УДК 339.37
Ассортимент
функциональных напитков на региональном уровне
В. М. Позняковский, д-р биол. наук, проф.;
Киселев В. М., д-р техн. наук, проф.; В. В. Шмидт, асп.
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
В настоящее время в России формируется мода на потребление функциональных напитков по аналогии с европейскими странами. Наиболее значительный товарооборот среди напитков данной группы имеют энергетические напитки. Значение объема продаж, исчисленного в натуральном выражении, за последние 20 лет неуклонно снижается (рис. 1). Функция динамики товарооборота Y описывается уравнением Y = 0,121x2 - 3,229x+30,41 (R 2 = 0,63), где x — порядковый номер года с начала периода наблюдения (с 1986 г.).
Как следует из рис. 1, среднегодовая динамика за период с 1986 по 1995г. имела тенденцию к снижению с 28 до 17 % (среднегодовой прирост составлял 17,6 %. За последнее десятилетие среднегодовой прирост составил 10,8 %, т.е. на 38,7 % ниже, чем за предыдущее десятилетие) и к 2006 г. достиг 11 % в сравнении с 2005 г.
Сегмент энергетических напитков считается одним из самых молодых на российском рынке безалкогольных напитков. Согласно данным исследования Marketing Index, энергетические напитки пьют более 20 % россиян [1].
Как показали исследования торгового ассортимента в Новокузнецке, в ингредиентный состав энергетических напитков входят кофеин, гуара-на и таурин, которые стимулируют работу всего организма, снимая мышечную и нервную усталость, стресс, напряжение и т.п. Гуарана (экстракт листьев бразильского дерева, который индейцы Южной Америки применяли столетиями как лечебное средство и источник энергии во время больших нагрузок) придает напиткам тонизирующие свойства без побочных эффектов, возникающих при потреблении кофе.
В настоящее время сегмент энергетиков в общем товарообороте прохла-
Ключевые слова: потребительский рынок; тенденции; напитки; функциональные и энергетические напитки; холодный чай
дительных напитков (в натуральном исчислении) занимает чуть более 0,1 %. В последние несколько лет на российском рынке энергетических напитков наблюдается стабильный рост объемов
производства и потребления этой группы (рис. 2).
Так, к концу 2008 г. прогнозируемый суммарный объем производства энергетических напитков в РФ был на уровне 1,16 млн дал. Производство безалкогольных энергетических напитков развивается по типу степенной функции второго порядка, имеющей вид Y = 0,0099х2+0,071х+0,1643 (# 2 = 0,9995), где х — порядковый номер периода с начала наблюдения (2002 г.)
На основании этой функции можно прогнозировать объемы производства анализируемой группы напитков в России на среднесрочный период до 2010 г. Уже к концу 2008 г. объем производства энергетических напитков в РФ превысил 1 млн дал в год, а в конце прогнозируемого периода в 2010 г. достигнет 1,6 млн дал, т.е. превысит уровень 2005 г. в 2,7 раза.
Это говорит о том, что рынок энергетических напитков далек от насыщения и у товаропроизводителей есть много возможностей для завоевания
32 7
30 -28 --2б -24 -22 20 18 1б 14 12 10 8 б 4 2 0
б789012345б789 88889999999999 99999999999999
Рис. 1. Темпы прироста мирового производства и потребления энергетических напитков
222222
1,8 1,б 1,4 1,2 1,0 0,8 0,б 0,4 0,2
:
; Y = 0,0099х2 + 0,071х + 0,1б43 1,б
: R2 = 0,9995 1,38
; 1,16
; 0,93
: 0,78
; 0,47 0,6
: 0,25 0,34
:
2002 г. 2003 г. 2004 г.
2005 г. 200б г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
(прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
Рис. 2. Производство безалкогольных энергетических напитков в России
б • 2009
0
5
своей позиции и лояльности потребителей.
Первенцем напитков этой группы для РФ стал напиток под товарной маркой Red Devil, имеющий в составе кроме воды сахар, подкислитель, лимонную кислоту, CO2, таурин, фруктовые красители и растительные экстракты, витамины (С, РР, В5, В6, В2, В ), кофеин, красители, ароматизаторы. Розлив этого напитка производит по лицензии британской компании Happyland компания «ООО Мегапак» (г. Пушкино, Московская обл.). В настоящее время Red Devil занимает около 80 % товарооборота энергетических напитков.
