстрированная, литература2; в музейных экспозициях обнаруживается все больше и больше исторических фотографий.

В 2011 г. в Петербурге начали издавать каталог фотооткрыток 1895-1941 гг. «Петербург-Петроград-Ленинград» из коллекций Н. Шмидта-Фогелевича, Н. Мясника3. К настоящему времени вышло 4 тома, в каждом из которых около 500 видовых открыток. Это уникальное издание вносит неоценимый вклад в петербургскую фототеку. Так, только в первом томе представлено 40 фотооткрыток, на которых в разные годы запечатлены дворцы Н. И. Салтыкова и И. И. Бецкого - принцев Ольденбургских (главное здание СПбГИК).

Когда выбор формы самостоятельной работы сделан, следующий этап - научить студента анализировать фотографии, которые он отобрал. На кафедре истории хранятся более 500 видовых, жанровых, портретных снимков Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Студенты могут работать и с другими фотографиями, которые они самостоятельно найдут в альбомах, интернете, своих домашних архивах. Независимо от того, где именно найдены снимки, методика их анализа одинакова. Вопросы места хранения оригинала, даты и места съемки, авторства являются обязательными при изучении фотографий. Особенности фотодокумента - это полное совпадение момента события и его фотофиксации.

Крайне важным является вопрос о подлинности фотографии, поэтому ее определение начинается с изучения происхождения, выяснения места и времени создания, а также авторства. Фотография документальна по своей природе, она, в отличие от письменных источников, передает визуальную сторону факта, сохраняя мельчайшие детали, которые могут ускользнуть от самого внимательного мемуариста или сознательно им забыты и исключены из воспоминаний.

Внимание студентов обращается на то, что при изучении фотографии желательно определить авторство снимка, так как фотография только на первый взгляд - тех-

30

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 1. Учебный процесс в современном творческом вузе: вызовы и перспективы

нический способ фиксации зрительной стороны факта, исключающий возможность его искажения. Но это, конечно, не так. За объективом фотоаппарата стоит человек, вносящий субъективное начало в процесс фотофиксации. Ему принадлежит выбор объекта, плана съемки, ракурс, освещение, композиция, крупность плана. Свойства фотографии таковы, что можно точно снять объект и в то же время исказить его. Таким образом, фотография - это не зеркальное отражение действительности, она может быть и бывает пристрастной. В этой связи личность фотографа крайне важна. Многие фотографии, с которыми работают студенты, - подписные и сделаны известными отечественными фотографами: С. Левицким, К., В. и А. Булла, П. Новицким, Я. Штейбергом и др. Фотопортреты, как правило, создавались в условиях павильона и, по традиции того времени, наклеивались на паспарту, на котором в левом или правом нижнем углу указывалось имя фотографа и адрес салона. Но если фотография не подписана, то в настоящее время определить авторство крайне сложно. Именно поэтому, в случае, когда автор снимка неизвестен, задача его определения в самостоятельной работе студента ставится только гипотетически.

Как правило, место съемки определить просто, так как студенты обычно выбирают снимки с узнаваемыми объектами. Но случается, что узнать место сразу не получается, - нужна серьезная поисковая работа. При этом анализируются все детали, видимые на фотографии: общественный транспорт, фасады зданий. В информации, заключенной в фотографии, часто встречаются письменные источники. Почти полвека назад ученые Московского историко-архивного университета ввели для кинодокументов термин «киноскрипт». В. С. Листов дал тогда следующее определение киноскрипта: «Это письменные источники, дошедшие до нас в составе изобразительных кадров документального кино. Основная особенность киноскриптов состоит в том, что, за редким исключением, они представляют собой след утраченного источника»4. Вероятно, по аналогии - письменные источники в составе фотографии условно можно назвать фотоскриптом. Эти фотоскрипты разнообразны. Они могут быть подвижными - лозунги, надписи на лентах похоронных венков, знаменах, нарукавных повязках, номера трамваев, показания уличных часов; неподвижные фотоскрипты - вывески магазинов, реклама, надписи на памятниках, таблички с названием улиц, тексты афишных тумб.

Сложнее установить дату съемки, так как часто она отсутствует. Как и в случае с местом съемки, главным инструментом поиска является анализ содержания фотографии. Чаще всего дату можно установить приблизительно, но благодаря привлечению других источников - с высокой степенью точности. Уже классическим примером является фотография «конки», на империале (второй этаж) которой сидит девушка. «Конка» в Петербурге существовала до 1907 г., так как с этого года в столице пошли электрические трамваи; на «империале» - девушка, а это, в свою очередь, означает, что фотография может относиться исключительно к 1902-1907 гг., так как только в 1902 г. Городская дума разрешила женщинам проезд на империале.

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

31

Раздел 1. Учебный процесс в современном творческом вузе: вызовы и перспективы

До этого года был запрет, связанный с тем, что наверх шла крутая винтовая лестница, подъем по ней мог открыть ногу женщины выше щиколотки, что в те времена считалось безнравственным.

Уточнить дату уличной съемки часто помогают фасады зданий, их этажность. Так, если дома Невского проспекта и других центральных улиц трехэтажные, то снимок, как правило, сделан до начала ХХ в. Если же здания пятиэтажные, т. е. имеют современный вид, то фотография относится к 1905 г. и более поздним годам. Это связано с тем, что в 1905 г. петербургской Городской думой был частично изменен архитектурный устав, что позволило увеличить этажность уже существовавших строений. В год-два после принятия этого решения все здания, фундамент которых позволял произвести надстройку, были надстроены.

Установить дату снимка возможно, изучая и колористическое решение фасадов. Несмотря на то, что все фотографии черно-белые, на них отчетливо видна монохромная или полихромная окраска зданий. Большинство архитектурных шедевров столицы были выполнены в стилях барокко и классицизма и долгое время имели традиционную полихромную окраску. В конце XIX в. многие фасады ее утратили и были окрашены однотонно. При сопоставлении с другими источниками это помогает установить дату снимка.

Женская часть студенческих групп любит атрибутировать фотопортреты и часто, изучая модные костюмы барышень и светских дам столицы, именно по ним не без успеха пытается датировать снимки. Фотопортрет обычно позволяет анализировать внешность, определить социальное происхождение портретируемого, рассуждать об особенностях павильонной съемки. Кроме того, работа с семейными, детскими, мужскими, женскими портретами людей, чьи имена не установлены и чьи изображения сегодня попадают в рубрику «типаж», приводят наших студентов к очень серьезному выводу: каждая отдельно взятая фотография редко несет в себе большую информацию, но собранные воедино сотни снимков являются визуальным символом своего времени, а потому бесценны.

Самый большой интерес в студенческой среде вызывает работа с фотографиями, на которых зафиксированы ныне утраченные объекты культурного наследия. К сожалению, в ХХ в. в силу многих причин здания, памятники исчезли и ныне их визуальный образ доступен зрителю только на старых фотографиях.

Утрачена и бытовая культура прошлого, поэтому все снимки, запечатлевшие жанровые сценки, интерьеры, часто уникальны. Так, несколько лет назад студентка кафедры музееведения обратила внимание на то, что на старинной фотографии, запечатлевшей семейное чаепитие, одна чашка имеет странную полочку-перемычку. Позднее, в книге Е. Лаврентьевой «Безделушки» девушка нашла объяснение необходимости этой полочки: оказалось, что она предохраняла усы хозяина от намокания в кофе или чае5.

Некоторые вещи прошлого ныне перестали быть предметом пользования, но не вошли по тем или иным причинам в число объектов музейного хранения. Имен-

32

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 1. Учебный процесс в современном творческом вузе: вызовы и перспективы

но поэтому они не знакомы современникам. Если чашку с полочкой для усов наша студентка еще могла увидеть на одной из эрмитажных выставок, то щетки для удаления пыли с тропических растений, щипцы для растягивания перчаток и многое другое полностью утрачено.

Изучая старую фотографию, студент должен непременно анализировать ее содержание, не принимать ничего на веру, так как довольно часто делались так называемые постановочные фотографии. Например, широко известен снимок 1902 г., на котором молодые дамы щеголяют на Сенатской площади в брючных костюмах. Фото подлинное, имеет дату. Но можно ли при этом считать, что столичные дамы того времени носили брючные костюмы? Конечно, нет. Эта фотография - часть фотосессии для модного европейского журнала.

Главная цель заданий, связанная с работой студентов со старыми фотографиями, состоит в том, чтобы они обратили внимание на фотоальбомы своей семьи, попробовали атрибутировать имеющиеся в них снимки, установили дату и место съемки «фотографий на память». Верится, что у них не поднимется рука выбросить старые пожелтевшие черно-белые фото умерших родственников, и этот альбом будет восприниматься ими как мини-музей своей семьи. Даже если два-три человека из группы начнут собирать фотохронику своей семьи, можно считать, что наша работа оказалась выполненной.

Примечания

1 См.: 100 лет Русского музея в фотографиях, 1898-1998. СПб., 1998; Les Tresors photographiques du Musee national de I'Ermitage et de la Bibliotheque nationale russe = Сокровища Государственного Эрмитажа и Российской национальной библиотеки: l'ouvrage realise a l'occasion de Septembre de la photo 1999, «Nice-Saint Petersbourg». Nice: Gilletta, 1999. 83 с. Текст парал. на фр. и рус. яз.; Санкт-Петербург в светописи 1840-1920-х гг.: кат. выст. СПб.: Славия, 2003; Санкт-Петербург, 1903 г. в фотографиях Карла Буллы: кат. выст. СПб., 2003; Санкт-Петербург в фотографиях середины XIX - начала ХХ в.: кат. выст. СПб.: Росфото, 2008.

2 См.: Бархатова Е. В. Русская светопись: первый век фотоискусства, 1839-1914. СПб.: Лики России, 2009; Фотографии на память: фотографы Невского проспекта, 1850-1950. СПб.: Славия, 2003.

3 Петербург-Петроград-Ленинград: кат. фотооткрыток, 1895-1941 гг.: из собр. Гос. музея-заповедника «Петергоф»: коллекция Н. П. Шмидта-Фогелевича и частной коллекции Н. Н. Мясника. СПб., 2011-2013. 4 т.

4 Листов В. С. Проблемы источниковедческого анализа киноскриптов документального кино периода Октябрьской революции и Гражданской войны // Тр. МГИАИ. М., 1966. Т. 24, вып. 2. С. 235-249.

5 Лаврентьева Е. Безделушки: предметы домаш. обихода в фотографиях и воспоминаниях конца XIX - начала XX в. М.: Этерна, 2011. С. 142.

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.