Отвечая на растущий спрос россиян на напитки с такими свойствами, компания Coca-Cola начала производство и реализацию в ценовом сегменте выше среднерыночного (40-45 руб. за алюминиевую банку вместимостью 0,25 л) энергетического безалкогольного сильногазированного напитка с ТМ Burn. Помимо воды он содержит сахар, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия), двуокись углерода, глюкуроно-дельта-лактон, таурин, натуральные ароматизаторы, кофеин, бензоат натрия, инозитол, экстракт гу-араны, антиокислитель (аскорбиновая кислота), краситель красный. Энергетический напиток Burn пока занимает незначительную долю рынка.
Ее конкурент PepsiCo вслед за началом продаж в том же ценовом сегменте энергетического напитка Burn начала производство на ООО «Мегапак» (Московская обл., г. Видное) и реализацию на российском рынке аналогичных безалкогольных напитков — тонизирующих (энергетических) с ТМ Adrenaline Rush и Pepsi X, помимо воды содержащих сахар, CO2, регуляторы кислотности, таурин, D-рибозу, L-карнитин, кофеин, инозит, экстракт гуараны, экстракт женьшеня, витамины С, В6, В , краситель, мальтодекстрин, натуральные ароматизаторы и экстракты. Таурин — заменимая аминокислота, жизненно важная для полноценного усвоения некоторых макроэлементов, оказывает защитное действие на мозг. Инозит — жирорастворимое витами-ноподобное вещество, участвует в поддержании жирового обмена в печени. Эти напитки размещены товаропроизводителями в среднерыночном ценовом сегменте (34-35 руб. за алюминиевую банку вместимостью 0,25 л). По данным агентства «Бизнес Аналитика», Adrenaline Rush стал лидером сегмента энергетических напитков (26,7 % роз-
ничных продаж в стоимостном выражении в 2004 г.), чему в немалой степени способствовала мощная рекламная поддержка. По оценкам аналитиков, этот шаг поможет компании значительно сократить издержки, прежде всего, на логистику и таможенные пошлины [2].
Энергетические напитки производят и российские товаропроизводители: «Хэппилэнд» — ТМ «Ягуар» по лицензии английской компании IBB, группа компаний «Бородино» выпустила энергетик «XXL». С 2001 г. витаминизированный энергетический напиток Battery («Батарейка»), кроме воды содержащий сахар, CO2, мальтодекстрин, лимонную кислоту, таурин, кофейный и гуарановый экстракты (кофеин 106 мг/330 см3), бензоат натрия, ароматизаторы, идентичные натуральным, сахарный колер, витамины (РР, В3, В6, В2, В ). Этот напиток производит Санкт-Петербургский пивоваренный
Осень Лето Весна Зима
3 31
j 40
□ 57
□ ¡69
0 10 20 30 40 50 60 70 Количество товарных артикулов, шт.
□ 2008 г. □ 2009 г.
Рис. 3. Сезонная динамика численности торгового ассортимента функциональных напитков на региональном рынке
завод «Вена» по лицензии финского концерна Sinebrychoff. Этот напиток позиционируется в том же ценовом сегменте (более 45 руб. за алюминиевую банку вместимостью 0,33 л). Уверенное развитие категории энергетических напитков на рынке связано со специфическими особенностями целевой потребительской аудитории этих напитков
160 -Г
150 -
140 -
130 -
и 120 -
ен
ен м 110 -
100 -
и
м 90 -
на
и d 80 -
70 -
60 -
50 -
Зима 2008 г. Весна 2008 г. Лето 2008 г. Осень 2008 г. Зима 2009 г. ■ л; - руб/л
Рис. 5. Динамика сезонных изменений спроса и цены на функциональные напитки
5•2009
36
16
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
Зима 2008 г. Весна 2009 г. Лето 2009 г. Осень 2009 г. Зима 2009 г. П Спортивные П Энергетики П Холодный чай П Холодный кофе
Рис. б. Структура потребительского спроса на функциональные напитки
Рис.
Зима 2008 г. Весна 2009 г. Лето 2009 г. Осень 2009 г. Зима 2009 г. П С натуральным вкусом П Без натурального вкуса
7. Вкусовые предпочтения потребителей функциональных напитков
(по данным агентства Gallup Media, основные потребители энергетиков — люди в возрасте 16-34 лет) — энергичные деятельные люди, стремящиеся к достижению жизненного успеха, с доходом от 6 до 15 тыс. руб. на человека в семье ежемесячно [3].
У медиков имеются опасения в отношении безалкогольных энергетических напитков на основе кофеина, содержащих это вещество в количестве от 150 до 320 мг / дм3, поскольку верхний допустимый уровень потребления кофеина составляет 150 мг в сутки. Энергетические напитки при чрезмерном их потреблении могут оказать негативное влияние на здоровье людей. В связи с этим запрещена продажа энергетических напитков в школах, а товаропроизводителям рекомендовано в целях безопасности включать в состав безалкогольных энергетических напитков не более двух тонизирующих компонентов. В то же время, в безалкогольных энергетических напитках, реализуемых в настоящее время на российском рынке, это требование нарушается почти всеми товаропроизводителями. Так, в напиток Burn (производитель Coca-Cola), как указывалось выше, включено три тонизирующих компонента (таурин, кофеин, экстракт гуараны), так же как и в Battery (производитель «Вена», С.-Петербург по лицензии финского концерна Sine-brychoff) — таурин, кофейный и гуара-новый экстракты. Напиток Adrenaline Rush (от PepsiCo) содержит даже пять тонизирующих компонентов (таурин, L-карнитин, кофеин, экстракт гуараны, экстракт женьшеня).
Как показали наши исследования, содержание кофеина в напитке Red Bull с кофеином составляет 415 мг/дм3, т.е. при употреблении 0,5 л этого напитка безопасная суточная норма потребле-
ния кофеина будет превышена. По этой причине товаропроизводители фасуют напиток в тару вместимостью 0,25 л.
Сезонное колебание насыщенности торгового ассортимента функциональных напитков на региональном рынке отражено на рис. 3. Видно, что сезонное колебание анализируемого показателя составляет от 21 до 57 товарных артикулов. При этом максимальное значение данный показатель имеет в весеннее время, а минимальное — в зимнее. Сравнивая значение этого показателя в зимний период 2008 и 2009 гг., можно увидеть рост от 40 до 69 товарных артикулов. Таким образом, намечена тенденция к росту численности торгового ассортимента анализируемой товарной группы на 72,5 % за последний год.
Доля функциональных напитков в суммарном объеме спроса на прохладительные напитки отражена на рис. 4. В зависимости от сезона она составляет от 14 до 33 %. Доля напитков этого рода в группе слабоалкогольных газированных напитков составляет от 17,2 до 20,7 % (в зависимости от сезона). Средние величины анализируемых показателей — 22 и 19 % соответственно.
На рис. 5 отражена динамика изменения стоимости напитков анализируемой товарной группы, показывающая, что при ее положительности объема спроса на напитки данной группы, исчисленного в натуральном выражении, цены на такие напитки существенно снизились в период с июля 2008 г. по февраль 2009 г.
Структура спроса на функциональные напитки различается в зависимости от их потребительского назначения.
Так, в соответствии с рис. 6 наибольший спрос имеют энергетические напитки, а начиная с зимы 2009 г. доминирующую популярность приобре-
тают напитки типа «Холодный чай». Справедливости ради отметим, что напитки такого типа никакого отношения к энергетическим или к тонизирующим напиткам не имеют, поскольку представляют собой прохладительные негазированные напитки с добавлением вкусоароматической основы чая и преимущественно не содержат компонентов энергетического или тонизирующего действия.
Из рис. 7 видно, что спрос на функциональные напитки на региональном рынке на 75-90 % формируется без присутствия в них натурального вкуса (фруктовые, ягодные и т. п.). Вместе с тем эта тенденция в начале 2009 г. имела обратный характер. Зимой 2009 г. наибольшим спросом потребителей стали пользоваться функциональные напитки с присутствием натурального вкуса и аромата (преимущественно цитруса, малины и персика).
В заключение отметим, что рынок функциональных напитков в нашей стране находится в стадии роста и, вследствие этого весьма динамичен. Отмеченные показатели данного рынка в целом соответствуют мировым тенденциям вследствие того, что он почти на 90 % (по состоянию на февраль 2009 г.) состоит из напитков, произведенных глобальными товаропроизводителями. Вместе с тем в отличие от мировых тенденций доля напитков, разлитых в упаковку большого объема (1 л и более), на российском рынке составляет существенную долю — более 2/3 суммарного объема спроса (67,7%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Потребление безалкогольных напитков в России // http://www.sostav.ru
2. Mp•//www.busmessamlyticaл•u
3. http://admarket.ru